Международные сигналы бедствия: полезные советы. Виды и знаки сигнализации Международная таблица сигналов

Знаки международной аварийной сигнализации

(используются для подачи сигналов с земли воздушным судам)

Кодовая таблица. Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуман cпособ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица . Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

"Нужен врач"

"Нужны медикаменты" .

"Неспособны двигаться"

"Нужны пища и вода"

"Требуются оружие и боеприпасы"

"Требуются карта и компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь в этом направлении"

"Попытаемся взлететь"

"Судно серьезно повреждено"

"Здесь можно безопасно совершить посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или отрицательно"

"Да или положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли всех людей"

"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

1. Прошу взять на борт. 2. Требуется техническая помощь. 3. Здесь удобно произвести посадку. 4. Всё в порядке. 5. Вас понял, выполняю. 6. Располагаю радиостанцией. 7. Здесь приземляться опасно. 8. Не могу двигаться, необходима

медицинская помощь. 9. Готов принять вымпел, письменное

сообщение. 10. Да. 11. Нет.

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации. Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС. С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе: 1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека. 2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани. 3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы. 4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани. 5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани. 6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств. Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным. Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала -минута отдыха - и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах, выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор

Сигнал бедствия – это сообщение с просьбой о помощи, направленное с использованием информационных, световых, жестовых и прочих воплощений от пострадавших. При попадании в экстремальную ситуацию необходимо как можно скорее найти путь к спасению, а для этого нужно подать заметный знак, чтобы его заметили другие люди с воздуха, земли или водного объекта. Когда речь идет о выживании, неважно, откуда придет помощь, главное – подать понятный знак о том, что она необходима, особенно, если человек нуждается в медицинской помощи.

В зависимости от способа подачи, используемых средств, направленности на объект, существуют следующие виды сигналов бедствия:

  1. Световые. К этому виду относятся сигналы бедствия, подающиеся с применением предметов, отражающих свет или освещающих собой местность.
  2. Дымовые
  3. Жестовые: применяются для подачи знаков, которые будут замечены пилотами вертолетов при значительном снижении.
  4. Информационные: применяются тогда, когда нужно указать на необходимость покинуть место бедствия (лагеря) с указанием направления.
  5. Визуальные на воде: используются красители, окрашивающие воду.
  6. Звуковые: свисток, крики, выстрелы из оружия, хлопушек.
  7. Радиосигналы с использованием пеленгаторов, мобильных телефонов, радиостанций.
Подача сигналов бедствия

Подача сигналов бедствия с использованием специальных средств

Во время планирования опасного путешествия, при котором возможен риск бедствия, всегда нужно готовить экстренный набор специальных технических средств на случай его возникновения. Туда входят:

  • Сигнальная ракета
  • Сигнальный буй
  • Свисток
  • Зеркало (гелиограф)
  • Пеленгатор или радиостанция
  • Туристические водостойкие спички
  • Фальш-файеры
  • Палочка-фонарик

Сигнал бедствия – ракета

Если с собой имеется радиостанция, она, как правило, действует только на ровной местности. Сигнальными ракетами удобно подавать знак бедствия в лесах, горах, а также при плохой видимости определенных погодных условий. Для подачи звуковых сигналов на большое расстояние, особенно в условиях местности с рассеивающим звуком, помогает обычный свисток. Сигнальный буй и морской маркер понадобятся при попадании в бедствие на воде. Маркер окашивает водную поверхность насыщенным зеленым или оранжевым цветом, что помогает сверху заметить сигнал. Пластиковая палочка-фонарик освещает собой пространство около 10 часов, но она поможет заметить себя только на небольшом расстоянии. Специальное зеркало, гелиограф, используется для отражения солнечных лучей. Яркость светового знака при отражении луча в 90 градусов достигает видимости спасателей из вертолета, летящего на высоте 1-2 км с расстояния 20-25 км.

Как подать сигнал бедствия без применения специальных средств

При попадании в бедствие в условиях дикой природы не всегда под рукой оказываются предметы, предназначенные для прямой подачи сигнала о помощи. При такой ситуации нужно знать, как подать сигнал бедствия, используя подручные материалы для создания знаков.

  • Подача сигналов бедствия при помощи зеркала. Когда под рукой нет гелиографа, можно воспользоваться любым предметом с хорошей отражающей поверхностью – дамским зеркалом, фольгой, жестянкой от консервной банки, часами. Этот метод эффективен только при хорошей погоде. Отражая солнечные лучи, можно подавать прерывистые солнечные блики или знаки азбуки Морзе.
  • Сигнальные костры. Место для создания знака должно быть заметно как с земли, так и с воздуха, желательно, чтобы оно при этом находилось в поле или на возвышенности, и недалеко от лагеря пострадавших. Для привлечения внимания разводятся несколько костров, которые находятся на расстоянии 30 или 50 метров друг от друга на одной прямой линии или в форме треугольника. Эти фигуры являются одними из международных сигналов бедствия. Если кострами выложить букву «Т», это место будет означать посадочное место для вертолета или самолета. Ночью можно использовать один костер из сухих дров, время от времени прикрывать его куском ткани или крупными ветками, чтобы он казался мерцающим. Такой огонь виден с расстояния 10 км от земли и больше привлекает внимание, чем один, длительно горящий.
  • Если нет ветра, можно использовать дымовые сигналы. Для этого разводится костер, куда подбрасываются сырые дрова или трава. В ненастье и зимой такой дым малозаметный, поэтому в это время лучше добавить в костер резину, масло или пластмассу. Это даст черный дым, который будет намного заметнее.

Международные коды сигналов бедствия

Существуют общепринятые знаки бедствия, понятные на международном уровне. Зная эти знаки, спасатели любого государства, говорящие на любом языке, смогут понять их и помочь пострадавшим. К ним относятся жестовые международные сигналы бедствия, а также коды, которые включает в себя таблица сигналов бедствия. Знаки должны хорошо просматриваться, а значит, располагаться, на возвышенностях, полянах. Размеры сигнальных символов должны составлять не менее 10 метров в длину, 3 м в ширину и расстояние между знаками должно быть не менее 3 метров. Для выкладывания символов можно использовать все, что будет заметно на поверхности земли: одежду, спасательные жилеты, палатки, и прочее. Их также можно выкопать путем снятия дерна, который можно выложить рядом, увеличивая ширину символов. Зимой на снегу знаки можно выкладывать еловым лапником. Существует специальная таблица сигналов бедствия, в которой коды расшифровываются с помощью графических знаков.

Каждый человек должен знать, что такое международные сигналы бедствия. Ведь несмотря на то, что сегодня все хорошо, мы не знаем, что приготовила нам жизнь на завтра. Именно поэтому столь важно обезопасить себя и разобраться в системе знаков.

Сигнал SOS

Сигнальные знаки и коды считаются общепринятыми для всех государств, языков и служб спасения. Поверьте, ни одна спасательная служба не перепутает знаки, которые вы пытаетесь донести.

Сигнал SOS считается зовом о помощи, так как с английского языка переводится как «Спасите наши души». Такой сигнал можно передавать по-разному, от этого его смысл не меняется. Например, три данные буквы можно выложить из камней на пляже, или же с помощью веток на большой открытой поляне.

Сигнал SOS можно передать из корабля, написав три большие буквы на самой палубе. Данный сигнал можно передать и используя при этом прерывистый сетевой сигнал или радиопередатчик. Обязательно запомните такой код: три тире, три точки, три тире.

Универсальные сигналы

Международные сигналы бедствия одинаковы для каждой страны. Поэтому где бы вы ни оказались, смело используйте их. Так помощь придет намного быстрее.

Если вы находитесь в горах, то стоит использовать сигнал «шесть-один». То есть сначала должно быть шесть коротких знаков, а затем пауза. При этом сигналы можно подавать любыми доступными средствами. Например, можно использовать свисток или Поэтому если вы отправляетесь в горы, обезопасьте себя и возьмите данные предметы.

Международные сигналы бедствия, используемые не в горах, называются «три-один». То есть сначала подается три коротких сигнала, затем продолжительная пауза. Очень важно подавать знаки правильно, чтобы они были опознаны именно как сигналы бедствия. Если вы используете свисток или фонарик, то подайте три коротких четких знака, после чего сделайте минутную паузу. Затем повторяйте сигналы снова.

Как звать на помощь в лесу

Если вы потерялись в лесу, отчаиваться точно не стоит. Даже в столь необитаемом месте можно дождаться помощи. Используя международные сигналы бедствия в лесу, можно обратить внимание спасателей.

Самым эффективным и заметным сигналом считается разведение костра. Дров в лесу уж точно хватает. Главное, отправляясь в поход, захватить с собой большое количество спичек.

Конечно, эффективность костра зависит от места его разведения. Если вы будете разжигать его на дне ущелья или в лесной чаще, толку от него будет немного, и вряд ли вы сможете привлечь этим внимание.

Другое дело - разжечь костер на хорошо просматриваемой открытой местности. Для этого идеально подойдет лесная полянка или же возвышающийся холм. Бывало много случаев, когда в хорошую безветренную погоду дым от костров поднимался на расстояние около пятидесяти километров над уровнем земли. Однако чтобы достичь такого эффекта, сам костер должен иметь немалые размеры.

Обратите внимание на то, что если вы разожжете только один костер, заметивший его человек может не догадаться о том, что вы находитесь в опасности. Международным же сигналом бедствия будут считаться три костра, разожженных на одной вертикальной линии или выложенных в виде треугольника.

Расстояние между кострами не должно быть меньше пятидесяти метров. При этом приготовьте большие запасы сухого полена, ведь будет очень обидно, если в самый нужный момент оно закончится, и вы останетесь незамеченными.

Международные спасательные сигналы на корабле

Если вы оказались в безвыходном положении на корабле, то обратите внимание на такие спасательные сигналы, которые одинаково расшифруются в любом месте, куда бы вы ни попали:

  • если есть обязательно ее используйте;
  • сделайте открытое пламя, при этом следите за тем, чтобы оно не распространилось по кораблю;
  • переверните государственный флаг;
  • подайте флажковый сигнал;
  • используйте непрерывные звуки, которые могут производить любые аппараты, подающие туманные сигналы;
  • медленно поднимайте и опускайте руки, разведенные в стороны.

Таблица сигналов

Международная таблица сигналов бедствия поможет передать нужные коды. Для этого знаки нужно выкладывать на открытых полянах или на склонах холмов. Чем большего размера будут знаки, тем большая вероятность того, что их заметят с большой высоты.

Знаки можно делать из всего, что попадается под руку: из кусков одежды, камней, веток. На берегу моря это можно сделать с помощью водорослей или же гальки. В любом случае очень важно добиться цветового контраста.

В какую бы ситуацию вы ни попали, не отчаивайтесь. Где бы вы ни оказались: в горах, в лесу или в море, вы можете воспользоваться спасательными знаками, и вам обязательно помогут. Отправляясь в поход в горы или в лес, не забудьте прихватить с собой фонарик, свисток и спички. Постарайтесь дать о себе знать как можно лучше.

Сигналы бедствия

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры - самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров - гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало - гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица .

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации .

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

    «Вас вижу» - вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

    «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» - полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

    «Идите в указанном направлении» - полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

    «Вас понял» - покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

    «Вас не понял» - полет «змейкой» или две красные ракеты.

    «Обозначьте направление посадки и место приземления» - пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак - стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Варианты подачи информационных сигналов:

а - «Место, где прошли»;

б - «Повернуть налево»;

в - «Повернуть направо»;

г - «Осторожно, опасно!»

Согласно предписаниям, люди, попавшие в экстремальную ситуацию, не должны уходить из района происшествия. Шансы на спасение возрастут, если они останутся на месте и будут подавать сигналы бедствия тем, кто занимается поисками. Спасателям нужно будет разглядеть знаки с большого расстояния, поэтому они должны быть видны с земли, воды и воздуха. Особенно это важно, когда пострадавшему требуется медицинская помощь.

Разновидности сигналов

Сигналы бедствия по ОБЖ изучают в школе с 6 класса. Они могут подаваться различными способами как с использованием технических средств, так и без них.

Сигналы делятся на следующие разновидности:

  1. Световые. Подаются с помощью источников света или светоотражающих предметов.
  2. Дымовые. Используются столбы дыма от зажженных костров.
  3. Жестовые. Применяются, если пострадавший видит вертолет, приблизившийся к земле.
  4. Информационные. Если людям пришлось уйти с места, они оставляют такие знаки, чтобы указать направление.
  5. Водные. В воде растворяют ярко светящиеся краски.
  6. Звуковые. Крики, свистки, хлопушки, выстрелы.
  7. Радиосигналы. Используются технические средства: рации, сотовые телефоны и пеленгаторы.

Если планируется экспедиция, в которой существует риск попасть в аварийную ситуацию, ее участникам следует взять с собой набор, с помощью которого можно подать сигнал. В него входят:

    Свисток. Его слышно на дальнем расстоянии. Свисток пригодится в местах, где сильно рассеивается звук: голос там будет не слышен.

  1. Радиостанция. Этот прибор действует только на равнине.
  2. Палочка-фонарик. Работает часов 10. Свет виден только вблизи.
  3. Сигнальный буй. Нужен, если бедствие произошло на воде.
  4. Водный маркер. От него вода становится насыщенно-зеленой или оранжевой.
  5. Зеркало-гелиограф. Пускает очень мощных солнечных зайчиков. С воздуха такой сигнал можно увидеть на расстоянии в 20 000 метров.

Отсутствие технических средств

У людей, случайно попавших в экстремальную ситуацию в диких местах, может и не быть с собой средств для подачи сигнала бедствия. В этом случае следует воспользоваться подручными материалами. Так, при отсутствии гелиографа можно использовать все, что отражает свет: карманное зеркальце, фольгу, жестянку, часы. Можно использовать азбуку Морзе и подавать сигнал с ее помощью. Этот способ пригоден, если ярко светит солнце.

Разжигание костров

Костры использовали еще древние люди. Это просто и доступно. Выбирается удобное открытое место, которое хорошо видно со всех сторон. Огонь разводят на лесных полянах, широких просеках, в поле или на холме. Если имеются пострадавшие, то сигналы лучше подавать возле их лагеря.

По международным нормам, нужно развести три костра на расстоянии в полсотни метров . Можно их вытянуть в линию или расположить треугольником. Если зажечь пять костров буквой «Т», спасатели поймут, что здесь может сесть самолет или вертолет.

Дрова для костров собирают сразу после выполнения первых необходимых действий в экстремальной ситуации. Топливо укрывают от дождя. Если земля мокрая, делают настил из бревен.

Чтобы запалить костры быстро, рядом с ними стоит дежурный. Он поддерживает небольшие костерки. Горящими бревнами или углями можно поджечь сигнальные костры сразу после того, как появится самолет, корабль или автомобиль.

Дымовой столб

В безветренную ясную погоду хорошо заметен столб дыма. Для увеличения дымообразования в костры добавляют свежую траву, мох и зеленые ветки, которые заготавливают заранее. В зимнее время и в плохую погоду будет лучше заметен темный дым. Для его создания в огонь бросают резину и пластик, подливают автомобильное масло.

После заката внимание лучше привлечет яркий свет . Летчик сможет его увидеть с 20 000 метров. Если огонь всего один, его рекомендуют прикрывать густыми ветками лапника или кусками ткани, чтобы создать пульсирующий свет. Так можно и подать сигнал азбукой Морзе. Мигающий свет быстрее привлечет внимание спасателей, чем ровный огонь.

В пустыне наполняют песком бочки и поливают их бензином или соляркой. Ночью зажигают костер из сухой травы и веток.

Международные коды

Для помощи пострадавшим разработаны международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран, на каком бы языке они ни говорили. Это знаки кодовой таблицы. Важно правильно их расположить: сигнал должен быть виден и с земли, и с воздуха.

Символы не должны быть меньше 300 см в ширину и 1000 см в длину . Пробельное пространство между знаками - не менее 300 см. Символы выкладывают любыми подручными предметами, которые хорошо видно на земле. Подойдут яркая одежда, палатки, спасжилеты.

Сигналы международного кода выкладывают и дерном, который срезают ножом или лопатой. Чтобы увеличить ширину символов, перевернутый темной стороной кверху дерн укладывают рядом с траншеей. На снегу для изготовления знаков используют еловый лапник. Также их вытаптывают обувью или рисуют золой.

В пустынях знаки можно изобразить с помощью песка. Его нагребают в небольшие валы. Такие символы хорошо видны утром и вечером, когда солнце находится низко над горизонтом. Песчаные валы отбрасывают густые тени, отчетливо заметные с воздуха.

Чтобы знаки бедствия были видны издалека, они должны резко контрастировать с фоном, на котором выложены. На светлой поверхности символы делают темными, а на темной - светлыми.

Самый известный и наиболее часто используемый сигнал бедствия - «S.O.S.» . Его передают, используя азбуку Морзе или другие частотные сигналы, выкладывают любыми подручными средствами, которые заметны на Земле. Другой экстренный международный радиосигнал - это «Mayday», который означает «Помогите!». В качестве сигнала бедствия используют оранжевый дым, непрерывный звуковой сигнал или перевернутый государственный флаг.

Авиационные и информационные знаки

Люди, попавшие в аварийную ситуацию, должны стараться подавать как можно больше сигналов бедствия. Так, если летчик спасательного воздушного судна уловит блеск светового сигнала, он может внимательно приглядеться и увидеть сигнальный дым. Снизившись, он заметит выложенные знаки кодовой таблицы, а также самих пострадавших.

Чтобы легче быть замеченными с воздуха, людям нужно надеть цветную одежду, по возможности оранжевую, а потерпевшим бедствие в пустыне - белую. Им следует выйти на открытое пространство и размахивать кусками цветной ткани, а в ночное время факелами или фонариками.

Если спасательный самолет снизился, ему подают знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации.

Летчик воздушного судна может дать следующий ответ:

  1. «Вас вижу». Круг над местом обнаружения пострадавших или ракета зеленого цвета.
  2. «Ожидайте помощи, скоро прибудет вертолет». Красная ракета или горизонтальная восьмерка.
  3. «Двигайтесь в указанном направлении». Желтая ракета или полет над людьми по направлению движения.
  4. «Вас понял». Белая ракета или покачивание крыльями. Ночью летчик может включить и выключить навигационные огни или посадочные фары. Если такие знаки не подаются, это означает, что спасатель не принял сигнал, поданный с земли.
  5. «Вас не понял». Самолет движется змейкой или выпускает две красные ракеты.
  6. «Обозначьте место приземления». Воздушное судно пикирует с последующим входом в вираж или выпускает две сигнальные ракеты.

Если же потерпевшим необходимо срочно покинуть лагерь или район бедствия, они оставляют хорошо различимые с воздуха и земли информационные знаки из кодовой таблицы.

Кроме того, из камней или кусков льда на видном месте сооружают достаточно высокую и заметную издалека башенку (тур). В нее вставляют палку длиной 1,5−2 м с прикрепленным на конец ярким куском ткани, фольгой или надетой консервной банкой.

Рядом с туром или внутрь него помещают плотно закупоренную емкость, в которую кладут бумагу с данными потерпевших аварию, их адресами, причинами бедствия. Также перечисляется, какое имущество и продукты остались у группы. Рядом выкладывается стрелка, указывающая направление движения.

Маршрут, по которому движется группа, нужно помечать определенными символами из международной кодовой таблицы, а также вырезать стрелки на стволах деревьев, обламывать ветки, оставлять туры. Все метки должны быть в пределах видимости одна от другой.

Чем больше аварийных сигналов оставят потерпевшие, тем выше надежда на спасение . Но может быть так, что их знаки не заметят, особенно если их специально никто не ищет. Поэтому, отправляясь в поход в места с высокой степенью риска, нужно тщательно подготовиться к возможной экстремальной ситуации.



Поделиться