Диагностика амортизаторов - способы и методы

Наши дороги полны сюрпризов, и хорошо если бы эти сюрпризы были приятными и приносили радость автомобилистам, которые ежедневно колесят по ним. Однако в реальности намного печальнее и сюрпризы на дорогах у нас, так или иначе, ассоциируются с выбоинами, горбами, неровностями, а иногда и с ремонтом или того хуже — ДТП…

 

ямы на дороге

 

Постоянная езда по таким дорогам рано или поздно приводит к ремонту автомобиля. Из-за высоких нагрузок и интенсивной работы первым делом начинает сыпаться ходовая автомобиля, в том числе и амортизаторы.

 

Амортизатор

 

Существует 4 основных способа диагностики амортизаторов автомобилей

1 - визуальный осмотр,

2 - тест на покачивание автомобиля,

3 - оценка управляемости автомобиля при движении,

4 - инструментальный контроль, или стендовая диагностика.

 

1 - Визуальный осмотр – один из наиболее достоверных способов, и он же является самым дешевым и оперативным. При проведении внешнего осмотра амортизатора можно заметить масляные потемнения на его поверхности. При этом не должно быть масляных потеков. Но если они все же имеются, это говорит о потере герметичности. Соответственно, такой амортизатор долго служить не будет. При наличии сомнений рекомендуют протереть амортизатор насухо и после нескольких дней работы проверить его повторно.

 

Следы масла на амортизаторе

 

В процессе внешнего осмотра амортизатора следует также обращать внимание на пыльник и буфер отбоя, если имеются следы масла на их поверхности это говорит о том, что амортизатор очень быстро выйдет из строя.

 

Пыльник и буфер отбоя амортизатора


Важным показателем работы амортизатора является и состояние шин. Наличие на боковой кромке шин неравномерных пятен износа свидетельствует о неисправности амортизаторов.

 

Неравномерный износ шин


Важно также выполнить осмотр штока амортизатора. Недостаток этой процедуры в том, что при этом амортизатор нужно снимать. Если на полированной поверхности штока присутствуют пятна от ржавчины или следы от зажимов, амортизатор необходимо заменить.

 

Если амортизатор неправильно затянули при установке - то есть была допущена несоосность штока и цилиндра, может наблюдаться износ хромового покрытия в виде пятна. Амортизатор в этом случае быстро выйдет из строя, поскольку на лицо потеря герметичности.

 

Шток амортизатора

 

Дефект 1

Дефект 2

Причина

Действия

Не обнаружено

Естественный износ уплотнения

Износ

Замена амортизатора

Коррозия штока амортизатора. Разрыв уплотнителя штока амортизатора

Коррозия вызвана износом пыльника амортизатора и связана с попаданием воды и грязи на шток

Замена амортизатора

Царапины на штоке амортизатора. Разрыв уплотнителя штока амортизатора

Повреждение штока амортизатора в связи с нарушением технологии установки

Замена амортизатора

Протерто хромовое покрытие штока амортизатора. Разрыв уплотнителя штока амортизатора

Шток амортизатора работает на излом. Не соблюдена технология установки амортизатора или нарушена геометрия кузова автомобиля вследствие аварии или удара

Замена амортизатора

Корпус амортизатора обработан антикоррозийной мастикой

Износ уплотнителя амортизатора из-за перегрева амортизатора

Замена амортизатора

Оторвано крепление амортизатора

-

Усталостное разрушение амортизатора в связи с длительной эксплуатацией

Замена амортизатора

-

Экстремальная нагрузка на амортизатор (удар подвески)

Замена амортизатора

Амортизатор не имеет подтеков и капель масла, но при движении автомобиля слишком “мягкий”

Износ, разрушение клапанов

Естественный износ или экстремальные нагрузки (удар подвески)

Замена амортизатора

Шток амортизатора погнут или сломан

Сильное механическое воздействие на амортизатор

Сильный удар подвески, нарушение геометрии кузова автомобиля в результате аварии

Замена амортизатора

Чрезмерное усилие при креплении штока амортизатора

Несоблюдение технологии монтажа

Замена амортизатора

Допущен перекос при установке амортизатора

Несоблюдение технологии монтажа или нарушение геометрии кузова

Замена амортизатора

Механическое повреждение корпуса, вмятина на корпусе амортизатора

Сильное механическое воздействие на амортизатор

Попадание камня, нарушение геометрии кузова автомобиля в результате аварии

Замена амортизатора

Амортизатор “заклинило”

Амортизатор не имеет внешних дефектов

Внутреннее повреждение амортизатора

Замена амортизатора

Амортизатор "замерз" (в зимний период). Загустение амортизаторной жидкости

Результат попадания воды или применения некачественной амортизаторной жидкости

Отогреть амортизатор, при нагреве жидкость восстанавливает свои свойства

Не происходит автоматическое выдвижение штока газового амортизатора

-

Отсутствие газа в амортизаторе: результат повреждения уплотнения штока или естественный износ

Замена амортизатора

Большой свободный ход штока амортизатора

Нехватка амортизаторной жидкости

Утечка амортизаторной жидкости через уплотнение штока

Замена амортизатора

Стук в амортизаторе

Внутренние повреждения

Экстремальные нагрузки

Замена амортизатора

Потертости картриджа в амортизаторной стойке

Картридж не был жестко закреплен к стойке

Разобрать стойку и заново собрать ее, соблюдая технологию сборки

Износ и разрушение резиновых втулок в крепежных проушинах амортизатора

Не соблюдены моменты затяжки при установке амортизаторов. Использованы амортизаторы, не подходящие к данному автомобилю. Естественный износ втулок

Замена втулок


2 - Тест на покачивание машины - этот способ позволит выявить лишь «убитый» амортизатор. Сущность способа заключается в том что: cначала автомобиль раскачивают за угол, затем его отпускают в нижней точке. Если автомобиль (после того, как его отпустили) продолжает свои колебания в течение долгого времени, это значит, что амортизатор неисправен - "убитый". Однако амортизатор не должен и останавливаться моментально, как "вкопанный" - это говорит о том, что амортизатор просто заклинил.

 

Тест на покачивание
 

3 - Оценка управляемости авто в движении - При неисправных амортизаторах автомобиль, начиная со скорости 70-80 км/ч, начнет "рыскать". Это особенно проявляется при мелких неровностях на дороге - уменьшается устойчивость и наблюдается продольная и поперечная раскачка. Снижается также реакция машины на руль при поворотах.

В данных случаях водитель привыкает к поведению неисправного автомобиля при езде и может даже не догадываться о неисправности амортизаторов, следует сравнить поведение на дороге вашего автомобиля с подобным автомобилем, имеющим исключительно исправные амортизаторы.

 

Оценка управляемости автомобиля в движении
 

Ощущения при езде

Возможные причины

Подвеска автомобиля слишком мягкая (машина неустойчива в повороте, “плавает” на дороге, либо машину раскачивает)

Установлены амортизаторы, не соответствующие данному автомобилю

Субъективные ощущения водителя

Отсутствие амортизаторной жидкости в рабочей камере амортизатора

Изношен клапанный узел амортизатора

Внутренние повреждения амортизатора

Оторвано крепление амортизатора

Подвеска автомобиля слишком жесткая (автомобиль "прыгает" даже на мелких неровностях, неровности дороги передаются на кузов)

Субъективные ощущения водителя

Установлены несоответствующие амортизаторы или пружины

Амортизатор "заклинило"

Амортизатор "замерз"

Стук в подвеске

Люфт в крепежных узлах амортизатора

Внутренний дефект амортизатора

Дефект связан с другими элементами подвески

Оторвано крепление амортизатора

 


4 - Инструментальный контроль, или стендовая диагностика - используются вибрационные стенды и специальные испытательные стенды, на которых проверяется демпфирующее усилие.

Благодаря вибрационному стенду можно получить диаграмму осевых колебаний. Специалисты безошибочно оценят состояние амортизаторов, сравнивая полученную диаграмму с допустимой граничной величиной осевых колебаний для конкретного авто.

При проверке демпфирующего усилия специалисты выполнят разборку подвески и снимут амортизатор. Эта диагностика сможет дать наиболее точную информацию. Недостаток такой диагностики лишь в ее сложности и дороговизне.

 

Стендовая диагностика амортизаторов

 

Дефекты амортизаторов

 

дефекты амортизатора

 

 

 1. Разрыв сальника штока амортизатора.


 2. Внутренние повреждения амортизатора: разрушение, выход из строя или естественный износ клапанного узла или поршня.


 3. Механическое повреждение амортизатора: трещина, вмятина в корпусе, искривление штока.


 4. Разрушение амортизатора: облом штока, отрыв крепежной проушины, деградация или разрушение сайлентблоков.


 5. Несоответствие свойств или деградация амортизаторной жидкости.


 6. Отсутствие газа в амортизаторе.

Добавить комментарий