Американские пожарные машины Custom. Огненный мститель: Rosenbauer представил новую пожарную машину для США Марка пожарных машин American LaFrance

Согласно информации Бюро Статистики Труда (англ. Bureau of Labor Statistics), работники пожарной службы в США в три раза чаще умирают во время службы, нежели обычный среднестатистический рабочий в стране. Так в период с 1992 до 1997 год количество погибших спасателей составило 16,5 на 100 тысяч работников по сравнению с 4,6 среди прочих специальностей. Количество погибших пожарных превосходит даже цифры аналогичного периода среди офицерского состава полиции, показатель которых составляет всего 14.2 смертей на 100 тысяч сотрудников правопорядка.

За период 2000-2003 годов среди спасателей уровень смертности сократился, но только незначительно. Например, в 2001 году свыше 100 пожарных умерло во время исполнения служебных обязанностей в доме Всемирного Торгового Центра, подорванного террористами 11 сентября 2001 года. В общей сложности тогда погибло 345 нью-йоркских пожарных. В сравнении, за 1998 год умерло 87 пожарных, за 2002 год — 102. Приблизительно половина всех смертельных случаев происходит непосредственно в процессе пожаров.

По информации Пожарного Управления США (англ. US Fire Administration), в 2001 году в Штатах насчитывалось чуть более одного миллиона пожарных. Среди них профессионалами являлись только 193,6 тысяч человек, другие — добровольцы, занятые в прочих сферах и призываются на борьбу со стихией лишь в экстренных ситуациях. Такое количество добровольцев, преимущественно, объясняется строго экономическими факторами: муниципалитетам небольших городков выгоднее не удерживать полный состав профессионалов, а в случае необходимости мобилизовать сограждан для борьбы с огненной стихией. Таким путем, населенный пункт экономит на расходах. К недостаткам такой системы необходимо отнести то, что дилетанты приблизительно в три раза чаще, нежели специалисты, погибают во время пожаров.

Многолетний мониторинг демонстрирует, что большинство пожарных в США погибают в холодный период года. Основным противником пожарных являются не травмы, полученные в процессе тушения огня и выполнения прочих служебных операций, а длительный стресс и сильное перенапряжение. Так, в 56% случаев работники пожарных команд погибали вследствие сердечных приступов и заболеваний онкологии. Травмы оказывались причиной 28% смертельных случаев. В других случаях американские пожарные застревали в пламенеющем здании, теряли сознание либо погибали во время аварий.

Так сложилось, что пожарные в Америке не только лишь и не столько сражаются с огнем, а и выполняют обширный спектр других спасательных работ. К примеру, с ураганом Изабель, накрывшего Штаты в сентябре 2003 года, сражаться пришлось пожарным, которые выносили людей из затопленных зданий и расчищали улицы от сломанных деревьев. Во время недавних аварийных отключений электроэнергии во всех крупных населенных пунктах северо-восточного части США и Канады, в то время, как миллионы жителей на 36 часов остались полностью без электричества, пожарные исполняли разнообразные спасательные операции. Только в самом Нью-Йорке за одну ночь зафиксировано 80 тысяч экстренных вызовов. Среди которых, пожарные освободили более 800 человек из остановившихся в небоскребах лифтов.

К тому же, профессия пожарника относительно слабо оплачивается. Так в Нью-Йорке, находящемся в списке из самых дорогих для жизни городов на планете, пожарный получает около $33 000 в год. И для сравнения, по информации Министерства Торговли США (англ. US Department of Commerce), среднестатистический житель Америки в 2000 году получил порядка $29 000.

Вместе с тем, не очень высокие зарплаты пожарных в США вовсе не означают, что пробиться на службу так просто. Претенденты на роль пожарных, аналогично, как парни, так и девушки, обязаны быть не младше 18 или 21 лет (в зависимости от правил штата) и обладать идеальным зрением. Кандидат на пожарную экипировку должен находиться в отменной физической форме и не иметь никаких проблем с состоянием здоровья. Но основным и решающим критерием считаются интеллектуальные способности будущего работника. У него должен быть, как минимум, диплом о полном среднем образовании, где стоят хорошие отметки по физике, математике, компьютерным дисциплинам и т.д. Будущий спасатель должен пройти курс обязательного обучения (англ. Fire Service Training). Курс базируется на двух разделах — теории и практике. Во время обучения теории проходят такие дисциплины, как медицинская помощь, основы строительства и архитектуры (тщательно проходят изучение вентиляции, темы сопротивления материалов и другое) и т.д. На практических занятиях проверяются выдержка в процессе оценки ситуации, быстрота принятия правильных решений и прочее. Американские пожарные регулярно проходят тесты и сдают экзамены.

Знаменитый производитель противопожарной техники, концерн Rosenbauer, продолжает удивлять дизайном и возможностями своих машин-огнеборцев. Так, недавно американский филиал компании представил новейшую серию стандартной пожарки Avenger («мститель»).

Выглядит огнеборец очень агрессивно, его рубленый дизайн с другими недавними разработками концерна. Помимо яркого оформления, Мститель выделяется и некоторыми решениями, непривычными для американских пожарных машин.

Сиденья в кабине экипажа крепятся к направляющим, как в самолетах, что позволяет оперативно менять их количество. Кабина отделана не пластиком, а алюминием со специальным напылением - это должно увеличить срок службы. А вот наружные кузовные панели, наоборот, изготовлены из пластика, который равнодушен к ржавчине, да и легок.

Что до агрегатов, то Avenger оснащается двигателями Cummins мощностью от 380 до 450 л.с. Коробка передач - «автомат» Allison. Для лучшей маневренности передняя ось марки Hendrickson Steertek имеет угол поворота колес аж в 64 градуса.

Как и прочие аналогичные машины, Avenger сделан по модульному принципу. В зависимости от требований покупателя он может комплектоваться одним из трех вариантов кузова, а также разными моделями насосов собственного производства.

Написал у себя в журнале небольшой обзор (довольно давно уже), скопирую сюда - пусть будет:)

Американские пожарные автомобили

Автомобили на службе американской пожарной охраны производятся почти исключительно в США. Большая часть этой техники производится по спецзаказам, и фирмы-производители готовы выполнить практически любое пожелание заказчика. Тем не менее, очень немногие из выпускаемых автомобилей напоминают европейские из-за различий в тактике пожаротушения в европейских странах и Северной Америке. Пожтехника производства США находит также покупателей в Канаде и Мексике, пожарная охрана которых схожа с американской. Отдельные экземпляры американских пожарных машин можно встретить и в странах со вполне «европейской» пожарной охраной, в том числе и в России.

Из иностранных фирм, пожтехника которых имеется в США, можно отметить Rosenbauer, Bronto Skylift и Metz. Правда, и пожтехника проивзодства этих компаний выглядит вполне по-американски (а часто и строится на американском шасси).

В самих же США пожтехника делается множеством специализированных фирм, например, Pierce, Emergency One и American LaFrance. Пожарные автомобили в подавляющем большинстве случаев делаются на шасси американского производства. Пожтехнику с кабиной и шасси от обычного грузовика называют commercial; если же кабина и шасси произведены самой «пожарной» фирмой, такой автомобиль именуется custom. «Коммерческие» автомобили обычно имеют классическую компоновку (двигатель перед кабиной), часто с одним рядом сидений, у «специальных» же обычно кабины вагонной компоновки (двигатель под кабиной) с двумя рядами сидений.

Иногда, обычно в сельской местности, в пожарные автомобили переоборудуют подержаные бензовозы, топливозаправщики и т. п. (гражданские или военные).

Кроме компаний, делающих собственно пожарные автомобили, есть множество мелких фирм, производящих конкретное оборудование для них: мачты освещения, устройства для крепления инструмента в отсеках, спецсигналы и т. п.

Типы пожарных автомобилей

Автонасос (engine , pumper ). По российской классификации тип автомобилей, про который тут пойдёт речь, относится скорее к автоцистернам, но здесь мы его будет называть автонасосом, чтобы не путать с другим классом машин, о котором речь пойдёт ниже.

Автонасос в США называют engine или pumper. Типичный автонасос имеет кабину для расчёта из шести человек (механик-водитель, офицер, и четверо рядовых пожарных). Устройства для крепления противогазов обычно интегрированы в спинки сидений; также в кабине могут быть фонари, топоры, огнетушители и т. п. Надо сказать, что правила безопасности требуют от пожарного сначала пристегнуть ремень, а уже потом включаться в дыхательный аппарат. Однако это неудобно, и многие пожарные делают наоборот, из-за чего некоторые пожарные департаменты отказались от крепления аппаратов в спинках сидений и размещают их во внешних отсеках.

На подавляющем большинстве американских пожарных машин насос расположен посредине машины, между кабиной и цистерной. По бокам расположены патрубки, а панель управления находится сбоку или сверху насоса. В последнем случае механик стоит на своего рода помосте между кабиной и насосом, имея круговой обзор. Над насосом также помещается лафетный ствол.

Традиционное для Европы расположение насоса сзади - редкость для американской пожтехники, за исключением лёгких лесопатрульных машин. На городских же автонасосах, даже когда насос расположен сзади, панель управления обычно помещают сбоку. Расположение насоса перед кабиной изредка можно увидеть на машинах для сельской местности.

Производительность насоса составляет обычно около 1500 гал/мин (95 л/с), однако это максимальная производительность при низком давлении; чем выше давление на выходе, тем ниже производительность.

В городах со множеством небоскрёбов можно встретить автонасосы высокого давления; в некоторых крупных городах есть и специальные пожарные водопроводы с гидрантами высокого давления.

Насос работает от коробки отбора мощности (на специализированных автомобилях может питаться от отдельного бензинового двигателя). На некоторых машинах насос может работать и при движении автомобиля.

Система пенообразования (на тех машинах, где она есть) может быть интегрирована с насосом или подсоединяться к рукавам снаружи. В последнее время большое распространение получили системы CAFS. Они впрыскивают в насос не только пенообразователь, но и сжатый воздух. Таким образом, по рукаву идёт уже готовая пена; рукава становятся легче, и отпадает необходимость в специальных пенных стволах.

Гидроэлеваторы в США мало распространены.

Рядом с насосом имеются полки, на которых особым образом уложены рукавные линии. Три-четыре секции рукавов соединены между собой и со стволом и подключены к насосу. Такая укладка очень удобна для быстрой прокладки рукавов при пожарах в малоэтажных зданиях (в США рукава малого диаметра имеют соединения на резьбе, что замедляет соединение секций).

Позади насоса расположен кузов, в центре которого находится цистена с водой. В типичном городском автонасосе её объём составляет 1-2 тыс. литров, в машинах для сельской местности - больше.

Пространство вокруг и позади цистерны занято отсеками для пожаро-технического вооружения: стволов, вентиляторов, пил, инструментов для взлома дверей, водозащитного оборудования и т. п.

Над отсеками на специальных полках гармошкой уложены рукавные линии большого диаметра, как на российских рукавных автомобилях. Всасывающие рукава обычно помещают не в пеналы, а на открытые кронштейны.

На автонасосе обычно находится как минимум две лестницы: односекционная, для вскрытия наклонной крыши, и двух- или трёхсекционная, для доступа на крышу или в окна. Для лестниц предусмотрены специальные длинные отсеки или кронштейны снаружи корпуса. В любом случае, лестницы находятся примерно на уровне груди. На новых машинах часто можно увидеть рамы для лестниц, в «походном» положении находящиеся над корпусом, а для снятия лестниц опускающиеся вниз с помощью электромотора.

Рукавные катушки с жёсткими напорными рукавами на современных автонасосах (кроме лесных/лесопатрульных автомобилей) встречаются нечасто из-на небольшого диаметра по сравнению с обычными напорными рукавами.

Автомобили быстрого реагирования (mini - pumpers ). Это лёгкие автонасосы на шасси пикапа, задача которых - начать тушение пожара до прибытия основных сил.

Автоцистерна (tanker , tender ). Американские автоцистерны перевозят значительно больший объём воды, чем автонасосы, и работают чаще всего в сельской местности с плохо развитой сетью гидрантов. За счёт этого они перевозят меньше бойцов, меньший запас рукавов и пожаро-технического вооружения. Автоцистерны оптимизированы для быстрого набора и сброса воды при челночных операциях (цистерны курсируют между источником воды и местом пожара, где вода подаётся напрямую в автонасос или сливается в складной бассейн, служащий источником для автонасоса). Встречаются вакуумные автоцистерны, в которых набор воды производится путём создания пониженного давления в цистерне.

Автолестница (ladder , truck, aerial ). В Северной Америке расчёт автолестницы традиционно выполняет такие задачи, как разведка и спасение людей, дымоудаление (в т. ч. путём вскрытия кровли), освещение, установка переносных лестниц и т. п., то есть, практически всё, кроме непосредственно тушения пожара из стволов. Поэтому американская автолестница перевозит 4-6 человек, набор раздвижных лестниц, вентиляторы и прочее ПТВ. На современных АЛ практически всегда есть лафетные стволы с телескопической трубой для подачи воды, а на многих есть люльки для спасения людей, управления лестницей и лафетным стволом (часто на нём есть телеуправление). В нижней части лестницы часто есть баллоны с воздухом; к ним можно подключиться из люльки и не расходовать воздух в своём дыхательном аппарате.

Практически всё вышесказанное относится и к коленчатым подъемникам.

Длина автолестниц в США редко превышает 30-35 метров. Поворотный стол располагается в задней или средней части автомобиля. Заднее расположение уменьшает длину автомобиля, а среднее, как многие считают, облегчает выбор места расположения автомобиля при пожаротушении.

Автолестницы-тягачи с полуприцепами отличаются от обычных не только большим объёмом перевозимого ПТВ, но и, как ни странно, более высокой манёвренностью, которая достигается путём управления задней осью полуприцепа. Для этого в хвосте прицепа есть специальная кабина для рулевого.

Очень распространены в США тяжёлые автолестницы с люльками, в которых вес несёт не сама лестница, а телескопическая стрела с прямоугольным сечением, как на коленчатых подъёмниках или автокранах. Собственно лестница опирается на эту конструкцию.

Автонасос с лестницей (quint ). Сочетает функции автонасоса и автолестницы. К нему примыкают машины типа squrt/telesqurt/telesquirt - автонасосы с невысокой водяной башней, к которой может быть прикреплена облегчённая раздвижная лестница. Такие машины не являются полноценными АЛ или АЦЛ, а скорее, представляют из себя автонасосы с расширенными возможностями.

Автомобиль дымоудаления (mobile ventilation unit). В СШАвентиляторы вывозятся на автонасосах и особенно автолестницах; АД в чистом виде очень редки. Они представляют из себя пикапы с открыто расположенным крупным вентилятором.

Штабные автомобили (command vehicle ). Могут представлять из себя что угодно - от легкового автомобиля до автопоезда с кухней, туалетом и спутниковой связью.

Спасательный автомобиль (rescue ). Эти автомобили очень разнообразны. Их принято разделять по классу (лёгкие, срдение, тяжёлые) и по типу кузова (walk-in или walk-around).

Лёгкий спасательный автомобиль делается обычно на шасси пикапа, средний и тяжёлый - на шасси грузового автомобиля, редко - тягача с полуприцепом.

В кузов типа walk-in можно зайти (иногда там есть и сидения) в кузове же типа walk-around отсеки доступны только снаружи, как в большинстве пожарных машин. Первый тип позволяет при необходимости использовать машину как штабной автомобиль, второй экономит место.

На спасательных автомобилях момет вывозиться самое различное оборудование - гидравлические ножницы, горноспасательное снаряжение, прожекторы, водолазное оборудование, компрессоры для наполнения воздушных баллонов и т. п.

Объектовые автомобили (industrial fire apparatus ) включают в себя все вышеперечисленные типы. От обычных они отличаются более мощным оборудованием (насосы и лафетные стволы большей производительности, магистральные рукава большего диаметра, цистерны и пенобаки большего объёма). Иногда на них устанавливают редкие для американских пожарных машин системы газового или порошкового тушения.

Аэродромные автомобили (crash truck , ARFF vehicle ). Тяжёлые автоцистерны на шасси повышенной проходимости с большим запасом воды и пенообразователя, мощными телеуправляемыми лафетными стволами, газовыми и порошковыми установками, иногда с пеноподъёмниками, на которых установлен специальный ствол для пробития фюзеляжа самолёта и подачи внутрь воды или пены (snozzle). На новых машинах применяются установки комбинированного тушения (twin agent systems), одновременно подающие пену и порошок из одного ствола.

Кроме основных аэродромных автомобилей, на дежурстве в аэропортах стоят пожарные автомобили других классов (АЦ, АНР, АЛ), а также лёгкие автомобили быстрого реагирования (fast attack vehicle, rapid intervention vehicle) для тушения самолётов до прибытия основных автомобилей.

Лесные автомобили (brush truck, forestry truck) . Автомобили повышенной проходимости на шасси пикапа или лёгкого грузовика.

Стоящий на этих машинах насос, как правило, может работать при движении автомобиля. Почти всегда на автомобиле есть рукавные катушки и специальные «лесные» рукава малого диаметра. Часто имеются системы пенообразования. На некоторых образцах на бампере установлены телеуправляемые стволы, а под кузовом - распылители. Автомобиль может быть защищён сварным наружным каркасом от повреждений в случае опрокидывания. Особая разновидность лесных пожарных автомобилей - т. н. bush breakers, т.е. автомобили, которые могут «проламываться» сквозь густой кустарник.

Многие производители предлагают т. н. drop-in units, то есть блоки из насоса, цистерны, рукавных катушек и т. п. Эти блоки закрепляются в кузове обычного пикапа, превращая его в лёгкий лесной пожарный автомобиль.

Пожарно-медицинские автомобили (transport engine , transport pumper ). Во многих городах США служба скорой медицинской помощи объединена с пожарной охраной. Поэтому существуют, хотя и в очень небольшом количестве, автонасосы с просторными кабинами, позволяющими разместить в ней не только расчёт, но и носилки.

Другая пожарная техника. Существует множество вспомогательных пожарных автомобилей: автомобили освещения, автомобили для борьбы с утечками опасных веществ (горючие жидкости и газы, ядохимикаты, радиоактивные отходы), автомобили для отдыха и медицинской помощи пожарным во время пожаров, передвижные воздушно-компрессорные станции, краны и эвакуаторы, передвижные пожаро-технические лаборатории, полевые кухни и т. д. и т. п. Многие автомобили выполняют сразу несколько перечисленных функций, например, освещение и наполнение воздушных баллонов.



Поделиться