Экспертиза ЗР: исследуем салонные фильтры. Супертест десяти салонных фильтров в Лефортовском тоннеле и лаборатории: есть ли толк от активированного угля? Тест рейтинг воздушных фильтров сакура

Первым серийным автомобилем, оснащенным салонным фильтром, был Mercedes-Benz S-класса серии W140 образца 1991 года. Теперь такие есть почти у всех машин. Но насколько они эффективны - и стоит ли переплачивать за более дорогие угольные? Мы решили проверить это на примере десяти образцов, предназначенных для седана Volkswagen Polo: два обычных фильтра и восемь - с активированным углем.

П роблемы начались еще на этапе приобретения в интернет-магазине. Дело в том, что салонные фильтры для Polo (они также подходят для автомобилей Skoda Fabia первых двух поколений, Seat Ibiza и Audi A1) бывают двух типоразмеров, отличающихся по ширине примерно на 5 мм, - в зависимости от модификации климатической установки. На седан, выпускаемый в Калуге с 2010 года, устанавливается «широкая» версия. А добрая половина купленных нами фильтров, включая оригинальные (!), несмотря на подбор по году выпуска автомобиля и типу кузова, оказались «узкими» - они попросту болтались в посадочном месте!

У автомобилей с продуманной конфигурацией климатической установки (Volkswagen Polo/Skoda Fabia/Seat Ibiza/Audi A1 как раз из таких) салонный фильтр меняется за считаные секунды

Оперативно купить переходную рамку (такая деталь есть в каталоге Фольксвагена) нам не удалось. Не смогли мы быстро приобрести и «широкие» фильтры марок Champion и BIG Filter. Поэтому первая десятка претерпела изменения: на испытания попали угольные фильтры фирм Bosch, Delphi, Filtron, Mahle, Mann+Hummel и Valeo, а честь пылевых «неоригиналов» отстаивал отечественный фильтр производства ООО ТД «ТСН-Авто». Плюс, само собой, пара оригинальных фильтров VW обоих типов - с дублирующей маркировкой micronAir (этот бренд принадлежит группе Freudenberg). А экзотику у нас представлял сделанный в Китае дорогущий (1500 рублей, дороже только «оригинал»!) антибактериальный фильтр российского бренда RAF.

Оба оригинальных фильтра подходят для Polo 2015 года выпуска? Не верьте каталогам интернет-магазинов! Тот, что сверху, поуже и будет болтаться в гнезде. А вам нужен нижний фильтр с боковинами потолще, именно его номер 6RO 819 653 следует использовать при подборе неоригинального заменителя

Как и десять лет назад на тестах фильтров для автомобиля Ford Focus (АР №8, 2006), эффективность улавливания вредных газов мы решили проверять не в лаборатории, а в Лефортовском тоннеле Москвы. Получасовой заезд начинался с минутной паузы после десятисекундного орошения лобового стекла омывающей жидкостью на основе изопропилового спирта. В точке, предписанной ГОСТом 51206-2004, за правым ухом водителя, пиковую концентрацию токсичного изопропила, как и прочих вредных веществ, с точностью до микрограмма на кубический метр измеряли газоанализаторы. Но к пятому заезду я и без их помощи мог запросто определить, какой «салонник» улавливает пары омывайки, а какой нет. Унюхать трехкратную разницу между простым пылевым фильтром и хорошим угольным смог бы любой не страдающий насморком!

Как определить подделку? Отсутствие маркировки Ростеста на фильтре говорит лишь о том, что салонные фильтры не подлежат в России обязательной сертификации. Лучше обратите внимание, аккуратно ли приклеены гофры, есть ли четкое обозначение модели и стрелки для ориентации изделия при установке

Тем не менее даже с самыми лучшими угольными фильтрами (ими оказались Mann+Hummel, Bosch и Mahle) содержание изопропанола в салоне в 30-50 раз превысило ПДК (предельно допустимую концентрацию) 10 мг/м³ ! Хоть изопропанол и относится лишь к третьему классу опасности («умеренно опасные вещества»), длительное воздействие его паров приводит к головной боли, рези в глазах и раздражению органов дыхания. Так что старайтесь орошать стекло незамерзайкой только в движении - и заранее включать рециркуляцию.

Испытания в Лефортовском тоннеле мы проводили при фиксированных настройках климат-контроля: температура 22°С, скорость вентилятора четвертая из семи, забор воздуха снаружи, распределение потоков - «только в лицо»

Показательно, что фильтры, хорошо улавливающие изопропанол, отлично справляются и с куда более вредным веществом - диоксидом азота (второй класс опасности). Качественный активированный уголь снижает концентрацию NO ₂ в 25-100 раз: с фильтрами Mann+Hummel, Bosch, Mahle и micronAir («оригинал») воздух в салоне Polo соответствовал даже строжайшим американским нормам - менее 0,01 мг на кубический метр!

Отобранный в районе крыши забортный воздух оказался в полтора раза чище, чем поступающий в салон через климатическую установку. Что лишний раз подтвердило давно известный факт: пассажиры закрытых автомобилей без угольных фильтров и датчиков качества воздуха дышат не менее вредным воздухом, чем баловни на кабриолетах

Кстати, более либеральные европейские и российские ПДК по диоксиду азота (0,04 мг/м³ ) с простыми пылевыми фильтрами оказались превышены лишь втрое, а не в четыре-пять раз, как десять лет назад. А несгоревших углеводородов СН, составляющих вместе с диоксидом азота основу городского смога в Лефортовском тоннеле, нынче стало в шесть раз меньше по сравнению с предыдущим тестом. Большинство салонных фильтров с активированным углем урезают их концентрацию вдвое: прокололись здесь только изделия марок RAF и Filtron.

Скорость воздушного потока на четвертой скорости вентилятора мы фиксировали там, где он наиболее ламинарен: в районе левого дефлектора. Но существенных отличий (более 5%) между новыми фильтрами мы не обнаружили, несмотря на двукратную разницу в создаваемом ими противодавлении (от до Па)
Во время испытаний фильтров на улавливание паров омывайки мы использовали жидкость на основе изопропилового спирта производства ООО «Экспохимтрейд» (г. Королев Московской области)">

Скорость воздушного потока на четвертой скорости вентилятора мы фиксировали там, где он наиболее ламинарен: в районе левого дефлектора. Но существенных отличий (более 5%) между новыми фильтрами мы не обнаружили, несмотря на двукратную разницу в создаваемом ими противодавлении (от 14 до 33 Па)
Во время испытаний фильтров на улавливание паров омывайки мы использовали жидкость на основе изопропилового спирта производства ООО «Экспохимтрейд» (г. Королев Московской области)

А опаснейшего формальдегида мы на этот раз не обнаружили вовсе. Что подтверждает данные Мосэкомониторинга: воздух в Москве и впрямь становится чище - благодаря в первую очередь росту доли автомобилей, чей выхлоп соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5.

Для тех, кто думает, что возможностей «салонника» хватит всего на несколько часов, мы специально протестировали еще и бывший полгода в употреблении угольный фильтр Mann+Hummel (пробег по Москве и области 6000 км). Он фильтровал диоксид азота хоть и менее эффективно, чем новый, но не хуже изделий Valeo и Delphi. Кроме того, многие автопроизводители уже несколько лет нормируют ресурс угольных фильтров именно по этому вредному веществу: за весь срок службы «салонник» обязан поглотить не менее двух граммов диоксида азота. На практике это означает примерно тысячу часов в душегубке Лефортовского тоннеля!

Концентрацию токсичных компонентов в салоне автомобиля мы регистрировали с помощью четырех газоанализаторов, главный из которых хемилюминесцентный Р-310А, фиксировавший содержание диоксида азота

Тест на пылеемкость, сопротивление потоку и степень фильтрации частиц размером до 0,3 мкм по международной методике ISO/TS 11155-1 для нас согласились сделать в лаборатории ООО «БИГ Фильтр». Так как изделий этой фирмы не было в нашей десятке, сомневаться в корректности испытаний оснований не было. Кстати, BIG Filter работает с Фольксвагеном: здесь делают модуль впуска для двигателей CFNA и ЕА 211 объемом 1,6 л калужской сборки.

Первый раунд, проверка сопротивления потоку при расходе воздуха 300 м³ /ч, остался за простыми пылевыми фильтрами: ТСН и micronAir («оригинал») создают противодавление всего в 14 и 18 Па соответственно, тогда как, чтобы «продавить» Mahle или Mann+Hummel, требуется 32-33 Па. Хотя на практике это не имеет существенного значения: замер скорости потока из дефлекторов на автомобиле показал, что со всеми десятью фильтрами она разнится не более чем на 5%.

Второй раунд - проверка эффективности фильтрации при тех же 300 м³ /ч расхода воздуха. Самыми «дырявыми» оказались инновационный антибактериальный RAF (51% частиц летит в салон!), дешевый ТСН, пропускающий мимо 38% пыли, и, увы, породистый Valeo (42%). Остальные семь фильтров в воздухе после себя оставляли не более 22% частиц размером 0,3 мкм.

Ну а третий раунд - ресурс. Он определяется по массе пыли в граммах, осевшей на фильтре до того момента, как его сопротивление потоку возрастет до 200 Па. И здесь ТСН (18,3 г), RAF (21,5 г) и Valeo (27,5 г), выражаясь боксерским языком, легли окончательно. Их ресурс в полтора-три раза ниже, чем у фильтров Mahle, Mann+Hummel и Bosch, вобравших в себя более 42 г пыли! Но еще хуже для поклонников фильтров без активированного угля, что даже оригинальное конвейерное изделие (micronAir) обладает пылемкостью всего 27 граммов. Иными словами, его нужно менять в полтора раза чаще, чем хороший угольный «салонник»!

Вот так выглядит автоматическая линия по производству салонных фильтров: фильтровальный материал из рулона сперва гофрируется, а затем приклеивается к боковинам - получается бесконечно длинная лента, которую автомат нарезает на готовые фильтры. Приклеивание торцевых платин, увеличивающих жесткость, - дополнительная операция. По их наличию или отсутствию, а также по массе фильтра (чем тяжелее, тем больше активированного угля) можно понять, какой производитель склонен экономить, а какой - нет

Итоги же таковы. Активированный уголь - это не маркетинговый обман, а реально работающая вещь, когда речь идет о качественных фильтрах именитых фирм. Да, он не улавливает угарный газ и другие вредные вещества с малым размером молекул. Но для борьбы с ними во многих современных автомобилях есть датчики качества воздуха, управляющие заслонкой рециркуляции в автоматическом режиме. Такими мультисенсорами (они реагируют не только на превышение ПДК угарного газа) нынче комплектуют не только Мерседесы и BMW, но и некоторые демократичные модели гольф-класса - например, Шкоду Октавию (с двухзонным климат-контролем).

Воздух в Москве становится чище, но в тоннелях концентрация вредных веществ всегда выше

Испытания доказали, что с салонными фильтрами правило «Не думай и бери оригинал!» не работает: «придворный» micronAir оказался по некоторым позициям похуже изделий других именитых фирм. В нашем случае лучшими были угольные Mahle, Mann+Hummel и Bosch.

Обычный же пылевой фильтр - это экономия на собственном здоровье. Активированный уголь способен смягчить удар по вашему здоровью от вдыхания диоксида азота и несгоревших углеводородов. Не пренебрегайте этим.

Редакция не занималась проверкой подлинности закупленных образцов.

Некоторые результаты испытаний салонных фильтров по методике ISO/TS 11155-1
Фильтр Скорость потока из дефлекторов, м/с Сопротивление потоку, Па Эффективность фильтрации, % Пылеемкость, г
ТСН 4,09 14 61,7 18,3
Bosch 4,13 26 79,7 42,6
Delphi 3,96 28 78,9 37,3
Filtron 4,12 27 78,9 27
Mahle 4,05 32 79,9 47,2
Mann 4,15 33 79,9 46,8
RAF 3,97 18 48,7 21,5
Valeo 4 25 58,3 27,5
Volkswagen (угольный) 3,99 27 79,3 40,7
Volkswagen (пылевой) 4,09 18 79,3 27
Некоторые результаты испытаний салонных фильтров в Лефортовском тоннеле
Фильтр Масса фильтра, г Углеводороды
(метан-гексан), мг/м³
Диоксид азота,
мг/м³
Спирты (изопропанол),
мг/м³
ТСН 98,2 2,95 0,111 1350
Bosch 308,7 1,42 0,001 424
Delphi 226,6 1,45 0,036 952
Filtron 146,7 3,03 0,059 800
Mahle 290,6 1,57 0,004 340
Mann 306,2 1,61 0,004 532
RAF 164,4 3,19 0,087 1143
Valeo 157,7 1,43 0,035 630
Volkswagen (угольный) 263,7 1,41 0,008 763
Volkswagen (пылевой) 81,9 3,04 0,1 1300
Б/у фильтр (Mann) 328,4 3,13 0,019 704
Без фильтра 0 3,21 0,134 1378

Микропоры активированного угля адсорбируют из воздуха крупные молекулы токсичных газов: диоксида азота, легких углеводородов (метан, пропан, бутан, пентан), ароматических углеводородов (бензол, толуол, ксилол) и паров спирта (как метилового, так и изопропилового).

Из них наиболее токсичным является NO ₂ , диоксид азота, - вещество второго класса опасности (к первому, наиболее опасному, классу относятся, например, ртуть и цианистый калий). Диоксид азота сильно раздражает слизистые оболочки. Уже при вдыхании небольшого количества растет сопротивление дыхательных путей - даже здоровым людям становится труднее дышать. Что уж говорить про больных. Тем более что диоксид азота делает человека более восприимчивым к патогенам: риск подцепить, к примеру, бронхит увеличивается.

Об опасности «кровяных ядов», угарного газа и моноксида азота NO, знают все: они связывают гемоглобин крови и делают невозможным перенос кислорода. Но СО и NO салонные фильтры не удерживают: их небольшие по размерам молекулы свободно проскакивают сквозь них. Для более глубокой очистки воздуха должны применяться достаточно сложные и громоздкие каталитические системы, установка которых в легковом автомобиле сильно затруднена (такими системами очистки воздуха оснащены, например, кабины карьерных самосвалов).

Простые системы кондиционирования не снижают содержание загрязняющих веществ внутри салона, а лишь создают ложную иллюзию безопасности: комфортны только температура и влажность воздуха, а концентрация вредных веществ внутри выше, чем снаружи! Для борьбы с токсичными газами наряду с салонными фильтрами с активированным углем желательно применение специальных датчиков, реагирующих на превышение ПДК по СО и NO и автоматически включающих режим рециркуляции.

Как выбрать правильный салонный фильтр

1. Выясните каталожный номер оригинальной детали и подбирайте салонный фильтр только по нему.

2. Удостоверьтесь в том, что выбранный фильтр плотно, без зазоров, устанавливается в посадочное место.

3. Чем меньше фильтр деформируется в руках, тем лучше: ниже вероятность неправильной установки. Наличие дополнительной рамки или приклеенных к торцам уголков увеличивает жесткость конструкции.

4. Фильтровальный материал обязательно должен иметь ламинированное покрытие со стороны, обращенной к вентилятору, дабы ворсинки с фильтра не попадали в систему вентиляции.

5. На фильтре должна присутствовать маркировка направления воздушного потока. Крайне желательны также обозначения «Верх» или «Низ», облегчающие ориентацию изделия при установке.

6. Угольный фильтр не обязательно должен быть запаян в полиэтилен: активированный уголь «срабатывается» только при циркуляции воздуха, которая фактически исключена внутри коробки, лежащей на складе или в магазине.

7. Когда размер коробки намного больше самого фильтра, это еще не свидетельство подделки. Многие производители предпочитают таким образом экономить на упаковке: за счет меньшего количества типоразмеров коробок.

8. Угольный фильтр надо выбирать по массе: следует предпочесть более тяжелый - в нем больше активированного угля.

Когда менять?

Ресурс салонного фильтра определяется отнюдь не пробегом, а временем, проведенным в движении или с включенным вентилятором, а также степенью запыленности и загазованности тех мест, где вы ездите. Предписанная большинством автопроизводителей периодичность замены минимум раз в год в Москве более чем оправданна. Кстати, ресурс моторчика вентилятора отопителя можно продлить, если вынимать и пылесосить фильтр дважды в год: осенью по окончании листопада и летом после сезона тополиного пуха и пыльцы, - это немного снизит сопротивление фильтра.

Против бактерий?

Декларируемые антибактериальные свойства фильтра RAF мы проверять не стали. Во-первых, он с обычной фильтрацией справился из рук вон плохо. А ­во-вторых, многие врачи и инженеры, занимающиеся системами вентиляции, скептически относятся к возможности борьбы с бактериями с помощью спецпропитки салонных фильтров. Ведь благоприятные условия для размножения микроорганизмов возникают возле испарителя кондиционера, а «салонник» отстоит от него далеко.

И главное (но об этом мало кто знает) - ни один салонный фильтр сейчас не делают из бумаги. Запрет прописан во многих технических требованиях к подобному виду изделий! Ибо целлюлоза предоставляет самые благоприятные условия для размножения бактерий. А еще автопроизводители хотят, чтобы материал не поддерживал горение. И потому современный салонный фильтр изготавливается только из нетканого синтетического фильтровального материала. Фактически любой из них можно считать антибактериальным!

Этот тяжелый и качественный фильтр, сделанный из дорогого трехслойного фильтровального материала, как две капли воды похож на изделие марки Mahle. Не совпадает только маркировка: фильтр сделан в Германии, а не в Чехии.

В этом нет ничего удивительного: «перекрестное опыление», ­бейдж-инжиниринг и перепаковка чужих изделий в порядке вещей в фильтровальной индустрии. Для нас, покупателей, это даже неплохо, покуда перепакованный фильтр под маркой Bosch продается в полтора раза дешевле, чем под родной маркой Mahle.

Отличные характеристики поглощения оксида азота, углеводородов и паров омывайки, отменный ресурс и низкий коэффициент пропускания пыли. И все это сочетается с доступной ценой - наш выбор!

Фильтры Mann+Hummel конструкторы и технологи питерской компании BIG Filter считают эталоном. И небезосновательно! Почти во всех видах испытаний Mann+Hummel неизменно оказывался в тройке лидеров, а небольшой проигрыш «оригиналу» по части улавливания легких углеводородов, по сути, укладывается в погрешность проведения эксперимента. Активированного угля в фильтровальном материале много, изделие достаточно жесткое (спасибо торцевым пластинам и уголкам-усилителям) и герметично встает в модуль климатической установки. А цена лишь немногим выше, чем у Боша. Рекомендуем!

Основательный и жесткий фильтр с торцевыми пластинами плотно входит в посадочное место - герметичность установки стопроцентная. Хороши и показатели во всех видах испытаний. А в улавливании паров омывайки, а также по пылеемкости (ресурсу) Mahle и вовсе безоговорочный лидер. Жаль, что этот фильтр гораздо дороже своего двойника под маркой Bosch при том, что все характеристики, судя по результатам наших испытаний, близки.

Оригинальный фильтр, маркируемый группой Freudenberg одновременно и как Volkswagen, и как micronAir, выглядит «пожиже» изделий Mahle, Bosch и Mann+Hummel. Во-первых, он лишен торцевых пластин, что уменьшает жесткость фильтра, и сидит на своем месте не столь плотно. Во-вторых, активированного угля в нем не так много, о чем свидетельствуют как меньшая на ­30-40 г масса по сравнению с лидерами, так и показания газоанализаторов.

Тем не менее оригинальный фильтр неплохо справляется как с оксидом азота, так и с углеводородами, отлично улавливает пыль и лишь немного уступает первой тройке в пылеемкости. Но у дилера такой стоит вчетверо дороже, чем Bosch и Mann+Hummel!

Обычного покупателя Delphi насторожит размером упаковки: в такую огромную коробку запросто поместилась бы пара фильтров. Не подделка ли? Точно нет. Ибо больше всего изделием фирмы Delphi будут восхищаться как раз технологи заводов по производству фильтров. Гофры приклеены к краю встык, без запаса в миллиметр-полтора, как у других, - особый технологический шик! Но, как и фольксвагеновский оригинальный фильтр, этот тоже лишен торцевых пластин, из-за чего встает в гнездо не очень плотно вследствие малой жесткости. Активированного угля здесь еще меньше, чем в оригинальном фильтре, поскромнее и пылеемкость. Словом, менять изделия Delphi придется чаще, чем Bosch или Mahle.

Угольный фильтр с самой демократичной ценой не отличается высоким качеством изготовления: гофры приклеены неровно, технологический отступ от края самый большой. К тому же он легче всех заходит в посадочное место и не держится там: выпадает под собственным весом. Поэтому возникают обоснованные сомнения в герметичности стыков.

Причем Filtron в полтора раза хуже середнячка Delphi справляется с диоксидом азота, плохо фильтрует пары омывайки, а главное, ресурс скромен: почти вдвое ниже, чем у лидеров. Потому и экономия выйдет мнимая: дважды меняя Filtron, вы заплатите больше, чем за Bosch, а качество очистки воздуха от ядовитых газов будет несравнимо хуже.

Если у иных фильтров можно посетовать на недостаток жесткости, то у Valeo ее просто нет: гофры произвольно изгибаются, как ребра у змеи. А надежное уплотнение обеспечивается только за счет чрезмерного натяга: Valeo на два миллиметра шире остальных!

Увы, ничем, кроме громкого имени и неплохого поглощения диоксида азота, Valeo похвастать не может. Ресурс фильтра, самого легкого из угольных, невелик, а эффективность фильтрации сажи и пыльцы одна из самых низких среди десяти образцов. При этом цена немаленькая.

С виду пылевой фильтр ­Volkswagen/micronAir выполнен менее качественно, чем его угольный аналог. Фильтровальный материал выглядит не столь презентабельно, в руках гнется сильнее, из гнезда выпадает под собственным весом. Хотя он самый легкий: всего 82 грамма, пушинка.

Но со своими прямыми обязанностями, улавливанием пыли, Volkswagen/micronAir справляется отменно - не хуже других породистых изделий. Плохо лишь то, что ресурс у него так же невелик, как у фильтров Valeo и Filtron: Mahle или Mann продержатся почти вдвое дольше. А если вспомнить, что простой пылевой фильтр никак не борется с токсичными газами, но стоит при этом дороже всех угольных неоригинальных изделий… Одно из самых нерациональных приобретений.

Дорогущий - в полтора раза дороже Mahle! - «инновационный» фильтр сделан в Китае. Его подлинность, кстати, можно проверить по уникальному коду. Но даже если поверить в то, что инновационное антибактериальное покрытие работает и его эффективность доказана Институтом иммунологии ФМБА России, как указано на упаковке, мы бы не советовали приобретать этот «фильтр категории Premium».

Со своими прямыми обязанностями «салонник» RAF просто не справляется. Больше половины частиц размером 0,3 мкм пролетает сквозь него не задерживаясь. Ресурс при этом скромный, а угля в фильтровальном материале так мало, что токсичные газы почти беспрепятственно проникают в салон.

И это единственный фильтр, чей фильтровальный материал не был заламинирован со стороны, обращенной к вентилятору. Ворсинки от него сами загрязняют воздух!

Невзрачный внешний вид с нежесткими выгнувшимися гофрами и криво приклеенной уплотняющей полосой поролона полностью соответствует выражению «Ну а что вы хотите за эти деньги?».

ТСН настолько дешев, что менять его можно чуть ли не каждый месяц. Причем делать это надо обязательно: пылеемкость самая низкая! Есть проблемы и с фильтрацией: почти 40% мелкой пыли пролетает сквозь ТСН беспрепятственно. А токсичных газов пылевой фильтр, естественно, не улавливает. Дешево - но, увы, не сердито.

Сейчас, когда есть практически в каждом новом автомобиле, производителям расходного материала уже нет необходимости говорить об их пользе. Остаётся лишь доказать, что именно их товар самый качественный, надёжный и прослужит долго. Задача надо сказать непростая, но и продажи на рынке воздухоочистительных систем для салона достаточно прибыльные.

Чтобы понять, какой фирмы салонный фильтр лучше выбрать, давайте сначала разберёмся, вообще, какие они бывают и в чём отличия различных типов, какие функции они выполняют.

Виды салонных фильтров

  • Обычные барьерные (чаще всего бумажные).
  • Угольные.
  • Угольные, нейтрализующие аллергены.
  • Электретные.
  • Угольные с наличием электретного слоя.

Важно знать, что самые лучшие элементы фильтрации воздуха должны быть выполнены только из синтетических материалов. Они не должны пропускать запахи и пыль, поглощать влагу. Иначе в случае накопления влаги в системе вентиляции стёкла будут запотевать, а зимой обмерзать.

Важно! В угольных моделях частички угля должны быть как можно мельче, так как только в этом случае они будут эффективно улавливать вредные вещества. Этот факт является неотъемлемым критерием качества салонного фильтра.

Об аналогах и оригиналах

Какой фирмы лучше выбирать? Покупать оригинал или не оригинал - это личное дело каждого. Тем более что оригиналы стоят на порядок дороже, а среди аналогов также есть качественные варианты.

Ниже приведена сравнительная таблица самых распространённых салонных фильтров, из которой можно определить рейтинг. Все салонные фильтры для автомобилей имеют в качестве порога для каждого параметра определённые величины:

  • Максимальный разрешённый коэффициент пропускания пыли должен быть не выше 10%.
  • Величина аэродинамического сопротивления чистого фильтра не должна превышать 50 мм вод. ст. Для засорённого фильтра этот показатель не может быть выше 150 мм. вод. ст.

Bosch пользуются высокой популярностью среди автовладельцев, так как компания постоянно стремится улучшить свою продукцию и ориентируется на современный рынок. Угольные модели этого бренда качественные и стоят относительно не дорого.

Bosch - это хороший, относительно бюджетный вариант качественного салонного фильтра. Их продукция не самая лучшая на рынке, всё-таки есть к чему стремиться, но со своей задачей очищения воздуха они справляются хорошо.

Ещё одним популярным производителем является Corteco. Их продукция пользуется спросом, имеет средние цены и высокое качество. Но как было сказано выше, должную фильтрацию воздуха может обеспечить лишь угольный фильтр, этот факт относится и к ним. Бумажные фильтры этого бренда стоят прилично, но также, как и остальные, лишь задерживают пыль, пропуская посторонние запахи и бактерии.

Но по данным сравнительной таблицы лучшими из приведённых являются фильтры марки Mann Filter (Чехия) и Raf Filter (Россия-Китай). Оба варианта имеют высокие показатели аэродинамического сопротивления и допустимый коэффициент пропускания пыли и вредных веществ. Также Raf Filter ещё предлагает варианты с антибактериальным и противогрибковым эффектом, что действительно является подтверждённым на практике.

Но есть и другие не менее популярные производители, которые уже достаточно долгое время пользуются высоким спросом. На их ставят ещё на заводе.

Что касается знаменитого Eiken, чаще всего его можно встретить на японских авто. Это, конечно, один из старейших производителей и о качестве свой продукции они позаботились хорошо.

В производстве даже бюджетных фильтров используется специальное полотно, которое на протяжении всего срока службы не теряет своих свойств и надёжно защищает салон автомобиля от вредных веществ и неприятных запахов.

Valeo также является одним из дорогих и качественных производителей расходных элементов для системы фильтрации воздуха в автомобиле. Их угольные фильтры и сопутствующие товары стоят дорого, но компания держит марку и можно быть спокойным, что вы потратите свои деньги не впустую. После установки их продуктов, посторонние запахи с улицы в салоне авто пропадают вообще.

К хорошим и проверенным электретным фильтрам относится и VIC. Их фильтры на 99% очищают воздух в салоне от проникновения бактерий, вирусов и запахов извне. Они изготавливаются из специального нетканого полотна с высокой грязеёмкостью и электретным покрытием. Такое покрытие способно улавливать до 98% различных частиц размера от 5 до 100 микрон, сюда относятся пыль от цемента и шин, пыль, орбикулы, бактерии, дым и т. д. марки VIC реально являются одними из лучших в своём роде, но и стоят они весьма прилично.

AMD покупать не стоит, не обольщайтесь его невысокой стоимостью. Его функциональные характеристики также не на высоте. У него маленькая площадь фильтрующей поверхности, также плохой коэффициент пропуска пыли и аэродинамического сопротивления, со своей задачей этот фильтр не справляется. Единственное что в нём хорошо - это привлекательно-низкая цена.

Также не очень хорошими фильтрами являются: Fram, Goodwill и Mahle. Фильтрующая поверхность у них маленькая, показатели пропуска пыли прямо скажем не очень. Зато стоимость средняя относительно хороших фильтров. К сожалению, к ним не подходит выражение «цена-качество».

Последний фильтр из таблицы Denso Японского производства, он достаточно хорошо справляется со своей задачей, на «отлично» фильтрует воздух и убирает запахи, но всё-таки до Vic ему далеко. Отрицательным качеством его является слишком завышенная цена, которая не соответствует реальным характеристикам продукта.

Ну и напоследок о самом лучшем фильтре российского производства - это марка «Невский фильтр» с содержанием активированного кокосового угля. Цена нашего варианта приемлемая, но зато качество на высоте. Продукция «Невского фильтра» вполне может конкурировать с иностранными производителями, такими как Bosch и Corteco. Но есть у него и значительный минус, его практически нет в интернет-магазинах, поэтому заказать с доставкой на дом вряд ли удастся.

Предложения на рынке очистительных систем для автомобилей постоянно растут, появляются всё новые фирмы и нужно быть осторожными, выбирая непроверенного производителя. Не забывайте о том, что высокая цена не всегда является показателем хорошего фильтра, в некоторых случаях вам предлагают переплатить за бренд в ущерб качеству.

В отношении фильтров — больше чем в отношении любых других компонентов — потребитель не в состоянии на глаз или на ощупь дать оценку их качеству. Поэтому во многом понятие качества подменяется внешним видом и узнаваемостью бренда. Мы решили взять на лабораторный ресурсный тест воздушные фильтры восьми известных производителей и выяснить, кто и как справляется со своими обязанностями.

У нас в руках одни из самых известных и распространенных воздушных фильтров для популярной модели автомобиля Volkswagen, среди которых продукция BIG Filter, Champion, Mann-Filter, Bosch, Fram, Mahle, Filtron и Sakura .

Разброс в ценах получился ощутимый, поэтому при первоначальном осмотре мы разместим их по стоимости в порядке возрастания. Но сначала смотрим, кто и как подошел к вопросу упаковки и производства.

Единой концепции упаковки у производителей нет — каждый сам решает, какой она будет. Основных аспектов два: имиджевый и функциональный. Первый главным образом влияет на узнаваемость. Есть варианты ограниченного цветового решения, есть полноцветные варианты оформления, есть варианты типа ОЕМ (заводской поставки) — просто картонная или белая упаковка, без брендовой «раскраски».

Последний вариант, без применения краски, становится все более популярным благодаря экологическому тренду. Плюс, конечно, экономия: любая цветная коробка — это типографское изделие, требующее дополнительных расходов. Поэтому скромно оформленная упаковка не является недостатком продукции, это лишь осознанный выбор, который все чаще делают и гранды рынка в том числе.

Функциональный параметр — главное, на что ориентируются и потребители, и дистрибьюторы, и розничные продавцы. Применяемость, номер фильтра, аналоги, штрих-код для работы на складе — все это должно быть в обязательном порядке. Причем информация может быть как напечатанной как на самой коробке, так и в виде стикера — последний вариант более распространен.

Два важных требования: плотность картона и подгонка под размер. Очень часто скромная внешне упаковка сделана из куда более качественного картона, который лучше уберегает содержимое, в частности, поддающийся внешним воздействиям воздушный фильтр.

Подгонка упаковки в размер фильтра обеспечивает всей конструкции дополнительную жесткость. Если есть зазор, особенно при неплотном картоне, могут возникнуть проблемы при транспортировке. Правда, при больших масштабах производства вынужденно делается некий усредненный размер упаковки, которую используют сразу для нескольких типов фильтров. Такой вариант экономии имеет право на существование, правда, желательно использование качественного плотного картона.

Поскольку на складах воздушные фильтры чаще всего стоят как книги, стандартное место нанесения информации расположено на торце. Любой другой выбор места ее расположения вызывает сложности в идентификации

Метод испытания

Испытательный стенд для воздушных фильтров построен по стандарту ISO 5011, применяемому для проверки данных компонентов, — и использует все методики проверки.

Проверяемый фильтр устанавливается в родном корпусе (идеальный вариант для испытания). Далее с помощью вентилятора имитируется нагнетание разреженного воздуха, как при обычном движении. Расход воздуха должен быть таким, какой двигатель использует при номинальной мощности.


Первый параметр — начальное сопротивление. (вспомогательный, напрямую участвует в определение пылеемкости) Он демонстрирует, какое сопротивление оказывает фильтр воздушному потоку, насколько «легко дышать» двигателю, оборудованному таким фильтром. Его величина напрямую определяет ресурс фильтрующего элемента. Чем выше это значение, тем ниже ресурс. Зависит начальное сопротивление исключительно от конструкции, оформляющей воздушный тракт двигателя, размеров окна, перекрытого фильтрующим элементом, материала, использованного для изготовления шторы, и ее параметров (размера гофр и их количества). Поскольку при сравнительных испытаниях использовались один и тот же корпус, переходники и устройство подачи, то факторами, определяющими начальное сопротивление, стали материал шторы, размеры гофр и качество изготовления.


Второй параметр — пылеемкость. Это, собственно, ресурс как таковой. Нижней границы у этого параметра нет. Верхней, в принципе, тоже нет, но чем этот показатель больше — тем лучше. Изготовитель автомобиля регламентирует его требованием «не менее...». Ключевым фактором, определяющим этот параметр, является площадь фильтрующей поверхности шторы. Как интегральный показатель он оценивает ее форму, геометрию и размеры. Вторым по значимости фактором являются свойства материала шторы (воздухопроницаемость, средний и максимальный размер пор). Разделение на «первый» и «второй» факторы по значимости очень условное, поскольку они в значительной степени влияют один на другой. Геометрия определяется при проектировании раньше чисто хронологически, поэтому в данном описании этот фактор и объявлен первым.


Третий параметр — эффективность фильтрации. Он показывает, какое количество пыли, поданной на вход, задержал фильтр. Чем выше этот параметр, тем лучше. По значимости он важнее, чем два предыдущих, при сравнении фильтрующих элементов оценивается первым, и только при равных величинах эффективности эти элементы можно сравнивать по остальным параметрам.

BIG Filter — 297 рублей

Самый доступный по цене фильтр петербургского производителя. Уплотнение корпуса сделано из вспененного полиуретана, правда отлито оно неровно. Последний параметр допускается официально, поскольку никак не влияет на работу фильтра. К проклейке никаких претензий нет, на пластинах присутствуют ребра жесткости. Бумага плотная, с фенольной пропиткой. За исключением не самой аккуратной обрезки, никакой экономии не видно.


Filtron — 354 рубля

Фильтр выполнен не самым аккуратным образом, с наплывами облоя, хотя бортик каркаса наиболее приближен к оригинальной конструкции. Присутствуют ребра жесткости. Проклейка качественная, полная. Бумага темнее, чем у других фильтров, что может говорить о термообработке.


Fram — 477 рублей

Конструкция типовая, гофрированная бумага не подвержена слипанию, качество проклейки идеальное, полиуретановый уплотнитель и пластина сделаны как на оригинале. Небольшой облой по краям рабочей поверхности на функциональность фильтра не влияет. Пластиковый каркас чуть проще, чем на оригинале.


Champion — 510 рублей

Качественно и аккуратно изготовленный фильтр. Полная копия оригинала и по уплотнению, и по пластине. Первое, что бросается в глаза, — белая бумага (это исходный цвет сырья с акриловой пропиткой, любой цветовой оттенок говорит о применении фенольной пропитки или термофиксации).

Пропитка бумаги бывает акриловая (белый цвет) и фенольная (желтый). Темный цвет означает, что фильтр подвергся термофиксации, чтобы держал форму. Правда, последний параметр больше актуален для топливных и масляных фильтров, где рабочая поверхность напрямую взаимодействует с плотной жидкостью.


Bosch — 591 рубль

Изготовление в целом качественное. Так же как и в случае с Fram, присутствует небольшой облой. Применена тонкая бумага, благодаря чему увеличено количество гофр. Опять-таки, это выбор технологии конкретной компании, не влияющий на качество. Однако по опыту можно сказать, что применение тонкой бумаги уменьшает пылеемкость. Проклейка сплошная, но гофрирование неровное, неравномерный шаг — при потоке воздуха рабочая поверхность может схлопываться.


Mahle — 648 рублей

Фильтр сделан неаккуратно, с самым большим количеством облоя. Отсутствуют ребра жесткости на каркасе — это влияет на акустический комфорт, в реальных условиях такой фильтр может «гудеть». При этом сама пластина — полиамидная, а не полипропиленовая, то есть сделана из более дорогого пластика. К шторе претензий нет, все качественно проклеено.


Mann-Filter — 653 рубля

По геометрии фильтрующего слоя заметно отличается от оригинала: больше сечение с полукруглыми краями — фирменная черта Mann-Filter. Это говорит о способе применяемой технологии изготовления в конкретной компании и не влияет на качество или функциональность фильтра. Продольные полосы на бумаге говорят о внутренней/наружной стороне при изготовлении. Штора идеальная, проклейка полная, без каких-либо зазоров.


Sakura — 710 рублей

Самый дорогой из тестируемых фильтров и единственный, который был дополнительно завернут в целлофан. Пластиковый каркас без ребер жесткости, так же как и Mahle. Как и в случае с Bosch, применена тонкая бумага, однако сделано все аккуратно, с минимальным облоем и полной проклейкой.


Результаты испытаний

По результатам эффективности лучшие результаты показал фильтрующий элемент LX 2010 (Mahle). Это можно объяснить высокими фильтрующими свойствами материала, использованного при изготовлении. А в совокупности с другими параметрами этот фильтр может быть признан лучшим во всей группе испытанных образцов.

На втором месте, но только по величине эффективности фильтрации, стоит Fram. Несмотря на разницу всего в 0,01%, этот экземпляр очень далек от первого. Пылеемкость он показал самую низкую (107,6 граммов). Объяснить это можно использованием слишком плотного материала для шторы данного размера. При таком высоком начальном сопротивлении, как у этого образца, результат не мог быть другим.

Хорошую эффективность — на уровне 99,2% — показал фильтр Sakura. Но, как видно из величины пылеемкости (111 граммов), достигнут этот параметр за счет значительного снижения эффективности ресурса. Возможно, в данном случае такой результат получен не по параметрам материала шторы, а из-за низкой площади фильтрации. У данного образца он минимальный.

Следом по эффективности идет BIG Filter со значением 99,18%. От третьего места он отстал на 0,02%, но с массой набранной пыли 181,5 грамма. В целом достойный результат по совокупности параметров.

На пятом месте — Bosch с эффективностью 99,12% и пылеемкостью 135 граммов. Столь посредственные результаты можно объяснить неудачной конструкцией фильтрующей шторы. У данного образца максимальная площадь фильтрации из всех представленных. Достигнута она за счет большого количества гофр, что при установке приводит к значительному уплотнению «карманов» и, как следствие, высокому начальному сопротивлению и снижению ресурса.

Результат Filtron — 99,11%. Но пылеемкость у него значительно больше — 144,3 грамма. Низкую пылеемкость по сравнению с предыдущими образцами можно объяснить малой площадью фильтрации шторы и материалом со средними параметрами.

На седьмом месте — Champion со значением эффективности 98,61. Данная величина находится на грани допустимого значения конечной эффективности автомобильного фильтра (99%). Такой результат, при учете пылеемкости в 191,1 грамма, можно объяснить использованием посредственного материала для изготовления шторы — слишком большие поры в бумаге для такого размера и конструкции.

Самую низкую эффективность, к огромному удивлению, показал Mann-Filter — 96,73%. Чем вызваны такие неважные результаты столь известного бренда, сказать затруднительно. По всем остальным параметрам образец выглядит вполне достойно. Пылеемкость у него просто оглушительная — 234,6 грамма! Возможно, в образце имел место дефект, не выявленный при внешнем осмотре, поэтому для установления всех причин необходимо детальное исследование. Но предпочтительнее провести испытания нового образца, а еще лучше — трех образцов, и уже тогда сделать заключение о данной модели.

Каков итог?

Как неоднократно показывали наши испытания, стоимость компонента и раскрученность бренда не являются определяющими показателями его качества и эффективности работы, однако могут гарантировать необходимый показатель надежности.

Если брать в общем, то лучшим в этом тесте мы признаем воздушный фильтр Mahle. По двум важнейшим параметрам (пылеемкость и эффективность) он занял первое и четвертое места, что при цене чуть выше среднего делает его оптимальным по всем характеристикам.

Второе место делит целая группа фильтров, параметры которых достойны хорошего отзыва, хотя каждый из них и не является лидером в отдельных испытаниях. Это продукция BIG Filter, Mann-Filter и Champion. Отметим, что BIG Filter при хороших результатах имеет самую низкую цену. А если бы не досадный проигрыш Mann-Filter по эффективности, возможно, и лидер этого теста был бы другим.

В аутсайдерах — фильтры Bosch, Filtron, Sakura и Fram. Однако, отставание этих брендов можно назвать относительно условным - на 1-2 балла от второй группы. Выделяется только фильтр Sakura, который при невысоких параметрах оказывается самым дорогим в тесте.

Двигатели ненавидят пыль всеми частями своего организма. Чтобы у них не возникла аллергия (от которой, кстати говоря, можно и помереть), конструкторы оснащают их фильтрами: масляными, воздушными и топливными. Их необходимость всегда была очевидна - в отличие от салонных фильтров, которые появились на свет гораздо позже.

Чем дышат водитель и пассажиры? А чем придется. Особенно если откроют окно: в этом случае фильтром работает разве что нос. Но даже при закрытых окнах через решетки приточной вентиляции так и норовит пролезть в салон пыльца, тополиный пух и просто пыль всех мастей. Оседает всё в наших легких. Когда это дошло до всех, спорить о необходимости салонных фильтров перестали. Теперь практически на любую машину продается с десяток разномастных изделий, готовых глотать пыль по мере своих возможностей. Понятно, что возможности у них при этом разные.

Сравнить таланты различных салонных фильтров мы решили на примере популярных Hyundai Solaris и Kia Rio. Приобретенные изделия показаны на фотографиях. Разброс цен почти десятикратный: от 175 до 1100 рублей. Тем интереснее узнать, обнаружится ли взаимосвязь цены с качеством.

Испытания проходили в НАМИ, на аттестованном стенде ЦЛИ. В качестве искусственного загрязнителя применяли кварцевую пыль с удельной поверхностью 5600 см²/г. Расход воздуха - 20 м³/ч, длительность испытания каждого образца - 20 минут. Измеряли средний коэффициент пропуска пыли: чем ниже измеренная величина, тем лучше фильтр задерживает загрязнения. Определяли аэродинамическое сопротивление фильтров в чистом и загрязненном состояниях: чем ниже сопротивление, тем легче фильтр пропускает через себя воздух в салон. Кроме того, оценили площадь фильтрующей поверхности у каждого изделия. Все полученные результаты относятся только к конкретной выборке изделий и не могут быть применены для оценки качества продукции в целом.

В качестве условного порога для каждого параметра эксперты рекомендуют следующие величины. Максимально допустимый коэффициент пропуска пыли не должен превышать 10%. Аэродинамическое сопротивление чистого фильтра не должно быть выше 50 мм вод. ст. Для загрязненного фильтра максимально допустимый показатель - 150 мм вод. ст. Результаты испытаний сведены в таблицу. Наше мнение о каждом изделии приведено в подписях под фото, которые мы расположили в алфавитном порядке.

А вывод таков: цена не всегда говорит о качестве изделия: из понравившихся нам изделий лишь одно достаточно дорогое. Счастливого пути и чистого воздуха!

За 15 тыс. км салонный фильтр может потяжелеть даже на 150 граммов. Это и есть масса той пыли, которая могла попасть в салон и осесть на деталях интерьера и в легких пассажиров. Чем не доказательство полезности воздушных фильтров салона!

Наши отцы и деды даже не подозревали о том, что воздушным фильтром в автомобиле будет оснащен не только двигатель, но и… салонное пространство. Однако для нас это уже не фантастика, а обыденность. Правда, не все знают, какими бывают фильтры и как часто их нужно менять.

Для начала сделаем экскурс в историю. Салонные фильтры в конструкции автомобилей появились в начале 90-х годов прошлого столетия (впервые им оснастили Mercedes S-класса W140 1991 г.) в период бурного роста интенсивности дорожного движения в развитых странах. Сначала это были обычные бумажные фильтры, аналогичные воздушным фильтрам двигателя, затем появились многослойные конструкции из синтетического материала, в которых каждый слой отвечал за очистку воздуха от частиц определенного размера. Следующий этап - угольные салонные фильтры, в конструкции которых использовался активированный уголь. Подложка из этого материала, которому придали пористую структуру, способствует очистке всасываемого в салон воздуха от вредных химических соединений, содержащихся в отработавших газах автомобилей. Чуть позже угольные фильтры усовершенствовали - их конструкция стала многослойной: бумажный фильтрующий слой, угольный и из синтетического волокна с электростатическим зарядом. В самых современных системах очистки воздуха также имеется антимикробный реагент, добавляемый в систему фильтрации для очистки воздуха от микробов и бактерий.

Теория выбора

Наиболее распространенные салонные фильтры - синтетический (из синтетических волокон) и угольный (с прослойками из синтетических волокон). При эксплуатации автомобиля в мегаполисах предпочтительнее второй вариант. Если же вы живете в небольшом городке или поселке и в условиях загазованности ездите очень редко, то вполне подойдет и более дешевый обычный фильтр. Правда, от этого варианта стоит отказаться, если вы или ваши пассажиры страдают от аллергии во время весеннее-летнего цветения.

Еще одно преимущество фильтра салона - он уменьшает загрязняемость радиатора-испарителя кондиционера. Это очень важно, так как на его поверхности конденсируется влага. Данный фактор в совокупности с теплом и скапливающимся на поверхности мусором провоцирует образование идеальной среды для размножения различного рода микробов. А в период «осыпания» тополиного пуха, когда температура часто позволяет не пользоваться кондиционером, а открывать окна, результатом такой вентиляции будет обилие пуха в салоне. Поэтому лучше пользоваться штатным вентилятором, прогоняющим воздух через салонный фильтр.

Тонкости ТО

В украинских дорожных реалиях салонный фильтр нужно менять не реже, чем через 15 тыс. км. Повышенная запыленность воздуха на наших дорогах не позволяет затягивать период его эксплуатации. В противном случае повышается нагрузка на электровентилятор системы (снижается его ресурс), ухудшается вентиляция салона, а плохая обдуваемость радиатора-испарителя кондиционера (климат-контроля) приводит к его обмерзанию и дополнительному снижению эффективности охлаждения внутреннего пространства.

При эксплуатации в особо запыленных условиях в промежутке между заменами фильтр (бумажный, синтетический, угольный) можно обслуживать путем продувки сжатым воздухом (с компрессора или пылесоса), а синтетический - еще и мойкой с использованием жидкого моющего средства (но не стирального порошка, после высыхания которого в салон полетит мелкая белая пыль).

По собственным ощущениям отмечу, что в условиях столичных пробок с повышенной загазованностью угольный фильтр эффективно поглощает ароматы отработавших газов примерно до 5 тыс. км. Продувка фильтра в этом случае не помогает, поэтому он продолжает очищать воздух только в основном от пыли, пыльцы и других частиц.

Признаки загрязнения фильтра:

  • снижается производительность системы вентиляции, отопления и кондиционирования, что проявляется малым потоком воздуха при включении вентилятора на полную мощность;
  • быстрее запотевают стекла во влажную погоду (при выключенной рециркуляции воздуха, когда он поступает снаружи);
  • появляется неприятный запах при включении рециркуляции воздуха в салоне

Пробег



Поделиться