Трансмиссионное масло в передний привод. Чем лучше смазывать шрус? Свойства и применение масел для гидромеханических передач

Автомобильное масло играет важную роль в работе практически всех систем. При его нехватке или полном отсутствии детали механизмов при постоянном трении начинают стираться и приходят в негодность. Поэтому необходимо следить за уровнем жидкости и вовремя производить ее замену.

Каждый автолюбитель знает, что коробка передач состоит из нескольких валов с шестернями, вращающихся на подшипниках и постоянно трущихся между собой.

В рабочем состоянии в КПП создается высокое давление, ее внутренние детали находятся в постоянном движении. За счет этого трансмиссионное масло со временем вырабатывается, в соприкосновения деталей происходит разрушение масляной пленки и по этой причине происходит заедание металлических элементов.

Характеристики трансмиссионных масел

Для предотвращения последствий от механических процессов трения и неблагоприятного внешнего воздействия существует вязкое масло со спецприсадками. Его отличительная особенность в том, что масляная пленка обладает чувствительностью к разного рода воздействиям и долго сохраняется.

По составу трансмиссионные масла схожи со смазками для моторов. В них содержатся аналогичные компоненты, предотвращающие образование ржавчины и быстрый износ деталей, только пропорции берутся другие.

Жидкость для трансмиссии состоит из химических компонентов, таких как фосфор, хлор, сера, цинк, которые укрепляют и делают прочнее масляную пленку. За счет этого она лучше выдерживает механические воздействия и повышенное давление.

Разновидности масляных основ


Трансмиссионное масло разделяют на три вида по своей основе:

  • минеральная;
  • синтетическая;
  • полусинтетическая.

Какой вид выбрать, решать вам, главное не ошибиться и не смешать «синтетику» с минералкой».

Масло на синтетической основе

Если сравнивать с маслом на минеральной основе, то синтетическое обладает лучшей текучестью, что очень благоприятно сказывается при низких температурах воздуха на общей работе автомобиля.

Если же учитывать предельные перепады рабочих температур, то могут наблюдаться утечки жидкости через сальники. Но, как правило, такие неприятности чаще всего встречаются у автомобилей со стажем.

Главным преимуществом синтетической основы является возможность его использования в широком температурном диапазоне, поэтому оно еще считается всесезонным.

Масло на полусинтетической основе

Этот вид масла является чем-то средним между минеральным и синтетическим. По своим свойствам оно гораздо лучше «минералки», а по стоимости на порядок дешевле «синтетики».

Масло на минеральной основе

Минеральное масло пользуется повышенным спросом. Свою популярность оно получило за счет своей невысокой стоимости.

Производители стараются повышать его качество, добавляя присадки с содержанием серы в больших количествах.

Трансмиссионные масла для разных типов КПП


Кроме разной основы трансмиссионные масла отличаются свойствами. Их разделяют на два вида:

  • масло для АКПП;
  • масло для МКПП.

Масло для МКПП

Все внутренние детали КПП требуют хорошей смазки, поэтому должны быть полностью погружены с масло. Существуют модификации, в которых сложные механизмы и они особенно нагружены, тогда этой смазки окажется мало. В таких ситуациях маслу под давлением дается принудительный подвод.

Основные функции масла для «механики» (маркировка MTF):

  • снижают механические нагрузки;
  • выводят микрочастицы металла и тепло.

Масло для АКПП

К маслу для АКПП предъявляются более завышенные требования и оно похоже на гидравлическую жидкость. Основная функция этого масла – передача механической энергии по всей трансмиссии. В принципе, масло для АКПП можно использовать и для механических коробок, но это будет гораздо дороже стоить.

Основные функции масла для «автомата» (маркировка MTF):

  • смазывает трущиеся детали и механизмы;
  • создает жидкую среду;
  • добавляет плавности в работу механизмов;
  • защищает от ржавчины;
  • выводит тепло;
  • имеют высокую степень вязкости;
  • предотвращает образование пены;
  • оказывает меньшее разрушительное воздействие на сальники и эластомеры;
  • стойки к окислительным процессам.

Самые известные масла для АКПП

Марка
Dexron 3 Евромакс ATF Мобил Делвак ATF
Описание Отвечает последним требованиям автомобильного производства. Специальное трансмиссионное масло для дорогих иномарок. Масло для зимнего использования.
Предназначение Для моделей с коробками АКПП, Степ-троник, Тип-троник и т. п. Для моделей: Мицубиси, Крайслер Диамонд, Форд Меркон, Ниссан, Тойота и т. д. Для грузовых автомобилей, автобусов и т. п.
Тойота ATF Хонда ATF
Описание Содержит специальные добавки, предотвращающие образование ржавчины и износ. В состав входят компоненты, обеспечивающие защиту сальникам и эластомерам.
Предназначение Тойота и Лексус. Все марки Хонда.

Различие трансмиссионного масла по уровню вязкости


Вязкость масла — еще одна важная характеристика трансмиссионной жидкости. Выделяют два классификационных типа: SAE и API.

  1. 1. API делится на 7 групп, самыми популярными считаются GL-4 для умеренных нагрузок и GL-5 для повышенных нагрузок.
  2. SAE делится на три группы: всесезонная, зимняя и летняя.

В таблице «Трансмиссионные масла для определенных моделей отечественного и импортного производства» можно увидеть самые распространенные жидкости для трансмиссии, степень их вязкости и некоторые другие характеристики.

Марка масла
Мобил 1 SHC Лукойл ТМ-5 Кастрол Сантранс Трансаксл
Описание Универсальное масло для МКПП, гипоидных и др. передач, синтетическое, всесезонное. Полусинтетическое масло для МКПП для разных видов зубчатых передач, полусинтетика. Синтетическое масло для МКПП, КПП в блоке с главными передачами и раздатки (ПСНТ).
SAE 75W/90
API GL4 GL5 GL4
Tойота Мобил GX Лукойл ТМ-5
Описание Синтетическое масло для МКПП, редуктора заднего моста с гипоидными передачами, рулевой колонки Для комбинированных КПП с передним приводом Для коробок любого типа, рулевого управления и раздатки.
SAE 75W/90 80W 85W/90
API GL4/GL5 GL5 GL5
Модель автомобиля
ВАЗ (классика) Лада Приора /Калина Форд Фокус 2 Хендаи Киа
Рекомендуемая марка масла «Кастрол», «Лукойл», «Зик»,

синтетика и полусинтетика

Шелл Трансаксл Лукойл ТМ-4/ТМ-5, Форд Сервис;

для АКПП – Меркон V Форд

Кастрол Универсал Hyundai Kia MTF,;

для АКПП –

Диамонд ATF SP-3, Hyundai Kia ATF

Mobil 1,

Hyundai Kia MTF,;

для АКПП –

API GL4/5 GL4 GL-4/5 GL4 GL4
SAE 75W/90 75W/90 или 80W/85 75W/90 или 80W/90 75W/90 75W/90

Особенности замены трансмиссионного масла


В современных моделях авто с АКПП нового образца замена масла не предусмотрена, оно заливается на полный эксплуатационный срок. В таких КПП вы не сможете узнать уровень масла, так как там отсутствует щуп. На практике иногда бывают ситуации, когда появляются проблемы с коробкой и после диагностики специалисты все же делают замену масла даже в дорогостоящих моделях.

В обычных моделях автомобилей замена масла должна производиться после 80 тысяч км. пробега, по среднестатистическим данным это происходит примерно раз в 2 года. Такие нормы установлены для хороших условий эксплуатации автомобиля: хорошие дороги, умеренный климат, отсутствие пробок и т. д.

Также следует следить за цветом и запахом масла. Если оно заметно потемнело и имеет запах гари, значит, пришло время его заменить. Если сомневаетесь, то обратитесь в автосервис, где вам сделают диагностику и поменяют жидкость.


Стоимость жидкости для трансмиссии имеет большой диапазон. Самое недорогое масло для МКПП стоит в районе 100 рублей. Цена масла для «автомата» – 250-1000 руб.: самая недорогая марка Шеврон ATF, самая дорогостоящая — Мотул ATF.

Ответ на вопрос о том, какое масло заливать в механическую коробку передач, для многих автомобилистов до сих пор далеко не однозначен, несмотря на всю его важность для нормальной эксплуатации автомобиля.

А между тем от правильности ответа во многом зависит надежность и долговечность функционирования МКПП. Ведь трансмиссионные смазки – это то, что способно существенно «облегчить» работу агрегатов коробки, которым приходится постоянно подвергаться высоким нагрузкам и прочим техническим сложностям.

Надежность и долговечность функционирования МКПП зависит от правильного выбора масла.

Функциональное назначение смазки для «механики»

В любой механической автомобильной коробке передач имеется множество самых разнообразных шестерен, зубчатые поверхности которых постоянно находятся в динамическом контакте друг с другом. Все шестерни смонтированы на валах, вращение которых обеспечивается за счет нормального функционирования разнообразных подшипников.

Масло защищает МКПП от преждевременного износа.

Шестерни при контактном взаимодействии друг с другом постепенно изнашиваются, также износу за счет силы трения подвергаются валы с подшипниками. Увеличить коэффициент скольжения, противостоящего силе трения и ударным воздействиям, способны трансмиссионные жидкости.

Качественные материалы эффективно смазывают трущиеся части, уменьшают механическую нагрузку на детали. Кроме того, они осуществляют другие важные дополнительные функции: выполняют теплоотведение от перегретых узлов, удаляют загрязнение, металлические и прочие примеси, очищают металлические поверхности от коррозии.

Необходимо иметь в виду, что маслу для механической коробки передач приходится выполнять свои функции в весьма непростых условиях: под высоким давлением и при усиленном продольном скольжении. Но даже при таких условиях, чтобы оптимально выполнять свои основные задачи, масло для коробки должно постоянно оставаться в зоне активного трения. Таким образом, оно должно соответствовать определенным параметрам.

В наличии со склада тормозные колодки для ВАЗ и иномарок. Фирменные колодки SANGSIN и KORMAX от корейских производителей по выгодной цене. Для автомобилей LADA, KIA, Hyundai, Renault, Chevrolet и других. Своевременная проверка исправности тормозной системы и замена колодок продлит жизнь авто и спасет вашу. Заказывайте сейчас!

Типы трансмиссионных жидкостей

Первое значительное деление масел для механических КПП – это разделение по типу материалов, на основе которых они созданы. Как и моторные, трансмиссионные жидкости разделяются на следующие группы:

В техническом паспорте автомобиля указывается, какой вид масла следует применять для данной марки.

  1. Масла на минеральной основе. Относятся к самым распространенным и активно эксплуатируемым смазочным материалам. Их главный компонент – вещества, произведенные из натуральных минералов. Свою популярность среди автовладельцев завоевали в первую очередь благодаря относительной дешевизне. Вместе с тем минеральные масла по качеству уступают полусинтетическим и в еще большей степени синтетическим смазкам.
  2. Масла на полусинтетической основе. Данная разновидность смазочных материалов по своим качественным характеристикам находится примерно посередине между минеральными и синтетическими маслами. Комбинированная, гибридная «полусинтетика», с одной стороны, по ряду параметров «работает» лучше, чем ее минеральные аналоги, но с другой – стоит дешевле высококачественных синтетических трансмиссионных масел.
  3. Масла на синтетической основе. Смазочные жидкости указанной категории обладают улучшенными, по сравнению с «минералкой», параметрами. В первую очередь это касается таких характеристик, как текучесть и зависимость густоты масла от температурных условий. По сравнению с минеральными маслами «синтетика» характеризуется лучшей текучестью. Правда, для автомобилей с большим пробегом и повышенным износом это свойство может иметь и негативные последствия (например, при утечке масла сквозь сальники коробки). Кроме того, номинальная густота «синтетики» позволяет эксплуатировать ее при сильном морозе, а также при значительных температурных колебаниях.

Деление масел для механических КПП по степени вязкости

Вязкость – это характеристика масла для КПП, которая указывает на температурные пределы нормальной эксплуатации жидкости.

Данный параметр для трансмиссионных жидкостей аналогичен соответствующему делению моторных масел.

Деление всех масел на классы вязкости разработала Американская ассоциация автомобильных инженеров. По первым буквам английского названия (Society of Automotive Engineers) соответствующий стандарт получил свою аббревиатуру – SAE.

Стандарт вязкости SAE разделяет все трансмиссионные масла на три большие группы:

  • зимние (например, SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W), где буква W (от слова winter) означает «зимний» сорт;
  • летние (например, SAE 20, 30, 40, 50, 60);
  • всесезонные (например, SAE 0W-30, 5W-40, 10W-40, 20W-50, 75W-90), где всесезонный характер жидкости подчеркивается наличием двойного цифрового индекса.

В обозначениях зимних (всесезонных) масел, указанных на упаковке для данных жидкостей, первая цифра (перед литерой W) – это нижний показатель температуры, при которой можно эксплуатировать это масло, а вторая цифра (после буквы W) – это индекс вязкости. Таким образом, чем меньше первая по порядку цифра, тем ниже температурный порог эксплуатации масла, перед тем как оно замерзнет на морозе.

В настоящее время чаще всего автомобилисты используют всесезонные сорта масел. При этом наиболее универсальным считается масло для механической КПП марки 75W-90. Оно отлично показывает себя, работая практически во всех возможных условиях с любой передачей механической коробки.

Деление масел по их эксплуатационным качествам

Эта классификация была разработана Американским нефтяным институтом, аббревиатура которого – API (American Petroleum Institute) – дала название стандарту качества. Данный стандарт определяет основные эксплуатационные свойства смазок.

Речь идет о способности каждого конкретного масла функционировать как эффективное моющее средство, противостоять возможности образования задиров на поверхностях трущихся деталей, подавлять появление пены, а также о других свойствах, улучшающих и облегчающих эксплуатацию механической коробки.

Замена масла в МКПП требует правильной последовательности выполнения данной работы.

В соответствии со стандартом качества API, все масла для механических КПП обозначаются литерами GL с последующим цифровым кодом от 1 до 5 включительно. Эти цифры указывают на следующие свойства:

  • GL-1 – масло на минеральной основе, в котором нет присадок;
  • GL-2 – масло для коробки, в котором содержатся продукты повышенной жирности;
  • GL-3 – масло, в состав которого входят присадки против задиров;
  • GL-4 – комплексная трансмиссионная жидкость, содержащая противоизносные, противозадирные и другие добавки;
  • GL-5 – более высококачественный аналог противоизносного и противозадирного масла GL-4.

Здесь надо отметить: чем выше цифровой индекс в маркировке смазки, тем более активно проявляются указанные эксплуатационные возможности конкретного масла. Обычно рабочие жидкости в диапазоне от GL-1 до GL-3 включительно применяются в МКПП подержанных автомобилей, масла же остальных марок используются в коробках легковых авто самых разных типов. Причем заливать GL-4 следует только в машины с передним приводом, для механических КПП заднеприводных машин используется GL-5.

Некоторые общие правила замены масел в коробке передач

Для правильной замены масел необходимо изучить соответствующие инструкции автопроизводителя. Но в любом случае, если возникла проблема с коробкой, необходима предварительная диагностика на СТО.

Если же видимых проблем нет, то следует ориентироваться по пробегу автомобиля. В частности, замена масла в механической коробке становится актуальной через каждые 25-30 тыс. км пробега.

О том, что пришло время менять смазку, может просигнализировать ее визуальный осмотр. В частности, если масло потемнело, стало пахнуть горелым, можно смело отправляться в автомагазин за свежим маслом.

Непосредственно перед заменой старую жидкость надо полностью слить через отверстие снизу поддона картера.

Вместо заключения

Сколько бы руководств и инструкций ни прочитал автовладелец, доверить замену масла в механической коробке лучше все-таки квалифицированному специалисту на оборудованной для этого станции ТО. Ведь в этом деле стремление сэкономить во что бы то ни стало может сыграть с автомобилистом очень злую шутку.

Когда правильно выбранное масло залито в коробку передач своевременно, оно способно эффективно предотвращать износ поверхностей комплектующих трансмиссии. Вдобавок к этому замена масла предупреждает появление задиров и приваривания металлических частей друг к другу, таким образом сводя к минимуму риск дестабилизации нормальной работы. И если вопрос о периодической замене масла в МКПП отпадает сам собой, остаётся только вопрос выбора: какое масло заливать в механическую коробку передач.

Механическая трансмиссия состоит из сотен миниатюрных механизмов, которые обеспечивают правильное функционирование всей системы только посредством отлаженного взаимодействия и бесперебойной работы каждого агрегата. Однако поскольку многие покрытия таких механизмов имеют неровную поверхность, рифленную специальными маленькими зубцами для сцепа с такими же частями, их постоянная работа при высоких температурных режимах может привести к тому, что зубцы будут терять свои свойства прочности и стираться. Когда покрытия таких запчастей теряют рельефность, зацеп с остальными механизмами может быть оборван в любую секунду, и привести это может к самого разного рода последствиям вплоть до необходимости замены самой КПП. Именно поэтому необходимо выбирать правильное масло для механической коробки передач. Масло представляет собой вязкую субстанцию, которая при попадании на любую часть коробки обволакивает её, образует вокруг неё защитную плёнку. Такая защита сама по себе никак не влияет на характеристики механизмов, которые касаются их прочности, но благодаря своим свойствам масляная плёнка обеспечивает более гладкое сцепление нескольких поверхностей таким образом, чтобы на этих поверхностях в результате их взаимодействия не появлялись повреждения – задиры.

Само собой, без задиров все части прослужат гораздо дольше, избавляя автовладельца от необходимости такой трудоёмкой процедуры как демонтаж коробки передач для их замены. Масло в механической коробке передач по своему назначению схоже с назначением моторного масла, поэтому многие, особенно начинающие автовладельцы зачастую интересуются, можно ли масло, предназначенное для ДВС, лить в механику. Однозначного ответа не дают даже сами представители официальных дилеров, однако согласно их рекомендациям моторное масло всё-таки можно заливать в механическую трансмиссию, но только в одном случае: когда крутящий момент двигателя полностью передаётся только на переднюю колёсную ось, т.е. на автомобили, оснащённые передним приводом. Такую возможность они объясняют устройством шестерёнок в механических коробках переднеприводных машин, которые имеют форму небольших цилиндров. Наглядное отличие масла для коробки от моторного состоит в основном в степени вязкости – вариант для ДВС будет более жидким и текучим. Тем не менее до того, как лить моторное масло в коробку, стоит тщательно проверить, допускают ли подобную альтернативу технические характеристики автомобиля. Да, ценовой диапазон моторных масел находится в большей доступности, чем аналогичные жидкости для МКПП, однако если масло не подойдёт – существует риск выхода из строя целой коробки, а такой ремонт окажется в разы дороже. Уточнять подобные моменты необходимо исключительно у официальных представителей компании, которая занимается выпуском таких автомобилей, как и производить работы по замене масла рекомендуется у них с возможностью получения гарантии.

СВОЙСТВА МАСЕЛ ДЛЯ МКПП

Безусловно, самый значимый критерий при выборе жидкости для коробки на механике – это степень вязкости, которая всегда обозначается изготовителем на этикетке. Кроме вязкости выделяют ещё некоторые важные характеристики таких масел – эксплуатационные свойства. Обладающее каждым конкретным свойством масло маркируется на этикетке следующим образом:

  • GL-1 – масло для коробки передач на основе минералов, без содержания присадок;
  • GL-2 – масло состоит из элементов с высоким процентом жирности;
  • GL-3 – масло содержит специальные присадки для защиты элементов коробки от задиров;
  • GL-4 – содержащее целый комплекс присадок масло: против задиров, уменьшающие степень износа и др.;
  • GL-5 – маркировка имеет значение, аналогичное предыдущей, разница состоит в количестве и особенностях присадок.

Масла с первыми тремя маркировками предназначены по большей части для автомобилей старше 10-15 лет, оснащённых механической коробкой. Жидкости со свойствами «GL-4» и «GL-5» по своей природе более универсальны и могут применяться для большего количества автомобилей, но предпочтительнее будет использовать такие масла для легкового транспорта с МКПП.

ВАЖНО: какое масло лить в МКПП: «GL-4» или «GL-5» — масла с маркировкой «GL-4» предназначены исключительно для трансмиссий автомобилей, оснащённых передним приводом, в то время как «GL-5» используется для МКПП у заднеприводных версий и для мостов. Если масло одинаково хорошо подходит для машин с любым расположением привода, на этикетке ставятся сразу две маркировки рядом друг с другом. В продаже также имеются масла, обозначенные свойством «GL-6», но на практике они используются не так часто, потому как «GL-5» официально признан более высоким стандартом качества.

ВЫБОР МАСЛА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ПО СТЕПЕНИ ВЯЗКОСТИ

Как правило, первое, на что потребитель обращает внимание при выборе масла вне зависимости от того, для ДВС или для коробки оно будет предназначено, это буквенно-цифровое обозначение на этикетке бутылки. Этот показатель и есть определитель вязкости масла. В обозначенных надписях символ «W» расшифровывается как «winter», что в дословном переводе означает «зима», а обозначения в виде чисел показывают отношение к сезону применения жидкости в зимнюю пору года. Если символ «W» в надписи отсутствует – масло предпочтительнее для эксплуатации в весенне-летний период с более высоким постоянным температурным режимом. Обозначения степени вязкости масел для МКПП представлены в виде таблицы: Класс Температурный режим, при котором вязкость не превышает 150 000 сП оС Кинематическая вязкость при значении 100 оС, сСт min max 70-W — 55 4,1 — 75-W — 40 4,1 — 80-W — 26 7,0 — 85-W — 12 11,0 — 90 — 13,5 24,0 140 — 24,0 41,0 250 — 41,0 — * символ «-» означает, что в указанных условиях либо с подобными параметрами масло непригодно к эксплуатации.

Многочисленные тесты показывают, что по большей части односезонное масло, которое предназначено для использования автомобиля только при конкретных погодных условиях, не отрабатывает весь задаваемый ему заводом-изготовителем потенциал. Таким образом, его постоянная замена зачастую нецелесообразна, если только речь не идёт о спортивном автомобиле с очень капризной коробкой.

Для того, чтобы избавить себя от необходимости замены масла с наступлением каждого нового сезона, многие автомобилисты предпочитают лить в коробку всесезонную жидкость. Всесезонные масла имеют маркировку в виде, например, «80-W-90».

ПРОВЕРКА МАСЛЯНОГО УРОВНЯ В МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ

Для того, чтобы осуществлять замену масла в трансмиссии своевременно, нужно периодически следить за его уровнем. Проверка уровня масла в МКПП происходит следующим образом:

  • картер, описывающий сливное отверстие МКПП, необходимо прочистить;
  • открыть пробку, которой закупорено отверстие для слива масла, с помощью гаечного ключа.

ВАЖНО: проверка уровня масла в МКПП должна производиться только при условии, что сама коробка полностью остыла от рабочих температур, т.е. не менее чем через несколько часов после последней поездки на автомобиле. После осуществления всех перечисленных процедур при условии, что с уровнем масла всё в порядке, оно должно начать сочиться через отверстие. В противном случае нужно постараться прощупать внутренности за стенками пальцем – уровень масла в механической коробке не должен опускаться ниже, чем расположена самая нижняя кромка сливного отверстия.

ПРОЦЕДУРА ЗАМЕНЫ ЖИДКОСТИ В МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ

Итак, если предварительная диагностика выявила подобную необходимость, масло в механической трансмиссии нужно заменить. Как происходит данная процедура:

  • через сливное отверстие вся находящаяся в коробке жидкость полностью сливается в любую ёмкость. Необходимо подождать, пока не сольётся всё старое масло, для недопущения смешения старых отработанных присадок с новыми;
  • в коробку заливается новая жидкость с помощью эластичной трубки либо медицинского шприца большого объёма (более 16 кубов). Такой способ заливки обусловлен не слишком удобным расположением сливного отверстия. Заливка осуществляется до того момента, когда уровень масла в коробке не превысит уровень, на котором расположена нижняя кромка. Надо сказать, что смешение старой и новой жидкости произойдёт так или иначе, но в незначительной степени. Для желающих осуществить предварительную промывку содержимого МКПП от старого масла лучшим выходом станет обращение в центр сервисного обслуживания, специализирующийся на подобного рода работах.

ПРИСАДКИ ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ НА МКПП

В некоторых типах масел для коробки передач присадки уже добавлены в состав самим заводом-изготовителем. Сами по себе присадки представляют собой разбавочные компоненты для автомобильных жидкостей, которые улучшают их свойства и помогают смазываемым деталям прослужить ещё дольше, защищая их от износа. В тех случаях, когда необходимо продлить ресурс автомобиля без замены масла на МКПП, можно долить в него отдельно продающиеся присадки. Благодаря их использованию передачи будут переключаться плавнее, чем раньше, потому как зубцы на поверхностях механизмов будут смазываться ещё эффективнее и плавнее будут проходить свой радиус. Таким образом, использование присадок в маслах повышает коэффициент полезного действия самой коробки. Присадки доливаются в основную жидкость в соотношении 15-20 мл/2 л. Добавление присадок позволяет получить следующие преимущества в последующем:

  • улучшение характеристик, отвечающих за скорость и плавность переключения скоростей;
  • улучшение шумоизоляции поверхностей коробки;

ВАЖНО: использование присадок для масел, которые залиты в повреждённые МКПП либо трансмиссии с высокой степенью износа, не рекомендуется производителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге выбор масла для МКПП происходит по нескольким критериям:

  • возраст автомобиля и его техническое состояние, в частности – состояние МКПП;
  • колёсный привод автомобиля;
  • температурный режим и условия, в которых авто будет эксплуатироваться.

Выбор фирмы-производителя должен осуществляться автовладельцами индивидуально, исходя из преимуществ и недостатков каждого из них. Своевременная замена масла станет гарантом стабильной и эффективной работы для механической коробки передач любого автомобиля.

В каждой трансмиссии имеются шестерни, установленные на валах. Они вращаются за счет подшипников, которые наряду с зацепляющимися шестернями требуют регулярной смазки. Выбирать масло необходимо с учетом эксплуатационных условий для трущихся пар. И здесь стает вопрос какое масло лучше в кпп ВАЗ?Для большинства автомобилистов не секрет, что в коробках используются косозубые цилиндрические передачи, в которых две шестерни соприкасаются друг с другом зубьями. Данный контакт имеет плоскостно-неподвижный характер, то есть когда два зуба зацепляются, они становятся неподвижными друг относительно друга.

В этом заключается основное отличие их от гипоидных трансмиссий, в которых контакт точечный. В силу определенных конструктивных особенностей у них возникает продольное скольжение зубьев, вызывающее сильные контактные напряжения и существенно ухудшающие смазывающие условия.

Масла для гипоидных КПП

Серьезные удельные давления и существенное продольное скольжение вызывают разрушение масляной пленки в контактной зоне, а это может способствовать заеданию металла трущихся поверхностей. Данный недостаток гипоидных коробок передач обычно устраняют использованием масел повышенной вязкости с особыми присадками, которые обуславливают достаточную прочность масляной пленки. Также шестерни получают дополнительное фосфатирование.

Классификация масел

Согласно международной системы API трансмиссионные масла делятся на несколько категорий:

  1. GL-1 — SAE 75W. Данные масла подходят для прямозубых, червячных, конических передач, работающих с давлением до 1600 МПа и температурой не более 90 градусов.
  2. GL-2 — SAE 80W/85W. Подходят для прямозубых и спирально-конических передач. Работают с давлением до 2100 МПа и при температуре до 120 градусов.
  3. GL-3 — SAE 90 – аналогично предыдущему, но выдерживает до 2500 МПа и до 120 градусов.
  4. GL-4 – SAE 140. Предназначены для разных трансмиссий, в том числе гипоидных с рабочим давлением до 3000 МПа и температурой до 150 градусов.
  5. GL-5 – SAE 250. Создано для гипоидных передач с давлением более 3000 МПа и температурой более 180 градусов.
  6. GL-6 – применимо с гипоидными передачами, работающими в суровых эксплуатационных условиях. В масле присутствуют особенно эффективные противоизносные и противозадирные присадки.

Масло, предназначенное для масла ВАЗ, подходит для машин с передним приводом. Обычно в такие коробки заливают смазки классов GL-3 или GL-4.

Моторное масло в коробку ВАЗ

Некоторым автовладельцам непонятно, откуда взялась рекомендация заливания моторных масел в трансмиссии автомобилей ВАЗ. Дело в том, что моторные масла по эксплуатационным характеристикам относятся к GL-1 или GL-2. Когда в 1984 году автопроизводитель начал выпускать первые переднеприводные ВАЗ 2108, в СССР не было достаточного объема подходящих масел, удовлетворяющих нужным свойствам. Наиболее популярными для легковых авто тогда были моторные М5з, М6з, М8з, а также трансмиссионное ТАД-17, которое позднее было заменено ТАД-17И. Два последних соответствуют требованиям группы GL-5.

Следовательно, из двух зол автомобилисты выбирали меньшее. Слишком вязкое масло в коробках большего объема вызывало высокие нагрузки, воздействующие на синхронизаторы и вызывающие существенные механические потери в мороз.

Масла для первой заливки

Постепенно появлялись новые виды масел, в том числе импортного производства, а рекомендации автопроизводителей менялись. Сам завод начал внедрять в сборочном производстве масло в коробку ваз для первого залива ТМ 5-9П.

Данное масло заливают только на заводе, а в продажу оно не поступает. По рекомендациям автопроизводителя данную смазочную жидкость в переднеприводных КПП необходимо менять через 75 тыс. километров пробега. На классике и полноприводных ВАЗах это масло меняют после приработки, то есть через 2-3 тыс. километра пробега.

В продаже имеются масла для коробок ВАЗ 08-099 следующих марок:

  • ТСп-10 (ТМ-3-9),
  • ТСп-15к (ТМ-3-18),
  • Тап-15в (ТМ-3-18),
  • ТСз-9гип (ТМ-4-9з),
  • «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4,
  • «Волнез ТМ 5-12».

Что касается импортных трансмиссионных жидкостей, при можно использовать почти любые смазки, соответствующие классификациям GL-3 и GL-4.

Выбор вязкости

Применение отечественных трансмиссионных масел для ВАЗ, многие из которых сегодня относятся к классу API GL-5, способствует ускоренному износу синхронизаторов. В связи с этим в трансмиссии переднеприводных авто лучше заливать жидкости API GL-4 либо API GL-4/5 с вязкостью:

  • SAE 75W-80,
  • SAE 80W-85,
  • SAE 80W-90.

Отечественное масло GL-4 найти непросто и зачастую это дорогостоящая полусинтетика или синтетика. Лучше покупать импортные жидкости, использование которых способствует продлению срока службы трансмиссии автомобиля. Как производится замена масла в КПП ВАЗ, читайте в отдельной статье на нашем сайте.

Не нужно заливать масло в КПП ВАЗ высокой вязкости, среди которых моторные 5W-50 и 10W-50, а также трансмиссионные 85W-90. Чем выше вязкость, тем более прочной является масляная пленка и тем худе масло проникает к элементам коробки. Слишком высокая вязкость способствует затруднению работы синхронизаторов, так как излишки масла должны выдавливаться. Автопроизводитель ВАЗ рекомендует жидкость ТМ-4-12 с вязкостью SAE 80W-85. Главное найти в продаже оригинал, а не подделку.

Рассказать в соц. сетях:

Износ цепей, вызванный воздействием различных атмосферных явлений, абразивных и химических веществ – одна из важнейших проблем механизмов с цепным приводом.

Наиболее распространенными видами нарушений в работе цепей являются:

  • Износ шарниров, приводящий к удлинению цепи и нарушению ее зацепления со звездочками

  • Износ зубьев звездочек

  • Разрушение, выкрашивание втулок и роликов

  • Усталостное разрушение пластин звеньев

  • Проворачивание втулок в пластинах на местах запрессовки

Износу способствуют агрессивные среды, пыль и абразивы, тяжелые нагрузки.

В отсутствие должного ухода срок службы цепи существенно сокращается. При замене цепи зачастую приходится менять и звездочки, т.е. всю систему привода, что является очень трудоемким процессом.

Предотвратить возникновение аварийных ситуаций можно, производя при обслуживании оборудования смазку цепей.

Существуют следующие типы смазочных материалов для цепных приводов:

  • Масла – жидкие смазочные материалы, созданные на основе минеральных масел или синтетического сырья, улучшенные добавлением тщательно подобранных присадок, обеспечивающих достижение оптимальных характеристик и долгого срока службы при максимизации степени защиты механизмов
  • Дисперсии – высокодисперсные твердые смазочные материалы, взвешенные в смазочных жидкостях;
  • Пластичные смазки – твердые или полутвердые материалы, состоящие из смазочной жидкости, загустителя и присадок
  • Пасты – густые материалы, содержащие очень большой процент твердых смазочных веществ
  • Антифрикционные покрытия – материалы, отвердевающие после нанесения и образующие сухое твердое смазочное покрытие, прочно связанное с поверхностью

Линейки товаров популярных торговых марок EFELE, MODENGY и Molykote включает в себя высококачественные смазочные материалы разных типов для обеспечения надежной работы цепей.

Некоторые смазочные материалы, например, антифрикционные покрытия MODENGY , масла EFELE выпускаются в удобной аэрозольной упаковке. Они удобны в применении, легко наносятся на поверхность и способны проникать в самые труднодоступные узлы.

Для достижения наибольшего эффекта перед нанесением смазки цепи обрабатываемую поверхность следует тщательно очистить от загрязнений. Для этого используют специальные очистители, не вызывающие коррозии или других ухудшений характеристик поверхности (например, или ).

Самые популярные материалы Molykote, MODENGY и EFELE, применяемые в качестве смазки для цепей, представлены в таблице:

Название материала Температурный диапазон Характеристики материала
Высокотемпературное масло -10...+200 °C
Масло -10...+100 °C Общее применение для смазки цепей
Синтетическое масло -50...+120 °C Общее применение для смазки цепей
Масло -10...+200 °C Общее применение для смазки цепей
-25...+250 °C Длительный интервал между смазываниями при очень высоких температурах, низкий эффект испарения
-30...+250 °C
Высокотемпературное антифрикционное масло -20...+250 °C Длительный интервал между смазываниями при очень высоких температурах
Адгезивное масло 0...+250 °C Очень низкий коэффициент трения, подходит для смазывания металлических цепей даже при высоких температурах
Высокотемпературное синтетическое масло -10...+250 °C Малое испарение, не содержит растворителей
-10...+120 °C Не содержит растворителей, применяется на производстве, где возможен контакт с продуктами питания
Универсальное масло с пищевым допуском -15...+120 °C Предназначено для смазывания различных узлов пищевой промышленности, работающих в условиях малых нагрузок и невысоких скоростей
Эфирное цепное масло с пищевым допуском -40...+230 °C Обладает высокой адгезией, отличными антикоррозионными и хорошими противоизносными свойствами
Масло с пищевым допуском на растительной основе +5...+180 °C Не токсичное биоразлагаемое масло с пищевыми допусками Н1 и Н3. Не оставляет вкуса и запаха на продукции.
Масло для цепей с графитом -20...+160 °C Предотвращает скачкообразное движение, снижает износ узлов в пыльной среде, имеет высокую несущую способность
-25...+150 °C Смазка на основе минерального масла с антифрикционными наполнителями и присадками. Хорошие проникающие и противоизносные свойства

Дисперсии

Суспензия твердого смазочного вещества в синтетическом масле до +200 °C, в виде сухой смазки до +450 °C Уменьшает износ и трение, повышает несущую способность. Не подвержена осмолению.
Минеральное масло с твердыми веществами -25...+160 °C Хорошее проникновение и адгезия. Защищает от износа и коррозии, устойчиво к старению. Выпускается в разных фасовках, в т.ч. в виде спрея.
Разделительная смазка быстрого действия -30...+80 °C Хорошее проникновение, водостойкость и устойчивость к давлению и коррозии. Выпускается в разных фасовка, в т.ч. в виде спрея.
Суспензия твердого смазочного вещества в минеральном масле зависит от состава масла, к которому она добавлена Присадка к маслам, повышает несущую способность, снижает износ и трение
Универсальная смазка -50...+50 °C Смазывает поверхности трения, устраняя скрип, облегчая демонтаж, обеспечивает защиту от коррозии

Пластичные смазки

Графитовая смазка с твердым смазочным материалом +10...+160 °C

Высокая устойчивость к износу и смыванию водой, быстрая адгезия. Выпускается в разных фасовках, в т.ч. в виде спрея.

-40...+230 °C,
в виде сухой смазки до +1200 °C
Отличная водостойкость и коррозийная защита, препятствует истиранию. Обеспечивает длительное смазывание.

Антифрикционные покрытия

Графитно-молибденовая сухая смазка Molykote D- 321 R -180...+450 °C Воздушная сушка, устойчивость к прилипанию посторонних частиц, к агрессивным средам и старению. Сглаживает скачкообразные движения. Выпускается в разных фасовках, в т.ч. в виде спрея
Отверждаемое без нагрева графитно-молибденовое антифрикционное твердосмазочное покрытие -180...+440 °C Устойчивость к воздействию радиации, предотвращение скачкообразного движения, работоспособность в вакууме и пыльной среде

Очистители

Аэрозоль Molykote Metal Cleaner Spray Очищает металлические поверхности и детали от различных загрязнений
Аэрозоль -35...+50 °C Универсальный очиститель на основе смеси органических растворителей для очистки и обезжиривания поверхностей

При смазывании цепи необходимо защищать поверхности, на которые смазка попадать не должна (покрышки, обода и т.д.)

Благодаря содержащимся в составе специальным добавкам смазки для цепей линеек Molykote, MODENGY и EFELE снижают затраты на техобслуживание цепных передач и обеспечивают их длительную бесперебойную работу даже в самых экстремальных условиях эксплуатации.


Поделиться