Цель программы
Программа призвана дать необходимы навыки для успешной работы в современной научной среде сформировать общекультурные и профессиональные компетенции выпускников-магистров, необходимых для осуществления профессиональной деятельности химика в областях научно-исследовательской, научно-педагогической, производственно-технологической, организационно-управленческой, связанной с использованием химических явлений и процессов. Обязательная часть программы включает в себя фундаментальную подготовку по химии и активную научно-исследовательскую работу.
Конкурентные преимущества программы
Программа охватывает области знаний органической химии, физической химии, неорганической химии. Упор сделан на подготовку специалистов, способных решать задачи как научно-исследовательской, так и производственно-технологической деятельности. Программа обучения предполагает углубленную фундаментальную подготовку в выбранной области подготовки и активную научно-исследовательскую работу.
Основные изучаемые специальные дисциплины
В ходе обучения по программе студенты изучают следующие дисциплины:
Первый год обучения:
- Философские проблемы химии, включая модуль "Основы применения результатов космической деятельности в интересах развития национальных экономик»
- Иностранный язык в профессиональной деятельности магистра
-
- Органическая химия
- Неорганическая химия
- Физическая химия
Второй год обучения:
- Актуальные задачи современной химии
- Блок дисциплин по выбору специализации:
- Органическая химия
- Неорганическая химия
- Физическая химия
В течение всего периода обучения студенты-магистры проводят научные исследования по актуальным направлениям фармации и проходят научно-исследовательскую практику в лабораториях и контрольно-аналитических центрах. Обучение завершается защитой магистерской диссертации.
Стажировки и практики
Педагогическая и научно-исследовательские практики - реальные возможности для студентов опробовать себя в качестве преподавателей и химиков-исследователей. Выпускающими кафедрами по данной программе являются кафедра физической и коллоидной химии, кафедра органической химии, кафедра неорганической химии факультета физико-математических и естественных наук РУДН. Практические занятия и научные исследования проводятся в учебных и исследовательских лабораториях выпускающих кафедр, оснащенных современным приборным и аналитическим оборудованием. Для выполнения научных работ и исследования на факультете созданы научные центры Объединенного института химических исследований:
- Научный центр Кристаллохимия и структурный анализ,
- Научный центр Кластер направленного синтеза природных соединений,
- Научный центр Органического синтеза в условиях микроволновой активации.
Студенты магистерской программы активно участвуют в работах по научным грантам. Имеются возможности международного сотрудничества и обучения за рубежом.
Карьера и трудоустройство
Выпускники магистратуры данного профиля подготовки могут работать в отделах контроля качества фармацевтических предприятий, в центрах и контрольно-аналитических лабораториях, где проводятся исследования лекарственных средств, фитопрепаратов, биологически активных веществ для выявления несоответствий стандартам качества. Сфера деятельности выпускников будет распространяться также на научно-исследовательские институты и фармацевтические фирмы, занимающиеся разработкой и внедрением новых лекарственных препаратов.
Полученные знания могут найти также применение в экологии, аграрном секторе, в области переработки и сертификации пищевых и лекарственных растений
Кроме того, химик со степенью магистра может заниматься преподаванием в школе, вузе или колледже.
Выпускники программы обладают следующими компетенциями
общенаучными, социально-личностными и специальными (профессионально-ориетированными). Выпускники программы владеют теорией и навыками практической работы в избранной области химии (в соответствии с темой магистерской диссертации); могут анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме литературу и самостоятельно составлять план исследования; способны анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения; умеют профессионально участвовать в научных дискуссиях; представляют полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций.
Кроме компетенций образовательного стандарта выпускники программы получают более специализированные знания, умения и навыки, полезные для выполнения трудовых функций: педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); специалист по контролю качества, научного работника.
Объекты профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности выпускников программы являются:
химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.
Тематики научных исследований
Научные исследования в рамках данной программы возможно по следующим примерным темам:
- Синтез 2-алкилтиеноизоиндол-4-карбоновых кислот и их декарбоксилированных аналогов.
- Синтез 1-этинил-1-ароилизохинолинов и изучение их реакций с ативированными алкинами.
- Синтез и особенности восстановления ортованадатов редкоземельных элементов.
- Получение и свойства сорбентов на основе углерода и диоксида циркония с золотом и серебром.
Инфраструктура
- современные химические лаборатории, оснащенные всем необходимым для проведения учебного процесса, расположенные в корпусе факультета физико-математических и естественных наук;
- компьютерные (дисплейные) классы;
- аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, в том числе для проведения видеоконференций;
- доступ к беспроводной сети Интернет (Wi-Fi)
- учебно-научный информационный библиотечный центр с доступом к электронным базам данных;
- студенческие кафе и столовые.
Внеучебная жизнь
Студенты, обучающиеся на программе, имеют возможность принимать участие в предметных олимпиадах и конкурсах различной направленности, международных и всероссийских научно-практических конференциях, лекториях и мастер-классах ведущих мировых и российских ученых и представителей работодателей, в научно-исследовательских проектах выпускающих кафедр факультета. Организация экскурсий в профильные научно-исследовательские институты.
Студенты данной специальности помимо общих предметов изучают такие дисциплины, как квантовая, физическая, аналитическая химия, органическая и неорганическая химия и многое другое. Студенты изучают химические реакции в биологических процессах, учатся наблюдать за химическими реакциями и управлять ними. Кроме теоретической базы, студенты имеют возможность отработать навыки в лабораториях университетов, а также пройти практику на различных предприятиях, заводах, в научно-исследовательских институтах.
После выпуска из университета у молодых специалистов есть два пути дальнейшего развития. Они могут податься в науку, то есть продолжить обучение и заниматься изучением химических реакций, а также разрабатывать новые способы управления ними, в стенах научно-исследовательских университетов. Второй вариант развития подразумевает работу на предприятиях, фабриках, заводах в качестве технологов, экспертов, консультантов. Специалист без опыта обычно сначала получает должность лаборанта, помощника технолога, и только со временем, когда у него имеется достаточно опыта, сам становится химическим технологом. Нередко выпускники находят себя в фармацевтике или косметологии.
Что изучают
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.АННОТАЦИЯ
основной
образовательной программы
специальность 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия»
Квалификация: Химик. Преподаватель химии.
Срок обучения: 5 лет (дневная форма обучения)
Цели программы: формирование у выпускника компетенций, необходимых для эффективного и успешного выполнения профессиональной деятельности в области химической теории, химического синтеза, экологии, фармацевтической и медицинской химии, экспертизы, стандартизации и сертификации, компьютерных технологий.
Виды профессиональной деятельности выпускника по специальности «Фундаментальная и прикладная химия»:
- Проведение научных исследований по изучению состава, строения и свойств веществ; закономерностей протекания химических процессов; по созданию и разработке новых перспективных материалов и химических технологий; решению фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии,
- исследовательская и научно-производственная деятельность в области химического синтеза, управления химическим процессом;
- Проведение физико-химического анализа и экспертизы различных объектов.
- Педагогическая деятельность.
- Организационно-управленческая деятельность.
Реализация ООП подготовки по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, которые имеют базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимаются научной и/или научно-методической деятельностью. 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени кандидата или доктора наук. При этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют 20% преподавателей.
К образовательному процессу привлечено около 20% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений г. Ростова-на-Дону: Южный научный центр РАН, Эколого-аналитический центр ЮФУ, Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и др.
Материально-техническая база химического факультета ЮФУ обеспечивает: проведение лекций - аппаратурой для демонстрации иллюстративного материала; выполнение лабораторных работ по общим и специальным дисциплинам - химическими реактивами, лабораторной посудой и учебно-научным и научным оборудованием в соответствии с реализуемой научной тематикой лабораторий; проведение семинарских занятий - компьютерами для проведения вычислений и использования информационных систем, занятия по иностранному языку – лингафонными кабинетами.
На 4 курсе предусмотрена производственная химико-технологическая практика, которая проводится на химических предприятиях и фирмах области, в лабораториях научно-исследовательских институтов и научно-образовательных центрах (НОЦ), входящих в состав Южного федерального университета:
ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» , Ростов-на-Дону,
Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, Ростов-на-Дону,
Экспертно-криминалистический региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического Таможенного управления, Ростов-на-Дону,
Региональный лабораторный центр Ростовской геолого-разведовательной экспедиции, Ростов-на-Дону,
НКТБ «Пьезоприбор», Ростов-на-Дону,
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ростовской области,
ООО «Дрожжевой завод», Ростов-на-Дону,
Азовский НИИ Рыбного Хозяйства, г. Ростов-на-Дону
ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», г. Новошахтинск, Ростовская область,
ОАО Ростовский виноводочный завод,
Химическая лаборатория ОАО Ростсельмаш,
ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону.
Выпускники по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» трудоустраиваются:
В лабораториях государственных и негосударственных научных центров, ведущих исследования в области химии и смежных областях (в биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, фармацевтике);
В исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических, горнодобывающих и газодобывающих);
В научно-исследовательских институтах Российской академии наук; а также в учреждениях системы высшего, среднего и среднего профессионального образования.
Основная образовательная программа специальности «Фундаментальная и прикладная химия» направлена на обеспечение подготовки высококвалифицированного специалиста, обладающего фундаментальными знаниями в области химии, успешно решающего профессиональные задачи в производственной (химической, биохимической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и других смежных областях промышленности), научно-исследовательской и педагогической сферах деятельности.
Большой объем лабораторных практикумов по неорганической, физической, аналитической, коллоидной, органической, высокомолекулярной химии, умение работать на современном научном оборудовании, научно-исследовательская работа в ходе прохождения практик, подготовки курсовых и выпускной работ способствуют формированию у обучающихся практических навыков и умений в профессиональной области.
Программа «Аналитическая химия» ориентирована на подготовку специалиста в областях определения химического состава веществ и химического строения соединений; анализа объектов; определения компонентов изучаемых образцов.
Трудоустройство
- исследовательские институты и лаборатории, научные центры, ведущие исследования как в области химии, так и в смежных областях
- высшие, профессиональные и общеобразовательные учебные заведения
- отделы криминалистики и судебной экспертизы
- лаборатории различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, горно- и газодобывающих и др.)
- лаборатории сертификации, санитарно-экологических служб
- КАО «АЗОТ», г. Кемерово
- Федеральный исследовательский центр Институт угля и углехимии Сибирского отделения РАН (ФИЦ УУХ СО РАН), г. Кемерово
- Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России по Кемеровской области, г. Кемерово
- ОАО «Кемеровская фармацевтическая фабрика», г. Кемерово
- ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Кемеровской области», г. Кемерово
- ФБУ Кемеровская лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ, г. Кемерово
- ООО «Центр Гигиенической экспертизы», г. Кемерово
- Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области", г. Кемерово
- ООО «Сибирский Центр мониторинга условий охраны труда и промышленной безопасности», г. Кемерово
- ООО «Химпром», г. Кемерово
- ОАО «Кузнецкие ферросплавы», г. Новокузнецк
- Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение "Городской классический лицей", г. Кемерово
- СОШ, лицеи, гимназии Кемеровской области
Область деятельности выпускника - разработка новых функциональных и конструкционных материалов для атомной промышленности, контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции
Область деятельности выпускника в сфере здравоохранения - разработка новых лекарственных препаратов, контроль качества сырья и готовой продукции
Область деятельности выпускника - разработка новых видов материалов и химикатов для легкой, текстильной и пищевой промышленности, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции
Специалист сможет выполнять трудовые функции в сфере общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, а также в сфере научных исследований и научно-конструкторских разработок
Область деятельности выпускника - оптимизация существующих и разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции химического и металлургического производства, контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции,
паспортизации и сертификации продукции
Область деятельности выпускника - разработка новых функциональных материалов для энергетики, диагностика материалов и оборудования с использованием методов химического и
физико-химического анализа
Отзывы наших выпускников:
Бурмистрова (Ляховец) Анна Владимировна
Директор школы № 64 Екатеринбурга
Бурмистрова (Ляховец) Анна Владимировна, выпускница химического факультета 1984 года, учитель химии, в 2007 году была победителем конкурса лучших учителей России Приоритетного национального проекта "Образование", Почётный работник общего образования.
В школе учителем химии работаю с 1984 года, т.е. сразу после окончания университета. В нашем Ленинском районе в трёх школах директора выпускники нашего химфака (гимназия 70, школа 140, ну и школа 64). Начальник Управления (отдела районного) образования Ленинского района тоже выпускница химфака. Нас много... Что лично мне дал химический факультет? Я очень горжусь тем, что закончила именно химфак УрГУ, который дал мне всё для того, чтобы стать профессионалом. Химфак научил самому главному - учиться и делать, любить то, чем занимаешься. Образ мышления, который сформировался за годы обучения на факультете, позволяет, анализируя, решать возникающие проблемы, справляться практически с любой задачей, не останавливаться на достигнутом. Вариантов выбора профессии при распределении было много, но я по своему желанию выбрала именно школу. И ни разу за всю жизнь об этом не пожалела.
Воспитывать детей посредством удивительной науки химии - это здорово!
Вилкай Елена Александровна
Инженер-технолог-химик ФГУП "Комбинат"Электрохимприбор"
Я окончила химфак УрГУ в 1993 году по специализации "Физическая химия", но работа моя всю жизнь связана с "мокрой" неорганической химией. Уже более 20 лет я работаю инженером-технологом-химиком на производстве стабильных изотопов.
Огромная благодарность всем преподавателям химфака за полученные знания во всех областях химии, которые так пригодились мне для разработки и внедрения технологий очистки и получения в необходимой химической форме стабильных изотопов рения, стронция, кадмия, никеля, РЗЭ и многих других. Стабильные изотопы, получаемые на нашем предприятии, широко используются в медицине, науке и технике, как в России, так и за рубежом. Для получения качественной товарной продукции с химической чистотой 99,99 - 99,999 % используются различные методы осаждения из растворов, ионообменная очистка, электролиз, получение металлов в токе водорода или аргона. Я люблю свою работу и горжусь, что я работаю на уникальном предприятии (электромагнитный метод разделения изотопов в промышленном масштабе есть только в Окридже (США) и у нас)
Меня очень радует, что многие стабильные изотопы (Lu-176, Yb-176, Tl-203 и многие другие), выпускаемые нашим производством, служат основой для получения радиофармпрепаратов, которые помогают людям в диагностике и лечении онкологических заболеваний
Котова Галина Константиновна
Заведующая Испытательной лабораторией Комбинат мясной гастрономии "Черкашин и партнеръ"
Добрый день, уважаемые коллеги! Химический факультет УрГУ, наша дорогая Альма Матер…
Получилось так, что сменялись в моей жизни места работы, и все они были на производственных предприятиях, и все они были прямо и непосредственно связаны с химией. Можно сказать, что химия кормит меня всю трудовую жизнь. Учеба на химическом факультете – это незабываемые годы. Коллектив превосходных педагогов привил нам умение думать, применять полученные знания в самых разных отраслях науки, производства. Я считаю, что именно Университетское образование дает возможность широкого выбора мест рабочей деятельности выпускникам.
Коротко о себе – я выпускник кафедры физической химии 1979 года, работаю ныне на мясоперерабатывающем предприятии ИП Черкашин А.Н. в должности заведующей Испытательной лабораторией. Без излишнего пафоса могу сказать – профессию «химик» выбрала верно
О.Я. Власова и Н.В. Печищева
О.Я. Власова, ведущий инженер, Н.В. Печищева, кандидат химических наук, старший научный сотрудник, лаборатория аналитической химии Института металлургии УрО РАН
Мы пришли работать в лабораторию аналитической химии Института металлургии Уральского отделения академии наук сразу после окончания химфака, в 1993 году. С тех пор тут и работаем – уже 24 года.
Что нам дало обучение на химическом факультете? Как видите – любимую работу на всю жизнь, возможность реализовать себя как в качестве инженера-аналитика, ежедневно сталкивающегося с самыми разнообразными объектами и задачами, которые ставит работа в исследовательском институте, так и в качестве научного работника. «Школа» классического химфака помогает, в случае необходимости, самостоятельно освоить любой метод исследования, работу на любом оборудовании, а также любую смежную специальность – педагога, снабженца, менеджера, а также редактора и переводчика – эти навыки очень важны для организации работы в лаборатории, и особенно - в отечественном научном учреждении.
Выпускницы химфака УрГУ.
Остроушко Александо Александрович
Заведующий отделом химического материаловедения НИИ физики и прикладной математики ИЕНиМ, профессор кафедры физической и неорганической химии
Для меня Университет – это прежде всего наши Учителя, которые укрепили в нас стремление к высокой науке, стремление понять не только то, что происходит в сложнейших системах, но и как, почему это происходит
Нашими учителями были профессора А.А. Тагер, В.И. Есафов, В.М. Жуковский и другие незабвенные преподаватели химфака. Они дали нам не “рыбу”, а “удочку”, т.е. не только знания, но научили разбираться в сути вопросов. Мне это неоднократно позволяло быстро вникнуть в самые разные вопросы, включая производственные, как в России, так и за рубежом, и адекватно решить ряд материаловедческих проблем.
Успешно работал на Пышминском опытном заводе “Гиредмет”, ПО Уральский оптико-механический завод. Имею поощрения: знак “Изобретатель СССР” и специальная премия им. И.И.Ползунова (за внедренные разработки), бронзовая медаль салона изобретений в Женеве, знак “Почетный работник высшего профессионального образования” и др. Про нашу университетскую жизнь разных лет я написал книгу, которая, надеюсь, может быть интересна и тем, кто учился в университете, и тем, кто только собирается в него поступать. Она скоро будет доступна через электронный каталог зональной библиотеки УрФУ
Рукосуева (Мажурина) Ирина Альбертовна
Учитель химии и педагог ДО в Гимназии №104 Екатеринбург
За годы работы в школе подарила любимому университету немало достойных студентов.
Выпускник 1984 года
Таракина Надежда Владимировна
К.х.н., научный сотрудник Group Leader - Electron microscopy Max-Planck-Institut für Kolloid- und Grenzflächenforschung, Германия
На химический факультет я попала скорее по стечению обстоятельств нежели по велению сердца, но никогда не пожалела, что я получила именно химическое образование!
Уже будучи первокурсником понимаешь, что попал в большую химическую семью. Профессионализм и внимание преподавателей, а так же их энтузиазм в работе дает уверенность, что ты тоже можешь решить самые сложные задачи. А динамичная студенческая жизнь не позволяет скучать. Окончив Химический факультет УрГУ я выбрала научную карьеру. Знания полученные в университете, позволили мне без труда поступить и закончить аспирантуру в Институте химии твердого тела а потом работать и преподавать в престижных университетах Швеции, Бельгии, Великобритании и Германии. Что я делаю? Я кристаллограф, специалист по электронной микроскопии материалов. Понять как связан химический состав и структура вещества с его свойствами, и на основе этого создать новые, более экологичные, умные материалы – это моя работа. Я изучаю структуру вещества в его самой основе, на уровне атомов и наблюдаю химические превращения на нано уровне. Как можно контролировать рост кристаллов Ca5(PO4)3F чтобы искусственная зубная эмаль приблизилась по своим свойствам к настоящей, как именно на атомном уровне “работают” катализаторы в процессе реакции, как дефекты в кристаллах влияют на их свойства? - это лишь часть задач с которыми я встречаюсь ежедневно.
А еще моя работа позволила мне встретиться со многими интересными и талантливыми людьми по всему миру и основы этому были заложены именно на химическом факультете!
Татьяна Береснева
Химик - аналитик ФГБУ Свердловский референтный центр Россельхознадзора
Я закончила университет в 1995 году и очень жалею, что процесс получения высшего образования занимает всего пять лет. Это самые веселые и беззаботные годы, о которых я буду помнить всегда.
Все время после окончания университета (а прошло уже 22 года) я в профессии и ни разу мне в голову не приходила мысль оставить мое любимое дело. Химическое образование - «универсально» - в полном смысле этого слова. Знания, полученные за 5 лет, сформировали отличную базу и широкий кругозор, которые были надежной опорой при освоении новых специальностей: это и работа врачом-лаборантом в системе санэпиднадзора, и коммерческим представителем по продажам оборудования для хим. анализа, и криминалистом в системе министерства юстиции, инженером по оборудованию в судебно-медицинской экспертизе, химиком-экспертом в фармацевтичческой лаборатории и, наконец, химиком аналитиком в лаборатории Россельхознадзора. Это далеко не полный список областей, где может реализовать себя специалист с такой простой строчкой в дипломе о высшем образовании «химик».
Ведь главная задача высшего образования - это не получение набора знаний, а умение учиться в любой ситуации
Татьяна Кимстач
Татьяна Кимстач / Заместитель Директора по продажам INTERTECH Corporation Московское представительство
Годы учебы в университете 1981 - 1986 г.г., химический факультет, кафедра аналитической химии.
Прошло более 30 лет после окончания Университета, но и сейчас моя работа связана с приборами для физико-химического анализа (поставка оборудования), работаю с химическими и аналитическими лабораториями, общаюсь с коллегами-химиками, и профиль моей работы - это прежде всего, аналитическая химия. Тот фундамент знаний, который я получила в качестве базы в Уральском Госуниверситете, стал для меня основополагающим в профессии и всегда помогал мне в профессиональной деятельности, да и в жизни придавал уверенности в своих силах, знаниях и профессионализме. Всегда вспоминаю с огромной благодарностью своих учителей, которые учили не только химии, но ответственности, самостоятельности, поддерживали и помогали чисто по-человечески. Уверена, что имея базовое химическое образование нашего Университета, молодой специалист всегда найдет достойную профессию, хорошую позицию, а значит и хорошее материальное обеспечение и уверенность в своем будущем! Работая сейчас в Москве с разными лабораториями, могу сказать, что специалисты-химики востребованы на различных предприятиях и лабораториях по исследованию современных материалов.
Желаю удачи новым абитуриентам и студентам!