Как проверить зарядку аккумулятора в домашних условиях. Диагностика аккумулятора автомобиля

Не успела наступить зима, как что-то стало не так с хорошо работающим последние пару-тройку лет аккумулятором. Чувствуется как он напрягается из последних сил, пытаясь оживить промороженную машин ку. И это при десяти десяти градусах мороза, то ли еще будет при двадцати, как обещали этой зимой? Как узнать не пора ли с аккумулятором что-то делать, чтобы не остаться один на один с холодной машиной зимой?

Многие глядя под капот задаются вопросом: Как проверить заряжен ли аккумулятор? Есть старый дедовский способ, о котором чуть ли не каждый номер журнала “За рулем” писал. Покупаем в магазине ареометр. Это такая трубка стеклянная с грушей и поплавком, которую нужно совать в аккумулятор и поплавок должен показать заряжен ли наш друг.


Ареометр действует по принципу измерения плотности электролита, грушей набираем электролит из аккумулятора, а поплавок тонет или всплывает в зависимости от плотности. На поплавке – шкала, показывающая плотность и соответствующую ей степень заряженности. Где-то там была еще и таблица, которая вносила поправки в показания, если температура в момент измерения отличается от 25 градусов Цельсия. Самый точный способ определения емкости, и к тому же самый правильный.





Внимательно осматриваем аккумулятор. Чтобы его лучше рассмотреть я даже принес аккумулятор домой. И так, смотрим и удивляемся, и куда тут чего? По большому счету большинство современных аккумуляторов считаются необслуживаемыми. (Необслуживаемый это значит первые два-три года с ним ничего не нужно делать, а когда нужно будет, проще выкинуть и купить новый) А для визуальной проверки заряженности есть даже некий глазок. У меня почему-то ничего через него не видно.

У необслуживаемых аккумуляторов считается, что все запаяно и заклеено, но мы-то с вами понимаем, что на заводе куда-то должны были заливать электролит в этот стандартный кислотный аккумулятор. Смотрим внимательно и видим, что отверстия все-таки есть, достаточно выкрутить при помощи монетки и можно проверять. Но мы не будем его проверять ареометром. Во-первых, там в аккумуляторе кислота, и очень неприятно будет, если она попадет, например, на палец. А во-вторых, понять степень заряда 12-ти вольтового аккумулятора можно просто померив напряжение на его клеммах и не пачкаясь кислотой. Метод конечно менее точный, зато пачкаться не нужно.

Только здесь два нюанса. Напряжение нужно мерить через несколько часов после последней поездки (зарядки), чтобы все химические процессы успокоились. Если померить сразу, то аккумулятор будет всегда показывать очень хороший результат. Мерить нужно цифровым вольтметром, который показывает десятые, а еще лучше сотые доли вольта. Конечно, если вы большой любитель автомобильных аккумуляторов, то можете воспользоваться первым вариантом, с кислотой и грушами, но я предпочитаю второй. К тому же у меня брелок от сигнализации показывает напряжение на аккумуляторе, поройтесь в инструкции к своей машине, может быть у вас есть нечто подобное.

Итак: таблица напряжений заряженного аккумулятора

Что хорошо, что температура воздуха практически не влияет на напряжение. Т.е. на морозе напряжение буде чуть меньше, но не сильно. Однако отрицательная температура очень даже сильно влияет на возможность аккумулятора отдать свою емкость. Смотрим на таблицу.

Приблизительная зависимость емкости аккумулятора от температуры окружающего воздуха

Если аккумулятор заряжен на 100% при 25 градусах цельсия, то чем ниже температура, тем меньше он может отдать своей емкости. Но если аккумулятор разряжен, скажем на 50%, то при понижении температуры до -20, завести машину можно будет только вызвав помощь друга. Да и разряженный аккумулятор может просто замерзнуть, превратившись в ледяной боченок. Конечно можно его оттаить, а потом попытаться зарядить, но как потом будет это все работать- известно. Плохо будет работать, если вообще будет. Так что лучше да такого не доводить.

И при каком напряжении уже нужно аккумулятор зарядить? Ответ дает производитель автомобилей. В некоторых особо продвинутых машинках, если напряжение аккумулятора падает ниже 12 вольт, например до 11,9 , что по согласно первой таблице – 40% емкости, то машина выдает на бортовом компьютере “Аккумулятор разряжен”. У меня, к примеру, она начинает противно блямкать при каждом открытии дверцы, мол, хозяин, скорее заряжай меня, скоро смерть моя придет. Конечно производитель перестраховывается и на таком разраженном аккумуляторе можно еще ездить, но лучше все-таки не дожидаясь мороза в 20 градусов нести аккумулятор на зарядку в теплое помещение.

Заряжаем аккумулятор при помощи автоматического зарядного устройства.

А в теплое, чтобы аккумулятор взял всю возможную емкость, а не сколько, сколько указано в таблице.
Зарядник должен быть полностью автоматическим, чтобы как раз и не носиться с ареометрами для выявления степени заряда/разряда. У меня осталась еще со старых времен и работает прекрасно, зяряжает даже 70A аккумулятор, хотя в инструкции написано, что работает для 55-60 амперных.

А можно ли подзарядить аккумулятор на холостом ходу, чтобы не таскать эти 15-19 килограммов? Подзаря дить конечно можно, вопрос сколько нужно гонять машинку на холостом ходу. Это время зависит от многих факторов. Но кроме эмпирических доводов, давайте обратимся к цифрам. Автомобильный генератор выдает до 80 Ампер при максимальных оборотах около 5000 оборотов. На холостом ходу генератор будет выдавать около 30-40 ампер. Много это или мало? Все зависит от потребителей. Если схема зажигания берет около 20 ампер, фары еще 20, обогрев стекла 15. Конечно чуть меньше, поскольку мы смотрим по величине предохранителей.

Но все равно мы видим, что даже при отключенных потребителях почти весь ток, который вырабатывает генератор, будет уходить на поддержание работы машины, и на заряд аккумулятора останется всего ничего, хорошо, если ампер 10. Таким током разряженный 60 амперный аккумулятор будет заряжаться порядка 6 часов и то, если аккумулятор будет принимать заряд, мы помним, что на морозе емкость аккумулятора резко уменьшается. Вот и ответ. А если вспомнить, что стартер сразу берет 150-200 ампер, а может и до 500 ампер в сильно заторможенно-промороженном варианте, то лишний раз запускать двигатель для “подзарядки” аккумулятора вообще не стоит. Лучше уж отнести разряженный аккумулятор заряжаться туда где тепло и ему будет хорошо.

Сколько нужно ездить, чтобы аккумулятор заряжался? Если у вас короткие поездки, скажем меньше часа, да еще по городу, где вы больше стоите в пробках на холостом или близком к холостому ходу, когда мы “медленно стоим” режиме, то аккумулятор в таком варианте будет постепенно разряжаться. И через пару-тройку месяцев, даже полностью исправный аккумулятор нужно будет заряжать. Зимой проблема усугубляется тем, что при коротких поездках холодный аккумулятор не прогревается и просто не может взять заряд. Летом, когда аккумулятор теплый, подзаряд начинается сразу же после начала поездки, что явно положительно влияет на возможность завести двигатель.

Выводы простые:
Во-первых, пока не заведен двигатель, лучше не включать дополнительные потребители энергии дабы сэкономить заряд аккумулятора. К примеру в моей машинке была такая функция как “Вежливый свет”, когда после постановки не сигнализацию, еще секунд 15 машина услужливо подсвечивала мне ближним светом дабы я не шел домой в темноте. Ага, а стоит она обычно мордой к забору, и вежливо так в забор светит. А с учетом того, что у меня для отключения этой фичи нужно было специально ехать на сервис и программировать автомобильные мозги, то аккумулятор эта штука сажала мне хорошо, пока я ее не отключил.
Во-вторых, меньше коротких поездок, мало того, что при этом расход бензина бешеный, так еще и аккумулятор садится. Но это уж как получится.
В-третьих контролировать напряжение на аккумуляторе. И если оно упало ниже 12 вольт, то не раздумывая нести заряжать аккумулятор. А если ему года три и более, и раньше он работал нормально, то либо что-то в машине подтерлось и замыкает, либо поездки короткие, а то может быть и менять пора, сейчас стоит это не так дорого.

Хороший аккумулятор - важная составляющая бесперебойной и беспроблемной работы любого современного устройства. Особенно это важно для автомобилей, так как аккумулятор, переставший работать посреди дороги, может ощутимо осложнить жизнь и водителю, и пассажирам. Проверка аккумулятора - несложное, не требующее специальных навыков действие, которое поможет избежать подобных казусов. Знания о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, пригодятся при покупке подержанного авто, батарейки с рук или в магазине, не внушающем особого доверия, при выявлении причин неработоспособности какого-либо устройства.

Сейчас существует три основных : , литиевые и щелочные. Из них чаще всего требуется проверить АКБ на свинцово-кислотной основе, так как этот тип источников питания обычно используется в автомобилях, мотоциклах и мопедах.

Время наибольшей уязвимости такой батареи - зима, так как электролит, состоящий из смеси серной кислоты и воды, чувствителен к холоду, и исправность аккумулятора может оказаться под угрозой. Не стоит забывать и о том, что сочетание отрицательной температуры и глубокого разряда могут прикончить батарею в кратчайшие сроки. Поэтому лучше не пренебрегать проверкой заряда аккумулятора и его работоспособности, тем более, что это не самая сложная процедура, в отличие от того, как проверить аккумулятор автомобиля на замыкание.

Методы проверки заряда автомобильных АКБ

Индикатор

Существует три распространенных способа проверки того, достаточное ли количество энергии находится в аккумуляторе автомобиля. Все методы можно применить в домашних условиях при соблюдении техники безопасности. Первый и самый простой подойдет только счастливым обладателям , оснащенных специальным индикатором (этот же способ используется для оценки уровня электролита). Для этого достаточно открыть капот и посмотреть на АКБ.

Там расположены три индикатора:

  • зеленый - все хорошо, устройство заряжено, электролит в норме;
  • черный - на автомобиле разряжается аккумулятор;
  • белый - электролита недостаточно для корректной работы.

Такие источники питания дороже обслуживаемых и требуют установки очень хорошего генератора, так как чувствительны к перепаду напряжения.

Мультиметр

Метод №2 тоже не требует особых усилий. Это использование прибора для проверки состояния аккумуляторной батареи. Прибор этот называется мультиметром и в базовой комплектации сочетает в себе функции вольтмера, амперметра и омметра. В дорогих моделях еще больше функций, но эти три - базовые, их вполне достаточно, чтобы оценить уровень заряда АКБ. Обычно мультиметр - компактное портативное устройство, приобрести которое можно без особых проблем в любом специализированном магазине.

Методы проверки других распространенных АКБ

Проверка технического состояния аккумуляторных батарей нужна не только для автомобилей. Источники питания, обслуживающие другую технику, особенно долго находившиеся в нерабочем состоянии, также нужно проверять перед эксплуатацией. Для щелочных АКБ часто применяется такая же нагрузочная вилка, как и для кислотных.

Чтобы проверить емкость литиевой батарейки, можно или воспользоваться специальным тестером, или проверять аккумулятор под нагрузкой, используя подходящий резистор. Далее нужно довести его до полной разрядки, подбирая и записывая напряжение и силы тока. Результатом испытаний является график, показывающий реальную емкость АКБ. Обратите внимание: этот метод подходит для технически подкованных пользователей.

Итак, при покупке свинцово-кислотных аккумуляторов в непроверенном магазине или с рук обязательно нужно внимательно изучить приобретаемую вещь. Во-первых, важен тщательный визуальный осмотр. Потеки, трещины, иные механические повреждения - повод отказаться от покупки. В дальнейшем они могут оказаться причиной полной неработоспособности батареи.

Во-вторых, нужна проверка напряжения на клеммах аккумулятора автомобиля. Для 12 В АКБ этот параметр должен быть не менее 13–13,5 В. Если ниже - это разряженный источник питания, и покупать его не рекомендуется. Вы имеете право попросить продавца проверить новый аккумулятор в магазине, чтобы точно знать, какое у него состояние.

И напоследок о дате выпуска. За рубежом эта информация важной не считается, но в России, особенно, если покупать у непроверенного продавца, лучше обращать внимание и на неё. Единых стандартов нанесения этой маркировки не существует, так что, возможно, придется поискать. На аккумуляторы заграничных производителей, попавшие в Россию законным путем, обязательно дается гарантия от 12 до 24 месяцев, поэтому после приобретения нового товара стоит хранить гарантийный талон с печатью магазина и чек до тех пор, пока не истечет время обслуживания.

Сегодняшняя статья посвящена проверки аккумулятора автомобиля .

В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при покупке нового аккумулятора и при возникновении проблем с аккумулятором уже в процессе эксплуатации.

Вот и я вам советую: не хотите проблем, особенно зимой, своевременно проверяйте аккумулятор на его работоспособность в качестве источника ЭДС для вашего автомобиля, так как в некоторых режимах работы АКБ может быстро прийти в негодность. Причиной этому являются частые недозаряды или перезаряды аккумулятора автомобиля.

Причиной недозаряда могут быть частые поездки на короткие расстояния, включения режима прогрева в зимнее время, а также неисправность регулятора напряжения генератора автомобиля. Вследствие этого возникает такое неприятное явление как сульфатация пластин аккумулятора. Явление плохое и это тема отдельной статьи, поэтому если не хотите пропустить подписывайтесь на новые выпуски журнала «ЭЛЕКТРОН» внизу статьи.

Теперь о перезаряде. Перезаряд может привести к осыпанию пластин, а если АКБ не обслуживаемый, то и к его механической деформации. А возникает перезаряд, если в результате неправильной работы регулятора напряжения на аккумулятор выдается завышенное напряжение с генератора, а так же в результате длительных и затяжных поездок на высоких оборотах двигателя.

Надеюсь, я вас убедил, что вопрос как проверить аккумулятор вы должны знать, дабы не привести свой АКБ в кусок свинца стоимостью в 300 рублей (в лучшем случае) и вовремя применять меры по увеличению срока службы аккумулятора.

В общем, процесс проверки аккумулятора я бы посоветовал проводить с выполнением следующих пунктов.

4. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Итак, начнем.

Внешний осмотр аккумуляторной батареи я советую проводить при любом удобном случае, когда вы заглядываете под капот своего авто. Причины этого действия лежат на поверхность аккумулятора. А именно в процессе эксплуатации на поверхности аккумулятора накапливается грязь, влага, потеки электролита (испарение при кипении). Все это приводить к возникновению токов саморазряда АКБ. И если к этому добавить окисленные клеммы аккумулятора, а еще токи утечки на электронику автомобиля, то и получается если вовремя не подзарядить батарею, то возникнет глубокий разряд аккумулятора, а частые глубокие разряды прямая дорога к сульфатации пластин и уменьшению срока службы аккумулятора.

Убедиться в наличии саморазряда можно подключив один щуп вольтметра на клемму АКБ а другим провести по поверхности аккумулятор, при этом вольтметр покажет какое-то напряжение, соответствующе определенному току саморазряда батареи.

Обычно потеки электролита убираются раствором соды в воде (чайная ложка на стакан воды), что и понятно: электролит-кислота, раствор соды – щелочь (для того кто химию не помнит!).

Клеммы зачищаются мелкой наждачной бумагой и проверяется надежность их соединения с проводами и АКБ.

Ну и обратите внимания на корпус в целом. В случае плохого крепления аккумулятора, особенно в морозы, когда пластиковый корпус довольно хрупок, могут возникнуть трещины в корпусе.

Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.

Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.

Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.

В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.

Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.

Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.

Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)

Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр .

Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.

Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.

Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.

Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.

Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.

Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.

Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.

Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.

В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.

Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.

Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.

Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.

Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Оценить степень заряженности аккумулятора можно измерив напряжение на нем. Для этого необходим вольтметр или популярный в наше время прибор – мультиметр. Для измерения напряжение с помощью мультиметра , включите его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установите выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе. Например, для популярного недорогого мультиметра серии DT-830 (M-830) это 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный (плюсовой) на плюс АКБ и снимите показания с дисплея мультиметра.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ, это ведет, повторюсь еще раз, к сульфатации пластин аккумулятора. Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.

Опять же нельзя жестко привязываться к конкретному значению напряжения, так как оно связано с плотностью электролита в аккумуляторе.

Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, соединенных последовательно. Напряжение одной банки можно вычислить по формуле:

Uб= 0,84 +ρ

где, ρ – плотность электролита;

Тогда напряжение на аккумуляторе будет равно:

Uакб = 6*(0.84 +ρ)

Uакб = 6*(0,84 +1,27) = 12,66 вольт

Соответственно при разной начальной плотности электролита в аккумуляторе будет и разной напряжение на нем.

Однако, просто проверки напряжения на аккумуляторе не достаточно для полной и качественной оценки его работоспособности.

Следующим этапом необходимо проверить способность аккумулятора выполнять свои функции при подключении к нему нагрузки. Ведь может быть такой случай, когда при измерении напряжения определяется, что АКБ полностью заряжена, а «крутит двигатель» плохо или вообще не «крутит». Можно предположить, что у такого аккумулятора упала емкость в результате долгой, а чаще неправильной эксплуатации и разряжается он настольно быстро, что «умирает» за одну секунду.

Итак, чтобы проверить работу аккумулятора под нагрузкой используется нагрузочная вилка . Схема нагрузочной вилки приведена на рисунке.

То есть нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с возможностью подключения параллельно с его выводами нагрузки. Для стартерных батарей сопротивление нагрузки выбирается в диапазоне 1-1,4 от емкости аккумулятора. Это считается максимальным разрядным током для аккумулятора. Не путать со стартерным током.

Сначала проводится измерение напряжения аккумулятора без нагрузки и определение степени его заряженности с помощью таблицы.

Таблица 5. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения на холостом ходу. (АКБ находится в покое не менее 24 часов).


Вторым этапом является измерение напряжение на аккумуляторе при подключенной нагрузки и определение степени заряженности согласно таблице. Снятие показание под нагрузкой производится в конце пятой секунды с момента подключения нагрузки.

Таблица 6. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой.


Значения в данных таблицах взяты непосредственно из инструкции на нагрузочные вилки.

Таким образом, при 100% заряженном аккумуляторе напряжение, измеряемое под нагрузкой не должно быть меньше 10,2 вольта. В противном случае считается что аккумулятор недозаряжен и его необходимо зарядить.

Если же случилась такая ситуация, что без нагрузки аккумулятор показывает напряжение 100% заряженного аккумулятора, а при включении нагрузки напряжение сильно «просаживается» и сильно отличается от значений указанных в таблице, то значит, имеет место быть в таком аккумуляторе неисправность (сульфатация, короткозамкнутые пластины и т. д.).

Поэтому необходимо, если это возможно устранять неисправность или приобретать новый аккумулятор, что бы в один прекрасный день он вас не подвел.

Вот на сегодня и все. В этой статье я затронул только вопрос проверки аккумуляторной батарей. Как же правильно зарядить аккумулятор, попытаться восстановить его после сульфатации и многие другие вопросы я расскажу в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН.

Поэтому не забываем подписываться на новые выпуски интернет-журнала по электротехнике и электронике.

А теперь подробное видео о том как проверить аккумулятор автомобиля:

Старый свинцовый аккумулятор, снятый с автомобиля или обнаруженный в гараже, имеет шанс обрести вторую жизнь. Чтобы понять, есть ли у него такой шанс, полезно знать, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

После выработки основного ресурса, исправный аккумулятор ещё может быть пригоден для работы в системах с пониженными требованиями. Например, старая стартерная автомобильная батарея вполне успешно сможет работать как источник питания автономного освещения. Дело в том, что для работы стартера при пуске двигателя требуются токи, достигающие сотен ампер. Со временем, в результате сульфатации пластин, ёмкость снижается, аккумулятор утрачивает способность отдавать максимальную мощность. Пуск двигателя затрудняется, особенно в холодное время года, но его ресурса для работы с относительно малыми токами ещё вполне достаточно. Перед применением таких аккумуляторов желательно провести проверку на работоспособность, выполнить необходимое обслуживание и батарея сможет проработать ещё несколько лет.

Немного об устройстве

Автомобильные свинцово-кислотные батареи устроены примерно одинаково. Несколько пакетов свинцовых пластин, образующих отдельные элементы погружены в раствор электролита, состоящего из серной кислоты и воды. В некоторых моделях в состав электролита введены загустители, превращающие электролит в гель. Банки изолированы между собой, в каждой свой уровень электролита.

Типы свинцовых аккумуляторов

В зависимости от наличия заливных отверстий и состава электролита батареи подразделяются на:

  • обслуживаемые;
  • малообслуживаемые;
  • необслуживаемые.

В реальности необслуживаемость совсем не означает, что при производстве были использованы надежные технологии и материалы, обеспечивающие безотказную работу на весь срок службы. Прежде всего такие модели выпускаются из соображений безопасности и экологичности, с прицелом на утилизацию в специализированных центрах сбора вторсырья. Однако, основная проблема — испарение воды из электролита, в той же мере присуща необслуживаемым аккумуляторам, при этом восполнить утерю жидкости в корпусе без пробок проблематично.

Несколько описанных ниже процедур нацелены на проверку общего состояния, выполнение необходимого минимума обслуживания, тестов и восстановительных мероприятий. Результаты проверки позволят сделать вывод о целесообразности дальнейшего использования батареи.

Проверка общего состояния

Производится путём внешнего осмотра на предмет наличия повреждений корпуса, следов вытекания электролита, вздутий. Если имеются трещины в корпусе или корпус деформирован от вздутия, с большой вероятностью такой аккумулятор не удастся использовать и его лучше утилизировать.

Проверка уровня и плотности электролита

В обслуживаемых моделях достаточно отвернуть заливные пробки и определить уровень жидкости визуально или с помощью стеклянной трубки. Как правило, уровень жидкого электролита должен полностью покрывать поверхность пластин или быть выше на 5-10мм. Если на корпусе есть отметка уровня, то он должен находиться на этой отметке. При пониженном уровне доливать следует только дистиллированную воду. Серная кислота, входящая в состав раствора не выкипает, поэтому уровень понижается только за счёт испарения воды.

Необслуживаемые батареи отвинчивающихся пробок не имеют, но заливные отверстия в них всё же имеются. При внимательном осмотре можно обнаружить на корпусе пластиковые крышки, отделив которые обнаруживаются заливные отверстия. Далее контроль и долив дистиллированной воды производится по тем же правилам, как в случае с обслуживаемыми АКБ.

В моделях с гелевым электролитом и AGM так же допускается доливать воду до покрытия пластин. В силу особенностей конструкции AGM, полное заполнение отсека жидкостью не требуется, достаточно чтобы пакет пластин был пропитан раствором.

Плотность жидкого электролита определяется ареометром, в полностью заряженном состоянии она должна находиться в районе 1.27 г/см 3 . Повышенная плотность ускоряет процесс сульфатации пластин, пониженная снижает ёмкость батареи.

Электрические измерения

Напряжение полностью разряженного исправного аккумулятора 10,8В, а полностью заряженного — 12,7-13В без нагрузки. При большой потере ёмкости параметры напряжения могут оставаться в норме, но при подключении нагрузки напряжение быстро падает до минимума. Для проверки нагрузочной способности, необходимо измерять напряжение с подключенной нагрузкой. Такой нагрузкой может быть специальный нагрузочный реостат или мощная лампа накаливания. Измерения напряжения проводятся вольтметром или мультиметром.

Нагрузочная вилка

Представляет собой мощный нагрузочный резистор с параллельно подключенным электронным или стрелочным вольтметром. В схеме может быть один или несколько параллельно подключаемых резисторов R, таким образом, возможно регулирование тока нагрузки.

Измерение напряжения под нагрузкой даёт более объективную картину состояния, позволяет приблизительно оценить потерю ёмкости. Вилки старого образца позволяют контролировать состояние каждой банки в отдельности, но для этого необходимо иметь доступ к контактам каждого отдельного элемента. В современных АКБ электрические связи между элементами обычно недоступны, в таком случае возможен тест всей батареи целиком.

Для получения наиболее достоверных результатов, при проверке ток должен быть как можно ближе к номинальному. Для автомобильных аккумуляторов его величина составляет 1-1,4С ампер, где С- емкость в А/ч. Измерение нагрузочной вилкой производят в два этапа.

  • Измерение напряжения без нагрузки. Можно проводить как с помощью вольтметра нагрузочной вилки или обычным мультиметром, подключенным напрямую к клеммам аккумулятора. Резисторы отключены, степень заряда приблизительно определяется по таблице.
Напряжение, В >12,7 12,5 12,3 12 <10,7
Заряд, % 100 75 50 25 0
  • Измерение под нагрузкой. Резисторы подключены. Время проведения теста с нагрузкой около 5 секунд. Ограничение по времени связано с большой мощностью, рассеиваемой на нагрузочных резисторах, которые при этом сильно нагреваются и могут перегореть. Показания вольтметра считываются в окончании теста, на пятой секунде, результаты сведены в таблицу.
Напряжение, В >10,2 9,6 9,0 8,4 <7,8
Ёмкость, % 100 75 50 25 0

Цикл заряд/разряд

С целью проверки и восстановления работоспособности целесообразно провести 1-3 цикла заряд/разряд. Такой цикл называют тренировкой. При этом производится полный заряд с последующим разрядом до нуля током 1/10С. Тренировка способна значительно восстановить ёмкость батареи.

В большинстве случаев, при нормальном напряжении, отсутствии повреждений корпуса и вздутостей, после проведения обслуживания и цикла заряд/разряд, свинцовые аккумуляторы способны проработать в щадящих режимах ещё несколько лет.

Как проверить аккумулятор на работоспособность: видео

Информация о проверке автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра (тестера) поможет вам избежать проблем с запуском двигателя и питанием электрических систем автомобиля. С помощью простого мультиметра вы сможете провести несколько несложных тестов и диагностировать состояние аккумуляторной батареи. Мы расскажем и о том, как почистить батарею, чтобы избежать распространенных проблем.

Часто автовладельцы проверяют АКБ, так как она не хочет нормально заряжаться, быстро разряжается, или же вызывает проблемы с запуском мотора. Наша статья поможет вам узнать, как пользоваться цифровым мультиметром и другими простыми инструментами для поиска и устранения неисправностей.

В этой статье мы рассмотрим:

  • как проверить напряжение аккумулятора;
  • как проверить заряд АКБ;
  • как проверить ток утечки;
  • как очистить клеммы и др.

Как проверить, заряжен ли аккумулятор автомобиля?

Определить состояние батареи можно с помощью одного из двух (или обоих) простых методов:

  1. Первый метод покажет, достаточно ли у батареи энергии для запуска двигателя. Для этого способа нам понадобится цифровой мультиметр. Это быстрый метод проверки аккумулятора, особенно на необслуживаемых АКБ, у которых нет пробок.
  2. Второй метод предполагает применение ареометра. В отличие от мультиметра, ареометр поможет не только проверить заряд аккумулятора, но определить его общее состояние. С помощью него определяется критический износ АКБ. Но этот инструмент может использоваться лишь на аккумуляторах с откручивающимися пробками. Недорогой ареометр можно найти в любом магазине автозапчастей.

Проверка напряжения аккумулятора с помощью мультиметра

Цифровой мультиметр позволяет быстро определить заряд автомобильной АКБ. Некоторые необслуживаемые батареи оснащаются специальным индикатором заряда, расположенным на крышке. Если батарея полностью заряжена вы увидите зеленую точку, если её надо подзарядить точка будет прозрачной, а в случае неисправности цвет будет желтым.

Независимо от того, есть ли на вашем необслуживаемом аккумуляторе этот индикатор, вы сможете проверить уровень его заряда с помощью мультиметра.

  1. Установите мультиметр в режим постоянного тока (позиция – 20 вольт).
  2. Подключите черный щуп тестера к минусовой клемме.
  3. Подключите красный щуп к плюсовой клемме АКБ.
  4. Попросите ассистента включить фары, что обеспечит небольшую нагрузку на аккумулятор.
  5. Проверьте показатели вольтметра.

При температуре около 25°C они будут следующими:

  • около 12,5 Вольт – заряд в норме;
  • около 12,3 Вольт – батарея заряжена примерно на 75%;
  • 11,8 Вольт или ниже – АКБ заряжена примерно на 25% или менее.

Если вы увидели низкие показатели, необходимо выполнить зарядку аккумулятора малым током и повторить проверку. Если уровень заряда не поднимается, АКБ необходимо заменить.

А вы знаете, как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор? Можно ли вообще это делать? Ответы в нашей статье –

Проверка заряда аккумулятора и его общего состояния

Проверка плотности электролита покажет, насколько заряжена аккумуляторная батарея автомобиля. Также этот тест помогает определить состояние АКБ.

Для получения наиболее точных результатов используйте ареометр со встроенным термометром. Обычно ареометры поставляются со специальными табличками, которые помогут вам в ходе выполнения проверки при различных температурах окружающей среды.

Выполняя следующий тест, обязательно надевайте защитные перчатки и очки:

  1. Выкрутите пробки с крышки АКБ.
  2. Погрузите наконечник ареометра в первую банку (ячейку) и сожмите грушу ареометра.
  3. Отпустите грушу, чтобы электролит мог войти в наконечник ареометра.
  4. Проверьте удельный вес электролита, учитывая советы в инструкции к инструменту.
  5. Запишите полученные данные и проведите аналогичную проверку остальных банок АКБ.
  6. Сравните полученные результаты с информацией в инструкции производителя ареометра.

Обычно, если показатели составляют в пределах 1.265-1.299, аккумулятор вашего автомобиля заряжен. Если показатели падают ниже 1.265, это признак разряженной батареи. В большинстве случаев решить проблему можно с помощью медленного заряда. Разница в 25-50 пунктов (пункт равен 0.001) между показаниями указывает на то, что произошло сульфатирование пластин АКБ, поэтому её придётся заменить.

Как проверить клеммы аккумулятора

Это одна из основных причин проблем с питанием. Грязные, покрытые коррозией или ослабленные клеммы аккумуляторных батарей рано или поздно приведут к проблемам с запуском двигателя. Но иногда это сложно обнаружить простым визуальным осмотром.

Мы расскажем о проверке клемм на предмет падения напряжения с помощью мультиметра.

  1. Отключите систему зажигания. Для этого надо на время проверки отключить катушку зажигания или вытащить предохранитель либо реле топливного насоса (узнать о расположении этих элементов вы сможете с помощью руководства по ремонту автомобиля). Это предотвратит запуск двигателя.
  2. Подключите красный щуп мультиметра к плюсовому выводу батареи. А черный щуп приставьте к кабельной клемме, которая подключена к тому же выводу АКБ.
  3. Попросите ассистента прокрутить двигатель (он не заведётся, если вы сделали всё правильно в первом пункте). Если на мультиметре отображается более 0,5 вольт, необходимо очистить или проверить физическое состояние вывода аккумулятора и клеммы.
  4. Проверьте другую клемму аккумулятора. На этот раз черный щуп надо соединить с минусовым выводом АКБ, а красный – с клеммой, которая к нему подключена. Попросите ассистента запустить двигатель (он не должен завестись). Проверьте показатели мультиметра. Если напряжение превышает 0,5 вольт, необходимо очистить или проверить физическое состояние вывода батареи и клеммы.

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром

Отложения на крышке аккумуляторов – одна из основных причин их «смерти». Грязь и кислота смешиваются и накапливаются, в результате чего постепенно формируется место утечки тока. Чтобы проверить утечку тока на аккумуляторе вашего автомобиля, воспользуйтесь мультиметром.

Установите вольтметр в режим измерения самого низкого напряжения. Включите прибор и коснитесь черным щупом минусовой клеммы АКБ, а красный щуп приставьте к грязной крышке АКБ. Если на дисплее прибора появляется даже минимальное напряжение, отложения дают утечку. Переходите к следующему разделу об очистке аккумулятора. Если во время этого теста утечка отсутствует, но вы подозреваете, что один из электрических потребителей расходует энергию, необходимо выполнить его поиск.

Проверка корпуса

Теперь пришло время проверить физическое состояние корпуса. Поврежденный корпус аккумулятора может не только помешать его работе, но и привести к полному выходу из строя детали. Для диагностики необходимо извлечь батарею из автомобиля.

  • Отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи (сначала минусовую). Открутите крепежные элементы (при необходимости), чтобы вытащить аккумулятор.
  • Убедитесь в работоспособности крепежного механизма. Если крепёж пришёл в негодность, замените его. Это предотвратит вибрацию батареи и возможность её повреждения во время движения авто.
  • Поместите АКБ на ровную поверхность. Внимательно осмотрите её корпус на предмет возможного повреждения. Проверьте наличие выпуклостей, трещин или повреждённых выводов.
  • Перезаряд или короткое замыкание может привести к вздутию батареи. Поэтому, если вы обнаружите признаки вздутия, необходимо проверить систему зарядки.
  • Проверьте провода от аккумулятора. При обнаружении трещин или признаков износа их надо заменить.

Как очистить аккумулятор

Очистка корпуса

Вы можете использовать простой метод очистки корпуса АКБ. Вам необходимо приготовить смесь из 250 мл теплой воды и 1 столовой ложки пищевой соды. Это поможет нейтрализовать и удалить кислоту и грязь с корпуса и клемм батареи.

Наденьте защитные очки и резиновые перчатки и с помощью мягкой кисти нанесите раствор на стенки и крышку корпуса. Если у вас обслуживаемый аккумулятор с пробками на крышке, не допускайте, чтобы смесь просачивалась внутрь батареи. Удалите остатки раствора с помощью чистой тряпки.

Очистка клемм аккумулятора

Как и в случае с корпусом, грязь и коррозию необходимо удалить с помощью раствора воды и пищевой соды.

Чтобы облегчить задачу, вылейте смесь в одноразовый стаканчик и окуните клемму в него на 1-2 минуты. Повторять процедуру рекомендуется до тех пор, пока обе клеммы не будут полностью чистыми.

Очистка полки

Проверьте состояние полки для аккумуляторной батареи в вашем автомобиле. Убедитесь, что там нет трещин, признаков коррозии, а все крепежные элементы расположены в предусмотренном производителем месте. При необходимости грязь и коррозию можно удалить уже известным вам способом.

Установка батареи на место

После очистки отсека для батареи, её клемм и корпуса установите АКБ обратно. Не забудьте надёжно зафиксировать аккумулятор с помощью соответствующего механизма. Подключите клеммы, начав с плюсовой. После подключения клемм нанесите на них тонкий слой вазелина, который препятствует формированию коррозии в этих местах.

Если проверка мультиметром показала, что аккумулятор автомобиля находится в хорошем состоянии, советуем своевременно обслуживать АКБ. Это продлит срок службы этого важного компонента автомобиля.



Поделиться