Правильная зарядка автомобильного аккумулятора малым током. Время заряда постоянным напряжением

Были рассмотрены главные причины, благодаря которым исправный автомобильный аккумулятор может преждевременно выйти из строя. Здесь же продолжим тему эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей, и рассмотрим, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.

Как обычно бывает? Пока аккумулятор работает исправно, мало, кто обращает на него внимание – работает, ну и ладно. Но как только в его работе начинаются перебои, например, утренний запуск двигателя происходит тяжелее обычного, после некоторого простоя стартер крутит двигатель уже менее энергично, чем раньше, тут уже многие начинают понимать, что настала пора уделить время аккумулятору и достают зарядники. Как говорится, лишь бы не было слишком поздно.

Начнем с того, что плотность рабочего полностью заряженного аккумулятора составляет 1,28 г/куб.см. Аккумуляторы, в которых изначально залит электролит такой плотности, подходят для использования в большинстве регионов России. В районах Крайнего Севера, где зимняя температура опускается ниже 40 градусов, рекомендуется в зимний период использовать батареи с плотностью электролита 1,30 г/куб.см. Но даже такой «высокоплотный» аккумулятор в разряженном состоянии может замерзнуть при температуре «-15 градусов». Поэтому, за состоянием аккумуляторной батареи нужно следить регулярно. Плотность электролита измеряется ареометром.

В каких случаях автомобильный аккумулятор нуждается в подзарядке?

Считается, что уменьшение величины от начальной плотности электролита на 0,01 г/куб.см, означает разряд батареи примерно на 6%. Из этого следует, что снижение плотности до 1,24 г/куб.см равно разряду аккумулятора почти на 25%, т.е. на четверть. Летом такой аккумулятор еще будет работать, а вот с наступлением холодов или зимой ему придется тяжеловато. Исходя из признаков состояния АКБ, приведенных в , можно предположить, как долго такой аккумулятор еще прослужит.

Поэтому, ставим рабочий аккумулятор на зарядку в случаях:

  • снижения плотности до 1,25 г/куб.см, если плотность еще ниже – тем более не стоит медлить;
  • если плотность в разных банках отличается более чем на 0,02 г/куб.см;
  • если аккумулятор использовался, а потом был в бездействии более трех месяцев (например, все это время автомобиль стоял). Но это при условии, что аккумулятор хранился должным образом (об этом ниже), в любом случае потребуется проверить плотность;
  • периодически, с целью снятия неглубокой сульфатации пластин малым зарядным током.

Вышеприведенные случаи — это периодическая зарядная профилактика для рабочего аккумулятора.

На что следует обратить внимание перед тем, как аккумуляторную батарею ставить на зарядку?

Перед тем, как приступить к проверке уровня электролита и его плотности, необходимо протереть и очистить корпус аккумулятора от грязи и подтеков, если таковые имеются. Особое внимание — на места прилегания пробок заливных отверстий к корпусу. Там обычно скапливается грязь, которая в момент отворачивания пробок может попасть внутрь, т.е. в электролит, что нежелательно.

У рабочего аккумулятора, хоть и частично разряженного, уровень электролита будет в пределах нормы, т.е. решетки пластин будут покрыты полностью. Но может оказаться так, что в какой-то из банок, а может и не в одной, уровень окажется значительно ниже, или решетки будут оголены вовсе. Плотность в этом случае проверить будет затруднительно. Но, однозначно, это признак того, что в этой банке или в этих банках что-то не так.

В этом случае необходимо долить дистиллированную воду не до полного уровня, а ровно на столько, чтобы она чуть прикрыла решетку пластин, и затем уже ставить аккумулятор на зарядку. Если пластины закрыты, то доливать пока ничего не нужно! Дело в том, что во время естественного разряда, уровень электролита в банках понижается, а во время заряда – повышается.

Вот и нужно, по необходимости, долить воду, чтобы лишь прикрыть пластины, чтобы не получилось так, что в конце заряда уровень электролита в банке оказался значительно больше необходимого значения. Весь аккумулятор из-за этой банки придется заряжать намного дольше, в то время, как в остальных банках уровень электролита уже поднимется и плотность дойдет до нормы, т.е. остальные банки уже будут заряжены.

Теперь, непосредственно, зарядка аккумулятора зарядным устройством .

Заряжать автомобильный аккумулятор можно не снимая с машины, если до него свободно достают провода от зарядного устройства. Только предварительно нужно отсоединить от аккумулятора штатные провода «+» и «массу». Вместо них подключаются провода от зарядника: плюсовой провод – на «+» аккумулятора, а минусовой провод — на минусовую клемму.

Каким током заряжать автомобильный аккумулятор?

Величина зарядного тока берется как 0,1 от величины номинальной емкости АКБ. Например, если емкость аккумулятора 55 Ач, то зарядный ток не должен превышать 5,5 Ампер, если аккумулятор — 60 Ач, то зарядный ток берется не более 6 Ампер. Выше этих величин поднимать зарядный ток не рекомендуется, в противном случае аккумулятору можно навредить. Высокий зарядный ток может привести к короблению пластин и выпадению активной массы из решеток. А это сокращает срок службы батареи.

Но если не спешить, самая оптимальная зарядка аккумуляторной батареи будет являться током равным 0,05 от значения емкости АКБ (0,1 делим еще пополам). Для батарей 55 и 60 Ач это будут значения 2.75 и 3 Ампера соответственно. Чем меньше ток, тем глубже заряд. В этом случае время до полной зарядки аккумулятора увеличится, но сам заряд будет проходить качественнее. С целью профилактики для снятия сульфатации электродов, рекомендуется брать именно эти значения зарядного тока.

Для сокращения общего времени заряда можно процесс зарядки разделить на два этапа. Сначала выставить зарядный ток равный 0,1 от емкости батареи, а после того, как плотность электролита поднимется до 1,26 г/куб.см, уменьшить его вдвое (0,05) и продолжить зарядку до полного.

Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор?

Признаком течения зарядки является, так называемое, «кипение» электролита – выделение газов. Но это «кипение» не должно быть слишком интенсивным. Если газы выделяются слишком обильно, то лучше немного уменьшить ток. А вот при зарядке малыми токами электролит может и вовсе не «закипеть», и увеличится время зарядного процесса. Поэтому в процессе нужно будет несколько раз проверять изменение плотности. Когда плотность электролита восстановится до нормы (1,28 г/куб.см), рекомендуется продолжить заряд малым током еще примерно, в течение 1 часа, так сказать, для закрепления. После этого зарядку автомобильного аккумулятора можно считать оконченной.

Может получиться так, что во время зарядки в какой-то из банок плотность электролита будет расти медленнее, в сравнении с другими банками, и остановится на каком-то значении, т.е. не дойдет до нормы. Такое бывает, когда целостность активной массы на решетках уже нарушена. Возможно, эта банка скоро полностью выйдет из строя, а может еще немного послужит. Станет ясно в процессе дальнейшей эксплуатации аккумулятора.

Нужно исходить из того, что изначально во всех банках был залит электролит одной плотности. Пока аккумулятор новый, разряд–заряд во всех банках примерно одинаков. Со временем, насыщенность сульфатом свинца в электролите в разных банках будет разная. И если их перемешать между собой, путем переливания из одной банки в другую, то плотность электролита в них изменится от первоначальной, и аккумулятор гораздо быстрее выйдет из строя.

Чем нежелателен перезаряд аккумулятора? Когда заряд АКБ подходит к концу, в аккумуляторе начинается еще один процесс – электролиз воды, входящей в состав электролита. Вода распадается на кислород и водород и, таким образом, испаряется. Когда электролит уже «набрал» свою плотность, а зарядный ток не отключился (если ток большой – это еще хуже), то вода из электролита потихоньку выкипает. Это значит, что позднее потребуется доливка дистиллированной воды в электролит до необходимого уровня.

Теперь, несколько слов о необслуживаемых автомобильных аккумуляторах. Все, что касается проверки и обслуживания, т.е. того, о чем изложено в этой статье выше, относится только к обслуживаемым батареям по той простой причине, что необслуживаемые аккумуляторы не имеют заливных отверстий для электролита. Поэтому проверить плотность электролита и его уровень в банках у необслуживаемых батарей невозможно. Тем не менее, такие аккумуляторы также нуждаются в уходе и периодической подзарядке.

Индикатор состояния заряженности, который имеют подобные аккумуляторы, не дает полной картины. Часто случается так, что индикатор показывает, что батарея заряжена, а ее емкости едва хватает на две попытки провернуть двигатель. Такой аккумулятор нужно ставить на зарядку.

Сколько нужно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор?

Время зарядки зависит от того, на сколько АКБ разряжена. Следует обратить особое внимание на величину зарядного тока. Выше уже упоминалось о том, что большой зарядный ток приводит к выкипанию воды из электролита. Восполнить воду путем доливания в таких батареях уже не получится, равно, как и проверить уровень, а понижение уровня электролита, со временем, приводит к сульфатации и выходу батареи из строя. Так что, имея необслуживаемый аккумулятор, придется чаще проверять работу генератора.

При зарядке от внешнего зарядного устройства, величину зарядного тока предпочтительнее выбирать равной 0,05 от емкости батареи. Т.е. такую, при которой электролит не «закипит». Времени для полной зарядки аккумулятора, в этом случае, потребуется больше, но зато заряд будет проходить качественнее, и батарея, в конечном итоге, прослужит дольше.

Для необслуживаемых батарей (как, впрочем, и для любых АКБ) лучше использовать зарядное устройство, на котором есть возможность установить для заряда не значение тока, а значение постоянного напряжения. В этом случае, по законам физики, по мере возрастания напряжения на аккумуляторе, сила зарядного тока будет падать. Таким образом, работа подобного зарядного устройства идентична зарядке автомобильным генератором, что является самым оптимальным режимом для аккумулятора.

Очень удобно – ставите выходное напряжение примерно 13,8 Вольт и идете заниматься другими делами. Как только напряжение на выходе с зарядника сравняется с напряжением на АКБ, которое будет расти в процессе заряда, значение силы зарядного тока упадет до «0», и перезаряда не случится. Но если не терпится зарядить АКБ быстро, или нет времени ждать, то нужно помнить, что величина зарядного напряжения не должна превышать 14,5 Вольт, в противном случае это может привести к выкипанию воды в процессе заряда, восполнить которую будет невозможно.

И в заключение, несколько слов о том, как хранить автомобильный аккумулятор .

Особых хитростей здесь нет. Нужно только запомнить, что автомобильный аккумулятор любого типа хранится только в полностью заряженном состоянии, сухой и чистый снаружи, предпочтительно в холодном месте. В теплом помещении естественный процесс саморазряда усиливается. Если зимой автомобиль не используется, то аккумулятор лучше оставить на машине, но предварительно его зарядить и после этого не подключать силовые провода (плюс и массу), во избежание дополнительного саморазряда. Но если в вашем регионе температура опускается ниже 40 градусов, то лучше занести АКБ в более «теплое» место. Можно смазать клеммы техническим вазелином. И пусть хранится до нужного времени.

Полноценное и безотказное функционирование аккумулятора в равной степени зависит от наличия нежелательных примесей в свинце, соответствия легирующих элементов, использованных в производстве электродов, совершенства технологий и оборудования и грамотного обслуживания батареи. Подавляющее большинство используемых кислотных автомобильных аккумуляторов относится к классу необслуживаемых, соответственно, автолюбителю остается немного - контролировать состояние электролита и правильно выбирать - каким напряжением и током заряжать аккумулятор автомобиля.

Как заряжать в первый раз новый АКБ

В большинстве случаев сервисные центры и автомагазины, предлагая автомобильные аккумуляторы от 55 до 100 Ач, стремятся приобретение новой батареи сделать привлекательным для потенциального клиента, поэтому товар предлагается в заправленном электролитом и заряженном виде. Работники проверят и установят на автомобиль выбранную модель аккумулятора. Иногда степень зарядки батареи пытаются подтвердить показаниями встроенного цветного индикатора заряда - «глазка».

Совет! Не доверяйте показаниям «глазка» при покупке батареи, проверку проводите с помощью нагрузочной вилки и вольтметра.

Возможно, это удобно. Не нужно возиться с электролитом, зарядным устройством, переносить довольно тяжелые приборы. Например, автоаккумулятор на 55 Ач весит до 15 кг, а 60 Ач, 70 Ач и 100 Ач имеют вес 16 кг,18 кг и 25 кг соответственно.

Реклама сайтов и многочисленные пожелания экспертов всех марок и мастей говорят, что больше ничего делать не нужно, аккумулятор будет исправно работать в течении всего срока использования. Заводы-производители не занимаются зарядкой готовых батарей, необходимые свойства электродов батареи формируются на специальных технологических линиях и монтируются в корпуса в готовом виде без электролита.

Это так называемый сухозаряженный автомобильный аккумулятор, для его использования достаточно залить электролит, и вы получаете полноценную заряженную батарею - никаким током заряжать аккумулятор не нужно. Подобный способ удобен для транспортировки и складирования, поставки на автомобильные заводы и дилерские центры.

Кроме удобной формы покупки для нас важно - как долго будет жить и работать новый аккумулятор, тем более о судьбе купленной автомобильной батареи ничего не известно. Каким током заряжался ваш новый автомобильный аккумулятор емкостью 60 Ач до того момента, когда батарея была продана, установить сложно. Практически все автомобильные аккумуляторы с залитым электролитом хранятся в складских помещениях с 20-30% дефицитом заряда. Причина одна - как правило, для всех автобатарей используется одно зарядное устройство с минимальными сервисно-контрольными функциями. Вероятнее всего, автомобильные батареи в 55 Ач, 60 Ач, 70 Ач и 100 Ач будут заряжаться одним током и напряжением. Часть батарей подвергнется перезаряду, а часть останется с неполным зарядом. Каким током необходимо заряжать аккумулятор 55 Ач и 100 Ач? Параметры тока должны отличаться по величине почти вдвое.

Совет! Не используйте дешевые китайские зарядные устройства с трансформатором и парой диодов. Именно они практически всегда становятся причиной выхода из строя новых аккумуляторных батарей.

Параметры зарядки, с какой силой тока и напряжением нужно заряжать автомобильный аккумулятор?

Купив новую автомобильную батарею, не спешите устанавливать его на автомобиль. Новые изделия очень не любят неполный заряд. Подсоедините зарядное устройство с вольтметром и амперметром, выставите вручную параметры зарядки. В первый час заряда ток должен упасть до минимального уровня, и несколько увеличится газообразование.

Внимание! Используйте универсальное правило - величина тока зарядки на начальном этапе должна составлять одну десятую от номинальной емкости батареи. В конце зарядки ток уменьшится до 1-1.5А. Напряжение должно оставаться не выше 14,6В.

Например, каким током заряжать автомобильный аккумулятор 70Ач или 75Ач.

Для новых аккумуляторов лучшее значение 7 А, для батарей возраста от 1 до 3 лет не менее 7,5-8,0 А.

Каким током нужно заряжать

Современные зарядные устройства позволяют зарядить аккумуляторную батарею на 90-97%. В сложных схемах организации заряда можно получить даже 105% заявленной производителем емкости, но подобный результат требует глубоких знаний химии свинцово- кислотного аккумулятора и специальной техники, что в большинстве случаев экономически нецелесообразно.

С момента изобретения принципа кислотного аккумулятора использовался постоянное напряжение. После широкого распространения необслуживаемых аккумуляторов появилась серьезная проблема обеспечения срока их службы на уровне, заявленном производителем. Использование методик, разработанных для классического обслуживаемого автомобильного аккумулятора, достаточно быстро приводило в негодность еще новые накопители. Для решения проблем за последнее десятилетие производителями зарядных устройств были предложены различные модификации основного варианта:

  • заряд асимметричным током. В течении 0,01сек на клеммы батареи зарядным устройством подается напряжение 14,2 В, в течении следующих 0,01 с полярность меняется на противоположную, с напряжением в 3,6 В;
  • импульсный ток. Разновидность предыдущего метода, при котором период подачи напряжения чередуется с периодом отсутствия зарядки, в это время аккумулятор «отдыхает»;
  • ступенчатое изменение тока. На клеммах аккумулятора напряжение заряда изменяется по определенному закону от 12,6 В до 14,6 В.

Каким из указанных токов лучше заряжать автомобильный аккумулятор? Любой из приведенных методов по-своему хорош в определенной ситуации.

Заряжать асимметричным током пробовали давно самые разнообразные аккумуляторные элементы, метод оказался эффективным как способ борьбы с сульфатацией, позволяющий восстанавливать утраченную емкость «пожилых» накопителей. Для зарядки новой батареи он не имеет особых преимуществ. Специалисты очень рекомендуют использовать асимметрию напряжения в качестве профилактики возникновения сульфатации пластин. Оптимально чередовать три-четыре зарядки обычным методом и одну с асимметрией тока.

Импульсный ток, как и способ ступенчатого изменения напряжения, наиболее эффективен на завершающем этапе зарядки, когда батарея имеет емкость 90-95% номинальной. Подобный метод заряжания считается перспективным, как составная часть комплексной зарядки, предложенной немецкими специалистами корпорации VARTA. Суть процедуры заключается в проведении постоянного контроля зарядного тока и диагностики с помощью датчиков и микропроцессора, встроенных в батарею. Способ предусматривает взаимодействие с компьютером автомобиля, предполагает управление зарядными токами генератора машины, рассчитан на 20% увеличение жизненного цикла аккумулятора и, возможно, снизит расход топлива.

Основной принцип управления током зарядки

Накопление заряда в батарее не является линейным и постоянным процессом. Необслуживаемые батареи сконструированы таким образом, что оптимальное напряжение 14,2 - 14,6 В, рекомендуемое многими практиками, выше применяемых ранее 13,2-13,8 В на старых конструкциях накопителей.

При стабилизированном напряжении основным контролируемым параметром остается сила тока. Через несколько часов после начала зарядки начальный ток будет ступенчато уменьшаться до определенного критического значения, примерно до 30% первичного. Специалисты рекомендуют в эти моменты останавливать заряд на непродолжительный период «отдыха аккумулятора» для выравнивания концентрации ионов в электролите и порах электродов. Если у вас «интеллектуальное» зарядное устройство, электроника постарается при заряжании скомпенсировать падение тока, что сократит время, но может привести к закипанию банок. В этот момент резко увеличивается перезаряд и нагрев элемента. Продолжение процесса «кипячения», особенно в течение 5-6 часов, может бесповоротно вывести батарею из строя.

К сведению! Конструкции генераторов современных моделей машин рассчитаны на необслуживаемые батареи и практически всегда выдерживают расчетные параметры зарядного тока.

К определенно «убийственным» советам можно отнести широко распространенную в интернете и периодических изданиях информацию о лучших вариантах заряда аккумуляторов:

  • даже современные необслуживаемые батареи не в состоянии постоянно работать с зарядным напряжением в 16-16,5 В . Множество разрекламированных устройств, якобы позволяющих восстановить емкость и заряд в течение получаса, в реальности разрушают материал положительных электродов;
  • не доверяйте устройствам, способным выдавать мгновенное значение остаточного заряда в батарее. В большинстве, любые электронные устройства подобного типа являются недостоверными. Методики мгновенного определения или измерения остаточной емкости батареи не существует. Оценить величину остаточной энергии можно по падению напряжения и мгновенному значению тока на клеммах каждой из банок батареи под нагрузкой.

07.06.2018

Каждый автовладелец знает, что транспортное средство требует к себе повышенного внимания Необходимо вовремя менять масло, проводить техосмотр машины. А по окончанию летнего сезона у владельцев машин возникает вопрос: как правильно проводится зарядка автомобильного аккумулятора? Рассмотрим это процесс более подробно.

Зарядка аккумуляторных батарей производится от источника выпрямленного тока. Допускается использование различных выпрямителей, которые допускают регулировку напряжения либо зарядного тока. Используются 2 метода заряда батареи: при постоянном напряжении либо при постоянном значение силы тока. И тот, и другой метод одинаково влияют на долговечность батареи. При выборе устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов необходимо руководствоваться ниже приведенной информацией.


Зарядка при постоянном значении силы тока

Заряжать батареи необходимо с силой тока, которая соответствует 1/10 от номинальной емкости. Чтобы поддерживать силу тока на одном уровне, нужно использовать регулирующее устройство. У такого способа есть недостаток. Каждые 2 часа нужно регулировать силу тока, а по окончанию заряда наблюдается обильное газовыделение. Чтобы сократить его, следует ступенчато понижать силу тока, когда растет зарядное напряжение. Многих водителей интересует время зарядки автомобильного аккумулятора. Если номинальная емкость составляет 90 Ач, то на зарядку уйдет около 10 часов.

Если напряжение достигло отметки 14,4 вольта, то силу зарядного тока необходимо сократить вдвое. Если батарея имеет емкость 60 Ач, то сила тока составит 3 А. При такой силе тока продолжается заряд до того момента, когда начнется газовыделение. Если у батарей нет отверстий, через которые можно долить воду, то можно еще в 2 раза уменьшить силу тока при напряжении в 15 вольт. Батарея заряжена на 100%, если напряжение, сила тока в процессе зарядки неизменны 1-2 часа.


Зарядка при постоянном напряжении

Как провести зарядку автомобильного аккумулятора таким способом? Напряженность АКБ в конце зарядки зависит от зарядного напряжения. Если напряжение составляет 16 вольт, то за сутки батарея зарядится почти полностью. Когда включается ток, его сила может составлять свыше 50 А. Все зависит от того, какую емкость имеет батарея. Именно поэтому зарядное устройство имеет схемные решения, которые держат предельное значение силы тока в диапазоне 20-25 А.

В процессе заряда напряжение на концах батареи становится таким же, как и напряжение зарядного устройства . Ток зарядки автомобильного аккумулятора сокращается, стремится к нулю. Благодаря этому процесс зарядки проходит без вмешательства человека. Критерий окончания процесса зарядки - это напряжение в 14,4 вольта на концах батареи. Также загорается сигнал зеленого цвета, который сигнализирует о завершении процесса.

Частью схемы зарядки автомобильного аккумулятора является составной транзистор . Он может принадлежать серии КТ827. Выходное напряжение при этом определяется переменным резистором. Выходной ток таких схем определяется мощность, типом трансформатора. Минимальная их мощность составляет 200 Вт. У трансформатора есть 3 главных вывода.

Некоторые схемы зарядного устройства имеют тиристорное управление. Оно проходит за счет сдвига фаз. Такие схемы довольно просты. Конструкцию могут монтировать в обычном оргалите. Тиристоры, а также диоды должны крепится на теплоотводе. Именно так получается зарядка автомобильного аккумулятора своими руками.


Зарядка при помощи солнечных батарей

Солнечную батарею устанавливают на приборной панели машины. Ее подключают к разъему прикуривателя. Такое устройство очень полезно во время длительной стоянке транспортного средства для позарядки батареи. Особенно это актуально зимой. Благодаря правильно подобранной мощности модуля контролер заряда не нужен. Для солнечной зарядки автомобильного аккумулятора потребуется солнечная батарея , имеющая мощность 6 ватт; кабель, соединяющийся с бортовой сетью машины; развязывающий диод.

Подобный модуль может зарядить батарею, емкость которой составляет не более 75 Ач. Контролер заряда при этом не потребуется.

Если нужна подзарядка АКБ весь день, то нужно использовать иной модуль. Его мощность не превышает 60 ватт. Для таких случаев нужно использовать контроллер заряда. Он позволит защитить батарею от перезаряда. Таким образом будет проходить правильная зарядка автомобильного аккумулятора.

Сама обмотка (которая в бесперебойнике играет роль первичной обмотки) тут у нас будет понижающей, то есть вторичной. Трансформатор является обычным понижающим сетевым трансформатором, при таком режиме работы на выводах вторичной обмотки образуется переменное напряжение с номиналом 24 Вольт 8-15 Ампер, в зависимости от мощности трансформатора.


Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи.

Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете . Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3 Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.


Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке аккумулятора будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денситометрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.


При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°C. Для этого к показаниям денситометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в специальной литературе.

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор (АКБ) зарядным устройством. Инструкция для чайников.

Батарею следует подзаряжать в следующих случаях:

  • Батарея разряжена
  • Раз в год
  • Перед морозами
  • Нечем заняться

Батарею следует зарядить, если она неуверенно крутит стартер,
напряжение на АКБ незаведенного авто приближается к 12.0 вольтам,
индикатор (при его наличии) показывает необходимость зарядки.

Малые пробеги и недостаточное напряжение с генератора могут не обеспечивать полного заряда. Поэтому для профилактики батарею раз в год рекомендуется зарядить полностью.

Морозы губительно влияют на АКБ. Увеличивается саморазряд. Разряженный аккумулятор имеет низкую плотность электролита. Он может замерзнуть. Жидкость, как известно, при замерзании расширяется, замерзший электролит может замкнуть и разрушить пластины АКБ, после этого аккумулятор очень быстро приходит в негодность – имеет малую емкость и может подвести, даже если показывает хорошее напряжение.

Для зарядки АКБ потребуется зарядное устройство, оно может быть с контролем по напряжению, по току, позволять выбрать один из этих вариантов или быть полностью автоматическим. Рассматривать будем заряд с контролем по току или напряжению.

Если аккумулятор стоял на морозе, ему нужно отогреться. Чтобы начать заряд не обязательно ждать пока он полностью согреется. Если АКБ разряжен не в ноль, можно начать заряжать, но к окончанию зарядки он должен быть комнатной температуры . Если не успел отогреться - дозарядить после отогрева. Если разряжен в 0 – сначала отогреть.

Протираем АКБ тряпкой, выкручиваем пробки, часто они под съемной пластиковой пластиной. Не допускайте попадания грязи в банки.

Смотрим уровень электролита. Если ниже меток на корпусе или того хуже, не закрывает пластины – доливаем ДИСТИЛИРОВАННОЙ воды до требуемого уровня.

На зарядном устройстве все ручки выкручиваем в положение Min. Накидываем положительную + клемму. Немножко поворачиваем ее из стороны в сторону - для хорошего контакта. Накидываем отрицательную – клемму, немножко поворачиваем ее из стороны в сторону. Включаем Зарядное устройство в сеть.

Смотрим маркировку с емкостью АКБ, например 55 ампер часов. Умножаем емкость на 0.1 и получаем ток зарядки аккумулятора. 55 * 0,1 = 5,5 А

Напряжение зарядки для 12В батарей не должно превышать 14,7-14,9 вольт.

Так мы получили 2 значения необходимые для зарядки.

При зарядке нужно контролировать, чтобы ток и напряжения не выходили за эти значения.

Зарядка постоянным током
Выставляем соответствующий ток, можно чуть меньше. Если зарядное устройство автоматическое оно само будет поддерживать этот ток, меняя напряжение. Напряжение будет постепенно повышаться. Если зарядное устройство старое, не автоматическое, нужно следить за приборами и поворачивать ручку увеличивая напряжение в ручную, удерживая ток на требуемом уровне. Напряжение при этом не должно превышать 14,9В.

Зарядка постоянным напряжением
При такой схеме зарядное устройство держит заданное напряжение, например 14,7 вольт, но ограничивает силу тока. Процесс работы аналогичен. Во время такого заряда напряжение будет постоянным, а ток падать. Автоматическое зарядное устройство будет само поддерживать заданную силу тока для напряжения. Если устройство не автоматическое нужно поворачивать ручку, чтобы при напряжении 14,7 В ток для нашего примера не превышал 5,5 А но и не был ниже 1 ампера.

Заряжать меньшими токами можно, увеличится время зарядки. Токами выше емкости x 0,1 заряжать не следует, это губительно сказывается на пластинах АКБ.

Заряд окончен, если при напряжении 14,9В сила тока не меняется в течении часа. Она будет меньше 1 А. В банках, при этом, будет видно выделение пузырьков.

Если у Вас есть ареометр, он должен показать плотность соответствующую заряженной батареи.

Если емкость АКБ не устраивает, его можно попробовать потренировать.

1 способ – разрядить аккумулятор лампочкой до 11,9В и полностью его зарядить

2 способ – заряд током разной направленности. При этом устраняется сульфация пластин (своего рода налет, препятствующий нормальной работе). Для второго способа нужно специальное зарядное устройство, с подобной функцией. Например, режимом «цикл». Смысл режима – напряжение заряда периодически подается и снимается. Подробнее о режиме нужно прочитать в инструкции к зарядному устройству. Если устройство работает в этом режиме полуавтоматически - например нужно прицеплять лампочку и самому выставлять ток, то нужно следить, чтобы в процессе работы напряжение не опускалось ниже 11,9 и не повышалось выше 15, если это не предусмотрено в инструкции.

Удачной зарядки АКБ!

Каждый автовладелец, которому время от времени приходится, должен знать, каким током. Неопытные автомобилисты думают, что для выполнения подзарядки батареи ее надо просто подключить к зарядному прибору и включить в сеть, но это не совсем верно. Данный процесс требует соблюдения определенных правил, о которых мы расскажем ниже.

Общие принципы заряда АКБ

Какой надо применять ток зарядки автомобильного аккумулятора 60а? Прежде чем приступить к процедуре заряда нужно ознакомиться с техническими характеристиками используемого аккумулятора. Также надо изучить характеристики и зарядного прибора. Вне зависимости от особенностей используемой АКБ, желательно, чтобы ток заряда либо напряжение были постоянными. В том случае, если вы не знаете, как самостоятельно ограничить сигнал, в электроцепь подключения можно добавить выпрямительный элемент, использующееся для настройки величины напряжения.

При покупке либо взятии в аренду зарядного прибора нужно также тщательно изучить все технические особенности и характеристики девайса. Это важно потому, что ЗУ может иметь определенные возможности. Например, если зарядный прибор будет применяться для работы с 12-вольтной батареей, то большинство устройств при необходимости могут увеличить напряжение до 16 вольт. Обычно это делается для восстановления работоспособности не обслуживаемых АКБ.


Способы восстановления заряда своими руками

Как произвести заряд АКБ малым зарядным асимметричным током в соответствии со схемой? На практике существует два метода для выполнения этой задачи - либо использовать постоянный ток , либо постоянное значение напряжения. В этом случае особых отличи в данных методах нет - каждый из способов считается полноценным и эффективным. Естественно, если при их выполнении будут соблюдаться все необходимые моменты и нюансы.

Метод 1 - при постоянстве тока

Сначала предлагаем ознакомиться с первым способом возобновления работоспособности батареи путем использования постоянной силы тока. Отличительной особенностью данного способа считается то, что владельцу транспортного средства нужно периодически контролировать величину параметра на зарядном девайса. А если возникнет необходимость, то ток нужно будет отрегулировать. Обычно процесс диагностики и проверки осуществляется один раз в 1-2 часа, но желательно, чтобы не реже (автор видео - канал Нижегородский аккумуляторщик).

Какой же ток лучше использовать для реализации этого метода? Сам процесс выполняется с учетом постоянного значения - величина должна составить около 0.1% от всей емкости аккумулятора автомобиля. При таком токе батарея будет разряжаться в течение 20 часов. То есть если будет 75 Ач, то величина тока для восстановления заряда батареи должна быть около 7.5 ампер. Как ограничить эту величину - на большинстве современных зарядных приборов имеется специальный регулятор, ограничить значение параметра можно с его помощью.

Также нужно отдельно сказать о не обслуживаемых аккумуляторах. При возобновлении работоспособности такого устройства нужно повышать значение напряжения при зарядке до 15 вольт, одновременно уменьшая величину тока на 50%. То есть если емкость используемого девайса равно 60 Ач, то величина тока должна быть выставлена на уровне 3 ампер. О том, что автомобильный аккумулятор полностью заряжен, можно узнать по тому, что на протяжении 1-2 часов при зарядке все рабочие значения остаются неизменными. Если же сам девайс не обслуживаемый, то процедуру восстановления можно завершать тогда, когда напряжение на устройстве будет равно 16.4 вольтам.

Второй способ - при постоянстве напряжения

Еще один метод - при постоянстве напряжения, не более сложный в реализации и не менее эффективный.

Процедура зарядки должна производиться в течение не менее чем 24 часа:

  1. Устройство демонтируется с автомобиля, для этого отключаются все клеммы и отсоединяются фиксаторы.
  2. Батарея извлекается, к ее клеммам подключаются щупы зарядного прибора.
  3. Затем, вам надо будет подождать, как сказано выше, около суток. После этого следует проверить параметры на дисплее ЗУ (автор видео - канал Аккумуляторщик).

Как понять о том, что АКБ заряжена:

  • в том случае, если параметр напряжения равен 14.4 вольтам, то за последующие сутки может быть возобновлено примерно 75-85% заряда батареи, но в данном случае многое зависит от особенностей аккумулятора;
  • если параметр напряжения варьируется в районе 15 вольт, это свидетельствует о том, что батарея восполнена примерно на 85-90%;
  • когда параметр напряжения будет равен около 16 В, то можно сделать вывод, что батарея заряжена приблизительно на 95-97%, то есть ее дальнейшая эксплуатация, в принципе, уже допускается;
  • если вы хотите, чтобы девайс подзарядился до максимума, то для выполнения этой задачи понадобится не более суток, о заряде может сообщить напряжение в 16.3 В.

Если вы являетесь владельцем более современного прибора для зарядки, то на его корпусе могут располагаться специальные индикаторы - лампочки - с помощью которых можно определить завершение процесса. Когда батарея будет готова к эксплуатации, индикатор будет гореть зеленым цветом. Если же его цвет красный - то процедура либо не завершена, либо в процессе выполнения появились неполадки, требуется более детальная диагностика. Многие специалисты-аккумуляторщики утверждают, что не обслуживаемые АКБ необходимо подзаряжать приблизительно до 95%, этот вариант считается наиболее актуальным. В таком случае батарея сможет полностью отработать всей срок службы, но при этом необходимо следить, чтобы параметр напряжения был не меньше 14.4 вольт.

Фотогалерея «Неисправности АКБ»

Заключение

В подзарядке нуждается любой современный аккумулятор, вне зависимости от того, какова его стоимость и каким производителем он был выпущен. Своевременное выполнение этой задачи позволит значительно увеличить ресурс эксплуатации используемого девайса. Особенно актуально выполнять такую процедуру перед наступлением холодов, а также после зимы. Не забывайте о том, что при выполнении подзарядки обслуживаемого аккумулятора необходимо обязательно открутить пробки на его банках.

В том случае, если вы не сделаете этого, то в банках может образоваться высокое давление , а это, в свою очередь, может привести к взрыву. Непосредственно пробки полностью извлекать не стоит, можно их немного ослабить.

Если вы слишком часто сталкиваетесь с проблемой разряда, то нужно произвести диагностику девайса. В первую очередь, необходимо проверить корпус на наличие повреждений, работоспособность клемм. В устройстве с поврежденным корпусом может быть утечка электролита, что приведет к его постоянному разряду. Также необходимо проверять и уровень раствора электролита - в идеале жидкость должна покрывать все банки, если это не так, то в систему нужно долить дистиллированной воды. Все это нужно проверять перед тем, как начать подзарядку.

Видео «Как увеличить плотность рабочей жидкости?»

Как своими руками повысить плотность электролита в банках устройства и что для этого потребуется - ответы ищите в ролике ниже (автор - Denis Legostaev).

На первый взгляд может показаться, что зарядка АКБ - это простая процедура. Казалось бы, что здесь такого - нужно просто подключить аккумулятор в сеть и подождать, пока он зарядится на 100%. Однако, в этом вопросе есть некоторые нюансы, которые необходимо учитывать. Каким током нужно заряжать автомобильный аккумулятор? Ниже вы узнаете об этом.

Общие принципы заряда АКБ

Чтобы заряженный АКБ функционировал долго, необходимо использовать хороший и нужный ток . Сила тока батареи на 60 Ач на автомобиле не должна превышать норму, в противном случае автолюбитель может столкнуться с определенными проблемами. Сразу же нужно отметить, что осуществить зарядку автомобильной батареи не так сложно, особенно, если вы что-то понимаете в химии и физике. Перед тем, как заряжать АКБ, необходимо внимательно изучить его эксплуатационные особенности и свойства.

Также надо изучить характеристики непосредственно ЗУ, но наиболее важный момент - это знать, каким током лучше заряжать прибор на 60 Ач или любой другой. В первую очередь, помните о том, что в любом случае должен быть постоянным. Если вы не знаете, как ограничить этот импульс, можно применять специальные выпрямители. Эти девайсы необходимы для регулировки напряжения и прочих показателей.

Покупая или беря в аренду ЗУ, необходимо внимательно ознакомиться с его характеристиками и возможностями. К примеру, ЗУ, необходимое для работы с 12-вольтовыми АКБ, позволяет увеличить уровень напряжения до 16.6 вольт, если это нужно. Как правило, это требуется для того, чтобы произвести заряд любого необслуживаемого прибора.

Методы заряда автомобильных АКБ

Итак, если вы решили самостоятельно пустить ток заряда через аккумулятор автомобиля на 60 или более Ач, вам будет полезно ознакомиться со способами проведения процедуры. Практически могут использоваться два способа для этой цели - либо при постоянстве тока, либо при постоянстве напряжения. Принципиальных различий в этих способах нет никаких - оба метода являются полноценными. Разумеется, при правильном подходе и соблюдении всех технологий.

Способ 1 - при постоянстве тока

Для начала рассмотрим схему заряда аккумулятора легковой или грузовой машины при постоянстве данного параметра. Одной из отличительных характеристик этого метода является то, что автовладельцу необходимо время от времени контролировать параметр на ЗУ и регулировать его при надобности. Как правило, процедура проверки и контроля должна происходить каждый один или два часа, но не реже.

Каким током заряжать автомобильный аккумулятор? Процедуру заряда автомобильной батареи осуществляют с учетом постоянной величины вышеуказанного показателя. Данный параметр равен 0.1% от общей емкости батареи, когда она будет без перерывов разряжаться на протяжении двадцати часов. Соответственно, если емкость составляет 60 Ач, то ток для зарядки девайса должен составлять 6 ампер. Чтобы поддерживать постоянство этого показателя на протяжении всего процесса, необходимо использовать регулятор, которым оснащаются многие ЗУ.

Чтобы уровень заряженности батареи транспортного средства был более высоким, специалисты советуют использовать функцию ступенчатого снижения силы импульса. Активация функции ступенчатого снижения актуальна в том случае, когда начинает возрастать показатель сопротивления.

Отдельно следует выделить рекомендации касательно не обслуживаемых приборов последнего поколения. В этом случае следует увеличивать параметр напряжения до 15 вольт, при этом снижая параметр тока в автомобильном аккумуляторе в два раза. Иными словами, если емкость вашего прибора составляет 60 Ач, то параметр малого тока следует установить на 1,5 ампера.

После заряда аккумулятора асимметричным током устройство можно считать готовым к работе тогда, когда все параметры в течение одного-двух часов будут без изменений. В том случае, если прибор является не обслуживаемым, то соответствующее состояние наступит в том случае, когда уровень напряжения составит 16.4 вольта (автор видео - Учимся водить машину. Все секреты начинающим).

Способ 2 - при постоянстве напряжения

Какой ток выбрать в этом случае? Данный способ полностью зависит от величины указанного выше параметра, обеспечивающегося прибором для заряда.

Если вы будете подзаряжать батарею на протяжении суток, то процесс будет осуществляться таким образом:

  • если уровень напряжения составляет 14.4 вольта, то за 24 часа будет восполнено около 75-85% заряда в зависимости от особенностей агрегата;
  • если указанный выше показатель составит около 15 вольт, то уровень зарядки устройства будет равен около 85-90%;
  • в том случае, если параметр составит 16 вольт, аккумулятор транспортного средства сможет зарядиться примерно на 95-97%;
  • чтобы подзарядить прибор на полную, потребуется не менее 20 и не более 24 часов, при этом уровень напряжения должен составлять 16.3 вольта.

Чтобы понять, что устройство заряжено полностью, основным показателем для этого будет служить уровень напряжения на выходах прибора. Эта величина должна составлять 14.4 вольта. Если ЗУ оснащено световым индикатором, то оно сообщит автомобилисту об окончании процедура зеленым светом. По мнению многих специалистов, не обслуживаемые батареи следует подзаряжать примерно до 95% - таким образом они смогут отработать весь свой ресурс эксплуатации, при этом величина напряжения должна составлять не мене 14.4 вольт.

Помните о том, что заряжая обслуживаемое устройство, желательно перед началом процесса выкрутить все пробки на нем. Если пробки будут плотно затянуты, это может спровоцировать избыточное давление в системе, что в теории чревато взрывом. Пробки не обязательно выкручивать полностью, достаточно их просто ослабить.

Многие автовладельцы, сталкиваясь впервые с проблемой разряда аккумуляторной автомобильной батареи и решения самостоятельно зарядить ее, задаются следующим вопросом: "Каким током заряжать аккумулятор?". Для того чтобы осуществить этот замысел, прежде всего необходимо иметь пуско-зарядное или зарядное устройство, которое позволяет преобразовать ток, подаваемый из обычной розетки в 220В, в ток, который имеет значительно меньшее напряжение - 15В. Измерительные параметры напряжения в 15В считаются оптимальным для того, чтобы осуществить качественную при этом не нарушив его систему.

Отвечая на вопрос о том, каким током заряжать аккумулятор, прежде всего, необходимо определиться с выбором способа заряда АКБ.

Как определить полный заряд? Как только будет заряжена, она начнет выделять газы. Это верный признак того, что АКБ полностью заряжена и готова к эксплуатации. Еще один признак полного заряда - это стабильность показателей напряжения в течении часа и более. Повышение эффективности заряда будет тем выше, чем больше будет снижен ток в конце заряда. Для этого перед тем как батарея полностью зарядится, необходимо постепенно снижать силу тока (при показателе 14,4 подается ток в 3 Ампера). Такое воздействие повышает зарядное напряжение.

При полной зарядке аккумулятора, как правило, не выделяется излишек газа, так как заряд составляет до 95%. Зная, каким током заряжать автомобильный аккумулятор, важно правильно подобрать для этого метода эффективные регулирующие зарядные устройства.

  • Существует еще один метод - уравнительный, который используется тогда, когда батарея уже заряжена на 95% и ее нужно подвести до 100%. На вопрос о том, каким током заряжать аккумулятор в этом случае, ответом будет сила тока, равная следующему расчету. Ток равен 3% от емкости аккумулятора. При этом не только достигается 100%-ная зарядка, но и выравнивается во всех банках АКБ.

Многие автовладельцы, сталкиваясь впервые с проблемой разряда аккумуляторной автомобильной батареи и решения самостоятельно зарядить ее, задаются следующим вопросом: "Каким током заряжать аккумулятор?". Для того чтобы осуществить этот замысел, прежде всего необходимо иметь пуско-зарядное или зарядное устройство, которое позволяет преобразовать ток, подаваемый из обычной розетки в 220В, в ток, который имеет значительно меньшее напряжение - 15В. Измерительные параметры напряжения в 15В считаются оптимальным для того, чтобы осуществить качественную при этом не нарушив его систему.

Отвечая на вопрос о том, каким током заряжать аккумулятор, прежде всего, необходимо определиться с выбором способа заряда АКБ.

Как определить полный заряд? Как только будет заряжена, она начнет выделять газы. Это верный признак того, что АКБ полностью заряжена и готова к эксплуатации. Еще один признак полного заряда - это стабильность показателей напряжения в течении часа и более. Повышение эффективности заряда будет тем выше, чем больше будет снижен ток в конце заряда. Для этого перед тем как батарея полностью зарядится, необходимо постепенно снижать силу тока (при показателе 14,4 подается ток в 3 Ампера). Такое воздействие повышает зарядное напряжение.


При полной зарядке аккумулятора, как правило, не выделяется излишек газа, так как заряд составляет до 95%. Зная, важно правильно подобрать для этого метода эффективные регулирующие зарядные устройства.

  • Существует еще один метод - уравнительный, который используется тогда, когда батарея уже заряжена на 95% и ее нужно подвести до 100%. На вопрос о том, каким током заряжать аккумулятор в этом случае, ответом будет сила тока, равная следующему расчету. Ток равен 3% от емкости аккумулятора. При этом не только достигается 100%-ная зарядка, но и выравнивается

В зимний период времени особенно актуальны темы связанные с аккумуляторами автомобиля, ведь холодный пуск может его быстро разрядить. Многие меняют старые батареи (), покупают новые (главное ) – однако большинство старается их подзарядить и использовать дальше. Благо современные батареи ходят достаточно долго (порядка 4 – 5 лет), но этот срок может быть намного уменьшен! Если вы неправильно подадите ток и рассчитаете неправильное время заряда, то аккумулятор может быстро выйти из строя. Поэтому сегодня подробная информация — сколько по времени нужно проводить зарядку вашего АКБ …


Сразу хочется оговориться — специальным зарядным устройством, при примерной температуре в 25 градусов Цельсия, это важно, ведь если температура превышает 35 градусов, то процесс лучше не начинать (здесь зависимость температуры электролита и окружающего воздуха)! Все дело в том, что электролит имеет различную плотность при различной температуре (кстати, можете посмотреть — ). Однако я предлагаю вспомнить принципы заряда и разряда.

Принцип работы аккумулятора

Для того чтобы его заряжать нужно понимать как он работает — нет я сейчас не буду разлагать его на различные составляющие, все и так знают что внутри свинцовые пластины в . Нам нужно понять — что такое, например — 55 Ампер*час и 12 Вольт.


  • Ампер и часы – измеряется в Ампер/часах. То есть если ваш АКБ (аккумуляторная батарея) 60 А*ч – то он может отдавать 60 Ампер в течение одного часа. Соответственно если нагрузка падает, например до 30А, то он может отдавать уже два часа и так далее. Думаю это понятно.
  • Напряжение – принято считать, что напряжение равно 12 Вольт, хотя это не совсем правильно. Нормальное значение рабочего варианта 12,6 – 12,7В (есть варианты и с большим), это полностью заряженный на 100%.


Если напряжение составляет 12В, то можно констатировать что разряд батареи примерно 40 – 50%, однако с такими показателями можно ездить. Если ваш авто исправен и генератор дает нормальную «зарядку», то напряжение быстро восстановится. Также хочется отметить что показатель в 11,5 – 11,6В говорит о «», это очень «неприятно» для батареи. Начинается процесс «сульфации» свинцовых пластин внутри, что просто уменьшает емкость АКБ — может настолько, что автомобиль просто не запуститься.

То есть мы с вами поняли — нормальные показатели в 12,7В (заряжен), именно с таким напряжением будет отдаваться 60 Ампер в течении часа, а дальше оно упадет до 11,6В (разряжен). Потом зарядка и повторная эксплуатация.

Два строения аккумуляторов

Это также важная строчка, все дело в том — что заряжать каждый из типов, нужно по-разному, точнее готовиться к процессу заряда. ИТАК:

Первый тип – это так называемые необслуживаемые батареи. У которых внутри есть электролит и он как бы «запаян» внутри, то есть не может испариться. Если превращается в пар, дальше конденсируется на стенках и повторно выпадает в основной электролит. Это самый беспроблемный тип. Не нужно забивать голову с пополнением уровня, плотностью и т.д.


Второй тип – (который уходит в прошлое) – обслуживаемый. У него нет герметичного корпуса, поэтому электролит (а точнее вода из него), может испаряться, тем самым понижая уровень. Этот вариант один из самых проблемных, за ним нужно уметь ухаживать и заряжать! Например, если понижен уровень — зарядка недолжна производиться! Нужна правильная подготовка.


Подготовка аккумулятора

Прежде чем заряжать батарею, ее нужно правильно подготовить, ведь если вы ее снимаете, то нужно проверить все и сразу. Как я писал сверху пойдет речь именно об обслуживаемом аккумуляторе.

  • Для начала нужно удалить весь конденсат, окись и грязь с поверхности и контактов. Для этого просто берем обычную тряпку, мочим ее в растворе обычной соды и протираем верхнюю часть – контакты. Таким образом, мы добиваемся чистоты – это важно! Ведь если ваш аккумулятор имеет откручивающиеся крышки сверху, то в них при демонтаже может попасть грязь – что крайне не желательно! Ведь она может быть причиной выхода из строя батареи, просто .
  • Можно открутить крышки. Проверяем уровень электролита, если он крайне низок – не закрывает пластины, то нужно – ОБЯЗАТЕЛЬНО, добавить дистиллированной воды. Иначе просто «убьете» свою батарею. Свинцовые пластины нагреются и осыпяться.
  • В идеале нужно замерить плотность электролита. Напомню для рабочего, нормального аккумулятора она составляет – 1,26 – 1,30 г/см3.

После подготовительных работ можно переходить к зарядке. Однако стоит отметить — что она бывает двух вариантов – при помощи постоянного тока и при помощи постоянного напряжения, время может сильно разниться от этих параметров. Если конечно у вас не универсальное зарядное устройство, там вы по минимуму имеете настроек.

Время заряда постоянным током

Думаю, не стоит объяснять — что минусовую клемму аккумулятора вы подсоединяете к минусу «зарядника» с плюсом точно также. Многие придерживаются именно этого варианта, ведь «Ампераж» который мы подаем на АКБ очень важный параметр – его ни в коем случае нельзя превышать, а если сильно занизить, то батарея будет долго заряжаться.

Также хочется предупредить — что напряжение должно быть больше номинального – то есть от зарядного устройства получаем около 13,8 — 14В, примерно столько же дает автомобильный генератор. Только тогда пойдет заряд, если напряжение будет меньше чем 12 (а тем более 11В), то ничего не произойдет, а скорее всего еще более усугубит разряд.

ИТАК : Оптимальным считается напряжение в 10% от общей емкости батареи, то есть если у вас 75 А*ч, то заряжать нужно с током в 7,5А.


Таким образом — если ваша батарея полностью разряжена (напряжение менее 11,7В), то она должна зарядиться за 10 часов! Однако время может сократиться от уровня разряда.

В варианте с обслуживаемой батарей определить это достаточно легко – как только пойдут пузырьки с поверхности электролита в банках, это значит — заряд полностью состоялся.

От себя хочу добавить – в далекие времена (лет так 20 назад), мой отец очень часто заряжал АКБ дома, особенно зимой. Он ставил на 60Ач вариант ток в 2А и оставлял на ночь, таким образом — батарея брала нужное количество энергии — из этого малого тока. Нужно отметить разряд был тогда не глубоким. Поэтому если хотите просто «подпитать» свой АКБ, например напряжение на контактах ровно 12В, поставьте его на ток в 1 – 2А на ночь!

Однако сейчас существует еще один способ, который требует также минимум вмешательства человека.

Время заряда постоянным напряжением

Этот вариант набирает все большую популярность – именно этот принцип реализован на многих китайских устройствах, где практически нет индикаторов «ВОЛЬТАЖА» и «АМПЕРАЖА», а есть только светящиеся «точечки» или шкала, которая сигнализирует заряд. Такое устройство разработано специально для необслуживаемых аккумуляторов, ведь вы не сможете смотреть за кипением электролита и выделением из него газа, ибо все герметично. Поэтому первый вариант, не совсем хорош. Здесь автоматически регулируется напряжение и «ампераж».

ИТАК : Напряжение может плавать в пределах от 13,8 до 14,5В, чем больше напряжение тем быстрее идет заряд.

Так в первый час батарея может впитать в себя от 50 до 60% от номинальной емкости. ТО есть если она 60А, то 60Х60%=36А

Во второй час – напряжение падает, и заряд происходит медленнее, около 15 – 20%

Третий час – еще ниже, около 7 – 8%

Четвертый – почти полная емкость в 90 – 96%.




Поделиться