Ява 05 технические характеристики. История мотоциклов JAWA

Хай! Обсуждаем мы сегодня уже не мотоцикл (хоть с этим некоторые способны поспорить), а скорее мопед Jawa 50, который в выгодном свете смотрится на фоне массы некачественных отечественных и китайских малокубатурных двухколесных. Речь пойдет о Pioner и его более позднем аналоге — Robby. Парочка этих железных коней используется преимущественно почитателями легендарного чехословацкого бренда стальных скакунов.

Описание Ява Пионер 50 с фото

По своей сути, вышеуказанный 50-кубовый байк является подходящим мини мотоциклом для всех без исключения начинающих мотоциклистов. Этот прекрасный двухколесный хорошо справляется с большими расстояниями, удивляя высокой экономичностью движка, а также серьезной надежностью последнего.

Выпускаться подобный транспорт начал параллельно со схождением с конвейера усовершенствованной модели знаменитой Jawa 500 - в 1954 году. Этот байк стал продолжением довоенной линейки под названием "Робот".

До сегодняшнего дня этот железный скакун остается самым маленьким во всем семействе продукции Чешского мотобренда.

Фото Явы 50, купить которую можно, обладая денежной суммой от 2 тысяч американских долларов, указывают на должный уровень эстетики в шасси стального коня. Интересно, что создавали указанный выше мини мотоцикл не только на Пражском заводе, но и в Словакии (город "Поважска Быстрица").

С первых лет эксплуатации 50-кубового мопеда у него появилось народное прозвище "Пень" из-за особенностей конструкции сидения. На мото устанавливали простенький одноцилиндровый мотор двухтактного типа. Последний позволял располагать мощностью в 1,6 лошадок на впечатляющих, как для скутера оборотах движка (5 тысяч в минуту). Серьезный у мопеда был и показатель компрессии (6,6 к 1).

Купить б/у версию этого мопеда в наше время можно с различными вариантами переделок. Часто меняют узлы рамы байка и его карбюратор. Тем не менее в оригинале последний представлен чехословацкой классикой - "Jikov" (модель "2912") и предусматривает подачу в камеру сгорания бензина в смеси с маслом с пропорцией (20 к 1).

В отличии от советских скутеров двигатель Jawa Пионер 50 обустраивался трехступенчатой КПП. Это позволяло двухколесному резво набирать максимальную скорость в почти 50 км/ч. Открытая сварная рама мопеда из стали создавалась при использовании высокопрочных квадратных труб. Благодаря использованию в шасси мото особой передней телескопической вилки и задней подвески из штампованых профилей без амортизаторов вышеуказанный двухколесный подал серьезный пример легендарным японским мотобрендам. К примеру, нечто подобное активно использовалось в создании мотоциклов от концерна "Yamaha ".

Новаторский подход в создании Пионер Ява 50, фото которой вы видите, конструкция двухколесного не считалась устаревшей вплоть до начала 1970-х. А тот факт, что любители активного отдыха на природе все еще используют чешский скутер в наши дни говорит о высоком уровне надежности стального скакуна.

Стоит также отметить, что на протяжении всей истории выпуска данного железного коня, инженеры бренда Jawa старались постоянно его модернизировать, совершенствуя кузов, тормозную систему, колеса мото, и многое-многое другое. Постепенно увеличивалась мощность двигателя двухколесного, а также его максимальная скорость. С конвейера сходили даже двухместные 50-кубовые Pioneer. А рост грузоподъемности байка может вообще шокировать, достигая отметки в 150 килограмм. Все же, вместе с тем, возрастал и уровень расхода топлива на 100 километров пройденного пути, переваливая за отметку в 3 литры бензина. Интересным фактом является то, что самого свежего представителя такой легендарной мало-кубатурной линейки ("Мустанг") чехословацкий бренд создавал с итальянцами.

Ява 50 технические характеристики

Указанные ниже характеристики относятся к модели мини мотоцикла 2014 года. Мы специально отыскали для вас детали по свежей модели чешского мопеда.
Тип мотора - двухтактный одноцилиндровый с системой воздушного охлаждения.
Объем движка составляет 49,5 см.куб.
Максимальная мощность двухколесного достигает 3,5 лошадиных сил.
Емкость бензобака - 6,5 литра.
КПП - 4 ступени.
Высота байка по седлу - 730 мм.

Мотоцикл ЯВА 350/634 представляет собой одноколейное средство моторного транспорта, рассчитанное для перевозки одного или двух человек и багажа общим весом до 180 кг. Мотоциклы ЯВА 350/634 предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и по сельским дорогам с упрочненным покрытием.

К мотоциклам можно присоединить боковой прицеп (например, модели ЯВА 562) или задний прицеп (типа ПАВ 40) при помощи прилагаемых к ним деталей согласно руководству заводов-изготовителей прицепов. Оба прицепа нельзя применять одновременно.

В качестве силового агрегата в мотоцикле ЯВА 350/634 использован двухцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения в блоке с коробкой передач. Двигатель работает бесшумно, сбалансирован во всем диапазоне числе оборотов и обладает хорошей приемистостью. Двигатель смазывается маслом, смешанным с бензином в соотношении 1: 30.

Сцепление у мотоцикла ЯВА 350/634 многодисковое со стальными дисками и с дисками с несгораемыми асбестовыми накладками. Сцепление работает в масляной ванне. Для управления сцеплением служит рычаг с левой стороны руля.

Коробка передач - четырехступенчатая со скользящими шестернями. Переключение передач ножное, при помощи рычага (педали), расположенной с левой стороны.

Пуск двигателя производится той же педалью, что и переключение передач.

Для передней и задней передач использованы цепи. Передняя передача находится в картере и работает в масляной ванне. Задняя передача полностью закрыта кожухом и постоянно смазывается консистентной смазкой.

Двигатель мотоцикла ЯВА 350/634 (см. рисунок ниже) имеет блочную компоновку, т. е. его картер объединяет в одно целое сцепление и коробку передач. Цилиндры отлиты из серого чугуна, головки цилиндров и поршни - из легкого сплава. Поршни снабжены тремя компрессионными кольцами. Поршневые пальцы стальные, установлены в шатунных головках на игольчатом подшипнике; в поршне палец зафиксирован проволочными замками. Шатуны кованые, стальные, со втулками. Коленчатый вал составной, собран из маховиков (щек кривошипа), пальцев и цапф.

Заводской номер двигателя выбит с левой стороны картера двигателя.

Заводской номер рамы выбит на левом заднем кронштейне двигателя. Фирменная табличка помещена спереди на головке рамы. Рама - сдвоенная, дуплексная, трубчатая, с задней маятниковой вилкой.

Топливный бак мотоцикла ЯВА 350/634 сварен из штампованных стальных деталей. Бак имеет наливную горловину с крышкой диаметром 60 мм и топливный бак, обеспечивающий резерв топлива на пробег 30-50 км (в зависимости от режима движения).

Спицевые колеса - легкосъемные, установлены на шарикоподшипниках. Передняя и задняя оси выдвижные. Заднее колесо соединено со звездочкой при помощи резинового гасителя крутильных колебаний. Заднее колесо можно снимать без разъединения цепи.

Тормоза - барабанные, колодочные, с механическим приводом. Диаметр барабана 160 мм, ширина колодок 35 мм. Задний тормоз приводится педалью, расположенной с правой стороны двигателя, передний - рычагом, находящимся на правой стороне руля. Оба тормоза отличаются высокой эффектив-ностью. (В первой серии мотоциклов передний тормоз однокулачковый, в последующих - двухкулачковый).

Двойное седло - подушечного типа удобной формы. Вместе с задней подвеской оно обеспечивает комфортабельную поездку как для водителя, так и для пассажира. Седло, запираемое замком, можно снять; под ним находится ящик для инструмента, аккумуляторной батареи, регуляторов напряжения и насоса для накачивания шин. Боковые крышки можно снять лишь после снятия седла.

Подножки - спортивного типа. Руль - спортивного типа, с регулируемым углом наклона.

Переднее колесо закреплено в телескопической вилке со стальными спиральными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ход вилки составляет 150 мм. Элементы подвески полностью закрыты. Характеристика телескопических амортизаторов подобрана так, чтобы вилка реагировала на мелкие неровности дороги и эффективно поглощала сильные удары.

Заднее колесо закреплено в маятниковой вилке, на двух пружинящих элементах, которая соединена с рамой посредством двух пружинно-гидравлических амортизаторов. Ход задней подвески составляет 90 мм.

Задняя маятниковая вилка имеет широкую опору, обеспечивающую хорошую устойчивость машины особенно при движении на мокрых, и сколь-зких дорогах. Опора мало нуждается, в смазке, так как ее ось установлена в насыщенных смазкой втулках из комбинированного бронзово-пластмассового материала. Ось можно вынуть без разъединения цепи.

С левой стороны головки рамы мотоцикла ЯВА 350/634 встроен цилиндровый замок. Он действует при повороте руля вправо до упора. Для этого нужно поставить ключ в замок, повернуть его вправо и вдвинуть ключ с замком внутрь головки рамы. Затем повернуть влево и вынуть его из замка. Открывание производится в обратной последовательности, причем замок достаточно только выдвинуть. Владельцам мотоцикла ЯВА важно помнить, что национальное предприятие ЯВА не поставляет и не выпускает запасные ключи замков седла и руля. Поэтому запасной комплект следует тщательно хранить и в случае потери одного из ключей нужно сделать по этому запасному новый.

Эти мотоциклы с двухцилиндровыми 350-кубовыми двигателями хорошо известны нашим мотолюбителям. Базовая модель 350/640 Style оснащена спицованными колесами, дисковым тормозом переднего колеса и маленьким полуобтекателем с прямоугольной фарой.

Вариант 350/640 Sidecar предназначен для эксплуатации с боковой коляской Velorex 700. Модель 350/640 Sport одета в пластиковый обтекатель типа Grand Prix, имеет литые колеса и глушители спортивного типа. Подобный же обтекатель установлен и на модели 350/640 Police, предназначенной для полицейской службы.

Модель 350/639.2 Chopper отличается отсутствием обтекателей, ступенчатым седлом со спинкой пассажира, высоким рулем и хромированными глушителями.

На фирме создан мотоцикл двойного назначения 350/640 Tramp, стилизованный в духе современных эндуро и обутый в шины с развитыми грунтозацепами. Специально к юбилею выпущена специальная серия мотоциклов, стилизованных в духе "старушки" Jawa 60-х годов.

После приватизации получило независимость отделение, изготовляющее мотоциклы для трековых гонок и гонок по льду. Оно выпускает свои машины также под маркой Jawa (компания Jawa Divisov).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Показатели Ява-250 Ява-350
353/04 559/02 559/04 559/07 623/01 354/04 354/06 360/00 633/01 634/4 638
1. Обшие данные
Габаритные размеры, мм
- длина 1980 1980 1980 1980 1980 1980 1980 1980 1980 2080 2110
- ширина 650 650 650 650 680 650 650 650 680 710 750
- высота 1025 1025 1025 1025 1100 1025 1025 1025 1100 1065 1070
- Высота седла над плоскостью дороги, мм 750 750 750 750 860 750 750 750 860 810 810
- Дорожный просвет, мм 180 180 180 180 107 180 180 180 107 130 130
- Расстояние между осями (база), мм 1335 1335 1335 1335 1270 1335 1335 1335 1270 1390 1335
- Сухая масса, кг: 129 128 128 128 150 138,5 139 139 151 155 156
- Грузоподъемность: 160 160 160 160 180 160 160 160 180 180 180
2. Двигатель
- Тип двигателя Двухтактный с искровым зажиганием с петлевой продувкой.
- Число цилиндров 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2
- Расположение цилиндров Рядное, поперек оси мотоцикла с наклоном вперед.
- Диаметр цилиндра 65 65 65 65 52 58 58 58 58 58 58
- Ход поршня, мм: 75 75 75 75 58 65 65 65 65 65 65
- Рабочий объем цилиндров, см 3 248,5 248,5 248,5 248,5 246,5 344 344 344 343,5 343,47 343,47
- Степень сжатия, см 3 7,2 7,7 7,7 7,7 9,2 7,4 8 8 9,2 9,2 10.2
- Максимальная мощность, л.с. 12 14 14 14 16,5 16 18 18 21 20 26
- Число оборотов в минуту при максимальной мощности 4750 5000 5000 5000 5250 4750 5250 5000 5000 5250 5500
- Максимальный крутящий момент, кГ/м 2 2,2 2,2 2,2 2,3 2,64 2,67 2,67 3,2 3 3,3
- Число оборотов в минуту, соответствующее максимальному крутящему моменту 3500 3750 3750 3750 4500 3700 4250 4250 4250 4250 5250
3. Система питания
- Карбюратор Йиков 2926СД 2926СД 2926СД 2926СБД 2926СБД 2924СБД 2926СБД 2926СБД 2926СБД 2926СБД 2928ЦЕ
Регулировочные данные после обкатки
- главный жиклер 92 96 96 92 100 98 98 96 112 98 92
- жиклер холостого хода 45 50 50 50 45 40 50 50 50 55 40
- Число канавок (сверху) 3 2 1 1 1 2 3 3 2 2 1
- Число оборотов винта регулировки холостого хода от упора 1 1 1/2 1/2 1 1/2 3/4 1/2 1/2 1/2 1+1/2 об.
- Воздушный фильтр Металлический Металлический Сухой бумажный в глушителе шума
- Топливный фильтр В заливной горловине и кране бака.
- Топливо А76 Автомобильный бензин с маслом в пропорции от 25:1 до 20:1. А76 АИ-93 40:1
4. Силовая передача
- Передняя передача Безроликовая цепь 2-рядная втулочная цепь
- Размер звена цепи 3/8x3/8" 3/8x3/8" 3/8x3/8" 3/8x3/8" 3/8x3/8" 3/8x3/8" 3/8x3/8" 3/8x3/8" 2x9,525х4,77" 2хЗ/8х3/16" 2x9,525х4,77"
- Число звеньев цепи 60 60 60 60 64 64 64 64 64 66 66
- Передаточное число 2,045 2,045 2,045 2,045 1,66 1,667 1,667 1,667 1,66 1,62 1,62
- Сцепление Масляное многодисковое.
- Коробка передач Четырехступенчатая.
Передаточное число передач:
- первой 3,166 3,166 3,166 3,166 3,17 3,166 3,166 3,166 3,17 3,16 3,166
- второй 1,779 1,779 1,978 1,978 1.88 1,779 1,779 1,978 1,88 1,88 1,88
- третьей 1,266 1,266 1,415 1.415 1,33 1,266 1,266 1,415 1,33 1,33 1,333
- четвертой 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
- Задняя передача Разъемной роликовой цепью.
- Размер звена цепи передачи 1/2x5/16" 1x12,7x7,75
- Число звеньев цепи передачи 120 120 120 120 126 120 120 120 126 128 126
- Передаточное число задней передачи 2,421 2,555 2,555 2,555 3,47 2,706 2,706 2,706 2,89 2,89 2,889
Общие передаточные числа трансмиссии при включении передач:
- первой 15,676 14,502 14,502 14,502 18,28 14,286 14,286 14,286 15,24 14,82 15,69
- второй 8,806 9,298 10,339 10,339 10,82 7,845 7,845 8,722 9,05 8,81 9,32
- третьей 6,266 6,617 7,396 7,396 7,65 5,583 5,583 6,24 6,42 6,24 6,61
- четвертой 4,95 5,227 5,227 5,227 5,77 4,41 4,41 4,41 4,81 4,68 4,96
Общее передаточное число пускового механизма 3,41 3,41 3,41 3,41 2,77 2,78 2,78 2,78 2,77 2,77 -
- Передаточное число привода спидометра 0,45 0,45 0,45 0,45 2,8 0,41 0,41 0,41 2,4 2,4 -
5. Электрооборудование
Аккумуляторная батарея:
- тип ЗМ14 ЗМ14 ЗМ14 ЗМ14 ЗМ14 ЗМ14 ЗМ14 ЗМ14 3M14 3M14 -
- напряжение, В: 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 12
- емкость, А·ч: 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14 5
Генератор
- тип: Постоянного тока, шестиполосный Д 634/00 Переменного тока
- напряжение, В: 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 12
- мощность, Вт: 45 45 45 45 50 45 45 45 50 75 210
- Система зажигания Батарейная
- Свечи зажигания ПАЛ 14-7 ПАЛ 14-7 ПАЛ 14-7 ПАЛ 14-8 ПАЛ 14-8 ПАЛ 14-8 ПАЛ 14-8 ПАЛ 14-8 ПАЛ 14-9 ПАЛ 14-9 ПАЛ 14-9
- Лампы фары, В / Вт 6/25 6/25 6/25 6/25 6/25 6/25 6/25 6/25 6/25 6/35 12/40
- Лампы стоп-сигнала 6/15 6/15 6/15 6/15 6/15 6/15 6/15 6/15 6/15 6/15 12/21
- Лампы заднего фонаря 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 12/4
- Сигнальные и контрольные лампы 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/5 6/2 12/2
6. Ходовая часть
- Рама Трубная сварная Хребтового типа Трубчатая сварная двойная Хребтового типа Трубчатая сварная двойная
- Передняя вилка Телескопическая с пружинно-гидравлическими амортизаторами
130 130 130 130 125 130 130 130 125 150 150
- Подвеска заднего колеса Рычажная вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами
- Максимальный ход вилки, мм: 100 100 100 100 90 100 100 100 90 80 90
- Колеса Невзаимозаменяемые Взаимозаменяемые Невзаимозаменяемые Взаимозаменяемые
- Размер ободов, дюймов: 1,85х16 1,85x16 1,85x16 1,85x16 2,15x18 1,85x16 1,85x16 1,85x16 2,15x18 2,15x18 2,15x18
Размер шин колес, дюймов:
- переднего 3,00x16 3,25x16 3,25x16 3,25x16 3,25x18 3,00x16 3,25x16 3,25x16 3,25x18 3,25x18 3,25x18
- заднего 3,25x16 3,50x16 3,50x16 3,50x16 3,50x18 3,25x16 3,50x16 3,50x16 3,50x18 3,50x18 3,50x18
- Тормоза Независимые, барабанного типа, механические. Ручной — для переднего колеса, ножной — для заднего
- Диаметр тормозных барабанов, мм: 160 160 160 160 160 160 160 160 160 160 160
- Ширина тормозных колодок, мм: 25 35 35 35 35 35 35 35 35 35 35
Ходовые свойства
- Максимальный подъем, % 45 35,2 39 39 54 50 39 40 61 35 47
- Максимальная скорость при пригнувшемся водителе, км/ч 100 105 105 105 110-120 115 115 115 118-128 120 120/128
- Расход топлива на 100 км, л 3 3,2 3.2 3,2 3,5 3.5 3,6 3,6 4 4 4,2
Тормозной путь со скорости 40 км/час с нагрузкой (водитель и пассажир при включении тормоза), м
- переднего 18 18 18 18 12 18 18 18 12 13,3 13,5
- заднего 15 15 15 15 15 15 15 15 15 17,6 13
- обоих одновременно 11 11 11 11 10 11 11 11 10
Заправочные емкости
- Объем топливного бака, л: 13,5 13,5 13,5 13,5 16 13,5 13,5 13,5 16 16 17
- Количество масла в коробке передач, л 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,2 1
Количество масла в амортизаторах, см 3
- передней вилки 150 140 140 140 105 150 140 140 105 140 200
- задней вилки 25 25 25 25 47 25 25 25 47 47 47
Давление в шинах, кГ/см 2
- передней/задней при езде с одним водителем 1,25/1,5 1,25/1,5 1,25/1,5 1,25/1,5 1,25/1,5 1,25/1,5 1,25/1,5 1,25/1,5 1,25/1,5 1,25/1,5 1,25/1,5
- передней/задней при езде с водителем и пассажиром 1,25/2,0 1,25/2,0 1,25/2,0 1,25/2,0 1,25/1,9 1,25/2,0 1,25/2,0 1,25/2,0 1,25/1,9 1,25/2,1 1,25/2,1

Книга: Руководство по обслуживанию мотоцикла Ява 350 634

I. Техническое описание мотоцикла Ява 634 (Jawa 634)

1. Техническая характеристика мотоцикла Ява 634 (Jawa 350 634 модификация 8 15)
2. Описание мотоцикла
3. Описание электрооборудования
4. Перечень инструмента

1. Техническая характеристика мотоцикла Ява 350 634

Двигатель двухтактный воздушного охлаждения
Число цилиндров 2
Диаметр цилиндра, мм 58
Ход поршня, мм 65
Рабочий объем цилиндров 343,37
Степень сжатия 9,2:1
Система зажигания батарейная
Максимальная мощность двигателя при 5250 об/мин, л. с 23 лс = 17 квт

Максимальный крутящий момент при 4500 об/мин, кгс. м

3,2 кгм = 31,4 Нм

Расход топлива при движении со скоростью 80 км/час

4,5 л
Емкость топливного бака, л 17
В том числе резерв, л 3
Максимальная скорость, км/час 115—125
Максимальный преодолеваемый подъем пути с водителем на первой передаче, проценты 55
Габаритные размеры, мм
длина 2080
высота 1065
ширина 710
Сухой вес, кг 160
Грузоподъемность, кг 180
на переднюю ось 116
на заднюю ось 237

Передняя передача цепь 2 х 9,525 х 4,77

число звеньев

66

Задняя передача цепь 1 х 12,7 х 7,75

число звеньев, включая замок

128
Передаточные числа:
передней передачи 1: 1,62 (47/29)
задней передачи 1: 2,89 (52/18)
Передаточные числа коробки передач:
первой передачи 1: 3,15 (10/12X24/12)
второй передачи 1: 1,88 (19/12Х 19/10)
третьей передачи 1: 1,33 (19/12X10/19)
четвертой передачи 1: 1 (прямая)
Общие передаточные числа:
первой передачи 1: 14,82
второй передачи 1: 8,8
третьей передачи 1: 0,24
четвертой передачи 1: 4,68
Общее передаточное число пускового механизма 1: 2,77
Передаточное число привода спидометра 5/12
Передача привода механического тахометра 3/12 зубьев
Тормоза:
тип колодочные
диаметр барабана, мм 160
ширина колодок, мм 35
Ход подвески, мм
передней вилки 150
задней вилки 90
Карбюратор, тип Йиков Jikov 2926 СБДб
Колеса:
размеры обода, дюймы, впереди 2.15Б х 18
взади 2,15Б х 18
размеры шин, дюймы, впереди 3,25 x 18
сзади 3,50 X 18

2. Описание мотоцикла

Мотоциклы ЯВА — это одноколейные механические транспортные средства, рассчитанные для перевозки одного или двух человек с багажом общим весом до 180 кг. Максимальная нагрузка одобренного изготовителем типа багажника не должна превышать 15 кг. В случае перегрузки гарантия не распространяется на поврежденные части.

К мотоциклам может быть укреплена коляска Велорекс (Velorex) модель 562 крепежными частями, которые поставляются с коляской для инструкции изгото-вителя колясок.

В качестве силового агрегата используется двухтактный двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением в сборе с коробкой передач. Двигатель обладает хорошей приемистостью, работает практически бесшумно, хорошо сбалансирован во всем диапазоне числа оборотов. Для смазки изпользуется масло, которое смешивается с бензином в пропорции 1: 33 (во время обкатки 1: 25).

Двигатель (рис. 2) имеет блочную компоновку, т. е. его картер объединяет в одно целое сцепление и коробку передач. Цилиндры отлиты из серого чугуна, головки цилиндров и поршни — из легкого сплава. Поршни снабжены тремя компрессионными кольцами. Поршневые пальцы стальные, установлены в шатунных головках на игольчатом подшипнике; в поршне палец зафиксирован проволочными замками. Шатуны кованые, стальные, со втулками. Коленчатый вал составной, собран из маховиков (щек кривошипа), пальцев и цапф.

Сцепление многодисковое со стальными дисками и с дисками с огнеупорной накладкой. Сцепление работает в масляной ванне. Для управления сцеплением служит рычаг с левой стороны руля и полуавтоматическое выключение при переключении ступеней передач.

Коробка передач — четырехступенчатая со скользящими шестернями. Переключение передач ножное, при помощи рычага (педали), расположенной с левой стороны, 1-ая передача переключается путем отжимы рычага вниз, остальные ступени, по направлению вверх.

Пуск двигателя производится той же педалью, что и переключение передач.

Для передней и задней передач использованы цепи. Передняя передача находится в картере и работает в масляной ванне. Задняя передача полностью закрыта кожухом и постоянно смазывается консистентной смазкой.

Заводской номер двигателя выбит с левой стороны картера двигателя (рис. 3).

Заводской номер рамы выбит на левом заднем кронштейне двигателя. Фирменная табличка помещена спереди на головке рамы (рис. 3).

Рама — сдвоенная, дуплексная, трубчатая, с задней маятниковой вилкой.

Топливный бак сварен из штампованных стальных деталей. Бак имеет наливную горловину с крышкой диаметром 60 мм и топливный бак, обеспечивающий резерв топлива на пробег — 30—50 км (в зависимости от режима движения).

Спицевые колеса — легкосъемные, установлены на шарикоподшипниках. Передняя и задняя оси выдвижные. Заднее колесо соединено со звездочкой при помощи резинового гасителя крутильных колебании. Заднее колесо можно снимать без разъединения цепи.

Т ормоза — барабанные, колодочные, с механическим приводом. Диаметр барабана 160 мм, ширина колодок 35 мм. Задний тормоз приводится педалью, расположенной с правой стороны двигателя, передний — рычагом, находящимся на правой стороне руля. На тормозных крышках с колодками установлены указатели, показывающие состояние износа тормозных накладок. (Рис. 4, 6).

Двойное седло — подушечного типа удобной формы. Вместе с задней подвеской оно обеспечивает комфортабельную поездку как для водителя, так и для пассажира. Седло, запираемое замком, можно снять; под ним находился ящик для инструмента, аккумуляторной батареи, регуляторов напряжения и насоса для накачивания шин. Боковые крышки можно снять лишь после снятия седла.

Подложки: Передняя и задняя подложки откидные.

Подставка: Мотоцикл оснащен упорной подставкой в креплении левой передней части рамы.

Руль (Рис. 5) — спортивного типа, с регулируемым углом наклона. На руле установлено зеркало заднего вида. А если зеркало не установлено, то оно поставлено в дополнительной упаковке. Перед передачей машины покупателю его необходимо смонтировать. В оборудование руля входят переключатели. Левая сторона — переключатель света, показатель поворотов, звуковой и световой сигнал. Правая сторона — здесь находится кнопка выключателя зажигания.

Переднее колесо закреплено в телескопической вилке со стальными спиральными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ход вилки составляет 150 мм. Элементы подвески закрыты.

Заднее колесо закреплено в маятниковой вилке, на двух пружинящих элементах.

Задняя маятниковая вилка имеет широкую опору, обеспечивающую хорошую устойчивость машины особенно при движении на мокрых и скользких дорогах. Опора мало нуждается в смазке, так как ее ось установлена в насыщенных смазкой втулках из комбинированного бронзово-пластмассового материала. Ось можно вынуть без разъединения цепи.

Измерительные приборы: мотоцикл оснащен спидометром до 180 км/час (110 миль/ч.), или же спидометром и механический тахометром до 10000 об./мин. Приборы установлены упруго в панелях и обеспечены собственным освещением. (Рис. 7.)

Защита от посторонних лиц

С левой стороны головки рамы встроен цилиндровый замок. Он действует при повороте руля вправо до упора. Для этого нужно вставить ключ в замок, повернуть его вправо и вдвинуть ключ с замком внутрь головки рамы. Затем повернуть влево и вынуть его из замка. Открывание производится в обратной последовательности, причем замок достаточно только выдвинуть.

Задний щиток: Снабжен грязеуловителем.

Отражательные стекла: Помимо заднего отражательного стекла мотоцикл снабжен и боковыми отражательными стеклами.

Мотоцикл дополнен хромовыми или лакированными защитными рамами.

Важное примечание!

Национальное предприятие ЯВА не поставляет и не выпускает запасные ключи замков седла и руля. Поэтому запасной комплект следует тщательно хранить и по этому в случае потери одного из ключей нужно сделать запасной.

Все запасные части следует требовать исключительно от торговых пунктов импортных организаций и генеральных представительств. Национальное предприятие ЯВА поставляет запасные части непосредственно отдельным владельцам мотоциклов.

3. Описание электрооборудования (рис. 8)

Система зажигании — батарейная. Генератор шестиполюсный, марки ЯВА. Номинальная мощность генератора составляет 75 вт, напряжение 6 в.

Рис. 8. Схема электрооборудования

Корпус генератора прикреплен к картеру двигателя. На корпусе установлены прерыватели, щетки и конденсаторы.

Я корь генератора надет на цапфу коленчатого вала и закреплен болтом М6 вместе с кулачком прерывателя.

Регулятор напряжения с реле обратного тока установлен под седлом с правой стороны в ящике для инструмента. Любое неквалифицированное вмешательство в этот прибор воспрещается: ни завод-изготовитель мотоциклов, ни завод-изготовитель регуляторов не несет ответственность за генераторы и регуляторы, у которых нарушена заводская регулировка. В случае необходимости регулировку можно поручить специализированной мастерской, оснащенной необходимыми приборами.

Аккумуляторная батарея (6 В, 14 а-ч) расположена под седлом и подключена к массе с отрицательным полюсом (—).

Вблизи аккумуляторной батареи расположен кронштейн с предохранителем 15 а. Аккумуляторная батарея оснащена вентиляционным устройством, шланг от которого выведен под мотоцикл.

Центральный переключатель "Лал" закреплен в специальном держателе на головке руля. Он служит для включения и выключения потребителей. На панели с тахометром помещены 4 контрольные лампочки в 6 V 2 W. Красная контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет, как только генератор начинает подавать ток в аккумуляторную батарею (контрольная лампа зарядки). Синяя контрольная лампа горит при включении дальнего света фары. Зеленая лампочка сигнализирует о работе мигающего указателя поворота. Желтая контрольная лампочка сигнализирует о переключении рычага в нейтральное положение между первой и второй ступенью скоростной передачи.

Контрольные лампы — на панели расположены 4 контрольные лампы по 6 В 2 Вт. Красная контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет тогда, как только генератор начнет подавать ток в аккумуляторную батарею. Синяя контрольная лампа направо дает знать о работе фар дальнего света. Зеленая контрольная лампа путем прерывания света дает знать о работе указателей поворота. Желтая контрольная лампа сигнализирует о включении нейтрального положения между 1-ой и 2-ой передачами.

Положение ключа центрального переключателя

Положение ключа Ключ вставлен частично Ключ вставлен полностью
Выключено зажигание и указатели поворота. Включен акустический и световой сигнал Включено зажигание и указатели поворота (в случае неисправности батареи снять предохранитель, включить вторую передачу и запустить двигатель, толкая мотоцикл. Включен аккустическии и световой сигнал
Выключено зажигание и указатели поворота. Включен стояночный свет и задний фонарь. Включен акустический и световой сигнал. Включено зажигание и указатели поворота. Стояночный свет и задний фонарь. Включен акустический и световой сигнал а также сигнальная лампочка тормоза.
Выключено зажигание и указатели поворота. Включен дальный свет, стояночный свет и задний фонарь. Включен акустический и световой сигнал. Включено зажигание и указатели поворота. Дальный свет, стояночный свет и задний фонарь. Включен акустический и световой сигнал а также сигнальная лампочка тормоза.

Ключ центрального переключателя можно вынуть в любом положении.

Переключатель (СТОП) общий для обоих тормозов и закреплен па левой катушке зажигания под топливным баком. Управляется тросом боудена, укрепленным в правом рычаге переднего тормоза и в рычаге переключателя ножного тормоза на левой стороне. (Рис. 9.)

У указателя поворота тройное положение и он прикреплен на левой стороне руля.

Соединения выполнены с помощью проводов. Концы проводов имеют контактные соединения или запаяны. Для облегчения монтажа провода имеют различную расцветку (см. рисунок).

ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ]

В фаре установлена двухнитиевая лампа 6 В, 35/35 Вт. Стояночная лампа — 6 В/4 Вт.

Лампа заднего фонаря 6 в/5 вт п лампа стоп-сигпала 6 в 15 Вт. В указателях поворота света использованы лампы 6 В/15 Вт или 21 Вт. Контрольные лампы и лампы освещения тахометра или спидометра 6 В/2 Вт.

Звуковой сигнал включается кнопкой установленной на переключателе света, находящиеся на руле.

Свечи зажигания: У типов 350 см3 применяются свечи без подавления помех ПАЛ-Н8 или Н9 (PAL N8 / N9). К данным свечам устанавливаются экранированные помехозащитные концевые кабельные муфты свечей зажигания. Или же мотоцикл поставляется с помехозащитными свечами ПАЛ Н8Р или Н9Р (PAN N8R / N9R) и незащищенными от помех концевыми кабельными муфтами ТЕСЛА НК1 (TESLA NK1). Во время обкатки и при езде в зимнее время можно использовать свечи ПАЛ Н7 или же Н7Р (PAL N7 / N7R) - в зависимости от степени помохозащиты.

Реле прерывателя блинкеров закреплено на задней стороне фары.

4. Перечень инструмента

Насос дли накачивания шин

Ключ комбинированый 32

Отвертка двухсторонвая

Отвертка 3 мм

Рукоятка

Рычаг с ключом для круглых гаек = 19

Ключ 5,5 X 7

Ключ торцевой 10

Ключ торцевой 13

Ключ торцевой 14

Ключ торцевой 17

Ключ торцевой 19

Ключ для круглых гаек 19

Лопатка монтажная

Полотенце

Сумка для инструмента

Поясок резиновый

Существует немало легендарных мотоциклов. Американцы назовут вам Harley-Davidson, англичане – Royal Enfield, итальянцы – Moto Guzzy… На территории бывшего постсоветского пространства, включающей в себя страны восточной Европы, таким мотоциклом, безусловно, является Ява 350.

Сегодня, зайдя на сайт компании, там можно обнаружить адаптированные под современные требования модификации, вроде Jawa 350 Replica или Jawa 350 Premier. Легендарная марка продолжает пользоваться популярностью. Но чтобы понять причины этой популярности, следует обратиться к её истокам, познакомиться с Явой поближе.

Движение вперёд


Мало кто знает об этом, но история мотоцикла с таким названием началась ещё в 1934 году. Появившийся в то время байк оснащался одноцилиндровым двигателем мощностью 12 л. с., четырёхступенчатой КПП, имел вес 125 кг. и разгонялся до скорости 100 км/час. Он участвовал в международных соревнованиях и побеждал, доказывая своё качество. Назывался он – Jawa 350 SV.

Война внесла свои коррективы в планы чешского производителя, и модель, получившая индекс Ява 350 тип 12, появилась только в 1948 году. В силу определённых обстоятельств, она недолго продержалась на конвейере. Широкому российскому потребителю довелось познакомиться уже со следующей модификацией – Ява 350 354/06, запущенной в производство в 1954 году. Именно эту удачную машину следует считать первой строкой в истории успеха популярной марки в нашей стране.

Достойные характеристики Ява 350


Байк, в отличие от предшественников, получил двухтактный двухцилиндровый двигатель объёмом 350 куб. см, имеющий воздушное охлаждение. Мощность возросла до 16 л. с., а в поздних версиях, после установки нового карбюратора, до 18 л. с.

К слову сказать, карбюратор Ява 350 модифицировался впоследствии неоднократно. Максимальная скорость составляла 115 км/час (при прямой посадке мотоциклиста). Барабанные тормоза работали надёжно, а передняя и задняя вилки с телескопическими амортизаторами обеспечивали комфортное передвижение по дорогам с твёрдым покрытием.

Особенно заметно это стало в 1958 году, когда амортизаторы конусного типа заменили на поршневые. Напряжение батареи и генератора, используемых для работы электрооборудования мотоцикла Ява 350 – 6 вольт. Масса – 139 кг. Расход, по тому времени, был весьма умеренным – 3,6 литра.

Внешний вид модели не просто соответствовал веяниям того времени, а был прогрессивным и хорошо продуманным. Именно на модификацию 354/06 усадил Виктора Цоя автор памятника знаменитому рок-музыканту, Алексей Благовестнов. В качестве элемента монументальной композиции старушка Ява выглядит очень гармонично.

Совершенству нет предела


В 1964 году, после проведённой модернизации, Ява 350 получила новое обозначение — K?va?ka Automatic typ 360/01. Основные характеристики, такие как мощность и максимальная скорость, остались на прежнем уровне.

А вот переключать передачи, за счёт установки полуавтоматического сцепления, стало значительно удобнее. Изменили конструкцию оптических элементов. Подкорректировали форму крыльев. Популярность Ява 350 росла и, несмотря на довольно высокую стоимость техники, в магазинах за ней выстраивались очереди.

Эту модель уже смело можно назвать культовой. Её тюнинг – не лучшее решение. Немало любителей истории мототехники желают заполучить в свою коллекцию раритетов мотоциклы Ява 350 354/06 и 360/01.

Редкие и красивые


Не следует думать, что чешская мототехника продавалась исключительно в восточной Европе. Продукция Jawa поставлялась и на запад. В 1969 году была разработана экспортная модификация Jawa 350 Californian IV typ 362, 363, отличавшаяся оригинальным дизайном. Но произведено таких машин было относительно немного.

Ещё чуть позже, в 1970 году, выпустили модификацию Jawa 350 U? typ 633/1 Bizon, характерными чертами которой стали специфической формы топливный бак и обилие отделений для хранения инструмента и багажа. Сегодня такой байк – большая редкость, и если в вашем распоряжении оказалась подобная модель, то, в отличие от какого-нибудь станет просто безумием.

Следующий шаг


Но время брало своё, и руководство чешской компании решилось на серьёзные изменения. В 1973 году любители мототехники получили возможность познакомиться с Ява-350 тип 634. На новом байке изменили конструкцию рамы и серьёзно переработали конструкцию двигателя, увеличив мощность до 23 л. с.

Максимальная скорость, указанная в техническом описании, несмотря на прибавку в весе до 160 кг, возросла до 125 км/час. Правда, больше стал и расход топлива, составив 4,5 литра бензина на сотню километров при скорости 80 км/час. Достоинствами модели стали:

  1. Лёгкость в управлении и устойчивость на высоких скоростях что, в сочетании с комфортной подвеской и удобной посадкой, благоприятно сказывалось на утомляемости мотоциклиста. Преодолеть за рулём значительное расстояние можно было без проблем.
  2. Эксплуатационная надёжность и солидный ресурс конструкции.

Основным недостатком считалась высокая цена.

Близкое родство


Почти одновременно с этой моделью появился мотоцикл CZ 350, отличавшегося конструкцией рамы, формой топливного бака, настройками подвески. Если Ява 350 с коляской была нормальным явлением, то Чезет 350 продавался только в одиночном варианте. Модель, производимую на предприятиях Сeskа Zbrojovka было принято считать более спортивной, хотя она и имела схожие с Ява 350 характеристики.

Новые стандарты


В 1984 году в производство пошла новая модификация – тип 638. Изменения коснулись силового агрегата. Изменили профиль и проходное сечение каналов впуска и выпуска, улучшив продувку цилиндров. Двигатель Ява 350 получил алюминиевый блок цилиндров и облегчённые поршни. Мощность возросла до 27 л. с., а расход топлива снизился до 4,2 литра. Максимальная скорость осталась без изменений.

Важным нововведением стала установка электрооборудования, работающего при напряжении 12 вольт. Новая 12-и вольтовая система позволила существенно уменьшить массу генератора и других электрических компонентов. Предпринятые меры привели к снижению веса до 149 кг. Именно по мотивам этой модели сегодня выпускается Jawa 350 Replica.

За время производства дизайн на этих явах несколько раз корректировался. Изменялась форма и отделка топливного бака. На руль был установлен небольшой обтекатель. Каким бы изменениям ни подвергалась Ява 350, технические характеристики находились на высоком уровне.

Перед кризисом


Дальнейшим развитием модели стала Jawa 350 typ 639, запущенная в производство в 1990 году и уже спустя год уступившая место на конвейере модификации Ява 350 640. К особенностям этой машины следует отнести появившийся в поздних версиях дисковый передний тормоз.

Серьёзного изменения технических параметров не произошло. Это была последняя модификация, выпуск которой был налажен до распада СССР. Что до Ява 350 спорт, то, вопреки расхожему мнению, такой вариант никогда не производился. Приставки спорт удостаивались только мотоциклы с объёмом двигателя 250 куб. см.

Ява сегодня


В начале 90 годов XX века для чешского производителя мототехники, как и для многих предприятий на постсоветском пространстве, наступили тяжёлые времена. И всё же фирма осталась на плаву. Не в последнюю очередь – благодаря большому количеству поклонников Ява 350.

Компания продолжает не только производить мотоциклы, но и поставлять их в Россию. Часть представленных в каталоге моделей являются прямыми наследниками былой славы бренда:

  1. Jawa 350 Premier – дорожный байк, который, в качестве опции может оснащаться электрическим стартером. Внешность машины изменили в соответствии с современными представлениями о дизайне, но опытный глаз наверняка распознает под новомодным макияжем знакомый российскому потребителю Ява 350 640. Такой вот Премьер!
  2. Ява 350 люкс, как и Jawa 350 Premier, это тоже реинкарнация выпускавшейся в 1991 году модели. Модификация получила в качестве оснащения оригинальной формы топливный бак, цифровую панель приборов и закреплённый на багажнике пластиковый кофр.
  3. Jawa 350 Replica. Тут и говорить ничего не надо. Модификация не только создана на агрегатах классических мотоциклов Ява 350, но и стилизована под модели времён расцвета фирмы.

Популярность производимых компанией реплик довольно велика. Главное для этих моделей не скорость, а надёжность, комфорт и узнаваемость. Завидев подобную технику в потоке транспорта, многие иногда полагают, что это тюнинг.

Копия или оригинал?


Впрочем, и Jawa 350 Premier, и Jawa 350 Replica едва ли удовлетворят истинного ценителя продукции легендарной марки. Зачем им копии, когда есть возможность приобрести оригинал? Ведь в нашей стране ещё можно найти и восстановить до оригинального состояния классические мотоциклы Ява. И тюнинг здесь неуместен!

Если же вы всё-таки хотите заняться переделкой какой-нибудь мототехники по своему вкусу, то на нашем сайте вы сможете узнать про – советского мотоцикла, массово выпускавшегося на заводе имени Дегтярёва в городе Ковров.



Поделиться