() Масштабная коллекционная модель. Коминтерн

В 1930 году, Основное Техническое бюро Главного управления ВП ВСНХ совместно с КБ ОАТ в соответствии с положениями системы танкового и тракторного вооружения РККА начали разработку целого ряда проектов, частью которых было создание целой серии тракторов для нужд РККА: «малый трактор РККА», «средний трактор РККА» и «большой трактор РККА». Предполагалось, что базой для тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении Красной Армии.

В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б. Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д. М. Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке арттягача «Коминтерн», и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 («Борис Никонорович Воронков»).

В машине широко использовались элементы танка Т-24. Трактор оказался весьма удачным и был запущен в массовое производство. С апреля и до конца 1934 года изготовили первую установочную партию в 50 «Коминтернов», а с 1935 года началось серийное производство - в месяц выпускали по 25 - 30 машин.

Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди - двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса (звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад).

Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором.

Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками заимствовали у грузовика ЗиС-5, но водителя разместили справа. Все окна открывались, поэтому кабина хорошо проветривалась. За ней смонтировали два металлических бензобака.

Армейские испытания «Коминтерна», прошедшие в августе - ноябре 1937 года показали, что, несмотря на архаизм некоторых инженерных решений - она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и даже 203-мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. При движении по плохим дорогам «Коминтерн» развивал достаточную скорость; проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. Кроме того, тягач оказался ремонтопригодным и надежным.

«Коминтерн» применялся для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии. В 1940 году производство «Коминтерна» было прекращено в связи в появлением более совершенного и мощного арттягача «Ворошиловец». Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска 1798 «Коминтернов».

Трактор "Коминтерн" № 1. Гусеница сошла с двух задних тележек при крене в 28° (РГВА).

5 февраля 1934 года районный инженер УММ РККА Луценко и старший военпред Истомин письмом № 4 сообщали в УММ о том, что два трактора "Коминтерн" с модернизированными ходовыми частями готовы для полигонных испытаний, и просили разрешение двигаться в Москву "самоходом", обещая при этом покрыть расстояние до столицы за 40 ходовых часов. Однако последовало распоряжение отправить "Коминтерны" по железной дороге как секретный военный груз. 17 марта трактора загрузили на железнодорожные платформы и отправили в Москву. Одновременно в столицу выехали и специалисты ХПЗ, чтобы присутствовать на государственных испытаниях, организованных на полигоне НИАБТП. Но в назначенное время платформ с секретными военными объектами в Москве не оказалось. Начались поиски.

Начальник полигона отправил ВРИД помощника начальника техотдела НИАБТП УММ РККА на розыски, который 20 апреля 1934 года отрапортовал о ходе выполнения задания:

"Доношу что по вопросу розысков 2-х тракторов "Коминтерн" мной выяснено следующее:

Две платформы за № 910223 и 961749 с тракторами были отправлены из Харькова 18 марта с/г поездом № 506, груз секретный и именовался как транспорт № 948671 адресовано ЗКУ № 905 (коменданту МТТМ ж/д).

19 марта с тем же поездом № 506 груз был отправлен из Курска и прибыл он на ст. Люблино МК ж/д 20/III с/г.

Военный комендант г Орла не сообщил о транспорте Военному коменданту ст. Москва МК ж/д, поэтому платформа со ст Люблино поездом № 1314 была отправлена на ст Андроновка Окружной ж/д, а коменданту Окружной ж/д также ничего не было сообщено.

Кроме того на ст. Андроновка установлено что наши платформы были присоединены к военному транспорту с военной охраной и тем же поездом № 764 отправлены на ст. Ховрино".

Трактор "Коминтерн" № 2. Вид спереди и сбоку (РГВА).

Дальнейшие события начальник 3-го управления УММ РККА Лебедев изложил 18 июня 1934 года в письме помощнику начальника УММ РККА Г. Г. Бокису.

"Для испытания ходовой части трактора "Коминтерн" две опытные машины № 1 и № 2 должны были прибыть с ХПЗ на НИАБТ Полигон УММ /ст Кубинка/.

Телеграммой от 17 марта с.г. Военпред УММ на ХПЗ т. Истомин сообщил об отправке тракторов 17-го.3.34, и 17-го же марта получена телеграмма от завода об отправке тракторов и бригады. Бригада завода прибыла в Москву 21 марта и 22–23 ожидалось прибытие тракторов, но к этому сроку трактора не прибыли.

Как представитель завода, так и полигон все время производили розыски тракторов.

В начале апреля с. г Начальник 3 отдела 2 управления т. КАБОК сообщил, что, будучи в Ленинграде, он слышал, что в бригаде в Д. Село прибыли два трактора под маркой "Коминтерн".

10-го апреля отправлено отношение Райинжу УММ т. Жукову, в котором сообщалось, что тракторы еще не прибыли и предлагалось принять все меры к их розыску.

Начальник Полигона был запрошен по телефону о результатах розысков тракторов, причем ему было сообщено, что есть слухи о нахождении тракторов в Д. Селе, на что от него был получен ответ, что он имеет точные сведения /специально был послан человек в г. Москву/, что трактора прошли Москва-Сортировочную и скоро должны быть на Кубинке.

10 же апреля была отправлена телеграмма за подписью Пом. Начальника УММ командиру мех корпуса /Ленинград/ спешно отправить находящиеся в Д. Селе тракторы "Коминтерн" на ст. Кубинка, как ошибочно засланные.

Ни тракторов, ни ответа об их присутствии и отсутствии в Д.С. не получено.

23-го апреля Помощник Начальника 3-го отдела 3-го Управления т Гофман /находясь в служебной командировке в Ленинграде/ выяснил:

1) 2 трактора "Коминтерн" прибыли в Д. Село 24 марта с/г и распоряжением коменданта г. Д. Село были переданы бригаде, без всяких документов и сопровождающих.

2) Тракторы находились в эксплоатации /по данным бригады незначительной/ и приготовлялись для участия на выезде бригады на ученье и для парада 1 мая в г. Ленинграде.

3) В штабе корпуса было установлено, что телеграмма о немедленной высылке машин была получена 12 апреля, но так как на ней не было подписи /пропуск телеграфа/, то ее подшили к делу. Тов. Гофман вручил помощнику командира корпуса по технической части служебную записку на имя командира корпуса, где излагалась просьба спешно отправить машины на склад № 37.

6-го мая с/г. был произведен подробный осмотр машины с участием представителей НИАБТ Полигона, склада и ХПЗ и составлен акт о состоянии машин. При осмотре обнаружен ряд неисправностей, главное отсутствие /по утверждению представителя ХПЗ/ целого ряда предметов запчастей, принадлежностей и оборудования машин.

Прошу Вашего распоряжения о назначении расследования по делу засылки тракторов /отправлены как секретный воинский груз /вместо ст Кубинка МББ в Д. Село и о пропаже части их оборудования, инструмента и принадлежностей".

В прилагавшемся акте, в частности, была зафиксирована пропажа буксирной цепи, переносной лампы и домкрата. Цепи на заводной рукоятке заменили старыми.

Наконец, оба "Коминтерна" добрались до подмосковной Кубинки, где в мае-июне на НИАБТ Полигоне прошли их испытания.

Трактор "Коминтерн" № 2 движется по песку на 4-й передаче с образованием песчаного веера вокруг ведущего колеса (РГВА).

Трактор "Коминтерн" № 2 делает поворот на мокром песке (РГВА).

На госиспытания были представлены трактора "Коминтерн" № 1 и № 2. Трактор № 1 имел цевочное зацепление, а № 2 - гребневое ("зубовое"). В остальном машины не имели серьезных отличий.

Трактор № 1 имел длину 4600 мм, ширину 1862 мм, высоту 1990 мм, колею 1424 мм, клиренс 400 мм, длину опорной поверхности гусениц 2550 мм и высоту расположения прицепного крюка 540 мм. Вес трактора в рабочем состоянии был равен 8000 кг, а без людей и горючего - 7650 кг.

На тракторе был установлен четырехцилиндровый двигатель с вертикальным расположением цилиндров и мощностью 120 л.с. при 1250 об/мин. Тип блока - моноблок с верхним картером. Картер - чугунный, разъемный, с люками для осмотра. Двигатель крепился жестко на четырех опорах, коленчатый вал - на трех подшипниках.

Испытания должны были проходить согласно утвержденной программе:

10-13 мая. Испытания пробегом по шоссе с нагрузкой 1,2 т, а также пробное испытание тягой на крюке танка Т-28.

Каждый трактор должен был пройти 1000 км, из которых 700 км - маршрутного пробега и 300 км - специальных испытаний.

В заключении по результатам госиспытаний отмечалось:

"Ходовая часть цевочного зацепления требует конструктивной доработки и длительной работы над ней.

По числу поломок и дефектов вызванных несовершенством конструкции гусеница цевочного зацепления не может быть применяема в данном исполнении на тракторах.

Ходовая часть зубового зацепления оказалась в работе надежной, обеспечивая движение по косогорам и с резкими поворотами на них. На песках с поворотами на протяжении 7–8 км гусеницы ни разу не спадали, не забивались мокрым песком и грязью, ходовая часть достаточно прочна.

Охлаждение двигателя недостаточно и требует усиления.

На ведущих дисках главного фрикциона прорези ослабляют материал. Необходимо прочность дисков повысить.

Коробка передач оставлена старая, дефекты, выявленные при испытании в 1932 г., не устранены и требуют устранения перечисленных недостатков.

Подшипники выжимной муфты заднего фрикциона необходимо заменить на радиально-однорядный с глубокой канавкой для восприятия радиальных усилий (при большем числе оборотов).

Прицепной прибор сконструирован удачно допускает легкую сцепку и расцепку прицепных грузов. Желательно увеличить высоту прицепа".

"Трактор "Коминтерн" по тяговым свойствам и скоростным показателям является наилучшим типом трактора.

Лучшим образцом в отношении ходовой части является трактор с зубовым зацеплением.

При устранении перечисленных недостатков настоящих и прошлых испытаний трактор "Коминтерн" может быть принят для эксплуатации в РККА".

После завершения испытаний "Коминтерн" № 2 передали для испытаний в ГАУ, которые проводились на НИАП АНИИ ГАУ РККА в период с 4 по 12 июля 1934 года.

Последняя редакция 17.01.2016 18:54

Материал читали 26168 человек

В 1930 году Основное Техническое бюро Главного управления ВП ВСНХ совместно с головным КБ ОАТ в соответствии с положениями системы танкового и тракторного вооружения РККА начали разработку целого ряда проектов, частью которых было создание целой серии тракторов для нужд РККА: "малый трактор РККА", "средний трактор РККА" и "большой трактор РККА". Предполагалось, что базой для тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении Красной Армии.

Тем временем, еще с 1924 года Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна выпускал промышленные гусеничные тракторы "Коммунар" по образцу немецкого "Ханомаг ВД-50". Кроме чисто мирных целей они также состояли на вооружении Красной Армии, где их применяли для буксировки новых тяжелых артсистем, для которых уже не годилась конная тяга. Учитывая это, у последней модификации "3-90" мощность двигателя увеличили до 90 л.с. Скорость машины достигла 15 км/ч. Однако для уже устаревшей техники то был предел, да она и перестала устраивать артиллеристов по своим тяговым свойствам, подвижности и надежности. Им нужен был быстроходный средний гусеничный тягач для решения целого круга задач таких, как транспортировка тяжелой артиллерии (орудий массой до 11 тонн), расчета и боеприпасов.

В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б.Н.Воронкова (ведущие конструкторы Д.М.Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке такого арттягача "Коминтерн", и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 ("Борис Никонорович Воронков").

Они развивали скорость до 18 км/ч, были оснащены новой подвеской и ходовой частью, однако тяговое усилие оказалось недостаточным. К тому же, как и у "Коммунара", не было положенных артиллерийским тягачам закрытой кабины, грузовой платформы и лебедки. То есть новый трактор недалеко ушел от прототипа. Все эти недостатки, выявленные на полигонных испытаниях в 1932 году, устраняла бригада тракторно-конструкторского бюро (ТРК) во главе с Н.Г.Зубаревым (Воронков перешел на ХТЗ), куда дополнительно вошли А.Г.Гулита и В.П.Каплин. Они применили двигатель увеличенной мощности, специально созданный для "Коминтерна", ходовую часть и подвеску от ранее выпускавшегося заводом маневренного танка Т-24 , повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии, установили кабину автомобильного типа для экипажа и платформу для размещения орудийного расчета, возимого боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на арттягаче установили лебедку с тяговым усилием, которое было равно массе прицепа. Машина стала отвечать всем предъявляемым требованиям и в 1934 году была принята на вооружение РККА как армейский артиллерийский тягач.

В машине широко использовались элементы танка Т-24. Вопреки неудачной судьбе своего прародителя, трактор оказался весьма удачным и был запущен в массовое производство. С апреля и до конца 1934 года изготовили первую установочную партию в 50 "Коминтернов", а с 1935 года началось серийное производство - в месяц выпускали по 25 - 30 машин.

Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди - двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса (звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад).

Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанным, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором. Он отличался выносливостью и надежностью, легко выдерживал межремонтные пробеги по 2 тыс.км даже в трудных армейских условиях. Карбюратор - типа "Солекс" заводского изготовления, зажигание - от магнето с пусковым ускорителем. Систему смазки приспособили для устойчивой работы при преодолении машиной подъемов до 40°. Приводы вспомогательных агрегатов - шестеренные, без ременных передач и связанных с ними отказов.

Главный фрикцион выполнили двухдисковым, с тормозком, облегчавшим переключения в 5-ступенчатой коробке передач с силовым диапазоном 7,61 (против 3,81 у 3-ступенчатой КПП "Коммунара"). Это обеспечивало тягачу движение с "ползучей" скоростью 2,6 км/ч и тяговым усилием 6800 кГс и максимальную, довольно высокую по тем временам скорость на шоссе. Коробка передач была связана с главной передачей карданным валом, не требующим точной центровки агрегатов. Бортовые фрикционы и тормоза находились на малонагруженных продольных (ведомых) валах главной передачи, что позволило уменьшить ширину трансмиссии и гусеничного хода - такая конструктивная схема больше советскими инженерами не применялась.

Цельносварная замкнутая рама состояла из двух продольных швеллеров, соединенных поперечинами, косынками и раскосами. В качестве заднего тягово-сцепного устройства применили удобный и надежный поворотный крюк с упругим буфером.

Пружинная свечная, очень эластичная (ход 72 мм), подвеска опиралась на 4 попарно балансирные тележки. В сочетании с обрезиненными опорными и поддерживающими катками это позволило арттягачу ходить и по бездорожью с высокой средней скоростью.

Коммунистический интернационал.


«Коминтерн» с открытым верхом.


А почему все снимки «Коминтерна» сделаны сбоку?

Характеристики

Год выпуска
1933 год

Всего произведено
1798

Масса
10,5 т
Экипаж
2 человека

Габариты

Высота
2,53 м
Ширина
2,3 м
Длина
5,76 м
Ходовые характеристики
Двигатель
КИН
Мощность
131 л.с.
Тип
дизельный
Скорость
по дороге — 30 км/ч;
по бездорожью — ? км/ч
Запас хода
по дороге — 220 км;
по бездорожью — ? км
Давление на грунт
0,49 кг/см2

Описание

В 1930 году, Основное Техническое бюро Главного управления ВП ВСНХ совместно с КБ ОАТ в соответствии с положениями системы танкового и тракторного вооружения РККА начали разработку целого ряда проектов, частью которых было создание целой серии тракторов для нужд РККА: «малый трактор РККА», «средний трактор РККА» и «большой трактор РККА». Предполагалось, что базой для тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении Красной Армии.

В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б. Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д. М. Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке арттягача «Коминтерн», и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 («Борис Никонорович Воронков»).

В машине широко использовались элементы танка Т-24. Трактор оказался весьма удачным и был запущен в массовое производство. С апреля и до конца 1934 года изготовили первую установочную партию в 50 «Коминтернов», а с 1935 года началось серийное производство — в месяц выпускали по 25 — 30 машин.

Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди — двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса (звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад).

Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором.

Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками заимствовали у грузовика ЗиС-5, но водителя разместили справа. Все окна открывались, поэтому кабина хорошо проветривалась. За ней смонтировали два металлических бензобака.

Армейские испытания «Коминтерна», прошедшие в августе — ноябре 1937 года показали, что, несмотря на архаизм некоторых инженерных решений — она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и даже 203-мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. При движении по плохим дорогам «Коминтерн» развивал достаточную скорость; проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. Кроме того, тягач оказался ремонтопригодным и надежным.

«Коминтерн» применялся для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии. В 1940 году производство «Коминтерна» было прекращено в связи в появлением более совершенного и мощного арттягача «Ворошиловец». Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска 1798 «Коминтернов».

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.



Поделиться