Какой двигатель на брдм. Бронированная разведывательно-дозорная машина

БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2) - является дальнейшим развитиемБРДМ-1.

Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательныхподразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище «Бардак». В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

  • БРДМ-2 (ГАЗ-41-06) - базовая модель. Выпускалась с 1963 года
  • БРДМ-2 «Лиса» (ГАЗ-41-10) - базовая модель. Выпускалась с 1967 года. С автоматической ПАЗ и дополнительными приборами ночного видения
  • БРДМ-2А - модернизированная

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

БРДМ-2 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, боевого отделения - в средней, а моторного отделения - в кормовой части машины. Экипаж БРДМ состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

ОТДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной, а также следующее оборудование:

  1. Сиденья командира и механика-водителя;
  2. Контрольно-измерительные приборы;
  3. Радиостанция;
  4. Приборы наблюдения.

Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе.

БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка, в которой установлены специальные люки.

В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух, под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

ОТДЕЛЕНИЕ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются:

  1. Привод ручного пуска двигателя;
  2. Двигатель;
  3. Топливный бачок пускового подогревателя;
  4. Генераторная установка;
  5. Фильтровентиляционная установка;
  6. Коробка передач;
  7. Воздушные баллоны;
  8. Водяные и масляные радиаторы;
  9. Аккумуляторная батарея;
  10. Водяные и масляные теплообменники;
  11. Карданный привод водомётного движителя;
  12. Компрессор;
  13. Клапан откачки;
  14. Пусковой подогреватель;
  15. Водооткачивающий электронасос.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

Подвеска рессорная с продольными полуэллиптическими рессорами.

На БРДМ-2 установлен четырёхтактный бензиновый двигатель ГАЗ-41. Мощность двигателя составляет 140 л.с. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров.

Трансмиссия механическая. Имеет 4 передних и одну заднюю передачу. Сцепление однодисковое, демпферное с наружным диаметром ведомого диска 300 мм.

МОДИФИКАЦИИ

  • БРДМ-2-23М - армянский вариант модернизации. Установлен дизельный двигатель СМД-21-08. Пулемёты КПВТ и ПКТ заменены на 23-мм автоматическую пушку 2А14, для отвода пороховых газов на башне установлен вентиляционный клапан.
  • БРДМ-2М(А) - модернизированный вариант БРДМ-2. Производитель - Арзамасский машиностроительный завод. Машина облегчена - сняты бортовые колесные механизмы повышения проходимости, вместо них появились трапециевидные двери от БТР-70. Подвеска унифицирована с БТР-80. Вместо бензинового двигателя установлен турбодизельный двигатель Д-245.9 мощностью 136 л.с.. БРДМ оснащён башней БПУ-1, вооруженной 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм пулемётом ПКТ (причем угол обстрела КПВТ увеличен до +60°) и оборудован современными радиостанциями Р-163 или Р-173.
  • БРДМ-2ЛД - украинская модернизация БРДМ-2 (с дизельным двигателем СМД-21-08 украинского производства), разработана по программе ОКР «Бульб» в 1999 году ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». 10 шт. использовались украинским контингентом в Косово. Выпуск прекращён в связи с банкротством завода «Серп и молот» (изготовителя двигателей серии СМД)
  • БРДМ-2ДИ «Хазар» - украинская модернизация БРДМ-2, разработана в 2005 году на ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», установлены дизельный двигатель FPT IVECO Tector с предпусковым подогревателем, тепловизор и новый комплекс вооружения.
  • БРДМ-2ДП - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная ОАО «Завод „Маяк“» (г.Киев). Облегчённая модификация (снята башня и бортовые колесные механизмы повышения проходимости), оборудована боковая дверь для десанта, установлены дизельный двигатель и устройство для преодоления траншей и окопов, изменено вооружение (поставлены носовой 12,7-мм пулемёт ДШКМ и 2 бортовых 7,62-мм пулемёта СГМБ). Также машина может быть оборудована съёмными противокумулятивными сетками.
  • БРДМ-2Т - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная в 2013 году компанией ООО НПК «Техимпекс» (Киев). Демонтированы дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, как у БТР-70, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л.с., передние и задние габаритные фонари БТР-70, новые колёса с бескамерными шинами. Башня демонтирована, установлены 12,7-мм пулемёт НСВТ и 7,62-мм пулемёт ПКТ. Также возможна установка боевых модулей.
  • БРДМ-2МБ1 - белорусская модернизация БРДМ-2, производится ОАО «140 ремонтный завод». Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л.с., боевой модуль Адунок и система видеонаблюдения. Вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ. Экипаж увеличен до 7 человек.
  • ZKDM «Зубастик» - модернизированный вариант, разработанный в Азербайджане. Оснащена усиленной противоминной защитой, новой башней (в которой установлены 23-мм двухствольная пушка ГШ-23, 7,62-мм пулемёт, 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 и четыре 81-мм дымовых гранатомета - по два на каждой стороне башни), новым дизельным двигателем Д-245.30E2 мощностью 150 л.с. Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта Один демонстрационный образец был разработан в сентябре 2013 года, в декабре 2013 он был направлен на испытания
  • BRDM-2 - вариант модернизации, предложенный НТЦ «Дельта». Водомётные движители и дополнительные колёса демонтированы, на машину установлены боевой модуль (с 23-мм автоматической пушкой 2А14 и 7,62-мм пулемётом ПКТ) и два четырёхствольных дымовых гранатомёта. Одна машина представлена 24 мая 2014 на военном параде в Тбилиси в честь дня независимости Грузии.
  • БРДМ-КЗ - модернизированный вариант, разработанный в 2013-2014 гг. казахстанскими компаниями «Semey Engineering» и «Kazakhstan Aselsan Engineering». Колея расширена за счёт установки мостов от БТР-80, установлен дизельный двигатель Iveco. В мае 2014 на выставке KADEX-2014 был представлен один демонстрационный образец [
  • BRDM-2M-96i - модернизированный вариант, созданный в 1997 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигательIveco Aifo 8040 , новые тормоза
  • BRDM-2M-96ik «Szakal» - модификация, разработанная в 2003 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигательIveco Aifo 8040SRC , новая радиостанция RRC-9500 , кондиционер и решётчатые противокумулятивные экраны. Вместо 14,5-мм пулемёта в башне установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.
  • BRDM-2M-97 «Żbik-B» - дальнейшая модернизация BRDM-2M-96i. Оснащена четырёхцилиндровым дизельным двигателем Iveco Aifo 8040 SRC-21.11 , новой трансмиссией и дополнительным оборудованием.
  • Курјак - модернизированный вариант производства Сербии.
  • LOT-B - чешская модернизированная версия.
  • LOT-V - командирская версия LOT-B.

МАШИНЫ НА БАЗЕ БРДМ-2

  • 9П19 - боевая машина ПТРК «Глаз»
  • 9П122 - боевая машина ПТРК 9К11М «Малютка-М»
  • 9П124 - боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»
  • 9П133 - боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П»
  • 9П137 - боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»
  • 9П148 - боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс»
  • БРДМ-2РХБ «Дельфин» - машин химической разведки, с автоматическим газосигнализатором ГСА-12, ВПХР, измерителем ДП-5В, рентгенометром ДП-3Б
  • БРДМ-2У - машина управления командира батальона. С дополнительной радиостанцией Р-123. Без башни
  • 9А31 - боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1»
  • ЗС-72Б
  • ЗС-82 - звуковещательная станция средней мощности
  • Алеся-1 - белорусская аварийно-транспортная машина, экипаж 8-10 человек
  • АТМ-1 - универсальная аварийно-транспортная машина
  • ТМ-1П - российская плавающая транспортная машина
  • БИ-1 - российская бронированная инкассаторская машина
  • ПСМ-8 - поисково-спасательная машина
  • УДДС-БРДМ - учебно-действующий стенд
  • ГАЗ-41Д - опытная, 1962-64 гг. Десантная, с башней БМП-1. Экипаж – 2 чел. Двигатель ЯМЗ, дизель
  • БРДМ-2Д - вариант модернизации (1999 г.), с двигателем мощностью 195 л.с., без дополнительных катков
  • БРДМ-2М - вариант модернизации (2001 г.), с дизельным двигателем ЯМЗ-3460 мощностью 160 л.с.
  • БРДМ-2М - вариант модернизации (АО «Муромтепловоз», 2005 г.), с четырёхцилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. Без дополнительных колес
  • БРДМ-2М - вариант модернизации. С башенной пулеметной установкой МА7 (12,7 мм «Корд»; 7,62 мм ПКТ)

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

  1. Операция «Дунай»
  2. Война Судного дня Одно из крупнейших сражений с участием БРДМ-2, вооружённых ПТУР «Малютка», произошло 6 октября 1973 года, когда египетская армия форсировала Суэцкий канал. Перешедшие канал египетские войска были атакованы израильскими танками M48 Patton и M60 Patton252-й бронетанковой дивизии. Танки шли без предварительной разведки и без пехоты, что привело к их разгрому. Египетские БРДМ и пехота подбили и сожгли 165 израильских танков M48 и M60. Сожжённые танки усеяли пустыню перед египетскими позициями. Десантные машины применялись также и на сирийском фронте. В частности, 12 октября сирийские БРДМ-2 и пехота остановили наступление израильских танков 188-й резервной бригады вдоль шоссе Эль-Кунейтра-Дамаск, при этом израильтяне понесли тяжёлые потери.
  3. Афганская война (1979-1989)
  4. Расстрел Белого дома в Москве 1993 год.
  5. Чеченские войны (1994-1996, 1999-2009) - применялась российскими войсками и чеченскими боевиками. Пользовалась в войсках заслуженной любовью за неприхотливость, высокие ремонтопригодность и живучесть .
  6. Вооружённый конфликт в Южной Осетии - по данным независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, российские войска потеряли 3 БРДМ. Один из механиков-водителей российских БРДМ-2, Олег Рудель был награждён медалью «За отвагу»

Является дальнейшим развитием БРДМ-1 . Серийно производилась с 1963 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательных подразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище Бардак. В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

История создания и производства

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В.А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

Состоит на вооружении

Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Белоруссия - некоторое количество БРДМ-2
-Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Египет - 300 БРДМ-2 (в египетской армии называлась Леопард, по состоянию на 2010 год
-Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
-Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
-Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
-Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Палестинская национальная администрация - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году
-Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Приднестровье - некоторое количество в т.ч. в приданные МВД
-Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
-Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
-Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-США - 7 единиц БРДМ-2 поставлены из ФРГ в 1991 году
-Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Хорватия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2011 год
-ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении.

Боевое применение

Операция «Дунай»
-Война Судного дня Одно из крупнейших сражений с участием БРДМ-2, вооружённых ПТУР «Малютка», произошло 6 октября 1973 года, когда египетская армия форсировала Суэцкий канал. Перешедшие канал египетские войска были атакованы израильскими танками M48 Patton и M60 Patton 252-й бронетанковой дивизии. Танки шли без предварительной разведки и без пехоты, что привело к их разгрому. Египетские БРДМ и пехота подбили и сожгли 165 израильских танков M48 и M60. Сожжённые танки усеяли пустыню перед египетскими позициями. Десантные машины применялись также и на сирийском фронте. В частности, 12 октября сирийские БРДМ-2 и пехота остановили наступление израильских танков 188-й резервной бригады вдоль шоссе Эль-Кунейтра-Дамаск, при этом израильтяне понесли тяжёлые потери.
-Китайско-вьетнамская война
-Афганская война (1979-1989)
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии - по данным независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, российские войска потеряли 3 БРДМ. Один из механиков-водителей российских БРДМ-2, Олег Рудель был награждён медалью «За отвагу».
-Вооружённый конфликт на востоке Украины.

Характеристики

Классификация: боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль
-Боевая масса, т: 7,0
-Экипаж, чел.: 4
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 5750
-Ширина корпуса, мм: 2350
-Высота, мм: 2395
-База, мм: 3100
-Колея, мм: 1840 спереди 1790 сзади
-Клиренс, мм: 330
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 5
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 14
-Борт корпуса, мм/град.: 7
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Днище, мм: 2..3
-Крыша корпуса, мм: 7
-Лоб башни, мм/град.: 10
-Борт башни, мм/град.: 7
-Корма башни, мм/град.: 7
-Крыша башни, мм: 7
-Вооружение:
-Углы ВН, град.: -5..+30
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ) 1,5 (ПКТ)
-Прицелы: ПП-61АМ
-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ 1 х 7,62-мм ПКТ
-Подвижность:
-Двигатель: Производитель: Горьковский автомобильный завод Марка: ГАЗ-41 Тип: карбюраторный бензиновый Объём: 5530 куб.см. Максимальная мощность: 103 кВт (140 л.с.), при 3400 об/мин Максимальный крутящий момент: 350 Н·м, при 2500 об/мин Конфигурация: V8 Цилиндров: 8 Диаметр цилиндра: 100 мм Ход поршня: 88 мм Степень сжатия: 6,7 Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8 Максимальные обороты: 3650 Рекомендованное топливо: А-76
-Скорость по шоссе, км/ч: 95..100
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 8..10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: до 750
-Удельная мощность, л. с./т: 20,0
-Колёсная формула: 4х4 (8х8)
-Тип подвески: на полуэллиптических рессорах
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,5..2,7
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,4
-Преодолеваемый ров, м: 1,22
-Преодолеваемый брод, м: плавает

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 являлась дальнейшим развитием БРДМ-1. Она была разработана конструкторским бюро ОАО «Горьковского автомобильного завода», во главе с В.А. Дедковым (ведущий конструктор В. К. Рубцов) и серийно производилась с 1965 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом.. Машина была принята на вооружение в 1966 году.

БРДМ-2 имела схему общей компоновки с передним расположением отделения управления и задним размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ-1 позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились под днищем корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую форму.

Наименьший радиус поворота машины равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина, - 30°, наибольший угол крене составляет 25°.

Машина имела закрытый герметичный корпус, на котором крепились все агрегаты и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов толщиной 10 мм и 6 мм, что обеспечивало защиту от пуль стрелкового оружия и осколков.

В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной а также сиденья командира и механика-водителя, контрольно-измерительные приборы, радиостанция и приборы наблюдения. Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе.

Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка в которой установлены специальные люки. В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются привод ручного пуска двигателя, двигатель, топливный бачок пускового подогревателя, генераторная установка, фильтровентеляционная установка, коробка передач, воздушные баллоны, водяные и масляные радиаторы, аккумуляторная батарея, водяные и масляные теплообменники, карданный привод водомётного движителя, компрессор, клапан откачки, пусковой подогреватель и водооткачивающий электронасос.

В качестве вооружения используется установка БПУ-1 со спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ, смонтированная во вращающейся конической башне. Наведение в горизонтальной плоскости возможно в пределах 180° и осуществляется вращением башни, в вертикальной плоскости от -5° до +30° осуществляется вручную при помощи винтового механизма. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих увеличение 2,6? при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ - до 1500 метров.

Боекомплект БРДМ-2 состоит из 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Экипаж БРДМ-2 состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

В ночное время механику-водителю устанавливается прибор ночного видения ТВНО-2Б, а командиру машины вместо дневного прибора наблюдения ТПКУ-2 - ночной ТКН-1С. В качестве средства связи использовалась радиостанция Р-123.

На машине установлен карбюраторный 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-41V-8, мощностью 140 л.с. Удельная мощность – 20 л.с./т.. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров. Запас хода 750 км.

Трансмиссия механическая. Все колеса БРДМ-2 - ведущие. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 4х4. Дополнительные пневматические колеса, располагаютя в средней части корпуса по два на каждом борту. Они опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъемников подобно шасси самолета. Дополнительные колеса выполняются ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству были одинаковыми с аналогичными узлами грузового автомобиля ГАЗ-66. Передний мост отключаемый с места водителя. Водомет и привод на ведущие колеса могли работать при необходимости одновременно.

На воде машина перемещается при помощи установленного в корме водометного движителя. Четырехлопастный винт диаметром 500 мм засасывает воду через приемный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает ее через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывалось специальной бронированной заслонкой. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач. Задний ход обеспечивался изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служили водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водометного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колесами. Безопасность движения на воде обеспечивали волноотражательный щит (при езде на суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора) и высокопроизводительная водооткачивающая система.

Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, в которой использовались телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 4000 кгс. Дополнительное оборудование машины включало навигационную аппаратуру ТНА-2, систему ПАЗ, отопитель.

Модификации БРДМ-2

Модернизированный вариант БРДМ-2. Отличительной чертой машины является дизельный двигатель Д-245.9, мощностью 136 л.с., установленный вместо бензинового.

Технические характеристики БРДМ-2.

БРДМ-2 состоит (состояли)на вооружении следующих стран:

  • Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Египет - 300 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
  • Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Латвия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
  • Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Палестина - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году
  • Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Хорватия - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении
  • Бывшие СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Босния и Герцеговина - сняты с вооружения
  • Венгрия - 350 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1969 по 1975 годы, по другим данным поставлялись только в вариантах 9П122/133 и носителей ПЗРК
  • ГДР - 1579 единиц поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы, использовались под обозначением SPW-40P2, перешли к Германии
  • Германия - сняты с вооружения
  • Израиль - трофейные египетские, сняты с вооружения
  • Ирак - 250 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 годы
  • Румыния - 121 единица БРДМ-2 поставлена из СССР в период с 1975 по 1978 годы, сняты с вооружения
  • Северный Йемен - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1980 году
  • Сербия и Черногория - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1970 году
  • Уганда - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1975 году
  • Чехословакия - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы
  • Эстония - сняты с вооружения
  • Югославия - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • НДР Йемен - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1972 году

Является логическим продолжением линейки машин первой модели. Детище Горьковского завода автомобилестроения прозвали «Бардак» в широких военных кругах.

Немного о технических характеристиках БРДМ-2

Броневые листы, установленные на данном автомобиле, защитят только от мелкокалиберного стрелкового оружия или различных осколков. Толщина листов составляет от 3 до 14 миллиметров, в зависимости от места бронирования.

Главное техническое преимущество такой машины — её очень высокая проходимость. Она имеет дополнительную пару колес, которые выдвигаются. Эта инженерная особенность позволяет бронемашине форсировать такие препятствия, как широкие рвы и канавы.

После сворачивания производства такой машины в Советском Союзе, выпуск её продолжается, но уже в Польше. Эксплуатация бронеавтомобиля осуществляется посредством экипажа из четырёх человек. Следует отметить, что более пятидесяти стран мира успешно её используют в различных целях.

Описание БРДМ-2

В разные годы были выпущены различные её модификации, в которых устанавливалось дополнительное измерительное или наблюдательное оборудование для конкретных задач разведки.

Помимо сухопутных преград, автомобиль хорошо преодолевает и водные препятствия.

Сильно задранная передняя часть машины способствует более равномерному перераспределению ударной волны в случае подрыва на мине, что повышает защищенность экипажа, жизнеспособные характеристики бронированной машины БРДМ-2, а также уменьшает лобовое сопротивление при передвижении по воде.

Перемещение

Для эффективного и быстрого передвижения по воде в конструкции машины предусмотрен водяной двигатель, работающий по принципу водомёта. Мощная струя воды выбрасывается против хода движения машины, заставляя её плыть вперёд.

Топливные баки машины могут вмещать до 280 литров горючего, что позволяет ей, двигаясь по шоссе, проехать без дозаправки до 750 километров. При этом максимальная скорость передвижения может составлять 100 км в час.

Сердцем машины является 140-сильный бензиновый двигатель ГАЗ-41. Аналогичный силовой агрегат можно найти в автомобилях марки «Чайка» и некоторых других автомашинах. Не менее важная техническая характеристика — расход топлива БРДМ-2, который составляет от 22 до 38 л на 100 км.

Вооружение автомобиля

Для контроля ситуации на поле боя и ведения огня предусмотрена башня с углом вращения 360 градусов. В турели установлен спаренный системы Владимирова калибром 14,5 миллиметра. Очень грозное орудие. Также имеется пулемёт калибром 7,62 миллиметра. Обладает меньшей разрушительной силой, однако эффективен против пехоты.

Пулемёт Владимирова является одним из самых мощных в мире. Энергия пули, выпущенной из этого оружия, превосходит энергию снаряда немецкой авиационной двадцатимиллиметровой пушки «Швак» времён Второй мировой войны.

Боеприпас из такого оружия способен поразить броневую преграду толщиной 3 см на расстоянии 0,5 км. Дальность стрельбы из такого пулемёта составляет два километра. Используется для борьбы с легкобронированными целями противника. Высокая скорострельность плюс убойная сила противотанкового ружья делают вооружение автомобиля грозным оружием на поле боя и повышают характеристики БРДМ-2.

Для отсечения пехоты противника используется пулемёт меньшего калибра (7,62 мм). Боекомплект боевой машины составляет 10 лент по 50 снарядов для крупнокалиберного Владимирова и 8 лент по 250 боеприпасов для стандартного пулемёта. Набор аммуниции может состоять как из обычных так и из пуль с бронебойным сердечником.

Наведение пулемёта осуществляется поворотом башни, а также на небольшой горизонтальный угол непосредственно стрелком. Внешний вид и краткие технические характеристики БРДМ-2 на фото ниже тоже можно посмотреть.

Средства наблюдения

Командир экипажа имеет возможность наблюдать за полем боя посредством бинокулярной танковой панорамы. Данный оптический прибор имеет пятикратный зум и позволяет видеть на расстоянии до трёх километров. В тёмное время суток наблюдение ведётся через тепловизор или прибор ночного видения. Помимо основных инструментов, на борту машины имеется ещё шесть статических наблюдательных приборов, позволяющих иметь круговой обзор вокруг боевой единицы.

При пониженных температурах окружающей среды вести наблюдение через оптическую систему затруднительно из-за наличия конденсата или его замерзания. Поэтому конструкторами был предусмотрен электрический обогрев деталей оптических систем наблюдения, который позволяет использовать технические характеристики БРДМ-2 по максимуму.

Вне военной обстановки наблюдение могло вестись через открытый люк в пулемётной башне.

Модификации и характеристики бронированной машины БРДМ 2 на фото ниже прописаны подробно.

Силовое отделение

Под силовое отделение конструкторы отвели переднюю часть машины. В ней разместили 140-сильный движок, 5-ступенчатую коробку передач и дифференциал. КП устроена так, что включение и выключение заднего привода осуществляются независимо от сцепления. Дополнительно в отделении расположили аварийную лебёдку для эвакуации. Для регулирования давления в камерах шин предусмотрен компрессор. Данная техническая характеристика БРДМ-2 показывает ее повышенную выживаемость.

Применение в вооружённых конфликтах

  • Операция вторжения в Чехословакию в августе 1968 года.
  • Война Судного дня в октябре 1973 года. В ходе нее Египетские войска, имея в своем распоряжении бронеавтомобили БРДМ-2, оснащённые средствами противотанковой обороны, сумели отбить наступление и разгромить дивизию близ Суэцкого канала. В общей сложности было сожжено более 150 танков. В ходе этой операции израильтяне понесли тяжёлые боевые потери. Применение бронемашин с противотанковыми ракетами на борту в полной мере оправдало все ожидания.
  • Широко использовалась бронемашина на войне в Афганистане. Войска СССР часто применяли её в качестве удобного транспортного средства в условиях горного бездорожья и сухого и жаркого климата.
  • Была замечена в Чеченской кампании. Активно использовалась обеими сторонами конфликта. Повышенная живучесть и неприхотливость в эксплуатации делали её незаменимым боевым транспортным средством.
  • В ходе конфликта в Южной Осетии. Также применялась всеми сторонами. Со стороны Российской Федерации было потеряно всего три боевых единицы.
  • По непроверенным данным, во время государственного переворота в России под названием «Черный октябрь». В ходе этого конфликта было свергнуто действующее правительство и установлено президентское правление.

Заключение

Примечательным является тот факт, что бронемашина БРДМ-2 пользуется повышенным спросом не только у военных профессионалов, но и среди гражданских лиц. На данный момент на различных популярных торговых площадках по купле или продаже можно найти множество объявлений о покупке той или иной запасной части к этому автомобилю.

Многие энтузиасты, которые хорошо обеспечены финансово, оценили технические характеристики БРДМ-2 и покупают её с целью дальнейшей модификации и тюнинга. Разумеется, вооружение, средство наблюдения и связи на такой машине будут полностью отсутствовать. После переделки по вкусу владельца нередко такие машины участвуют в различных специализированных показах и выставках.

А для некоторых людей это универсальное транспортное средство, так как помимо отличной езды по бездорожью, на нем можно плавать по воде. Некоторые компании, например, предлагают за умеренную плату совершить увлекательную экскурсию на эксклюзивном бронеавтомобиле по тому или иному городу. А самые отчаянные владельцы устраивают гонки на таких типах машин.

БРДМ-2 (Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2) - является дальнейшим развитием БРДМ-1. Серийно производилась с 1963 по 1982 г. Горьковским автомобильным заводом и с 1982 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом (а также по лицензии в Польше, Чехословакии и Югославии). БРДМ-2 имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков.

БРДМ-2 - видео

Главная особенность машины - очень высокая проходимость. Кроме основного полноприводного шасси с регулируемым давлением в шинах, в средней части корпуса имеются специальные дополнительные выдвижные колеса, позволяющие, в частности, преодолевать значительные рвы, траншеи. В настоящее время в той или иной степени используется в разведывательных подразделениях более чем 50 стран. В войсках имеет прозвище «Бардак». В СССР производство завершено в ноябре 1989 года. Производство продолжается по лицензии в Польше.

История создания

Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Работами руководил В. А. Дедков. 22 мая 1962 г. машина была принята на вооружение. Серийное производство машины было организованно в 1963 г. на ГАЗе, а с 1982 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе и продолжалось до 1989 г.

БРДМ-2 (ГАЗ-41-06) - базовая модель. Выпускалась с 1963 года

БРДМ-2 «Лиса» (ГАЗ-41-10) - базовая модель. Выпускалась с 1967 года. С автоматической ПАЗ и дополнительными приборами ночного видения

БРДМ-2А - модернизированная

Конструкция

БРДМ-2 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, боевого отделения - в средней, а моторного отделения - в кормовой части машины. Экипаж БРДМ состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

Броневой корпус и башня

Отделение управления

В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной, а также следующее оборудование:

Сиденья командира и механика-водителя;
- Контрольно-измерительные приборы;
- Радиостанция;
- Приборы наблюдения.

Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе.

В случае подрыва придорожного фугаса, находящегося хотя бы на небольшом расстоянии от БРДМ, в отличии от американского "ХАМВИ", он не получал особых повреждений, если конечно в землю не закапывали пол тонны взрывчатки - ну так тогда и танк бы "полетел"... не то что легкая бронемашина. Правда что касается комфорта... да - тут "Хамви" и БРДМ-2 не сравнить. Но лучше пусть будет жарко и неудобно, чем уютно, а потом холодно, но уже насовсем.

Боевое отделение

Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка, в которой установлены специальные люки.

В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух, под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

БРДМ-2 преодолевает водную преграду

Отделение силовой установки

В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются:

Привод ручного пуска двигателя;
- Двигатель;
- Топливный бачок пускового подогревателя;
- Генераторная установка;
- Фильтровентиляционная установка;
- Коробка передач;
- Воздушные баллоны;
- Водяные и масляные радиаторы;
- Аккумуляторная батарея;
- Водяные и масляные теплообменники;
- Карданный привод водомётного движителя;
- Компрессор;
- Клапан откачки;
- Пусковой подогреватель;
- Водооткачивающий электронасос.

Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

Вооружение

Вооружение БРДМ-2 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −5…+30°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих увеличение 2,6× при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ - до 1500 метров. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП. Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

БРДМ-2 с опущенными дополнительными колёсами преодолевает окоп

Средства наблюдения и связи

Как средство разведки, БРДМ-2 обладает развитым комплексом средств наблюдения. Командир машины располагает бинокулярной перископической танковой панорамой ТПКУ-2Б, обеспечивавшей увеличение 5× при поле зрения в 7,5°, что позволяло осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров, и дававшей круговой обзор. В ночное время на месте ТПКУ-2Б устанавливался монокулярный прибор ночного видения ТКН-1С, имевший увеличение 2,75× и поле зрения в 10° и обеспечивавший наблюдение на дальности до 250-300 метров при подсветке инфракрасным осветителем ОУ-3. Помимо них, командир имеет четыре неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б, обеспечивающие обзор лобового и правого бортового сектора. Механик-водитель располагает шестью перископическими смотровыми приборами: двумя ТНПО-115 и четырьмя ТПН-Б, обеспечивающими обзор лобового и левого бортового сектора. В ночное время центральный прибор ТНПО-115 заменяется бинокулярным неподвижным прибором ночного видения ТВНО-2Б, обеспечивавшим наблюдение в секторе 30° на дальности 50-60 метров. В не боевых условиях командир и механик-водитель могли вести наблюдение через смотровые люки в лобовом листе корпуса. Наблюдатель на каждом из своих мест имел по три перископических прибора ТПН-Б, обеспечивавших обзор соответствующего бортового сектора. ТПН-Б и ТНПО-115 имели однократное увеличение и отличались наличием у последних электроподогрева, улучшавшего видимость через них при низких температурах. Башенный стрелок, помимо прицела пулемётной установки, использовавшегося им в качестве основного средства наблюдения, имел перископический прибор ТНПТ-1, устанавливавшийся в крыше башни и обеспечивавший наблюдение кормового сектора в 52°.

Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта. Размер колёс составляет 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления - поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников с шариковым замком. Колёса также как и основные являются ведущими. В движение приводятся благодаря коробке отбора мощности через цепные передачи.

Двигатель и трансмиссия

На БРДМ-2 установлен восьмицилиндровый V-образный четырёхтактный бензиновый двигатель ГАЗ-41, аналогичный двигателям, устанавливаемым на автомобили «Чайка» ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Мощность двигателя составляет 140 л. с. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров.

Трансмиссия механическая. Имеет 4 передних и одну заднюю передачу. Сцепление однодисковое, демпферное с наружным диаметром ведомого диска 300 мм.

БРДМ-2, дополнительные колёса подняты в нишу, виден цепной привод

Ходовая часть

Ходовая часть колёсная. Угол развала колёс составляет 0°45". Устанавливаются автомобильные шины 12,00-18 " с центральным регулированием давления, аналогичные шинам автомобилей ГАЗ-63, ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. Подвеска рессорная с продольными полуэллиптическими рессорами. Концы рессор установлены в резиновые подушки. На каждом мосту имеется по два гидравлических амортизатора телескопического типа с двусторонним действием.

Для преодоления траншей и окопов на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта. Размер колёс составляет 700×250 мм. Перед преодолением преград колёса опускаются, а после преодоления - поднимаются с помощью четырёх гидравлических подъёмников с шариковым замком. Колёса также как и основные, являются ведущими. В движение приводятся благодаря коробке отбора мощности через цепные передачи.

Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900-1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.

Модификации

БРДМ-2М(А) - модернизированный вариант БРДМ-2. Производитель - Арзамасский машиностроительный завод. Машина облегчена - сняты бортовые колесные механизмы повышения проходимости, вместо них появились трапециевидные двери от БТР-70. Подвеска унифицирована с БТР-80. Вместо бензинового двигателя установлен турбодизельный двигатель Д-245.9 мощностью 136 л. с.. БРДМ оснащён башней БПУ-1, вооружённой 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм пулемётом ПКТ (причём угол обстрела КПВТ увеличен до +60°) и оборудован современными радиостанциями Р-163 или Р-173.

БРДМ-2ЛД - украинская модернизация БРДМ-2 (с боковыми люками десанта и дизельным двигателем СМД-21-08 украинского производства), выпускалась ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». Выпуск прекращён в связи с банкротством завода «Серп и молот» (изготовителя двигателей серии СМД)

БРДМ-2М - украинская модернизация БРДМ-2. То же, что и БРДМ-2ЛД, но со штатным бензиновым двигателем. Выпускалась ГП «Николаевский ремонтно-механический завод».

БРДМ-2ДИ «Хазар» - украинская модернизация БРДМ-2, разработана в 2005 году на ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». Сохранены боковые двери десанта по типу БРДМ-2ЛД и БРДМ-2М, установлены дизельный двигатель FPT IVECO Tector с предпусковым подогревателем, тепловизор и новый комплекс вооружения.

БРДМ-2ДП - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная ОАО «Завод „Маяк“». Облегчённая модификация (снята башня и бортовые колесные механизмы повышения проходимости), оборудована боковая дверь для десанта, установлены дизельный двигатель и устройство для преодоления траншей и окопов, изменено вооружение (поставлены носовой 12,7-мм пулемёт ДШКМ и 2 бортовых 7,62-мм пулемёта СГМБ). Также машина может быть оборудована съёмными противокумулятивными сетками.

1 - волноотражательный щит; 2 - буксирная скоба; 3 - осветительные фары; 4 - координатор навигационной аппаратуры; 5 - осветитель; 6 - смотровые приборы; 7 - амбразура для стрельбы; 8 - установка пулеметов; 9 - нагнетатель-сепаратор; 10 - воздушный компрессор; 11 - водяной радиатор; 12 - водомет; 13 - теплообменник; 14 - амортизатор; 15 - силовая установка; 16 - дополнительные колеса; 17 - раздаточная коробка; 18 - боеукладка; 19 - радиостанция; 20 - лебедка

БРДМ-2И - украинская модернизация БРДМ-2, предложенная 45-м экспериментальным механическим заводом (г. Винница). Штатный бензиновый двигатель заменен на малошумный дизель «ISUZU» мощностью 156 л.с. Водометная установка и противоокопные колеса при модернизации сохранены. Дополнительно установлена электронная система централизованной подкачки шин украинского производства.

БРДМ-2Т - украинская модернизация БРДМ-2, разработанная компанией ООО НПК «Техимпекс» (Киев).

БРДМ-2 «ВЕПР» - украинская модернизация БРДМ-2, предложенная компанией «ВЕПР». Улучшена обзорность путём остекления кабины экипажа бронестеклами. Дно бронировано. Боковые колеса демонтированы. Вместо них установлены полнопрофильные двери для посадки-высадки десанта. Вооружение усилено. В дополнение к штатному вооружению добавлен кормовой пулемет, место пулеметчика оборудовано на месте демонтированного водомётного движителя. В носовой части предусмотрена установка курсового автоматического гранатомета. Светотехника доработана для движения по дорогам общего пользования.

БРДМ-2МБ1 - белорусская модернизация БРДМ-2, с 2011 года производится ОАО «140 ремонтный завод». Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта, радиостанция Р-173, новый дизельный двигатель Д245.30Е2 мощностью 155 л. с., боевой модуль Адунок и система видеонаблюдения. Вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ. Экипаж увеличен до 7 человек.

МБТС «Кайман» - белорусская модернизация БРДМ-2. Опытный образец представил в 2015 году ОАО «140 ремонтный завод». Штатный корпус машины подвергся кардинальной переделке. Передняя часть корпуса остеклена бронестеклами. Боковые противоокопные колеса демонтированы, а на их месте установлены десантные двери. Днище - V-образное. Мосты, колесные редукторы и независимая торсионная подвеска от БТР-60. Штатный двигатель заменен на дизель Д 245 с электронной системой управления. Коробка передач - механическая пятиступенчатая. Машина сохранила плавучесть. Для движения по воде применен новый двигатель с коробками отбора мощности для привода гребных винтов. Полная масса машины - 7 тонн. Скорость по шоссе - 110 км/ч. Запас хода - 1000 км. Экипаж - 6 чел.

ZKDM «Зубастик» - модернизированный вариант, разработанный в Азербайджане. Оснащена усиленной противоминной защитой, новой башней (в которой установлены 23-мм двухствольная пушка ГШ-23, 7,62-мм пулемёт, 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 и четыре 81-мм дымовых гранатомета - по два на каждой стороне башни), новым дизельным двигателем Д-245.30E2 мощностью 150 л. с. Демонтированы водометные движители и дополнительные колёса. Установлены боковые люки десанта. Один демонстрационный образец был разработан в сентябре 2013 года, в декабре 2013 он был направлен на испытания.

BRDM-2 - вариант модернизации, предложенный НТЦ «Дельта». Водомётные движители и дополнительные колёса демонтированы, на машину установлены боевой модуль (с 23-мм автоматической пушкой 2А14 и 7,62-мм пулемётом ПКТ) и два четырёхствольных дымовых гранатомёта. Одна машина представлена 24 мая 2014 на военном параде в Тбилиси в честь дня независимости Грузии.

БРДМ-КЗ - модернизированный вариант, разработанный в 2013-2014 гг. казахстанскими компаниями «Semey Engineering» и «Kazakhstan Aselsan Engineering». Колея расширена за счёт установки мостов от БТР-80, установлен дизельный двигатель Iveco. В мае 2014 на выставке KADEX-2014 был представлен один демонстрационный образец.

BRDM-2M-96i - модернизированный вариант, созданный в 1997 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040, новые тормоза

BRDM-2M-96ik «Szakal» - польская модификация БРДМ-2

BRDM-2M-96ik «Szakal» - модификация, разработанная в 2003 году в Польше. На машину установлены четырёхцилиндровый дизельный двигатель Iveco Aifo 8040SRC, новая радиостанция RRC-9500, кондиционер и решётчатые противокумулятивные экраны. Вместо 14,5-мм пулемёта в башне установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.

BRDM-2M-97 «Żbik-B» - дальнейшая модернизация BRDM-2M-96i. Оснащена четырёхцилиндровым дизельным двигателем Iveco Aifo 8040 SRC-21.11, новой трансмиссией и дополнительным оборудованием.

Курјак - модернизированный вариант производства Сербии.

LOT-B - чешская модернизированная версия.

LOT-V - командирская версия LOT-B.

УМКА - Универсальный Мобильный Кемпер-Амфибия или в народе - "БРДМ-2 СУДНОГО ДНЯ"

Машины на базе БРДМ-2

9П19 - боевая машина ПТРК «Глаз»

9П124 - боевая машина ПТРК 2К8М «Фаланга-М»

9П133 - боевая машина ПТРК 9К11П «Малютка-П» (шасси ГАЗ-41-06).

9П137 - боевая машина ПТРК 2К8П «Фаланга-П»

9П148 - боевая машина ПТРК 9К113 «Конкурс» (шасси ГАЗ-41-08).

БРДМ-2РХБ «Дельфин» - машина радиационной и химической разведки, с автоматическим газосигнализатором ГСА-12, ВПХР, измерителем ДП-5В, рентгенометром

ДП-3Б (шасси ГАЗ-41-05).

БРДМ-2У - машина управления командира батальона. С дополнительной радиостанцией Р-123. Без башни

9А31 - боевая машина ЗРК 9К31 «Стрела-1» на базе БРДМ-2

ЗС-72Б - звуковещательная станция средней мощности

ЗС-82 - звуковещательная станция средней мощности

Алеся-1 - белорусская аварийно-транспортная машина, экипаж 8-10 человек

АТМ-1 - универсальная аварийно-транспортная машина

ТМ-1П - российская плавающая транспортная машина

БИ-1 - российская бронированная инкассаторская машина

ПСМ-8 - поисково-спасательная машина

БРДМ-2-120 - кубинский 120-мм самоходный миномёт на базе БРДМ-2 - башня снята, в качестве вооружения установлен 120-мм миномёт советского производства (всего для кубинской армии выпущено 40-50 машин в двух вариантах исполнения).

БРДМ-2-120 - кубинский 120-мм самоходный миномёт на базе БРДМ-2 - вид сзади

УДДС-БРДМ - учебно-действующий стенд

ГАЗ-41Д - опытная, 1962-64 гг. Десантная, с башней БМП-1. Экипаж - 2 чел. Двигатель ЯМЗ, дизель

БРДМ-2Д - вариант модернизации (1999 г.), с двигателем мощностью 195 л. с., без дополнительных катков

БРДМ-2М - вариант модернизации (2001 г.), с дизельным двигателем ЯМЗ-3460 мощностью 160 л. с.

БРДМ-2М - вариант модернизации (АО «Муромтепловоз», 2005 г.), с четырёхцилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л. с. Без

дополнительных колёс

БРДМ-2М - вариант модернизации. С башенной пулеметной установкой МА7 (12,7 мм «Корд»; 7,62 мм ПКТ)

Польский вариант ЗРК ближнего действия "ASRAD" на шасси БРДМ-2 и ПЗРК "Гром"

Тактико-технические характеристики БРДМ-2

Экипаж, чел.: 4
Десант, чел.: 10
Годы производства: с 1963 по 1990
Количество выпущенных, шт.: более 9400

Вес БРДМ-2

Размеры БРДМ-2

Длина корпуса, мм: 5750
- Ширина корпуса, мм: 2350
- Высота, мм: 2395
- База, мм: 3100
- Колея, мм: 1840 спереди; 1790 сзади
- Клиренс, мм: 330

Броня БРДМ-2

Тип брони: стальная катаная
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 5
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 14
- Борт корпуса, мм/град.: 7
- Корма корпуса, мм/град.: 7
- Днище, мм: 2..3
- Крыша корпуса, мм: 7
- Лоб башни, мм/град.: 10
- Борт башни, мм/град.: 7
- Корма башни, мм/град.: 7
- Крыша башни, мм: 7

Вооружение БРДМ-2

Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)
- Прицелы: ПП-61АМ
- Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ; 1 х 7,62-мм ПКТ

Двигатель БРДМ-2

Тип двигателя: ГАЗ-41
- Мощность двигателя, л. с.: 140

Скорость БРДМ-2

Скорость по шоссе, км/ч: 95..100
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 8..10 на плаву

Самодельная противокумулятивная и дополнительная противопульная защита в виде экранов на БРДМ-2 польского контингента в ИРАКЕ

You have no rights to post comments



Поделиться