Как это работает: глушитель. Из чего состоит выхлопная система автомобиля? Как называется сетка в средней части глушителя

А сегодня мы рассмотрим из чего состоит и как работает такой важный узел автомобиля, как глушитель.

Выпускная труба автомобиля или глушитель предназначена для отвода из автомобиля выхлопных газов, которые производятся при сгорании топлива в двигателе, и снижения издаваемого двигателем шума.

Из каких частей состоит глушитель?

Любой стандартный глушитель состоит из коллектора, нейтрализатора, переднего и заднего глушителя. Коротко остановимся на каждой из частей в отдельности.

  1. Коллектор

Коллектор подключен непосредственно к двигателю и выполняет отвод отработанных газов в глушитель. Он подвергается воздействию высоких температур (до 1000̊С). Поэтому изготавливается он из высокопрочного металла: чугуна или высококачественной стали. Коллектор также подвергается сильным вибрациям и должен быть надежно закреплен.

  1. Нейтрализатор

В нейтрализаторе происходит догорание топливной смеси, не сгоревшей в двигателе, а также удержание вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах. Для удержания вредных веществ в нейтрализаторе установлены специальные соты
с напылением из платины и палладия. В некоторых марках автомобилей нейтрализатор устанавливается в коллекторе.

  1. Передний глушитель

В переднем глушителе происходит снижение резонанса отработанных газов. Для этого он оборудован специальной системой решеток и отверстий. Они позволяют уменьшить скорость потока выхлопных газов, снизить их температуру и вибрацию.

  1. Задний глушитель

Он предназначается для максимального уменьшения производимого автомобилем шума. Он состоит из большого количества воздуховодов, системы перегородок и специального жаропрочного наполнителя. Это позволяет добиться снижения шума, а также температуры и скорости воздушного потока отработанного топлива.

И напоследок несколько советов от бывалых: как выбрать качественный глушитель для своего автомобиля.

  1. Если вы хотите, чтобы глушитель прослужил подольше, покупайте глушитель из алюминия или нержавеющей стали. Качественный алюминиевый глушитель должен иметь ровный алюминиевый цвет. Глушители из алюминия и нержавеющей стали выдерживают высокие температуры, агрессивную среду и практически не ржавеют. Срок службы таких глушителей, как правило, в 2-3 раза больше, чем у обыкновенных глушителей из черновой стали.
  2. При покупке глушителя также следует внимательно изучить его устройство, есть ли в нем нейтрализатор, второй слой корпуса, крепкие внутренние перегородки.

Не следует экономить на покупке самого дешевого глушителя. Как известно, скупой всегда платит дважды. Качественный и надежный глушитель прослужит долго и не доставит хлопот при обслуживании.

Выхлопная система автомобиля (система отвода выхлопных газов) - это, что уже и так понятно из названия, система выпуска отработавших газов. Выхлопная система, вопреки частым мнениям, очень важная система автомобиля. В ее функции входит:

  • Снижение токсичности отработавших газов (положительно влияет на экологию)
  • Подавление шума (снижает уровень шума)
  • Вывод горячих, токсичных газов за корму автомобиля (предотвращает попадания токсичных газов в салон)

Помимо этого выхлопная система создает необходимое сопротивление выхлопных газов, что влияет на эксплуатационные характеристики автомобиля. Также системы удаления выхлопных газов, особенно спортивные выхлопные системы, играют немаловажную роль во внешнем виде автомобиля, а также в звуке, создавая приятный тембр.

В простонародье, выхлопную систему, практически всегда называют просто "глушитель". Но это не совсем верно, так как глушитель это всего лишь одна из составляющих выхлопной системы. Система удаления выхлопных газов состоит из:

  • коллектора (соединяет несколько выхлопных выходов в один);
  • приемной трубы (соединяет коллектор с катализатором или гофрой);
  • гофры (снижает вибрации передаваемые от двигателя)
  • катализатора (преобразовывает токсичные газы в безвредные);
  • резонатора (снижает уровень шума);
  • средней трубы (соединяет резонатор с глушителем);
  • глушителя (выполняет ту же функцию, что и резонатор, но устроен несколько иначе и в качестве звукопоглощающего материала использует особенное волокно).

Рассмотрим работу выхлопной системы более подробно. После сгорания топливной смеси, остается много несгоревших токсичных газов, под высоким давлением они попадают в коллектор, задача которого соединить все выхлопные выходы в один. Коллектор обычно создает высокое сопротивление для отработавших газов, поэтому очень часто, в тюнинге и спорте, штатный коллектор заменяется на так называемый "паук". По сути это тот же коллектор, но имеет более плавные изгибы для снижения сопротивления потоку газов. После коллектора газы попадают в приемную трубу, в которой температура может достигать 1000 о С. Из приемной трубы газы попадают через гофру в катализатор, главная задача которого дожечь не сгоревшие вредные соединения и преобразовать токсичные газы в безвредные. В большинстве автомобилей он также снижает уровень шума и придает выхлопу приятный звук. После катализатора уже относительно безвредные газы попадают в резонатор, который значительно снижает уровень шума, далее по средней трубе (которая зачастую имеет странную, причудливую, хитрую, извитленную форму, так как она должна повторять геометрию днища кузова и оставлять место для других агрегатов автомобиля) газы попадают в глушитель, который также снижает уровень шума, как и резонатор, но имеет несколько другое устройство.

Причины выхода выхлопных систем из строя

О том, что выхлопная система автомобиля неисправна и требует ремонта, может сказать любой автолюбитель, так как неисправная система выхлопных газов сопровождается:

  • громким "ревом";
  • снижением мощности двигателя (ухудшается тяга и ускорение);
  • нестабильной работой двигателя (скачки оборотов на холостом ходу)
  • попаданием выхлопных газов в салон автомобиля;
  • появлением копоти на деталях

Поэтому, с ремонтом выхлопной системы нельзя откладывать, тем более что ремонт "запущенной" системы выхлопных газов обойдется в гораздо большую сумму . Чаще всего причиной выхода выхлопной системы из строя является коррозия и механические повреждения. Ржавчина "съедает" корпуса глушителей, катализаторов и резонаторов, а так же промежуточные трубы и сварочные швы крепления деталей. Как правило, это происходит из-за постоянных, сильных перепадов температур, попадания на выхлопную систему воды, соли и реагентов, скапливающегося конденсата внутри глушителя и резонатора, а так же из-за содержащихся в системе активных химических соединений.

30 августа 2017

В процессе езды коленчатый вал двигателя авто совершает от 1,5 до 5–7 тыс. оборотов в минуту. Соответственно, в цилиндрах происходит 25–120 вспышек и микровзрывов топлива ежесекундно. В результате выделяется толкающая поршни энергия, отработанные газы и мощные звуковые волны. Чтобы убрать громкий рокот и шум из выхлопной трубы, доставляющий неудобства водителю и окружающим, было изобретено звукопоглощающее устройство – глушитель. Поскольку он служит не вечно, автолюбителям полезно будет знать, как устроенданный элемент и можно ли его отремонтировать в случае неисправности.

Где находится элемент и как он выглядит?

Главный источник шума – камеры сгорания работающего двигателя. Образующиеся там звуковые волны не могут проникать сквозь сплошные металлические стенки и стремятся выйти наружу по пути наименьшего сопротивления – через трубу выпускного тракта вместе с отработанными газами. Там и установлен глушитель в виде металлического бочонка круглой либо овальной формы.

Схема работы выхлопной системы автомобиля выглядит так:

  1. Первой за выпускным коллектором установлена виброизоляционная гофра. Ее задача – сгладить колебания, передающиеся трубе от мотора.
  2. Пройдя гофру, дым и звуковые волны попадают в каталитический нейтрализатор. Его задача – дожечь остатки горючих газов, чтобы не выбрасывать в атмосферу. Внутри детали расположены мелкие керамические соты, которые частично поглощают и рассеивают звук.
  3. После нейтрализатора выхлоп проходит в бачок резонатора. Это первая ступень подавления шума.
  4. Последним в цепочке стоит глушитель, окончательно гасящий звуковые колебания.

По сути, резонатор – это тоже глушитель, его строение и принцип действия вы узнаете из следующего раздела.

Бачок резонатора всегда стоит вдоль оси машины, а глушитель может устанавливаться поперек (в задней части авто). Встречаются варианты, когда оба элемента совмещены в едином корпусе с целью экономии места. На автомобилях с V-образными двигателями большой мощности устанавливается распределенная система выхлопа на 2 трубы. Соответственно, количество всех деталей удваивается.

Конструкция и принцип действия

Существует 4 способа погасить мощные звуковые импульсы, реализуемые на различных транспортных средствах:

  • ограничение шума;
  • отражение;
  • резонансное подавление шумов;
  • поглощение.

Ограничивающее устройство – простейший вариант глушителя, применяющийся на некоторых моделях тракторов. Элемент представляет собой сужающуюся трубу, помещенную внутрь металлического бачка. Недостатки изделия очевидны – шум подавляется частично, а мощность двигателя заметно снижается.

Зеркальные элементы ставятся на мотоциклы и скутеры. Принцип работы глушителя следующий: газы из выхлопного колена попадают в отражающую банку, меняют направление движения и выбрасываются наружу. За счет отражения звуковые колебания гасятся и уровень шума снижается. Деталь успешно функционирует с двухтактными моторами, но для автомобиля ее эффективности недостаточно.

Третий способ реализован в автомобильных резонаторах. Внутри стального бачка стоит несколько перегородок, а между ними устроены резонансные камеры, соединенные стальными трубками. Сглаживание шумовых импульсов достигается за счет двух факторов:

  1. Газы и звуковые волны несколько раз меняют направление движения, отражаясь от перегородок.
  2. Размеры камер и патрубков рассчитаны таким образом, чтобы частота колебаний звука совпадала. Тогда волны гасятся благодаря возникающему резонансу.

Необходимо понимать, что конструкция резонатора не является универсальной для всех машин. Автомобили комплектуются двигателями различной мощности, издающими шумы разной амплитуды и частоты. Звукопоглотитель разрабатывается отдельно под каждую марку и модель автомобиля.

Устройство глушителя автомобиля в разрезе, действующего по принципу поглощения шумов, изображено на схеме.

Как и в резонаторе, здесь устанавливаются перегородки и перемычки в виде трубок. Только в последних выполнено множество отверстий различного диаметра (перфорация), а по бокам уложен негорючий поглощающий материал. Как правило, для данных целей используется базальтовая либо каолиновая вата, спокойно выдерживающая температуру газов 600–700 °С.

Звуковые волны, проходя через соседние патрубки с отверстиями, частично рассеиваются и гасятся за счет наложения друг на друга. Вторая часть колебаний поглощается наполнителем, а третья сглаживается благодаря перегородкам и изменению направления потока.

О прямоточной системе

Любой автомобильный глушитель снижает мощность двигателя, создавая значительное сопротивление на пути потока дымовых газов. Такую цену приходится платить за комфорт и практически беззвучный выхлоп. Но для автомобилистов, занимающихся тюнингом своих «железных коней», существует альтернативный вариант – звукопоглотитель прямоточного типа.

Задача данного элемента – снизить потери мощности, продолжая поглощать звуковые колебания от работы двигателя. Прямоток является компромиссным решением, поскольку в угоду мощности он гасит шум не столь эффективно, как штатные элементы авто. Из чего состоит такой глушитель:

  • металлический корпус, оснащенный двумя патрубками;
  • внутри находится перфорированная прямая труба, соединяющая входное и выходное отверстие;
  • между корпусом и трубой заложен звукопоглощающий материал – каолиновая или базальтовая вата.

Звуки, идущие по прямой трубе с отверстиями, частично поглощаются волокном, но другая часть беспрепятственно проходит наружу, ведь перегородки и резонансные камеры отсутствуют. Поэтому автомобили, оборудованные прямотоком, издают рокочущий звук, особенно при нажатии на педаль акселератора.

Высший уровень тюнинга – комбинированная система выхлопа с заслонкой, управляемой из салона автомобиля. С ее помощью поток газов можно переключать между двумя ветками: на первой стоит обычный эффективный глушитель, а на второй – прямоток. Это позволяет использовать мощь мотора только при необходимости, а в обычных условиях ездить по городу без лишнего «рева» из выхлопной трубы.

Характерные неисправности

Существует одна причина, по которой глушитель автомобиля выходит из строя – длительное воздействие отработанных газов, обладающих высокой температурой. Рано или поздно металлический корпус элемента прогорает, что сопровождается рокотом под днищем автомобиля (оттуда, где расположена неисправная деталь).

Срок службы глушителя сильно зависит от материала, из которого он изготовлен:

  • обычный «черный» металл со специальным покрытием;
  • нержавеющая сталь.

Более дешевый вариант, сделанный из «черного» металлопроката, способен прогореть через 20–30 тыс. км пробега, в то время как нержавеющий корпус отработает 100 тыс. км и больше. Другое дело, что в течение длительного срока могут выгореть внутренности глушителя и уровень шума заметно повысится.

Неисправности устраняются двумя способами: замена глушителя и ремонт с помощью сварки. В любом случае вам придется посетить автосервис, где после диагностики мастера помогут принять верное решение. Если отверстие свища небольшое, то опытный специалист заварит его прямо на машине. Второй вариант – наложить заплатку из металла, для чего глушитель потребуется снять. Элемент с выгоревшими внутренностями ремонту не подлежит, только замене.

Если бы не созданный французской компанией Panhar-Levassor первый в мире глушитель, то возможно сегодня бензиновых автомобилей не было бы. Выхлопная система позволила «успокоить» ДВС и дать этому мотору «вторую жизнь».

Первоначально глушители выполняли не много функций и считались больше вспомогательной составляющей, нежели важной, как другие агрегаты. Однако с течением времени выхлопные системы начали играть более значительную роль. Сегодня благодаря глушителям удается не только значительно снижать уровень шума от работающего мотора, но и уменьшать температуру выхлопных газов, выводить отработанные газы за пределы авто и уменьшать уровень вредных выбросов в окружающую среду.

Исходя из этого, стоит обратить внимание на строение глушителя, а также на его разновидности.

Основные элементы выхлопной системы

Конструкция выхлопной системы становится более сложной, но с каждой новой моделью машины она включает в себя все те же элементы.

Коллектор

Приемная труба является промежуточным звеном между двигателем машины и нейтрализатором (катализатором). Коллектор отвечает за вывод газов. Так как в этом случае идет очень сильная механическая и температурная нагрузка, которая может доходить до 1000 градусов, то к этой части глушителя предъявляются довольно строгие требования. Поэтому при изготовлении приемной трубы используют только самые лучшие сплавы чугуна и стали.

Также на этой детали иногда устанавливают вибро-компенсатор (гофру), благодаря которому вибрация двигателя гасится и не переходит дальше по выхлопной системе.

Нейтрализатор

В каталитическом нейтрализаторе (или катализаторе) происходит «дожиг» несгоревших остатков топлива и переработка окиси углерода. Этот элемент выхлопной системы представляет собой специальную камеру или бачок, в котором расположен керамический или металлический элемент в виде сот. Благодаря этим сотам газовые смеси очищаются за счет химических реакций.

Сейчас производители начали изготавливать многосекционные нейтрализаторы, отвечающие всем международным стандартам, которые производят обработку большего спектра вредных веществ.

Передний глушитель (резонатор)

Резонатор - по сути, является одной из тех деталей, которые принято называть глушителями. Этот элемент выполняет функцию снижения шума, но никак не очистки выхлопных газов. Когда газы проходят через резонатор, создается много шума. Поэтому внутренняя «начинка» переднего глушителя представляет собой многочисленные решетки и отверстия, которые позволяют снизить скорость вырывающихся газов, а также вибрацию. По большому счету резонатор - это бак с перфорированной трубой.

Передние глушители бывают:

  • Активными. Такие глушители изготавливаются из специальных звукопоглощающих материалов, а их конструкция отличается простотой.
  • Реактивными. В глушителях этого типа используются комбинации из расширительных, а также резонаторных камер.

Не стоит путать резонатор с задним глушителем, так как их конструкция сильно отличается.

Когда мы говорим «глушитель» то чаще всего в виду имеется именно задняя часть выхлопной системы. Этот элемент производит окончательное поглощение шума, а также осуществляет завершающий вывод газов.

В отличие от резонатора, внутренняя «начинка» заднего глушителя неоднородна. Внутри него установлено несколько камер со специальными наполнителями. Благодаря пористой структуре, системе перегородок и воздуховодам удается не только избавиться от сильного шума, но снизить температуру в системе.

Говоря о снижении шума, нельзя обойти стороной другой тип системы, который снижает повышенный шум в выхлопной трубе.

Прямоточный глушитель

В обычных глушителях в процессе сопротивления отработанным выхлопным газам, теряется часть мощности мотора. Хоть этот расход и незначительный, многие автолюбители ищут способы, как сделать глушитель тише без потери мощностей двигателя. Для этих целей производители разработали специальные прямоточные модели.

Устройство такого глушителя отличается от привычной схемы. В отличие от штатных моделей, в прямоточных агрегатах мощность двигателя не только снижается, но и повышается, за счет использования энергии выходящих газов.

Суть работы «прямотоков» заключается в том, что при выходе газов из коллектора требуется меньшее сопротивление. Благодаря этому мотору не приходится затрачивать лишней энергии, чтобы преодолеть давление. Полученная разница преобразуется в полезную мощность движения.

Сам прямоточный глушитель представляет собой прямую трубу с перфорированной поверхностью. По большому счету она заключена во внешний кожух. Внутри глушителя также есть разделители и камеры, просто их меньше, чем у штатных систем. Благодаря такой конструкции, отработанные выхлопные газы движутся по прямой и не встречают сильного сопротивления. В то же время, благодаря перфорированной поверхности они расширяются и свободно выходят.

Внешний кожух прямоточного глушителя покрыт специальным поглощающим составом, за счет чего газы, находящиеся внутри, не резонируют, а звук мотора не превышает допустимых пределов. Таким образом, уровень шума сводится к минимуму.

Чтобы усилить эффект некоторые автовладельцы используют дополнительные внешние сегменты.

Как еще можно снизить уровень шума глушителя

Также для снижения шума можно установить зеркальный глушитель. Такие модели работают по такому же принципу, как и акустические зеркала. Чаще всего зеркальные глушители можно встретить в выхлопных системах двухтактных моторов мотоциклов и скутеров. Устройство глушителя в этом случае представляет собой выпускное колено и резонаторную банку, в которой отработанные газы «утихомириваются». При этом уровень сопротивления будет значительно ниже, а на мощность двигателя не будет расходоваться. Однако стоит учитывать, что из-за зеркального эффекта температура выхлопной трубы будет повышаться.

Подобный принцип используется в системах автомобилей ВАЗ 2107, Нива, 2115 и многих других.

Помимо этого существуют поглотительные и ограничительные глушители, которые также понижают шум.

В заключении

Конструкция автомобильных глушителей постоянно претерпевает изменения, хоть общий принцип работы и сама конструкция остается неизменной уже много десятков лет. Сегодня это не обычная металлическая «банка» а полноценная система, которая обеспечивает правильную работу двигателя автомобиля. Именно поэтому, если из глушителя начинает идти пар или раздаются хлопки, необходимо незамедлительно производить диагностику и ремонт этого немаловажного узла.

Дата публикации 29.11.2013 20:26

Оружейный глушитель (ПБС - прибор (приспособление) бесшумной стрельбы или ПББС - прибор бесшумной и беспламенной стрельбы) - это механическое устройство, значительно снижающее звук выстрела из стрелкового оружия. Кроме того, такое устройство скрывает пламя пороховых газов, исходящих из канала ствола, что предотвращает демаскировку стрелка.

Оружие, снабженное эффективным глушителем, называют бесшумным: во всем мире оно считается таковым только в том случае, если громкость звука выстрела не превышает громкость звука выстрела из пневматического оружия.

Источниками звука при выстреле являются:

Хлопок, вызываемый мгновенным расширением пороховых газов после выхода из ствола (они движутся со сверхзвуковой скоростью около 555 м/с);
- ударная волна, создаваемая пулей (если ее скорость выше скорости звука);
- лязг подвижных частей оружия (курка по ударнику, ударника по капсюлю, затвора о ствол и затыльник).

На сегодняшний день, известны три основных действенных способа снижения уровня звука при выстреле :

Способ 1 . Ограничение скорости истечения пороховых газов из канала ствола.
Способ 2 . Ограничение скорости пули до дозвуковой (не более 330 м/с).
Способ 3 . Блокировка пороховых газов внутри гильзы патрона.

Рассмотрим эти способы более подробно.

Ограничение скорости истечения пороховых газов из канала ствола

Решается с помощью глушителя. По большому счету, современные глушители делятся на два типа:

1. Тактический глушитель - это отъемный глушитель, накручивающийся на дульную часть ствола оружия по специальной резьбе. Обычно такой глушитель представляет собой пустотелый цилиндр из металла, реже - пластика, который содержит внутри себя камеры для отвода пороховых газов.

2. Интегрированный глушитель - это специальный прибор бесшумно-беспламенной стрельбы, являющийся неотъемлемой частью специального стрелкового оружия. Без него применение такого оружия невозможно, так как камеры для отвода пороховых газов находятся непосредственно в канале ствола. Ярким представителем такого оружия является знаменитая винтовка снайперская специальная ВСС "Винторез" .

Первый простейший тактический оружейный глушитель был запатентован еще в конце XIX столетия швейцарцем Кристофом Эппли, а первые полнофункциональные глушители в 1902 году стал производить американский инженер-изобретатель Хайрам Перси Максим, сын создателя знаменитого одноименного пулемета "Максим" Хайрама Стивенса Максима.

Не смотря на то, что такие устройства полностью не решали полностью проблему гашения звука, а также ликвидации пламени и дыма, уже в начале XX века они получили достаточно широкое распространение. Позже были разработаны более эффективные глушители. В них скорость выходящих из ствола пороховых газов ограничивали не только за счет их расширения, но и путем завихрения, перетекания из камеры в камеру, сталкивания встречных потоков, прохождения через теплогасители и "отсечения".

Простейший глушитель представляет собой расширительную камеру цилиндрической формы (2), прикрепленную к дульной части ствола с помощью соединительной гайки (3) и закрытую спереди резиновой мембраной с щелью (1).

По своему объему, расширительная камера значительно больше, чем канал ствола, поэтому газы, расширяясь в ней, теряют скорость и вытекают из нее после вылета пули. Но некоторая часть газов опережает движение пули в стволе и успевает выйти через щель мембраны еще до вылета пули, когда давление снизилось недостаточно (оно должно быть не менее двух атмосфер - лишь в этом случае достигается эффект глушения).

Кроме того, резиновая мембрана быстро изнашивается. Поэтому обычно ее заменяют сплошной резиновой или каучуковой пробкой. В этом случае практически полностью исключается истечение части пороховых газов, опережающее вылет пули.

Значительный недостаток пробок состоит в том, что они выдерживают не более 100 выстрелов и поэтому их необходимо периодически заменять.

Глушитель с обтюрацией . В глушителе данного типа в качестве основного "рабочего" элемента применяются две резиновые или эбонитовые пробки-обтюраторы (2) расположенные в задней и передней части расширительной камеры (3). Между обтюраторами находится распорная втулка (1). Глушители такого типа использовались во время Второй мировой войны для снайперского оружия.

Многокамерные глушители . Реализуют ту же идею, что и однокамерные. По мере продвижения пули из камеры в камеру, объем пороховых газов постепенно увеличивается, а давление снижается. Чем больше общий объем таких камер, тем выше эффект глушения.

Однако часть пороховых газов всегда опережает пулю, поскольку диаметр отверстий между камерами несколько больше диаметра самой пули. Поэтому реально многокамерные глушители снижают уровень звука выстрела приблизительно на том же уровне, что и однокамерные. Их несомненное преимущество в том, что не требуется менять пробки, следовательно, они долговечнее.

Многокамерный оружейный глушитель. 1-камера; 2-перегородка

Существуют глушители с теплопоглощающим наполнителем , в которых для снижения энергии пороховых газов применяют специальные поглотители (медную или латунную проволоку, алюминиевую стружку). Их недостаток в том, что эти поглотители приходится периодически менять.

Многокамерный глушитель с теплопоглощаемым наполнителем. 1-гайка; 2-проволочная сетка; 3-межкамерные перегородки; 4-распорные втулки; 5-отверстия в стволе

Глушитель с отклонением потока

1-внутренняя втулка с отверстиями; 2-отклоняющие конусы; 3-алюминиевая стружка-наполнитель; 4-средняя втулка с перфорацией; 5-наружная труба с щелевыми отверстиями

Ниже представлены некоторые другие типы глушителей, принцип действия которых не нуждается в подробных пояснениях.

1-камера; 2-перегородка

Глушитель с разбиением потока

1-внутренняя втулка с перфорацией; 2-винтовая спираль разбиения потока

Глушитель с завихрением потока

1-корпус; 2-завихряющие перегородки

Глушитель с предварительным отводом пороховых газов из канала ствола

1-отверстие в стволе с обратным каналом; 2-передняя многокамерная часть глушителя; 3-расширительная задняя камера

Еще один тип глушителя - интегрированный глушитель , являющийся составной частью бесшумного оружия специального назначения. В качестве примера, рассмотрим интегрированный глушитель 9-мм снайперской винтовки ВСС "Винторез" .


Интегрированный глушитель винтовки снайперской специальной ВСС "Винторез"

Данный глушитель включает в себя корпус и сепаратор.

Корпус глушителя состоит из расширительной камеры предварительного сброса газов и камеры надульного глушителя. В передней части корпуса установлен сепаратор.

На корпусе глушителя крепятся колодка прицела с прицельной планкой, основание мушки с мушкой, защелка сепаратора с пружиной.

Сепаратор представляет собой штампо-сварную конструкцию, состоящую из втулки, вставки, шайбы и обоймы. Цилиндрическая поверхность шайбы и втулки служит для обеспечения соосности сепаратора и корпуса, коническая поверхность втулки - для установки сепаратора на пружину сепаратора, расположенную на дульной части ствола.


Сепаратор глушителя ВСС "Винторез"

После выстрела, при прохождении пулей передней, перфорированной части ствола, часть пороховых газов устремляется через боковые отверстия в стволе в расширительную камеру глушителя. При этом давление газов в канале ствола и их скорость после вылета пули снижаются.

Струя пороховых газов, истекающая из дульной части ствола, попадает на сепаратор, который "расчленяет" ее на многочисленные разнонаправленные потоки, интенсивно снижая их скорость и температуру, в результате чего газы, истекающие из глушителя, имеют дозвуковую скорость и незначительную температуру, то есть не создают хлопка и дульного пламени, а выстрел становится практически бесшумным (его значение не превышает 130 дБ).

Ограничение скорости пули до дозвуковой (не более 330 м/с)

Ограничить скорость пули до дозвуковой легче всего в пистолетах, так как у них ее начальная скорость обычно меньше скорости звука, а эффективная дальность стрельбы обычно не превышает 25 метров.
В пистолетах-пулеметах это сделать сложнее, так как начальная скорость пули составляет 390-400 м/с, а эффективная дальность стрельбы достигает 50-80 метров.

Здесь эту скорость снижают одним из следующих способов:

Установкой более короткого ствола;
- путем высверливания в стволе радиальных отверстий для истечения пороховых газов;
- использованием патронов с меньшей массой порохового заряда.

Но в последнем случае из-за уменьшения импульса отдачи не обеспечивается надежность работы автоматики оружия. Чтобы устранить данный недостаток, приходится создавать пистолеты-пулеметы с уменьшенной массой подвижных частей и усилием возвратной пружины.

В винтовках (эффективная дальность стрельбы не меньше 200 метров) дозвуковой начальной скорости пули можно достичь только путем применения специальных патронов. Однако при этом возникает ряд проблем.

Так, снижение скорости пули патрона 5,56 NATO с 940 до 310 м/с резко уменьшает эффективную дальность стрельбы. Частично это компенсировали увеличением массы пули. В указанном патроне она увеличена с 3,56 до 5,3 грамм, что привело к возрастанию ее поперечной нагрузки (отношение массы пули к площади поперечного сечения), снижению потери скорости на траектории и, следовательно, к увеличению эффективной дальности стрельбы. Вот почему во всех без исключения винтовочных патронах, предназначенных для бесшумной стрельбы, масса пули больше, чем у штатной.

При уменьшении начальной скорости пули снижается также ее устойчивость на траектории которая, говоря в общем, обеспечивается за счет гироскопического эффекта от вращения пули вокруг своей оси, необходимая скорость которого достигается увеличением крутизны нарезов.

В патронах для бесшумной стрельбы пули по своим аэродинамическим параметрам отличаются от штатных. Поэтому нарезка стволов штатных винтовок может оказаться неприемлемой для стрельбы специальными патронами. В каждом конкретном случае эту проблему решают отдельно.

Уменьшение количества пороха в штатной гильзе не обеспечивает стабильной начальной скорости пули и вызывает осечки при стрельбе в тех случаях, когда оружие наклонено вниз (порох пересыпается тогда к пуле и его может не оказаться возле капсюля). Чтобы избежать такого явления, необходимо сокращать свободный объем гильзы или применять порох с меньшей плотностью.

Поэтому современной тенденцией является одновременная разработка патрона, оружия под него и глушителя. Только такой комплексный подход позволяет добиться значительного успеха. Повторюсь, что один из подходов к комплексному решению проблемы предполагает, что только патрон с дозвуковой скоростью пули позволяет радикально уменьшить звук выстрела, так как при выстреле со сверхзвуковой скоростью полёта пули даже при идеальном глушении звука выстрела остаётся звук, образуемый ударной волной.

Блокировка пороховых газов внутри гильзы патрона

Рассмотрим его на примере патрона к американскому бесшумному гладкоствольному револьверу калибра 11,2 мм. Револьвер 6-и зарядный, его масса 900 грамм.

Патрон состоит из гильзы, изготовленной из легированной стали (диаметр 13,3 мм, длина 47,6 мм) с капсюлем ударного действия, метательного заряда пороха, поршня, поддона-контейнера с 15 дробинками. При ударе бойка по капсюлю патрона метательный заряд воспламеняется и под воздействием расширяющихся пороховых газов поршень выталкивает поддон-контейнер с дробовым зарядом из гильзы и ствола револьвера. При вылете из ствола контейнер разрушается, сообщая дробинкам начальную скорость 228 м/сек.

Бесшумность выстрела обеспечивает поршень, выталкивающий поддон-контейнер. Подходя к передней части гильзы он врезается в резьбу, теряет свою энергию и останавливается, надежно блокируя пороховые и капсюльные газы. В результате сила звука и пламени резко уменьшаются. Звук лишь немного громче, чем от удара курка по бойку револьвера при холостом спуске. Разумеется, контейнер с дробинками можно заменить пулей.

Недостаток подобных боеприпасов том, что они опасны как до выстрела (поскольку представляют собой миниатюрные заряженные стволы), так и после него (ибо превращаются тогда в миниатюрные гранаты). С первой опасностью справляются посредством укладки таких патронов в особо прочные стальные коробки; со второй - путем подрыва использованных патронов.

Теперь, рассмотрим образец известнейшего бесшумного оружия, реализующего указанные способы.
Немецкий 9-мм пистолет-пулемет MP5SD производства Heckler & Koch. Это бесшумный вариант широко известного во всем мире укороченного MP5K, состоящего на вооружении полиции, пограничников и спецподразделений не только Германии, но и многих других стран.

В отличие от базовой модели, MP5SD имеет более короткий ствол с 30-ю радиальными отверстиями в нем для истечения газов и двухкамерный глушитель. Короткий ствол и часть отверстий способствуют снижению начальной скорости пули. Затем она попадает в глушитель. В первую (заднюю) камеру открыта другая часть отверстий, в ней происходит расширение объема газов. Вторая (передняя) камера (5) начинается от дульного среза ствола, в ней имеется диффузор, предназначенный для завихрения и расширения газов.

Устроен диффузор следующим образом: внутренняя труба глушителя (1) выполнена в виде прямоугольного объема с квадратным поперечным сечением. В каждой его стенке на всю ширину выштампованы два прямоугольных окна (2). Выштампованный листовой металл (4) попарно отогнут внутрь, причем соприкасается с тем, который отогнут из окна с противоположной стороны. Эти плоскости соединены со стенками сварным швом (3). Образованные таким образом двугранные углы своими ребрами обращены в сторону, противоположную направлению стрельбы. По оси канала объема во всех двугранных углах просверлены отверстия (6) для прохода пули.

Во время стрельбы в диффузоре возникают сильные завихрения пороховых газов, их скорость снижается, в результате чего уровень звука "на выходе" очень сильно падает. Звуковая волна от пули тоже отсутствует, так как ее начальная скорость составляет всего 285 м/сек (по сравнению с 375 м/сек в MP5K). Отсутствие в глушителе резиновых пробок и энергопоглащающих материалов делает срок его службы практически неограниченным.



Поделиться