Эра глонасс признали необязательным. Вступает в силу требование об оснащении автомобилей системами "эра-глонасс"

Законопроект об оборудовании всех машин, поступающих в Россию, системой ЭРА-ГЛОНАСС начал действовать в 2014 г. Сегодня наличие «тревожной кнопки» регламентирует закон о ГЛОНАСС, претерпевший некоторые изменения.

По сути ЭРА-ГЛОНАСС – это устройство, которое считывает изменения, происходящие с транспортом. Оборудование способно различать:

  • столкновения;
  • переворот транспортного средства;
  • прочие аварийные ситуации.

Установленная «тревожная кнопка» синхронизирована со смартфоном хозяина автомобиля. Он получает доступ к информации посредством интернет-соединения или при помощи смс. Экстренное сообщение будет отправлено службам спасения. Оно содержит данные о скорости движения в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия, сведения о перегрузке, числе пассажиров, пристегнутых ремнем безопасности, а также информацию о местонахождении авто.

Предполагается, что установка экстренной системы оповещения позволит решить ряд проблем:

  • снизит количество ДТП со смертельным исходом;
  • ускорит прибытие экстренных служб на место аварии;
  • стабилизирует дорожную ситуацию и обезопасит участников движения.

ФЗ № 395 об обязательной установке ГЛОНАСС: официальный текст и этапы реализации

С момента принятия ФЗ 395 в законопроект неоднократно вносили изменения. В 2015 г. расписали способ внедрения ГЛОНАСС в промышленную эксплуатацию и правила использования системы.

Уже в 2017 г. официально запретили продажу новых транспортных средств, которые не оборудованы системой. Обязательная установка проводится, если автомобиль поступил из стран Евросоюза или был выпущен с конвейера в России. Согласно законодательным нормам, на границе не пропустят транспорт, если он не оборудован ЭРОЙ-ГЛОНАСС.

Есть и определенная лазейка, действовавшая до конца 2019 г. Производители могли продлить акты одобрения автомобилей сроком на 3 года. В этом случае установка оборудования была необязательна. Но уже в 2020 году все новые машины должны быть оснащены системой экстренного оповещения.

С 2018 года не требуется установка ГЛОНАСС на каждое авто. Обязательное требование распространяется лишь на новые машины. Устанавливать оборудование должен завод-изготовитель либо дистрибьюторы. А вот если транспортное средство с пробегом ввозится из-за границы и владелец лично занимается таможенными вопросами, оплачивать систему ему придется самостоятельно.

Штраф за отсутствие ГЛОНАСС

Чиновники спешат успокоить недовольных автолюбителей – в ближайшее время им не придется платить никаких штрафов за отсутствие «тревожной кнопки». В первую очередь это относится к владельцам личного легкового транспорта. Поскольку на старые машины установка системы необязательна, а новые оснащает сам производитель, автолюбителям не нужно беспокоиться о возможных санкциях.

Другие правила будут действовать в отношении коммерческого транспорта. В первую очередь речь идет о грузоперевозках, пассажирских перевозках и крупногабаритных автомобилях. Сегодня они оборудованы тахографами, но представители власти считают, что этого недостаточно.

Предполагается поэтапное введение новых норм. Владельцы транспорта, на котором установлены тахографы, получат право использовать их в течение 7 лет, а вот таксистам и предпринимателям, занимающимся перевозками пассажиров в общественном транспорте, необходимо было оборудовать автомобили «тревожными кнопками» до 1 июля 2018 года. В случае отсутствия системы ГЛОНАСС или тахографа им придется заплатить штраф в размере 50 тыс. руб.

Скачать текст закона

Последняя редакция законопроекта, полный список штрафных санкций и даты поэтапного внедрения автоматизированной системы можно узнать, если скачать ФЗ об установке ГЛОНАСС по следующей ссылке. Рекомендуем ознакомиться с нормами не только предпринимателям, занимающимся грузоперевозками, но и владельцам личного транспорта.

Порядок установки системы ГЛОНАСС: пошаговая инструкция

Производители машин, как и владельцы личного транспорта, могут обратиться для установки автоматизированного оборудования в один из кредитованных технических центров. Самостоятельное монтирование «тревожной кнопки» не производится. Стоимость установки складывается из трех составляющих:

  • цена комплекта оборудования (колеблется в пределах 25 – 30 тыс. руб.);
  • стоимость услуг технического центра (в среднем 3 тыс. руб.);
  • внесение транспорта в реестр ЭРЫ-ГЛОНАСС (обойдется в 1 тыс. руб.).

Таким образом, оборудование автомобиля технологической системой оповещения обойдется владельцу как минимум в 30 тыс. руб.

Документы для регистрации

Чтобы технический центр принял вашу заявку, недостаточно просто оплатить его услуги. Требуется предоставить документы для регистрации ГЛОНАСС. В обязательный перечень входят:

  • договор о приобретении комплекта оборудования (предоставляется ксерокопия);
  • заверенный акт о технической безопасности автомобиля;
  • паспорт владельца.

Оборудование Глонасс которое подлежит обязательной установке на авто.

Процедура установки

Если вы хотите установить на транспортное средство «тревожную кнопку», соблюдайте следующий порядок действий:

  1. Приобретается автоматизированная система. Покупка разрешена только у официального изготовителя – АО «ГЛОНАСС». Если вы купите оборудование где-то еще, его не внесут в реестр и, скорее всего, откажутся устанавливать.
  2. Подается запрос в аккредитованный испытательный центр, чтобы провести проверку транспортного средства.
  3. Также подается запрос в один из официальных технических центров по установке оборудования (одновременно предоставляются документы).
  4. Специалисты устанавливают систему, затем регистрируют ее в базе (процедура занимает в среднем полчаса).
  5. В таможенном отделе владельцу выдают ПТС, после чего в течение 10 суток необходимо зарегистрировать автомобиль в Госавтоинспекции.

Если вы оборудуете подержанный автомобиль, процедура проще. Приобретается комплект, мастер его устанавливает, после чего в АО «ГЛОНАСС» регистрируют систему в базе.

ЭРА-ГЛОНАСС в настоящее время должна быть установлена на всех новых транспортных средствах и автомобилях, предназначенных для грузоперевозок и перевозок пассажиров. Владельцы подержанных машин также могут оборудовать транспорт «тревожной кнопкой», но делать это не обязаны.

С 1 января 2017 года кнопка Глонасс в авто стала необходимым атрибутом всех новых ТС, эксплуатирующихся на территории РФ. Установка тревожной кнопки на подержанные автомобили в настоящее время дело добровольное, но многие водители уже задумались о приобретении модуля ГЛОНАСС для собственной безопасности.

Госсистема экстренного реагирования «ЭРА ГЛОНАСС» введена в эксплуатацию на территории РФ в январе 2015 года с целью сохранения жизни и здоровья граждан, пострадавших в ЧС и ДТП на автодорогах.

Приказом Министерства транспорта РФ с 1 января 2017 года подключение к системе стало обязательным при организации пассажирских перевозок и перевозки опасных грузов. Подключение к системе также обязательное условие при выпуске новых автомобилей и при ввозе новых автомобилей из-за рубежа.

Повсеместное введение системы на территории РФ отложено до 2020 года. В настоящее время обязательное и добровольное оснащение автомобилей кнопкой Глонасс – две различные ситуации. Автопроизводители, успевшие оформить ОТТС до введения в действие ЭРЫ ГЛОНАСС, устанавливать кнопку на все модели не торопятся. Использование автомобилей, выпущенных до внедрения системы пока возможно (за исключением грузовиков для перевозки опасных грузов и пассажирских автобусов).

Принцип и особенности работы системы ЭРА ГЛОНАСС

ЭРА ГЛОНАСС – простая и эффективная система, работающая на бесплатной основе. Она не ломается и продолжает работу даже в неблагоприятных условиях. Большинство водителей слышали о системе, но не все осведомлены о том, как работает ЭРА ГЛОНАСС.

По сути, это дополненный специальными датчиками надёжный мобильный телефон, оснащённый специальной кнопкой.

Успешность работы системы обес печивается следующими элементами:

  • Сим-карта, подключенная к экстренным службам.
  • Мощная антенна, обеспечивающая надёжную связь на всей территории страны.
  • Модем для передачи данных экстренным службам о местоположении пострадавшего авто.
  • Динамик и микрофон для общения водителя и пассажиров с диспетчером.
  • Навигационный модуль для отслеживания местоположения пострадавшего ТС.

Информация об автомобиле, при его попадании его в ДТП, автоматически начинает подаваться сигнал бедствия. Система включается при нажатии на кнопку или от сильного удара. Местоположение пострадавшей машины определяется с помощью навигационного модуля. Сигнал поступает через сотовую сеть непосредственно в диспетчерскую.

Сотрудник диспетчерской службы делает попытки связаться с пострадавшими. Устройство, установленное в автомобиле, начинает работать как средство связи автоматически. Диспетчер выясняет у пострадавших, в каком они состоянии и какая им требуется помощь.

Если попытки разговора с пострадавшими безуспешны, диспетчер направляет помощь на место происшествия.

Если произошло незапланированное срабатывание кнопки, водитель или пассажиры могут сообщить об этом диспетчеру, который отменит выезд экстренных служб.

Скорость прибытия бригады спасателей на место происшествия, благодаря быстрой подаче сигнала и расположению подразделений по территории страны, составляет 20-30 минут. Если ДТП произошло в городе, скорая помощь попадает на его место раньше.

Какие сведения захватывает система ЭРА ГЛОНАСС

Негативное отношение некоторых водителей связано с убеждением, что с её помощью можно отслеживать их перемещения. Люди воспринимают Глонасс как систему слежки. На самом деле разработчики системы ставили перед собой иную задачу, поэтому трекинг в это примитивное устройство не входит.

ЭРА ГЛОНАСС подаёт разовые сигналы в случае ЧС.

Оперативные службы получают исключительно необходимые для оказания помощи сведения:

  • Координаты попавшего в ДТП авто.
  • Количество пассажиров – по количеству пристёгнутых ремней.
  • Информация о ТС: номер, модель, цвет, вид топлива.

Перечисленные данные необходимы бригаде спасателей для поиска пострадавших и предварительной подготовки к операции, в зависимости от их количества.

Что такое кнопка ГЛОНАСС и для чего её устанавливать в машину

Тревожная кнопка Глонасс – это составная часть терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Она монтируется в салоне машины таким образом, чтобы доступ к ней был обеспечен в любой ситуации. Дизайн кнопки отличается у разных производителей автомобилей, но обязательным условием является защита её специальным кожухом. Предназначение пластиковой защиты – предотвращение случайного нажатия кнопки при отсутствии экстренной необходимости. Как правило, защитный кожух – это пластиковая крышка, которая в экстренной ситуации без труда откидывается и открывает доступ к кнопке.

В случае нажатие кнопки сигнал автоматически подаётся в диспетчерскую экстренных служб. Преимущество кнопки по сравнению со звонком с мобильного телефона, состоит в сильном и устойчивом сигнале, подаваемом, благодаря мощной антенне. Кнопка Глонасс действует даже в тех зонах, где нет покрытия сигналами мобильной связи.

Сигнал, поданный с автомобиля, оснащённого системой Глонасс, позволяет определить местоположение объекта с точностью до 10 метров .

Обязательна ли установка с 2018 года

В России внедрение системы производится постепенно.

С 2016 года кнопкой Глонасс в обязательном порядке оснащались следующие виды ТС:

  • Коммерческие, использующиеся в организации перевозок пассажиров.
  • Транспортирующие опасные грузы.
  • Перевозящие мусор и ТБО.

С января 2017 года требование к установке подключения к системе распространяется на все новые автомобили, передвигающиеся по дорогам внутри страны. Требование касается всех автомобилей, собранных на территории РФ с января 2017 и ввозимых из-за границы.

Послабление касается автомобилей, на которые компания-импортёр успела до 1 января 2017 года получить специальные сертификаты. Такие авто могут продаваться в стране до 1 января 2020 года.

В связи с введением системы возникают сомнения, обязательна ли установка кнопки Глонасс на все эксплуатирующиеся в настоящее время ТС. Требований обязательной установки Глонасс на автомобиль пока нет. Введение системы производится постепенно, путём оснащения ею всех новых ТС. С поголовным введение в работу системы невозможно будет не только купить новый автомобиль, но и застраховать его по ОСАГО.

Установка кнопки на подержанные автомобили в настоящее время дело добровольное. Подержанные автомобили продаются и ещё несколько лет будут продаваться без кнопки Глонасс.

Как получить и установить кнопку в свой автомобиль

Многие водители в настоящее время не разобрались как следует, для чего нужна кнопка Глонасс. Ведь есть мобильный телефон, по которому можно вызвать помощь. Но для самостоятельного вызова пострадавшие должны быть в сознании. Да и надеяться на помощь проезжающих мимо тоже не всегда приходится. Невозможность вызвать помощь может быть связана и с отсутствием сигнала сотовой связи.

При этом половина смертельных случаев в ДТП связана с несвоевременным оказанием помощи. Поэтому установка кнопки нужна для своевременной помощи в случае ДТП, ведь сигнал на систему поступает автоматически, без воздействия человека. Сигнал о ДТП на систему Глонасс и скорость реагирования служб на 30% выше, чем при звонке на 112. Дополнительно диспетчеру службы 112 необходимо объяснить, где находится пострадавшее ТС. Тогда как ГЛОНАСС определяет местоположение автоматически, и время на разъяснение и поиск пострадавших не тратится.

Поэтому многие водители устанавливают тревожную кнопку на собственный автомобиль в добровольном порядке. Установка возможна на любой вид транспорта. Квалифицированную установку можно осуществить, обратившись в сертифицированный центр. В РФ существует единственный оператор системы Глонасс, с которым заключают договора специализированные центры. Получить сертифицированный комплект оборудования можно только у них.

Оборудование монтируется скрытно и подключается к бортовой сети или аккумулятору машины.

Мастер выполняет следующие действия:

  • Выбирает место в ТС для монтирования блока управления: внутри салона, под капотом, в багажном отделении.
  • Устанавливает GPS и GSM антенны. Монтаж антенны осуществляется активной частью параллельно земле на любом неэкранированном участке кузова авто. GSM антенна располагается на расстоянии 1 метра от GPS- антенны.
  • Подключает питание: чёрный привод – к минусу авто, красный – к плюсу (через специальный предохранитель.

Процесс подключения несложен и занимает небольшое количество времени. При необходимости можно подключить дополнительные датчики, которые будут осуществлять контроль зажигания, уровня топлива и т.п.

Стоимость установки кнопки

Цена самого модуля системы Глонасс может отличаться в разных регионах и у разных компаний-продавцов. Связано это с тем, что к основной цене прибавляются накладные расходы. Стоимость модуля также зависит от комплектации и наличия дополнительных функций. В среднем цены на модуль начинаются от 8 000 рублей. Простейшую модель с ручным управлением можно приобрести за цену от 4000 рублей.

Цена установки зависит от комплектации модуля и модели автомобиля, а также от расценок конкретного сервисного центра. В среднем цены варьируются от 1800 до 7 тысяч рублей.

Система мониторинга ЭРА ГЛОНАСС – новое слово в обеспечении безопасности движения на территории РФ. Это возможность быстро получить помощь в случае ДТП на трассе, а значит, шанс на сохранение жизни водителей и пассажиров. Поэтому всем водителям, которые заботятся о безопасности, стоит задуматься об установке кнопки Глонасс на автомобиль.

Обновление информации от 27.02.2017.-

Как-то все это незаметно на общем фоне более «интересных» и «важных» новостей подающихся прессой в России и во всем мире, о них нам каждый день и ежечасно вещают многие СМИ. Для многих автомобилистов и предпринимателей приближается "час Х". Так, согласно нового Технического регламента О безопасности колесных транспортных средств в РФ и приказов МВД России за № 1072, Минпромторга России за № 3557, ФТС России за № 2293 от 11.11.2015 , с 1 января 2017 года в России начнут действовать нормы обязывающие, всех автопроизводителей устанавливать на автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС (устройство вызова экстренных оперативных служб). В итоге получается, что начиная с нового года все автомобили выпускаемые в нашей стране, а вместе с тем и ввозимые на территорию России, должны быть обязательно оснащены подобными устройствами.

Таким образом, начиная с нового 2017 года, если автомобиль не будет оснащен устройством ЭРА-ГЛОНАСС, то Таможенные органы или органы ГИБДД не будут выдавать на автотранспортные средства паспорта транспортного средства (ПТС). Соответственно это будет означать, что при отсутствии ПТС собственники или импортеры не смогут поставить автомобили на регистрационный учет в ГИБДД, а значит не смогут получить номерные знаки на автомобиль.


Это обязательное требование содержится и в приказе Министерства внутренних дел РФ (приказ №496 от 23.07.2005 года, с изменениями от 11.11.2015 года), который утверждает положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которые выдаются на территории Российской Федерации. Также об этом указано в совместных приказах МВД РФ с Минпромторгом РФ и с ФТС РФ от 11 ноября 2015 года, № 1072/3557/2293).

Вот текст пункта 19.1 Положений о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которым необходимо руководствоваться после введения закона в действие на территории России с 1.01.2017 года:

  • 19.1. В случае выдачи паспорта транспортного средства или дубликата паспорта на транспортное средство или шасси, оснащенное устройством вызова экстренных оперативных служб, в раздел "Особые отметки" вносятся сведения об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб.

Самое здесь неправильное и плохое то, что согласно требованиям Нового законодательства с 1 января 2017 года, внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе "Особые отметки", это требование является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств в соответствии с теми требованиями Технического регламента, где речь идет о безопасности колесных транспортных средств.

Обязательное требование об идентификационном номере устройства ЭРА-ГЛОНАСС, которое должно вноситься в особые отметки ПТС Таможенными органами РФ или органами ГИБДД, ставит фактически все автомобили произведенные на территории страны а также ввезенные на территорию РФ, но в настоящее время не имеющих данного устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС), как бы вне закона, так как на такие транспортные средства с нового 2017 года их собственники не смогут получить ПТС.


На первый взгляд это нововведение затрагивает только новые автотранспортные средства, производимые в России или ввозимые из-за границы через таможенные органы РФ. Но на самом деле такое требование установки на автомобиль системы ЭРА-ГЛОНАСС касается не только новых автомобилей, но и всех подержанных машин, которые после 1 января 2017 года будут ввозиться в РФ и проходить процедуру таможенного оформления.

Можно ли самостоятельно оборудовать автомобиль системой ЭРА-ГЛОНАСС, чтобы получить ПТС?


Теоретически это может сделать любой владелец собственник автомобиля. Но на практике, т.е. на деле, это будет экономически не выгодно. Рассудите сами. Средняя стоимость устройств вызова экстренных оперативных служб доступных в продаже для частных лиц составляет около 20 тыс. рублей. Но установить сам блок будет недостаточно, что б ввезти свою машину в Россию и получить ПТС.

Напомним своим читателям. Несколько лет назад, для растоможивания транспортного средства и для получения ПТС необходимо было получить свидетельство о безопасности конструкции данного транспортного средства (СБКТС).

Такое свидетельство является подтверждением, что ввозимый на территорию РФ автомобиль исправен, у него нет никаких нарушений и он допускается для эксплуатации в дорожном движении как на территории РФ, так и Таможенного Союза.

К нашему глубокому сожалению, начиная с Нового 2017 года получить подобное свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на автомобиль, на котором не стоит устройство вызова экстренных служб (ЭРА ГЛОНАСС), будет просто невозможно. Соответственно от сюда и делаем вывод, что без получения свидетельства о безопасности ТС выдача ПТС не предусматривается.

Как же тогда получить свидетельство СБКТС, если самостоятельно оборудовать автомобиль устройством ЭРА-ГЛОНАСС?

Для того, чтобы получить СБКТС на транспортное средство, владелец которого самостоятельно установил на него ЭРА-ГЛОНАСС необходимо, как минимум, провести два краш-теста в специализированной организации. Примечательно здесь то, что в этих краш-тестах данные специалисты должны разбить в дребезги как минимум два автомобиля, и все это для того, чтобы конкретно выяснить работоспособность, установленного вами блока устройства вызова экстренных оперативных служб при ДТП.

После подобных испытаний (заметим, успешных испытаний) вам выдадут сертификат, на основании которого в ПТС и поставят отметку об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб. Но это все в теории. На самой же практике на подобное испытание вам понадобятся как минимум 30 млн. рублей. Таким образом можно сделать вывод, что подобные суммы могут позволить себе тратить только крупные импортеры иномарок в Россию.

Какие сведения о системе ЭРА-ГЛОНАС вносятся в ПТС в раздел "Особые отметки"?


В соответствии с законодательством, с 1 января 2017 года при выдаче ПТС на автомобили запускаемые в оборот на территории РФ, в графе особые отметки проставляется номер устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС).

В заключение уважаемые читатели хотелось бы отметить следующее. После введения обязательного требования наличия во всех вновь ввозимых или произведенных автомобилях с системой ЭРА-ГЛОНАСС, в страну в значительной мере сократится и так уже упавший за последние годы импорт ввозимых из-за границы иномарок. Вполне возможно, что из-за не продуманной до конца идеи наш авторынок снова потеряет многие модели автомобилей.

Мы не хотим скрывать, что несколько известных зарубежных автомобильных брендов уже заявили о том, что с 2017 года они выводят с рынка некоторые модели автомобилей, так как со своей стороны считают нецелесообразным и экономически невыгодным устанавливать на свои марки машин данную систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Естественно их понять можно, ведь затраты на одну только сертификацию устанавливаемых на автомобили таких устройств вызова экстренных оперативных служб, могут быть не сопоставимы с их небольшой прибылью получаемой при продаже редких или не пользующихся большим спросом моделей машин в России.


Многие мировые автомобильные компании вообще отказались связываться с этой системой ЭРА-ГЛОНАСС, они фактически полностью прекратили импорт многих моделей машин продаваемых в России.

К большому сожалению ничего хорошего в этом нет и не будет, ведь за последние 3 года он стал очень суженным и не интересным для многих мировых автомобильных компаний. Да, мы все прекрасно понимаем, чем меньше будет конкуренции на авторынке, тем лучше станет тому же АвтоВазу.

Признаемся себе честно, что без конкуренции на автомобильном рынке ни одна компания в мире не добилась бы нужного для себя успеха. Поэтому считаем, что в интересах наших властей желательно бы сделать все наоборот, взять и поддержать всех автопроизводителей в нашей стране и отложить на сколько это возможно все те обязательные требования связанные с установкой на автомобили системы ЭРА-ГЛОНАСС, которые они недавно приняли. Ведь это напрямую повлияет на все ценообразование отпускных заводских цен на автомобили, которые не только ввозятся из-за рубежа, но и производятся на территории Российской Федерации.

С начала 2018 года к юристам стало поступать огромное количество вопросов относительно оснащения автомобилей комплексом оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС». «Обязательная» установка с 2018 года специальной «тревожной кнопки», вопреки расхожему мнению, далеко не всегда является обязательной.

Расскажем подробнее, что такое «ЭРА-ГЛОНАСС», обязательно ли устанавливать комплекс оповещения, является ли его наличие непременным условием для эксплуатации автотранспорта в РФ.

О проекте

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» – отечественный комплекс оперативного реагирования на дорожные происшествия, призванный в автоматическом режиме оповещать службы спасения о произошедших на автотрассах ДТП. С ее внедрением власти надеются:

  • улучшить ситуацию на дорогах;
  • снизить число автоаварий со смертельным исходом;
  • ускорить прибытие на место происшествия спасателей, медиков и автоинспекторов;
  • обезопасить перевозку пассажиров и грузов.

В опытную эксплуатацию отечественный аналог европейской системы eCall был запущен в 2014 году. В том же году вступил в силу Федеральный закон №395-ФЗ «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от 28.12.2013, регулирующий возникающие в связи с функционированием комплекса оповещения правовые отношения.

На январь 2018 года устройством оснащены около 1,5 млн автомобилей, сообщает официальный сайт оператора системы – АО «ГЛОНАСС».

Как работает система?

В комплекс оповещения входит сим-карта и система спутникового слежения. В ситуации, требующей неотложной помощи, они зафиксируют:

  • уникальный код – VIN-номер автомобиля;
  • время совершения ДТП;
  • точные координаты;
  • направление и скорость движения транспортного средства в момент аварии, силу столкновения;
  • степень его повреждения.

Реагирование на дорожное происшествие осуществляется по следующей схеме: данные спутниковой связи через сети сотовых компаний поступают в контакт-центр системы, отсеяв ложные вызовы, операторы направляют сведения о реальных ДТП на единый номер экстренных служб «112». Время оповещения спасателей – около 20 секунд.

Встроенный терминал передаст автоматический сигнал и подробности аварии при превышении пороговых значений. В остальных случаях, чтобы зафиксировать данные по ДТП (которые понадобятся при разбирательстве), следует задействовать ручной режим – для связи с диспетчерами в салоне автомобиля устанавливается кнопка «ЭРА-ГЛОНАСС». Нажать на нее нужно в течение 10 минут после столкновения, иначе информация на обработку не поступит.

Первый сигнал о ДТП в автоматическом режиме поступил 21 января 2016 года из Ростова-на-Дону. Всего за два года диспетчеры приняли и обработали более 645 000 вызовов, факт аварии подтвердился по 7 211 случаям.

Обязательно ли устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2018 году?

С 1 января 2017 года собранные на территории России автомобили, согласно техническому регламенту Таможенного союза №877 «О безопасности колесных транспортных средств», должны оснащаться системой оповещения о ДТП. Требование затронуло новые машины, получившие одобрение типа транспортного средства (ОТТС, на основании этого документа выдается техпаспорт) с 1 января 2017 года. Модели с выданным ранее этого срока ОТТС разрешено реализовывать без «ЭРА-ГЛОНАСС».

С 1 января 2018 года на каждый автомобиль устанавливать комплекс не нужно. Потребуется ли обязательная установка на новое авто, зависит от даты выдачи ОТТС – условия с предыдущего года не изменились. После 31 декабря 2019 года, когда закончится трехлетний срок действия этого документа, все новые машины на российском авторынке должны быть оснащены системой оповещения.

Обязанность по оборудованию возложена:

  • на производителей – с заводского конвейера машина должна сойти в требуемой комплектации;
  • дистрибьюторов, получивших ОТТС после 31 декабря 2016 года. При ввозе партии иномарок им придется оборудовать их системой «ЭРА-ГЛОНАСС».

Обязательная установка с 2018 г. на авто с пробегом потребуется, если транспортное средство приобретено за границей и проходит оформление на таможне. Это исключительный случай, когда заняться оснащением в обязательном порядке должен владелец автомобиля.

Сколько стоит установка?

Хотя требование об оборудовании системой реагирования на ДТП не распространяется на все транспортные средства, автовладельцы могут оснастить ею машину за свой счет. Установка «ЭРА-ГЛОНАСС» производится в компаниях, имеющих лицензию на право продавать комплексы. Там желающие могут их купить. Цена, согласно прайс-листу одной из организаций, предлагающих такую услугу, составит:

  • около 23 000 рублей за комплект оборудования;
  • около 3 000 рублей – за его установку.

Дополнительной платы потребует настройка устройства.

Изменения в ПДД

С 1 января 2018 года упрощена процедура оформления ДТП по европротоколу. Новую статью в закон об ОСАГО, регламентирующую правила оформления мелких ДТП без участия сотрудников дорожной полиции, ввел Федеральный закон №223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014.

Теперь при составлении акта ДТП в рамках европротокола используется механизм «ЭРА-ГЛОНАСС» – с 1 января 2018 года некорректируемые данные об авариях с участием автомобилей, оснащенных тревожной кнопкой, направляются страховщикам. Этот метод проходит апробацию в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним областях. На остальных российских территориях он заработает с 1 октября 2019 года.

Страхователи, оформившие ДТП по европротоколу на территории одного из пилотных регионов, при подтверждении невиновности могут получить сумму страхового возмещения до 400 000 рублей. В остальных субъектах в аналогичных случаях лимит выплаты составляет 50 000 рублей.

Время чтения: 5 минут

Автолюбители давно оценили всю прелесть спутниковой навигации и активно ею пользуются. Для многих, без навигатора сегодня невозможно представить поездку по пересеченной местности где-нибудь в удаленном уголке или городских джунглях. С вводом в строй российской системы «ГЛОНАСС» экстренные и коммунальные службы избавились от многих проблем. А простые граждане получили ранее недоступные инструменты, которые предоставляет установка «ГЛОНАСС» на авто.

Что собой представляет система «ГЛОНАСС»

За аббревиатурой скрывается значение «глобальная навигационная спутниковая система». Это российский аналог американской GPS, основанной на приеме спутниковых сигналов. Всего 24 спутника, равномерно распределенных по трем околоземным орбитам в трех плоскостях на высоте 19 км. Этого достаточно для глобального покрытия земной поверхности и околоземного пространства.

Система уже используется для отслеживания за перемещением транспорта специального назначения. За счет внедрения системы увеличивается контроль:

  • скоростного режима и местоположения ТС;
  • режима работы водителей;
  • расхода топлива;

Благодаря системе удается снизить эксплуатационные расходы. Кроме того, обеспечивается постоянная связь с водителем, а использование тревожной кнопки SOS от « » существенно увеличивает безопасность водителя и груза.

Принципы работы

Комплект системы «ЭРА-ГЛОНАСС» включает:

  • модули – навигационный и 3G;
  • блок управления с кнопкой SOS;
  • датчик удара;
  • микрофон;
  • громкоговоритель.

В случае нештатной ситуации информация передается в службу спасения по каналу сотовой связи. Терминал имеет собственную SIM-карту, номер которой заносится в паспорт автомобиля.

Система распознает фронтальные, боковые удары и опрокидывание благодаря акселерометру и через Всемирную паутину отправляет информацию:

  • о координатах;
  • числе пассажиров (пристегнутых);
  • о скорости и перегрузке в момент столкновения;
  • VIN-коде, цвете авто и используемом топливе.

Коммуникационный модуль может использовать любую сеть. Сигнал содержит всего 140 байт, что делает систему эффективной даже при слабой скорости интернета. Если передача данных недоступна, сигнал будет отправлен в форме СМС. Можно это сделать и вручную, нажав кнопку SOS.

Оператор «ЭРА-ГЛОНАСС» выполняет звонок на автомобильное устройство и выясняет детали. При отсутствии ответа к месту направляются спасатели и медики. Время прибытия бригад обеспечивается в течение 20 минут.

Как установить «ГЛОНАСС»

Установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на автомобили выполняется в сертифицированных центрах. Но процедура не требует высокой квалификации и вполне может быть проведена своими силами:

  1. Проверяется комплектность и наличие схемы подключения.
  2. Выбирается подходящее место под терминал. Автотрекер часто ставят внутри приборной панели – так, чтобы он не касался подвижных механизмов.
  3. Устанавливается антенна. Если панель приборов не имеет металлического покрытия, антенну прячут в ней. Оптимальное место – под лобовым стеклом.
  4. Выполняется подключение к бортовой электросети. Можно включить в цепь аварийной сигнализации либо освещения салона.
  5. Места соединений пломбируются. Это необходимо для контроля за вмешательством в работу системы.

Теперь вы знаете, как установить «ЭРА-ГЛОНАСС» на автомобиль, в теории, но давайте рассмотрим, как это делается на практике.

На легковое авто

Время монтажа на легковое авто составляет не более получаса. Как правило, это делается в месте покупки устройства, то есть в сервисном центре. Хотя установка «ЭРА-ГЛОНАСС» на легковые автомобили добровольно пока не получила широкого распространения, некоторые владельцы самостоятельно принимают такое решение.

Процесс несложен, но требует внимательности и умения обращаться с тестером, отверткой, ножом, изоляционной лентой и двусторонним скотчем. Блоки системы нуждаются в подключении к сети 12В. Часто ее подсоединяют к блоку предохранителей.

При выборе места учитываются их габариты. Если оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС» имеет большой терминал, он ставится за панель или под боковую обшивку, иногда на лобовое стекло за зеркалом заднего вида. Крепление осуществляется с помощью скотча.

В последнем случае питание берется от плафона салонного освещения. Он снимается, а крепежные винты выкручиваются. Далее тестером определяется плюсовой провод, в который врезается плюс системы (красный). Минус (черный) подсоединяется к массе. Все скручивается (лучше припаять), изолируется, и плафон возвращается на место.

При установке оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС» на автомобиле в панель приходится выполнять ее частичную разборку. Крепление выполняется хомутами за силовые ребра либо другие неподвижные детали или технологические вырезы. Проводка протягивается к блоку предохранителей или магнитоле. Антенна устанавливается на лобовом стекле, поэтому провод к ней протягивается под обшивкой боковых стоек.

Но это только установка кнопки «ГЛОНАСС» на легковой автомобиль. Чтобы правильно поставить датчики удара, необходима некоторая квалификация.

Когда нужно получить максимальную отдачу от системы, следует обращаться к профессионалам. Они установят блоки так, что будет работать хронометраж, можно будет фиксировать расход топлива, скорость и так далее.

На грузовое авто

Установка «ГЛОНАСС» на грузовые автомобили именно по этой причине требует больше времени. Требования к системам предъявляются максимальные, а поэтому в обязательном порядке ставится дополнительное оборудование:

  • датчик топлива;
  • тахограф.

Ввиду этого операция может занять до двух часов. В остальном никаких отличий нет.

Различия между системами «ГЛОНАСС» и GPS

GPS появилась в нашем обиходе раньше и уже доказала свою эффективность. Как американская, так и российская система являются глобальными. Доступ и к той, и к другой ничем не ограничен и бесплатен.

Число спутников одинаково и там и тут. Особенностью GPS является то, что спутниковая группировка имеет четыре орбиты. В результате в любой точке мира обеспечивается более устойчивый прием сигналов.

Пока GPS немного точнее (погрешность меньше в 1,5 раза) и покрывает весь мир, но наша система только получила приличное развитие.

Сегодня сигналы «ГЛОНАСС» доступны на всей территории РФ и на 60% территории планеты.

Более того, шведская компания общенациональной спутниковой сети сделала официальное заявление, в котором признала преимущество «ГЛОНАСС» в северных широтах. Другими словами, своя система для россиян всегда будет лучше.

Обязательна ли установка

Разумеется, производители не преминут воспользоваться ситуацией, чтобы лишний раз поднять цены. По прогнозам, авто класса «гольф» будет стоить на 15 тыс. рублей дороже, а люксовые кары подорожают еще сильнее.

Лицензия на установку устройства «ГЛОНАСС» сегодня выдается лишь в сертификационном центре «Связь-сертификат». Как заявляют автопроизводители, этот монополист устанавливает неадекватно высокие цены на свои услуги.

Тревожная кнопка «ГЛОНАСС»

С 1.01.18 аварийная кнопка «ГЛОНАСС» в авто вошла в список обязательного оснащения коммерческого транспорта. Все операторы пассажирских и грузовых перевозок, а также коммунальные предприятия переоборудовали свои автопарки. Да, этого потребовало государство, но преимуществами пользуются все.

Тревожная кнопка «ГЛОНАСС» представляет собой интегрированный со спутниковой системой сотовый телефон, который самостоятельно или при ручной активации отправляет пакет мобильных данных и вызов на номер службы спасения.

При этом кнопка вызова экстренных служб «ГЛОНАСС» может быть настроена на различные события, что увеличивает вариативность ее использования.

«ЭРА-ГЛОНАСС» – что может тревожная кнопка: Видео



Поделиться