Автоматические коробки: врожденные болезни. Акпп ("автоматы") jatco: отзывы Японская коробка автомат

Aisin - японская машиностроительная компания, которая производит разнообразные комплектующие для автомобилей. Большой популярности у многочисленных японских и европейских автопроизводителей пользуются автоматические коробки передач Aisin, которые с успехом используются на автомобилях Вольво, Сузуки, Ниссан, Мицубиши, Мазда, КИА, Хонда Форд, Мерседес, БМВ, Ауди и многих других. Автоматические трансмиссии от этого производителя зарекомендовали себя как сверхнадежные АКПП, которые сочетают доступную стоимость и простоту в обслуживании.

Первые трёхступенчатые автоматические коробки передач Aisin появились на японских автомобилях ещё в шестидесятых годах прошлого года. Отличная надёжность автоматических коробок передач быстро сделала их популярными, поэтому вскоре они стали активно использоваться американскими и европейскими автопроизводителями. Японские инженеры постоянно производили модернизацию своих автоматических трансмиссий и предлагали инновационные технологические решения, которые позволяли значительно улучшить эксплуатационные характеристики автомобилей, которые оснащались автоматическими коробками передач. Большой популярностью в настоящее время пользуется пяти и шестиступенчатые акпп Aisin , которые отличаются миниатюрными размерами. Благодаря своим компактным размерам такие трансмиссии могут с лёгкостью использоваться на городских малолитражных автомобилях, которые пользуются популярностью в Японии и странах Западной Европы.

В своих новейших автоматических коробках передач японские инженеры используют усовершенствованные гидроблоки, которые при своих миниатюрных размерах обеспечивают эффективную смазку трансмиссии. Наличие полностью автоматизированного управления работой АКПП обеспечивает максимальную плавность переключения передач и улучшенные показатели топливной экономичности. При этом по показателям динамики разгона автоматы даже превосходят механические коробки передач.

Особенностью трансмиссии от данного производителя являются великолепные показатели надёжности. Несмотря на широкое использование автоматики, коробки автомат Aisin отличаются простотой конструкции, ремонтопригодностью и улучшенной надёжностью. Не редкость, когда при правильном обслуживании трансмиссии они могли работать без необходимости выполнения капитального ремонта в течение трехсот тысяч километров и более. Все необходимые сервисные работы отличаются простотой и при необходимости могут быть выполнены самостоятельно автовладельцем. Ремонт коробок Aisin также не представляет существенный сложности. В отдельных случаях возможен самостоятельный ремонт трансмиссии этого производителя. Благодаря компактным размерам их демонтаж с автомобиля не представляет особой сложности, а наличие всех запчастей, как на современные коробки передач, так и на АКПП уже снятые с производства, позволяет с лёгкостью восстанавливать работоспособность автоматических коробок передач от японской компании Aisin.

По данным японской компании Aisin к настоящему времени продано более 40.000.000 автомобилей, которые оснащены трансмиссиями от этого производителя. Многие автопроизводители по достоинству оценили великолепное сочетание надёжности, простоты эксплуатации и доступную стоимость коробок передач Aisin.

Демонстрация работы пакетов АКПП Aisin U660/U760

Как работает АКПП Aisin - Видео

«Айсин» - машиностроительная компания из Японии, которая занимается выпуском комплектующих для автомобилей и другой техники. Коробки автоматы «Айсин» устанавливаются на автомобилях многих производителей. К ним относятся: BMW, Mercedes, Nissan, Kia. Первые трёхступенчатые автоматические коробки выпускались этим производителем ещё в 60-х годах. Уже тогда они завоевали признание в связи с надёжностью производимых агрегатов.

Производитель постоянно совершенствует коробки автомат Aisin, применяет новейшие разработки и технологии, улучшает качество и эксплуатационные характеристики оборудования. Современные коробки автомат «Айсин» имеют небольшой вес и размеры, что даёт возможность использовать их в трансмиссиях малолитражек.

Принцип работы

Основным узлом АКПП является гидроблок. Задача - распределение трансмиссионного масла (АТФ), которое под высоким давлением подаётся на вход гидроблока. Масло нагнетается специальным насосом, создающим давление в несколько атмосфер. Гидроблок перенаправляет струю к фрикционам, которые размыкаются для переключения передач. Внутри он имеет много каналов, в которых установлены наборы датчиков и соленоиды.

Направление движения масла зависит от положения, в котором находятся фрикционы. Оно изменяется в зависимости от числа оборотов двигателя и режима работы трансмиссии. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) контролирует процессы и управляет ими. ЭБУ передаёт импульсы при помощи соленоидов. Это электромагнитные клапаны, состоящие из магнитного стержня с обмоткой из меди.

Когда на клапан подаётся напряжение, создаётся магнитное поле, а сердечник выталкивается наружу, освобождая путь маслу. Когда напряжение снимается, пружины возвращают сердечник в исходное состояние, и клапан закрывается. Каждый клапан выполняет определённую функцию:

  • включение и выключение каналов;
  • регулировка направлений потоков масла;
  • контроль за количеством масла, проходящего по каналам в единицу времени.

АКПП этого типа бывают пяти- и шестиступенчатые. Иногда встречается и большее число передач. Преимуществами АКПП «Айсин» являются:

  • эффективный гидроблок, дающий возможность минимизировать габариты коробки передач;
  • автоматизированное управление коробкой, которое позволяет повысить плавность хода и экономить топливо;
  • высокая надёжность;
  • простота конструкции и возможность ремонта и замены масла;
  • хорошее обеспечение запчастями.

Благодаря этим качествам АКПП «Айсин» завоевал значительную долю рынка автоматических коробок. Многие автопроизводители оценили хорошее сочетание надёжности и простоты в обслуживании этих агрегатов.

Распространённые неисправности

Наиболее часто неисправности связаны с необходимостью более своевременной замены масла. Для правильного функционирования АКПП требуется заменять масло через каждые 40 тысяч километров пробега или раз в 3 года. Признаками поломки могут быть рывки при переключении с 4 на 5 скорость и обратно. Рывки при переходе с 1 на 2 скорость не должны привлекать внимание. Это нормально для коробок Aisin. Причиной неполадок является износ, в результате которого в АКПП образуется металлобумажная стружка. Она забивает микрофильтры внутри соленоида и затрудняет проход масла.

Неисправности могут быть связаны с износом фрикционных дисков. При ремонте требуется полностью перебирать коробку и очищать детали от стружки и налёта. Для предотвращения поломок эти агрегаты не рекомендуется подвергать таким предельным нагрузкам, как пробуксовывание. Чтобы избежать проблем, связанных с преждевременным выходом из строя коробки «Айсин», нужно соблюдать правила эксплуатации:

  • прогревать не только двигатель, но и АКПП, переключая её режимы, чтобы разогреть и распределить масло по каналам;
  • не переключать Aisin коробку передач в режим нейтраль на каждой остановке или при движении под гору;
  • не производить переключения направления движения в АКПП до полной остановки;
  • сохранять температуру на уровне 80 — 90° С.

Гидроблок Aisin - элемент, имеющий высокую надёжность, но он должен обладать высокой точностью в работе. Поэтому при любых неисправностях трансмиссии нужно обращаться в сервисный центр, где произведут качественный и оперативный ремонт.

Для увеличения ресурса коробки передач нужно вовремя производить профилактический и текущий ремонт и не допускать серьёзных поломок. Обеспеченность запчастями для этой АКПП хорошая. В сервисных центрах обычно имеются нужные детали в наличии или под заказ.

Японская компания Jatco - крупнейший производитель автоматических и роботизированных Её продукция очень популярна среди автопроизводителей: "Ниссан" комплектуют вариаторами Jatco, "Инфинити" - 7-ступенчатыми "автоматами", "Рено" - 6-ступенчатыми АКПП.

Немного истории

в 1970 году была основана Japanese Automatic Transmissin Company (Jatco) и с успехом производила автоматические трансмиссии для "Ниссана" и "Мазды". До 1999 года она являлась частью концерна "Ниссан". Для большей свободы в осуществлении продаж руководство Jatco решило сделать шаг в сторону отделения от автоконцерна. Так как конкурировать приходилось только с двумя производителями АКПП - Aisin от "Тойоты", и немецким ZF, дальнейшему развитию компании ничто не угрожало.

Сегодня Jatco продаёт АКПП по нескольку сот тысяч в год. По отзывам, "автоматы" Jatco с лёгкостью конкурируют среди других производителей, выпуская бюджетную, но надёжную продукцию.

Сразу после отсоединения от "Ниссана" Jatco выпустила вариатор, тем самым завоевав первое место в мире. Даже такие автогиганты, как БМВ и "Фольксваген" стали пользоваться её продукцией, успешно оснащая АКПП и вариаторами автомобили с объёмом до 3,5 литра.

Система обозначений АКПП Jatco

Набор букв и цифр в названиях коробок только на первый взгляд кажется непонятным. На самом деле он прост и информативен:

  • буквы R и F обозначают привод (R - rear - F - forward - переднеприводный);
  • наличие буквы E указывает на электронное управление - electronic, L - гидравлическое;
  • первая цифра - это количество скоростей;
  • последнее число и буква после него обозначают номер модификации.

В случае с вариатором количество передач обозначается цифрой 0.

Установка "автомата" Jatco на ВАЗ

В 2010 году было принято решение о серийном выпуске автомобилей с АКПП. Оснащение этих авто должно было быть качественным и финансово доступным среднему покупателю. Так как предыдущая попытка с АКПП КАТЕ не увенчалась успехом, руководство завода начало сотрудничать с компанией Jatco.

Предложение устанавливать компактный японский "автомат" на малообъёмную "Ладу Гранту" или "Ладу Калину" выглядело вполне приемлемым.

Этого кардинального решения с нетерпением ожидали российские автолюбительницы. Управление машиной с АКПП значительно проще. В отсутствие предложений от отечественного производителя многим приходилось покупать подержанные иномарки вторичного рынка.

АКПП Jatco

"Автомат" JF414E сконструирован на базе 4-ступенчатой механической коробки передач, которую выпустила компания "Ниссан" в 80 году. За 30 лет МКПП совершенствовалась и менялась, догоняя мировые тенденции. Наконец к 2012 году преобразилась из механической в автоматическую и получила большую популярность среди любителей малолитражек.

Установить японский "автомат" на ВАЗ было немного сложнее и дороже, чем МКПП или "робота". Соответственно, в стоимости ремонта и обслуживания он также уступает.

Jatco начинает комплектовать Lada Granta в 2012 году. Чтобы адаптировать новую коробку к конструкции "Гранты", потребовалось полтора года. Совместные усилия инженеров "АвтоВАЗа" и Jatco увенчались успехом. Для окончательной настройки были привлечены австрийские специалисты компании AVL. Им предстояло сделать работу АКПП более динамичной.

Для совмещения "автомата" с двигателем конструкторы внесли изменения в некоторые узлы авто. Из-за большей массы коробки пришлось усилить переднюю подвеску. Картер стал литым (а не штампованным, как в предыдущих версиях). Поддон прикрепили прямо к гидротрансформатору, тем самым увеличив жёсткость конструкции. Вследствие всех манипуляций клиренс уменьшился на 20 мм.

Отзывы об "автоматах" Jatco

Отзывы об "автомате" Jatco JF414Eразделились. Часть автовладельцев была рада появлению доступного авто с АКПП, часть находила минусы и недоработки. Проходили споры об оснащении коробки гидромеханическим управлением, которое считается пусть и надёжным, но уже устаревшим. В современных авто всё больше встречается электронное управление. Но его наличие значительно увеличивает стоимость всей машины.

После выхода с конвейера "Лады Гранты" были проведены тест-драйвы и обзоры как официальными СМИ, так и любителями. Автовладельцы делились впечатлениями в отзывах и на форумах, составляя общую картину работы "автомата" Jatco на "Гранте".

Те, кто уделяет большое внимание эстетике и практичности, сетовали на отсутствие какого-либо предохранения от случайного переключения диапазонов. Прорезь для рычага абсолютно ровная, без стопоров. Пусть на приборной панели и отображается индикатор включенного режима, но многим хотелось бы иметь подсветку обозначений и на селекторе передач.

Однако инженеры предусмотрели защиту самой АКПП от несанкционированных переключений. Даже если во время езды водитель случайно переключить рычаг в режим заднего хода R, коробка никак не отреагирует на это действие, пока не появятся условия для этого режима (например, остановка).

Любителей резкой езды порадовал динамичный разгон "Лада Гранта". Связь между нажатием на педаль газа и работой двигателя очень хорошая. Мотор реагирует сразу, без задержек на переключение скорости.

4-я передача настроена так, что низкое передаточное значение сохраняется во время равномерной езды (например, по трассе, для экономии бензина). Но при незначительном нажатии на педаль газа крутящий момент на колёсах увеличивается так, как будто существует ещё одно - промежуточное - значение скорости.

В целом работа АКПП незаметна. Она плавно также без пауз понижает их.

В коробке есть функция "Овердрайв", которая запрещает автоматике перейти на 4-ю передачу. Это удобно во время обгона для увеличения динамики авто. Предусмотрены диапазоны принудительного ограничения первых двух передач. Они применимы при езде по ухабистой местности или подъёме в гору.

Основным недостатком в работе "автомата" считается большой расход бензина, особенно в городской черте. При обкатке нового авто он доходит до 17 л на 100 км, затем уменьшается, но не ниже 13 л на 100 км в смешанном режиме.

Установка "автомата" Jatco на "Калину"

После того как АКПП был оснащен инженеры поставили на конвейер производство "Калины" с этой же коробкой. Здесь у покупателей появился выбор кузова, так как комплектовались "автоматом" и хэтчбек, и универсал.

"Калина" с "автоматом" Jatco, по отзывам, не имела отличий от "Гранты", с тем исключением, что автовладельцев волновал поддон двигателя, сделанный из алюминия. Удар днищем мог привести к трещинам и деформации этого элемента защиты. Поэтому при покупке нового авто рекомендовалось поддон сразу же заменить.

Ремонт и гарантийное обслуживание

Официально завод "АвтоВАЗ" принял решение не ремонтировать АКПП, а менять на новую. Это обусловлено тем, что автоматическая коробка Jatco - это новый, неопробованный агрегат для данного производства. Обучить механиков каждого дилерского центра ремонту такого сложного узла у "АвтоВАЗа" просто нет возможности.

Любая поломка может стать причиной для отзыва всей партии авто. Поэтому каждый вышедший из строя "автомат" отправляется на завод с целью определения поломки и ведения статистики.

Гарантийный срок службы АКПП совпадает с гарантийным сроком самого авто.

Окончание выпуска "Лады" с АКПП

2015 год стал переломным в Продажи автомобилей "Лада Гранта" и "Лада Калина" начали падать. И дело не в отзывах о японской коробке "автомат" Jatco (они всё ещё были положительными), а в том, что завод остался единственным заказчиком 4-ступенчатой АКПП у японского производителя. В связи с этим цена на "автомат" начала расти, потянув за собой и стоимость оснащённых им автомобилей.

Руководством "АвтоВАЗа" было принято решение убрать с производства "Гранту" и "Калину" с АКПП.

Роботизированная механическая коробка передач

Новая коробка была сконструирована на основе отечественной МКПП 2180 с добавлением электроактуаторов (механизма переключения скоростей) немецкой компании ZF.

Низкая стоимость агрегата обусловлена тем, что его собирают на том же конвейере, что и стандартную 5-ступенчатую коробку. В итоге получается автомобиль полностью отечественного производства за весьма умеренную стоимость. Для сравнения: укомплектовать "Киа Рио" или "Фольксваген Поло" "роботом" будет стоить в два раза дороже, чем "Ладу".

Выпускают многие производители. Aisin – фирма из Японии, производящая широкий ассортимент автозапчастей, но в Европе и на азиатском рынке особым спросом пользуются АКПП этой фирмы. Коробки используют в своей продукции такие именитые концерны, как KIA, BMW, Ford, Audi, Nissan, и прочие. Коробки Aisin просты в эксплуатации, доступны по стоимости и обладают хорошей ремонтопригодностью.

История

Страна-производитель Aisin – Япония. Фирма начала выпускать АКПП еще в 60 годах XX века. Первые образцы были трехступенчатыми, они быстро завоевали популярность благодаря надежности и неприхотливости. Спустя какое-то время компания вышла на европейский и американский рынок.

С тех пор коробки Aisin постоянно совершенствуются. На сегодняшний день используются в основном АКПП этой фирмы на 5 и 6 ступеней. В частности, это Aisin 09G на 6 ступеней (TF60-SN по собственной маркировке фирмы, разработана в сотрудничестве с инженерами VAG), устанавливаемая в машины Skoda,Volkswagen, и др.

Особенности АКПП Aisin

На протяжении всего времени и автоконцерны, и потребители отмечают важное достоинство японских коробок: они компактны, чем выгодно отличаются от многих образцов конкурентов. Небольшой размер позволяет ставить эти АКПП в малолитражные автомобили, что крайне популярны на азиатских рынках, и становятся все более востребованы в России.

Среди прочих преимуществ АКПП Aisin:

  • небольшой, но очень эффективный , дающий сделать АКПП еще компактнее и обеспечить при этом эффективную смазку узла. Так выглядит гидроблок:

Следует снять поддон коробки, осмотреть диски и манжеты поршней, при необходимости заменив таковые.

  • Коробка издает посторонний шум , автомобиль не двигается, или едва едет, пока масло не прогреется.

Основная причина этого – выход из строя гидротрансформатора коробки . Проблема решается только заменой сломавшегося узла.

  • Машина еле-еле едет вперед и не реагирует на включение задней передачи. Если попытаться толкнуть авто назад, сделать это не удается.

Такие симптомы свидетельствуют о поломке планетарного редуктора коробки, когда заклинивает солнечная шестерня. Способ устранить проблему – заменить вышедшие из строя детали, или отремонтировать таковые.

  • Передние передачи на коробке включаются, но задней нет.


Поделиться