Как ездить по ледяной колее. Тонкости управления автомобилем при движении по колее на зимней дороге

Движение по колее – то, с чем рано или поздно встречается практически каждый водитель. Как правильно выезжать из колеи – обсудим далее.

Зимняя колея представляет собой два продольных углубления на дороге, покрытые снегом или льдом. Попав в такую колею, бывает сложно ее покинуть, особенно если она глубокая. Особо проблематично это весной, когда стенки колеи покрыты льдом, а внутри колеи находится вода, делая лед еще более скользким.

Если колея неглубокая, Вы можете двигаться по ней всеми колесами, но уменьшите скорость движения. Так сделать проще, чем пытаться бороться с ней.

При движении по колее используйте так называемое уступающее руление: не пытайтесь судорожно сжимать руль, позвольте колее направлять Ваш автомобиль. Если Ваш автомобиль раскачивает из стороны в сторону, значит Вы двигаетесь слишком быстро, сбросьте скорость. Чтобы избежать раскачивания, мягко прижимайте колеса одного борта к краю колеи.

Чтобы выехать из неглубокой колеи, особенно на переднеприводном автомобиле, нужно выполнить 3 приема:

    Сброс газа

    Рывковый поворот руля

    Выравнивание автомобиля

Сбросив газ перед началом маневра, Вы дополнительно загрузите передние колеса массой автомобиля, что позволит им легче принять маневр.Одновременно со сбросом газа резко поверните руль в нужную сторону. Как только передние колеса выехали из колеи, также быстро верните руль в исходное положение и плавно нажмите на газ, тем самым стабилизируя автомобиль.

Помните, если передние колеса выехали из колеи, а задние нет, это приведет к мощному и резкому заносу, который поставит Ваш автомобиль поперек дороги или вовсе развернет его. Чтобы избежать этого, максимально сбросьте скорость и выполняйте опережающие действия рулем быстро и точно.

Если колея глубокая, старайтесь, если есть возможность, не заезжать в нее, а пропускать между колес. Тем самым можно избежать повреждения низко расположенных элементов автомобиля и не застрять в этой колее.

Если все же Вы заехали в глубокую колею, то используйте приемы, описанные выше, но перед поворотом руля в нужную сторону резко поверните его в противоположную. К примеру, если Вы хотите повернуть налево, резко и быстро поверните руль вправо, а потом так же быстро влево. Передние колеса оттолкнутся от края колеи и им проще будет выехать из нее. Опять же не забывайте о возможном заносе. Помните, чем глубже колея и выше скорость, тем более резко и непредсказуемо развивается занос.

Если Вам нужно пересечь колею поперек, то это нужно делать под углом 45 градусов. Если делать это под прямым углом, колеса могут застрять в колее, и выехать, даже в раскачку, будет сложно. Если делать это под острым углом, автомобиль будет скользить вперед вдоль колеи и может резко уйти в занос.

Движение по ледяной колее – серьезное испытание даже для опытного водителя, что уж говорить о новичках. Тем не менее, боятся колеи на зимней дороге не стоит.

Чем опасно движение по ледяной колее

Расстояние между пятнами контакта колес на одной оси автомобиля (автомобильная колея) – величина постоянная. Ширина же дорожной зимней колеи постоянно меняется, то сужаясь, то расширяясь.

Время от времени одна пара колес (переднее и заднее) двигается по желобу колеи, а вторая пара – по гребню. С изменением ширины дорожной колеи изменяется сила и характер реакции дороги на каждое отдельно взятое колесо.

В результате автомобиль начинает рыскать по колее, а со стороны это выглядит так, будто водитель быстро и резко крутит рулевым колесом вправо-влево.

При неблагоприятном стечении обстоятельств такое курсовое раскачивание машины может закончиться выносом автомобиля на обочину или того хуже — встречную полосу, а в некоторых случаях оно приводит к опрокидыванию машины.

Скоростной режим

Если вы не являетесь разрядником по автоспорту или профессиональным раллистом, сбавьте скорость движения сразу же после въезда в колею на зимней дороге.

Снижайте скорость до тех пор, пока раскачивание автомобиля не станет минимальным и он не обретет устойчивость на дороге.

Работа рулем

При езде в ледяной колее используйте уступающее руление. Что это значит?

Разрешите машине незначительно смещаться вправо-влево относительно оси колеи, слегка и удерживая контроль над автомобилем.

Не держите руки в напряжении, хват руля должен быть мягким.

Избегайте резких поворотов рулевого колеса. Движения руля должны быть плавными и просчитанными.

Что делать при заносе

Характер действий водителя в случае заноса при движении в колее, аналогичен мерам, предпринимаемым при .

Двигаясь в заднеприводном автомобиле, сбавьте скорость, отпустив педаль акселератора, и поверните руль в сторону заноса.

Для переднеприводного автомобиля необходимо тоже повернуть рулевое колесо в сторону заноса и, вместо снижения скорости, плавно добавьте «газу».

При начавшемся заносе, независимо от типа привода, не пользуйтесь педалями сцепления и тормоза, сосредоточившись только на педали акселератора.

Выезд из колеи

Сбавив скорость до минимальной, дождитесь участка дороги с максимальной шириной колеи.

Кратковременно повернув рулевое колесо в сторону, противоположную от направления выезда, мягко выверните руль обратно, а затем поверните его в сторону выезда из колеи.

При правильно выполненном маневре сначала передние, а затем и задние, колеса заедут на гребень колеи, преодолеют его и автомобиль благополучно продолжит движение по ровной поверхности проезжей части.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Довольно часто можно встретить водителей, которые прочно попадают в колею на дороге и безуспешно пытаются из неё выехать, не прибегая к . К сожалению, это не всегда возможно, особенно если автомобилист совершает некорректные действия, и его машина садится всё глубже. Оптимальный вариант в такой ситуации - это обратиться к другим водителям, которые могли бы помочь вам выехать из колеи.

Но не всегда рядом оказываются люди, поэтому нужно научиться преодолевать такое препятствие самостоятельно, чтобы не чувствовать себя беспомощным в экстремальной ситуации. Ещё один момент - это безопасность, которую не каждый способен обеспечить себе и окружающим. Мы попробуем разобраться, как выезжать из колеи, не причиняя вреда себе, своей машине и другим водителям.

Что такое колея

Как показывает практика, многие даже не знают, что такое автомобильная колея. А как можно бороться с тем, что тебе незнакомо? Поэтому для начала рекомендуем понять, что представляет собой эта загадочная колея.

Ежедневно по дорогам движется огромное количество автомобилей. Они едут практически безостановочно, причём в любое время суток. И это не только «легковушки», но и большие грузовые автомобили с багажом в несколько тонн, рейсовые автобусы, спецтехника и т. д. В связи с этим асфальтовое покрытие проминается и образуется колея.

Что же делать в такой ситуации? Первым делом нужно погасить амплитуду такого колебания. Резкие повороты руля тут не помогут. Рекомендуется прижаться колесом максимально близко к бортику колеи - в ту сторону, куда вы собираетесь выехать. Например, если вы хотите выбраться из «капкана» по направлению влево - прижмитесь к левому бортику.

Только после этого быстро и уверенно прокрутите руль в необходимую сторону и верните его в исходное положение. Таким способом вы сможете выровнять автомобиль, поставив колёса прямо. Подобный манёвр позволит избежать длительного с кромкой и, соответственно, уменьшить риск вылета из колеи.

Также не стоит беспрерывно давить на газ . Если при первой попытке автомобиль не сможет преодолеть препятствие, то колёса будут пробуксовывать на месте. Это только усугубит и без того малоприятную ситуацию. Лучше медленно раскачивать машину, осуществляя плавные движения вперёд-назад. Постепенно разгон автомобиля увеличится, и вы сможете беспрепятственно выбраться из колеи.

Используйте песок

На видео рассказано, как нужно ездить в колее:

Случается, что ни одно из вышеописанных действий не приводит к желаемому результату. В таком случае нужно использовать другие методы, но для этого вам следует заблаговременно запастись небольшим количеством песка. Подойдёт также гранитная крошка. При необходимости один из этих материалов можно , тогда сцепление колёс с дорогой значительно улучшится, что повысит шансы на освобождение из колеи.

Также можно взять лопату и постараться увеличить колею. Но такой способ не является универсальным. Если на улице мороз и колея обледенела, то здесь сможет помочь только лом. Поэтому в таком случае тоже целесообразно применить гранитную крошку.

Современным водителям необязательно возить с собой песок. Сегодня в продаются специальные пластины. Они создавались именно для преодоления ледяных препятствий и препятствуют скольжению. При попадании в колею их нужно просто подложить под шины и плавно тронуться. Обычно такие пластины очень эффективны в зимний период.

Езда по снегу

Если планируете ехать по только что заснеженной дороге, то сначала взвесьте возможности своей машины. По целине нужно двигаться крайне осторожно, поскольку под слоем снега могут попасться пни, камни и т. д. При езде выбирайте возвышенные места, а по пешеходным тропам двигайтесь под углом. Надевайте на шины специальные цепи, которые препятствуют скольжению. Но делайте это только на труднодоступных участках.

На видео - ДТП произошло из-за того, что водитель не смог выехать из колеи зимой:

Преодоление сугробов

Оптимальный - с разгона. Если машина забуксует, то нужно отъехать назад по той же траектории и повторить попытку. На всякий случай возите с собой лопату, чтобы можно было раскопать сугроб.

Подъёмы

Преодолевайте подъёмы на самой низкой передаче, но с разгона. Если вам незнакома местность, то сначала лучше проверить подъёмы, пройдясь пешком. Как правило, в таких местах много снега, а в нём легко можно застрять.

Теперь вы знаете, как преодолеть любое препятствие на дороге. Используйте полученные знания не только во благо себе, но и для помощи другим водителям. Если увидите автомобилиста, застрявшего в колее, подумайте о том, что на его месте могли бы оказаться вы.

Пожалуйста, оставьте свой комментарий к статье!

Зима - самый сложный период для автомобилиста. Когда снегопад, а на дорогах гололёд и колея, управлять машиной гораздо трудней. Малейшая ошибка водителя может стать причиной серьёзной аварии.

В этот период времени автолюбителю нужно быть предельно внимательным и осторожным.

О том, каких правил придерживаться на дорогах зимой корреспондент «АиФ-Прикамье» поговорил с директором и тренером-инструктором Центра повышения водительского мастерства Сергеем Седовым . -

Виктор Михалёв, «АиФ-Прикамье»: Как водителям адаптироваться к меняющимся погодным условиям?

Сергей Седов : Чтобы понять ситуацию на дороге надо прочувствовать сцепление автомобиля с асфальтом. Для этого нужно сильнее передавить тормоз перед светофором и посмотреть машина замедляется также как, к примеру, вчера или на дороге гололёд.

- Как правильно трогаться с места зимой?

Всё зависит от привода автомобиля. Трогаться с места, когда укатанный снег, лучше без пробуксовки, а потом её можно допускать, чтобы шипы вырывали и выгрызали снег. При подъёме в гору колёса нужно направить прямо, так как машина разгоняется быстрее, а повёрнутые в сторону колёса - это всегда замедление и снижение тяговых усилий, особенно при подъёме.

- Как управлять автомобилем в гололёд?

На льду руль становиться более лёгким, так можно понять, что на дороге скользко. В этом случае не надо резко тормозить и делать резкие выпады.

Не стоит пытаться проскочить на перекрестке, гололёд может сыграть с вами злую шутку.

- Что делать, если автомобиль попал в колею?

- Колея зимой - смерти подобна. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее машину будет качать из стороны в сторону и рано или поздно её выкинет из колеи.

При движении по колее надо постепенно сбавить скорость и проехать этот участок. Не надо пытаться по инерции выехать из неё, передние колёса могут выскочить, а задние останутся там и автомобиль встанет боком, может вылететь на встречную полосу.

- Как ехать на машине по рыхлому снегу?

Когда дорога почищена, а рыхлый снег находится между полосами и на обочине в него можно заехать после обгона. Двигаясь по такой дороге, автомобиль может занести и выбросить с полосы. Нельзя нажимать на тормоз, а нужно продолжать держать газ и рулём «дробить» снег, делая небольшие качания.

Если автомобиль едет по рыхлой обочине, то его может затянуть в снег, таких ситуаций тоже стоит избегать.

- Что главное при управлении машиной в снегопад?

При плохой видимости нужно снизить скорость, а лучше остановиться и подождать, пока погода улучшиться.

- Как выйти из заноса?

Занос может быть как на прямой дороге, так и при входе, в середине и в конце поворота. Водителю нужно реагировать немедленно.

При каждой ситуации и в зависимости от привода авто необходимы определённые действия. К примеру, при заносе на автомобиле с передним приводом нужно добавить газу, а руль повернуть в сторону заноса. Если задняя ось «пошла» в сторону, то протектор шин направляем туда, куда мы хотим поехать.

Самое важное при любом заносе - это управление рулём. Не добавляя и не убирая газ, можно только с помощью руля выровнять машину. Важно при управлении сидеть прямо, а руль держать обеими руками. Тогда при любом заносе автоматически будете возвращать руль в правильное положение. Если водитель сидит криво или наклонён, то он может не почувствовать начало заноса.

- Как нужно тормозить зимой?

На автомобиле с АБС (Антиблокировочная система - Ред.)при спокойной езде тормозить нужно до срабатывания системы. В предаварийной ситуации, чтобы быстро остановиться, водитель должен ударить по педали тормоза и тормозить со всей силой, как будто хочет сломать педаль.

На автомобиле без АБС, при спокойной езде нужно тормозить до блокировки колёс. В экстренной ситуации тормозить нужно ступенчато: нажали на тормоз до блокировки, отпустили педаль и поправили направление рулём, снова нажали на педаль тормоза. Нельзя просто зажать педаль тормоза, и отправить автомобиль в свободное движение.

Про мужчин и женщин

- Есть разница, кто управляет автомобилем мужчина или женщина?

Разницы абсолютно никакой. «Блондинки» есть и среди мужчин, но женщины лучше обучаются. И дальше, управляя автомобилем, всё делают так, как их учили. А мужчины пытаются пробовать все возможные варианты и пока этого не сделают, не поймут, что их действительно учили правильно.

Порой женщины «за рулём» лучше мужчин, так как не перебирают со скоростью и правильно входят в поворот. Мужчины же любят почувствовать «жгучий драйв». Им интересно узнать, что там за гранью.

Традиционно, колейность представляет собой дефект дорожного покрытия – это такие протяжённые «вмятины» на асфальте. Для регионов с суровым зимним климатом характерна ещё и колейность, которая образуется из-за снега и льда. В Кемерове встречаются оба варианта.

Колейность асфальта

В 2016 году борьбу с традиционной колейностью на магистралях Кемерова решили усилить. В целом, за последние шесть лет в городе объём работ по устранению этого дефекта вырос на 50%. Как рассказали Сибдепо в комитете по работе со СМИ администрации г. Кемерово, в этом году дорожники «подлатали» колеи в четырёх районах города: Центральном, Ленинском, Заводском и Рудничном.

Центральный район

Ленинский район

Заводский район

Рудничный район

ул. Кирова (от просп. Советского до ул. Н. Островского («Подорожник»);

ул. Весенняя (от ул. Ноградской до лицея №62 (ул. Весенняя, 17);

пр-т Притомский;

перекресток просп. Советский – ул. Кирова;

ул. Дзержинского;

пр-т Ленина;

пр-т Кузнецкий – ул. Кирова;

пр-т Ленина на подходе к Центральному проезду;

остановочные карманы на Ленина;

развязка на Притомском;

перекресток пр-т Октябрьский – пр-т Ленинградский;

перекресток пр-т Ленина – пр-т Ленинградский;

пр-т Химиков (от бульв. Строителей до ул. Ворошилова)

перекресток пр-т Химиков – ул. Терешковой;

перекресток пр-т Химиков – б-р Строителей.

ул. Сибиряков-Гвардейцев (от ул. Соборной до ул. Тухачевского);

перекресток ул. Сибиряков-Гвардейцев – ул. Мичурина;

Западный проезд;

пр-т Кузнецкий.

ул. Суворова;

ул. Нахимова.

Отдельно стоял вопрос о колейности на Кузбасском мосту. Чтобы снизить аварийность на объекте, ещё в марте 2016 года было принято решение на нём скоростное ограничение – 40 км/ч. Сначала эта мера предполагалась временной, но потом стало известно, что снятие ограничения скорости пока что не планируется. Кстати, с середины сентября там вовсю работают камеры, которые высококачественные фотографии нарушителей. В результате за этот год на самом мосту сделали ямочный ремонт, а также дорожное полотно на подъезде к нему.

См. также

Отметим, что в 2017 году в Кемерове планируют устранить колейность только на следующих участках: на Логовом шоссе (на подходе к Шахтёров), проспекте Химиков от Тухачевского до Терешковой, улице 4-я Цветочная, улице Тельмана до Рекордной, въездной дороги в ж.р. Кедровка и улице Геологоразведка.

Снежная колейность

В связи с последними сюрпризами погоды, из-за которых в Кемерове то и дело пробки и ДТП, снежная колея на городских дорогах стремительно растёт. Уже сейчас при перестроении в другую полосу автомобили начинает «таскать» из стороны в сторону.

Чтобы не допустить образование колейности, дорожники проводят работы согласно нормативам. К ним относятся: посыпка дорог специальными технологическими материалами, которые препятствуют уплотнению снега и образованию снежно-ледяных отложений, сметание снега, а также скалывание уплотнённого снега и льда.

«Содержание улично-дорожной сети в Кемерове выполняется шестью дорожными предприятиями. Зимнее содержание осуществляется 226 единицами специализированной техники, в том числе ДМК (дорожный механизированный комплекс с навесным оборудованием: плужно-щеточное, пескоразбрасыватель, – прим. Сибдепо) – 46 единиц, автогрейдеры – 21 единица, снегопогрузчики лаповые и фронтальные – 39 единиц, шнекороторы – 9 единиц», – пояснили в пресс-службе мэрии.

См. также

Контроль за обеспечением качественной и своевременной уборки магистралей города дорожными предприятиями возложен на МБУ «Кемеровские автодороги». Специалисты учреждения должны круглосуточно объезжать город и отслеживать работу техники по навигационной системе. Те, кого не устраивает уборка дорог Кемерова, могут позвонить в круглосуточную диспетчерскую службу по телефону 67-00-00.

В отделении ГИБДД Кемерова Сибдепо рассказали, что только за последние три дня за несвоевременную уборку снега на городских дорогах к административной ответственности привлекли двух должностных лиц, а в отношении четырёх возбудили дела об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что дорога после очистки снега может показаться безопасной, сотрудники ГИБДД советуют автомобилистам включить «зимний» стиль вождения. Прежде всего, нужно выезжать в путь с достаточным запасом времени, двигаться с максимально низкой скоростью, а любые манёвры выполнять плавно, избегая резких движений.

Как говорят опытные автолюбители, от ДТП из-за колеи не застрахован никто. Однако при соблюдении элементарных правил при движении на дорогах можно значительно снизить риск участия в без того многочисленных ДТП.

См. также



Поделиться