Антифриз для чего он нужен. Что такое антифриз,для чего он нужен и какие виды существуют? Что такое тосол и антифриз

Немаловажную роль в эксплуатации автомобиля играет охлаждающая жидкость. Для чего она предназначена, из чего состоит, как часто ее следует менять и какую именно жидкость выбрать для той или иной модели – на эти и другие наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы мы ответим в нашей сегодняшней статье.

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Основная функция охлаждающей жидкости – уменьшать тепловые нагрузки на узлы и детали двигателя внутреннего сгорания, установленного в автомобиле. Она циркулирует по замкнутому контуру, соприкасаясь со стенками цилиндров двигателя (в них температура сгораемого топлива достигает нескольких тысяч градусов Цельсия) через так называемую «рубашку охлаждения» силовой установки (специальная полость), нагревается и отводит от блока цилиндров избыточное тепло.

В системе охлаждения двигателя рабочая жидкость течет по двум контурам – малому и большому, периодически нагреваясь (у рабочих поверхностей мотора) и охлаждаясь (в радиаторе). За циркуляцию охлаждающей жидкости в системе отвечает центробежный насос, а за ее перенаправление от большого контура к малому (при прогреве двигателя) в зависимости от рабочей температуры мотора – .

Важную роль в системе охлаждения двигателя играет расширительный бачок: здесь содержится запас «охлаждайки», через его клапан регулируется избыточное давление охлаждающей жидкости, что позволяет мотору работать при более высоких , не допуская ее вскипания.

Из чего состоит охлаждающая жидкость?

Для охлаждения двигателя используются два вида жидкостей: дистиллированная вода и антифризы. Вода является наиболее дешевой, нетоксичной, с максимальной удельной теплоемкостью (способность поглощать тепло на единицу веса) и наибольшей способностью к охлаждению жидкостью. Антифризы – сложные по химическому составу вещества, которые обладают высокой температурой кипения и не подвержены замерзанию при критически низких температурах (от -40°С до -70°С).

Дистиллированная вода, антифриз, тосол

В системе охлаждения двигателя современных автомобилей воду не применяют из-за ее непрактичности: она замерзает уже при 0°С, расширяясь в объеме до 10% и превращаясь в кристаллы льда. Соответственно, выполнять свою основную функцию, отвод тепла от двигателя, в зимнее время эта «охлаждайка» уже не сможет, к тому же кристаллы льда, образовавшиеся в системе охлаждения мотора, могут нанести вред узлам и деталям силового агрегата, приведя к так называемому «размораживанию» двигателя — то есть, разрушению блоков цилиндров и головок блока. Поэтому сегодня автопроизводител и отдают предпочтение антифризам, которые лишены присущих воде недостатков.

В состав антифризов входят два основных элемента — вода и многоатомные спирты, обладающие высокой способностью к расширению при нагревании, одной из ключевых характеристик охлаждающей жидкости. Помимо воды и многоатомных спиртов в составе антифризов присутствуют разнообразные присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики охлаждающей жидкости: подавление образования ржавчины на металлических поверхностях, вспенивания при достижении высоких температур, разрушения поверхностей резиновых деталей, образования парового конденсата и прочих. Еще одним элементом антифриза является краситель, который играет роль маркера – если жидкость в процессе эксплуатации меняет цвет, то настало время для его замены.

По составу спиртов все антифризы делятся на два вида: этиленгликолевые и пропиленгликолевые.

Этиленгликолевые охлаждающие жидкости содержат этиленгликоль – многоатомный спирт сладковатого запаха, желтого цвета, плотность которого при +20°С составляет 1.112-1.113 г/см³, температура кипения — 197°С, а замерзания -11.5°С. В зависимости от того, для каких условий эксплуатации предназначена «охлаждайка» на основе этиленгликоля, ее разбавляют с водой в таких пропорциях 1:1, 1:2 или 2:3. Чем большее содержание в такой смеси этиленгликоля, тем большей стойкостью к замерзанию и закипанию он обладает.

Пропиленгликолевые антифризы в своем составе имеют пропиленгликоль – многоатомный спирт, во много схожий по химическим свойствам с этиленгликолем, но обладающий меньшей токсичностью и большей степенью кинематической вязкости. Последнее его свойство можно отнести к недостаткам, так как при воздействии на силовой агрегат внешних низких температур скорость циркуляции такой «охлаждайки» по системе охлаждения двигателя падает, и жидкость хуже выполняет свои функции.

Антифризы также различаются по химическому составу присадок — их делят на четыре типа: традиционные, карбоксилатные, гибридные и лобридные.

Традиционные, используемые в основном в автомобилях, выпускавшихся в странах Европы, Северной Америки и ряде азиатских стран (Япония, Южная Корея) до 2 000 года, присадки в своем составе содержат замедлители коррозии из неорганических элементов – фосфатов, нитратов, боратов и так далее. Их перестали использовать для охлаждения двигателей по нескольким причинам: сравнительно короткий срок эксплуатации (до 2 лет), низкая температура кипения (до 105°С). В процессе работы традиционные присадки, разлагаясь, покрывали слоем содержащихся в них веществ рабочие поверхности, что приводило к ухудшению охлаждения узлов и деталей силовой установки, разрушению элементов центробежного насоса, засорения магистрали системы охлаждения машины.

Применение: традиционные антифризы (Тосол) сегодня используют в машинах отечественного производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ).

Карбоксилатные, содержащие в своем составе органические кислоты (карбоксилаты), присадки являются наиболее эффективными в замедлении коррозии. Они способны точечно воздействовать на потенциальные очаги коррозии и кавитации (образовании парового конденсата), покрывая проблемные места защитным слоем не более 1 микрона, что позволяет более эффективно охлаждать двигатель. Срок службы таких присадок – от пяти лет и более, в зависимости от условий эксплуатации.

Применение: карбоксилатные антифризы используют в автомобилях марок Fiat, Ford, KIA, Hyundai, Renault и прочих.
Гибридные присадки содержат в своем составе неорганические (силикаты, нитриты или фосфаты) и органические (карбоксилаты) вещества. Совокупное воздействие этих смесей на очаги возникновения коррозии и парового конденсата выше, чем у традиционных присадок, но из-за наличия неограники они имеют те же, но выраженные в меньшей мере, недостатки, что и у «чистых» силикатных, фосфатных и нитритных ингибиторов. Срок службы гибридных присадок – от трех до пяти лет.

Применение: гибридные антифризы используются в автомобилях марок Chrysler, Mercedes-Benz, BMW.

Лобридные присадки – самый новый вид подавителей коррозии и парового конденсата, которые можно отнести к подвиду гибридных. Их особенность — в распределении в смеси органических (90% карбоксилатов) и неорганических (10% силикатов) веществ, что приводит к улучшению технических характеристик таких антифризов по сравнению с гибридными.

Применение: используется в автомобилях марок Peugeot, Citroen, Volkswagen, Skoda, Seat.

Маркировка антифризов от Volkswagen

Концерн Volkswagen разработал для карбоксилатных, гибридных и лобридных антифризов свою маркировку допуска охлаждающей жидкости, которую сегодня применяют множество производителей «незамерзайки». Так, карбоксилатные антифризы имеют маркировку G12 и G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-D/VW TL 774-F), гибридные – G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C), лобридные – G12++, G13 (соответствуют спецификации VW TL 774-G).

Особенностью этих спецификаций является запрет на использование в составе охлаждающих жидкостей боратов, нитритов, аминов, фосфатов и силикатов (кроме G 11 и G 12++, где содержание этого вещества допускается в пределах до 680 мг/л и до 500 мг/л соответственно). Фольксваген допускал использование антифризов G11 в своих автомобилях, произведенных до 1996 года, G 12 и G12+ — в моделях, выпущенных с 1997 по 2008 годы. Незамерзающие жидкости G12++ и G 13 применяются сегодня в системах охлаждения двигателей автомобилей, произведенных концерном с 2008 года.

Фольксвагеновцы тщательно следят за тем, чтобы их допуски соблюдались производителями антифризов, которые маркируют свою продукцию в соответствии со спецификациями G. Если в составе охлаждающей жидкости, помеченной, например, G12+, имеется хотя бы одно из запрещенных веществ, то такой антифриз не соответствует стандартам Volkswagen и может считаться подделкой, так как такая «незамерзайка» не будет выполнять всех функций, может преждевременно «состариться» и нанести вред двигателю.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Никакой разницы тут быть не может, так как привычный российским автолюбителям «Тосол» – тот же самый антифриз, относящийся к традиционным охлаждающим жидкостям. Он содержит в своем составе этиленгликоль, воду и неорганические присадки. Различают, к примеру, «Тосол 40» и «Тосол 65», первый – голубого цвета, второй – красного. «Тосол 40» разработан для эксплуатации при температурах не ниже -40°С, а «Тосол 65» — для работы незамерзающей охлаждающей жидкости при температурах не ниже -65°С.

Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Как и в случае с и , смешивать охлаждающие жидкости разных типов и классов не рекомендуется ввиду различий в их химических составах. Так, при смешении карбоксилатных и традиционных присадок их химические вещества могут выпасть в осадок, что приведет к засорению системы охлаждения. Если даже этого не произойдет, то разные по химическому составу присадки могут вступить в реакцию, в результате которой их полезные свойства в значительной мере ослабятся.

Совет: если нет возможности пополнить запас «охлаждайки» немедленно, лучше добавить в расширительный бачок системы охлаждения дистиллированную воду.

Каковы сроки замены охлаждающей жидкости?

Замена в системе охлаждения рабочей жидкости производится в трех случаях: планово, досрочно и в аварийной ситуации.

Планово охлаждающую жидкость заменять в зависимости от сроков, установленных производителем автомобиля. Эту информацию можно почерпнуть их руководств по эксплуатации к каждой конкретной модели. Повторимся: антифризы с традиционными присадками меняют через каждые два года, ОЖ с карбоксилатными присадками – через пять – семь лет, «охлаждайки» с гибридными присадками – через три – пять лет, антифризы с лобридными присадками – через пять – шесть лет.

По истечении этих сроков эксплуатационные характеристики охлаждающих жидкостей меняются: они теряют способность противостоять коррозии, начинают закипать при сравнительно низких температурах, хуже отводят тепло от узлов и деталей силовых установок.

Досрочно менять охлаждающую жидкость нужно, если произошла конструктивная поломка двигателя, например, в антифриз начали поступать выхлопные газы из прохудившейся прокладки блока цилиндров либо при разгерметизации системы охлаждения и поступления в нее воздуха. Взаимодействие ОЖ с выхлопными газами или воздухом приводит к тому, что жидкость преждевременно теряет свои основные эксплуатационные свойства. Понять, что нарушена работа охлаждающей системы можно, если вы заметили, что чаще стал включаться вентилятор радиатора, на стенках расширительного бачка появились похожие на желе отложения либо в бачке появился осадок (зачастую обнаруживается при температуре воздуха -15°С).

К аварийным ситуациям, во время которых водителю пришлось доливать воду в систему охлаждения, можно отнести лопнувший шланг. Шланг поменяли, недостающее количество «охлаждайки» дополнили водой, взятой из-под крана. Что происходит дальше? Обычная водопроводная вода не обладает свойствами дистиллированной, поэтому содержание в ней солей – повышенное. Эти соли, взаимодействуя с химическими веществами, входящими в состав ОЖ, образовывают осадок, который негативно влияет на металлические детали системы – проще говоря, активизируются коррозионные процессы. Выпавшие в осадок вещества затрудняют циркуляцию антифриза в системе, что приводит к ненадлежащему отведению тепла от узлов двигателя, в результате чего может произойти перегрев мотора. Если вам все-таки пришлось залить в систему охлаждения двигателя воду из-под крана, то при первой же возможности полностью замените «охлаждайку», предварительно промыв систему дистиллированной водой.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Что такое антифриз и для чего он предназначен?

При работе двигателей внутреннего сгорания выделяется огромное количество тепла. Чтобы двигатель не перегревался, была изобретена система охлаждения, главным элементом которой является радиатор. Мы уже достаточно детально описывали на нашем сайте сайт , а также что он из себя представляет - это обыкновенный теплообменник, состоящий из верхнего и нижнего бачков и трубочек между ними.

Охлаждается двигатель с помощью жидкости - это может быть как обыкновенная вода, так и незамерзающие составы - антифриз или тосол. Что такое антифриз? На эту тему и хотелось бы поговорить.

Уже из самого названия видно, что антифриз означает «незамерзающий» - Anti и Freeze (замерзать).

Получают антифриз путем добавления к водной основе различных видов технического спирта - этиленгликоля, глицерина. Кроме того используют целый пакет различных присадок: антипенные присадки, ингибиторы коррозии, антикавитационные (предотвращают образование внутренних полостей и попадание антифриза в цилиндры двигателя).

Какими свойствами обладает антифриз?

Самое главное качество антифриза - температура замерзания. Если вы покупаете концентрат, который нужно разбавлять с дистиллированной водой, то температура замерзания для него может составлять минус 80 градусов по Цельсию. Если же вы его разбавите в концентрации один к одному, то температура кристаллизации будет достигать 34-40 градусов. Согласитесь, что на большей части России температуры редко опускаются ниже 40-ка градусов.

Еще одно преимущество антифриза - значительно меньший, чем у воды, коэффициент расширения при замерзании. То есть даже если чисто гипотетически представить, что температура упадет ниже 50-ти градусов, и вы не успеете вовремя слить жидкость из радиатора, то объем антифриза увеличится всего лишь на полтора-два процента. Для справки - вода при замерзании увеличивается в объеме на 9 процентов. Понятно, что поломки будут минимальными.

Обратите внимание и на такой факт - температура кипения антифриза выше, чем у воды и тосола. Тосол закипает при температуре 110-120 градусов, а концентрат антифриза - при 197 градусах. Соответственно, если вы его будете размешивать с водой в определенной пропорции, то температура кипения понизится. Не нужно говорить о том, что в летних пробках по дороге на Крым или Сочи перегревшиеся моторы - обычное явление. Поэтому антифриз нужно заливать не только зимой, но и летом.

Разновидности охлаждающих жидкостей

Если вы зайдете в автомагазин, то первое, что бросится в глаза - разноцветные антифризы: желтый, красный, зеленый, синий. Цвет абсолютно не играет никакой роли и красители, которые добавляют к антифризу, существенным образом не влияют на его качества. Просто производители таким вот образом помечают свою продукцию.

Антифризы разных цветов нельзя смешивать друг с другом, более того, даже смешивание антифризов одного цвета, но от разных производителей не всегда разрешается и в данном вопросе лучше всего проконсультироваться со специалистами.

Многих автомобилистов интересует вопрос - .. Разница между ними состоит в том, что тосол - это чисто советская разработка, предназначается для автомобилей отечественного производства. Если вы являетесь владельцем BMW или Opel, то использовать тосол мы бы вам не советовали.

Кроме всего прочего антифризы различаются по своему составу:

  • Силикатные (тосол относится к данному виду) - соли неорганических кислот (силикаты, фосфаты, бораты, нитриты и др.) используются в качестве основной присадки, со временем эти соли образуют накипь, которая оседает в виде тонкой пленки и ухудшает теплопроводность, двигатель начинает перегреваться и потреблять больше масла и топлива;
  • Карбоксилатные - предпочтение отдается органическим кислотам, можно встретить обозначение таких ОЖ - G12 или G12+. Преимущество перед предыдущим видом состоит в том, что карбоксилатные ингибиторы не образуют пленку, а скапливаются в местах наиболее подверженных коррозии. Срок их службы значительно более долгий - до 5-ти лет, они обеспечивают максимальную антикоррозийную и антикавитационную защиту;
  • Гибридные (G11). Впервые были применены на автомобилях концерна Volkswagen, однако позже от них отказались. Как несложно догадаться, гибридные антифризы являются переходным звеном между силикатными и карбоксилатными, со всеми их положительными и негативными сторонами.

Совсем недавно - с 2008 года - в продаже появились лобрид антифризы G12++, G13. Они так же, как и гибридные, содержат некоторое количество минеральных ингибиторов, добавленных к органической основе. Такие антифризы характеризуются длительным сроком службы - до 100 тысяч километров пробега.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Лобрид антифризы взяты на вооружение такими автогигантами, как Volkswagen Group, Citroen, Peugeot.

Химический состав лобридов:

  • 10% силикатов;
  • 90% карбоксилатов.

Есть также разновидность, где этиленгликоль заменен глицерином. На сегодняшний день это одно из лучших предложений на рынке охлаждающих жидкостей для автомобилей нового поколения.

Как правильно выбирать антифриз?

Если вы начинаете замечать, что температура двигателя отклоняется в большую или меньшую сторону от оптимальной - 83 градуса - это может свидетельствовать о падении уровня антифриза в бачке. Загляните под капот, найдите расширительный бачок и в нем есть отметки min/max, уровень ОЖ должен быть между этими двумя отметками. Не забудьте заглушить двигатель, чтобы вся жидкость стекла в бачок.

Если вы видите, что жидкости становится меньше, то покупайте только тот антифриз, который рекомендует изготовитель.

Как такового единого стандарта нету, просто придерживайтесь таких правил:

  • не смешивайте антифриз разных цветов;
  • для доливки используйте антифриз того же производителя;
  • если не можете найти необходимый вид, то полностью слейте все остатки и проведите очистку системы охлаждения и залейте новую порцию качественной ОЖ.

Внимательно осматривайте канистру и ее содержимое - в ней не допускается наличие никакого осадка, жидкость должна быть прозрачной. Встряхните емкость - антифриз не должен очень сильно пениться, в идеале пена полностью исчезает за несколько секунд. Посторонних запахов тоже не должно быть, под крышечкой должна находиться заводская пломба.

Не стоит полагать, что качественные жидкости производят только за границей. Для отечественной техники подойдет продукция ВАМП, Лукойл, Sintec. На наших заводах используют иностранные присадки, а сам процесс производства контролируют в строгом соответствии со стандартами. Для иномарок покупайте иностранные антифризы - Texaco, Shell, Felix, Total.

Хороший антифриз за весь период эксплуатации не должен менять свой цвет коренным образом - допускается некоторое потемнение, например розовый антифриз может покраснеть, голубой оттенок изменится в сторону синего и так далее. Экономить на антифризе не рекомендуется. Не покупайте дешевый тосол на базаре или на раскладках у дороги - можно очень легко купить подделку, из-за чего придется тратиться на дорогостоящий ремонт.

Автомобилисты часто называют охлаждающую жидкость по-разному. Некоторые пользуются тосолом, другие антифризом. А что же лучше? В чем разница тосола и антифриза ?

Тосол – что это такое?

Тосол – это один из видов антифриза, изготовленный в СССР. Тосол является охлаждающей жидкостью для двигателя внутреннего сгорания.

Раньше в советских автомобилях для охлаждения мотора использовали воду . Но в зимнее время она замерзала, что могло привести к серьезным поломкам, а также к трещине блока.

Водителям приходилось вечером сливать воду, а утром снова заливать. Это было совсем неудобно, потому поставили задачу создать охлаждающую жидкость, стойкую к морозам. Так был изобретен тосол.

Он состоит из воды, с добавлением этиленгликоля и различных присадок из неорганических солей . Это позволяет тосолу не замерзать при низких температурах.

Минимальная температура эксплуатации бывает различная и указывается в марке тосола, например, Тосол-40 может быть использован при температуре, не превышающей -40°C.

Тосол имеет и свои недостатки . Дело в том, что эта жидкость является агрессивной, то есть в процессе работы она воздействует на элементы системы охлаждения, разрушая их.

Для избежания этого используют различные присадки . Они создают специальный защитный слой на элементах двигателя, что позволяет избежать коррозии деталей. Но этот слой препятствует нормальному теплообмену между тосолом и блоком, а охлаждение является его основной задачей.

Еще одним недостатком тосола является невысокий срок службы. Обычно он составляет около 40 тысяч километров , после чего охлаждающую жидкость необходимо менять.

Что такое тосол и антифриз, видео:

Антифриз – что это такое?

Антифриз представляет собой жидкость, которая не боится мороза. Она призвана использоваться при низких температурах. Отличается от тосола только состав антифриза, да и то не всегда.

Его производители, как и любого другого товара, могут предоставлять хороший качественный продукт, а некоторые продают некачественную жидкость, которая негативно влияет на двигатель. Потому нельзя четко выделить, .

Можно сказать, что хороший антифриз от ведущих мировых брендов, которые вкладывают большие деньги в новые разработки, однозначно лучше старого доброго тосола . Но могут встречаться жидкости, с надписью на таре «антифриз», которые тосолу в подметки не годятся.

Что лучше использовать антифриз или тосол?

Разницы между тосолом и антифризом нет. Потому нельзя сказать что лучше – тосол или антифриз . Тосол – это один из его видов. Другими словами, просто определенный бренд.

Все охлаждающие жидкости являются антифризами , тосол же – антифриз, созданный в СССР, имеющий специальные свойства и содержащий в себе определенные вещества.

Кроме химического состава, вот чем отличается тосол от антифриза :

  • имеет более длительный ресурс работы;
  • более устойчивый к повышенным температурам;
  • антифриз создает защитный слой лишь в местах, которые подверглись коррозии.

Как выбрать антифриз?

Антифриз является охлаждающей жидкостью. Потому главной его характеристикой является рабочая температура. Очень важно подобрать правильный тип охлаждающей жидкости, которая будет нормально выполнять свою задачу.

В нашей стране есть теплые места, а также очень холодные. Выбирать стоит, в зависимости от средней температуры зимой с запасом. Также важна температура кипения тосола или антифриза . Ведь охлаждающая жидкость работает при температуре около 100°C. Именно при ней кипит антифриз в расширительном бачке.

Важно, чтоб при сильном нагревании полезные свойства жидкости не менялись. А высокая температура кипения охлаждающей жидкости, позволяет эксплуатировать двигатель при высоких температурах окружающей среды.

Следует понимать, что антифриз – токсичная жидкость . Применяемые в ней химические вещества воздействуют на элементы двигателя, постепенно их разрушая. В современных двигателях используются легкие сплавы, которые легко подвергаются коррозии. Потому, при выборе антифриза, нужно учитывать его химический состав .

Важную роль играет температура кипения антифриза , он не должен вспениваться. Если качество низкое, в процессе работы они могут образовывать пену. Это ведет к ухудшению теплоотдачи и риску возникновения воздушных пробок.

Потому экономить на антифризе не стоит, это может вылиться в дорогой ремонт. Лучше покупать продукт известных брендов , которые себя зарекомендовали, как производители качественного товара.

Нужно остерегаться подделок, на рынке или в других сомнительных местах, велика вероятность, что вам продадут подделку. Потому покупать антифриз лучше в специальных магазинах. У продавца можно требовать сертификат качества на желаемый продукт.

Можно ли смешивать антифриз с тосолом?

Много «авторитетных» гаражных автолюбителей, плохо понимая, что такое антифриз, советуют смешивать тосол и антифриз. Они уверяют, что в итоге получится жидкость, в которой будет намного больше присадок, что улучшит ее качество. Это в корне не верно. Допускается добавление охлаждающей жидкости той же марки, которая до этого использовалась.

Если смешать антифриз и тосол – обе жидкости вступят в реакцию, нарушится формула обоих, что повлечет за собой резкое ухудшение качества, усилит коррозионное воздействие, а также риск выпадения осадка.

Некоторые утверждают, что можно смешивать тосол по цветам. Но на практике это делать не рекомендуется. Кроме вышеперечисленных рисков, следует учесть, что тосол разработан давно, его формула устарела. Он является более агрессивным и сильнее воздействует на систему охлаждения. В старых двигателях это допускалось, новые двигателя не предполагают такого, потому при сильном коррозийном воздействии охлаждающей жидкости, могут быстро выйти из строя.

Для тех, кто хочет поэкспериментировать, можно в отдельную емкость влить две жидкости и посмотреть, что будет, если смешать антифриз с тосолом . Если появится пена или осадок – жидкости несовместимы .

Все эти опыты автолюбители проводят на свой страх и риск. Производители смешивать антифризы, а тем более с тосолом, не рекомендуют. Кроме того, если вы решили сменить охлаждающую жидкость , перед использованием нового антифриза, систему рекомендуют промыть.

Замена антифриза

Охлаждающую жидкость время от времени необходимо менять. Для того, чтоб выяснить состояние охлаждающей жидкости, можно приобрести специальную полоску-индикатор. Воздействуя с антифризом, она меняет цвет, по которому можно определить состояние охлаждающей жидкости.

Многие водители знают, . Замену нужно производить на холодном двигателе. Перед тем как слить антифриз с блока двигателя, нужно поставить автомобиль с горки, чтобы был небольшой уклон.

После, требуется слить всю жидкость из радиатора автомобиля , расширительного бачка и блока двигателя. Для этого существуют специальные краны или пробки, которые необходимо открутить.

После того как жидкость вытекла, систему необходимо промыть, даже если вы будете использовать ту же марку охлаждающей жидкости. Потому что за время работы в системе охлаждения скопилось множество шлаков и различного осадка. Его необходимо удалить.

Промывку делают дистиллированной водой. Закрываются все краны, вкручиваются обратно пробки. После этого в систему охлаждения необходимо залить воду. Далее нужно завести автомобиль, включить печку и дать немного поработать. Вода начнет циркулировать по системе, убирая остатки старого антифриза вместе с мусором.

После промывки нужно слить воду и приступить к заливке нового антифриза . Для этого, на той же горке или эстакаде, необходимо поставить машину наоборот – передом вверх. Это позволит избежать воздушных пробок.

Далее влить необходимое количество антифриза, не закрывая крышку радиатора, завести двигатель. После некоторого времени работы рубашка охлаждения полностью заполнится жидкостью, воздух уйдет. Проверяем сколько антифриза в системе охлаждения , при необходимости доливаем.

Существует другой вариант. Можно слить жидкость с автомобиля, добавить через радиатор дистиллированную воду и завести двигатель. Далее опять залить воду в радиатор. Процедуру повторить несколько раз (желательно не менее пяти ) для полной промывки.

Продвинутые автолюбители могут делать замену антифриза в домашних условиях . Мало владеть автомобилем, необходимо знать, . Потому новичкам и педантам рекомендуется обратиться на СТО, где вам это сделают профессионально.

Замена охлаждающей жидкости, видео:

Цвет антифриза

На самом деле антифриз бесцветный. Но что же тогда мы льем в систему своего автомобиля? В чем разница между красным, зеленым и синим антифризом ? Нередко можно услышать рекомендации, что зеленый лучше синего . А красный имеет больший ресурс работы и так далее.

Это заблуждение многих автомобилистов. Цвет антифриза можно, конечно, связать с определенными характеристиками, но качество никак от цвета не зависит. Нет ответа на вопрос, , потому что дело не в цвете, а в химической формуле.

Весь секрет заключается в том, что сегодня на рынке автомобильной химии присутствует много производителей, которые стремятся переманить покупателя на свою сторону.

Большинство шоферов-любителей слабо разбираются в тонкостях, а потому цвет антифриза будет отличным сигналом для покупателя.

Например, известная торговая марка разработала новый вид антифриза, который может долго служить и обеспечивать пробег более 200 тысяч километров . Компания решила, что он будет оранжевого цвета. Это будет его отличать от других в глазах потребителя и свидетельствовать о высоком качестве соответствующего бренда.

Производители добавляют немного красителя для придания необходимого цвета. Это не влияет на его качество. Однако по негласному договору существует определенная привязка к цвету антифризов, имеющих определенную структуру и включающих в себя специальные компоненты.

Классификация антифризов, видео:

Виды антифризов

Антифризы по своей химической формуле и техническим характеристикам разделяются на несколько видов:

Важная роль антифриза

Все мы любим свои автомобили, тщательно за ними ухаживаем, покупаем качественное топливо, ласково натираем полиролью. Но многие не догадываются, как важна охлаждающая жидкость. Антифриз влияет на срок службы некоторых узлов двигателя и позволяет эксплуатировать автомобиль при различных температурах. Потому важно знать, как часто менять антифриз в машине.

При нагревании соль отлаживается, засоряя каналы двигателя и радиатора, а также соль агрессивна и разъедает элементы системы охлаждения.

В СССР был создан собственный антифриз – тосол , который с успехом эксплуатировался во всех отечественных автомобилях. Это хорошая охлаждающая жидкость, не замерзающая при низких температурах. Но она очень агрессивна и негативно влияет на двигатель. Особенно это касается новых автомобилей.

Потому предпочтительней использовать качественный антифриз проверенных известных торговых марок. Они вкладывают деньги и разрабатывают новые формулы охлаждающей жидкости, которые будут бережно относиться к вашему двигателю, а также долго и качественно выполнять свои основные функции. Потому неважно сколько стоит антифриз , если он будет обладать необходимыми качествами – вы сэкономите на ремонте двигателя.

Как выбрать антифриз. Какой антифриз лучше заливать

Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол – разные названия жидкости для заполнения системы охлаждения двигателя. Первая отечественная охлаждающая жидкость общего применения - «тосол», название расшифровывается как «Технология Органического Синтеза». Слово «антифриз» просто является траслитерацией от английского «antifreeze» - немерзнущий. А термин «охлаждающая жидкость» самый точный для обозначения подобных составов. По-немецки, охлаждающая жидкость называется Kuhlerfrostschutz и расшифровывается как защита радиатора от замерзания.

Для чего нужен и как работает антифриз? Чем отличаются антифризы?

Функции современных автомобильных антифризов довольно обширны:

  1. Прежде всего, это отвод тепла от двигателя и от автоматической коробки передач .
  2. Отопление салона в холодное время года , создание комфортного микроклимата в салоне.
  3. Весьма важная функция, антикоррозионная защита всей системы охлаждения .

ВАЖНО ЗНАТЬ! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза и его стоимости!

С функцией отвода тепла и обогрева все примерно ясно, жидкость отбирает или передает тепло твердому телу, радиатору или рубашке охлаждения двигателя, процесс исследован и четко описывается математически. А вот с антикоррозионной защитой все намного сложнее.

Система охлаждения включает в себя самые разные материалы: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резину и другие эластомерные материалы. И каждый материал нуждается в своем виде защиты, причем на длительное время. Все автомобильные антифризы имеют один основной низкозамерзающий компонент, это моноэтиленгликоль , который в смеси с водой в разных пропорциях обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.

Различия между антифризами состоят в использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Различные пакеты присадок имеют разные принципы антикоррозионной защиты, разную совместимость с материалами и различные сроки службы.

Именно поэтому каждый антифриз ориентирован под определенные марки автомобилей и свои условия эксплуатации. Далеко не все антифризы совместимы между собой именно из-за разницы в присадках.

Чем отличаются разные марки антифризов? Можно ли выбирать самый дешевый антифриз?

Подавляющее большинство антифризов хорошо справляется с основной функцией отвода тепла от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему же не выбрать самый дешевый антифриз?

Как мы уже сказали выше, одной из важней функций антифриза является антикоррозионная защита всей системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. Именно качество и количество присадок, во многом, отвечает за стоимость антифриза.

Крайне внимательно подходите к выбору марки антифриза. Помимо нужной спецификации обращайте внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить лишние несколько сотен рублей, выбирая самый дешевый продукт на полке. Выбирайте антифриз только известных вам брендов, которым вы доверяете, и которые используют только проверенные высококачественные пакеты антикоррозийных присадок.

Антифризы Liqui Moly делаются на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к использованию жидкостей. Подобрать рекомендованный производителем вид антифриза можно .

Виды антифризов

Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Наиболее часто употребляемый широким потребителем критерий – «по цвету».

Виды антифризов по цвету. Можно ли выбирать антифриз по цвету

Антифризы отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.

В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а, к примеру, в Европе они не применяются. В Японии используют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой. Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами, с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого делается двигатели и радиаторы. Как любая техническая жидкость, антифриз должен быть окрашен, но выбор цвета ничего не говорит о самом антифризе.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Выбор антифриза по цвету – самое большое заблуждение покупателя, которое может привести к крайне серьезным негативным последствиям!

Правильная классификация антифризов. Виды антифризов.

Существует масса комбинаций и цветов антифриза, что может легко ввести автомобилиста в заблуждение. Однако систематизация вполне возможна. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей можно разделить на несколько групп и подгрупп.

1. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными, так как содержат силикаты: могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые - одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:

а) североамериканского типа
б) европейского типа

В североамериканских антифризах присутствуют фосфаты, в то время как в европейских их применение запрещено. Европейские также не содержат аминов, а некоторые еще и нитритов. В североамериканских также существует небольшая подгруппа так называемых Low Silicate Formula, т.е. антифризов с пониженным содержанием силикатов. Стоит отметить, что у большинства современных антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, и они могут рассматриваться как аналог американских Low Silicate Formula.

На этикетке антифризов силикатного типа можно увидеть маркировку G11 или G48.

2. ОРГАНИЧЕСКИЕ антифризы . Используют карбоксилатны (органические кислоты) в качестве основного ингибитора коррозии. Они тоже бывают разными, и по составу и по цвету:

а) G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу они практически идентичны, а также идентичны антифризам Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является то, что все они содержат, в основном, два типа карбоксилатных кислот (может быть и больше), но не содержат силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов.

б) Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.

3. ЛОБРИДНЫЕ (G40) . В них используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC ) и небольшое количество силикатов. Несмотря на то, что данный тип антифриза не содержит фосфатов, на самом деле они присутствуют, только в совсем незначительном количестве. Цвета антифриза разные: желтый, а также зеленый и оранжевый.

Здесь много нюансов: все зависит от того, каким автопроизводителем используется, модели автомобиля и даже от заливки: конвейер или сервис.

Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.

Как правильно выбрать антифриз? Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?

Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету!

Самое правильное – использование продукта, залитого при производстве автомобиля. Его обозначение, класс антифриза, вносится в инструкцию по эксплуатации и попадает в программы подбора. Не следует обращать внимание на цвет антифриза, например, один и тот же антифриз итальянской компании Fraber может быть окрашен в синий, зеленый, красный и желтый цвета.

Антифриз следует выбирать исключительно в соответствии с требованиями автопроизводителя!

Что делать, если вы не знаете, какой антифриз залит в машине

Если вы не знаете или не помните, какой именно антифриз залит сейчас в машине (например, предыдущим автовладельцем, мы советуем: полностью заменить содержимое системы охлаждения с промывкой на рекомендованный автопроизводителем сорт антифриза, записать или запомнить сорт антифриза и, при необходимости, доливать только этот сорт.

Если требуется незначительная доливка, а подходящего антифриза в наличии нет, то следует долить дистиллированной воды, она компенсирует потерю объема жидкости от испарения.

Что будет, если смешать несколько разных антифризов?

Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это совершенно недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве и это ровным счетом ничего не говорит о его рабочих качествах.

Поэтому, при смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из самых опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.

Возможные последствия и неприятности от смешивания антифризов от разных производителей могут быть очень печальными:

  1. Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
  2. Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
  3. Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
  4. Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.

Как правильно менять антифриз?

Не приобретайте дешевые антифризы от неизвестных производителей!

Если вы заметили, что антифриз стал уходить, то в системе у вас, скорее всего, образовалась течь. В этой ситуации мы советуем вам определить место утечки. Если это не гибкий шланг, а повреждение менее 0,2 см., то не расстраивайтесь – воспользуйтесь . Крайне важно выбрать герметик беспорошковой консистенции, которая не забьет каналы и сливается вместе с антифризом в случае необходимости. Мы рекомендуем воспользоваться .

Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, то рекомендуемая последовательность действия следующая:

  1. Использование очистителя (промывки) системы охлаждения перед тем, как слить антифриз. Эта важный шаг, который позволит очистить контур охлаждения от накипи и уже накопившихся загрязнений.
  2. Слить антифриз из современного автомобиля задача для профессионала. Достаточно часто автомобиль не имеет специальных сливных пробок, обычно расположенных на нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний патрубок радиатора и сливать антифриз с него. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или в водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия для сбора и правильной утилизации старого продукта.
  3. Заливается антифриз непосредственно в радиатор, через пробку, или, при отсутствии пробки на радиаторе, через пробку расширительного бачка.

Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать концентраты, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии. Разбавляя 1:1 европейский концентрат вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллики льда появляются уже при температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в несколько более высокой пропорции. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, однако допускается использование и чистой водопроводной воды.

Если перед заменой антифриза использовалась , то нужно учитывать, что в системе охлаждения есть остаток промывочной воды и надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения системы. Так вы получите наиболее правильную концентрацию.

Вы можете заменить любой антифриз на , этот антифриз выпускается и как концентрат, и как готовый к применению антифриз до -40°С, что оптимально для Российских условий.

ИТОГ

Не выбирайте антифриз по цвету! Самое важное – это спецификация производителя. Старайтесь избегать самых дешевых антифризов. Выбирайте антифризы только проверенных производителей, которым вы доверяете. Мы советуем использовать . Данные антифризы великолепно выполняют свои функции по отводу тепла от двигателя, а также содержат наилучшие дорогостоящие комплексы антикоррозийных присадок.

Что такое антифриз – об этом следует знать новоиспеченному владельцу авто, так как именно от характеристик охлаждающей жидкости зависит работа самого главного устройства в системе – двигателя. Достойный антифриз способен улучшить работу охлаждающей системы, а подделка – напротив, спровоцировать быстрый износ деталей, ведь по статистике 40 % поломок случается как раз по причине неисправной работы системы охлаждения. Чтобы не попасть в эту грустную цифру, надо научиться разбираться в свойствах антифриза и его составе.

Итак, для начала давайте поговорим о самом понятии. Антифриз – охлаждающая жидкость, в базе состава которой находится этиленгликоль или полипропиленгликоль, дистиллированная вода, пакет специализированных присадок и краситель. Исключительность ОЖ состоит в том, что она не подвергается кристаллизации при самых холодных и не вскипает при самых больших температурах. Благодаря этим особенностям, ОЖ хорошо отводит тепло и помогает двигателю оперативно нагреваться на морозе. Антифриз создаёт для двигателя нормальный температурный режим функционирования.

ОЖ циркулирует по контуру, именующимся рубашкой двигателя. Этот процесс стимулирует водяной насос, который также «живет» за счет свойства антифриза не замерзать.

Основные свойства антифриза обеспечивают присадки, индивидуальный набор которых имеется охлаждающей жидкости каждого цвета. Стандартный набор присадок выполняет такие функции:

  • Защита от коррозии. Она может быть либо локальной (когда защитная пленка возникает только в проблемных местах) либо полной (пленка полностью обволакивает детали).
  • Функция смазки. Ограждает детали от сильного трения, а значит – от быстрого износа.
  • Очищение. Моющие присадки противодействуют слипанию нерастворимых веществ и не позволяют охладительной системе засоряться.
  • Экономия топлива. Охлаждая двигатель, компоненты ОЖ нормализуют его работу и уменьшают расход бензина.

Все эти полезные функции имеют место за счёт специально разработанной формулы, которую также следует знать, чтобы выбрать качественную охлаждающую жидкость.

Состав и сроки годности

Дабы разобраться в принципах химического состава ОЖ, следует разобрать её классификацию. По набору составляющих и типу основы, все антифризы делятся следующим образом:

  1. Карбоксилатные.

Эти антифризы производятся на органической основе и не содержат таких веществ, как амины, силикаты, бораты и фосфаты. Именно карбоксилатные ОЖ отличаются антикоррозийными присадками, которые действуют избирательным образом. Антифризы этой группы самые экологические и наносят меньше вреда окружающей среде. По международным стандартам, введенным автоконцерном Volkswagen, им соответствуют классы g12 и g12+ – именно по этой маркировке можно узнать группу карбоксилатов. Как правило, производители дополняют продукцию этой группы красным красителем.

  1. Гибридные

В их составе содержатся как органические, так и неорганические виды присадок, а основой выступает этиленгликоль. Имеют незначительные добавки силикатов, фосфатов или же нитритов. Такие ОЖ подходят для эксплуатации в автомобилях 1996-2001 гг. выпуска. Отличить гибридные охлаждающие жидкости можно по маркеру g11 и желтому цвету.

  1. Традиционные

Это полностью неорганические антифризы, которые на отечественных просторах известны под названием «тосол». Состав тосола и антифриза отличается. Формула первого считается устаревшей, поскольку для современных иномарок присадки в виде фосфатов, силикатов и боратов могут быть губительными. Используется, в большинстве своём, для продукции отечественного автопрома.

Сроки использования для каждого из этих классов также разнятся. Карбоксилатные антифризы содержат присадки, которые действуют точечно, а значит, изнашиваются медленно, поэтому такую ОЖ можно не менять около 5 лет. У гибридных антифризов срок эксплуатации поменьше – 3 года. И, в конце концов, тосол для нормального функционирования двигателя нужно менять каждые 2-1,5 года.

Разобравшись в составе тосола и антифриза, важно понять, как правильно пользоваться охлаждающей жидкостью.

Применение

Я советую не смешивать антифризы разных марок, поскольку это может привести к вспениванию или образованию нерастворимого осадка, которые забьет каналы охладительной системы.

Лучше пользоваться одной и той же проверенной маркой, периодически меняя жидкость на новую. Но если такой возможности нет, то желательно очистить систему от старого антифриза, а не заливать новую на использованные остатки, как многие предпочитают делать.

Итак, если вы уже приобрели качественную ОЖ, следует понять, как её использовать. Сперва я рекомендую избавиться от старого антифриза – он находится в радиаторе, блоке цилиндров, а также системе отопления. Для этих целей нужно подождать, пока двигатель остынет и открутить болт рядом с масляным фильтром.

После того, как старая жидкость вытечет, в радиатор заливается вода и система промывается несколько раз. Затем радиатор полностью заполняется и двигатель заводится, чтобы выпустить воздух из системы.
Именно таким образом меняется антифриз. Если жидкость нужно долить – то процесс становится еще проще: нужно всего лишь заполнить радиатор и подождать, пока воздух выйдет.

Показатели качественной ОЖ

При покупке охлаждающей жидкости очень важно знать, что вы не ошиблись выбором и эту торговую марку можно использовать в будущем.

Судить по упаковке при этом довольно сложно, ведь значок g12 может оказаться всего лишь хитрым рекламным ходом для привлечения внимания. Именно поэтому многим водителям приходится действовать методом проб и ошибок. На упаковке охлаждающей жидкости должен быть номер ТУ и номер стандарта разработчика. Также ищите рекомендации по совместимости с другими антифризами. Ну и слишком низкая цена ОЖ не должна привлечь, а как раз таки наоборот – отпугнуть, ведь качественные составляющие не могут стоить дешево.

Это основные сведения, которые нужно знать, дабы разобраться, что такое антифриз и как его применять. Помните – лучше потратить на выбор и обслуживание немного больше времени, чем после ремонтировать неисправный двигатель.

Видео “Что такое охлаждающая жидкость”

Посмотрев запись, вы узнаете, какую охлаждающую жидкость купить для своего авто и на что стоит обратить внимание при выборе.



Поделиться