Как заполнить систему смазки двс 4216. Система смазки и охлаждения

Схема смазки

1-масляный насос;

2-редукционный клапан;

3-датчик сигнальной лампы аварийного

давления масла;

4-датчик указателя давления масла;

5-масляный радиатор;

6-полнопоточный фильтр очистки масла

Система смазки двигателя – комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

В систему смазки входят масляный насос 1 с маслоприемником и редукционным клапаном 2 (установлен внутри масляного насоса), масляные каналы, масляный фильтр 6 с перепускным клапаном, картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины, датчик указателя давления масла 4, датчик-сигнализатор аварийного давления масла 3. Масло, забираемое насосом из картера, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра. Далее, пройдя через фильтрующий элемент фильтра очистки масла 6, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу в масляную магистраль – продольный масляный канал. Из продольного канала масло по каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и в опоры распределительного вала.

Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие в шейке вала.

На шатунные шейки масло поступает по каналам от коренных шеек коленчатого вала. В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей кольцевую канавку, которая сообщается через каналы в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью оси коромысел. Через отверстия в оси коромысел, масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.

Все остальные детали (клапан – его стержень и торец, валик привода масляного насоса, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Емкость системы смазки 5,8 л. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на клапанной крышке и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется меткам "П" и "О" на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать между метками "П" и "О".

Масляный насос

Масляный насос шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера. Ведущая шестерня 4 закреплена на валике 2 штифтом. На верхнем конце валика сделан паз, в который входит пластина привода масляного насоса. Ведомая шестерня 5 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.

Редукционный клапан не регулируется. Необходимая характеристика по давлению обеспечивается характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 24 мм необходимо усилие в пределах 54±2,45 Н (5,5±0,25кгс).

1-направляющая втулка; 2-валик в сборе; 3-корпус; 4-ведущая шестерня; 5-ведомая шестерня; 6-пластина масляного насоса; 9-стопорная пластина; 10-болт; 11-сетка с каркасом; 12-болт; 13-редукционный клапан; 14-пружина редукционного клапана

Привод масляного насоса

1-вал привода масляного насоса; 2-пластина привода масляного насоса; 3-шестерня привода; 4-шестерня распределительного вала; 5-вал привода

Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен: ведущая шестерня 4 -распределительного вала; ведомая шестерня 3 стальная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе. С нижним концом валика шарнирно соединена пластина привода масляного насоса 2, нижний конец которой входит в паз валика масляного насоса.

В отверстие для валика в корпусе привода нарезана спиральная канавка, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине.

Привод распределительного вала

Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала через пару косозубых шестерен, одна из которых установлена на коленчатом валу (имеет 28 зубьев), а вторая на распределительном валу (имеет 56 зубьев).

От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным стальным фланцем, который расположен между торцом шейки вала и ступицей шестерни с зазором 0,1-0,2 мм.

На шестерне коленчатого вала против одного из зубьев нанесена метка " ", а против соответствующей впадины шестерни распределительного вала нанесена риска или засверловка. При установке распределительного вала эти метки должны быть совмещены.

6. Система охлаждения двигателей УМЗ-4216 и УМЗ-4213

Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком, с подачей жидкости в блок цилиндров.

Система охлаждения включает в себя водяной насос, термостат, водяные рубашки в блоке цилиндров и головке блока цилиндров, радиатор, расширительный бачок, вентилятор, соединительные патрубки, а также радиаторы отопления кузова.

Системы охлаждения двигателей для автомобилей УАЗ и "ГАЗель" имеют некоторые отличия в схеме подключения расширительных бачков и радиаторов отопления.

Система охлаждения двигателей для автомобилей "ГАЗель"

1 – радиатор отопителя

2 – кран отопителя

3 – головка блока цилиндров

4 – прокладка

6 – двухклапанный термостат

8 – выпускной трубопровод

9 – пароотводящий патрубок

9а – патрубок подвода жидкости к расширительному бачку

10 – патрубок отвода жидкости из расширительного бачка

11 – пробка

12– бачок расширительный

13 – отметка "mm"

14 – корпус термостата

15 – насос системы охлаждения

16 крыльчатка

17 – патрубок соединительный

18 – вентилятор

19 – радиатор

20 – сливная пробка радиатора

21 – впускной трубопровод

22 – блок цилиндров

1 – радиатор отопителя

2 – кран отопителя

3 – головка цилиндров

4 – прокладка

5 – межцилиндровые каналы для прохода охлаждающей жидкости

6 – двухклапанный термостат

7 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости

8 – выпускной трубопровод

9 -пробка радиатора

10 – жалюзи

11 – пробка

12 – бачок расширительный

13 – отметка "mm"

14 -корпус термостата

15 -насос системы охлаждения

16 – крыльчатка

17 – патрубок соединительный

18 – вентилятор

19 – радиатор

20 – сливной кран радиатора

21 – впускной трубопровод

22 – блок цилиндров

23 – сливной кран блока цилиндров

Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах плюс 80°-90°С. Допустима непродолжительная работа двигателя при температуре охлаждающей жидкости 105°С. Такой режим может возникнуть в жаркое время года при движении автомобиля с полной нагрузкой на затяжных подъемах или в городских условиях движения с частыми разгонами и остановками.

Поддержание нормальной температуры охлаждающей жидкости осуществляется при помощи двухклапанного термостата с твердым наполнителем ТС-107-01, установленного в корпус.

При прогреве двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80°С, действует малый круг циркуляции охлаждающей жидкости. Верхний клапан термостата закрыт, нижний клапан открыт. Охлаждающая жидкость водяным насосом нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в верхней плите блока и нижней плоскости головки блока цилиндров жидкость попадает в рубашку охлаждения головки, далее в корпус термостата и через нижний клапан термостата и патрубок соединительный – на вход водяного насоса. Радиатор при этом отключен от основного потока охлаждающей жидкости. Для более эффективного действия системы отопления салона при циркуляции жидкости по малому кругу (такая ситуация может поддерживаться достаточно долго при низких отрицательных температурах окружающего воздуха) в канале выхода жидкости через нижний клапан термостата имеется дроссельное отверстие диаметром 9 мм. Такое дросселирование приводит к повышению перепада давления на входе и выходе радиатора отопления и более интенсивной циркуляции жидкости через этот радиатор. Кроме того, дросселирование клапана на выходе жидкости через нижний клапан термостата уменьшает вероятность аварийного перегрева двигателя в случае отсутствия термостата, т.к. шунтирующее действие малого круга циркуляции жидкости при этом существенно ослабляется, поэтому значительная часть жидкости пойдет через радиатор охлаждения. Дополнительно для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в холодное время года на автомобилях УАЗ перед радиатором имеются жалюзи, с помощью которых можно регулировать количество воздуха, проходящего через радиатор.

При повышении температуры жидкости до 80°С и более открывается верхний клапан термостата, а нижний клапан закрывается. Циркуляция охлаждающей жидкости идет по большому кругу.

Для нормального функционирования система охлаждения должна быть полностью заполнена жидкостью. При прогреве двигателя объем жидкости увеличивается, избыток ее выталкивается за счет повышения давления из замкнутого объема циркуляции в расширительный бачок. При снижении температуры жидкости (например, после прекращения работы двигателя) жидкость из расширительного бачка под действием возникающего разрежения возвращается в замкнутый объем.

На автомобилях УАЗ расширительный бачок непосредственно связан с атмосферой. Регулирование обмена жидкости между бачком и замкнутым объемом системы охлаждения регулируется двумя клапанами, впускным и выпускным, находящимися в пробке радиатора.

7. Система вентиляции картерных газов двигателей УМЗ-4216 и УМЗ-4213

Двигатель с электронным управлением УМЗ-4216 снабжен системой вентиляции картера закрытого типа. Прорвавшиеся через компрессионные кольца газы отсасываются во впускной тракт комбинированным способом по малой и большой ветвям. Система работает за счет перепада давлений между впускным трактом и масляным картером.

Большая ветвь обеспечивает удаление картерных газов при работе двигателя на режимах полной нагрузки и близких к ним.

При работе двигателя на малых нагрузках и в режиме холостого хода газы из картера удаляются по малой ветви вентиляции.

Для отделения из картерных газов капель масла, находящихся во взвешенном состоянии, и для уменьшения попадания пыли и грязи в картер двигателя при повышении разрежения в системе впуска, например, при засорении воздушного фильтра, система вентиляции картера снабжена регулятором разрежения, который расположен в передней крышке коробки толкателей.

При работающем двигателе не допускается нарушение герметичности системы вентиляции картера, а также открытие маслозаливной горловины – это вызовет повышенный выброс токсичных веществ в атмосферу.

На работающем двигателе, при исправной системе вентиляции, в картере должно быть разрежение в пределах от 10 до 40 мм водяного столба. Если система работает ненормально, то в картере будет давление. Это возможно в случае закоксовывания каналов вентиляции. Наличие давления в картере, при исправной системе вентиляции, может быть также связано со значительным износом цилиндро-поршневой группы и, как следствие, чрезмерным прорывом газов в картер двигателя.

Повышенное разрежение в картере (более 50 мм водяного столба) свидетельствует о неисправности регулятора разрежения. В этом случае необходимо произвести промывку деталей регулятора.

Обслуживание системы вентиляции заключается в очистке резиновых рукавов большой и малой ветвей, калиброванного отверстия от масляных отложений и промывке деталей регулятора разрежения, в том числе и маслоотделительной сетки.

Для промывки и очистки регулятор разрежения снять с двигателя и разобрать. При обратной сборке регулятора необходимо обеспечить герметичность соединения корпуса и крышки.

8. Комплексная микропроцессорная система управления с бортовой диагностикой двигателей УМЗ-4216 и УМЗ-4213

Главная функция КМПСУД – оптимизация работы Двигателя на всех возможных режимах Эксплуатации, с точки зрения улучшения Экологических показателей. составляющим Элементами КМПСУД являются: соединенные между собой посредством жгута низковольтных проводов Контроллер (или Электронный блок управления), Датчики, исполнительные механизмы и антитоксичная система. Датчики собирают информацию о текущем режиме работы Двигателя и передают её в Контроллер, Который после обработки полученных сведений, воздействует на исполнительные механизмы и реле, обеспечивая работу систем питания и зажигания.

Основными факторами, оказывающими определяющее воздействие на работу Двигателя и Которыми в первую очередь оперирует Контроллер, являются Длительность впрыска топлива и угол опережения зажигания.

1. адсорбер

2. Клапан Давления

3. Клапан гравитационный

4. Электромагнитная бензиновая форсунка

5. Катушка зажигания

6. Датчик положения распределительного вала

7. Датчик положения Коленчатого вала

8. Контроллер (Блок управления)

9. Датчик положения Дроссельной заслонки

10. регулятор холостого хода

11. Фильтр тонкой очистки топлива

12. Датчик абсолютного Давления со встроенным Датчиком температуры воздуха

13. Датчик Детонации

14. Датчик температуры охлаждающей жидкости

15. Датчик Кислорода

16. Каталитический нейтрализатор

17. Диагностический Датчик Кислорода

18. Диагностический разъём

19. Лампа Диагностики

20. Модуль погружного Электронасоса с редукционным Клапаном

21. Датчик скорости

22. Датчик неровной Дороги

23. Клапан продувки адсорбера

1 *Жгут низковольтных проводов

2*Антитоксичная система

Антитоксичная система совместно с КМПСУД Должна обеспечивать соответствие автомобиля по выбросам вредных веществ Экологическому стандарту Евро-3.

2.1*Каталитический нейтрализатор (2310.1206005-30 ЭКОМАШ) трехкомпонетный, окислительно-восстановительного типа служит Для снижения Концентрации вредных веществ в отработавших газах. Внутри нейтрализатора в присутствии Дорогостоящих Катализаторов происходят химические реакции, в результате Которых одни токсичные Компоненты окисляются, а Другие восстанавливаются До безвредных веществ.

2.2*Датчик Кислорода №2 Диагностический (25.368889 Delphi) помогает Контроллеру следить за Эффективностью работы нейтрализатора. В случае снижения степени очистки отработавших газов До уровня, не соответствующего Экологическому стандарту Евро-3, КМПСУД информирует водителя автомобиля путем зажигания индикатора неисправностей на панели приборов.

2.3 *Адсорбер (22171-1164010) резервуар с активированным углем, Который задерживает топливные испарения и выпускает в атмосферу только воздух.

2.4* Клапан продувки адсорбера (21103-1164200-02) служит Для удаления из адсорбера в Двигатель топливных испарений при условии исключения существенного отклонения состава топливо-воздушной смеси от расчетного значения.

2.5* гравитационный Клапан исключает вытекание топлива из бака в случае переворота автомобиля.

2.6* Клапан Давления (21214-1164080) поддерживает небольшое избыточное Давление паров топлива в баке и регулирует их поступление в адсорбер.

3. Датчики КМПСУД

3.1 Датчик положения Коленчатого вала – Датчик частоты (23.3847 или 406.387060-01, РФ) индуктивного типа. Датчик работает в паре с Диском синхронизации имеющим 60 зубьев, Два из Которых удалены. Просечка зубьев является фазовой отметкой положения Коленчатого вала Двигателя: начало 20-го зуба Диска соответствует ВМТ первого или четвертого цилиндров Двигателя (отсчет зубьев начинается после просечки по ходу вращения Коленчатого вала). Датчик служит КМПСУД Для синхронизации управления исполнительными механизмами с работой механизма газораспределения Двигателя. Датчик установлен в передней части Двигателя, справа, на фланце Крышки шестерен распредвала. Номинальный зазор между торцом Датчика и зубом Диска синхронизации Должен быть в пределах 0,51-2 мм.

3.2 Датчик положения распределительного вала двигателей УМЗ-4216 и УМЗ-4213

датчик фазы (PG-3.1 0 232 103 006 BOSCH или 406.3847050-03 РФ) интегральный Датчик на основе Эффекта Холла (магниторезистивного Эффекта) со встроенным усилителем и формирователем сигнала. Датчик работает в паре со штифтом-отметчиком распределительного вала: середина штифта-отметчика распредвала совпадает с серединой первого зуба Диска синхронизации.

Датчик служит Для определения фазы ВМТ (верхняя мертвая точка) первого цилиндра, то есть позволяет определить начало очередного цикла вращения Двигателя. Датчик установлен в передней части Двигателя, слева, на Крышке шестерен распредвала. Номинальный зазор между торцем Датчика и штифтом-отметчиком Должен быть в пределах 0,7-1,5 мм.

3.3 Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателей УМЗ-4216 и УМЗ-4213

(234.3828000, РФ) резистивного типа служит Для Контроля за тепловым состоянием Двигателя. Датчик установлен в Корпусе насоса охлаждающей жидкости Двигателя.

3.4 Датчик абсолютного Давления со встроенным Датчиком температуры воздуха (5WK96930-R) установлен в ресивере и предназначен Для измерения Давления в ресивере, Которое меняется в зависимости от нагрузки, и одновременного определения температуры входящего в Двигатель воздуха. Датчик состоит из Диафрагмы и пьезоэлектрической цепи, изменяющей свое сопротивление пропорционально Давлению в ресивере.
3.5 Датчик Детонации (GT305 или 18.3855 РФ) пьезоэлектрического типа, применяется в системе управления углом опережения зажигания. Датчик служит Для определения наличия Детонации в цилиндрах Двигателя и позволяет Контроллеру Корректировать угол опережения зажигания. Датчик установлен на специальной гайке, Крепящей головку блока, справа, между вторым и третьим цилиндрами.
3.6 Датчик положения Дроссельной заслонки (0 280 122 001 Bosch или НРК1-8 РФ) резистивного типа, установлен на Корпусе Дроссельного устройства. Подвижная часть Датчика соединена с осью Дроссельной заслонки. Датчик представляет собой потенциометр, выходное напряжение Которого зависит от текущего углового положения Дроссельной заслонки.

3.7* Датчик неровной Дороги (28.3855 РФ) измеряет ускорения Кузова автомобиля и служит Для блокировки идентификации пропусков воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах Двигателя.

3.8* Датчик скорости автомобиля (02110-00-4021391-002 РФ) необходим Для определения скорости Движения автомобиля и определения режима работы Двигателя.

3.9* Датчики Кислорода №1 (25.368889 Delphi) со встроенным Электрическим подогревателем установлен в выпускной системе До Каталитического нейтрализатора и служит Для определения наличия Кислорода в отработавших газах.

4. исполнительные механизмы топливной системы на всех режимах обеспечивают Двигателю подачу топлива в необходимом Для нормальной работы Количестве.

4.2* регулятор Давления топлива (редукционный Клапан) служит Для поддержания постоянного Давления перед форсунками и встроен в модуль погружного Электробензонасоса.

4.3* Фильтр тонкой очистки топлива – предназначен Для улавливания механических примесей размером Крупнее 25-30мкм, Которые могут привести К нарушению работы форсунок.

4.4* Модуль погружного Электробензонасоса (515.1139-10) предназначен Для подачи топлива из топливного бака К Двигателю, создания и поддержания рабочего Давления (4 Кгс/см 2) в топливной магистрали и обеспечения Контроля уровня топлива в топливном баке автомобиля. укомплектован Электробензонасосом производства ЗАО "СОАТЭ" и встроенным регулятором Давления. установлен в топливном баке автомобиля.

Система зажигания бесконтактная с низковольтным распределением импульсов по Катушкам зажигания. исполнительные механизмы системы зажигания служат Для вырабатывания высокого напряжения, необходимого Для воспламенения горючей смеси, и передачи его по цилиндрам.

5.1 Катушка зажигания (3032.3705 РФ) обеспечивает подачу высокого напряжения одновременно К свечам Двух цилиндров, поршни Которых находятся вблизи ВМТ. одна из Катушек подает напряжение К первому и четвертому цилиндру, Другая Ко второму и третьему. При Этом в одном из цилиндров Каждой пары будет Конец такта сжатия, в Другом Конец такта выпуска. зажигание смеси произойдет в том цилиндре, где осуществляется такт сжатия.
5.2 свеча зажигания (LR15YC Brisk,Чехия или а17ДВРМ, РФ). Калильное число не менее 17, Длина резьбовой части 19 мм ввертной частью (19мм) и помехоподавляющий резистор. зазор между Электродами 0,7 +0,15мм.
5.3 Жгут высоковольтных проводов с распределенным по Длине сопротивлением и наконечниками, имеющими Дополнительные встроенные резисторы.

6. Вспомогательные исполнительные механизмы КМПСУД

6.2* главное реле Контроллера и реле топливного насоса включают Контроллер и топливный насос.

6.3* индикатор неисправностей расположен на панели приборов автомобиля и сообщает о неисправностях, возникших при работе КМПСУД.

Контроллер (57.3763 М10.3, россия) преобразует и обрабатывает информацию, поступающую от Датчиков. В соответствии с реализованным алгоритмом управления он формирует сигналы управления исполнительными механизмами, а также информационные и Диагностические сигналы, запоминает Коды неисправностей. Контроллер поддерживает Диагностический Канал обмена Данными со специальной Диагностической аппаратурой.

Система смазки. При работе двигателя множество деталей контактирует друг с другом, образуя пары трения (фракции).Чтобы уменьшить фрикционный износ, двигатель оборудуют системой смазки. Резервуар с маслом находится в картере двигателя. Масляный насос обеспечивает поступление масла через масляный фильтр к движущимся частям. В двигателях внутреннего сгорания применяется система смазки комбинированного типа: часть деталей смазывается под давлением, часть - разбрызгиванием и окунанием, часть - самотеком. Кроме функций смазывания, масло может выполнять и функции охлаждения. Воздушный поток, проходящий под днищем движущегося автомобиля, обдувает картер двигателя, являющийся резервуаром для масла. Кроме того, на некоторых автомобилях и мотоциклах устанавливают специальные масляные радиаторы, призванные охлаждать масло. Это одновременно предохраняет масло от распада при высоких температурах. Система смазки состоит из следующих основных элементов: поддона картера, масляного насоса с заборником, масляного фильтра, трубок, каналов и отверстий для подачи масла (Рис.).

В поддоне картера, как уже указывалось, хранится масло. По этому признаку систему смазки двигателей легковых автомобилей называют системой смазки с мокрым картером. Уровень масла в картере контролируют с помощью масло измерительного стержня (щупа). На щупе выполнены две риски, соответствующие минимальному и максимальному уровню масла. Ваша задача периодически контролировать уровень масла, не допуская его падения ниже отметки минимума. Для проверки автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке, после остановки двигателя должно пройти некоторое время, чтобы масло, циркулирующее по системе, стекло в картер и немного остыло. Масло следует заменять в сроки, указанные предприятием-изготовителем вашего автомобиля. Эти сроки всегда совпадают со сроками очередного технического обслуживания (ТО). Однако если сроки ТО еще не подошли, а вы, проверяя уровень масла, обнаружили его сильную загрязненность (возможно, двигателю пришлось работать длительное время в тяжелых условиях), то масло необходимо заменить досрочно.

Масляный насос шестеренчатого типа создает в системе смазки необходимое давление масла и подает его к трущимся поверхностям (рис. 2.21).


Масляный фильтр очищает масло от загрязнений и частиц, вырабатываемых в результате механического износа. В фильтре установлен перепускной клапан. При повышенной вязкости масла или чрезмерном загрязнении фильтра под действием повышенного давления перепускной клапан открывается и направляет масло мимо фильтра (без очистки). Это позволяет сохранить необходимое давление масла в системе. Масляный фильтр обычно заменяют одновременно с заменой масла двигателя. Вентиляция картера необходима для поддержания в нем нормального давления, а также для удаления паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров (рис. 2.22).

Для чего все это нужно? Дело в том, что повышение давления в картере может привести к выходу из строя уплотнений и, как следствие, утечке масла. А пары бензина и газов, скопившись в картере, загрязняют и разжижают масло, вызывают коррозию (разрушение) деталей двигателя. Вентиляция картера выполняется путем принудительного отсоса указанных газов за счет разрежения, возникающего при такте впуска каждого из цилиндров двигателя. В результате эти газы втягиваются во впускной коллектор и вновь направляются в цилиндры. Теперь несколько подробнее о работе системы смазки. Как только вы запустили двигатель, масло из картера через сетку маслозаборника засасывается шестеренчатым насосом и через фильтр нагнетается в главную магистраль, расположенную в блоке цилиндров. Оттуда оно по каналам в блоке подается к коренным подшипникам коленчатого вала и далее по каналам в щеках вала к шатунным подшипникам. Излишек масла выдавливается через зазоры шатунных подшипников и превращается в масляный туман. С его помощью смазываются стенки цилиндров, поршневые пальцы и другие детали двигателя. Из главной магистрали масло также подается к подшипникам распределительного вала, распределительным шестерням и к полым осям коромысел клапанов. Далее масло самотеком направляется в картер. Постоянное давление в системе смазки поддерживает редукционный клапан (см. рис. 2.21). При повышении давления сверх необходимого он вновь возвращает часть масла во всасывающую магистраль насоса. В двигателях используют специальные моторные масла. Стандартная марка отечественного автомобильного моторного масла включает букву "М" (т.е. моторное), цифр у или дробь, которая определяет класс автомобильного моторного масла либо классы (для все сезонных автомобильных моторных масел) вязкости. Летом используют более вязкое масло, зимой - менее вязкое. Чем больше цифра в маркировке, тем более вязкое масло. Например, М-12Г 1 - летнее, М-8Г 1 - зимнее. Существуют и все сезонные масла, которые можно использовать круглый год. Далее в маркировке автомобильного моторного масла присутствуют одна или две буквы, указывающие уровень эксплуатационных свойств и область применения автомобильного моторного масла. Например, М-бз/ 12Г 1, где буква "Г " означает, что масло все сезонное, предназначено для форсированных двигателей, 1 - для бензиновых двигателей. В состав этих автомобильных моторных масел добавляют композиции отечественных или импортных присадок. Об этом сообщает индекс после первой цифры. В нашем случае индекс "з" информирует о наличии загущающих присадок. За рубежом принято классифицировать масла по вязкости по системе, разработанной Обществом автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers - SAE). На полках автомагазинов вы увидите канистры с маслами, имеющими маркировку 5W-40,10W-40 и т.п. В такой маркировке первое число и буква "W" (Winter - зима) свидетельствуют о принадлежности масла к так называемому зимнему, низкотемпературному классу вязкости. Первая цифра указывает, насколько легко масло будет прокачиваться по системе смазки, т.е. как быстро поступит к рабочим поверхностям деталей, и сколько энергии аккумуляторной батареи будет затрачено на привод стартера (вязкость при 40 °С). Чем меньше первая цифра, тем легче пуск двигателя на морозе. Летом же масло должно быть более вязким, чтобы сохранять смазывающую способность. Чем больше вторая цифра, тем выше вязкость масла в летний период. Число, которое указано после тире, - это летний (высокотемпературный) класс вязкости, соответствующий вязкости масла при рабочей температуре мотора (при 100 °С). То есть такое масло можно использовать и зимой и летом - оно все сезонное. Первая цифра информирует об эксплуатационных свойствах масла в зимний период, вторая в летний. Масла автомобильных двигателей могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Смешивать их нельзя. При переходе с одного вида масла на другой систему смазки необходимо промыть специальной жидкостью.

Рис. Система смазки двигателя УМЗ-4216: 1 - масляный насос; 2 - редукционный клапан; 3 - датчик сигнальной лампы аварийного; давления масла; 4 - датчик указателя давления масла; 5 - масляный радиатор; 6 - полнопоточный фильтр очистки масла

Система смазки двигателя - комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. В систему смазки входят масляный насос 1 с маслоприемником и редукционным клапаном 2 (установлен внутри масляного насоса), масляные каналы, масляный фильтр 6 с перепускным клапаном, картер, указатель уровня масла, крышка маслоналивной горловины, датчик указателя давления масла 4, датчик-сигнализатор аварийного давления масла 3. Масло, забираемое насосом из картера, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра. Далее, пройдя через фильтрующий элемент фильтра очистки масла 6, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу в масляную магистраль - продольный масляный канал. Из продольного канала масло по каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и в опоры распределительного вала. Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие в шейке вала.

На шатунные шейки масло поступает по каналам от коренных шеек коленчатого вала. В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей кольцевую канавку, которая сообщается через каналы в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью оси коромысел. Через отверстия в оси коромысел, масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.

Все остальные детали (клапан - его стержень и торец, валик привода масляного насоса, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Емкость системы смазки 5,8 л. Масло в двигатель заливается через маслоналивную горловину, расположенную на клапанной крышке и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется меткам "П" и "О" на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать между метками "П" и "О".

Масляный насос шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера. Ведущая шестерня 4 закреплена на валике 2 штифтом. На верхнем конце валика сделан паз, в который входит пластина привода масляного насоса. Ведомая шестерня 5 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Редукционный клапан не регулируется. Необходимая характеристика по давлению обеспечивается характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 24 мм необходимо усилие в пределах 54±2,45 Н (5,5±0,25кгс).

Рис. Редукционный клапан: 1 - направляющая втулка; 2 - валик в сборе; 3 - корпус; 4 - ведущая шестерня; 5 - ведомая шестерня; 6 - пластина масляного насоса; 9 - стопорная пластина; 10 - болт; 11 - сетка с каркасом; 12 - болт; 13 - редукционный клапан; 14 - пружина редукционного клапана


Рис. Система охлаждения двигателей для автомобилей "ГАЗель": 1 - радиатор отопителя; 2 - кран отопителя; 3 - головка блока цилиндро...

Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах плюс 80°-90 °С. Допустима непродолжительная работа двигателя при температуре охлаждающей жидкости 105 °С. Такой режим может возникнуть в жаркое время года при движении автомобиля с полной нагрузкой на затяжных подъемах или в городских условиях движения с частыми разгонами и остановками.

Поддержание нормальной температуры охлаждающей жидкости осуществляется при помощи двухклапанного термостата с твердым наполнителем ТС-107-01, установленного в корпус.

При прогреве двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80 °С, действует малый круг циркуляции охлаждающей жидкости. Верхний клапан термостата закрыт, нижний клапан открыт. Охлаждающая жидкость водяным насосом нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в верхней плите блока и нижней плоскости головки блока цилиндров жидкость попадает в рубашку охлаждения головки, далее в корпус термостата и через нижний клапан термостата и патрубок соединительный - на вход водяного насоса. Радиатор при этом отключен от основного потока охлаждающей жидкости. Для более эффективного действия системы отопления салона при циркуляции жидкости по малому кругу (такая ситуация может поддерживаться достаточно долго при низких отрицательных температурах окружающего воздуха) в канале выхода жидкости через нижний клапан термостата имеется дроссельное отверстие диаметром 9 мм. Такое дросселирование приводит к повышению перепада давления на входе и выходе радиатора отопления и более интенсивной циркуляции жидкости через этот радиатор. Кроме того, дросселирование клапана на выходе жидкости через нижний клапан термостата уменьшает вероятность аварийного перегрева двигателя в случае отсутствия термостата, т.к. шунтирующее действие малого круга циркуляции жидкости при этом существенно ослабляется, поэтому значительная часть жидкости пойдет через радиатор охлаждения. Дополнительно для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в холодное время года на автомобилях УАЗ перед радиатором имеются жалюзи, с помощью которых можно регулировать количество воздуха, проходящего через радиатор.

При повышении температуры жидкости до 80 °С и более открывается верхний клапан термостата, а нижний клапан закрывается. Циркуляция охлаждающей жидкости идет по большому кругу.

Для нормального функционирования система охлаждения должна быть полностью заполнена жидкостью. При прогреве двигателя объем жидкости увеличивается, избыток ее выталкивается за счет повышения давления из замкнутого объема циркуляции в расширительный бачок. При снижении температуры жидкости (например, после прекращения работы двигателя) жидкость из расширительного бачка под действием возникающего разрежения возвращается в замкнутый объем.

У меня Газель с УМЗ-4216, на малых оборотах 1500 об. горит лампа давления масла, а выше не горит. Что делать? (Сабир)

Добрый день, Сабир. Мы дадим вам несколько рекомендаций по решению вашей неисправности.

[ Скрыть ]

Почему горит лампа давления масла?

Причин проблемы может быть несколько:

  1. Самая распространенная — недостаток моторной жидкости в поддоне. Если ваше транспортное средство используется постоянно, то следует периодически уделять время контролю уровня смазывающей жидкости в системе. Кроме того, следует произвести проверку мотора на предмет отсутствия масляных пятен, ведь если смазка уходит, то места утечек следует ликвидировать.
  2. Эксплуатация некачественного маслофильтра. На практике масляное голодание двигателя и ухода ММ в картер чаще всего наблюдается в транспортных средствах, на которых установлен некачественный фильтрующий элемент.
  3. Поломка датчика давления либо обрыв проводки. Если произошел обрыв проводов в системе проводки либо замыкание, то это может стать причиной срабатывания самой лампы без повода. При выходе из строя непосредственно самого датчика лампа как раз будет срабатывать при перегазовке и изменении давления в системе.
  4. Поломка редукционного клапана. При сниженном уровне давления в системе клапан находится в закрытом положении, но если этот элемент заклинил, в открытом положении то давление будет недостаточным. Это может спровоцировать включение датчика давления.
  5. При засоренной сетке маслонасоса датчик также будет сообщать водителю о неисправности. Чаще всего сетка забивается в результате попадания на нее грязи, пыли и прочих засоряющих частиц. Избавиться от этого можно только путем замены сетки, а также промывки двигателя и залива новой моторной жидкости.
  6. Поломка маслонасоса. При выходе из строя этого элемента может произойти замыкание контактов регулятора. Если сам регулятор исправен, то необходимо произвести диагностику маслонансоса с последующей его заменой при необходимости.

При замене расходного материала нужно учитывать несколько требований. Во-первых, качество смазывающего вещества должно соответствовать требованиям двигателя, в который оно заливается. При несоответствии каких-либо характеристик могут возникнуть последующие проблемы в эксплуатации. Кроме того, смазка должна быть недешевой и желательно качественной, чтобы обеспечить надежную работу агрегата. Перед заливом необходимо осуществить промывку ДВС, чтобы выгнать из него все отложения и грязь.

Видео «Причины срабатывания лампочки»

Основные причины, по которым может сработать индикатор давления ММ, представлены на видео (автор — Avto-Blogger).


Мотор УМЗ-4216 - малоразмерная бензиновая инжекторная силовая установка, предназначенная для малотоннажных грузовиков и микроавтобусов. Ранняя версия была карбюраторной. Производитель - Ульяновский моторный завод. Первая модификация была выпущена в 1998 году.

Конструктивный «предшественник» этого мотора - двигатель ЗМЗ, выпускавшийся с 1969 года. От своего предшественника двигатель УМЗ-4216 получил принципы компоновки и некоторые узлы.

Конструкция

Это одна из разновидностей силовой установки УМЗ-421. В «четыреста двадцать первую» линейку входят также моторы 4213, 4215, 4218.


УМЗ-4216 выделяется среди них следующим:

  • алюминиевым блоком цилиндров;
  • закалкой коренных и шатунных шеек коленвала высокочастотным током;
  • шестеренчатым приводом ГРМ;
  • нижним расположением распредвала;
  • алюминиевыми штангами.

В модели двигателя УМЗ-4216 с поршнем калибром 92 мм гильзы в блоке цилиндров ставятся «мокрого» типа, их можно снять. Но в более мощной модификации с диаметром поршня в 100 мм гильза в соответствующий отсек вдавливается при помощи мощного пресса намертво, и изъятию не подлежит.

Двигатель УМЗ-4216 состоит из:

  • Блока из 4 цилиндров с гильзами, расположенными в ряд.
  • 8 клапанов верхнего расположения, по 2 на камеру сгорания.
  • Зубчатого маховика одномассового типа.
  • Коленчатого вала с 5 опорами и 4 шатунными шейками.
  • 4 поршней, на каждом - 2 компрессионных кольца и 1 маслосъемное.
  • Шатунов.
  • Насоса подкачки масла.
  • Толкателей и штанг.
  • Шкива и ступицы коленчатого вала.
  • Прокладок и сальников.

Коленвал имеет шестерню, выполненную из металла, а шестерня распределительного вала изготавливается из текстолита.

К двигателю подсоединяется система зажигания, жидкостного охлаждения и другие вспомогательные механизмы.

Технические характеристики

Технические характеристики двигателя УМЗ 4216 различаются в зависимости от модификации. Но варьируется только мощность мотора, в остальном характеристики схожи:

  • Количество цилиндров - 4.
  • Расположение - в один ряд.
  • Порядок работы - 1-2-4-3.
  • Рабочий объем - 2,89 л.
  • Диаметр поршней - 100 мм (92 мм устарел).
  • Компрессия в цилиндрах - 9,2.
  • Ход поршня - 92 мм.
  • Мощность - от 100 до 125 л. с. в зависимости от модели.
  • Расход топлива в городском режиме, средний - 10,4 л/100 км, в смешанном - 11,2 л/100 км.
  • Максимальный крутящий момент - 235 Нм.
  • Полный крутящий момент - 221 Нм.
  • Режим работы, при котором развивается полный крутящий момент - 2200-2500 оборотов в минуту.
  • Режим холостого хода - 800 оборотов в минуту.
  • Впрыск - распределенный, в наиболее современной модификации управляемый микроконтроллером.
  • Основной вид топлива - неэтилированный 92-й бензин. Возможно использование 95.
  • Топливный класс мотора - Евро-3 или Евро-4 в зависимости от модификации.

Обслуживание

УМЗ-4216 - простой и неприхотливый двигатель, предназначенный для коммерческого транспорта. Обслуживание мотора необходимо проводить регулярно, в соответствии с графиком ТО.

Работы по обслуживанию делятся на 3 группы:

  • ежедневная проверка состояния;
  • контрольно-диагностический сервис;
  • регламентное обслуживание.

Ежедневно в двигателе УМЗ-4216 необходимо проверять уровень масла, охлаждающей жидкости, герметичность системы охлаждения, смазочной системы и топливопроводов питания. При углубленном контроле, который проводится по расписанию, к этим работам добавляется:

  • проверка термостата, датчиков охлаждающей жидкости и всех систем - масляной, питающей и т. п.;
  • качество соединений всех систем на предмет герметичности (включая вентиляционную);
  • контроль состояния электрооборудования (в том числе свеч на предмет нагара);
  • проверка ремня ГРМ и ремня от шкива генератора;
  • состояние генератора.

По утвержденному регламенту, раз в полгода на двигателе УМЗ-42616 выполняют следующие манипуляции:

  • подтягивают винтовые соединения;
  • осуществляют регулировку клапанов (по мере необходимости);
  • проводят регулировку зазоров и очистку внутренних объемов двигателя от пыли, нагара и грязи;
  • промывают масляный фильтр, картер, систему охлаждения, заменяют охладитель;
  • меняют масло.

Распространенные поломки

К наиболее распространенным неисправностям двигателя УМЗ-4216 относятся:

Двигатель УМЗ-4216

  • Подтекание масла. Возникает из-за неплотного прилегания сальника коленвала, происходит из-за превышения рекомендуемого числа оборотов - 2500.
  • Подергивания на холостом ходу, мотор «троит». Заводской дефект.
  • Постукивание в моторе. Возможно после каждых 15 тысяч км пробега. Виновники - неотрегулированные клапаны либо проблемы с коленчатым валом.
  • Сильная вибрация. Неполадки в работе кривошипно-шатунного механизма либо системы зажигания.
  • Перегрев мотора. Происходит из-за выхода из строя термостата, помпы или прогорания прокладки.

Варианты тюнинга

Для данного мотора целесообразен только один вариант тюнинга, оптимизирующий «городской» режим. Для этого тщательно отрегулировать клапаны, «довести до ума» головку БЦ и модернизировать камеры сгорания.

Модельный ряд

У двигателя УМЗ-4216 существуют следующие модификации:

  • Мотор 4216.10, выдающий максимальную мощность в 123 л. с. Евро-3.
  • Мотор 42161.10 - упрощенный вариант на 99 л. с.
  • Мотор 42164.10 - 125 л. с., стандарт Евро-4.
  • Моторы 42167.10 и 421647.10 - газобензиновые, мощностью 123 и 100 л. с. соответственно.

Этот двигатель является единственным среди российских моторов, установка на который газового оборудования не приводит к потере гарантии.



Поделиться