Мопеды ссср. Пролетарский мужской журнал Нюансы ремонтных работ

В апреле львовский мотозавод приступил к производству новой машины — мокика «Карпаты» (напомним, что это мопед без педалей с кик-стартером), выпускаемого параллельно с «Верховиной—7» («За рулем», 1981, № 9).

«Карпаты» — уже шестнадцатая модель, освоенная заводом. Она комплектуется либо двигателем Ш—58, либо модернизированным Ш — 62 шяуляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас». От «Верховины—7» новая машина отличается конструкцией и формой рамы, бензобака, глушителя, боковых кожухов (художественно-конструкторский проект мокика разработан ленинградским филиалом ВНИИТЭ). «Карпаты» окрашивают в яркие цвета — красный, оранжевый, желтый и др.

Машина с двигателем Ш—62 (на снимке) оснащена бесконтактной электронной системой зажигания, делающей его более устойчивым в работе и не нуждающимся в регулировке зазоров. Увеличенная мощность генератора (45 вместо 18 Вт) позволяет водителю пользоваться фарой дальнего света с контрольной лампочкой, задним фонарем с габаритным огнем, стоп-сигналом от заднего тормоза.

У «Карпат» более высокие, чем у «Верховины—7», показатели надежности и долговечности: гарантийный пробег увеличен с 6000 до 8000 километров, а срок гарантийной эксплуатации — с 15 до 20 месяцев; ресурс до первого капитального ремонта возрос с 15 000 до 18 000 километров. Это стало возможным благодаря улучшению качества двигателей. Цена мокика — 250—260 рублей, в зависимости от исполнения.

М. ЛЕОНОВ, г. Львов начальник КБ мотозавода

Техническая характеристика мопеда Карпаты

Общие данные : сухая масса — 56,5 кг; полезная нагрузка — 100 кг; скорость — 40 км/ч; запас топлива — 7 л; контрольный расход топлива — 2 л/100 км.

Размеры : длина — 1700 мм; ширина — 720 мм; высота — 1110 мм; база — 1120—1170 мм. Двигатель: рабочий объем — 49,8 см3; мощность — 2,0 л. с./ 1,5 кВт при 5200—5600 об/мин; степень сжатия 7.7—8,5; топливо — смесь бензина А-76 или А-72 с маслом (в соотношении 25:1).

Электрооборудование : система зажигания — электронная бесконтактная (для двигателя Ш—62); генератор — переменного тока 26.3701 с блоком «коммутатор—стабилизатор» (БКС); высоковольтный трансформатор В-300Б.

Трансмиссия : сцепление — многодисковое; число передач — 2 (I—1,64; II — 0,93).

Ходовая часть : рама — трубчатая, хребтового типа; передняя вилка — телескопическая с пружинными амортизаторами; задняя подвеска — маятниковая с пружинными амортизаторами; колеса — взаимозаменяемые; размер шин — 2,50—16 дюймов.

«Карпаты» (укр. Карпати) - мокик, выпускаемый на Львовском мотозаводе. Мокик с новым названием стал шестнадцатой серийной моделью завода.

Карпаты-1 модель 1984 года

Да, были времена, когда мы делали свои мопеды.

С весны 1981 года завод стал выпускать модель «Карпаты-1»;
Карпаты 1 имел разные модификации (ЛМЗ-2.160, ЛМЗ-2.160C, ЛМЗ-2.160-01) - устанавливали двигатель c 1981 по 1983 год - Ш-58, S-62, S-62M и с 1984 по 1985 V-50 (с тонкими валами) шяуляйского завода "Вайрас"

Карпаты-1 Спорт ЛМЗ-2.160C

Карпаты Спорт имел перегородку на руле, задратое переднее крыло, удобную ручку для переноса и подъема мопеда, и др патрубок с глушителем который шел по верху.

В разработке дизайна принял участие Ленинградский филиал института технической эстетики (ВНИИТЭ), и новая машина разительно отличались от прежних. Облик "Карпат" теперь повторял мотоциклетный, для чего была радикально переработана хребтовая рама.
С 1981 по 1985 год передняя фара была металлическая черного цвета, с хромированным ободком, крылья хромированные, Бензобак своей формой и круглыми резинками напоминал "пэ-эсовский" – популярного в СССР в те годы оспортивленного мотоцикла "ИЖ-Планета Спорт", боковые пластмассовые черные крышки с оттиском 50, задний фонарь не квадратный.

Привлекательность мокику добавляли большое число хромированных деталей и окраска в яркие цвета – красный, желтый, оранжевый и др.
Конструкторы повысили надёжность и долговечность – теперь гарантийный пробег составил 8000 км, а ресурс до первого капремонта – 18 000 км.

В 1986 году её сменила модифицированная модель «Карпаты-2».

Выпускались модели:

«Карпаты-2» (ЛМЗ-2.161) - отличался от модели «Карпаты» формой бака (отсутствуют круглые резики на баке, пластмассовыми крышками на раме(до 1986 года маленькие крышки с цифрой «50») и задним фонарём. Устанавливались двигатели V-50 (позже V-50M) с ручным переключением передач или V-501 (позже V-501M) с ножным переключением передач.

«Карпаты-2 Люкс» (ЛМЗ-2.161Л, ЛМЗ-2.161Л-01) - на модель «Карпаты-2 Люкс» дополнительно устанавливали указатели поворотов и усиленный багажник, рассчитанный на вес в 15 кг. На модель ЛМЗ-2.161Л-01 устанавливался двигатель V-50 или V-501 (позже V-50M или V-501M).

«Карпаты-2 Спорт» (ЛМЗ-2.161С, ЛМЗ-2.161С-01) - данной модели придали спортивный облик: выхлопная труба верхнего расположения с установленным на ней защитным кожухом (экраном), руль с дополнительной перемычкой (как у спортивных мотоциклов), изменена форма заднего багажника и крепления переднего колеса. Между задним фонарём и сиденьем была установлена ручка-бугель для удобства переноски мопеда. Машины окрашивались красный, оранжевый, зеленый, вишневый, бежевый цвета. На модель ЛМЗ-2.161С устанавливался двигатель V-50 или V-501 (позже V-50M или V-501M)

Редкий мопед Карпаты Кросс

Карпаты Кросс, очень редкий мопед, не знаю как на счет 500шт на весь СССР, ну у нас в Алмате было несколько шт, сам на таком катался.

С 1984 года должен был выпускаться мопед «Львов» (ЛМЗ-2.170) с двигателем M531/541 KG-40, производства немецкой компании Simson. (НИКОГДА В ЖИВУЮ НЕ ВИДЕЛ)

В XXI веке мопеды «Карпаты» демонстрируются в музеях советских ретроавтомобилей и в частных коллекциях.

Мопед «Карпаты» выпускался с 1981 года по 1997 год

Отличия Карпат:

С 1989 по 1997 год устанавливалась большая и маленькая пластмассовая квадратная фара, крылья красились в один цвет с рамой, боковые крышки массивные без надписей, задний фонарь квадратный.

От себя добавлю. Был Карпаты-1 1984 года, отрывались у него уши от рамы где крепиться цилиндр мотор был V-50 первой версии на тонких валах, нормальный мотор в отличаи S-62.
На рамах с 1987г отрывалось все что можно, рама лопалась по швам, много кто разложился из моих знакомых на этом мопеде после прыжков с горок.
Мопед для 80х начала 90х был как бы средний не культовый как к примеру Дельта и Стелла, но все же не лоховской как Дырчик.

О чем мечтают современные подростки - новый iPhone 6, MacBook Air, GoPro и прочие электронные гаджеты, которые буквально заполонили практически все сферы нашей жизнедеятельности. А вот у школьников 70-80-х и, частично, начала 90-х годов были совсем другии фантазии.
Вот она - мечта школьников 80-х!

Лично я, в возрасте 12-13 лет очень сильно хотел мопед - настолько сильно, что мне даже частенько снилось, как я несусь по проселочной дороге на «Карпатах» с поднятым щитком и задранным глушителем.
Все семейство Карпаты-2 в сборе: Спорт, Люкс и стандартный


Самое поразительное, что сны стали явью: очень скоро у меня появился именно вожделенный «Карпаты-2 Спорт» красного цвета - в идеальном состоянии и с минимальным пробегом.
Так выглядел Карпаты-1: скан из журнала За рулем.


В лучшие годы Львовский мотозавод выпускал по 300 тысяч мокиков, но в середине 80-х спрос стал падать, а производство опустилось примерно до 100 тысяч штук в год. Производство 2-колесной техники на ЛМЗ было окончательно свернуто в 1997-м году: оборудование предприятия демонтировано и вывезено, а бывшие заводские корпуса теперь арендуются сторонними фирмами, далекими от мотопроизводства. Однако, до сих пор в продаже периодически всплывают «Капсулы времени» - абсолютно новые мопеды и мокики без пробега, которые в силу различных причин отстаивались в сараях, гаражах и даже балконах. Об одной из таких находок и пойдет речь в сегодняшней записи.


Мокиками называли технику с кик-стартером, а мопеды заводились с помощью педалей. 2-цветная окраска была обычным явлением для начала 90-х: ставили, что было!


Итак, перед вами - стандартный мокик «Карпаты-2» образца 1991-го года с пробегом 6 километров, который все это время простоял в законсервированном виде в одном из гаражей Ижевска. За этот мокик просили 10 тысяч российских рублей - с документами и полным набором заводского инструмента. А вот в конце 80-х «Карпаты-2» стоили 250-260 советских рублей, в зависимости от модификации.
Простенький спидометр и 6,8 км на одометре.


Фару с пластиковым корпусом начали ставить в 1989-м году


Данная модель укомплектована двигателем V-501M мощностью 2 л.с. производства шяуляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас». 2-ступенчатая коробка передач имела ножное переключение. Из своего опыта добавлю, что такая схема был проще, надежней и удобней ручного переключения, хотя сама лапка изготовлялась из металла отвратительного качества и постоянно ломалась: на моей памяти заваривали ее раза 3 точно.
Обжечься о горячую выхлопную трубу - стандартная история из детства


«Карпаты-2» пришли на смену «Карпатам-1» в 1986 году и практически без изменений выпускались до самой кончины завода. Конструкция мокика - предельно простая: штампованная рама стальная рама, 2-тактный ДВС, примитивная подвеска с хиленькими амортизаторами.
Еще сохранились усики на заводских шинах


Максимальная скорость подобной техники составляла 55 км/ч: это при попутном ветре и без пассажира, а так эти мокики были очень тихоходными. Некоторые умельцы баловались «тюнингом» в виде доработки поршней под три кольца. Встречался и более радикальный подход - установка 125-кубового мотора от мотоцикла «Минск», но подобная самодеятельность не особо поощрялась гаишниками.



Инструкция по эксплуатации, ключи, ремкомплект для заклеивания камер и даже манометр!

Френды просят - я пишу. И хоть просил vl_polynov рассказать о советских мопедах вообще, уж больно тема обширная, расскажу пока об одной из экземпляров такой техники, самом близком для меня, ибо семь лет «Карпаты» верой и правдой служили нашей семье и накатал я на этом мокике не одну сотню километров.

Строго говоря «Карпаты» не мопед. Мопед - это сокращение от слов мотор и педали. А «Карпаты» - это мокик, т.е. мотор и кикстартер. Главное отличие в отсутствии педалей. В дворе моего детства мокиком владеть было престижней чем мопедом, мопед вроде как велосипед, но с мотором, а мокик это почти мотоцикл.

В серию «Карпаты» пошли в 1981 году. Выпускался этот мокик на Львовском мотоциклетном заводе. Своего производства двигателей завод не имел, движки приходили с завода "Вайрас". По началу «Карпаты» оснащались движками Ш58 или Ш62. С 1986 года перешли на двигатели V-50М. Рабочий объем этих движков 50 куб.см., мощность - 2 л.с. Конструкция мокика довольно простецкая. Штампованная рама, двухтактный двигатель, двухступенчатая коробка передач.примитивные амортизаторы.

В лучшие годы ЛМЗ выпускал по 300 тысяч мокиков, но в середине восьмидесятых спрос стал падать, производство опустилось до ста тысяч штук в год. Сейчас этот завод не существует. На его площади находятся мебельный салон, автосалон и магазин бытовой техники.

«Карпаты» выпускались в нескольких модификациях:

«Карпаты» 1 выпускался с 1981 по 1986 год. Оснащался двигателями Ш58 или Ш62.

«Карпаты» 2 выпускался с 1986 по 1993 год. Этот мокик оснащался двигателем V-50М. Слегка изменился дизайн бензобака.

«Карпаты 2 Люкс» модификация с улучшенными потребительскими свойствами как-то: указатели поворотов и усиленый багажник.

«Карпаты 2 Спорт» - радикально спортивный дизайн, этакий мини скрэмблер по-советски. Руль с перемычкой, поднятый вверх глушитель. Видел такие аппараты пару раз.

Как утверждают историки Львовского завода существовали «Карпаты » 3 и 4. Третья модель - мокик с измененным дизайном и бесшовным бензобаком. Четвертая модель - мокик с польским двигателем Dezamet.

Стоили «Карпаты » в конце восьмидесятых 250 или 260 рублей, в зависимости от модификации. Много или мало? Если вспомним что водочка тогда стоила 25 рублей за бутылку, то получается «Карпаты » стоили как десять бутылок водки. Для пацанов нашего рабочего района сумма была весьма приличная, поэтому на новых «Карпатах » мало кто гонял. Вообще покупка нового мокика считалась жутким снобизмом и признаком маменькиного сынка с руками растущими из жопы. Обычно брались бэушные «Карпаты » рублей за 140-180. Высшим шиком считалось взять напроч ушатанный экземпляр, часто россыпью в мешке, рублей за 25-50 и самому восстановить, правда ремонт редко происходил в одиночестве, и был творчеством коллективным. Отремонтированный аппарат нужно было обязательно снабдить оригинальными деталями типа: высокий руль с перемычкой, новые, точенные подножки, ручки. Детали обычно заказывали у старших братьев, работавших на заводе. Но часто могли помочь соседи по гаражу или дому. Причем, часто не брали за работу ни копейки, очень простые были времена.

В нашей семье мокик «Карпаты » появился в 1989 году. У нас уже был мотоцикл "Урал". Но чтобы бате с похмела гонять в сад и не лишится прав купили «Карпаты ». Мне обычно доставался этот аппарат не просто так, надо было поработать в саду. Учитывая моя тягу к мототехнике накопал, наполол и накосил я не мало чтобы поездить на «Карпатах». Причем случались забавные истории.

Как-то ехал в сад и половине пути мне в глаз попадает то ли оса, а может пчела. Боль адская, и что характерно, пострадал один глаз, а закрываются оба, ничего не вижу, начало мотылять. Кое как приткнулся к обочине, «Карпаты » на подножку поставил. Стою, глаз не видит, слезы ручьем, промыть не чем. Хорошо мужик мимо на"копейке" проезжал, у него термос с чаем был, этим чаем глаз мне и промыли. С той поры ни на одно двухколесное транспортное средство, кроме велосипеда, я без очков не садился.

В другой раз я чуть тетку не сбил. Движок у «Карпат » не шибко мощный, двухтактный и на газ реагировал не сразу, зато подхватывал бодро. Я приспособился на некотором расстоянии от поворотом газ убавлять, а перед входом в поворот добавлял газ и на выходе как раз получался нужный результат. Съезд в наш сад имел поворот в 90 градусов, и практически "слепой", все деревьями заросло. Вылетаю из поворота а передо мной толпа людей, электричка только что прошла, объезжаю, сигналю, народ распутается, но одна толстозадая баба прет как глухая и дорогу не уступает. Чтобы эту дуру не сбить ухожу влево, влетают в молодой березняк, слезаю с мокика и такое тете сказал - до сих пор стыдно. Потом выволок «Карпаты » на дорогу, ветки из колес вытащил да поехал дальше.

Семь лет у нас были «Карпаты ». Каких то чудовищных поломок вспомнить не могу, случалось несколько раз, но тут был виноват человеческий фактор. Продавали «Карпаты » реально было грустно.

Отечественным производителям малокубатурной мототехники уже было что предложить. Два крупных завода того времени - Рижский и Львовский - занимались производством советских мопедов еще с начала 1960-го года и с завидной регулярностью представляли свои новые модели. Безоговорочное господство "Явы", конечно же, очень мешало разработчикам отечественных мопедов, однако продукция этих заводов тоже не пылилась на складах и имела своего потребителя.

Львовский мотозавод (ЛМЗ), первоначально специализировавшийся на выпуске автоприцепов, в 1958-м году занялся разработкой опытных образцов мопедов, так как руководством страны было принято решение бросить все силы на развитие этого направления. У ЛМЗ уже имелся опыт разработки такой продукции: в частности, заводом были выпущены мотовелосипеды В-902 и В-905, мопеды МВ-044 ("Львовянка"), а также мопеды МП-043, МП-045, МП-046 и МП-047. Конец 50-х годов ознаменовался выпуском первых мопедов "Верховина-3" (MП-048), сыгравших заметную роль не только в истории Львовского мотозавода, но и в истории отечественной мототехники того времени. Мопед "Верховина-3", оснащенный 50-кубовым двухтактным двигателем Ковровского механического завода (Ш-51К) мощностью 2 л.с., разгонялся до 50 км/час. Кубатура, мощность и максимальная скорость были типичными для мопедов, поэтому разработчики, в первую очередь, привлекали внимание потребителей к улучшенному внешнему виду первой "Верховины".

В отличие от предшественников, на мопеде "Верховина-3" установили колеса меньшего диаметра и трубчатую сварную раму, благодаря которой удалось повысить прочность конструкции и снизить вес мопеда до 51 кг. "Верховина-3" могла похвастаться удобной посадкой и модернизированной передней и задней вилкой. Заднюю вилку закрепили к раме болтами и резьбовыми втулками, что позволило уменьшить степень ее износа при качании. Тормозные колодки оснастили защитными упорами, в которые можно было вставлять компенсирующие шайбы и не менять колодки после 20 километров пробега. Раньше для крепления топливного бака приваривались кронштейны, а у мопеда "Верховина-3" бак крепился за бурт, благодаря чему удалось избежать трещин, часто образовывающихся в местах крепления кронштейнов. "Верховина-3" прошла серию испытаний: в частности, мопеду пришлось преодолеть более 5300 километров, чтобы продемонстрировать свою надежность и неприхотливость в эксплуатации. В период времени с 1972-го по 1974-й год с конвейера завода сошли мопеды "Верховина-4" и "Верховина-5". Мопед "Верховина-4", который укомплектовали двигателем Ш-57 мощностью 2.2 л.с., весил 52 кг и разгонялся до 50 км/час.

Наибольшее внимание в этой линейке привлек мопед "Верховина-6" (ЛМЗ-2158), который принадлежал уже другой категории мототехники. На "Верховине-6" велосипедные педали заменили кикстартером, поэтому это уже был не мопед, а классический мокик. "Верховина-6" была оснащена двухтактным двигателем Ш-58 мощностью 2.2 л.с. и двухступенчатой коробкой передач, которой управляли левой ручкой руля. Высокий руль мопеда "Верховина-6" и удлиненное сиденье обеспечивали удобную посадку, а мягкая подвеска и широкие шины - комфортную езду на сложных участках дороги. У этого мопеда так же, как и на "Верховине-3", был багажник, рассчитанный на 15 кг. Мопед "Верховина-6" стал тяжелее на 3.5 кг, но на его маневренности и скоростных характеристиках (максимум 50 км/час) это не отразилось. Мопед "Верховина-7" появился в 1981-м году и получил новый карбюратор, более мощный генератор и двухтактный двигатель Ш-62 с бесконтактной электронной системой зажигания. "Верховина-7" с кикстартером вместо педалей тоже был мокиком, но, в отличие от "Верховины-6" , развивал максимальную скорость лишь до 40 км/час. Внешне мокик "Верховина-7" немного преобразился благодаря новой фаре, заднему фонарю со стоп-сигналом и контрольным приборам, вынесенным на руль.

Весной 1981-го года появилась не менее значимая для истории Львовского мотозавода модель - мокик "Карпаты" (ЛМЗ-2.160), а в 1986-м был выпущен мокик "Карпаты-2" (ЛМЗ-2.161). У мокика "Карпаты" была трубчатая рама, телескопическая передняя вилка с пружинными амортизаторами, маятниковая задняя подвеска и взаимозаменяемые колеса. Оба мокика "Карпаты", в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались 50-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем Ш-58 мощностью 2 л.с. или более совершенным двигателем шауляйского производства Ш-62 с бесконтактной системой зажигания. Мокики разгонялись до 40 км/час: двигатель модели "Карпаты-1" был мощностью 2,0 л. с., а у "Карпаты-2" - мощностью 1,8 л.с., при этом мокик "Карпаты-2" стал легче своего предшественника на 1.5 кг. За исключением некоторых деталей, по своей конструкции мокик "Карпаты" был практически аналогичен мокику "Дельта" Рижского мотозавода.

Если говорить об отличиях между мопедами "Верховина-7" и "Карпаты", то самое очевидное - это измененная у "Карпат" форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили и срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика "Карпаты" составил 8000 км (у "Верховины-7" было 6000), а ресурс до первого капремонта - до 18000 км по сравнению с 15000 км у "Верховины". Кстати, интересный факт: мопеду "Карпаты" была даже посвящена песня, и его счастливые обладатели вовсю распевали: "Карпаты, Карпаты - он мой железный конь, Карпаты, Карпаты - не мокик, а огонь". Несмотря на его советское происхождение, на мокике "Карпаты" можно было преодолеть не одну тысячу километров по степям и бездорожью, поэтому в то время он пользовался большим авторитетом как отличный мокик для регулярных поездок на дальние расстояния. Одним словом, возвращаясь к словам той же песни: "Во всем Союзе нет, ребята, мопеда круче, чем "Карпаты".

В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов и мокиков, а в 1989-м их число возросло до 139 тысяч штук. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. В линейке мопедов Львовского мотозавода представлены также очень продвинутые для того времени мопеды "Верховина-Спорт" с увеличенным передним колесом, ножным переключением скоростей и выведенным наверх глушителем, а также мопед для мототуризма "Верховина-Турист" с ветровым стеклом. У мокика "Карпаты" тоже были аналогичные модификации - мопед "Карпаты-Турист" и молодежный мопед "Карпаты-Спорт". Мопед "Карпаты-2 Спорт" (ЛМЗ-2.160 С) был выпущен в 1986-м году и отличался от базовой модели немного удлиненной вилкой, ручкой вместо багажника, рулем с перемычкой наподобие кроссовой модели, ножным переключением передач и приподнятым щитком и глушителем. , разгонявшийся до 40 км/час, оснастили модернизированным двигателем Ш-62М и новым глушителем с предохранительным экраном для снижения уровня шума. Был еще мопед "Карпаты-2 Люкс", отличительной особенностью которого были указатели поворота. В последние годы ОАО Львовский мотозавод мопеды не производит, поэтому и "Верховина", и "Карпаты", и все их модификации уже стали историей.



Поделиться