Брдм расход. Стальные разведчики

Первые бронетранспортёры, которые были произведены в Советском Союзе, прекрасно зарекомендовали себя в армии. Так как лёгкие бронированные машины обладали высокими скоростными характеристиками и могли укрыть свой экипаж от стрелкового оружия, они стали незаменимыми помощниками для разведывательно-диверсионных групп.

Те условия, в которых приходилось действовать разведчикам, не позволяли использовать стандартный бронетранспортёр, который был для этого слишком тяжёлым. Было решено создать новую разведывательно-дозорную машину, которая могла бы свободно перемещаться по сложному рельефу, включая болотистую местность. Кроме того, новая машина должна была не только преодолевать водные преграды, но и уверенно плавать даже при волне до 0,5 метров.

История создания БРДМ-2

В 1957 году началось серийное производство бронированной разведывательно-дозорной машины первого поколения. Данный броневик отличался маневренностью и подвижностью. Однако вскоре у него обнаружились серьёзные недостатки:

  • Двигатель был недостаточно мощным. Никакие модернизации двигателя ГАЗ-40 не помогали;
  • Недостаточно эффективное вооружение. Установка более серьёзного бортового оружия была невозможна из-за слабого двигателя;
  • Недостаточное количество вспомогательного оборудования.

Все недостатки БРДМ находились в прямой зависимости от двигателя, технические характеристики не позволяли провести серьёзную модернизацию боевой машины, поэтому в начале 1960-х годов началась разработка новой модели разведывательно-дозорной машины.

В 1962 году под руководством конструктора Дедкова начались разработки БРДМ-2, устройство которой позволяло устранить все недостатки боевой машины предыдущего поколения. В этом же году новая машина была принята на вооружение, а в 1966 году она была представлена общественности на московском параде. БРДМ-2 оказалась настолько удачной моделью, что производилась с 1965 по 1989 годы. За это время произошло множество модернизаций БРДМ-2, хотя основные параметры боевой машины остались практически без изменений.

БРДМ-2, обладая теми же достоинствами, что и её предшественница, получила множество усовершенствований, установка которых стала возможной благодаря более мощному двигателю:

  • Существенно увеличилась огневая мощь;
  • Ходовые качества также улучшились;
  • Появилась более надёжная защита экипажа;
  • Появилась боевая башня.

Усовершенствовались средства связи, электрооборудование и различные вспомогательные системы.

Общее описание БРДМ-2

При создании БРДМ-2 была использована заднемоторная компоновочная схема:

  • В передней части корпуса машины находилось отделение управления;
  • В средней части корпуса поместили боевое отделение;
  • Силовое отделение располагалось в задней части корпуса.

Такая компоновка не только увеличила обзорность экипажа, но и прибавила боевой машине водоходные качества, так как появился стабильный дифферент на корму.

Форма БРДМ-2 была обтекаемая, хотя данную схему несколько нарушали карданные передачи и ведущие мосты, которые находились под днищем боевой машины. Сварная башня, которая появилась на БРДМ-2, была унифицирована с башней БТР-60ПБ и имела на вооружении крупнокалиберный пулемёт.

Корпус новой разведывательно-дозорной машины был полностью закрыт катаными броневыми листами, которые соединялись друг с другом посредством сварки. Наиболее толстой бронёй была защищена лобовая часть машины, её толщина достигала 10 мм. Лобовая часть конической башни, которая тоже имела сварную конструкцию, была толщиной 6 мм. Такая толщина брони корпуса могла защитить экипаж БРДМ-2 от пуль, осколков снарядов и малокалиберных мин. Естественно, что прямого попадания снаряда эта машина не выдерживала, так как её задача заключалась в совершенно ином.

Вооружение и оборудование БРДМ-2

Главным оружием, имевшимся в распоряжении экипажа БРДМ-2,была пулемётная установка башенного типа кругового вращения – БПУ-1, которая имела два пулемёта:

  • 14,5мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ, который имел боекомплект на 500 патронов;
  • Стандартный танковый пулемёт Калашникова ПКТ, калибра 7,62 мм, боезапас которого составлял 2 000 патронов.

Данное вооружение было спаренным, и крепилось в общей жёсткой люльке, в которой имелись коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Люлька оборудовалась амортизаторами. Все системы наведения вооружения на цель имели ручной привод, а для башенного стрелка был предусмотрен штатный прицел ПП-61А.

Для командира машины и механика-водителя в передней части корпуса были оборудованы рабочие места, причём командир находился возле правого борта. Для обзорности имелось два больших окна, которые в случае необходимости могли закрываться специальными бронезаслонками.

Для наблюдения за местностью, у командира имелся перископический прибор марки ТПКУ-2Б, который мог увеличивать изображение в пять раз. При ночных операциях данное устройство заменялось на ночной прибор ТКН-1С. Водитель в ночное время пользовался прибором ночного видения марки ТВН-2Б. Для того, чтобы исключить возможность ослепления при ярких вспышках, все приборы ночного видения были оборудованы специальными шторками, представляющими собой экранирующие устройства.

Большие люки, которые находились над местами водителя-механики и командира, позволяли им экстренно покинуть боевую машину в случае необходимости, а амбразуры, которые были расположены в бортах машины, позволяли вести огонь из личного стрелкового оружия. Данные амбразуры имели возможность герметичного закрытия бронезаслонками.

Параметры двигателя и ходовой части БРДМ-2

ТТХ нового двигателя намного превосходили параметры двигателя модели первого поколения. Новая машина получила более высокую динамику и скоростные параметры. Бензиновый двигатель БРДМ-2 мог разогнать машину до 80 км/ч при движении по шоссе. При этом расход топлива составляет от 30 до 40 литров на 100 км. Общий запас хода у данной машины составлял около 750 км.

Новым двигателем, который позволил добиться таких выдающихся на то время показателей, стал 8-цилиндровый V-образный двигатель ГАЗ-41, который устанавливался на ГАЗ-66 («Шишига»). Данный двигатель развивал мощность 140 л.с. при 3200 об/мин. При его установке было принято решение поместить его в кормовую часть БРДМ-2, что позволило значительно улучшить компоновку внутри боевой машины.

Ходовая часть БРДМ-2 практически не отличалась от ходовой БРДМ предыдущей модели. Единственным значительным отличием стало использование телескопических гидроамортизаторов вместо рычажно-поршневых, которые применялись в ходовой БРДМ. Ходовая часть новой боевой машины состояла из следующих элементов:

  • Передний и задний мосты;
  • 4 основных колеса;
  • 4 дополнительных колеса, которые опускаются для преодоления траншей шириной до 1,2 метров;
  • Подвеска с амортизаторами.

Управление передними колёсами было автомобильного типа, с помощью руля, оборудованного гидроусилителем. Подобно ГАЗ-66, с которого был взят двигатель, БРДМ-2 имел систему автоматического регулирования давления воздуха в шинах, что позволяло более эффективно передвигаться по разным типам грунта. Например, для поездок по болотистой местности, давление рекомендовалось понижать.

Тормоза у боевой машины барабанного типа, оснащённые пневмоусилителями и гидроприводом. Двигатель водомёта, который позволял машине плыть, при необходимости мог работать совместно с основным приводом, что обеспечивало машине феноменальную проходимость.

Сам водомётный двигатель работал по следующему принципу:

  • Винт, имеющий 4 лопасти, засасывал воду;
  • Далее вода попадала в приёмный патрубок;
  • После чего с силой выбрасывалась через отверстие, которое находилось в корме.

Управление машины на плаву осуществлялось за счёт водных рулей, которые работали одновременно с основным рулевым механизмом. Если необходимо было начать движение назад (во время плавания), то винт вращался в обратном направлении. Максимальная скорость движения по воде составляла 10 км/ч.

В качестве дополнительного оборудования, которое могло помочь вытащить свою или чужую машину из грязи, устанавливалась лебёдка, которая находилась спереди.

Система радиосвязи и дополнительное оборудование БРДМ-2

В качестве радиооборудования на боевую разведывательно-дозорную машину устанавливались следующие системы радиооборудования и навигации:

  • Радиостанция Р-123, которая имела дальность устойчивой связи на расстоянии около 20 км. Эффективность работы с этой станцией обеспечивали функции беспоискового вхождения в эфир и бесподстроечное ведение сеансов радиосвязи;
  • Навигационная станция ТНА-2, которая имела датчики пути и курса;
  • Пульт управления;
  • Преобразователь и указатель курса.

Для обеспечения безопасности экипажа, БРДМ-2 комплектовалась следующими защитными системами:

  • Ренгенометром ДП-3Б;
  • Прибором химразведки ВПХР;
  • Нагнетателем давления;
  • Системой пожаротушения;
  • Обогревателем;
  • Водооткачивающей помпой и спасательными жилетами.

Экипаж боевой машины был застрахован от множества непредвиденных ситуаций, хотя достаточно слабая броня БРДМ-2 не позволяла ему вступать в открытый бой с бронетехникой более тяжёлого класса.

Участие БРДМ-2 в современных боевых конфликтах

БРДМ -2 показала себя как высокоэффективная и маневренная бронированная машина. По сравнению с БРДМ первого поколения, новая машина получила более мощный двигатель, который дал возможность повысить не только боевую эффективность, но и увеличить проходимость. Естественно, что машина с такими выдающимися характеристиками участвовала в различных боевых конфликтах, успев зарекомендовать себя с лучшей стороны.

В основном БРДМ-2 находились на вооружении штабных и разведывательных подразделений армии СССР. Кроме того, они широко использовались в следующих видах войск:

  • В химических войсках;
  • В войсках связи;
  • Во внутренних войсках МВД;
  • Погранвойсках КГБ.

Кроме этого, боевые машины данного типа использовались в морской пехоте МВФ.

Первое участие в военных конфликтах БРДМ-2 произошло в период арабо-израильского конфликта 1973 года. После этого они использовались во Вьетнаме, а также в различных военных столкновениях в Африке и ирано-иракской войне. Во время Афганской войны, БРДМ-2 чаще всего не участвовали в прямых стычках, а использовались для охранной и патрульных служб.

Различные модификации БРДМ-2

В процессе многолетней эксплуатации, БРДМ-2 подвергались различным модернизациям. Например, была установлена модернизированная пулемётная башня, которая имела увеличенный угол наклона оружия, и современную прицельную систему.

Вскоре появилась новая дизельная модификация, получившая название БРДМ-2Д. Эта модификация была оснащена более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, с которым максимальная скорость боевой машины возросла до 100 км/ч. Данная модель получила в качестве дополнительного оружия дымовые гранатомёты.

Кроме дизельной модификации, на базе БРДМ-2 было создано множество боевых машин различного предназначения, которые были запущены в мелкосерийное производство. Они оснащались зенитным и противотанковым вооружением.

В настоящее время на вооружении большинства армий СНГ состоят модифицированные дизельные БРДМ-2Д, которые выполняют охранные и разведывательные функции, а также служат для борьбы с различными малыми диверсионными группами.

БРДМ «Водник»

В 2005 году на смену БРДМ-2 пришла новая разработка завода «ГАЗ» — БРДМ «Водник». Данные военные автомобили превосходят БРДМ-2 по множеству параметров. Например, запас хода у них увеличен до 1 000 км, а максимальная скорость равна 140 км. Внутри «Водника» могут разместиться до 10 человек десанта.

Боевые автомобили БРДМ-2 долгие годы оставались лучшими транспортными средствами в своём классе, но в настоящее время они уже устарели. Существуют фирмы, которые занимаются переоснащением списанных военных БРДМ-2 для состоятельных охотников и рыболовов. На таких автомобилях, которые могут стоить в районе 50-100 000 долларов, можно с комфортом добраться в самые глухие уголки страны.

Более полувека назад на вооружение Советской Армии поступила бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2. Такая техника выпускалась серийно в течение длительного времени, было построено более 9 тыс. единиц; ее поставляли более чем в 60 стран мира. Однако к настоящему времени БРДМ-2 морально устарела. Исходя из соображений экономии, разные страны не торопятся заменять такую технику новой, но выполняют ее модернизацию тем или иным образом.

БРДМ-2М в версии Арзамасского машиностроительного завода. Фото Vitalykuzmin.net

Проблемный образец

Серийные БРДМ-2 успели устареть как морально, так и физически. Последнюю проблему можно решать путем своевременного капитального ремонта, но вопрос несоответствия современным требованиям оказывается более сложным. В этом контексте требуется замена агрегатов, перестройка конструкции и т.д.

По сути, БРДМ-2 в исходном виде не отвечает нынешним требованиям к бронетехнике для армий. Машина имеет слабое противопульное бронирование, а штатное вооружение состоит только из пулеметов, что ограничивает круг решаемых задач. Силовая установка и трансмиссия построены на устаревших компонентах и затрудняют эксплуатацию. Также существуют претензии к эргономике обитаемого отсека.

В последние десятилетия в России и за рубежом неоднократно предлагались проекты модернизации БРДМ-2 с улучшением разных качеств и повышением характеристик. В этих проектах предусматривалась переработка всех основных элементов машины, от моторного отсека и ходовой части до корпуса и вооружения. Рассмотрим основные способы улучшения техники.

Доработка корпуса

Претензии к исходному корпусу БРДМ-2 связаны с недостаточной защитой и удобством экипажа. Проблема защищенности решается как при помощи дополнительного бронирования, так и за счет полной перестройки корпуса. Разные разработчики проектов использовали оба этих подхода.


Вариант модернизации с накладным бронированием. Фото Vpk-news.ru

Не так давно стало известно о новом российском проекте модернизации, который, среди прочего, предусматривает использование накладных панелей дополнительного бронирования. С помощью новых деталей прикрывается лобовая проекция, а также часть бортовых элементов корпуса. После такого обновления БРДМ-2 может выдержать не только малокалиберные автоматные пули и осколки.

Однако возможна и переделка корпуса. Так, белорусский проект «Кайман» предусматривает кардинальную переработку всего корпуса, после чего тот приобретает новые формы. Результатом этого стало увеличение площади лобового остекления и появление полноценной противоминной защиты днища. Похожий подход используется в украинском проекте БРДМ-НИК. В этом случае угловатый лоб корпуса закрыли сплошной наклонной деталью, а также использовали накладное бронирование. Азербайджанский проект ZDKM предусматривает как перестройку лба, так и обновление днища.

В БРДМ-2 изначально можно было попасть только через верхние люки. Множество проектов модернизации предусматривает установку дополнительных бортовых дверей. Для монтажа боковых люков приходится убирать дополнительные бортовые колеса с подъемным механизмом. Проект БРДМ-2М(А) от Арзамасского машиностроительного завода предлагал установку люков от БТР-70. Уже упомянутый «Кайман» получил полноразмерные двери с небольшим остеклением. В прочих проектах модернизации используются двери и люки разных размеров и форм.

За счет переработки корпуса и удаления «лишних» агрегатов удается увеличить доступный объем, вследствие чего БРДМ-2 становится бронетранспортером. Так, «Кайман» вмещает шесть человек, а в украинском «Гекконе» удалось разместить девятерых, включая экипаж. Впрочем, в большинстве проектов модернизации предполагается сохранение исходной роли разведывательно-дозорной машины с минимально необходимым экипажем.


Азербайджанский вариант модернизации - ZKDM. Фото Bmpd.livejournal.com

Двигатель и подвижность

Штатный двигатель ГАЗ-41 (140 л.с.) и механическая трансмиссия соответствовали изначальным требованиям, но к настоящему времени устарели. В связи с этим едва ли не все современные проекты модернизации БРДМ-2 предусматривают замену двигателя и перестройку трансмиссии.

Арзамасский проект предлагал использование дизеля Д-245.9 мощностью 135 л.с. В украинском проекте БРДМ-2ЛД использовался двигатель СМД-21-08 сопоставимой мощности, а на БРДМ-НИК установили 150-сильный FPT IVECO Tector. «Кайман» комплектуется дизельным двигателем Д-245 минского производства. Трансмиссии в разных проектах дорабатываются либо заменяются системами схожей архитектуры.

Все модернизации БРДМ-2, предусматривающие замену двигателя, имеют общую черту. В них используется силовая установка, соответствующая основным требованиям и доступная разработчику проекта. Подобную модернизацию в известной мере облегчает значительный объем моторного отсека. Кроме того, в ряде случаев упрощается трансмиссия – при отказе от дополнительных бортовых колес.

БРДМ-2 сразу получила ходовую часть с продольными полуэллиптическими рессорами, дополненными гидравлическими амортизаторами. Под бортами корпуса имелось две пары дополнительных опускаемых колес для преодоления препятствий. В корме монтировался водометный движитель.


Опытный образец БКМ "Геккон" украинской разработки. Фото Wikimedia Commons

Для установки бортовых люков требуется демонтаж дополнительных колес, что предусматривает целый ряд проектов модернизации. Также в нескольких проектах предлагается изменение подвески. Так, «Кайман» получает агрегаты от БТР-60, а БРДМ-2М(А) комплектуется узлами от БТР-80. При этом обе машины получают торсионы и гидравлические амортизаторы, дающие определенные преимущества.

В большинстве случаев модернизированная БРДМ-2 сохраняет водомет, однако имеют место и иные примеры. Так, азербайджанский проект ZKDM был разработан с учетом требований своей армии, вследствие чего машина лишилась водомета. Освободившийся объем использовали для оптимизации компоновки моторного отсека и для установки кондиционера. Несколько проектов предлагали замену штатного водомета схожими устройствами иной конструкции.

Огневая мощь

Штатная башенная пулеметная установка с изделиями КПВТ и ПКТ обеспечивает высокую огневую мощь. Однако нередко предлагаются варианты модернизации комплекса вооружения, в том числе с переходом на модульный принцип оснащения.

Пожалуй, самый интересный вариант вооружения используется на машине ZKDM. Азербайджанские инженеры выбрали 23-мм пушку ГШ-23, 30-мм автоматический гранатомет, 7,62-мм пулемет, а также пусковую установку неуправляемых ракет. Все смонтировано на измененном куполе БПУ.


Украинская машина БРДМ-НИК. Фото Wikimedia Commons

В некоторых проектах предусматривается сохранение башни с монтажом пусковой установки для противотанковых ракет. В зависимости от доступных средств и ресурсов, разработчики применяют крупнокалиберные пулеметы новых типов. Так, ряд украинских проектов предусматривает замену 14,5-мм КПВТ менее мощным НСВ.

Существует теоретическая возможность организации посадочного места для боевых модулей готовых моделей, но ее используют лишь в отдельных проектах. При этом разработчики нередко указывают на возможность замены комплекса вооружений по желанию заказчика.

БРДМ-2 использовалась в качестве базы для техники различного назначения с тем или иным оснащением. Ее модернизированные варианты могут сохранять такие возможности. Такая техника может быть носителем ПТРК, средств связи, специального оборудования и т.д. Впрочем, на выставках чаще фигурируют опытные образцы с вооружением для решения огневых задач, а количество прототипов со специальным оснащением невелико.

Будущее платформы

Сейчас на вооружении полусотни стран имеется несколько тысяч БРДМ-2 и машин на их базе. Вся эта техника продолжает службу, однако может не в полной мере устраивать эксплуатанта. В связи с этим едва ли не все армии нуждаются в том или ином обновлении морально устаревших машин, позволяющем сохранять их на службе и в будущем.


Машина связи "Кайман-КАС" белорусской разработки. Фото Wikimedia Commons

В связи с этим образуется определенный рынок для разработчиков проектов модернизации устаревшей техники. Именно этим обуславливается появление значительного количества таких проектов в последние годы. Впрочем, лишь отдельные разработки такого рода дают желаемые результаты. В серию запущены только несколько проектов, тогда как другие не продвинулись дальше демонстрации прототипов на выставках.

Правильная модернизация БРДМ-2 позволяет не только продлить срок службы, но и сократить отставание машины от современных требований. После капитального ремонта и перестройки в строй должна возвращаться бронемашина, способная решать задачи в современных условиях с меньшими рисками. При всех своих преимуществах, современные проекты модернизации БРДМ-2 имеют недостатки, связанные с ограничениями базовой платформы. Конструкторам приходится выбирать между высокими характеристиками и простотой обновления техники, а также учитывать потребности и возможности потенциальных клиентов.

Впрочем, БРДМ-2 уже показала себя в качестве удачной платформы для размещения различного вооружения и оснащения. Кроме того, эта машина оказывается хорошей базой для проведения различных модернизаций, в том числе глубоких. Есть все основания считать, что в будущем нас ожидает появление новых вариантов модернизации БРДМ-2. Они будут разрабатываться до тех пор, пока такая техника остается в эксплуатации.



В Великую Отечественную у разведчиков появились мотоциклы, грузовики и даже . Но такая вряд ли устроила бы современных войсковых разведчиков. Дело в том, что хорошо слышать и далеко видеть им уже мало. Чтобы успешно справляться с десятками новых сложных задач, с изменившимися обязанностями, им понадобилась специальная , в полной мере отвечающая уровню техники нашего времени.
Такая машина была создана. Это БРДМ-2 - бронированная разведывательно-дозорная машина.

1 - волноотражательный щит, 2 - передний крюк для буксировки на плаву, 3 - фары освещения и прибора ночного видения, 4 - наблюдения командира, 5 - крупнокалиберный пулемет КПВТ, 6 - , 7 - ниша наблюдения, 8 - . 9 - багор, 10 - катушка троса, 11 - глушитель, 12 - заслонка водометного движителя, 13 - откидной лист крыши над силовым отделением, 14 - лом, 15 - крышки люков воздухопритока, 16 - буксирный трос, 17 - лопата, 18 - пулемет ПКТ, 19 - люки посадки членов экипажа, 20 - крышка смотрового люка, 21 - крышка люка доступа к лебедке.
...Повинуясь неслышимой радиокоманде, приземистые бронированные машины рванулись вперед и, быстро набрав скорость, скрылись за поворотом дороги. Перед разведывательным дозором стоит серьезная задача; установить наличие противника на пути его отхода. Но воинам она по плечу, ведь у них есть надежный помощник - БРДМ-2.
Каковы же характеристики машины? Попробуем сначала обратиться к тому определению, к которому чаще всего прибегают специалисты. Итак. это боевая, колесная, двухосная, со всеми ведущими колесами, плавающая и вооруженная двумя пулеметами машина, К тому же БРДМ-2 обладает высокими динамическими качествами, большим запасом хода, высокой проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды.


>
Отделение управления () и боевое отделение (Б):
1 - сиденье командира, 2 - сиденье механика-водителя, 3 - механика-водителя, 4 - приборы наблюдения механика-водителя (дневные), 5 - приборы наблюдения командира, 6 - дневной прибор наблюдения командира ТПКУ-25, 7 - люк командира, 8 - координатор навигационной аппаратуры, 9 - радиостанция, 10 - рентгенометр, 11 - , 12 - Погон башни, 13 - рукоятка поворотного механизма пулеметной установки, 14 - подвесное сиденье пулеметной установки, 15 - рукоятка стопора башни, 16 - рукоятка подъемного механизма пулеметной установки, 17 - нагнетатель, 18 - боеукладка левого борта, 19, 21 - сиденья членов экипажа, 20 - рукоятка привода водооткачивающего клапана.
...Остался позади и глинистый проселок, впереди - асфальтированное шоссе. Команда «вперед», четкий переход на третью, а затем и на четвертую передачу - и вот уже машина буквально летит по шоссе со скоростью сто километров в час!
Внимание! Впереди - поворот. Сброшен газ, машина плавно притормаживает и легко вписывается в весьма малый радиус крутого виража. Но что это! Поперек дороги - неожиданная преграда: глубокая, шириной больше метра канава.
Для обычного автомобиля она стала бы серьезным препятствием - преодолеть ее можно было бы лишь с помощью настила. Но для машины разведчиков и траншея не помеха. Перед нею БРДМ-2 лишь слегка замедлит ход. Включается привод - и тотчас из-под «брюха» машины опускаются четыре дополнительных колеса с пневматическими авиационными шинами (700Х Х250 мм), накачанными до 5,5 - 6,0 атм.
Четырехколесная машина, превратившаяся таким образом в «многоножку», легко преодолевает окопы, рвы, траншеи и канавы.
Надо сказать, что повышению проходимости БРДМ-2 конструкторы уделили самое пристальное внимание. Ведь разведчикам приходится действовать днем и ночью, весной и поздней осенью, в летнюю жару и в зимнюю стужу. И двигаться такой машине придется не только по шоссе. Поэтому ее сделали приспосабливающейся к различным дорожным условиям, способной одинаково уверенно преодолевать размокшие дороги, пахоту, заболоченные участки, пески и снежную целину.
Как мы уже сказали, все колеса БРДМ-2 - ведущие. Встретится крутой подъем или иной труднопроходимый участок местности - водитель переходит на низшую передачу и включает передний . Если и этого окажется мало, можно уменьшить удельное или увеличить его, включив систему регулирования давления в шинах. Делается это как на стоянке, так и при движении машины прямо с водительского места. Нормальное давление в шинах - 2,7 кгс/см2.
Встретится заболоченный участок, водитель включает пониженную передачу и уменьшает давление в шинах. При этом они как бы расплющиваются, а площадь опоры резко увеличивается. БРДМ-2 хотя и на пониженной скорости, но все же уверенно продолжит движение.
В других условиях приходится увеличивать давление в шинах - например, при движении по песку, когда нужно держаться следа идущей впереди машины.
Зимой же по снежному покрову глубиной до 0,3 м можно ехать, не снижая давления в баллонах, так как колеса продавливают снег до мерзлого грунта и хорошо сцепляются с ним. При более высоких сугробах давление в скатах снижают.
Ну а если бой? И, скажем, повреждена шина? Неужели менять баллон? Не говоря уже о том, что делать это под огнем не просто, задержка может стать препятствием выполнению боевого приказа. Но такого не произойдет, и здесь опять выручит система регулирования давления, позволяющая поддерживать и контролировать необходимые «атмосферы» в любом из баллонов. Как только станет заметен давления в какой-нибудь из шин, компрессор тут же начинает восполнять утечку.
Попробуем смоделировать самую критическую ситуацию - БРДМ-2 застряла. Участок труднопроходимый, болотистый. Семитонная машина основательно увязла в трясине. Двигатель мощностью 140 л. с. не справляется с нагрузкой - раскисший грунт цепко держит колеса. И в этом случае машина выберется из «плена» самостоятельно, с помощью лебедки. На расстоянии до 30 м от машины (длина троса) выбирается дерево, пень или столб (если таких поблизости нет, в грунт заделывается ), за которые и закрепляется трос лебедки. Включается привод - и четырехтонное усилие, развиваемое лебедкой, выдергивает застрявшую машину.
Чтобы получить полное представление о ходовых качествах БРДМ-2, добавим, что наименьший радиус ее поворота равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина - 30°, наибольший угол крена составляет 25°.
Важной боевой характеристикой подобных машин является запас хода - расстояние, которое она проходит без дополнительных заправок, на горючем полностью заправленных топливных баков. У БРДМ эта цифра весьма солидная - 750 км! И все равно, командир скрупулезно ведет подсчет километража, учитывая, сколько прошли, сколько задерживались, на каком расстоянии от своих войск находятся.» Арифметика несложная, но цена ей высока - жизнь экипажа и сохранность разведывательных данных.


1 - крюк, 2 - лебедка, 3 - переключения передач, 4 - передние колеса, 5 - рулевая трапеция, 6 - полуэллиптическая переднего моста, 7 - раздаточная коробка, 8 - цепи привода дополнительных колес, 9 - карданный вал, 10 - дополнительные колеса, 11 - балансиры дополнительных колес, 12 - стояночной тормозной системы, 13 - и отбора мощности на водомет, 14 - , 15 - задние колеса, 16 - воздухофильтр. 17 - рессора заднего моста, 18 - задний мост, 19 - водяные рули, 20 - водомета, 21 - вентиляторы, 22 - генератор, 23 - муфта выключения сцепления, 24 - бачок гидросистемы, 25 - передний карданный вал, 26 - главная передача переднего моста, 27 - рулевое , 28 - продольная рулевая тяга, 29 - рулевая колонка.
...За полсотни метров до некогда соединявшего берега неширокой реки моста стоял знак: «Ремонтные работы. Объезд», Аккуратно обогнув его, головная машина мягко перевалила через кювет и въехала в воду. За ней проследовали и остальные БРДМ-2. Поднимая волны, они ходко двинулись к противоположному берегу. Заметим, что амфибийные качества вездеходу обеспечивает герметичный корпус и водомет, сообщающий автокораблю скорость до 10 км/ч.

Чтобы стать подлинными «глазами» армии, разведывательная машина должна быть действительно «глазастой». И конструкторы позаботились об этом, оснастив ее шестнадцатью дневными приборами наблюдения, перископическим прицелом для прямой наводки в цель пулеметов, а также приборами ночного видения для командира и водителя, позволяющими двигаться в темное время суток с той же скоростью, что и днем. Чтобы исключить ослепляющее действие фар встречного транспорта, осветительных ракет, пожаров и других источников света, инфракрасные приборы снабжены интересным приспособлением - экранирующим устройством, или, как его еще называют, шторкой.

Есть на БРДМ и навигационная аппаратура - ТНА-2; датчики курса и пути, пульт управления, координатор - счетно-решающий прибор, преобразователь и указатель курса. Обращаются к этим устройствам в тех случаях, когда ориентирование затруднено, например при движении с высокими скоростями по незнакомой местности или при ведении боя в степи или пустыне, где нет видимых ориентиров. Ну и, разумеется, ночью, в тумане и во всех других случаях, когда плохая или же полностью отсутствует. Пользоваться ТНА-2 просто и удобно. Приборы автоматически определяют координаты машины и указывают курсовой (дирекционный) угол ее движения. Поэтому командиру достаточно одного взгляда на прибор, чтобы точно Определить местоположение.
Особенности современного боя требуют установки на машине и других приборов; таких, как рентгенометр для измерения мощностей доз гамма-излучения, войсковой прибор химической разведки.
Когда возникает необходимость передать срочные данные, командир может воспользоваться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123. Компактная и надежная, она позволяет поддерживать устойчивую в микротелефонном режиме на дистанции до 20 км. При этом обеспечивается беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение, что резко увеличивает оперативность работы В условиях дефицита времени это имеет немаловажное значение.
При ведении разведки одна из первейших заповедей - соблюдение полнейшей скрытности. Но как быть, если машина обнаружена? В этом случав БРДМ-2 может серьезно «огрызнуться» - ведь у нее есть вооружение:
два пулемета, размещенные в башенной установке. Один - крупнокалиберный, 14,5-мм типа КПВТ. Другой-марки ПКТ имеет калибр 7,62 мм. Оба могут поражать живую силу и огневые средства противника. Кроме того, КПВТ может стрелять и по легкобронированным целям. Наибольшая прицельная дальность его составляет 2 км, - 600 выстрелов в минуту. Питание патронами ленточное, в каждой ленте по 50 патронов, а во всем боекомплекте их 500. У пулемета ПКТ прицельная дальность поменьше - 1,5 км.

Разведка и наблюдение за противником – важнейшая составляющая военного искусства, позволяющая адекватно оценить силы неприятеля и планировать действия собственных войск. Особенно важна тактическая разведка, поскольку нельзя вести современный бой, не зная возможностей врага, его сильных и слабых сторон. Командиру необходимо знать, где находится артиллерия и бронетехника неприятеля, какова их численность, нужно определить расположение его зенитных и противотанковых средств.

Сегодня на вооружении подразделений российской армии стоит разведывательная машина БРДМ-2. Она имеет бензиновый двигатель и сравнительно невысокую защищенность, вооружена 14,5-мм пулеметом КПВТ . Ее главным достоинством является высокая проходимость. Серийный выпуск БРДМ-2 начался в 1963 году.

Машина принимала участие во множестве конфликтов, пережила немало модернизаций. Конструкция БРДМ-2 оказалась настолько удачной, что она и сегодня состоит на вооружении десятков армий мира , ее лицензионное производство продолжается в Польше. В войсках эту боевую машину ласково называют «Бардак». Тем не менее, в России серийное производство БРДМ-2 было закончено в 1989 году.

История создания

Уже во время Второй мировой войны разведчики широко использовали мотоциклы, грузовые машины и даже бронеавтомобили. После войны в СССР начались работы над созданием специализированной бронемашины для разведчиков. Она должна была отличаться повышенной проходимостью и уметь плавать, преодолевать болота, овраги, реки и озера.

В первую очередь БРДМ-2 поступали на вооружение разведывательных подразделений Советской армии, а также войск связи и химической защиты. По штату на одну танковую или мотострелковую дивизию приходилось 28 БРДМ-2.

Устройство машины

Компоновка БРДМ-2 – классическая, в передней части находится отделение управления, в средней – боевое отделение, а в кормовой части машины – моторный отсек. Экипаж состоит из четырех человек: места командира и механика-водителя расположены в отделении управления, а стрелок и наблюдатель находятся в боевом отделении. Корпус состоит из броневых катанных листов, соединенных сваркой. Он герметичен, что позволяет машине преодолевать водные препятствия.

В центральной части корпуса установлена башня конической формы, вооруженная спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Под башней предусмотрено подвесное сидение для стрелка-пулеметчика. Огонь можно вести на 180° в горизонтальной плоскости, вертикальный угол обстрела составляет от -5° до +30°. Для стрельбы имеется перископический прицел ПП-61А и привод наведения. Из КПВТ можно вести огонь на дистанциях до 2 тыс. метров, а из ПКТ – до 1,5 тыс. КПВТ подходит для уничтожения легкобронированной техники противника, ПКТ используется для поражения живой силы неприятеля, его боекомплект – 2 тыс. патронов.

В задней части корпуса БРДМ-2 находится силовое отделение. От боевого отсека оно отделено броневой перегородкой. В нем размещаются: двигатель ГАЗ-41, коробка передач, фильтровентиляционная установка, генератор, аккумуляторная батарея, радиаторы, устройство для запуска двигателя в ручном режиме. Небольшой расход топлива позволяет машине преодолевать 750 км на одной заправке.

Для наблюдения окружающей обстановки командир располагает панорамой ТПКУ-2Б, на которую можно устанавливать прибор ночного видения. В распоряжении командира и механика-водителя есть несколько неподвижных перископических наблюдательных приборов.

БРДМ-2 оснащен бензиновым V-образным двигателем с восемью цилиндрами, его мощность составляет 140 л. с. Такие же двигатели ставили на правительственные автомобили «Чайка». Емкость баков с топливом — 280 литров. Трансмиссия – механическая, есть одна задняя и четыре передних скорости.

У разведывательной машины колесная ходовая часть, она аналогична БРДМ-1. Все колеса имеет систему регулировки давления, изменять которое можно и при остановке, и во время движения. Подвеска машины рессорная, на каждом мосту расположены по два гидравлических амортизатора.

Особенностью БРДМ-2 являются четыре дополнительных колеса, которые могут быть задействованы для преодоления окопов и траншей. Все колеса разведывательной машины (и главные, и дополнительные) являются ведущими.

В кормовой части БРДМ-2 находится водометный движитель, позволяющий машине развивать скорость до 10 км/ч на плаву. На его выпускном патрубке установлен руль для маневрирования воде. Обратное вращение гребных винтов обеспечивает БРДМ-2 задний ход. Водоотражательный щит повышает безопасность движения по воде.

На передней части машины установлена лебедка, тяговое усилие на тросе составляет 4 тыс. кгс.

Модификации БРДМ-2

БРДМ-2 до сих пор находится на вооружении многих армий мира, хотя серийное производство машины было остановлено в 1989 году. Поэтому неудивительно, что модернизация БРДМ-2 проводилась неоднократно. К настоящему времени оборудование и агрегаты, установленные на машины 30-40 лет назад, устарели и морально, и физически.

Опыт показывает, что при доработке БРДМ-2 способен эффективно выполнять и разведывательные функции, и быть платформой для установки различного вооружения. Используют БРДМ-2 и в мирных целях, из этой машины получается отличный гражданский автомобиль для преодоления бездорожья.

В 90-е годы в России появилось сразу несколько модификация БРДМ-2:

Эту модификацию разработали на Арзамасском машиностроительном заводе. Из конструкции убрали дополнительные колеса, вместо бензинового двигателя установили дизельный турбодизель Д-245.9, была также заменена башня. Именно этот вариант позже приняли на вооружение российской армии.

Компания «Муромтепловоз» предлагала своим заказчикам БРДМ-2 с различными видами башен с большим углом возвышения и разнообразным дополнительным вооружением (например, автоматический гранатомет или пушка). На машинах устанавливались более мощные двигатели и современные системы навигации и связи. Демонтаж дополнительных колес позволил увеличить количество членов экипажа до шести человек.

Множество модификаций машины было изготовлено в Украине. После распада СССР в этой стране осталось значительное количество БРДМ-2:

БРДМ-2ЛД. Вариант модернизации машины с демонтажом дополнительных колес и новым дизельным двигателем СМД-21-08. Модель выпускалась на Николаевском ремонтно-механическом заводе.

БРДМ-2ДИ «Хазар». Еще одна модификация, разработанная николаевцами. Дополнительные колеса заменены боковыми дверями, установлен новый дизельный двигатель IVECO и современные системы вооружения.

Модификация машины, разработанная винницким 45-м экспериментальным заводом. В ней бензиновый двигатель заменен на дизель ISUZU.

БРДМ-2МБ1. Это белорусская модификация машины. Сняты дополнительные колеса и водометы, и вместо них сделаны десантные люки. На машину установлен мощный дизель, современные системы связи и наблюдения, а также боевой модуль «Адунок».

МБТС «Кайман». Еще одна модернизация БРДМ-2, проведенная в Беларуси. В передней части машины установлены бронестекла, дополнительные колеса демонтированы. Днище машины получило V-образную форму, бензиновый двигатель был заменен на современный дизель.

BRDM-2M-96ik Szakal. Модификация, созданная в 2003 году в Польше. На машину установлен мощный дизельный двигатель, новая радиостанция, кондиционер, противокумулятивные экраны. КПВТ заменили пулеметом WKM-B.

Это далеко не полный список модификаций БРДМ-2, созданных в различные годы в разных странах. Основными направлениями модернизации являлись: замена двигателя на более мощный, демонтаж дополнительных колес, усложнявших конструкцию и утяжелявших машину, установка современных систем связи и наблюдения. Нередко при модернизации заменяли основное вооружение машины.

За годы эксплуатации на базе БРДМ-2 был создан не менеее двух десятков разновидностей спецмашин. БРДМ-2 оказался прекрасной базой для установки различных противотанковых комплексов, на нее устанавливались практически все ПТРК, созданные в СССР.

Боевое применение

БРДМ-2 многие годы использовалась советской армией, эту машину поставляли всем странам-участницам Варшавского договора и активно экспортировали за его пределы. Так что послужной список у БРДМ-2 весьма солидный.

Машина принимала участие во вторжении войск стран ВД в Чехословакию.

БРДМ-2 стала героем одного из крупнейших сражений войны Судного дня. 6 октября 1973 года армия Египта форсировала Суэцкий канал и была встречена израильской бронетанковой дивизией. С помощью ПТРК «Малютка », установленных на БРДМ-2, были уничтожены более 150 танков М48 и М60. Не менее успешно применялись БРДМ-2 с ПТРК против израильских танков и в Сирии.

Очень широко БРДМ-2 применялись в Африке. Благодаря своей простоте, надежности и дешевизне эти машины очень полюбились военнослужащим африканских государств. Особенно много БРДМ-2 было в Анголе, правда, кубинские бойцы, использовавшие их, отмечали, что советская машина уступает по защите и боевой мощи южноафриканским бронеавтомобилям.

Применялась БРДМ-2 и в ходе всех иракских конфликтов. Машина активно использовалась советскими войсками в Афганистане и зарекомендовала себя довольно неплохо.

Российские федеральные войска активно использовали БРДМ-2 в ходе первой и второй чеченской кампании . Применялась она и сепаратистами. Машина показала себя плохо приспособленной к боевым действиям в городских условиях. Недостаточным оказались уровень ее защищенности и огневая мощь.

Россия использовала БРДМ-2 во время войны с Грузией в 2008 году. Сейчас машина применяется обеими сторонами конфликта на востоке Украины.

Первые бронетранспортёры, которые были произведены в Советском Союзе, прекрасно зарекомендовали себя в армии. Так как лёгкие бронированные машины обладали высокими скоростными характеристиками и могли укрыть свой экипаж от стрелкового оружия, они стали незаменимыми помощниками для разведывательно-диверсионных групп.

Те условия, в которых приходилось действовать разведчикам, не позволяли использовать стандартный бронетранспортёр, который был для этого слишком тяжёлым. Было решено создать новую разведывательно-дозорную машину, которая могла бы свободно перемещаться по сложному рельефу, включая болотистую местность. Кроме того, новая машина должна была не только преодолевать водные преграды, но и уверенно плавать даже при волне до 0,5 метров.

История создания БРДМ-2

В 1957 году началось серийное производство бронированной разведывательно-дозорной машины первого поколения. Данный броневик отличался маневренностью и подвижностью. Однако вскоре у него обнаружились серьёзные недостатки:

  • Двигатель был недостаточно мощным. Никакие модернизации двигателя ГАЗ-40 не помогали;
  • Недостаточно эффективное вооружение. Установка более серьёзного бортового оружия была невозможна из-за слабого двигателя;
  • Недостаточное количество вспомогательного оборудования.

Все недостатки БРДМ находились в прямой зависимости от двигателя, технические характеристики не позволяли провести серьёзную модернизацию боевой машины, поэтому в начале 1960-х годов началась разработка новой модели разведывательно-дозорной машины.

В 1962 году под руководством конструктора Дедкова начались разработки БРДМ-2, устройство которой позволяло устранить все недостатки боевой машины предыдущего поколения. В этом же году новая машина была принята на вооружение, а в 1966 году она была представлена общественности на московском параде. БРДМ-2 оказалась настолько удачной моделью, что производилась с 1965 по 1989 годы. За это время произошло множество модернизаций БРДМ-2, хотя основные параметры боевой машины остались практически без изменений.

БРДМ-2, обладая теми же достоинствами, что и её предшественница, получила множество усовершенствований, установка которых стала возможной благодаря более мощному двигателю:

  • Существенно увеличилась огневая мощь;
  • Ходовые качества также улучшились;
  • Появилась более надёжная защита экипажа;
  • Появилась боевая башня.

Усовершенствовались средства связи, электрооборудование и различные вспомогательные системы.

Общее описание БРДМ-2

При создании БРДМ-2 была использована заднемоторная компоновочная схема:

  • В передней части корпуса машины находилось отделение управления;
  • В средней части корпуса поместили боевое отделение;
  • Силовое отделение располагалось в задней части корпуса.

Такая компоновка не только увеличила обзорность экипажа, но и прибавила боевой машине водоходные качества, так как появился стабильный дифферент на корму.

Форма БРДМ-2 была обтекаемая, хотя данную схему несколько нарушали карданные передачи и ведущие мосты, которые находились под днищем боевой машины. Сварная башня, которая появилась на БРДМ-2, была унифицирована с башней БТР-60ПБ и имела на вооружении крупнокалиберный пулемёт.

Корпус новой разведывательно-дозорной машины был полностью закрыт катаными броневыми листами, которые соединялись друг с другом посредством сварки. Наиболее толстой бронёй была защищена лобовая часть машины, её толщина достигала 10 мм. Лобовая часть конической башни, которая тоже имела сварную конструкцию, была толщиной 6 мм. Такая толщина брони корпуса могла защитить экипаж БРДМ-2 от пуль, осколков снарядов и малокалиберных мин. Естественно, что прямого попадания снаряда эта машина не выдерживала, так как её задача заключалась в совершенно ином.

Вооружение и оборудование БРДМ-2

Главным оружием, имевшимся в распоряжении экипажа БРДМ-2,была пулемётная установка башенного типа кругового вращения – БПУ-1, которая имела два пулемёта:

  • 14,5мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ, который имел боекомплект на 500 патронов;
  • Стандартный танковый пулемёт Калашникова ПКТ, калибра 7,62 мм, боезапас которого составлял 2 000 патронов.

Данное вооружение было спаренным, и крепилось в общей жёсткой люльке, в которой имелись коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Люлька оборудовалась амортизаторами. Все системы наведения вооружения на цель имели ручной привод, а для башенного стрелка был предусмотрен штатный прицел ПП-61А.

Для командира машины и механика-водителя в передней части корпуса были оборудованы рабочие места, причём командир находился возле правого борта. Для обзорности имелось два больших окна, которые в случае необходимости могли закрываться специальными бронезаслонками.

Для наблюдения за местностью, у командира имелся перископический прибор марки ТПКУ-2Б, который мог увеличивать изображение в пять раз. При ночных операциях данное устройство заменялось на ночной прибор ТКН-1С. Водитель в ночное время пользовался прибором ночного видения марки ТВН-2Б. Для того, чтобы исключить возможность ослепления при ярких вспышках, все приборы ночного видения были оборудованы специальными шторками, представляющими собой экранирующие устройства.

Большие люки, которые находились над местами водителя-механики и командира, позволяли им экстренно покинуть боевую машину в случае необходимости, а амбразуры, которые были расположены в бортах машины, позволяли вести огонь из личного стрелкового оружия. Данные амбразуры имели возможность герметичного закрытия бронезаслонками.

Параметры двигателя и ходовой части БРДМ-2

ТТХ нового двигателя намного превосходили параметры двигателя модели первого поколения. Новая машина получила более высокую динамику и скоростные параметры. Бензиновый двигатель БРДМ-2 мог разогнать машину до 80 км/ч при движении по шоссе. При этом расход топлива составляет от 30 до 40 литров на 100 км. Общий запас хода у данной машины составлял около 750 км.

Новым двигателем, который позволил добиться таких выдающихся на то время показателей, стал 8-цилиндровый V-образный двигатель ГАЗ-41, который устанавливался на ГАЗ-66 («Шишига»). Данный двигатель развивал мощность 140 л.с. при 3200 об/мин. При его установке было принято решение поместить его в кормовую часть БРДМ-2, что позволило значительно улучшить компоновку внутри боевой машины.

Ходовая часть БРДМ-2 практически не отличалась от ходовой БРДМ предыдущей модели. Единственным значительным отличием стало использование телескопических гидроамортизаторов вместо рычажно-поршневых, которые применялись в ходовой БРДМ. Ходовая часть новой боевой машины состояла из следующих элементов:

  • Передний и задний мосты;
  • 4 основных колеса;
  • 4 дополнительных колеса, которые опускаются для преодоления траншей шириной до 1,2 метров;
  • Подвеска с амортизаторами.

Управление передними колёсами было автомобильного типа, с помощью руля, оборудованного гидроусилителем. Подобно ГАЗ-66, с которого был взят двигатель, БРДМ-2 имел систему автоматического регулирования давления воздуха в шинах, что позволяло более эффективно передвигаться по разным типам грунта. Например, для поездок по болотистой местности, давление рекомендовалось понижать.

Тормоза у боевой машины барабанного типа, оснащённые пневмоусилителями и гидроприводом. Двигатель водомёта, который позволял машине плыть, при необходимости мог работать совместно с основным приводом, что обеспечивало машине феноменальную проходимость.

Сам водомётный двигатель работал по следующему принципу:

  • Винт, имеющий 4 лопасти, засасывал воду;
  • Далее вода попадала в приёмный патрубок;
  • После чего с силой выбрасывалась через отверстие, которое находилось в корме.

Управление машины на плаву осуществлялось за счёт водных рулей, которые работали одновременно с основным рулевым механизмом. Если необходимо было начать движение назад (во время плавания), то винт вращался в обратном направлении. Максимальная скорость движения по воде составляла 10 км/ч.

В качестве дополнительного оборудования, которое могло помочь вытащить свою или чужую машину из грязи, устанавливалась лебёдка, которая находилась спереди.

Система радиосвязи и дополнительное оборудование БРДМ-2

В качестве радиооборудования на боевую разведывательно-дозорную машину устанавливались следующие системы радиооборудования и навигации:

  • Радиостанция Р-123, которая имела дальность устойчивой связи на расстоянии около 20 км. Эффективность работы с этой станцией обеспечивали функции беспоискового вхождения в эфир и бесподстроечное ведение сеансов радиосвязи;
  • Навигационная станция ТНА-2, которая имела датчики пути и курса;
  • Пульт управления;
  • Преобразователь и указатель курса.

Для обеспечения безопасности экипажа, БРДМ-2 комплектовалась следующими защитными системами:

  • Ренгенометром ДП-3Б;
  • Прибором химразведки ВПХР;
  • Нагнетателем давления;
  • Системой пожаротушения;
  • Обогревателем;
  • Водооткачивающей помпой и спасательными жилетами.

Экипаж боевой машины был застрахован от множества непредвиденных ситуаций, хотя достаточно слабая броня БРДМ-2 не позволяла ему вступать в открытый бой с бронетехникой более тяжёлого класса.

Участие БРДМ-2 в современных боевых конфликтах

БРДМ -2 показала себя как высокоэффективная и маневренная бронированная машина. По сравнению с БРДМ первого поколения, новая машина получила более мощный двигатель, который дал возможность повысить не только боевую эффективность, но и увеличить проходимость. Естественно, что машина с такими выдающимися характеристиками участвовала в различных боевых конфликтах, успев зарекомендовать себя с лучшей стороны.

В основном БРДМ-2 находились на вооружении штабных и разведывательных подразделений армии СССР. Кроме того, они широко использовались в следующих видах войск:

  • В химических войсках;
  • В войсках связи;
  • Во внутренних войсках МВД;
  • Погранвойсках КГБ.

Кроме этого, боевые машины данного типа использовались в морской пехоте МВФ.

Первое участие в военных конфликтах БРДМ-2 произошло в период арабо-израильского конфликта 1973 года. После этого они использовались во Вьетнаме, а также в различных военных столкновениях в Африке и ирано-иракской войне. Во время Афганской войны, БРДМ-2 чаще всего не участвовали в прямых стычках, а использовались для охранной и патрульных служб.

Различные модификации БРДМ-2

В процессе многолетней эксплуатации, БРДМ-2 подвергались различным модернизациям. Например, была установлена модернизированная пулемётная башня, которая имела увеличенный угол наклона оружия, и современную прицельную систему.

Вскоре появилась новая дизельная модификация, получившая название БРДМ-2Д. Эта модификация была оснащена более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, с которым максимальная скорость боевой машины возросла до 100 км/ч. Данная модель получила в качестве дополнительного оружия дымовые гранатомёты.

Кроме дизельной модификации, на базе БРДМ-2 было создано множество боевых машин различного предназначения, которые были запущены в мелкосерийное производство. Они оснащались зенитным и противотанковым вооружением.

В настоящее время на вооружении большинства армий СНГ состоят модифицированные дизельные БРДМ-2Д, которые выполняют охранные и разведывательные функции, а также служат для борьбы с различными малыми диверсионными группами.

БРДМ «Водник»

В 2005 году на смену БРДМ-2 пришла новая разработка завода «ГАЗ» — БРДМ «Водник». Данные военные автомобили превосходят БРДМ-2 по множеству параметров. Например, запас хода у них увеличен до 1 000 км, а максимальная скорость равна 140 км. Внутри «Водника» могут разместиться до 10 человек десанта.

Боевые автомобили БРДМ-2 долгие годы оставались лучшими транспортными средствами в своём классе, но в настоящее время они уже устарели. Существуют фирмы, которые занимаются переоснащением списанных военных БРДМ-2 для состоятельных охотников и рыболовов. На таких автомобилях, которые могут стоить в районе 50-100 000 долларов, можно с комфортом добраться в самые глухие уголки страны.



Поделиться