Как включается система старт стоп. Стартстопное вранье, или страшный сон эколога

Ни для кого не секрет, что мотор машины, во время эксплуатации, почти треть времени работает вхолостую. При этом, двигатель не заставляет автомобиль перемещаться, но, топливо, все же, потребляет. Не говоря уже про выбросы переработанных газов в воздух и загрязнение атмосферы, которое постоянно происходит в случае работы автомобиля на холостом ходу. Также, хочется сказать, что неразумно тратить ресурсы мотора понапрасну, так как они не бесконечны.

В этом положении, идеальной альтернативой является современная система «старт-стоп». Несомненно, это устройство не позволит абсолютно избежать работы автомашины вхолостую, однако, поможет значительно сократить это время. Предлагаю рассмотреть более детальным образом принципы работы «старт-стоп», ее основные функции, трудности в эксплуатации, а также, недостатки и преимущества.

Первые эксперименты в создании подобной системы были предприняты в 1790 годах компанией Toyota.

Тогда они установили устройство, которое выключало мотор после полторы секунды простоя. Уже в 1980 годах эта система входила в комплектацию некоторых автомашин, таких как Volkswagen Polo, Feat Regata и других. Что касается автомобиля Wolksvagen Golf 3, то в 1994 году он был оснащен специальной системой Ecomatic, однако, она не имела успеха.

Как работает система старт-стоп, особенности работы автомобиля с АКПП и на механике

«Старт-стоп» называют специализированную систему, которая предназначается для своевременного автоматического выключения мотора при полной остановке транспортного средства и его последующего запуска. Подобное устройство работает немного по разному на автомобилях с механической коробкой передач и при наличии АКПП.

Если у вас коробка-автомат, то остановка мотора произойдет при полной остановке автомашины и после нажатия педали тормоза. Когда вы отпустите педаль тормоза, двигатель вновь будет запущен.

В случае механической коробки передач, мотор автоматически выключится после включения нейтральной передачи и отпущения педали сцепления. При необходимости продолжить движение, нужно всего лишь нажать на педаль сцепления и двигатель будет готов к работе.

Стоит сказать, что функции системы исполняют следующие устройства:

1.Стартер;
2. Форсунки впрысковой системы;
3. Катушки системы зажигания.

Система старт-стоп, сложности в работе, плюсы и минусы системы

Несомненно, устройство «старт-стоп» обладает многими преимуществами, но сложности в его работе все же существуют. Например, использование этой системы значительно увеличивает количество режимов запуска, по этому возникает необходимость в использовании совсем других видов стартеров, способных справится с высокой нагрузкой. Стандартные стартеры в подобных случаях не применяются.

Также, стоит сказать, что при использовании этого устройства, необходимы особые аккумуляторные батареи, которые смогут выдержать множество циклов «разряд-заряд». Такие аккумуляторы имеют пористые сепараторы, пропитанные электролитом, которые находятся между АКБ пластинами и защищают их от разрушения.

Преимущества «старт-стоп»:

1.Существенная экономия затрат на бензин.

2. Значительно сокращаются пагубные выбросы в атмосферу.

3. На светофорах и в пробках не слышно гула мотора.

Хотя некоторые водители относят это критерий к недостаткам и напрасно отключают систему, что бы слышать шум двигателя своей машины.

Недостатки этого устройства:

1.Высокая нагрузка на аккумуляторную батарею и стартер.

2. При долгом нахождении в пробках, система сильно устает, но это довольно легко устранить принудительным ее выключением.

3. При остановке мотора, кондиционер также перестает работать.

Система старт-стоп не всегда срабатывает, почему

К сожалению, не все водители знают, что система «старт-стоп» срабатывает только при соблюдении целого ряда условий. Предлагаю рассмотреть их более детально:

1.Во первых, капот и двери водителя обязательно должны быть закрыты.

2. Во вторых, водитель должен пристегнутся ремнем безопасности.

3. В третьих, транспортное средство должно двигаться не менее четырех километров в час.

4. В четвертых, на вашей автомашине не должно быть прицепа.

Но это еще не все. Даже если устройство запустилось, то мотор может не отключится при следующих условиях:

1.Если мотор не успел прогреться и температура охлаждающей жидкости не достигла 25 градусов.

2. Когда обогрев лобового стекла включен.

3. Если салон автомобиля не прогрет и температура в нем ниже на 8 градусов и более, чем установлена климат-контролем.

4. В случае работы двигателя не на холостом ходу.

5. Имеются проблемы с генератором.

6. При остановке машины после движения задним ходом.

7. Если заряд аккумуляторной батареи ниже, чем заданный в системе параметров.

8. Во время маневра рулевое колесо повернуто на значительный угол.

Все, выше перечисленные движения, можно довольно легко регулировать специализированными датчиками, данные с которых обрабатывает блок управления системой. Кроме того, существуют случаи, когда система «старт-стоп» может запустить мотор и без участия автомобилиста. Это может произойти, например, при скате автомобиля со склона, когда транспортное средство успело разогнаться до четырех километров в час и более.

Принято считать, что если устройство «старт-стоп» изначально входит в комплектацию машины или когда, оно установлено самостоятельно, то экономия горючего составляет до десяти процентов. Возможно, что цифра немного завышена, но, в любом случае, автомобиль будет потреблять меньше топлива, чем обычно. Что касается экологической стороны вопроса, то выбросов выхлопных газов в воздух уж точно будет меньше.

Система старт-стоп с рекуперацией, в чем преимущество

Рекуперацию энергии при торможении от недавнего времени начали использовать и в устройствах «старт-стоп». В этом случае, управление автомобильным генератором происходит таким образом: если на двигатель автомобиля осуществляется большая нагрузка, генератор отключается в целях сэкономить горючее. Далее, при торможении он включается и выполняет подзаряд аккумулятора — таким образом происходит рекуперация энергии.

Подобная система отличается от конкурентов использованием реверсивного генератора, то есть специальной электрической машины переменного тока, которая может работать то стартером, то генератором, в зависимости от необходимости. Также он имеет самостоятельный блок управления, работающий напрямую с блоком управления двигателем. Связью с датчиками устройство не отличается.

Он имеет особенную интеллектуальность, потому что, в случае снижения заряда аккумуляторной батареи до 75%, система «старт-стоп» с рекуперацией машинально отключается.

Но у нее тоже есть один минус — на длинных дистанциях система рекуперации становится фактически бесполезной. Это обусловлено тем, что средство передвижения в основном едет в режиме ускорения, а торможение составляет лишь незначительную часть от всего времени. Может быть по этому, устройство преимущественно используют на автомобилях-гибридах.

Также, если вы сами хотите отключить это устройство, то на приборной панели для этого есть специальная кнопка.

Итоги, что дает система старт-стоп

Подводя итоги выше описанному тексту, можно с уверенностью сказать, что подобная система способна существенно снизить финансовые расходы на топливо, что особенно актуально во времена кризиса. Также, ваше транспортное средство будет охранять окружающую среду из-за минимального выброса выхлопных газов в атмосферу. Когда-то лишь некоторые автомобили-гибриды были оснащены схожими системами, но в наше время все большее количество производителей автомашин устанавливают «старт-стоп» на свои автомобили.

Несомненно, в этой системе есть некоторые трудности и изьяны, как и во всех устройствах. Однако, преимуществ все же больше. Некоторые автомобилисты считают, что «старт-стоп» — это совершенно ненужное приспособление, которое не способно сэкономить горючее. На самом деле это не так. Просто нужно найти с устройством общий язык, научится его использовать, так как это приспособление заточено под определенные условия работы.

Поиск по блогу (нестрогое соответствие) :

Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 10 [показано 5]

  1. Степень соответствия запросу: 24%
    Фрагменты текста поста:
    ...Как работает система старт стоп Анализ режима эксплуатации автомобилей говорит о том что до 30 процентов времени двигатель автомобиля в городских условиях работает на холостом ходу то есть автомобиль стоит и не движется... ...Система получила название функция старт стоп Start stop ... ...Вначале система разрабатывалась для гибридных автомобилей но сегодня ведущие автопроизводители выпускают уже и обычные автомобили оборудованные функцией старт стоп ... ...Прогнозируется что к 2015 году функцией старт стоп будут оснащаться уже половина производимых автомобилей... ...Идея заложенная при разработке системы старт стоп заключена в том что при остановке автомобиля двигатель сам выключается а если будет отпущена педаль тормоза или будет нажата педаль сцепления двигатель сразу же сам запустится... ...Функция старт стоп включится только тогда когда аккумулятор будет заряжен... ...Следовательно можно не опасаться что аккумулятор будет полностью разряжен... ...В автомобилях оснащенных функцией старт стоп возрастает роль аккумулятора... ...Для автомобилей оснащенных функцией старт стоп были разработаны специальные аккумуляторы которые способны работать в режиме частых отдач больших токов... Подробнее:

О том, что такое система «старт-стоп», опытным водителям, которые уже успели поездить на машинах, которые ею оснащены, известно неплохо, однако в России таких пока меньшинство. Она была изобретена и внедрена в конструкцию транспортных средств достаточно давно, еще в 80-х годах прошлого века, но в нашей стране до сих пор является редкостью. Аналитики автомобильного рынка утверждают, что уже к концу 2017 года практически все сходящие с конвейера современные автомобили будут ею оборудованы. Поэтому быть в курсе того, для чего она нужна, как устроена и функционирует, каковы ее плюсы и минусы, наступило время узнать всем, кто хотя бы время от времени садится за руль.

По статистике, примерно 30% времени работы двигателя любого современного автомобиля приходится на холостой ход. Это означает, в течение третьей части своей «жизни» он просто сжигает топливо, а не служит для перемещения машины в пространстве. Соответственно, агрегат попусту расходует горючее, и, к тому же, загрязняет окружающую среду выхлопами. Поэтому инженеры, разрабатывавшие систему «старт-стоп» поставили перед собой три основных задачи:

  • Снизить потребление топлива;
  • Уменьшить выбросы в атмосферу;
  • Снизить уровень шума, издаваемого автомобилями.

В итоге им удалось сделать так, что если силовой агрегат производит полезную работу (то есть двигает автомобиль), то он функционирует, а если не производит - то отключается. При этом переход из одного состояния в другое происходит почти автоматически: мотор глохнет по сигналам, получаемым от специальных датчиков, а запускается тогда, когда водитель или нажимает педаль сцепления (в автомобилях с МКПП), или отпускает педаль тормоза (в автомобилях с АКПП).

Интересно, что изначально системой «старт-стоп» оснащались практически исключительно гибридные двигатели. После того, как она продемонстрировала на практике свою действительно высокую эффективность, ее стали устанавливать и на «обычные» машины.

Как работает система старт-стоп

Конструктивно система «старт-стоп» состоит из двух основных частей:

  • Системы управления запуском и остановом двигателя;
  • Устройства, позволяющего быстро запустить мотор.

Следует заметить, что быстрый запуск двигателя может быть обеспечен несколькими способами. Для этого в различных вариантах системы «старт-стоп» используется:

  • Стартер повышенной мощности;
  • Стартер-генератор (реверсивный генератор);
  • Система непосредственного впрыска топливной смеси в цилиндры с ее воспламенением.

Системы, созданные на основе усиленного стартера, считаются самыми простыми по конструкции и в то же время очень эффективными. Она была разработана известной компанией Bosch, ею оснащаются автомобили таких известных марок, как Volkswagen, BMW и Audi. Стартер, который является ее ядром, имеет длительный срок службы и повышенную мощность, а также малошумящий механизм. Управляющие сигналы приходят на него от специального исполнительного устройства, которое, в свою очередь, связано с блоком управления и входными датчиками.

Система «старт-стоп» на основе реверсивного генератора была разработана фирмой Valeo, а используется она на автомобилях марок Mercedes и Citroen. Их производители утверждают, что благодаря такой системе удается сэкономить около 10% горючего. Реверсивный генератор представляет собой электротехническое устройство, которое может выполнять функции как генератора, так и стартера. Преимуществом его использования вместо усиленного стартера является меньшее время запуска двигателя и практически полная бесшумность работы.

Система «старт-стоп» с непосредственным впрыском топлива - это инновационная разработка компании Mazda. Важным моментом ее функционирования является то, что при останове двигателя поршни «замирают» в цилиндрах в таком положении, которое является наиболее благоприятным для последующего пуска. Этой системой оборудуются только те силовые агрегаты, которые оборудованы непосредственным впрыском топлива.

Плюсы и минусы системы старт-стоп

Специалисты отмечают, что система «старт-стоп» имеет как свои достоинства, так и недостатки. К плюсам, прежде всего, следует отнести то, что она действительно способствует существенной экономии топлива. Кроме того, она сокращает количество вредных выбросов в атмосферу, да и уровень шума, издаваемый автомобилем, становится существенно меньше.

Что же касается минусов, то самым серьезным из них является повышенная нагрузка на стартер и аккумулятор (именно от него питается все бортовые устройства машины, когда двигатель заглушен). Кроме того, многие водители, по их собственным словам, испытывают моральный дискомфорт тогда, когда при длительном стоянии в пробке двигатель не издает ни звука. Впрочем, последняя проблема легко решается: в большинстве моделей автомобилей отключить систему «старт-стоп» можно с помощью специальной кнопки.

Множество автолюбителей наверняка слышали о системе «Старт-стоп». Некоторые даже являются счастливыми владельцами автомобилей, оснащённых подобными . Но статистика наглядно показывает, что количество машин с таким оснащением в России незначительное. Хотя впервые эта система появилась в конструкции автомобилей ещё в прошлом веке. Первые экземпляры начали сходить с конвейеров в 80-х годах. В настоящее время большинство автопроизводителей начали активно переходить на альтернативный способ включения зажигания и . Нет необходимости проворачивать ключ в замке зажигания. Теперь всё выполняется простым нажатием одной кнопки. Эксперты уверены, что в скором времени автопроизводство может полностью отказаться от ключей зажигания. Но в такую вероятность пока мало верится, учитывая незначительный текущий спрос на системы «Старт-стоп» в России.

Принцип работы системы Старт-стоп.

Для чего нужна система

Просто знать о существовании системы «Start-stop» мало, чтобы полноценно разобраться в её особенностях и назначении. Не все понимают, в чём смысл отказа от традиционной схемы запуска двигателя с помощью проворачивания ключа в замке зажигания. Чтобы это понять, нужно учесть важные особенности эксплуатации автомобилей в современных условиях. На помощь приходит упрямая статистика. Она наглядно показывает, что около 30% всего времени, которое водитель проводит за рулём своего транспортного средства, работа двигателя протекает на холостом ходу. Это прогрев, ожидания на светофорах и перекрёстках.

В течение этого внушительного отрезка времени силовой агрегат работает, но машина не двигается. Означает это лишь то, что происходит активное сжигание топлива, пользы от которого нет совершенно, поскольку автомобиль не перемещается. Бесполезный расход топлива приводит к своего водителя. Не стоит забывать и об ущербе, наносимом выхлопом окружающей среде. Опираясь на эти особенности, инженеры начали думать над решением проблемы. Именно так появилась система «Старт-стоп» на автомобиле, что позволило заметно изменить ситуацию. На эту систему возложили 3 главные функции, которые основаны на:

  • снижении количества потребляемого топлива;
  • уменьшении объёма вредных выхлопов;
  • , который издаёт транспортное средство.

Нововведение даёт возможность максимально эффективно использовать двигатель. Когда машина находится в движении, мотор работает в своём штатном режиме. Если же транспортное средство стоит на месте, тогда система отключает зря расходующий топливо и загрязняющий атмосферу мотор. Тут важно добавить, что переход между режимами осуществляется практически полностью в автоматическом режиме. Двигатель выключается по сигналу со специальных датчиков.


Для запуска водителю машины с механической коробкой передач нужно выжать педаль сцепления. В случае с автоматический пуск силового агрегата происходит после того, как с педали тормоза убирается нога. Изначально такую систему устанавливали исключительно на машины, оснащённые гибридной силовой установкой. Когда «Старт-стоп» продемонстрировала весь свой истинный потенциал и пользу, автопроизводители начали активно применять разработку на обычных двигателях внутреннего сгорания.

Особенности конструкции и работы

  • для начала это система, которая полностью отвечает за управление процессами пуска и остановки силового агрегата;
  • вторым, но не менее важным устройством, является система для обеспечения быстрого включения двигателя.

Чтобы реализовать возможность быстрого запуска мотора, разные производители используют определённые способы и решения. В зависимости от типа системы «Старт-стоп», в ней используют:

  • стартеры, характеризующиеся повышенными показателями мощности;
  • стартеры-генераторы, которые также именуют реверсивными генераторами;
  • системы для непосредственного впрыска в цилиндры двигателя топливной смеси с последующим воспламенением.

Каждая такая система «Старт-стоп» имеет свои принцип работы и конструктивные особенности. Если брать за основу конструкцию, то наиболее простым решением считается применение стартера повышенной мощности. Интересно ещё и то, что такая система крайне эффективна.


Разработчиками являются специалисты компании Bosch. Их решение активно используется среди немецких автопроизводителей, таких как Audi, BMW и Volkswagen. Ядром системы «Старт-стоп» тут выступает стартер, обладающий повышенным ресурсом, мощностью и увеличенным сроком службы. Механизм издаёт минимум шума, за что также высоко ценится на рынке. Для прохождения управляющего сигнала применяют исполнительные устройства. Они уже непосредственно связаны с датчиками и электронным блоком управления силового агрегата.

Схема с применением реверсивных генераторов является авторской разработкой компании Valeo. Их решение получило широкое распространение среди автомобилей немецкой марки Mercedes и французских автомобилей Citroen. Разработчики уверены, что их «Старт-стоп» даёт возможность снизить уровень потребления топлива на 10%. Что же касается самого реверсивного генератора, то это специальное устройство электротехнического принципа действия. Главная особенность в том, что девайс одновременно способен выполнять функции стартера и генератора. Преимущество по сравнению со стартерами с повышенной мощности заключается в снижении времени, затрачиваемого на пуск двигателя. Приятным бонусом является бесшумность работы системы.

Третьей системой является «Старт-стоп», оснащённая непосредственным впрыском. Это самая новая разработка, авторами которой являются инженеры японской компании Mazda. Принцип работы устройства заключается в том, чтобы остановить поршни силовой установки в таком состоянии, которое будет оптимальным для последующего запуска двигателя. Образно говоря, поршни застывают в нужном положении. Такой вариант «Старт-стоп» актуален только для автомобилей, на которых устанавливается непосредственный впрыск горючей смеси топлива и воздуха.


Условия для функционирования

У разных автокомпаний имеется свой собственный принцип реализации программного обеспечения для систем запуска и остановки двигателя. При этом все они объединяются несколькими принципами, без которых система работать не сможет. Потому требуется придерживаться следующих правил:

  • система работает при минимальной скорости транспортного средства от 4 километров в час и выше;
  • дверь со стороны водителя обязательно должна находиться в закрытом состоянии;
  • водитель пристёгивается ремнями безопасности;
  • если двигатель не прогрет, система функционировать не будет;
  • «Старт-стоп» не работает при обогреве стекла, вышедшем из строя генераторе или в условиях низкого заряда аккумуляторной батареи;
  • система не запускается, если машина остановилась после движения задним ходом;
  • «Старт-стоп» не будет работать, если совершались манёвры с большими углами поворота руля (маневрирование в условия парковки).

Прежде чем приступать к эксплуатации автомобиля, оснащённого таким оборудованием, следует внимательно изучить руководство по эксплуатации. Производители подробно прописывают все условия, нюансы, правила и требования для работы «Старт-стоп». В противном случае не удивляйтесь, что вы купили автомобиль с инновационной системой запуска, а она почему-то не работает. Хотя и исключать поломку самого оборудования не стоит. Для начала убедитесь, что вы не нарушаете правил эксплуатации кнопки «Старт-стоп». Если всё делаете верно, стоит обратиться в сервисный центр для устранения неисправностей. Нельзя сказать, что одни системы лучше, а другие хуже. Каждый «Старт-стоп» имеет свои сильные и слабые стороны. Потому этот вопрос следует рассмотреть отдельно.

Преимущества и недостатки

Современная автомобильная система «Старт-стоп» имеет свои плюсы и минусы. Причём не удивляйтесь, что перечень достоинств окажется меньше, чем список недостатков. Начнём с положительных моментов. Они уже рассматривались и заключаются в 2 главных пунктах:

  1. Сокращается расход топлива. Для езды в городских условиях это внушительное преимущество. Ведь именно в населённых пунктах приходится часто стоять в пробках и на светофорах.
  2. Повышается уровень экологичности. Во многих странах это не преимущество, а скорее правило. Европейские авто выходят на уровень очень жёстких экологических норм. И здесь системы «Старт-стоп» оказываются крайне эффективными.

Условно к достоинствам можно отнести факт возможности пуска без поворотов ключа. Но для многих это стало настолько привычной манипуляцией, что замена ключа на кнопку не стала для них чем-то уникальным и невероятно удобным. Тут уже каждый решает сам для себя, что ему больше нравится. Теперь поговорим про недостатки, которыми обладает система запуска «Старт-стоп». Они могут показаться для многих существенными, поскольку:

  • повышается начальная стоимость транспортного средства;
  • увеличиваются затраты на ремонт и обслуживание элементов системы зажигания;
  • возрастает требование в отношении качества и заряда аккумуляторных батарей;
  • при пуске двигателя могут возникать шумы и вибрации.

Некоторые водители привыкли, что двигатель постоянно работает, и они слышат его. Но когда мотор то заводится, то останавливается, создаётся невольное ощущение возникновения каких-то неисправностей. Это, скорее, психологический аспект восприятия новой системы. Не все готовы к таким переменам. Хотя следует быть справедливыми. Когда-то и автоматические коробки передач вызывали множество опасений и страхов у водителей. Они не могли контролировать работу двигателя, поскольку за всё начала отвечать автоматика.

Возникало множество нареканий на плохую работу, ненадёжность и частые поломки АКПП. Но теперь коробка-автомат стала неотъемлемой составляющей каждого автомобиля. Буквально все автопроизводители дают для покупателей возможность выбора между АКПП и МКПП. А некоторые модели безальтернативно оснащаются только автоматом. Так и с системами «Старт-стоп». Они находятся только на начальном этапе своего развития и становления на автомобильном рынке. Нужно время, чтобы водители привыкли к нововведениям и по достоинству оценили все преимущества.

Системы разных производителей

Многие названия становятся нарицательными, хотя по факту являются корпоративной собственностью определённых компаний. Так и в случае со «Start-stop» название принадлежит компании Bosch. Поскольку их системы запуска устанавливаются на автомобилях далеко не всех автопроизводителей, другие компании, решившие внедрить «Старт-стоп» в своих машинах, разработали собственные устройства, имеющие определённые отличия. Теперь у ведущих автокомпаний применяются собственные обозначения этого решения. Пройдёмся по основным производителям:

  • немецкая компания BMW обозначает свои системы названием «Auto Start-stop»;
  • в Mercedes сделали акцент на том, что их система экологичная, а потому называется «Eco Start/Stop»;
  • Mazda, о которой мы уже говорили ранее, имеет два обозначения, звучащие как «i-Stop» и «i-Eloop»;
  • даже Smart сделали свою систему, которую именуют MHD, что означает Micro Hybrid System;
  • разработчики из Citroen не стали ничего особо выдумывать, обозначив систему «Stop & Start System»;
  • у корейской компании Hyundai это «Idle Stop & Go»;
  • Volvo, как и всегда, оказались весьма сдержанными и педантичными, потому их системы носят название «Start/Stop»;
  • к названию системы от Volvo компания Volkswagen лишь добавила в конце слово «System»;
  • а вот ещё одна корейская компания KIA проявила креатив и придумала ISG. Это Интеллектуальная система «Stop and Go».


Кто-то использует разработки других фирм, с которыми сотрудничает, применяя собственные обозначения. Другие имеют авторские разработки. Самыми распространёнными системами являются решения от:

  • Устанавливаются на машины брендов BMW, Audi, VolksWagen и не только;
  • Сокращённое название из систем STARS. Особенностью является применение реверсивного генератора;
  • Их Smart Idle устанавливается на собственные автомобили;
  • Микрогибридная система под названием ISG, во многом аналогичная решению от Bosch. Является авторской разработкой KIA.

Покупать ли машину с системой запуска и остановки двигателя, решать каждому водителю самостоятельно. Разработка определённо обладает преимуществами, но также характеризуется весомыми для многих автолюбителей недостатками.


Ставить такие решения на бюджетные машины не имеет особого смысла. Владельцы не будут готовы тратить большие деньги за покупку дорогостоящих запчастей и за проведение далеко не дешёвого ремонта более сложной системы зажигания двигателя. А если это автомобиль средней ценовой категории и выше, установка «Start-stop» во многом способна себя оправдать. Она подходит тем, кто основную часть времени за рулём проводит в условиях города, где на каждом шагу светофоры и пробки. На трассе пользы от системы нет никакой совершенно.

Автопроизводители всеми силами стараются повысить экономичность двигателей своих машин. Один из способов уменьшить аппетит силового агрегата – система старт-стоп. Коротко говоря, задача этой системы – экономить горючее и снизить объем вредных выбросов, путем уменьшения времени работы мотора на холостом ходу.

По подсчетам инженеров, двигатель автомобиля до 30 % времени работает вхолостую за счет стояния в пробках и на светофорах. Принцип работы системы старт-стоп заключается в том, что мотор выключается при остановке машины и вновь запускается при нажатии педали сцепления, если трансмиссия механическая или при отпускании педали тормоза в случае с «автоматом».

Вплоть до последнего времени система старт-стоп применялась только на машинах с гибридным силовым агрегатом. В настоящее же время тенденция изменилась. Все больше производителей начинают устанавливать ее на автомобили с классическими двигателями внутреннего сгорания, как бензиновыми, так и дизельными. Согласно прогнозам экспертов, к 2015 году данной системой будет оснащаться половина всех выпускаемых легковых авто в мире.

Немного предыстории возникновения системы старт-стоп

Родиной системы старт-стоп является Япония. Впервые о возможности выключать двигатель во время простоя автомобиля, заговорили инженеры фирмы Тойота в середине 70-х годов прошлого века. В результате, люксовая версия Toyota Crown была оснащена устройством, выключавшем мотор после полуторасекундного простоя. Замеры показали, что расход топлива сократился на 10 %.

Спустя десять лет европейские производители также начали устанавливать подобную систему на некоторые свои модели. Пионерами стали Фольксваген Поло и Фиат Регата ЕС. Намного позже, в конце девяностых, системой старт-стоп стали оснащать машины Ауди, в частности, Ауди А2 3L (индекс 3L указывал на расход топлива – 3 литра на 100 км).

В двухтысячные годы опыт «первопроходцев» стали перенимать и другие европейские производители, такие как Ситроен, BMW, Mini, Renault. К настоящему времени почти все марки имеют данную систему в своем арсенале.

Как работает система старт-стоп

Конструктивно система старт-стоп состоит из двух элементов: устройства, обеспечивающего многократный запуск мотора и системы управления.
Многократный запуск двигателя реализуется одним из следующих способов:

  • установкой усиленного стартера;
  • установкой реверсивного генератора (стартер-генератора);
  • впрыском горючего в цилиндры и воспламенением рабочей смеси.

Наиболее простая и надежная конструкция получилась у фирмы Bosch. Именно ее название Stop&Start System и стало впоследствии нарицательным. Устанавливается она на автомобили BMW и Ауди. В среднем уровень вредных выбросов и расход горючего у автомобилей снижается на 8 %.


Основным узлом Bosch является специальный стартер с увеличенным сроком службы, рассчитанный на многократные частые пуски двигателя. Механизм привода стартера имеет низкий уровень шума, благодаря чему запуск мотора происходит незаметно.

На систему управления возлагаются функции запуска и остановки двигателя, контроля уровня заряда (разряда) аккумуляторной батареи. Последняя предназначена для отключения системы старт-стоп при разряде аккумулятора.

Система управления состоит из ряда входных датчиков, исполнительных устройств и блока управления. В числе входных датчиков можно назвать датчик оборотов коленвала, датчик положения педали тормоза (сцепления), датчик уровня заряда аккумулятора и куча других датчиков, входящих в состав системы управления двигателем.

Собственного блока управления данная версия системы старт-стоп не имеет, поэтому все управляющие функции исполняет ЭБУ двигателем, посредством специализированного программного обеспечения.

К исполнительным устройствам относятся устройства вспомогательных систем силового агрегата – форсунки, катушки зажигания и стартер.

В целом система Bosch практически не имеет собственных уникальных элементов, вместо этого применяются уже имеющиеся датчики и устройства. Именно благодаря этому, производитель достиг высокой надежности и долговечности.

Условия для работы системы старт-стоп

Чтобы не допустить отключения мотора, когда это не требуется, инженеры привязывают ее работу к нескольким условиям, причем разные производители задают разные наборы параметров. Старт-стоп не работает, когда двигатель не прогрет из-за того, что обороты коленчатого вала в это время выше холостых. Также старт-стоп не будет задействована, если включен обогрев зеркал, стекол или сидений, неисправен генератор или разряжен аккумулятор, автомобиль остановился после выключения заднего хода или колеса повернуты на большой угол (два последних условия не позволяют системе глушить мотор при маневрировании на парковке). Помимо этого, система активизируется только тогда, когда скорость машины превысит 4 км/ч, при этом должна быть закрыта водительская дверь, а сам водитель пристегнут ремнем безопасности .


Производитель может задать и дополнительные условия работы системы. К примеру, одним из таких может быть температура окружающего воздуха. В 2010 году в немецком журнале Auto Motor und Sport были опубликованы испытания шести автомобилей: Ауди А4, Фольксваген Пассат, Форд Мондео, Опель Инсигния, Мерседес С-класс и БМВ 3 серии. Все машины с дизельными силовыми агрегатами. Ауди, БМВ и Фольксваген были оснащены системой старт-стоп.

Автомобилям предстояло проехать 200 км по зимним дорогам. В результате на Ауди и БМВ система сработала несколько раз, тогда как на БМВ не было ни одного срабатывания. Отсюда напрашивается вывод, что минусовая температура также является ограничивающим фактором.

Схема работы системы старт-стоп на автомобилях Ауди

Работает данная система следующим образом. Когда автомобиль останавливается, обороты двигателя падают до холостых, датчик частоты вращения коленвала подает соответствующий сигнал, и ЭБУ останавливает мотор. Все включенные электропотребители (фары, кондиционер и пр.) продолжают работать от аккумуляторной батареи. Когда водитель выжимает педаль сцепления или отпускает тормоз, в зависимости от типа трансмиссии, блок управления получает сигнал от датчика и возобновляет работу двигателя. Затем цикл повторяется.

Как видно, в автомобиле Ауди, оснащенном системой старт-стоп, аккумуляторная батарея испытывает повышенные нагрузки и изнашивается намного быстрее, чем в таких же машинах, у которых данной системы нет. Чтобы система фирмы Bosch не сыграла с водителем злую шутку, блок управления непрерывно контролирует уровень заряда батареи. Если напряжение на ее клеммах падает ниже определенного порога, система автоматически отключается. Когда заряд восстановится, после длительной поездки или при помощи зарядного устройства, система самостоятельно возобновляет работу. При желании водитель может отключить ее принудительно, нажав кнопку на панели управления.

Подобным образом работает система Idle Stop&Go на автомобилях КИА. В отличие от Ауди, генератор в корейских машинах при больших нагрузках на мотор отключается для снижения расхода топлива, а при торможениях включается и заряжает аккумуляторную батарею. Когда уровень заряда последней падает до 75 %, система отключается. Еще одним отличием КИА от Ауди является то, что система отключается при включении кондиционера.

Система с реверсивным генератором

Система под названием STARS (Starter Alternator Reversible System) выпускается фирмой Valeo. Применяется она на автомобилях Ситроен и Мерседес.


Основным ее элементом является реверсивный генератор – электромашина переменного тока, которая работает и как генератор, и как стартер – в зависимости от условий. Для правильной работы ему необходим особый ремень с обратимым натяжителем, позволяющий передавать усилие как вперед, так и назад.

Реверсивный генератор не создает шума при работе и включается вдвое быстрее обычного стартера (0,4 секунды). В отличие от системы, применяемой на автомобилях Ауди, у STARS имеется собственный блок управления, взаимодействующий с блоком управления двигателем. Принцип работы и набор входных датчиков аналогичен предыдущему варианту.

Дальнейшим развитием STARS является использование системы рекуперативного торможения. Рекуперацией тормозной энергии удается дополнительно снизить потребление горючего.

Система с впрыском и воспламенением горючей смеси

Данная система под названием SISS (Smart Idle Stop System) разработана компанией Мазда и применяется на бензиновых двигателях с непосредственным впрыском. Принцип ее работы следующий.

Когда мотор выключается, поршни останавливаются в строго определенных положениях, наиболее выгодных для последующего запуска силового агрегата. После отпускания педали тормоза, бензин впрыскивается цилиндры, подается разряд на свечи зажигания, и рабочая смесь воспламеняется. Дополнительно на короткое время включается стартер. SISS применяется только на автомобилях с автоматической трансмиссией.

Нарекания к системе старт-стоп со стороны пользователей

Многие автовладельцы, особенно те, у кого машины с турбомоторами, недовольны тем, как работает система старт-стоп. Например, на Тигуане, все силовые агрегаты которого имеют наддув, ее предпочитают отключать, чтобы продлить жизнь турбине. При этом сама компания Фольксваген утверждает, что работа данной системы рассчитана и на то, что мотор оснащен турбонаддувом, и на том же самом Тигуане срок службы турбины из-за периодических отключений двигателя не становится меньше.

Также многие отмечают, что мотор слишком заметно возобновляет свою работу, слышен звук и ощущаются вибрации. Последнее, с чем трудно поспорить, на европейских автомобилях сильно страдает аккумуляторная батарея, особенно при езде в пробках. Разумеется, систему можно отключить, но делать это каждый раз не очень удобно.



Поделиться