Причин искать новый аккумулятор для своего автомобиля может быть много. Основная - крайний износ или отказ старого: постоянно снимать на подзарядку батарею или «прикуривать» автомобиль по утрам людям быстро надоедает. При доработках автомобиля часто приходится устанавливать дополнительный аккумулятор или более емкий на замену штатному - это нужно для питания лебедки внедорожника или мощной аудиосистемы шоу-кара.
Что нужно знать при выборе аккумулятора? Во-первых, варианты его конструкции:
- Свинцово-кислотные аккумуляторы - простейший и самый старый тип. Они состоят из шести банок, в которых свинцовые пластины погружены в раствор серной кислоты. Такие аккумуляторы дешевы, возможность замены электролита позволяет «реанимировать» их в ряде случаев. Ряд моделей, однако, выпускается необслуживаемыми (без возможности вывернуть пробки банок). Они стойко переносят перезаряд, но при глубоком разряде могут необратимо потерять емкость или вообще перестать набирать заряд (происходит разрушение пластин).
- Гелевые аккумуляторы вместо жидкого электролита используют загущенную кремниевыми соединениями кислоту. Благодаря этому они не только герметичны, но и продолжают работать при любом угле наклона. Гелевые аккумуляторы способны сохранять работоспособность при глубоком разряде, но более требовательны к условиям заряда. Кроме того, их цена наиболее высока.
- Выполненные по технологии AGM аккумуляторы сочетают в себе элементы конструкции и стандартных батарей, и гелевых: в них используется жидкий электролит, пропитывающий наполнитель (обычно - стекловолокно) между пластинами. Они могут работать практически при любом наклоне (переворачивать вверх дном не рекомендуется). Аккумуляторы AGM стойки к вибрациям, так как наполнитель не дает пластинам разрушаться. Но, в отличие от обычных и гелевых батарей, они чувствительны и к глубокому разряду, и к перезаряду одновременно.
Для старой машины лучшим вариантом станет дешевый свинцово-кислотный аккумулятор. Владельцу нового автомобиля, у которого нет оснований опасаться неисправности генератора, можно посоветовать аккумулятор, выполненный по технологии AGM: несмотря на требовательность к условиям цикла заряда/разряда, он обеспечит больший стартовый ток и быстрое восстановление заряда. Гелевые же аккумуляторы из-за высокой цены чаще всего становятся элементом тюнинга автомобилей. Благодаря высокой токоотдаче и переносимости сильного разряда их часто используют для питания мощных аудиосистем (штатный аккумулятор при этом отвечает за питание основной электрики автомобиля).
Также нужно знать полярность аккумулятора , то есть порядок расположения клемм на его корпусе. Большинство моделей автомобилей имеют слишком короткие или неудобно расположенные силовые провода, чтобы на них можно было ставить батареи «неправильного» типа. Если повернуть аккумулятор клеммами к себе, то у батареи с прямой («российской») полярностью плюсовая клемма будет находиться слева, у батареи с обратной («европейской») - справа.
Пусковой ток аккумулятора, указываемый на его этикетке, может измеряться по разным методикам:
- EN (европейская методика измерения): измеряется максимальный ток, который аккумулятор может отдавать в течение 10 секунд при температуре -18˚С при напряжении не ниже 7,5 В;
- DIN (немецкий промышленный стандарт): при той же температуре измеряется средний ток за 30 секунд, при этом напряжение не должно падать ниже 9 В;
- SAE (американский стандарт): ток измеряется при -18˚С в течении 30 секунд, максимальное падение напряжения - 7,2 В.
Как видно из этого описания, наиболее жесткая методика измерения - стандарт DIN (аккумулятор, выдающий ток 365 А по DIN, по методике EN получит маркировку 600 А). Выбирая аккумуляторную батарею, следует ориентироваться на этот показатель, что позволит рассчитывать на уверенный запуск зимой.
Так как автомобильные аккумуляторы в пределах одной и той же производственной линейки могут иметь разную полярность, емкость и цену, мы за основу рейтинга возьмем наиболее востребованный вариант: аккумуляторы с емкостью от 55 до 70 А*ч.
Неожиданное продолжение получила наша прошлогодняя экспертиза аккумуляторов (ЗР, 2015, № 10). Специалисты НИИЦ AT 3 ЦНИИ Минобороны России, проводившие тогда исследования, предложили ради взаимного интереса оставить у них всю дюжину батарей еще на четыре месяца. Зачем? Чтобы провести испытания, за которые мы еще ни разу не брались. Идея в том, чтобы оценить сохранность заряда батарей европейского типоразмера (242x175x190 мм) после многомесячного хранения в неотапливаемом помещении. Само собой, мы тут же согласились - интересно же! Военным спецам тоже интересно, поскольку подобных исследований они не проводили с эпохи древних батарей, залитых черной мастикой. Кстати, тогда результаты были плачевные. Несмотря на тщательный уход за аккумуляторами, включающий регулярное протирание их поверхности раствором соды, уже через месяц хранения заряд пропадал. Виноваты материалы, из которых изготовлены решетки пластин. В сплавах было повышенное содержание сурьмы (5-7%), которая ускоряла процесс электролиза воды, из-за чего быстро менялся состав электролита (вода выкипала). Кстати, поэтому те батареи производили сухозаряженными, а после заливки электролита и подзаряда напряжение разомкнутой цепи падало на глазах. После трех месяцев хранения напряжение снижалось гораздо ниже «ватерлинии» и батареи вновь требовали подпитки электричеством.
У аккумуляторов следующего поколения саморазряд снизили, уменьшив содержание сурьмы в пластинах до 1,5-2% и применив легирующие добавки. В современных батареях вместо сурьмы используют кальций; такие источники не только дольше удерживают заряд, но и не требуют обслуживания (доливать в них воду нет необходимости).
А как кулоны (именно в этих единицах измеряют электрический заряд, или количество электричества) поведут себя сегодня, в самых современных АКБ?
На свободу с чистой совестью
Испытания проходили в течение 120 суток с осени 2015 года до зимы 2016-го. Четыре месяца к изначально заряженным батареям никто не прикасался. Ни подзаряда, ни долива, ни протирки! Температура окружающей среды при этом колебалась в пределах 40 с лишним градусов: от -21 до -22°С. После истечения «срока заключения» батареи без подзарядки поместили в морозильную камеру и продержали еще сутки при -18 °С. А после отправили сдавать норматив - разряд единым током 315 А с контролем напряжения на клеммах через 30 секунд разряда. Результаты - в нашей фотогалерее.
От аккумуляторов требовалось крутануть условный стартер после четырех месяцев забвения. Сделать это сумели все - стало быть, результаты хорошие. Ни одна батарея не просела ниже 8 В - их предкам такое и не снилось. Однако одни участники прошли испытания с огромным запасом, другие на пределе возможностей. Чемпионка - снова батарея Tyumen Battery Premium; кроме нее только Exide Premium, Varta Blue Dynamic и Topla сохранили напряжение на клеммах выше 9 В. Любопытно, что Varta Blue Dynamic, откровенно неважно выступившая в основных соревнованиях, после четырехмесячного заключения одумалась и показала третий результат.
Немножко огорчили отечественные изделия. Выиграв в суммарном зачете прошло¬годние испытания, здесь они немножко скатились вниз, уступив середину табели о рангах «иностранкам». Правда, разница в числах невелика - всего пара процентов.
Испытания показали, что современные аккумуляторы терпеливо относятся к недостатку внимания. Но всякому терпению приходит конец, поэтому в очередной раз повторяем: перед установкой на автомобиль батарею нужно зарядить. Даже совсем новую, только что купленную. Уверяю вас, ни один продавец этим не озадачивается. Поэтому под видом свежего аккумулятора может скрываться уже уставший. И через неделю-другую эксплуатации он помрет, даже если вначале и крутил стартер. В условиях хронического недозаряда дело кончится сульфатацией пластин со всеми вытекающими отсюда неприятностями.
Места в тесте аккумуляторов За Рулем в 2016 году распределил следующим образом:
12 МЕСТО
Silverstar
Россия
Заявленная емкость, Ач
65
Заявленный ток, А
610
8,03 В
11
11 МЕСТО
Delkor
страна не указана
Заявленная емкость, Ач
60
Заявленный ток, А
525
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,21 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 12
10 МЕСТО
AKOM Россия
Заявленная емкость, Ач
62
Заявленный ток, А
540
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,53 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 10
9 МЕСТО
Titan Euro Silver Россия
Заявленная емкость, Ач
61
Заявленный ток, А
620
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,75 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 6
8 МЕСТО
Bosch Германия
Заявленная емкость, Ач
63
Заявленный ток, А
610
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,92 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 7
7 МЕСТО
Тюменский Медведь Россия
Заявленная емкость, Ач
62
Заявленный ток, А
560
Напряжение на клеммах после 30 - секундного разряда током 315 А
8,96 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 4
6 МЕСТО
Зверь Россия
Заявленная емкость, Ач
60
Заявленный ток, А
600
8,98 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 5
5 МЕСТО
Mutlu Silver Evolution Турция
Заявленная емкость, Ач
63
Заявленный ток, А
550
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,0
0
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 8
4 МЕСТО
TOPLA страна не указана
Заявленная емкость, Ач
66
Заявленный ток, А
620
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,02
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 2
3 МЕСТО
Varta Blue Dynamic Страна не указана
Заявленная емкость, Ач
60
Заявленный ток, А
540
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,10
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 9
2 МЕСТО
EXIDE PREMIUM страна не указана
Заявленная емкость, Ач
64
Заявленный ток, А
640
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,17
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 3
1 МЕСТО
Tyumen Battery Premium Россия
Заявленная емкость, Ач
64
Заявленный ток, А
590
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А
9,20
В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 1
Какой автомобильный аккумулятор лучше? На этот вопрос не легко ответить. . В нашем же тесте автомобильных аккумуляторов Авторевю 2016 мы рассмотрим все плюсы и минусы каждого аккумулятора и поможем Вам принять правильное решение при покупке нового АКБ. В принципе правильный выбор автомобильного аккумулятора зависит от того, какие и насколько мощные потребители энергии установлены на Вашем автомобиле. Ведь в настоящее время Вы пользуетесь большим количеством энергопотребителей, таких как кондиционер, подогрев сидений и навигационная система, системы безопасности, такие как Lane Assist. По этой причине новые и современные автомобили оснащены различными блоками управления, которые должны работать в связке со всей электрической системой автомобиля. Именно по этому мы и хотим более детально проанализировать автомобильные аккумуляторы в нашем тесте. Но не все автомобильные аккумуляторыодинаковы: специально автомобилей с системой старт-стоп или с тормозной рекуперации энергии необходимы специальные выносливые аккумуляторы. Такими АКБ являются EFB (Enhanced Flooded Battery) или AGM (Absorbent Glass Mat) аккумуляторы. Привычные свинцово-кислтные аккумуляторы подходят на старых автомобялх с более простыми системами электропитания.
Итак, какие факторы при покупке автомобильного аккумулятора важны? На что вы должны обратить внимание? И какая батарея оптимально подойдет Вашему автомобилю? На все эти вопросы мы хотим ответить в нашем тесте автомобильных аккумуляторов Авторевю 2016. Всех участников теста вы найдете в наших сравнительных таблицах.
Как сделать правильный выбор аккумулятора?
Каждый год мы досканально тестируем новые автомобильные аккумуляторы. Правильная оценка важных свойств помогает выявить лучший аккумулятор года. В принципе, перед заменой аккумулятора вы должны предварительно ознакомиться с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Там точно указано, какой автомобильный аккумулятор подходит для вашего автомобиля. Наш совет: посмотрите на свой старый аккумулятор. На основе старой батареи можно определить, какой АКБ для вас будет лучшим. Принципиально важно обратить внимание на то, что у новой батареи должны быть такие же как и у старой АКБ емкость, напряжение, стартовый ток, габариты и полярность. Так можно будет гарантировать, что новая батарея способна обеспечивать достаточное питание для всех энергопотребителей Вашего автомобиля. В нашем тесте аккумуляторов Авторевю 2016 мы рассмотрим эти понятия более детально.
Емкость
Указание номинальной емкости осуществляется в ампер-часах (Ah). Например, полностью заряженный автомобильный аккумулятор может выдавать номинальной мощностью 36Ah в течение 20 часов средний ток 1,8 A (ампер). (Пример: 36Ah = 20h *1,8 A). Поэтому для выбора аккумуляторов в наш тест мы старались выбрать АКБ, подходящие по емкости. Тем более высокий емкость никогда не будет лишней.
Напряжение
Напряжение аккумулятора измеряется в вольтах (V). У Легковых автомобилей оно, как правило, стандартное - 12 вольт. Грузовики в основном имеют бортовое напряжение 24 вольта. У старых автомобилей и некоторых мотоциклов он может даже быть 6 вольт.
Пусковой ток
Пусковым током или током холодного запуска называется максимальный ток, который может выбдать аккумулятор при запуске автомобиля. Он также должен соответствовать току на старой АКБ. Если пусковой ток будет меньше необходимого, то ему будет трудно прокрутить двигатель в холодную погоду, т.к. моторное масл густеет и создает дополнительное сопротивление. В нашем тесте автомобильных аккумуляторов холодный ток указывается для каждой батареи.
Полярность
При выборе нового аккумулятора полярность также важна. В принципе, есть несколько вариантов полярности, самым распространенным вариантом является прямая полярность. Таким образом, чтобы правильно подключить аккумулятор, вам придется обращать на этот критерий внимание и обратится к инструкции по эксплуатаци автомобиля, чтобы не перепутать полярность.
Габариты и тип крепления
Не следует также пренебрегать размерарми и типом крепления АКБ. Чтобы убедится в правилньости выбора габаритов, необходимо измерить посадочное место для аккумулятора. Большинство батарей в нашем большом тесте автомобильных аккумуляторов имеют размеры 278 х 175 x 190 мм (Д х Ш х В). Крепится такой аккумулятор, как правило снизу, за бртик у дна на корпусе. Это стандартное крепление для большинства батарей, маркируемых B13.
Виды и типы автомобильных аккумуляторов
В основном в магазинах встречаются обычные свинцово-кислотные стартерные батареи. Но в последнее время стали популярные также EFB и AGM. Ниже мы рассмотрим более детально все три типа.
Обычные Стартерные Батареи (Свинцово-Кислотные Батареи)
Данные АКБ подходят в основном для старых автомобилей или для использования в автомобилях, которые имеют не так много электрических потребителей. Преимущество их в том, что они по отношению к новым EFB или AGM аккумуляторам относительно дешевые. В нашем тесте автомобильных аккумуляторов 2016 мы сравним данные АКБ и выберем лучшую среди них.
EFB батарея (автомобильный аккумулятор для системы Старт-Стоп)
EFB - это сокращение от Enhanced Flooded Battery. Этот тип батарей, который в просторечии также называется старт-стоп, так как идеально подходит для автомобилей, которые оснащены системой старт-стоп. Такие автомобили должны иметь достаточно мощный аккумулятор, чтобы автомобиль снова быстро завелся на светофоре. В отличие от обычных свинцово-кислотных батарей, EFB аккумуляторы оснащены полиэфирным сепаратором Scrim. Этот сепаратор позволяет удерживать активную массу на пластинах, позволяя совершать батареи большое количество неглубоких циклов разряд-заряд. В нашем обзоре аккумуляторой мы сравним для вас самые лучшие автомобильные аккумуляторы EFB друг с другом. Но если ваш автомобиль оснащен также системой рекуперации энергии торможения, то вам следует выбрать AGM батарею автомобиля.
AGM батареи автомобиля
Также мы протестировали в этом тесте Авторевю 2016 батареи AGM. Если ваш автомобиль оснащен системами старт-стоп и рекуперации энергии торможения, то батарея автомобиля AGM – Absorbent Glass Mat – для вас оптимальный выбор. В конструкции этих батарей находится стекловолокно между свинцовыми пластинами и кислотой. При этом достигается более полное взаимодействие кислоты и стекловолокна. Также аккумуляторы имеют до 4 раз больше циклов зарядки в отличие от обычного автомобильного аккумулятора. Недостатком AGM батарей является цена. AGM автомобильные аккумуляторы значительно дороже, чем обычные стартерные батареи, и даже дороже чем батареи EFB.
Обзор теста автомобильных аккумуляторов
Стартерные кислото-свинцовые АКБ |
EFB Start-Stopp АКБ |
AGM Start-Stopp АКБ |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Марка | MOLL | VARTA | Exide | MOLL | Banner | VARTA | Banner | Exide | MOLL |
Модель | M3 Plus K2 | Blue Dynamic E11 | Carbon Boost EA770-L3 | EFB 82070 | Running Bull EFB | E45 Start-Stopp | Running Bull AGM 570 01 | AGM EK700 | Start/Stopp plus AGM 81070 |
Средняя цена | EUR 116,10 |
EUR 75,55 |
EUR 72,90 |
EUR 134,33 |
EUR 116,00 |
EUR 130,00 |
EUR 147,05 |
EUR 167,00 |
EUR 182,00 |
Оценка по отзывам | 4 отзыва |
94 отзыва |
93 отзыва |
3 отзыва |
1 отзыв |
0 отзывов |
3 отзыва |
0 отзывов |
0 отзывов |
Технические хар-ки | |||||||||
Емкость (Ah) | 75 | 74 | 77 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Напряжение (V) | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Пусковой ток EN (A) | 660 | 680 | 770 | 760 | 660 | 650 | 720 | 760 | 760 |
Схема полярности | 0 Плюс: справа Минус: слева |
0 Плюс: справа Минус: слева |
0 Плюс: справа Минус: слева |
0 Плюс: справа Минус: слева |
0 Плюс: справа Минус: слева |
0 Плюс: справа Минус: слева |
0 Плюс: справа Минус: слева |
0 Плюс: справа Минус: слева |
0 Плюс: справа Минус: слева |
Endpolart | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Положительной клемма | коническая, 19,2 -19,5 мм | коническая, 19,2 -19,5 мм | коническая, 19,2 -19,5 мм | коническая, 19,2 -19,5 мм | коническая, 19,2 -19,5 мм | коническая, 19,2 -19,5 мм | коническая, 19,2 -19,5 мм | коническая, 19,2 -19,5 мм | коническая, 19,2 -19,5 мм |
Отрицательная клемма | коническая, 17,6 -19,9 мм | коническая, 17,6 -19,9 мм | коническая, 17,6 -19,9 мм | коническая, 17,6 -19,9 мм | коническая, 17,6 -19,9 мм | коническая, 17,6 -19,9 мм | коническая, 17,6 -19,9 мм | коническая, 17,6 -19,9 мм | коническая, 17,6 -19,9 мм |
Корпус | |||||||||
Габариты (Д x Ш x В мм) | 278 x 175 x190 | 278 x 175 x190 | 278 x 175 x190 | 278 x 175 x190 | 278 x 175 x190 | 278 x 175 x190 | 278 x 175 x190 | 278 x 175 x190 | 278 x 175 x190 |
Вес (кг) | 21 | 17,87 | 19 | 21,5 | 21,5 | 21,5 | 25 | 20,9 | 21 |
Тип корпуса | B13 | B13 | B13 | B13 | B13 | B13 | B13 | B13 | B13 |
Маркировка ETN | 570 E00 076 | 570 500 065 | |||||||
Оценки других тестов | |||||||||
Stiftung Warentest | "хорошо" (2,2) | "очень хорошо" (1,3) | "хорошо" (1,6) | "хорошо" (1,7) | „хорошо“ (1,7) | „хорошо“ (1,8) | |||
Auto Zeitung | 382 из 500 пунктов | 335 из 500 пунктов | 454 из 500 пунктов | 441 из 500 пунктов | 426 из 500 пунктов | ||||
ADAC | "хорошо" | "очень хорошо" (1,3) | "хорошо" (1,7) | "хорошо" (1,7) | „хорошо“ (1,7) | „хорошо“ (1,8) | |||
GTÜ | "Рекомендум" выпуск 24/2014 | "Рекомендум" выпуск 24/2014 | "Очень рекомендуем" выпуск 24/2014 |