Что обозначают цифры на двигателе. Классификация и маркировка судовых двс

Очень часто при ремонте, а также замене того или иного узла, или автомобильного агрегата, довольно часто возникает необходимость определить модель силового агрегата. При помощи этих данных можно подобрать необходимые запчасти или заказать новый двигатель на авто.

И так, предлагаю вашему вниманию инструкцию по определению типа и марки двигателя, а также некоторых его свойств.

1. Идентификацию силового агрегата следует начинать с номера, который обычно находится с левой стороны. Для этого на блоке цилиндров имеется специальная площадка. Как правило, маркировка состоит из двух частей - описательной и указательной. Описательная часть состоит из шести знаков, а указательная – из восьми. Первый знак - это латинская буква или цифра, она обозначает год выпуска двигателя. К примеру, девятка означает 2009 год, а буква А, в свою очередь, 2010 год, ну и так далее В – 2011…

2. Три первых цифры описательной части - индекс базовой модели, четвертая это индекс модификации. В случае если индекса модификации нет, принято ставить ноль.

3. Пятая по счету цифра - климатическое исполнение. Последняя цифра это, как правило, либо диафрагменное сцепление, которое может иметь значение (А), либо клапан рециркуляции (Р). На отечественных автомобилях марки ВАЗ, к примеру, номер, а также модель двигателя производитель выбивает на задней части торца блока цилиндров.

4. На автомобилях марки ГАЗ (Горьковского автомобильного завода) характерным является несколько иное размещение этого номера двигателя. На ГАЗонах маркировку следует искать в левой нижней части блока цилиндров.

Компания Toyota первой цифрой указывает порядковый номер в серии, и только второй – серию двигателя. Допустим, двигатель имеющий маркировку 3S-FE и 4S-FE, не смотря на конструктивную схожесть, имеют отличия исключительно в разных рабочих объемах.

5. Если в маркировке имеется буква G это значит, что агрегат бензиновый и имеет электронный впрыск и, скорее всего оснащен чарджером или турбиной. Литера F, означает - цилиндры с четырьмя клапанами, двумя распредвалами и отдельным приводом. Буква Т - указывает на присутствие турбин, а Z – суперчарджера. Вот вам пример такой маркировки 4А-GZE. Наличие буквы Е – может означать, что автомобиль оснащен электронным впрыском, а S – то, что двигатель оборудован системой непосредственного впрыска, и наконец Х – демонстрирует отношение двигателя к гибридам.

6. Двигателя марки Nissan имеют более информативную маркировку. Первая и вторая буквы - серия, две следующие – это объем мотора. Для того чтобы выяснить какой объем двигателя в кубических см., нужно этот показатель умножить на 100. 4-клапанные двигателя будут обозначены на цилиндре буквой D. V - регулировка фазы газораспределения, E -электронный многоточечным впрыск. Буква S - в карбюраторных агрегатах, одна буква Т - одна турбина, соответственно две - ТТ.

Маркировка ДВС по ГОСТ

Маркировка двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Марка позволяет судить об основных конструктивных особенностях и размерах дизеля. Его технико - экономические характеристики (мощность, быстроходность, расход топлива, смазочного масла и др.) приводятся в паспорте или формуляре (мануале).

Основное описание

Согласно ГОСТ 4363-48 каждый двигатель внутреннего сгорания имеет условное обозначение, называемое маркой. Цифра в марке указывает число цилиндров, буквы характеристику двигателя и дробь - диаметр цилиндра (числитель) и ход поршня (знаменатель) в сантиметрах. *Правильно выражать в миллиметрах! Кроме того после дроби может стоять цифра, указывающая номер модернизации.

Обозначения характеристик ДВС

В соответствии с ГОСТ 4363-48 буквы в марке двигателя означают: Ч - четырехтактный Д - двухтактный ДД - двухтактный двойного действия Г - газовый Р - реверсивный С - судовой с реверсивной муфтой П - с редукторной передачей К - крейцкопфный Н - с надувом

Дополнительно

Некоторые заводу, кроме обязательной по стандарту маркировки, присваивают выпускаемым двигателям заводские марки. Например, марка по ГОСТу двигатель:

6ЧСП 15/18 расшифровывается следующим образом: шестицилиндровый четырехтактный судовой с реверсивной муфтой и редукционной передачей, с диаметром цилиндра 150 мм и ходом поршня 180 мм; заводская марка двигателя 3Д6. 6ЧН 31,8/33 - шестицилиндровый четырехтактный с надувом, с диаметром цилиндра 318мм и ходом поршня 330мм; заводская марка Д50.

Источник:Книга "Судовые Дизели (устройство, основы теории и эксплуатация)" А.Ф. Гогин, Д.Ф. Куприянов, Е.Ф. Кивалкин


Wikimedia Foundation . 2010 .

Материал подготовлен к публикации М.Ухановым (aka miha, CTTeam) и mgs.

Параметр

ЗМЗ 4062 ЗМЗ 4061 ЗМЗ 4063 ЗМЗ 4052 ЗМЗ 409
Рабочий объем, дм 3 (л)

2 ,28

2 ,46 2 ,69
Диаметр цилиндра, мм 92 95 ,5
Ход поршня, мм 86 94
Степень сжатия 9 ,3 8 9 ,3 9 ,3 9
Система питания Впрыск Карбюратор Впрыск
Номинальная мощность, кВт/л.с, при частоте вращения КВ, мин - 1 106 ,3 /145 73 ,5 /100 80 ,9 /110 118 / 152 105 /142 ,8
5200 об.мин 4500 об.мин 4500 об.мин 5200 об.мин 4400 об.мин
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс/м), при оборотах вращения КВ, мин - 1 206 (21 ) 181 ,5 (18 ,5 ) 191 ,3 (19 ,5 ) 210 ,9 (21 ,5 ) 230 (23 ,5 )
4200 3500 3500 4200 3900
Частота вращения на холостом ходу, мин - 1 , минимальная (максимальная) 850 ±50
(6000 )
700 ±50
(6000 )
850 ±50
(5000 )
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт‑ч (г/л.с‑ч) 252 (185 ) 285 (210 ) 278 (205 ) 265 (195 )
Порядок работы цилиндров 1 –3 ‑4 –2
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0 ,3 0 ,4 0 ,3
Масса двигателя в комплекте поставки заводом, кг. 187 185 187 190

Примечание: здесь и далее перевод из системы СИ в техническую и обратно, где не требуется точность, сделан с погрешностью до 2 %. Энергетические и экономические показатели – по внешней скоростной характеристике (ГОСТ 14846 –81 ).

МАРКИРОВКА ДВС ЗМЗ.

Маркировка (идентификационный номер) двигателей нанесена на специальной обработанной площадке, расположенной с левой стороны двигателя на блоке цилиндров над бобышками крепления передней опоры двигателя. В маркировке двигателей применяются буквы латинского алфавита (кроме букв I, О, Q) и арабские цифры. Буквы и цифры наносятся с помощью клейм ударным методом. Маркировка состоит из двух составных частей: описательной и указательной. Описательная часть маркировки состоит из шести знаков и имеет следующую структуру. На первом месте стоит сокращенное цифровое обозначение модели двигателя базовой комплектации. Если обозначение модели двигателя включает менее шести цифр, то на незаполненных местах последних знаков (справа) выбиты нули. Например: «406200 ».

Для отражения варианта комплектности двигателя, отличной от базовой, применяется условный буквенный код данной комплектности, который расположен на последнем знаке (справа). Условный код комплектности присваивает предприятие-изготовитель (ЗМЗ). Например: «40620 F» и др. Указательная часть маркировки состоит из восьми знаков (цифр и букв). Первый знак – условный буквенный код года выпуска двигателя (V – 1997 ; W – 1998 ; X – 1999 ; Y‑2000 ). Последующие годы будут обозначаться цифрами: 2001 цифрой 1 , 2002 – цифрой 2 и т.д. Второй знак – условный цифровой код сборочного цеха (конвейера), в котором собран двигатель (О, 1 , 2 …). Последующие знаки – порядковый номер двигателя, присвоенный предприятием-изготовителем (ЗМЗ). На незаполненных местах указательной части маркировки выбиты нули. Например: «W4002774 », где W – - 1998 год; 4 – код сборочного цеха (конвейера); 2774 – номер двигателя. В начале и конце маркировки, а также между ее составными частями выбит разделительный знак – пятиконечная звездочка. Пример маркировки:

Фазы ГРМ.


В настоящее время на судах находится в эксплуатации большое количество разнообразных типов двигателей, которые классифицируются по следующим основным признакам.
По способу осуществления рабочего цикла двигатели подразделяются на четырех- и двухтактные. У первых — рабочий цикл совершается за четыре хода поршня (за два оборота коленчатого вала), у вторых — за два хода поршня (за один оборот коленчатого вала).
По способу действия различают двигатели простого действия, двойного действия и с противоположно движущимися поршнями, у которых два поршня работают в одном цилиндре и движутся в противоположные стороны. В зависимости от конструкции они приводят во вращение один или два коленчатых вала. В двигателях простого действия рабочий цикл совершается в верхней полости цилиндра над поршнем, в двигателях двойного действия — в верхней и нижней полостях. Двигатели двойного действия на судах применяются редко.
По способу наполнения рабочего цилиндра свежим воздухом двигатели бывают с наддувом и без наддува. У двигателей с наддувом в цилиндры двигателя подается воздух с повышенным давлением, создаваемым специальным наддувочным агрегатом. В четырехтактных двигателях без наддува воздух в цилиндры засасывается поршнем через всасывающие клапаны; в двухтактных — заполнение цилиндра воздухом производится продувочным насосом при невысоком давлении.
По конструктивному выполнению различают тронковые и крейцкопфные двигатели. В тронковых двигателях роль направляющей выполняет нижняя (тронковая) часть поршня, передающая боковое давление на стенки цилиндра. В крейц-копфных — роль направляющей выполняют ползуны, скользящие по параллелям и передающие на них боковое давление.
По направлению вращения коленчатого вала двигатели делятся на реверсивные, имеющие устройства для изменения направления вращения коленчатого вала, и нереверсивные, постоянно вращающиеся в одном направлении.
Кроме того, двигатели бывают правой и левой модели. У двигателей правой модели (если смотреть с кормы в нос, у вспомогательных двигателей — со стороны потребителя энергии) коленчатый вал вращается по часовой стрелке, у двигателей левой модели — против часовой стрелки.
По расположению цилиндров двигатели бывают с вертикальным расположением цилиндров (вертикальные); с горизонтальным расположением цилиндров (горизонтальные) и с расположением цилиндров под некоторым углом (V-образные, W-образные, Х-образные, звездообразные и другие). На судах наиболее широко распространены вертикальные двигатели, реже применяются двигатели с расположением цилиндров под некоторым углом и, как исключение, встречаются горизонтальные двигатели.
По величине средней скорости поршня ст двигатели согласно ГОСТ 4393—74 условно разделяются на тихоходные (со средней скоростью поршня до 6,5 м/с) и быстроходные (со скоростью поршня 6,5 м/с и выше).
По частоте вращения коленчатого вала двигатели подразделяются на малооборотные (до 250 об/мин), среднеоборотные (250—600 об/мин), повышенной оборотности (600— 1000 об/мин) и высокооборотные (более 1000 об/мин).
По назначению судовые двигатели делятся на главные — приводящие в движение гребной винт или главные электрогенераторы (при электродвижении) и вспомогательные — приводящие в движение вспомогательные механизмы (генераторы, компрессоры, пожарные помпы и др.).
Все двигатели, в том числе и судовые, согласно ГОСТ 4393—74 имеют единую систему маркировки при помощи цифр и букв, которые определяют основные конструктивные признаки данного типа двигателя. Буквы обозначают: Ч — четырехтактный; Д — двухтактный; ДД — двухтактный двойного действия; Р — реверсивный; С—судовой с реверсивной муфтой; П — с редукторной передачей; К — крейцкопфный; Н — с наддувом. Если в марке отсутствуют буквы Р, К или Н, то это говорит о том, что двигатель нереверсивный, тронковый и без наддува. Цифры перед маркой указывают число цилиндров двигателя, а дробь после букв — диаметр цилиндра (числитель) и ход поршня (знаменатель) в см.
Так, например, марка двигателя 5ДКРН 50/110 обозначает, что двигатель пятицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный, реверсивный с наддувом, диаметр цилиндра — 50 см, ход поршня — 110 см.
Двигатели иностранной постройки не имеют такой четкой маркировки, так как каждая фирма имеет свою систему обозначений.

ДВС классифицируется по следующим признакам:

1 – по роду рабочего цикла – подводом теплоты к рабочему телу при постоянном объеме, постоянном давлении и со смешанным подводом телоты (т.е. вначале при постоянном объеме, потом при постоянном давлении газов);

2 – по способу осуществления рабочего цикла – четырехтактные, у которых цикл осуществляется за четыре последовательных хода поршня (за два оборота коленвала), и двухтактные, у которых цикл осуществляется за два последовательных хода поршня (за один оборот коленвала);

3 – по способу воздухоснабжения – с наддувом и без наддува. В 4-х-тактных ДВС без наддува цилиндр наполняется свежим зарядом (воздухом или горячей смесью) всасывающим ходом поршня, в 2-х-тактных ДВС-поддувочным компрессором с механическим приводом от двигателя. В ДВС с наддувом (их называют комбинированными) имеется турбокомпрессор, подающий воздух в двигатель при повышенном давлении;

4 – по способу воспламенения топлива – с воспламенением от сжатия (дизели) и с искровым зажиганием (карбюраторные и газовые);

5 – по роду применяемого топлива – жидкого топлива и газовые;

6 – по способу смесеобразования – с внутреннем смесеобразованием, когда топливовоздушная смесь образуется внутри цилиндра (дизели), и с внешним смесеобразованием, когда эта смесь готовится до ее подачи в рабочий цилиндр. Основные способы внутреннего смесеобразования – объемное, объемно-пленочное и пленочное;

7 – по типу камеры сгорания (КС) – с неразделенными однополостными, с полуразделенными (КС в поршне) и разделенными КС (предкамерные, вихрекамерные и воздушнокамерные КС);

8 – по частоте вращения коленвала n – малооборотные с n < 240 мин -1 , среднеоборотные 240 < n < 750 мин -1 , повышенной оборотности 750 < n < 1500 мин -1 и высокооборотные с n > 1500 мин -1 ;

9 – по назначению – главные, предназначенные для привода судовых движителей, и вспомогательные;

10 – по принципу действия – простого действия (рабочий цикл совершается в одной полости цилиндра), двойного действия (рабочий цикл совершается в двух полостях цилиндра – над и под поршнем) и с противоположно движущимися поршнями;

11 – по конструктивному исполнению кривошипного механизма (КШМ) – тронковые и крейцкопфные;

12 – по расположению цилиндров – вертикальные, горизонтальные, однорядные, двухрядные, V-образные, звездообразные.

Основными определениями являются следующие:

– ВМТ и НМТ, соответствующие крайним положениям поршня в цилиндре;

– ход поршня, т.е. расстояние между крайними положениями поршня;

– объем камеры сжатия (или сгорания), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;

– рабочий объем цилиндра, который описан поршнем между мертвыми точками.

Для маркировки дизелей производства стран СНГ приняты условные обозначения, состоящие из букв и цифр: Ч – четырехтактный; D – двухтактный; DD – двухтактный двойного действия; Р – реверсивный; С – с реверсивной муфтой; Н – с наддувом. Отсутствие буквы К в маркировке – двигатель тронковый.



Поделиться