Эскадренный миноносец разящий типа сокол. Миноносцы типа «Сокол

Проект Страна Изготовители Операторы Годы постройки 1894-1906 Построено 27 Основные характеристики Водоизмещение 240 тонн (полное) Длина 57,91 м (между перпендикулярами) Ширина 5,3 м Осадка 1,63-2,29 м Бронирование Нет Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 4 или 8 котлов Мощность 3800 л. с. (2,9 МВт) Движитель 2 винта Скорость хода 26,5 узла (проектная) Дальность плавания 2500 миль на 10 узлах
1200 на 15 узлах
250 на 25 узлах Экипаж 52-64 человек Вооружение Артиллерия 1 × 75-мм/50 Канэ,
3 × 47-мм/35 Гочкиса
с 1912
2 × 75-мм пушки Канэ Минно-торпедное вооружение 2 поворотных 381-мм ТА (мины Уайтхеда) Изображения на Викискладе

Миноносцы типа «Сокол» - тип миноносцев (с 1907 года - эскадренных миноносцев), корабли которого строились для Российского флота с по 1902 годы .

Всего было построено 27 миноносцев этого типа, включая прототип - эсминец «Прыткий ». Миноносцы типа «Сокол» стали «стандартным» миноносцем русского флота к моменту начала русско-японской войны , но уже в ходе последней стало очевидно, что ТТХ и вооружение кораблей типа серьёзно устарели.

Назначение

  • Борьба с миноносцами противника.

История разработки и строительства

Проект был предложен английской фирмой «Ярроу » Морскому ведомству России в 1894 году . Во многом он повторял свой прототип - проект британского эсминца типа «Хэвок ». Но в отличие от прототипа на кораблях типа «Сокол» усилили продольную прочность корпуса, используя для этого никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного 76-мм и трех 57-мм орудий на «Хэвоке» на эсминцах типа «Сокол» установили одно 75-мм и три 47-мм орудия.

Первоначально миноносцам были присвоены «птичьи» наименования («Сокол», «Кречет», «Ястреб» и так далее). 9 марта 1902 года был издан приказ № 43 по Морскому ведомству, в соответствии с которым все миноносцы серии получили «боевые» прилагательные наименования («Резвый», «Решительный», «Поражающий» и так далее). Формально они продолжали числиться миноносцами, но их обычно имено­вали истребителями (неточный перевод английского слова destroyer) или контрминоносцами, а иногда и эскадренными мино­носцами. Только в 1907 году из многих названий узаконили название эскадренный миноносец.

Конструкция

Корпус

Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогибалась даже под весом человека. У истребителей отечественной постройки толщину обшивки в средней части увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но привело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.

Механизмы

ГЭУ миноносцев состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми (на миноносцах подтипов «Прозорливый» и «Твердый» - четыре) водотрубных котлов. Расчетную мощность каждой машины 1900 л.с. на 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу, при четырёх котлах - каждый котёл имел свою трубу. Время разводки паров составляло около часа.

Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.

Вооружение

Миноносцы были вооружены одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.

Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).

Примечания

Ссылки

  • Эскадренный миноносец «Прыткий» (рус.) . Проверено 7 февраля 2012. Архивировано 19 мая 2012 года.
  • Миноносцы типа «Сокол» (рус.) . Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.

Строился согласно пятилетней программе судостроения, разработанной в 1890 году. Для её выполнения было принято решение о заказе за границей образцового мореходного двухвинтового миноносца-истребителя с последующим копированием его на отечественных заводах.
30 мая 1894 года после переговоров и согласований был подписан контракт с Альфредом Ярроу на постройку мореходного миноносца-истребителя, прототипом которого стал английский миноносец-истребитель "Хорнет".
Фирма «Ярроу» обязалась за 14 месяцев построить и подготовить к испытаниям истребитель миноносцев нормальным водоизмещением 220 т и максимальной скоростью хода 29 узлов. При условии выполнения последнего пункта русское Морское министерство обязалось выплатить подрядчику 36 000 фн.ст.

Корпус миноносца стальной, клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), из никелевой листовой стали повышенной прочности толщиной 5мм. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые. На верхней палубе располагалась носовая боевая рубка, служившая одновременно и входным тамбуром в помещение для команды, в ней находились штурвал с паровым приводом, машинный телеграф и переговорная труба для связи с машинным отделением, прицел носового аппарата с приводом для производства выстрела, а также телеграф, передающий команды на палубные аппараты. Для входа в кормовые отделения на верхней палубе имелся сходной тамбур с комингсом. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 11 отсеков:

  1. Таранный;
  2. Цепной ящик;
  3. Минное с помещением для команды;
  4. Артиллерийский погреб;
  5. Котельное отделение №1;
  6. Котельное отделение №2;
  7. Машинное отделение;
  8. Каюты офицеров и кондукторов;
  9. Кормовой кубрик;
  10. Провизионная кладовая;
  11. Ахтерпик.
Внешне «Сокол» отличался от английских собратьев наличием таранного форштевня. Кроме того, уже в процессе постройки по требованию МТК в проект внесли еще ряд изменений - в частности, увеличили емкость угольных ям, камбуз перенесли из офицерского отделения в район носового кубрика, оборудовали командирскую каюту и каюты для кондукторов, прожектор установили впереди первой дымовой трубы на поперечных рельсах (для возможности его перемещения с одного борта на другой), увеличили до 300 мм высоту комингсов люков на верхней палубе. Миноносец нёс две мачты и четыре дымовые трубы.

Силовая установка механическая, состояла из двух паровых машин тройного расширения мощностью по 1900 л.с. каждая и восьми водотрубных котлов треугольного типа фирмы Ярроу. Котлы размещались попарно в поперечной плоскости в двух котельных отделениях, каждая пара имела свою дымовую трубу. Время разводки паров составляло около часа. Полный запас угля в 60 тонн хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.

Вооружение миноносцев состояло:

  1. Из 1 корабельной 75-мм пушки со щитом системы Канэ с длиной ствола 50 калибров, установленной на площадке над боевой рубкой. Боезапас орудия включал 180 бронебойных снарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки 4 человека. Угол вертикальной наводки составлял от -15 до +20 градусов, а дальность стрельбы доходила до 6,4 км. Вес пушки со щитом - около 4 000 кг.
  2. Из 3 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра, расположенных на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте. Боезапас включал - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную. Расчёт пушки - 4 человека. Угол вертикальной наводки составлял от -23 до +25 градусов Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а дальность стрельбы до 4,6 км. Вес пушки доходил до 240 кг.
  3. Из 2 однотрубных минных аппаратов калибром 381 мм совкового типа, расположенных в диаметральной плоскости один в корме и один в средней части. Боезапас минных аппаратов включал шесть 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике.установленных. Для подачи мин Уайтхеда предусматривалась тележка с рельсами.

Приемная комиссия из России признала все пункты контракта выполненными и - редкий случай! - особых претензий к А.Ярроу не предъявляла. После доводочных работ, окраски корпуса и отделки внутренних помещений миноносец покинул Великобританию и 16 октября благополучно прибыл в Кронштадт.

Строительство миноносца проводилось английской фирмой А. Ярроу в Глазго.


Тактико-технические данные миноносца "Сокол" Водоизмещение: стандартное 220 тонн, полное 241 тонна Длина наибольшая: 58 метров
Ширина наибольшая: 5,6 метра
Осадка: 2,24 метра
Силовая установка:
8 котлов системы Ярроу, 2 винта
Скорость хода: полный 29 узлов,
экономический 10 узлов
Дальность плавания: 2500 миль при 10 узлах
Автономность: 5 суток
Мореходность: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 75-мм пушка Канэ,
3х1 47-мм пушки Гочкиса
торпедное:
навигационное:
Экипаж: 48 человек (4 офицера)

Всего построено миноносцев в 1895 г. - 1 единица.

    Миноносцы типа "Сокол"
- строились по заказу Морского министерства на Российских заводах. За образец был принят миноносец "Сокол", с которого в Або (Турку) на заводе Крейтона, произвели снятие эскизов и шаблонов с корпуса и механизмов, но при этом особо оговаривалось, что проект будет «улучшен»: во-первых, увеличена толщина листов стальной обшивки, во-вторых, применено нефтяное отопление котлов вместо угольного.

19 марта 1896 года, заказ на строительство 2 миноносцев получил завод Крейтона в Або (Турку).

В октябре 1896 года заказ на 7 миноносцев получил Ижорский завод.
Четыре корабля строились для Балтийского флота и должны были сдаваться полностью готовыми, а три миноносца предназначались для Тихого океана и выполнялись разборными. Работы по постройке первых двух миноносцев на заводе велись крайне медленно: реально к сборке корпусов приступили весной следующего года, а спуск на воду состоялся только осенью 1898 года.

В сентябре 1898 года заказ на 13 миноносцев получил Невский завод в Санкт-Петербурге.
Четыре корабля строились для Балтийского флота и должны были сдаваться полностью готовыми; остальные девять предназначались для отправки на Тихий океан и выполнялись разборными. Причем контракт предусматривал, что последние будут собраны на болтах в Петербурге, «освидетельствованы» и лишь затем упакованы в ящики и отправлены в Порт-Артур.

12 ноября 1898 года был заключён контракт с Охтинской верфью в Петербурге, арендованной и оборудованной финской фирмой «В.Крейтон» на постройку 4 миноносцев для Черноморского флота.
Контрактные сроки постройки (от 18 до 23 месяцев) не были выдержаны и этой верфью, причем качество выполненных работ, по мнению приемной комиссии, оценивалось как крайне низкое. Испытания кораблей, проходившие в Кронштадте с августа 1901-го до осени 1902 года, сопровождались постоянными неисправностями и отказами механизмов.

Строительство миноносцев проводилось заводом Крейтона в Або (Турку), Невским и Ижорским заводами и Охтинской верфью в Санкт-Петербурге.

Головной миноносец "Коршун" вошёл в строй Балтийского флота в 1898 году.


Тактико-технические данные миноносцев типа "Сокол" Водоизмещение: полное 240 тонн Длина наибольшая: 58 метров
Ширина наибольшая: 5,6 метра
Осадка: 2,26 метра
Силовая установка: 2 паровые машины по 1900 л.с.,
8 котлов на мазуте, 2 винта
Скорость хода: полный 26 узлов,
экономический 10 узлов
Дальность плавания: 2500 миль при 10 узлах
Автономность: 5 суток
Мореходность: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 75-мм пушка Канэ,
3х1 47-мм пушки Гочкиса
торпедное: 2х1 палубных поворотных 381-мм ТА
навигационное: 1 10-дюймовый магнитный компас
Экипаж: 52 человека (4 офицера)

Всего построено миноносцев с 1898 г. по 1903 г. - 26 единиц.

    Миноносцы типа "Сокол-У"
- усовершенствованный проект: увеличено полное водоизмещение, добавлен второй главный конденсатор, повышена мощность испарителя, усовершенствованы водоотливные средства, калибр торпедных аппаратов увеличен с 381 до 450 мм.

1 декабря 1903 года был заключён контракт с Охтинской верфью в Петербурге на постройку 3 миноносцев, а 10 августа 1905 года - еще двух кораблей для Тихоокеанского флота. Последние миноносцы серии собирались на верфи в бухте Улисс под Владивостоком и вошли в строй уже после Русско-японской войны.

Строительство миноносцев проводилось Охтинской верфью в Санкт-Петербурге.

Головной миноносец "Твёрдый" вошёл в строй Тихоокеанского флота в 1906 году.
Тактико-технические данные миноносцев типа "Сокол-У"

Водоизмещение: полное 297 тонн Длина наибольшая: 58,5 метров
Ширина наибольшая: 5,6 метра
Осадка: 2,28 метра
Силовая установка: 2 паровые машины по 1900 л.с.,
8 котлов на мазуте, 2 винта
Скорость хода: полный 25 узлов,
экономический 10 узлов
Дальность плавания: 2500 миль при 10 узлах
Автономность: 5 суток
Мореходность: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 75-мм пушка Канэ,
3х1 47-мм пушки Гочкиса
торпедное: 2х1 палубных поворотных 450-мм ТА
навигационное: 1 10-дюймовый магнитный компас
Экипаж: 62 человека (4 офицера)

Всего построено миноносцев с 1906 г. по 1909 г. - 5 единиц.

|
миноносцы типа сокол*
- тип миноносцев (с 1907 года - эскадренных миноносцев), корабли которого строились для Российского флота с 1894 по 1902 годы. Всего было построено 27 миноносцев этого типа, включая прототип - эсминец «Прыткий». Миноносцы типа «Сокол» стали «стандартным» миноносцем русского флота к моменту начала русско-японской войны, но уже в ходе последней стало очевидно, что ТТХ и вооружение кораблей типа серьёзно устарели.

  • 1 Назначение
  • 2 История разработки и строительства
  • 3 Конструкция
    • 3.1 Корпус
    • 3.2 Механизмы
    • 3.3 Вооружение
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Назначение

  • Борьба с миноносцами противника.

История разработки и строительства

Проект был предложен английской фирмой «Ярроу» Морскому ведомству России в 1894 году. Во многом он повторял свой прототип - проект британского эсминца типа «Хэвок». Но в отличие от прототипа на кораблях типа «Сокол» усилили продольную прочность корпуса, используя для этого никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного 76-мм и трех 57-мм орудий на «Хэвоке» на эсминцах типа «Сокол» установили одно 75-мм и три 47-мм орудия.

Конструкция

Корпус

Корпус был выполнен с очень большим удлинением (10,9:1) и до предела облегчен: обшивка, палубный настил, водонепроницаемые переборки были изготовлены из листов никелевой стали толщиной не более 5 мм, которые прогиба­лась даже под весом человека. У истребителей отечественной пост­ройки толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6-7,5 мм, палубного настила -до 4,5-7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и снизило скорость хода. Корпус клепаный с поперечной системой набора (шпация 0,53 м), разделен десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. Продольную прочность обеспечивали киль и два днищевых стрингера из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форштевень кованые.

Механизмы

ГЭУ миноносцев состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и восьми (на миноносцах подтипов «Прозорливый» и «Твердый» - четыре) водотрубных котлов. Расчетную мощность каждой машины 1900 л.с. на 400 оборотах. Восемь котлов размещались попарно в поперечной плоскости, каждая пара имела свою дымовую трубу, при четырёх котлах - каждый котёл имел свою трубу. Время разводки паров составляло около часа.

Полный запас угля составлял 60 т. и хранился в бортовых угольных ямах, расположенных вдоль котельных отделений, и в одной поперечной яме, расположенной позади камбуза.

Вооружение

Миноносцы были вооружены одной 75-мм пушкой Канэ с длиной ствола 50 клб., установленной на площадке над боевой рубкой, и тремя 47-мм пушками Гочкиса (на верхней палубе: две на полубаке и одна на юте). Боезапас 75-мм пушки составляли 180 бронебойных снарядов, 47-мм пушек - 800 патронов со стальной или чугунной гранатой. Подача боеприпасов осуществлялась вручную.

Минное вооружение миноносца составляли два однотрубных минных аппарата калибром 381 мм, расположенных по продольной оси корабля. Боезапас минных аппаратов состоял из шести 17-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда обр. 1898 года, из которых две постоянно находились в минных аппаратах, а четыре хранились в разобранном виде в носовом кубрике (корпуса в рундуке, а боевые части - в трюме).

Примечания

Ссылки

  • Эскадренный миноносец «Прыткий» (рус.). Проверено 7 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
  • Миноносцы типа «Сокол» (рус.). Проверено 14 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.

миноносцы типа сокол*

Миноносцы типа «Сокол» Информацию О

Середина второй половины девятнадцатого века принесла множество изменений в политическом, военном и технологическом аспектах. Последние два были ярко выражены в военно-морском плане. Большие изменения произошли в плане корабельной техники. Основной причиной считается переход на паровые двигателя, которые в свою очередь повлияли на образование новых классов кораблей. Образование кораблей «броненосцев» заставило многие страны сконцентрировать свое внимание на них. Однако так как на каждое оружие/технику нужно свое «противоядие», в данном случае способный противостоять в открытом море «броненосцам», правительства многих стран стали искать то самое «противоядие» на боевые судна – броненосцы.

Первыми в этом деле преуспели англичане, построив в 1887-м году два миноносца «№80» и «№81», имеющий довольно большие размеры для своего времени. На вооружение «№80» и «№81» было 3 торпедных аппарата и 4-6 пушек (47-мм). Безусловно они имели преимущества над своими «собратьями» миноносцами в борьбе против «броненосцев». Однако с учетом того что там не было никакой новой технологии, в скором будущем другие страны догнали (а то и перегнали) англичан в размерах миноносцев, что привлекло последних взяться за новые разработки дабы сохранить свое преимущество.

Миноносец “Фут” 1897 года

Миноносец “Фурор” 1896

На волне гонки вооружений

Весной 1892-го года Адмиралтейство привлекло к данному вопросу две частные кораблестроительные компании, имеющие самые большие верфи в «туманном альбионе». Их задачей была спроектировать новый тип миноносцев, который бы превосходил существующие миноносцы по всем параметрам. Более того были включены обязательные качества новых миноносцев, запрашиваемые командованием Королевского Флота:

  1. Водоизмещение около 300 тонн (что являлось в 2 раза больше существующих);
  2. Максимальная скорость хода должна быть не ниже 26 узлов;
  3. На вооружение боевого судно должна быть одна пушка 75-мм, не менее трех пушек 57-мм и трех торпедных аппаратов.

Летом того же года проект судостроительной кампании «Yarrow Shipbuilders» был одобрен председателем Адмиралтейство Дж. Фишером. Верфь получила заказ на два корабля и уже осенью 1892-го начала их строительство. На строительство «Yarrow Shipbuilders» понадобилось меньше двух лет. После успешных испытаний, где новые корабли показали отличные результаты, в 1894-ом году оба боевых судна («Хэвок» и «Хорнет») вошли в эксплуатацию .

Несмотря, на то что патент первых истребителей-миноносцев (приставка «истребитель» пришла в нашу литературу в связи с дословным переводом названия нового типа миноносцев «destroyer») принадлежал «Yarrow Shipbuilders», Адмиралтейство распределило заказы 38 миноносцев-истребителей 14-и разным верфям. Основной причиной являлась желание быстрого пополнение флота новым типом кораблей. Конечно интересы страны были выше интересов «Yarrow Shipbuilders». Вследствие чего, владелец компании Альфред Фернандес Ярроу решил предложить свои корабли зарубежным военно-морским силам.

Покупка первых эсминцев от «Yarrow Shipbuilders» в Российской Империи

Из всех потенциальных покупателей Альфред Фернандес решил выбрать военно-морской флот Имперской России, предложив услуги своей компании Санк-Петербургу. Ярроу аргументировал свой выбор четырьмя причинами:

  1. Несмотря на то, что Россия была одним из ключевых военно-политических игроков девятнадцатого века, технологии страны оставляли желать лучшего;
  2. Политическая обстановка Российской Империи на дальнем востоке с Японией накалялась с каждым днем, что в свою очередь требовало соответсвенной подготовки военной техники.
  3. В связи с агрессивной политикой Имперской Германии после ухода в отставку Отто фон Бисмарка, особенно в вопросе поддержки Австро-Венгерской Империи в Балканском кризисе, заставлял Россию уделять особое внимание не только на ближайшего соседа на дальнем востоке, но и на западе.
  4. Стремление не уступать западным державам, которые уже имеют новый тип кораблей.

По выше перечисленным причинам Министерство не могло отказаться от интересного предложения английской компании. Российский флот нуждался в новом типе миноносцев, превосходящий имеющиеся во всех параметрах и достигающий максимальной скорости в 29 узлов. Соглашение между Министерством ВМФ Российской Империи и английской компании был подписан в 1894-м году. Осенью того же года началось строительство первого корабля, а уже летом 1895-го года судно прошло испытания, где достигло рекордных 30 узлов максимальной скорости. На вооружение российского флота корабль вошел в октябре 1895-го года. Первый пример нового миноносца на столько превосходил традиционные российские миноносцы, что было принято решение строить только этот тип миноносцев-истребителей. Единственным существенным недостатком корабля была тонкая обшивка корабля. Несмотря на то, что обшивка была из сверхпрочного материала – никелевая сталь, толщина была очень тонкой (палуба прогибалась от человеческого веса).

Построенное судно получило название «Сокол», как и сам тип этих кораблей. Изначально все миноносцы этого типа получали названия птиц, но приказом Императора Николай II. от 1902-го года весь тип миноносцев был переименован в воинские характеристики. Так например миноносец «Сокол» получил имя «Прыткий».

Отечественное производство миноносцев типа «Сокол»

После принятого решение о постройки только миноносцев типа «Сокол» Министерство ВСФ России подписало контракт с «Yarrow Shipbuilders» о поставке с Великобритании основных частей судна, а сама сборка и построение кораблей будет проходить на отечественных верфях. Однако российские судостроительные компании уверили правительство, что Россия сама сможет полностью построить миноносцы и помощь иностранных компаний не нужна. В итого в 1896-м году заказ на первые 2 судна получила верфь г. Або «В. Крейтон».

“Решительный”

Эскадренные миноносцы отечественного производство должны быть копией головного «Сокола», кроме 2-х изменений разработанные российскими инженерами. Первое – поменять угольные котлы на нефтяные; второе – увеличить толщину обшивки корабля. Второе изменение было как никогда к стати, а вот первое не оправдало надежд инженеров. Нефтяные котлы не позволяли набрать нужную скорость в 26 узлов (миноносцы исправно работали на скорости не выше 18,5 узла). Другими словами миноносцы потеряли одну из своих важных особенностей. Более того чтобы поместит цистерны с нефтью (нефть занимало больше места чем уголь) длина корабля была увеличена на 2,8 метра, тем самым став 60,8 метра. Длина корабля в свою очередь сыграла на маневренности миноносца. Первыми истребителями построенные в отечественных верфях были «Послушный» и «Пылкий». Однако из-за недостатков в скорости оба корабля были отправлены обратно на верфь для переоборудования котлов.

В 1896-ом году заказ на следующие 2 миноносца был отдан «Ижовскому» заводу. Корабли были спущены в воду в 1898-м, но также из-за котлов, корабли были отправлены обратно в верфь на замену котлов. «Прочный» и «Поражающий» вступили в строй ВМФ только в 1902-м году. Несмотря на задержки построения кораблей «Ижовский» завод получил заказ еще на 5 боевых кораблей.

В 1897-м году более крупный заказ, насчитывающий 13 миноносцев, был отдан «Невскому» заводу г. Санк-Петерсбург. 4 корабля были для Балтийского флота, остальные для Тихоокеанского флота. Между ними была разница в котлах. На миноносцах для Балтики устанавливали 4 нефтяного и 4 угольного котла, а для Тихого океана – 8 угольных котлов.

В связи с необходимостью расширения Черноморского флота, в 1898-м Министерство сделало заказ еще 9-и миноносцев у «Охтинского» завода.

Конструктивные особенности

Все миноносцы типа «Сокол», построенные на отечественных верфях, строились по головному судну «Сокол», построенного в Великобритании. Изначальными изменениями было увеличение толщины корпусы и неудачный переход на нефтяные котлы. Так обшивка увеличилась в 2-3 раза, а котлы заново были переоборудованы под угольные.

Длина корабля – 60.8 м, ширина – 5.7 м, водоизмещение – 298 тонн, экипаж корабля – 48 человек, максимальная скорость – 25 узлов (оптимальная скорость 10 узлов), дальнеходность – 2500 морских миль (на оптимальной скорости).

Вооружение

Миноносцы типа «Сокол» были созданы для борьбы с «броненосцами». На борту судно было артиллерийское и минно-торпедное вооружение. Одна (со временем две) пушка класса «Кане» (75мм/50) и три пушки класса «Гочкиса» (47мм/50) представляли артиллерию корабля. Два поворотных торпедных аппарата калибра 381 мм (со временем изменен на 400 мм) представляли минно-торпедное вооружение.

Доблесть и Слава миноносца «Стерегущий»

Начало двадцатого века началось с русско-японской войны. Миноносцы «Решительный» и «Стерегущий» получили задание разведать окрестные к Порт-Артуру острова. После успешно выполненной операции оба корабля возвращались в порт своей прописки Порт-Артур. Однако 26 февраля 1904-го года когда до Порт-Артура оставалось менее 20 морских миль, они наткнулись на отряд японских миноносцев («Усугомо», «Синономе», «Акебоно» и «Сазанами»), которые также разведывали окрестности своих врагов. Российские миноносцы вошли в неравный бой стараясь как можно быстрей прорваться в порт и получить артиллерийскую помощь крепостных батарей. «Решительному» удалось оторваться от японцев, а вот «Стерегущий» получил снаряды, которые вывели из строя 2 котла. Впоследствии чего последний не смог продолжить ход и с достоинством принял бой. Несмотря на то, что бой был не равным миноносец «Стерегущий» показал отвагу и доблесть. Российский миноносец сумел тяжело повредить японские корабли. Неравный бой длился около часу, после чего орудия стерегущего замолчали. Японские миноносцы взяли «Стерегущий» на буксир, но в это время с Порт-Артура пришла подмога в виде крейсеров «Новик» и «Боян», после чего японцы оставили и так-то уже полу потопленный миноносец.

Из 49 человек экипажа корабля в живых осталось только 4. Все были награждены «Георгиевскими» Крестами. Подвиг и героическая смерть экипажа «Стерегущий» не остался без внимания самого царя Николая II. В 1911-м году торжественно открыт памятник миноносцу «Стерегущий» и его экипажу.

Памятник экипажу миноносца “Стерегущий”

Оценка Проекта

Не смотря на то, что последний миноносец типа «Сокол» был списан в 1922-м году, за чуть меньше четверти века эти боевые судна были одним из передовых вооружений ВМС Российкой Империи и Советского союза.

«Прочный» 10.1896/19.9.1898/5.1902-искл. 1922

«Подвижный» 10.1899/21.5.1901/5.1902-искл. 1922

«Послушный» 1898/5.1898/7.1900 - искл. 1922

«Прозорливый» 1898/26.6.1898/5.1900-погиб 4.10.1925

«Ретивый» 1899/10.6.1900/7.1902-искл. 1922

«Резвый» 1899/19.8.1899/5.1902-искл. 1922

«Рьяный» 1899/24.6.1900/5.1902-искл. 1922

«Поражающий» 1896/3.11.1896/5.1902 - искл. 1925

«Прыткий» 11.1894/10.8.1895/10.10.1895-искл. 1922

«Точный» Крей 1904/27.11.1905/2.10.1906-искл. 1927

«Тревожный» Крей 1904/5.1906/21.6.1907-искл. 1927

«Твердый» Крей 1904/19.9.1906/21.6.1907-искл. 1927

«Бойкий» НЗ 1901/11.8.1901/10.8.1902-искл. 1925

«Бравый» НЗ 1901/29.9.1901/9.1902-искл. 1925

«Бодрый» НЗ 1901/4.5.1902/9.1902-искл. 1925

«Сердитый» НЗ 1901/21.10.1901/1.6.1903-искл. 1925

«Смелый» НЗ 1901/28.1.1902/31.8.1902-искл. 1925

«Скорый» НЗ 2.1902/4.5.1903/29.11.1903-искл. 1925

«Статный» НЗ 1902/8.11.1903/29.11.1903-искл. 1925

«Инженер механик Анастасов» Крей 1905/6.8.1907-искл. 1925

«Лейтенант Малеев» Крей 1905/5.9.1907/30.8.1908-искл. 1925

«Строгий», «Сметливый», «Свирепый», «Стремительный».

250/305 т, 58x5,8x2,4 м. ПМ - 2, 4 ПК, 3800 и.л.с.=26 уз., 50 т угля. Эк. 61 чел. 2 - 75 мм/50, 2 пул., 2x1 ТА 450 мм, 10 мин загр.

Первые миноносцы-истребители Российского флота. Головной «Прыткий» (до 9.3.1902 «Сокол») построен в Англии фирмой «Ярроу», остальные строились на Невском заводе в Санкт-Петербур­ге. К началу 1-й мировой войны морально устарели. Использова­лись в основном для обеспечения полетов гидроавиации и для нужд службы связи. «Послушный», «Прозорливый» и «Резвый» захва­чены финскими белогвардейцами в Гельсингфорсе и впоследст­вии включены в состав финского флота. «Прозорливый» (в фин­ском флоте S-2) затонул во время шторма в Ботническом заливе.«Стро­гий» 20.3.1915 таранным ударом повредил немецкую ПЛ. «Сметливый» и «Стремительный» 18.6.1918 затоплены экипажами в Новорос­сийске; «Строгий» и «Свирепый» брошены Врангелем в Севасто­поле, восстановлены, переименованы в «Марти» и «Лейтенант Шмидт». Служили в составе Морских сил Черного моря до 1927 - 1929 гг. Остальные корабли сданы на слом в конце 20-х гг.



Поделиться