Что говорят русские про даг дальнобоев. Дальнобойщики дагестана принуждают власть к демократии

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации Коньков Сергей / TASS Image caption Организаторы стачки заявляли, что в акциях протеста против "Платона" примут участие не менее 10 тысяч человек

    В Дагестане к всероссийской стачке дальнобойщиков присоединились уже 95% местных водителей большегрузов, рассказал Русской службе Би-би-си представитель объединения дагестанских дальнобойщиков Рустам Маламагомедов.

    Главное требование участников акции протеста, - отмена системы взимания платы за проезд по федеральным дорогам "Платон". Дальнобойщики заявляют, что акция бессрочная - они намерены стоять до тех пор, пока не будут выполнены их условия.

    "В Дагестане 95% водителей приняли участие. Порядка 500 машин были сегодня в пробеге: поехали от Каякента [село в Дагестане] до Махачкалы и обратно. Также водители стоят в Хасавюрте, Кизляре, Дербенте. Все стоят, просят, чтобы к ним вышли на диалог, отменили систему "Платон", - рассказал Рустам Маламагомедов.

    По его словам, "практически все" водители в Дагестане, которые занимаются грузовыми перевозками, решили принять участие в стачке.

    Стоять - единственный способ. Самое важное, что мы ничего не грузим и никуда не везем" петербургский дальнобойщик Сергей Овчинников

    По его словам, полиция не мешает проведению стачки, задержаний дальнобойщиков в регионе не было.

    Дальнобойщик из Дагестана Камаладин Магомедов, который работает в Волгограде, также рассказал, что "буквально все" дагестанские водители большегрузов принимают участие в стачке.

    "Те, кто осуществляет междугородние перевозки, и не успел вернуться в Дагестан, они присоединяются к нам в Волгограде", - сказал он. В Волгограде, по словам Магомедова, около 40 машин стоят на обочине у 3-ей Продольной улице. В понедельник, 27 марта, стояли 20 машин. В Волгограде полиция также не мешает проведению акции, утверждает дальнобойщик.

    "Стоять - единственный способ"

    Инициатором всероссийской стачки дальнобойщиков выступило базирующееся в Санкт-Петербурге "Объединение перевозчиков России" (ОПР), которое возглавляет Андрей Бажутин.

    27 марта его арестовали на 14 суток и лишили прав на полтора года по обвинению в незаконном вождении автомобиля. Петербургские дальнобойщики связывают арест Бажутина с желанием властей помешать проведению стачки. Участник акции Сергей Овчинников заявляет, что "[власти] пытаются обезглавить ОПР и повлиять на ход стачки".

    В Санкт-Петербурге на Московском шоссе во вторник, 28 марта, стояли около 25 грузовиков, в понедельник - около 70.

    "Стоять - единственный способ. Самое важное, что мы ничего не грузим и никуда не везем", - объясняет Сергей Овчинников.

    В Энгельсе, в Саратовской области, на обочине проспекта Строителей во вторник стояли около 50 грузовиков.

    "50 машин - это грузовики, но это не все те люди, которые участвуют в стачке, это те, кто решил выехать и показать, что они не работают. Сколько людей именно принимают участие, не известно. Люди стоят в гаражах и никуда не выезжают", - рассказал координатор ОПР Александр Черевко.

    По его словам, "ребята прибывают" - в понедельник стояли "30-40 машин". "Мы начнем работать, когда правительство пойдет нам навстречу и отменит систему "Платон", это самое главное. То, как мы работали в последнее время, - это не доход, мы уходили в минус", - жалуется Александр Черевко.

    Организатор стачки дальнобойщиков в Челябинске Сергей Малевский рассказал Русской службе Би-би-си, что 27 марта в городе прошел митинг водителей, на котором собрались более 200 человек. Также организаторы планировали поставить около 100 автомобилей на обочины трасс и отправили по этому поводу оповещение в городскую администрацию, которая отказала в проведении этой акции.

    "Но наши автомобили стоят на стоянках, город пустой и трассы пустые. Мы будем стоять до конца, пока на нас не обратят внимание", - уверяет Сергей Малевский.

    Система по взиманию платы за проезд большегрузов по федеральным дорогам "Платон" была введена в ноябре 2015 года и сразу вызвала протесты дальнобойщиков по всей стране. В апреле этого года тариф за проезд должен вырасти с 1,53 рубля до 1,91 рубля за пройденный километр дороги.

    Ранее представители ОПР заявили, что в стачке, которая начилась 27 марта, примут участие не менее десяти тысяч водителей.

    Лидер объединения Андрей Бажутин в преддверии акции объявил, что одним из лозунгов мартовской стачки станет , однако часть дальнобойщиков не присоединилась к политическим требованиям.

    Дальнобойщиков из Дагестана задерживают в Саратовской области «за перегруз». Уже несколько дней сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проводят рейды. При этом водителям не позволяют устранить нарушения на месте, как это обычно бывает, а отгоняют груженые автомобили на специальную стоянку. Дальнобойщики вынуждены ждать, когда им разрешат устранить перегруз и вернут транспортное средство. Тем временем товар, который они перевозят, портится. Водители несут серьезные убытки. Корреспондент КАВПОЛИТа связался с дальнобойщиками.

    «Такого перегруза не бывает»

    Как говорят водители грузовых автомобилей, задержания продолжаются уже несколько дней. Останавливают в Саратовской области, недалеко от города Балаково. Задерживают не только дагестанских дальнобойщиков, но и водителей из других регионов.

    Перегруз выявляют почти у всех. Однако дальнобойщики уверены, что весы, которыми пользуются инспекторы надзорной службы, сильно завышают показатели.

    «Меня остановили сотрудники транспортного контроля. Сначала сказали, что выпишут только штраф за отсутствие тахографа. А затем пригнали неисправные весы. По этим весам оказалось, что моя машина весит больше вагона. Но такого перегруза просто быть не может, – рассказывает дальнобойщик Магомед (все имена в репортаже изменены по просьбе респондентов – прим. ред. ).

    – Задерживают даже водителей, у которых нет перегруза, – они в этом уверены, так как проверяли. Но весы все равно показывают, что правила нарушены.

    Сейчас тут задержано около 10-15 машин. С каждым часом на штрафстоянке я теряю деньги. За эвакуатор http://www.челны-эвакуатор.рф/articles/10-chelny-uslugi-evakuatora.html заплатил 30 тысяч рублей и на штрафстоянке машина стоит уже сутки. Это еще 16 тысяч рублей».

    Штрафстоянка

    Как говорят грузоперевозчики, большинство водителей признают, что перегруз у них есть, и готовы заплатить штраф. Но действия сотрудников Ространснадзора представляются им незаконными.

    Согласно статье 27.13 кодекса РФ «Об Административных правонарушениях», при нарушениях эксплуатации транспортного средства применяется его задержание – путем перемещения с помощью эвакуатора на специализированную стоянку.

    Однако в пункте 1.1 этой же статьи сказано, что задержание транспортного средства прекращается на месте задержания, если причина была устранена до того, как машину отправят на специализированную стоянку.

    Но, как уверяют водители, им не позволяют устранить перегруз на месте и сразу пригоняют платный эвакуатор.

    «У меня ситуация с перегрузом возникала много раз. И всегда я на месте устранял перегруз, платил штраф и ехал дальше. Но на этот раз сотрудники службы транспортного контроля не позволяют нашим водителям на месте устранить нарушение, – продолжает Магомед.

    – Когда мы заявляем о своих правах, нам говорят, что никаких прав у нас нет, нас ждет только штрафстоянка. В Саратове раньше такого не было. До нас доходят слухи, что это губернатор Саратовской области дал распоряжение открыть эти штрафстоянки.

    Нам говорят, что перегруженные автомобили портят дорожное покрытие. Но я уже долгие годы проезжаю по этим дорогам, здесь всегда они были разбиты».

    «Никто не станет за это отвечать»

    Дальнобойщики также не понимают, зачем нужен эвакуатор, если они не сопротивляются и готовы самостоятельно проехать, куда им укажут. Однако им навязывают платную услугу. Попытки добиться справедливости с помощью правоохранительных органов не увенчались успехом.

    «Машины у нас исправные. И мы ведь не отказываемся проехать на штрафстоянку самостоятельно. Но все равно машину отгоняют с помощью эвакуатора, – сетует водитель грузовика Анвар.

    – Только вот груженый автомобиль так транспортировать рискованно. Если он соскочит с эвакуатора или еще что-то случится, то произойдет авария. Я хотел сесть в кабину КамАЗа, чтобы в случае чего смог его остановить, но мне и этого не позволили сделать.

    На стоянке машины держат несколько дней. Объясняют это тем, что из Саратова еще не пришло разрешение, чтобы нас впустили на территорию стоянки для устранения перегруза.

    За это время набегает большая сумма. У кого-то вышло 80 тысяч рублей, а у кого-то 170. Мы пытались обратиться в прокуратуру Саратова, но нашу жалобу не приняли».

    Помимо денег дальнобойщики рискуют потерять скоропортящийся товар, который перевозят.

    «Фрукты и овощи в жаркое время портятся, тем более в закрытой машине. Но это никого не волнует, – раздосадован владелец грузового автомобиля Саид.

    – Я спросил у сотрудников транспортного контроля, кто будет отвечать за товар, который я везу, если он испортится, пока стоит на стоянке. Мне сказали, что никто не станет за это отвечать. И я могу жаловаться куда угодно, но толку от этого не будет.

    А когда нас останавливали, сотрудники Ространснадзора не представлялись нам и документов не предъявляли».

    Люди недоумевают, почему именно в Саратовской области у них возникла такая ситуация. И считают, что на них пытаются незаконно заработать, пользуясь тем, что большая часть граждан, не знает законов, и отстаивать свои права не станет.

    0

    — Не надо именно на нас отыгрываться. Первое нарушение этого закона, он нарушает основной закон Российской Федерации, то есть Конституцию.

    — Здесь все водители до единого. Здесь все водители.

    То есть, фуры не ездят, если вы все здесь, фуры не ездят?

    — Фуры не ездят, все стоят.

    — 95% водителей Дагестана стоят. Вот это только мы.

    — Мы кормим Россию, в каждый уголок России мы доставляем любые продукты - 40-50 градусов мороза, в жару,

    — Требования у нас — полная отмена системы «Платон».

    — Вы согласны?

    — Согласны!

    Сурхай Алимирзаев: Перевозками занимаемся. Двадцать лет.

    Сам за рулем?

    Сурхай Алимирзаев: Раньше сам за рулем ездил. Сейчас водители ездят, родственники все.

    Сколько машин?

    Сурхай Алимирзаев: Три машины по 20,5 тонн. Возим, как весна начинается, капуста, морковка, цитрусовые с азербайджанской стороны. Помидоры, картошка, ну что попадется. В ту сторону, обратно, в основном, возим лес, пиломатериалы.

    Моего водителя зовут Сурхай. На обычной для Дагестана скорости 150 км/ч он проводит экскурсию по трассам республики. Десятки километров обочины заполнены большегрузными автомобилями. На больших перекрёстках — здесь и на всем Кавказе их называют «круги» — собираются водители. Сотни водителей.

    Сурхай Алимирзаев: Столько людей хотят оставить без денег. Я не пойму их как-то. Ну как это? По всей России идут митинги, никто внимания не обращает. Ни пресса, ни один центральный канал не показывает этого всего: вот, пожалуйста, что творится в Дагестане. Можете снимать. Вот все бастуют, вот они. Вот милиция стоит. Удерживает под контролем. Этот как его, не знаю. Сколько они будут удерживать, сколько у них хватит сил, сколько у них хватит смелости?

    Дальнобойщики протестуют против новой системы оплаты проезда с философским названием «Платон». В Дагестане стоят 90% грузовиков. В 17 регионах России бастующих призывают ехать в Москву. И чем меньше об этом протесте говорят по ТВ, тем больше у этих людей решимости идти до конца.

    — Что написано?

    Тагир: Мы против «Платона».

    Еще один участник протеста, Тагир, рассказывает, что это самые массовые за много лет выступления против власти организовались в сети.

    — Это сообщество вконтакте? Оно появилось не для борьбы с «Платоном», а раньше.

    Тагир: Нет, это уже давно, просто это сообщество дальнобойщиков, люди помогают друг другу в беде, кому-то если какая-то помощь нужна, например, если по Дагестану проезжает какая-то машина московская, например, мне звонят, говорят, что нужна помощь, я оказываю любую помощь.

    15 ноября помощь понадобилась разом всем. Тагир, как и многие вместе с ним, подсчитал, что после введения новых сборов — а это 3 рубля за километр в пути — перевозить грузы ему больше будет невыгодно.

    Тагир: Я обеспечиваю семью, и если введут этот налог, я физически не смогу обеспечить свою семью. В год я проезжаю 100 тыс. км, сколько я должен буду отдавать?

    — Почти полмиллиона.

    Тагир: Я даже столько не зарабатываю. Я не успеваю ремонтировать машину, потому что не успеваю накопить деньги.

    Все клиенты с парком от 50 автомобилей и выше, зарегистрированы процентов на 90. А второй сегмент, это вот оставшиеся 200 тысяч — это бизнес средний и малый. Поверьте, для того, чтобы выехать 100 тыс. км в год, надо без праздников и выходных выезжать по 360 км в день. Если вы мне покажете такого индивидуального предпринимателя с одним КАМАЗом, который столько делает, значит, я ошибаюсь. Это не массовое явление.

    Тагир в итоге, как и раньше, живет в кабине — только теперь никуда не ездит. Если «Платона» не переспорить, то, может, можно пересидеть?

    Из Москвы то, что волнует весь Дагестан, кажется, совсем незаметно. Ну или можно коротко отделаться вот таким заявлением.

    Евгений Фёдоров, депутат ГД РФ: США не дремлют и сейчас они через свою «пятую колонну», через националпредателей нанесли удар по РФ. Непосредственно я сейчас говорю о акциях дальнобойщиков, которые пытаются по задумке США быть направлены на ликвидацию российской государственности.

    Но эти слова депутата Госдумы только подливают масла в огонь.

    Зайналабид Багавов: Кто-то из-за границы, мол, нас, чтобы расшатать Россию, да мы за Россию кому хочешь горло перегрызем, за Дагестан. Надо, чтобы люди чувствовали обратную связь. Чтоб я знал, что обо мне кто-то думает. Люди видно, что уже на пределе, и это всё больше нагнетается от того, что никто не смотрит, делает вид, что ничего не происходит.

    Особенно водителей раздражает то, что новые сборы ввело не государство. Дальнобойщики быстро установили конечных бенефициаров .

    Гамзат Шаурханов, водитель: Надо заплатим - заплатим государству, но не кому-то конкретно в карман. Нужны деньги — сделаем, сделаем так, чтобы этот черный Обама стал белый, но требовать с нас вот так вот, воровать, грабить нас не надо. А это натуральный грабёж.

    Антон Замков, коммерческий директор «РТ Инвест Транспортные системы»: Мы перечисляем их в Федеральный дорожный фонд, непосредственно в бюджет Российской Федерации, распределением, собственно, ведает «Росавтодор» как орган исполнительной власти. Федеральный дорожный фонд — это особый вид фонда, который может расходоваться исключительно по строительству и реконструкции дорожного хозяйства.

    Гамзат знакомит нас с одним из рядовых участников акции протеста — своим племянником. Газияв не выступает перед водителями, а скромно скрывается в толпе. Вот его экономика:

    Газияв Газиев: Машина КамАЗ старенькая, год 1988, свежую никак приобрести не имею сил, не получается никак. Кормить детей приходится, не один, не двое их, их у меня полный дом. Если хорошо поеду-приеду, тысяч 30-35 привезу. Где-то, бывает, и 10, и 15, бывает и 20 приходится вложить. Бывает, все приходится вложить, ничего не заработать и еще в долг приходится брать.

    А вот условия, в которых он живёт вместе со своей семьей, в селе, где кроме грузовика зарабатывать нечем.

    Газияв Газиев: Условий нет абсолютно никаких, даже водопровода нет, никакой канализации, никакой воды — ни питьевой, ни технической, никакой. Так выживаем, выкручиваемся. Хотелось бы, чтобы чуть легче было, а получается, что сейчас чуть сложнее делают нам жизнь. Винсовхоз был у нас, завод — и то развалили, и то насмарку пустили. Все губят, все на металлолом. Хозяин появился: долги — и все, надо продать. Вот эта печка меня спасает. Вот они вот где спят, по двое мелкие ложатся. Там на диванчике ложатся, здесь на диванчике ложатся, а я сам — в прихожей, чуть подальше, там холоднее. Но приходится.

    О том, что происходит на далеком юге, в далеком северном Петербурге наблюдает через соцсети водитель Сергей.

    Сергей, водитель: Я не могу друзей, коллег не поддержать, потому что здесь пошло все, назрело из-за того, что работать я на межгород не иду, не беру заказы, не хочу этому «Платону» непонятно за что платить. Ехать, не оплатив — неизвестно, какие штрафы придут, то есть практически проще взять эту машину, отогнать на Площадь конституции к офису «Платона» и в счет оплаты дорог оставить им, сказать: «Заберите себе ее». Понятно, что на работу я не еду.

    Во вторник 24-го он вместе с другими водителями участвовал в акции «Улитка» — когда они колонной медленно двигались по трассе. В результате разговор вышел на другой уровень — ритейлеры заявили, что поднятие цен на проезд приведет к срыву поставок.

    Сергей, водитель: Вот у нас во дворе магазинчик, ну как и во всех городах эти маленькие частные магазинчики. Все живем, друг друга все знают, вот я вчера буквально заходил, у девочек сигареты, сахар покупал, у девчат спросил: «Как у вас, девчонки, подорожания нет?». Они говорят: «Вот как бы старое еще продают, но новое, то, что сейчас поступает, потихонечку наценку делают, на что-то 10, на что-то 15%».

    С этим же вопросом ритейлеры покрупнее участвовали даже в заседаниях Госдумы. Кажется, дальнобойщиков все же услышали. Но Сергея за то, что увлекся политикой, дома дома настигли санкции — жена разозлилась и выгнала из квартиры.

    Сергей, водитель: Жена кричит, понятное дело, семью кормить надо: «Давай иди работай, а не против своего «Платона» бастуй». А работать как в таких условиях? Ну получилось: поругались, и пока эти два дня живу вот здесь, в своей квартире маленькой.

    Ближе к Дербенту, то есть к границе с Азербаджаном, в селе Каякент забастовщики устроили трибуну на грузовике.

    — Ассалам алайкум, братья. Мы здесь собрались, никто нас сюда не позвал, тут никаких организаторов нет, это мирная акция протеста против системы взимания платы за пользование дорог «Платон». Тут никаких организаторов, никаких политических требований никто не предъявляет.

    Вокруг стоят груженые фуры, которые тоже никуда не едут.

    Али: Вот у меня машина лично, пошли. Пломбу я вскрыл, отвечу перед клиентом, это чисто предпринимательская пломба, они поймут, за что я пломбу срываю. Мне ехать в Иркутск еще, сколько я должен ехать? Товар испортится полностью!

    Магомед Сабир: Человек на последние своим деньги купил этот КамАЗ, как он завтра будет отдавать 500 тысяч штраф, кто-нибудь об этом задумывался, когда принимал эти законы? Помимо этого, вот наши поставщики.

    Я хозяин товара. Купил хурму в Азербайджане, НДС заплатил 500 тысяч. Вот товар если пропадёт - кто будет за него отвечать?

    Введение системы дорожной платы Платон ярче всего сказалось на ситуации в Дагестане, прежде всего, наверное, потому что это такой Шёлковый путь, именно по этой трассе, идущей вдоль Каспийского моря, овощи круглый год везут из республик Закавказья, из Азербайджана и Ирана. Вот на этих фурах, которые сейчас выстроились вдоль дороги в ожидании мер, которые может предпринять правительство.

    Магомед Сабир: Единственный бизнес — вот сервисы, половина наших ребят занимается обслуживанием этих машин, а половина возит. Везде эти машины. Почему вы думаете, Дагестан так сплоченно поднялся? Потому что уже безысходность. У нас в селе около 4 тысяч машин. Вот смотрите, вот они, вот сервисы, фуры, мойки, автосервисы, машины — больше у нас ничего нету.

    Гамзат Шаурханов, водитель: Другая работа? Есть другая работа. Это, в основном, для молодёжи — уйти в лес. Но мы молодёжь держим для чего? Чтобы они работали, за нами смотрели, росли, не для того, чтобы их гонять в лес. А вот это вот, что они сделали, Ротенберг и компания, они загоняет молодёжь в лес.

    Антон Замков, коммерческий директор «РТ Инвест Транспортные системы»: Я все-таки надеюсь, как это было озвучено, что Государственная дума примет изменения в план, начнут действовать уже реальные вполне себе штрафы. Насколько показывает опыт коллег из-за границы, что реальные движения к офису либо к сайту тех, кто не зарегистрировался, возможно только после применения таких санкций.

    Сейчас дальнобойщики говорят: если реакции не будет, если о проблеме не заговорят по телевидению, если им не пойдут на встречу до 30 ноября — они поедут в Москву. Там телеканалы не смогут их игнорировать, и вызванные скоплением фур пробки вызовут вопросы у чиновников, даже если они до сих пор о гражданском протесте водителей ничего не знали.

    — Мы едем на Москву, спокойно, тихо, маршем. Спокойно едем на Москву, а что делать?

    — Да мы и так будем терять большие деньги на «Платоне», а что нам стоит в Москву поехать?

    Магомед Сабир: У меня друзья, перевозчики в Пскове, они тоже ждут 30 числа, вместе солидарно, и оренбургские ребята тоже, и диспетчера оповещают, что такая информация. Сейчас все ждут 30-го числа, понимаете.

    — Что будет?

    Магомед Сабир: 30 числа все вот эти машины — груженые, пустые — все поедем на Москву.

    Неоднозначный "Платон"

    Водители фур протестуют и блокируют МКАД, бизнес предупреждает о повышении цен на социально значимые товары, а экономисты - о росте инфляции. Система взимания платы с большегрузных машин вызвала в России широкий резонанс. DW на языке цифр рассказывает о системе "Платон" и эффекте от ее появления.

    Рост тарифов на перевозки до 100%

    Производители продовольствия и объединения розничной торговли пожаловались, что из-за внедрения системы "Платон" тарифы на перевозки выросли на 20-30%, а в отдельных регионах - на 100%. 20 бизнес-ассоциаций, включая Национальную мясную ассоциацию, "Руспродсоюз", Рыбный союз и "Союзмолоко", предупредили о вероятности повышения цен в преддверии Нового года, особенно на социально значимые товары.

    Расчет "Платона": система сбора с грузовиков в цифрах

    Рост инфляции на 2,7 процентных пункта

    По расчетам уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей Бориса Титова, введение сбора с большегрузных машин прибавит к текущему уровню инфляции 2,7 процентных пункта. Глава Сбербанка Герман Греф привел оценки, согласно которым вклад "Платона" в инфляцию в 2016 году составит 1,5 п.п. Греф добавил, что внедрение этой системы окажет серьезное влияние на ассортимент товаров и цены.

    Расчет "Платона": система сбора с грузовиков в цифрах

    Почти 30 млрд рублей

    Ожидаемый ежегодный доход от взимания платы через систему "Платон" составляет 40 млрд рублей. Однако 10,6 млрд в год государство будет платить оператору проекта, компании РТИТС. Причем почти половина этой суммы (46%) подлежит ежегодной индексации, то есть будет увеличиваться в соответствии с уровнем инфляции. Оставшиеся деньги будут поступать в Федеральный дорожный фонд.

    Расчет "Платона": система сбора с грузовиков в цифрах

    13 лет

    Компания РТИТС, 50% которой принадлежит сыну миллиардера Аркадия Ротенберга Игорю, будет использовать инфраструктуру "Платона" в течение 13 лет. После этого она должна перейти государству.

    Расчет "Платона": система сбора с грузовиков в цифрах

    12 тонн

    Система "Платон" заработала с 15 ноября. Ее действие распространяется на грузовики с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. В России зарегистрировано порядка 2 миллионов таких машин.

    Расчет "Платона": система сбора с грузовиков в цифрах

    3,06 рубля за километр

    Сначала тариф, установленный правительством, составлял 3,73 рубля за километр пути. После протестов бизнеса и дальнобойщиков его снизили до 1,53 руб/км. Однако эта скидка будет действовать лишь до конца февраля 2016 года. А начиная с марта следующего года и до конца 2018-го, дальнобойщики будут обязаны платить государству по 3,06 рубля за километр пути по федеральным трассам.



    Поделиться