Полоса отвода определение. FAQ Важная информация о дорогах

Государственный комитет совета министров СССР по делам строительства

(Госстрой СССР)

НОРМЫ

ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ

ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

СН 467-74

Москва Стройиздат 1976

1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос отвода земель для вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общей сети, а также подъездных дорог промышленных, сельскохозяйственных и лесозаготовительных предприятий. Примечания. 1. Полосы и участки земель для размещения автомобильных дорог необходимы для бессрочного (постоянного) пользования; полосы и участки земель для размещения временных сооружений на период строительства дорог - для временного краткосрочного пользования.2. Полосы земель для автомобильных дорог следует отводить участками в соответствии с очередностью строительства, предусмотренной проектом. 2. При выборе, отводе и использовании земель для автомобильных дорог должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденные ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР 30 июня 1971 года, и другие соответствующие нормативные акты. 3. Ширину полос и размеры участков земель, отводимых для автомобильных дорог в бессрочное (постоянное) пользование, в зависимости от категории дорог, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия или отсутствия боковых резервов, принятых в проекте заложений откосов насыпей и выемок, и других условий устанавливают: для автомобильных дорог, располагаемых в насыпях, по табл. 1 - 7; для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, по табл. 8 - 14; для автомобильных дорог, располагаемых в раскрытых выемках, по табл. 15. Размеры участков земель для размещения транспортных развязок движения в разных уровнях на пересечениях и примыканиях устанавливают по табл. 16.

Таблица 1

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

постоянным

переменной крутизны

постоянным

Переменной крутизны

Таблица 2

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

постоянным

переменной крутизны

постоянным

Переменной крутизны

Таблица 3

Высота насыпи.

постоянным

переменной крутизны

постоянным

Переменной крутизны

Таблица 4

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

постоянным

переменной крутизны

постоянным

Переменной крутизны

Таблица 5

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

постоянным

переменной крутизны

постоянным

Переменной крутизны

Таблица 6

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

постоянным

переменной крутизны

постоянным

Переменной крутизны

Таблица 7

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

постоянным

переменной крутизны

постоянным

Переменной крутизны

Таблица 8

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

Таблица 9

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

Таблица 10

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

Таблица 11

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

Таблица 12

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

Таблица 13

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

Таблица 14

Высота насыпи.

Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением.

на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9%

на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше

С заложением откосов земляного полотна

Примечания к табл. 1 - 14.

1. Ширина полос земель, установленная в табл. 1 - 14, предназначена для размещения:земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 м в условиях равнинной местности и до 2 м в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей, при поперечном уклоне местности св. 9%;забанкетных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки, при поперечном уклоне местности 1:10 и более;предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета).2. В табл. 1 - 7 при высотах насыпей до 2 м в числителе приведены нормы ширины полосы отвода земель при отсутствии боковых резервов, а в знаменателе - с учетом устройства боковых резервов, если они являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна.3. На участках, где проектом предусмотрено устройство дополнительных переходно-скоростных или грузовых полос движения, к ширине основной полосы отвода дороги, принимаемой по табл. 1 - 14, следует добавлять для переходно-скоростных полос 3,75 м и для грузовых 3,5 м на каждую дополнительную полосу.4. В случаях, когда для промышленных автомобильных дорог категории III-п, а также лесовозных дорог категорий III-л и IV-л ширина полосы движения проезжей части (b n ) устанавливается исходя из ширины d расчетного автомобиля по формуле b n = d + 1,7 м, нормативные ширины полос отвода земель, установленные в табл. 1 - 14, должны быть увеличены на разность b n - 3,5 м, - умноженную на количество полос движения.5. Проектом, утвержденным в установленном порядке, определяются:ширина полос земель в случаях, требующих индивидуального проектирования земляного полотна (согласно СНиП по проектированию автомобильных дорог), а также в случаях, когда максимальная высота одного из откосов насыпи или выемки превышает 12 м;размеры и местоположение дополнительных полос и участков земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование для размещения конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, не включенных в нормы табл. 1 - 16 (укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, нагорных водоотводных канав при значительной косогорности, закюветных берм и берм обеспечения устойчивости откосов, срезок грунта и вырубки леса для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, автобусных остановок с пассажирскими павильонами и островками безопасности, съездов, остановочных и видовых площадок, летних и тракторных дорог, пешеходных и велосипедных дорожек, проездов для местного транспорта, уширений дороги с устройством площадок для сушки зерна, декоративных лесонасаждений, комплексов линейных дорожных и автомобильных эксплуатационных зданий и сооружений, комплексов обслуживания пассажирского и грузового движения, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных и других защитных сооружений);ширина полос земель для автомобильных дорог, располагаемых в первой дорожно-климатической зоне и в горной местности;ширина полос земель и размеры земельных участков, отводимых во временное краткосрочное пользование на период строительства автомобильных дорог, а также в краткосрочное или долгосрочное пользование на период действия лесовозных веток и усов. Таблица 15

Количество полос движения

Ширина полос земель для автомобильных дорог при глубине раскрытой выемки, м

Примечание. Ширина раскрываемых выемок глубиной более 1 м, используемых в качестве резервов грунта, должна устанавливаться проектом.Размеры участков земель для размещения транспортных развязок движения в разных уровнях на пересечениях и примыканиях устанавливают по табл. 16. Таблица 16

Количество полос движения

Площади участков земель для размещения транспортных развязок в разных уровнях, га.

на пересечениях при количестве полос движения

на примыканиях при количестве полос движения

Примечание. Количество, местоположение и характер транспортных развязок в разных уровнях устанавливаются проектом. 4. При необходимости размещения отдельных участков автомобильных дорог на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, земляное полотно следует устраивать без боковых резервов и кавальеров. Устройство боковых резервов может быть допущено, как исключение, при условии, что участки для них предоставляются во временное краткосрочное пользование и по окончании земляных работ будут приведены в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве. При размещении автомобильных дорог на указанных землях должны быть разработаны варианты проектных решений (с устройством эстакад, подпорных стенок, водоотводных лотков и др.), обеспечивающие уменьшение ширины полос отвода земель, установленной в табл. 1 - 16. 5. Ширину полос земель, отводимых для размещения снегозащитных устройств, следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию автомобильных дорог. Примечание. Для лесовозных магистралей на снегозаносимых участках сохраняются полосы невырубленного леса шириной 60 м с каждой стороны дороги; для лесовозных веток и усов порядок вырубки леса устанавливается планом рубок. 6. Размеры и местоположение полос и участков земель, отводимых для автомобильных дорог, с указанием видов занимаемых угодий должны отражаться в графике отвода земель, приводимом в составе технического (технорабочего) проекта на строительство или реконструкцию автомобильной дороги. В графике следует раздельно указывать размеры и площади земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование и предоставляемых во временное (краткосрочное или долгосрочное) пользование. Согласование и утверждение графика отвода земель для автомобильной дороги производится одновременно с согласованием и утверждением технического (технорабочего) проекта на строительство или реконструкцию автомобильной дороги в установленном порядке.

Приложение

ОСРЕДНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛОЩАДЕЙ ОТВОДА

ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ОТНЕСЕННЫЕ

НА 1 КМ ПРОТЯЖЕНИЯ ДОРОГИ

Постоянный отвод

Временный отвод

Постоянный отвод

Временный отвод

Постоянный отвод

Временный отвод

Постоянный отвод

Временный отвод

Общая площадь полосы отвода, га

на землях сельскохозяйственного назначения

на землях не пригодных для сельскохозяйственного пользования

Поперечный уклон местности от 1: 20 до 1: 10

Поперечный уклон местности от 0 до 1: 20

Поперечный уклон местности от 1: 20 до 1: 1

Примечания. 1. Осредненные показатели площадей земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование, не учитывают площадей для размещения транспортных развязок в одном или в разных уровнях, снегозащитных устройств, а также других сооружений, перечисленных в примечании 6 к табл. 1 - 14 настоящих Норм. Участки земель, отводимых для этих сооружений, следует учитывать дополнительно. 2. Приведенные показатели площадей земель, предоставляемых во временное пользование, учитывают только полосы для размещения отвалов снимаемого растительного грунта и для проезда транспортных средств, осуществляющих его вывозку. Участки земель, предоставляемые во временное пользование для других нужд строительства, следует учитывать дополнительно по данным типовых или индивидуальных проектов. 3. Осредненные показатели предназначены для использования при предварительных (до выполнения проектных работ) определениях требуемой площади земель, намечаемых к изъятию для размещения планируемых к строительству автомобильных дорог, при согласованиях с землепользователями и органами, осуществляющими государственный надзор за использованием земель, а также для оценки правильности определения общей площади полосы отвода в проектных графиках отвода земель при экспертизе технических (технорабочих) проектов на строительство или реконструкцию автомобильных дорог.

Подписал: Председатель Правительства Российской Федерации В.В.ПУТИН
Принявший орган: Правительство Российской Федерации
Дата подписания: 02 сентября 2009

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.03.2011 N 153)

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.

2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего Постановления.

3. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 153.

Председатель Правительства Российской Федерации В. В.ПУТИН

НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И (ИЛИ) ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА

1. Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее - граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее - нормы отвода земель):

а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, - согласно приложениям N 1 - 7;

б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, - согласно приложениям N 8 - 14.

2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1 - 14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:

а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;

б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;

в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;

г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;

д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.

3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.

4. Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 - 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.

5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 - 14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ.

6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению N 15 к настоящим нормам.

7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению N 16.

8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению N 17.

9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.

10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению N 18.

11. Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1 - 14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:

земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;

двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.

Нормы отвода земель, не предусмотренные приложениями N 1 - 14 к настоящим нормам, определяются в соответствии с пунктом 5 настоящих норм.

12. В приложениях N 1 - 7 к настоящим нормам в норме отвода земель:

а) состоящей из 3 чисел:

3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;

б) состоящей из 2 чисел:

1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I - III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;

2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;

в) состоящей из одного числа, число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I - III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.

13. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, для автомобильных дорог, имеющих крутизну откосов насыпей высотой до 3 метров на автомобильных дорогах I - III категорий и до 2 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий, не предусмотренные нормами отвода земель согласно приложениям N 1 - 7 к настоящим нормам, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.

14. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, предусмотренные приложениями N 1 - 14 к настоящим нормам, учитывают устройство двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности.

При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:

для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:

форма кювета - трапецеидальная;

ширина дна кювета - 0,4 метра;

глубина кювета - 0,5 метра;

заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;

для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:

форма кювета - трапецеидальная; ширина дна кювета - 0,4 метра;

глубина кювета - 1,2 метра от бровки земляного полотна;

заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.

При других значениях глубины кювета и крутизны его откосов ширину полосы отвода, предусмотренную приложениями N 1 - 14 к настоящим нормам, следует изменять в соответствии с пунктом 7 настоящих норм.

15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.

16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог), входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:

Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА), заключенным в г. Женеве 15 ноября 1975 г.;

Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог, заключенным в г. Бангкоке 18 ноября 2003 г.;

Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 11 сентября 1998 г.

Полоса отвода на любой трассе, а точнее сказать, на обочине таковой представляет собой участок земли, на котором находятся лесопосадки, различные водоотводящие сооружения, линии связи и электропитания, наконец, снегозащитные заборы. Обычно её пределы обозначаются специализированными знаками. Последние устанавливаются в местах изгиба дорожного полотна на расстоянии, никак не меньшим, чем четверть километра друг от друга.

По сути, полоса отвода автомобильной дороги (mashinapro.ru) представляется типичным инженерным объектом, нуждающимся в собственном проектировании перед тем, как быть воплощённым в жизнь. Задокументированная определённым образом, вся техническая информация содержится в специальных дорожных службах.

Ширина полосы отвода автомобильной дороги

Впрочем, даже без обращения к ним за помощью можно отметить тот факт, что минимум ширины такой полосы не может быть меньше, чем 24 м. А в местах, где есть нужда в защитных сооружениях, она изменяется с учётом их параметров. В то же самое время средние величины таких объектов должны быть равны:

  • для дорог первых двух категорий – 75 м;
  • для путей III и четвёртой категорий – 50 м;
  • для линейных объектов 5-й категории – 25 м;
  • для подъездов, способствующих соединению админцентров, крупных городов, участков трасс, построенных в целях огибания населённых пунктов с населением менее четверти миллиона человек – 100 м;
  • для трасс, используемых в целях объезда городов, с количеством проживающих в них, более 250000 человек – 150 м.

Границы полосы отвода автомобильной дороги и факторы, влияющие на них

Рамки полос отвода автомобильных дорог определяются, исходя из плановых требований, специализирующихся на формировании автомобильных путей, а также объектов дорожного сервиса с учётом имеющихся норм.

Положение данных пределов определяется, исходя из таких, ниже перчисляемых, факторов:

  • угол земляных откосов;
  • боковые резервы (их наличие или отсуствие);
  • требования относительно реализации правил техники безопасности;
  • количество полос движения;
  • категория дороги;
  • высота насыпей, а также глубина обустраиваемых выемок.

Ограничения на внедрение норм при создании отводных дорожных полос

Стоит отметить, что на использование только что озвученных норм налагаются определённые рамочные ограничения. В частности, они не относятся к участкам дорог:

  • которые не требуют оформления проектной документации;
  • которые обладают откосами с высотным максимумом, превышающим 12 м;
  • наконец, которые находятся в горной или сильно пересечённой местности, между водоёмами, а также в пойменных зонах и на подходах к тоннелям, путепроводам и мостам.

Земли автомобильных дорог

В статье 90 Земельного кодекса установлены следующие требования к землям автомобильного транспорта :

«п. 3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».

Обеспечение безопасности дорожного движения регулируется Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013), извлечения из которого приводятся в специальном подразделе.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Классификация автомобильных дорог

Согласно классификации автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Далее автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования .

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

Подразделение автомобильных дорог общего пользования:

автомагистрали

скоростные автомобильные дороги

обычные автомобильные дороги

Имеют разделительную полосу и не имеют пересечений на одном уровне;

Доступ возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров

доступ возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки

обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для автомобильных дорог установлены следующие категории:

  • "автомагистраль" устанавливается IА категория,
  • "скоростная автомобильная дорога" устанавливается IБ категория,
  • "обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)" могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.

Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

а) общего числа полос движения;

б) ширины полосы движения;

в) ширины обочины;

г) наличия и ширины разделительной полосы;

д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

Сведения об автомобильной дороге можно получить из следующих источников:

По земельным участкам и иным объектам недвижимости, охранным зонам и придорожным полосам - в государственном кадастре недвижимости;

О зарегистрированных правах, ограничениях, обременениях - в едином государственном реестре прав;

А также из единого государственного реестра автомобильных дорог.

Полоса отвода автомобильных дорог

Нормативные требования к полосам отвода автомобильной дороги установлены в статье 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 г

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории и норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса. В целях реализации Закона требования к документации по планировке территории и нормы отвода соответственно утверждены:

  • приказом Минтранса РФ от 6 июля 2012 г . N 199 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения"
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г . N 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса».

Предоставление земельных участков для строительства автомобильных дорог, размещение площадных и линейных объектов в полосе отвода автомобильных дорог подробно описаны в книге: «Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи. (Практическое пособие для разработки землеустроительной и кадастровой документации . М.: Юни - пресс, 5-е изд. в 2-х томах (всего 1280 стр. формата А4).

Обеспечение безопасности дорожного движения

При отводах земельных участков, установлении ограничений и обременений (сервитутов) в полосе отвода автомобильных дорог должны учитываться требования по безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог.

1. Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

2. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ.

3. При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения.

Придорожные полосы автомобильных дорог

Нормативные требования к придорожным полосам автомобильных дорог установлены в статье 26 Федерального закона от 08 ноября 2007 г . N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В границах населенных пунктов придорожные полосы устанавливаются, а за пределами могут быть установлены в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения утвержден приказом Минтранса России от 13 января 2010 г . № 4. В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением:

  • объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания;
  • объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей;
  • инженерных коммуникаций.

Ширина каждой придорожной полосы устанавливается от границы полосы отвода таких автомобильных дорог, а решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается Федеральным дорожным агентством.

Размещение автомобильных дорог - предоставление земельных участков -



Поделиться