Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз. Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз Масса двигателя ямз 238

Данный дизельный двигатель ЯМЗ 238 турбо, несмотря на устаревшую конструкцию и средние технические показатели, имеет довольно широкое распространение. Благодаря тому, что автомобили с этим двигателем выпускались долгое время, и сейчас сохраняется большой спрос, вызванный надежностью, высокой ремонтопригодностью, широкому распространению запчастей на эти двигатели.

И в сравнении с заграничными аналогами двигатели ЯМЗ 238 поставляются по низкой цене. Именно по этому на новые модели техники устанавливают двигатели ЯМЗ 238 . В настоящее время он был модернизирован для выполнения норма Евро-2, -3, и мощность двигателя повышена до 400 л.с.

Двигатель ЯМЗ 238

Материал, из которого сделаны блоки цилиндров двигатель ЯМЗ 238 — серый чугун. Гильзы цилиндров так же отлиты из специального чугуна. На двигателе установлены две головки, по одной на каждый ряд. Так же стоит стальной кованный коленчатый вал, с противовесами. Так же идет 4-5 опор коленчатого вала. Поршни двигателя сделаны из алюминиевого сплава. Всего на поршне идет три компрессионных поршневых кольца и два масло съемных.

Стопорные кольца ограничивают осевое перемещение плавающих поршневых пальцев. Также установлены стальные кованые шатуны с косым разъемом нижней головки. Для запуска двигателя стартером, используется маховик со стальным зубчатым венцом.

Стальные штампованные оттяжные рычаги (4 штуки), установлены на игольчатых подшипниках. Между рычагами идет придаточное отношение 1:5,4. Установлено 28 штук цилиндрических нажимных пружин, витых из стальной проволоки. Вылитый из чугуна средний ведущий диск, связан шипами с маховиком.

По обе стороны ведомого диска, приклепаны фрикционные накладки. Сам же он штампованный, сделан из листовой стали. Двигатель использует шариковый упорный нажимной подшипник, с постоянной смазкой. Вылитая из стали муфта выключения сцепления, смазывается через гибкий шланг и пресс-масленку. Картер прикреплен болтами с одной стороны к картеру коробки передач, с другой стороны к картеру маховика.

Габаритные размеры мотора ЯМЗ-238

  • Длина 1020-1222 мм, без сцепления и коробки передач;
  • Длина 1796-2069 мм, с сцеплением и коробкой передач;
  • Ширина 1006 мм;
  • Высота 1195 мм.

Заправочные емкости ямз 238

Основные показатели заправочных емкостей ЯМЗ-238:

  • Объем системы смазки — 32 л.
  • Объем системы охлаждения, без объема радиатора — 20 л.
  • Воздушный фильтр имеет объем — 1,4 л.
  • Объем топливного насоса высокого давления — 0,20 л.
  • Регулятор, объемом 0,10 л.

Не заправленный двигатель весит:

  • 820-1010 кг, исключая вспомогательное оборудования;
  • 880-1070 кг, включая комплект вспомогательного оборудования;
  • 1170-1385 кг, включая коробку передач, сцепление и комплект вспомогательного оборудования.

Заправочная емкость двигателя

  • объем системы смазки двигателя: 24-32 литра, исключая масляный радиатор;
  • объем системы охлаждения: 17-20 литров, исключая радиатор;
  • Воздушный фильтр имеет объем 1,6-1,4 литра;
  • топливный насос, объемом 0,15-0,2 литра;
  • Объем регулятора: 0,15 литра;
  • коробка передач, объемом 5,5 литра;
  • механизм, для дистанционного управления коробкой передач, имеет объем 0,16 литра.

Двигатель ЯМЗ 238 турбо

Двигатели ЯМЗ 238 турбо устанавливаются на автомобили моделей МАЗ 54322 и МАЗ 64227. Востребованность и популярность дизельных двигателей ЯМЗ 238 объясняется надежностью и высокими показателями мощности. Это обусловлено наличием восьми цилиндров. Также одно из преимуществ в эксплуатации — увеличенный ресурс двигателя ЯМЗ 238 на 15%. Это дает возможность пользоваться транспортом в холодную погоду.

Тяговые показатели двигателя ЯМЗ 238 — это большое преимущество, заключающееся в том, что у двигателя большая номинальная мощность при меньших оборотах коленвала. Кроме того, поскольку доступ ко всем узлам дизеля прост, это делает их удобными в обслуживании и эксплуатации.

Также можно экономить при эксплуатации мотора, за счет использования недорого моторного масла и трансмиссионного масла, это еще один плюс дизельного двигателя ЯМЗ 238. За счет повышенной приемистости дизеля, тяговые показатели машины также повышаются, что немаловажно при транспортировки тяжелых грузов.

Основные показатели ЯМЗ 238

ЯМЗ 238 — дизельный, 8-цилиндровый двигатель. Расположение цилиндров V-образное, турбонаддув, жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск топлива, четырехтактный, с воспламенением от сжатия. На транспортном средстве установлен теплообменник типа «воздух-воздух» с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

  • Диаметр установленных цилиндров 130 мм.
  • Объем рабочих цилиндров 14,86 л.
  • Ход поршня 140 мм.
  • Мощность двигателя 300 кВт (л.с).
  • Частота вращения 2000 об/мин.
  • Степень сжатия 16,5.
  • Максимальный крутящий момент 1274 Н м (или 130 кгс м).
  • Достигаемая частота при максимальном крутящем моменте 110-1300 об/мин.
  • Минимально допустимый удельный расход топлива 195 г/кВт ч (или 195 г/л.с. ч)
  • Используемое сцепление ЯМЗ-238ВК7
  • Габариты двигателя — 2,26х1 и 0,45х1,10 м.
  • Масса двигателя — 1615 кг.
  • Модель генератора 1702.3771.
  • Тип ТНВД 173.6-01.
  • Применяется на самосвалах КрАЗ-7133Сб и КрАЗ-7133С4;
  • Сдельном тягаче КрАЗ-64431.

Применение двигатель ЯМЗ 238

Двигатели ЯМЗ 238 турбо используют более чем в 300 изделиях российского, украинского и белорусского производств, включая такие машины: железнодорожные краны, самосвалы, путиремонтные машины. Так же устанавливают дизельные двигатели этой серии на автогрейдеры, трубоукладчики, промышленные машины и дорожно-строительную технику, включая фронтальные погрузчики; и используются в дизельных электростанциях. Выбросы отработанных газов двигателя, подходят под экологические стандарты Европы.

В зависимости от температурных условий подбирается топливо для ЯМЗ 238 турбо. Смазки и масла должны соответствовать определенной марке, и быть без содержания различных кислот, воды и примесей. Масла должны позволять двигателю работать без перебоев и защищать его от коррозии и окислительных воздействий.

Для обеспечения хорошей проводимости тепла от нагретых деталей двигателя, необходимо использовать охлаждающую жидкость. Однако возможно использовать мягкую чистую воду, главное, чтобы не оставляла накипь на деталях системы охлаждения двигателя.

Первый пуск нового двигателя ЯМЗ

Перед пуском двигателя, нужно тщательно его подготовить, в соответствии со всеми указанными требованиями по эксплуатации. Перед тем, как начать работать с новым двигателем ЯМЗ 238 турбо обязательно нужно убедиться в отсутствии посторонних предметов внутри и снаружи деталей, а также очистить и удалить от пыли и смазки.

Процесс подготовки к пуску двигателя включает в себя проверку системы охлаждения, состояния подвески, питания и смазки. Все соединения и детали должны находится на своих местах, чтобы обеспечить стабильную работу двигателя, механизма, который управляет подачей топлива и остальных узлов двигателя ЯМЗ 238 турбо.

Частые неисправности двигателя ямз 238

Рассмотрим случаи, когда двигатель не запускается, или же запускается с трудом.
Если двигатель не заводится, нужно проверить наличие топлива в баках. Если его нет, заполните баки топливом и прокачайте топливную систему, чтобы удалить из нее воздух. Прокачка производится подкачивающим топливным насосом. Перед прокачиванием отворачиваем пробку спуска воздуха на двигателе.

Прокачивание производится до тех пор, пока топливо не начнет выходить без пузырьков воздуха. Применяемое для двигателя дизельное топливо, должно быть в соответствии с ГОСТом 4749-49. Разрешено использование сернистого топлива (ГОСТ 305-62) в работе двигателя, но обязательно применить дизельное масло с присадкой ВНИИ НП-360 -6%. Зимой применяется топливо Дз и З, а летом ДЛ или Л. При очень низкой температуре рекомендуется использовать топливо ДА или А.

Масло Дп-8 целесообразно применять зимой. Дп-11 применяют летом используя присадки ВНИИ НП-360 или ЦИАТИМ-339.

Правильная сборка ямз 238

Когда собирают двигатели ЯМЗ 238, предварительно собранные узлы и детали устанавливаются на его блок цилиндров. Гильзу без резиновых колец подбирают в соответствии с техническими условиями, чтобы она ставилась небольшим нажатием руки. Гильзы должны быть без уплотнительных колец и подходить по высоте бурта.

Если при осмотре мест установки уплотнительных колец они оказались сильно поражены коррозией, то их необходимо зачистить и заполнить эпоксидной смолой в нижней части блока. Все агрегаты и детали протирают салфеткой и устанавливаются чистыми. Не рекомендуется использовать текстильные материалы, потому что их волокна, оставаясь на поверхности засоряют масляные каналы. Если масляные каналы все же засорились, их промывают дизельным топливом, после его необходимо продуть сжатым воздухом.

Перед установкой все детали предварительно подбирают, подгоняя друг к другу. Сальник вала ведомой шестерни устанавливают с помощью оправки в блок цилиндров. Когда устанавливают привод топливного насоса, до этого установленный сальник предохраняют оправкой, которую надевают на свободный конец вала. Для того, чтобы толкатели двигателя легко поворачивались на осях, без заедания, их нужно установить пятой в сторону окна расположенном в блоке цилиндров под штангу толкателей. Сами толкатели, перед сборкой должны быть протерты и смазаны.

Перед установкой в блок, распределительный вал нужно протереть салфеткой и покрыть применяемым для двигателя маслом. При установки шестерен газораспределения следят тем, чтобы на торцах шестерен совпали метки. Так же чтобы были в норме зазоры между упорным фланцем и торцом шейки вала. Для того, чтобы установить распределительный вал, нужно совместить установочную метку Л с установочной меткой П.

После установки распределительного вала не должно быть никаких заеданий. Когда устанавливают коленчатый вал в блок цилиндров, то вручную ввертывают болты крышек, на одну-две нитки. Затяжка болтов начинается с середины и завершается по краям. Регулировка осевого зазора коленчатого вала происходит подбором упорных шайб. Их устанавливают с двух сторон на передний коренной подшипник.

Чтобы предохранить сальник коленчатого вала от повреждения, нужно одеть оправку на передний конец коленчатого вала, и смазать наружную поверхность дизельным маслом.

Когда устанавливается полумуфта, нужно проверить совмещение рисок «0» на полумуфте и фланце. Соединение автоматической муфты и полумуфты вала ведомой шестерни, производится при помощи текстолитовой шайбы.

Когда собирают коренные подшипники двигателя ЯМЗ 238, то напрессовывают деревянные уплотнители с помощью молотка. Если над плоскостью разъема выступают концы уплотнителей, их снимают ножом. Обязательно нужно смазать поршень, перед установкой в блок. Предварительно салфеткой протирают все рабочие поверхности поршня, вкладышей, гильзы, поршневых колец, шеек. Предохранительные наконечники предварительно ставят на шатунные болты. Если двигатель собран правильно, то коленчатый вал, должен плавно проворачиваться ручным рычагом.

Дизельные моторы чаще всего используются в грузовых автомобилях, тракторах, сельскохозяйственной технике, тягачах и пр. Двигатель ЯМЗ 238 является самым универсальным дизелем, используемым на известной технике: МАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, К-700, ДОН и пр. Силовые двигатели линейки ЯМЗ-238 пользуются большой популярностью среди автомобилистов, благодаря высокой надежности, доступности и легкости в ремонтно-восстановительных работах.

Двигатель ЯМЗ 238 технические характеристики

Двигатель данной модификации отличается от предыдущей версии ЯМЗ 236 числом цилиндров.

  1. Базовые модели ЯМЗ-238 являются 4-х тактными восьмицилиндровыми дизельными силовыми агрегатами.
  2. Расположение цилиндров – У-образное.
  3. Вырабатываемая мощность равна 180 – 240 лошадиных сил.
  4. Впрыск топлива – непосредственного типа.
  5. Охлаждение – жидкостное.
  6. Выпускаемые версии моделей – атмосферные и с турбонаддувом.
  7. Удельный расход топлива двигателя ЯМЗ 238 – 214 г/кВт.ч (157 г/л.с.ч).
  8. Объем двигателя ЯМЗ 238 – 14,85 метров куб.
  9. Вес двигателя ЯМЗ 238 равен 820 – 1010 кг.

Дизельные двигатели 238-й серии оборудованы механическим . С целью обеспечения максимально равномерного сгорания дизтоплива, для каждого рабочего цилиндра предусмотрена индивидуальная плунжерная пара. Сам насос ТНВД расположен в развале рядов цилиндров.

На основе конструкции ЯМЗ 238 создано большое количество модификаций для автомобилей различных моделей. В модельный ряд восьмерки входят следующие разновидности дизельных : 238Д, 238ДЕ2, 238М2, 238НД5, 238Д1, 238ДЕ, ЯМЗ-238нд5, ЯМЗ-238н, ЯМЗ-238м2-5, ЯМЗ-238м2-2, ЯМЗ-238д2, ЯМЗ-238де2-21, ЯМЗ-238м2-11.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 238д почти не отличаются от основной модели 238.

Конструкция дизеля ЯМЗ 238

Дизельные двигатели 238-й линейки конструктивно выполнены по общей схеме с моторами 236-го ряда. С целью уменьшения массы, габаритов механизма, используется рациональная компоновка (цилиндры расположены в виде буквы У, под углом в 90 градусов).

Схема – поперечный разрез дизеля ЯМЗ 2386:

В перечень позиций дизельного двигателя ЯМЗ-238 входит большое количество рабочих узлов, деталей, систем:

  • блок цилиндров;
  • головки блока цилиндров (2 шт.);
  • механизм газораспределения (шестерни газораспределительные, распред вал, толкатели, клапаны, пружины);
  • блок-картер;
  • поддон;
  • шатунно-поршневая группа;
  • коленчатый вал;
  • топливная аппаратура (топливный насос ТНВД, регулятор числа оборотов, форсунки, топливный фильтр, трубопроводы топливной системы);
  • система охлаждения (водяной насос, вентилятор, теплообменник);
  • система смазки ( грубой и тонкой очистки, );
  • выхлопные коллекторы;
  • сеть трубопроводов (газо-подводящих, отводящих, водяных);
  • электростартер;
  • подкачивающий насос низкого давления;
  • автоматическая муфта опережения топливного впрыска;
  • картер маховика, маховик;
  • картер муфты сцепления;
  • механизм сцепления.

Основное отличие 238 от базовой модели 236 состоит в использовании различного количества рабочих цилиндров. Это отражается в последних цифрах названия двигателей: 8 и 6, которые соответствуют количеству цилиндров, входящих в данные конструкции.

В отличие от стандартной конструкции двигателя внутреннего сгорания, здесь имеется не одна головка ГБЦ, а две взаимозаменяемые детали. Отдельные агрегаты и узлы двигателей ЯМЗ 238 и 236 высоко унифицированы. Оригинальными считаются те элементы, чьи размеры зависят от количества цилиндров.

Условия эксплуатации дизелей ЯМЗ 238

Модификации силовых агрегатов данной линейки рассчитаны на стабильное функционирование в широком диапазоне климатических поясов, температурных режимов и прочих усложненных условиях:

  • максимальные значения температуры окружающей среды: от – 60 до + 50°С;
  • уровень допустимой запыленности воздуха – не более 0,4 г/м3;
  • эксплуатация авто на высоте не более 4500 метров над уровнем моря;
  • проезд по горным перевалам выше 4500 м со снижением мощности, скорости и пр. в соответствующих пределах.

Двигатель ЯМЗ 238де2 технические характеристики

Экологические характеристики дизеля данной модификации полностью удовлетворяют требования, предъявляемые к дорожной технике – класса Евро-2.


В транспортных средствах, оборудованных турбированными дизельными двигателями ЯМЗ 238де2, кислород охлаждается при помощи специальной системы наддува «воздух-воздух».

Описание особенностей техобслуживания двигателей ЯМЗ 238

Согласно рекомендаций по сервисному обслуживанию моторов 238-го модельного ряда, плановые работы должны проводиться после пройденного пути, равного не более 20 – 25 000 километров. При плановом техобслуживании проводятся комплексные мероприятия, целью которых является восстановление первоначальных эксплуатационных свойств и технических характеристик рабочих деталей и узлов дизельного двигателя. В руководстве по эксплуатации и ремонтным работам «восьмерки» ЯМЗ, разработанном заводом-изготовителем, указан перечень основных мероприятий по ТО дизеля:

  1. Замена моторного масла.
  2. Регулировка зазоров клапанов.
  3. Смена фильтрующих механизмов.
  4. Очищение отверстий распыляющих форсунок.
  5. Регулировка режимов топливного насоса ТНВД.
  6. Другие процедуры, связанные с техническим обслуживанием двигателя внутреннего сгорания.

Длительность эксплуатации и надежность выполнения функций находятся в прямой зависимости от своевременного ухода за дизельным двигателем. Работы по ТО выполняются с целью профилактики, поэтому необходимо придерживаться рекомендованных сроков.

Разновидности ТО:

  • ежедневное обслуживание;
  • ТО после обкатки;
  • первое ТО-1 (проводится после 500 рабочих часов);
  • второе ТО-2 (после 1000 час.);
  • сезонное техобслуживание – осуществляется при смене сезонов (подготовка к зиме, переход на летний режим эксплуатации мотора).

Обслуживание смазочной системы ЯМЗ 238

Длительность эксплуатационного срока двигателей ЯМЗ 238 полностью зависит от периодичности проведения смазочных операций. Сорт, качество, марка масла для двигателя ЯМЗ 238 также играют важную роль в длительности работы сложного устройства.

Как осуществляется проверка уровня моторного масла:

  1. Очистить заливное отверстие от грязевых скоплений.
  2. Извлечь масляный контрольный щуп из корпуса ДВС.
  3. Протереть насухо салфеткой без ворса.
  4. Вставить щуп на прежнее место и снова вытащить.
  5. Определить уровень масла.
  6. Нормальной считается отметка, находящаяся между обозначениями «Н» и «В» (нижний и верхний уровни).

Важно: Если перед проверкой уровня моторного масла двигатель работал, контрольный замер проводится, спустя 5 минут после его выключения, не менее.

Если, в результате замера объема масла, отметка находится ближе к нижнему значению, рекомендуется долить необходимое количество свежей порции смазочной жидкости в двигатель через заливное отверстие. Заливная горловина расположена спереди мотора за гидравлической муфтой вентилятора.

В процессе замера уровня производится контроль состояния смазочного материала. Для этого необходимо нанести несколько капель масла на бумажную салфетку белого цвета и изучить следующие параметры моторного масла:

  • цвет масляного пятна;
  • степень прозрачности;
  • наличие инородных включений в виде черных точек и металлической стружки.

При выявлении отклонений качества масла от нормы необходимо произвести замену отработанной жидкости, а также промыть дизельного двигателя.

Моторные масла для дизельных двигателей ЯМЗ 238

Масло М8ДМ предназначена для использования в дизельных моторах. Основой для производства данного материала служит сернистая нефть. Чтобы улучшить полезные свойства, технические характеристики и увеличить эффективность данной смазки, в ее состав включены специальные добавочные вещества – высококачественные присадки. Это позволяет защитить рабочие узлы и детали силового агрегата от вредных воздействий коррозии, ускоренного износа, преждевременных деформаций, получаемых в результате резких скачков температур. При использовании моторного масла М8ДМ дизельный двигатель работает стабильно, плавно в течение всего эксплуатационного периода.

Моторная смазка М-10ДМ относится к высококачественным смазочным материалам малозольного типа. Данная марка рекомендована для использования в летний период. Сфера применения – дизельные моторы и двигатели, оснащенные турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях повышенной сложности. При использовании масла данной марки в двигателях внутреннего сгорания без турбонаддува замечено резкое увеличение интервала между сервисными заменами смазочного материала.

Дизельный двигатель ЯМЗ-536 и модификации на его базе являются качественными современными силовыми агрегатами, предназначенными прежде всего для оснащения грузового транспорта. Такие моторы позволяют создавать, выпускать и эксплуатировать грузовики разнообразного назначения.

Моторостроительное предприятие из Ярославля

Ярославский завод создан как предприятие по выпуску автомобилей в 1916 году русским инженером и промышленником В. А. Лебедевым. Происходившие в тот период события не позволили приступить к выпуску автомашин, и завод первоначально занимался только ремонтом. В 1926 году организован Ярославский автомобильный завод, который после масштабной реконструкции приступил к выпуску первых отечественных большегрузных самосвалов. В дальнейшем кроме грузовых автомашин грузоподъемностью до 8 тонн автозавод выпускал троллейбусы, автобусы и шасси.

В послевоенный период предприятие освоило выпуск дизельных двигателей серии ЯАЗ моделей 204 и 206 (110-220 л. с.) и изготовление трехосных мощных грузовиков ЯАЗ-210 (6Х4) грузоподъемностью до 12 тонн. Очередные изменения на заводе произошли в 1951 году. Именно тогда он был полностью перепрофилирован для изготовления дизельных силовых агрегатов различного применения, сцеплений и коробок передач для агрегатирования с выпускаемыми двигателями. Предприятие получило наименование «Ярославский моторный завод».

В настоящее время ЯМЗ («Автодизель») входит в автомобилестроительное объединение «Группа ГАЗ».

Развитие производства дизелей

В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.

Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.

Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.

В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.

Создание 530-й серии дизельных моторов

В начале двухтысячных годов компания приступила к разработке новых перспективных дизельных двигателей серии ЯМЗ-530, в рамках совместного проекта с австрийской группой AVL List. После успешных испытаний опытных образцов в 2012 году началось серийное производство двигателей ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.

За короткий период завод освоил свыше двухсот различных модификаций, а также комплектаций указанных моторов, что обеспечило их обширное использование. Новые силовые агрегаты обладали, в том числе и ЯМЗ-536, техническими характеристиками аналогичными, а иногда и превосходящими лучшие мировые моторы по следующим параметрам:

  • наработка (ресурс);
  • экологические стандарты (Евро-4; Евро-5);
  • экономичность.

Особенностью устройства моторов является их адаптированность для эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе многообразных отечественных. Кроме того, традиционно увеличенная унификация, несмотря на большое количество вариантов выпускаемых рядных двигателей ЯМЗ-536 (6 цилиндров) и 534 (4 цилиндра), удешевляет производство, а также повышает ремонтопригодность.

Особенности модели дизеля 536

Современная конструкция рядного дизельного двигателя ЯМЗ-536 позволила создать более 35 модификаций шестицилиндрового рядного силового агрегата для самого разнообразного применения. Высокие показатели по экологическому уровню мотора достигнуты с помощью использования современного механизма по рециркуляции выхлопных газов (комплекс EGR) совместно с установкой специального каталитического нейтрализатора, обладающего особым сменным элементом фильтрации.

Хороших показателей по топливной эффективности позволяет достигать использование на ЯМЗ-536 специальной аккумуляторной системы топливоподачи. Такая система осуществляет поддержку постоянного давления при впрыске топлива вне зависимости от оборотов двигателя, что гарантирует качественный процесс горения топлива на малых оборотах и на холостом ходу. Кроме того, рабочий цикл двигателя поддерживается электронным блоком управления с программным модулем EDC 7 производства компании Bosch.

Высокие свойства по экологии и экономичности обеспечили использование двигателя ЯМЗ-536 и его модификаций на городских автобусах.

Технические параметры двигателя

Кроме указанных выше качеств распространению мотора способствуют технические показатели, достигаемые за счет конструкции. Технические характеристики ЯМЗ-536 в базовом исполнении следующие:

  • тип - дизельный;
  • рабочий процесс - четырехтактный;
  • исполнение - с турбонаддувом;
  • объем - 6,7 л;
  • расположение цилиндров - рядное (L);
  • количество цилиндров - 6;
  • мощность - 312,0 л. с.;
  • охлаждение - жидкостное;
  • степень сжатия - 17,5;
  • число оборотов - 2300 об/мин;
  • диаметр цилиндра (ход поршня) - 10,5 (12,8) см;
  • размеры; длина - 1,30 м; ширина - 0,76 м; высота - 0,97 м;
  • масса - 0,64 т;
  • вариант смесеобразования - непосредственный впрыск;
  • расход топлива - 165 г/л. с. ч.;
  • ресурс до капремонта - 1000000 км.

Эксплуатация и обслуживание двигателя

Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:

  1. Технические характеристики мотора.
  2. Принципы работы и основное устройство двигателя.
  3. Применяемые технологические материалы и жидкости.
  4. Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
  5. Требования по ТО и периодичность его проведения.
  6. Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
  7. Различную справочную информацию.

Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.

Применение двигателя ЯМЗ-536

Технические параметры, прежде всего мощность и особенности конструкции, обеспечили семейству дизельных моторов большое распространение. Основные модификации применяются на следующих автомобилях:

  • базовый двигатель ЯМЗ-536; МАЗ (шасси, бортовые, самосвалы, тягачи);
  • версия 536-40 - автобусы ЛиАЗ (городские, пригородные).

Кроме того, моторами семейства комплектуются техника следующая производителей:

  • комбайны - «Ростсельмаш», «Гомсельмаш»;
  • автогрейдеры - «Брянский арсенал»;
  • экскаваторы - «ТВЭКС»;
  • катера - «Костромской судомеханический завод».

Для комплектации автотранспорта наиболее распространены двигатели ЯМЗ-536 на «Уралы». Для разнообразных грузовиков этой марки предназначено более 100 модификаций и вариантов оснащения дизельных силовых агрегатов 530-й серии.

Мало какой из дизельных моторов может похвастать таким солидным «послужным списком», как ЯМЗ-238. Этот двигатель стал «сердцем» многих тысяч знакомых всем и каждому грузовых автомобилей «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»; тракторов «Кировец» и «ЧТЗ»; комбайнов «Дон» и «Полесье». А также большого количества всевозможной узкоспециализированной техники, катеров, дизельных электростанций. ЯМЗ-238 чрезвычайно надёжен и неприхотлив в эксплуатации, что и обеспечило ему «карьеру долгожителя»: запущенный в серию в начале 60-х годов мотор продолжает сходить с конвейера Ярославского моторного завода и сегодня. Несмотря на то, что в ассортименте завода появилось немало более современных его «преемников».

Ярославский автомобильный завод. Так до 1958 года называлось это предприятие, выпускавшее грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы. Во многих вещах ЯАЗ стал первопроходцем. Здесь в 20-е годы был налажен выпуск первых в Стране Советов большегрузных (от 3х до 7 т) автомобилей. В 30-е с конвейера завода сошли первые в СССР самосвалы; одно- и двухэтажные автобусы и троллейбусы.

Первый в Союзе дизельный двигатель также был произведён в Ярославле. Здесь к концу 30-х годов дизели МД-23 отечественной разработки для грузовиков и тракторов были испытаны и подготовлены для запуска в серию. Но массовое производство дизельных моторов было налажено лишь спустя два года после окончания Великой отечественной войны. В военные годы ЯАЗ давал фронту лёгкие гусеничные тягачи для артиллерии.

С 1947 года на заводе были запущены в серийное производство семейств 2х-тактных четырёх- и шестицилиндровых дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 мощностью от 110 до 220 л.с. На опыт их производства и эксплуатации, прежде всего, и опирались разработчики новых семейств моторов – и ЯМЗ-238.

50-е годы ХХ века. Цех ярославского автозавода. На фото – 10-тонный самосвал ЯАЗ-210

В течение 1958-1961 годов группа учёных под руководством выдающегося советского конструктора и изобретателя Георгия Дмитриевича Чернышёва создала и подготовила к запуску в серию лучшие на тот момент в мире дизельные двигатели: мощные, универсальные, надёжные и безотказные. А также экономичные (для того времени). За разработку этих четырёхтактных шести- (ЯМЗ-236) и восьмицилиндровых (ЯМЗ-238) моторов мощностью от 180 до 500 л.с. была присуждена Государственная премия СССР, а завод был награждён Орденом Ленина.

С этого времени закончилась история Ярославского автомобильного завода (производство грузовиков было переведено в Минск), и началась история завода моторного. Масштабы и объёмы производства универсальных дизельных двигателей, которые были развёрнуты здесь в советское время, поражают воображение. Подсчитано, что всего двигателями ЯМЗ были укомплектованы более трёхсот моделей грузовиков, автобусов, тракторов, других транспортных средств.

В наше время ЯМЗ сохранил функцию предприятия полного цикла: со своими литейным, кузнечным прессовым, термическим, сварочным, гальваническим, покрасочным, метизным, механосборочным, сборочно-испытательным, инструментальным, ремонтным производством. С энергохозяйством, транспортно-складскими службами, развитой сетью пунктов сбыта и сервисного обслуживания, с цехами малого станкостроения и нестандартного оборудования. ЯМЗ входит в холдинг «Группа ГАЗ».

Итак, ЯМЗ-238 представляет собой четырёхтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель, с классическим V-образным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском топлива, воспламенением от сжатия и жидкостным охлаждением. Выпускается как в обычных «атмосферных», так и в турбированных версиях.

Год 2015й. На фото – двигатели ЯМЗ-238/Евро 2 Турбо

Всего в настоящее время в ассортименте завода, изложенном в актуальном официальном прайсе на сайте ЯМЗ, значатся 25 различных модификаций двигателя ЯМЗ-238. Целый ряд турбированных версий (серии ДЕ, для самосвалов и грузовиков, седельных тягачей МАЗ, КрАЗ, «Урал»; тракторов и лесовозов) доработаны до норм Евро-2. Всего же общий список модификаций данного мотора насчитывает 86 позиций.

Разновидности моторов семейства ЯМЗ-238 и их особенности

ЯМЗ-238 является наиболее востребованным на рынке дизелем Ярославского моторного завода. В технологическом плане он мало чем отличается от серии шестицилиндровых ЯМЗ-236 (прежде всего – количеством цилиндров, естественно). Мощность базовых версий ЯМЗ-238 варьируется в пределах от 180 л.с. у де-форсированной версии ЯМЗ-238/Г2, до 240 л.с. у модификации ЯМЗ-238/М2.

Двигатели ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо – это форсированные моторы ЯМЗ-238/М2. Отличаются от обычных «атмосферников» они не только наличием турбины. При разработке данного семейства внесли ряд конструктивных изменений в блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.

Переработке также подверглись топливный насос высокого давления и коленчатый вал. В ассортименте завода – модели ЯМЗ-238 с маховиками под установку 2х-дискового или одно-дискового сцеплений; с правосторонними органами управления (по заказу из ЮАР), и прочими конструктивными решениями, для потребностей каждой конкретной техники.

Моторы серии ЯМЗ-238/Евро-1 Турбо являются доработанными Евро-0. Особенностями их комплектации является монтаж жидкостно-масляного теплообменника, муфты включения вентилятора и воздуховодов к охладителю наддувочного воздуха, смонтированного непосредственно на двигателе.

Двигатели ЯМЗ-238/Евро-2 Турбо, серии ДЕ, стали результатом дальнейшей модернизации турбированных ЯМЗ-238. Моторы данной серии получили модернизированный современный топливный насос высокого давления.

Устройство и компоновка основных элементов двигателей ЯМЗ-238

Восемь цилиндров ЯМЗ-238 расположены в два ряда, по V-образной схеме, под углом в 90 градусов. Впуск топливной смеси и выпуск отработанных газов обеспечивают 16 клапанов.

Основанием для монтажа всех узлов и деталей служит блок цилиндров, который отлит из низко-легированного серого чугуна. В приливах-бобышках на стенах блока предусмотрена система масляных каналов, подводящих смазку к подшипникам распределительного и коленчатого валов; к масляному фильтру и к жидкостно/масляному теплообменнику.

Вокруг каждого цилиндрового гнезда образован замкнутый силовой пояс стенками водяной рубашки. Вместе со специальными рёбрами, силовой пояс скрепляет вместе верхнюю и нижнюю плиты (части блока цилиндров), придаёт всей конструкции нужную степень жёсткости. В поперечных стенках блока располагаются пять гнёзд с вкладышами под коренные шейки коленвала. А также пять расточек с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.

Головки цилиндров мотора ЯМЗ-238 – четырёхблочные, отлитые из серого чугуна со шлифованной поверхностью и кольцевыми проточками. Газовый стык головки, блока и гильз цилиндров уплотняет единая прокладка с 19-ю уплотнительными элементами. В головках цилиндров размещены впускные и выпускные клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки.

Сёдла впускных клапанов производятся из чугуна особой марки, выпускных – отливаются из специального жаропрочного сплава. Окончательно сёдла и металлокерамические втулки цилиндров обрабатываются в процессе их запрессовки в головку.

Кривошип но-шатунный механизм

Поршни, изготовленные из алюминиевого эвтектического сплава, размещаются внутри гильз цилиндров, которые покрыты в ЯМЗ-238 специальным фосфатированным слоем, для укрепления износостойкости. Масло на поршень подаётся из специальной неподвижной форсунки. Канавка под верхнее (компрессионное) кольцо выполняется во вставке из жаропрочного чугуна особой марки, типа «нирезист». Количество колец, в зависимости от модификации двигателя ЯМЗ-238, – три или четыре. Поршневой палец – азотированный, с увеличенным наружным диаметром.

Стальной шатун двутаврового сечения имеет косой разъём нижней головки. Окончательной обработке шатуны подлежат после их сборки с крышкой, поэтому крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми. В нижнюю головку шатуна монтируются сменные вкладыши, а в верхнюю – запрессовывается сталебронзовая втулка 56 мм в диаметре.

Маховики на ЯМЗ-238 применяются двух видов. Марки «К», для зубчатого венца с модулем 4,25. И марки «Н», предназначенный для работы с зубчатым венцом модуля 3,75. Маховики поставляются в сборе с зубчатыми венцами, и не являются взаимозаменяемыми. К коленчатому валу чугунный маховик прикреплён болтами, под которыми установлена стальная пластина высокой прочности (одна на все болты). Относительно шеек коленвала маховик зафиксирован точно, с помощью двух специальных штифтов.

Кривошипно-шатунный механизм ЯМЗ-238

Стальной коленчатый вал двигателей ЯМЗ-238 изготавливается методом горячей штамповки. Все поверхности коленчатого вала дополнительно обработаны и покрыты азотированным слоем толщиной не менее 0,35 мм. Коленвал снабжён пятью коренными опорами и четырьмя шатунными шейками. В систему уравновешивания коленчатого вала и сбережения (разгрузки) коренных подшипников входят, помимо противовесов на щеках коленвала, также две выносные массы на переднем и заднем концах коленвала.

Коленчатый вал двигателей ЯМЗ-238 серий БЕ и ДЕ снабжён конусом на переднем его конце, на котором закреплены ступица, жидкостный гаситель крутильных колебаний и специальный шкив.

Механизм газораспределения двигателя ЯМЗ-238

Из каких элементов состоит газораспределительный механизм на ЯМЗ-238: это распределительный вал, снабжённый приводной шестернёй и подшипниками; толкатели со специальными осями; штанги и коромысла с регулировочными винтами; оси коромысел; клапаны с пружинами, деталями крепления и втулками- направляющими.

Распредвал стальной, штампованный, опорные шейки и кулачки которого для повышения износостойкости закаляются ТВЧ. Он установлен в верхней части картера блока цилиндров. В движение приводится от переднего конца коленчатого вала, посредством специальных косозубых шестерён. Прочие перечисленные элементы механизма газораспределения также являются штампованными, изготовленными из стали.

Из специальных жаропрочных сплавов изготавливаются впускные и выпускные клапаны газораспределительного механизма. Рабочие фаски клапанов дополнительно наплавлены особо жаропрочным сплавом типа «стеллит». К стержням привариваются наконечники из легированной стали.

Система смазки двигателя ЯМЗ-238

Смазочная система на ЯМЗ-238 является смешанного типа, с «мокрым» картером. Масляный насос, имеющий рабочую производительность 140 литров в минуту, через трубу-заборник всасывает масло из нижней части картера и под давлением подаёт его в жидкостно-масляный теплообменник. Откуда, через перепускной клапан, масло прогоняется по специальным каналам к подшипникам, толкателям и другим рабочим поверхностям двигателя.

При повышении давления масла свыше 520 кПа (5,2 кгс/кв.см.), излишки масла сливаются по масляной магистрали обратно вниз картера. Для очистки масла от продуктов отработки предусмотрено наличие масляного фильтра и дополнительного фильтра ценробежной очистки масла.

Топливоподающая система двигателей ЯМЗ-238 относится к разделённому типу. Составные её части следующие: топливный насос высокого давления (со встроенными регулятором и корректором); насос топливоподкачивающий; форсунки; фильтры грубой и тонкой очистки дизельного топлива; топливопроводы низкого и высокого давления.

Функционирование системы питания ЯМЗ-238 происходит следующим образом. Солярка засасывается из топливного бака топливоподкачивающим насосом, проходя при этом через первоначальный фильтр грубой очистки топлива. Далее, по топливопроводу горючее достигает фильтра тонкой очистки, проходит через него и попадает в топливный насос высокого давления.

ТНВД, как настоящая топливо-распределительная станция, в соответствии с порядком работы цилиндров, гонит топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам. Через которые оно и распыляется в полости цилиндров. Посредством перепускного клапана в топливном насосе и жиклёра в фильтре тонкой очистки, излишки солярки, вместе с попавшим в систему воздухом, отводятся по специальному топливопроводу обратно в топливный бак. Ту же функцию выполняет и топливопровод, удаляющий излишки топлива, просочившиеся в полость пружины форсунки.

Некоторые параметры ЯМЗ-238 в цифрах

  • Рабочий объём: 14,85 литров
  • Диапазон мощности: 180-420 л.с.
  • Ресурс от производителя: 800 тыс. – 1 млн км.
  • Габаритные размеры, с коробкой и сцеплением (в скобках – без них), в миллиметрах: 1796-2069 (1020-1222) х 1006 х 1195.
  • Вес сухой с вспомогательным оборудованием (в скобках – без него), в кг – 880-1070 (820-1010).
  • Масса в сборе и с узлами трансмиссии, в кг 1170-1385.
  • Рабочий объем системы смазки (без радиатора), в литрах – 24-32.
  • Литраж системы охлаждения (исключая радиатор-охладитель и отопитель) – 17-20.

Конкретное применение двигателей ЯМЗ-238: вчера и сегодня

Несмотря на обилие модификаций, конструктивное и технологическое разнообразие, двигатели ЯМЗ-238, в большинстве случаев, взаимозаменяемы со своими предшественниками, уже снятыми с конвейера. К примеру, вариации модели ЯМЗ-238/М2 (которых насчитывается 19 штук – специально для «Уралов», речных катеров, «МАЗов», «КрАЗов», и т.д.) взаимозаменяемы без проблем не только с моторами ЯМЗ-238/М, выпускаемыми до 1988 года, но и с ЯМЗ-238, поставки которых прекратились в 1985 году.

Армейский «Урал-4320» с двигателем ЯМЗ-238

Разумеется, сегодня нет и речи о тех огромных объёмах производства восьмицилиндровых двигателей, которые Ярославский моторный завод успешно осваивал в годы Советского Союза. Однако и в новой России, в условиях жёсткой конкуренции с иностранными производителями, двигатели ЯМЗ-238 пользуются устойчивым спросом, продолжая быть основными силовыми агрегатами и для новых моделей грузовиков и бульдозеров, тракторов и комбайнов, дорожных катков и скреперов, дизельных генераторов и бурильных установок, погрузчиков и лесозаготовителей, гусеничных вездеходов и бронетранспортёров, судовых и шахтных машин, железнодорожных дрезин и путевых машин, автопоездов для подземных работ.

Двигатель ЯМЗ-236 по праву считается легендарным дизелем, который производится на ОАО "Автодизель" (бывшем Ярославском моторном заводе). Данный V-образный шестицилиндровый агрегат завоевал популярность еще во времена Советского Союза, а после его распада продолжал активно эксплуатироваться в странах СНГ. Сегодня ЯМЗ-236 устанавливают на грузовики ЗИЛ, КрАЗ, МАЗ, "Урал"; трактора К-700 и комбайны. Ближайшими соседями этого двигателя являются восьмицилиндровый ЯМЗ-238 и двенадцатицилиндровый ЯМЗ-240.

Как создавалась модель ЯМЗ-236 и производство сегодня

До разработки этого двигателя эксплуатировались модели ЯАЗ, которые к пятидесятым годам морально устарели. Поэтому в 50-е годы прошлого века Ярославскому заводу по государственному спецзаказу было поручено создать более мощный и экономичный двигатель. Кроме того, нужен был агрегат, который мог быть установлен на самую разную технику.

Разработкой двигателя ЯМЗ-236 занялся заслуженный ученый и выдающийся конструктор СССР Чернышев Г.Д., который также разрабатывал и другие дизельные моторы в те годы.

Так появился на свет новый ДВС, ставший позже знаменитостью. Его отличали высокая мощность, надежность и легкий ремонт, простое техническое обслуживание и дешевые запасные части. При правильной эксплуатации этот механизм прослужит много лет.

ЯМЗ-236 производится и сегодня, регулярно модернизируется и при этом уже имеет преемника - усовершенствованную модификацию, ЯМЗ-530.

Дизельные моторы ЯМЗ-236 все же по-прежнему актуальны, продажи их не падают, несмотря на появление более современных моделей.

Характеристики и устройство модели

Дизельный двигатель ЯМЗ-236 обладает высокими техническими характеристиками. У него 8 цилиндров, расположенных параллельно друг другу, с углом наклона 90 градусов. Топливо напрямую впрыскивается в камеру сгорания. Рабочее давление - 16,5 атмосферы. Базовый диаметр поршня - 13 сантиметров, ремонтный вариант - 14 см. Топливный насос ЯМЗ-236 высокого давления является механическим. Также здесь установлены форсунки, за счет которых происходит впрыск горючего в цилиндры. На каждой головке блока 6 клапанов - три впускных и три выпускных.

Охлаждается двигатель водяным насосом посредством принудительной циркуляции жидкости. Привод осуществляется при помощи ремня, вращающего шкив помпы от шкива коленвала.

Объем двигателя ЯМЗ-236 составляет 11 литров, мощность достигает 420 л.с. Последние модели усилены до 500 лошадиных сил, а более ранние вырабатывают от 150 л.с. Расход топлива на 100 км до недавнего времени составлял примерно 40 литров, но растущие быстрыми темпами цены на дизельное топливо побудили производителей модернизировать двигатель, и теперь этот параметр составляет 25 литров на 100 км.

В производстве силового агрегата до 2010 года использовался чугун, после 2010 года стали изготавливать из алюминия. Тем самым значительно упростился ремонт двигателя, при этом он не утратил прочность предыдущих аналогов.

Оптимальная конструкция ЯМЗ-236 обеспечивает простой ремонт и обслуживание механизма.

Регулировка ЯМЗ-236

Для регулировки ЯМЗ-236 требуется специальный инструмент, производят ее вручную. Сама регулировка состоит из множества этапов. В основном в регулировке нуждаются:

  • сцепление ЯМЗ-236, для регулировки которого нужен специализированный стенд;
  • подача дизельного топлива через ТНВД ЯМЗ-236;
  • клапаны, для которых нужен специальный щуп.

Обслуживание дизельного двигателя ЯМЗ-236

Обслуживание данного механизма довольно простое, как уже и говорилось выше. Для этого нужно просто разбираться в его конструкции. Наиболее часто требуется:

  • заменить масло (для этого нужна смазочная жидкость для дизельного мотора);
  • заменить фильтрующие элементы (фильтры требуют замены через каждые 15 тысяч километров пробега);
  • продуть форсунки (т.е. отрегулировать впрыск);
  • заменить прокладки клапанных крышек ;
  • подтянуть или заменить приводные ремни.

Это основные моменты обслуживания двигателя. Остальные неполадки требуют ремонта. Для этого потребуется специальное оборудование, поэтому все работы обычно производят только в автосервисе.

Особенности в работе механизма

Чтобы механизм безотказно и долго работал, необходимо знать и соблюдать некоторые особенности.

В первую очередь необходимо внимательно проводить все регламентные работы, предусмотренные инструкцией завода-изготовителя.

При обкатке нового двигателя прирабатываются все его трущиеся поверхности, поэтому важно соблюдать правила обкатки - они обычно указываются в соответствующем разделе инструкции.

Смазывать двигатель важно также по соответствующей таблице. Все разрешенные смазочные материалы в ней указаны.

Охлаждающая жидкость в работающем двигателе должна иметь температуру от 75 до 98 градусов. Непрогретый двигатель работать под нагрузкой не должен. Запуская холодный мотор, нельзя резко увеличивать обороты, так как густое масло не успевает дойти до подшипников коленвала, и они выходят из строя.

Уровень масла не должен опускаться ниже 300 кПа, в противном случае могут быстро износиться трущиеся поверхности.

Крепления головок цилиндров, затягивающиеся с помощью гаек, нужно закручивать со строгой периодичностью, последовательностью и заданным крутящим моментом. Если этого не соблюдать, нарушится герметичность уплотнения и перегорят прокладки.

Будущее двигателя ЯМЗ-236

К 2020 году завод, возможно, прекратит выпускать данную модель двигателя, так как разрабатывается уже его улучшенная модификация - ЯМЗ-660. Мощность его будет больше на 100 лошадиных сил, а объем двигателя - 12,5 литра. Расположение цилиндров и клапанов останется классическим, а вот топливный насос новой модели, по сравнению с ТНВД ЯМЗ-236, станет электронным и выпускаться будет по стандарту "Евро-5", благодаря чему новые двигатели смогут свободно продаваться на мировом рынке.



Поделиться