Как правильно уходить от лобового столкновения. Автокатастрофы: угроза современному человечеству - Лобовое столкновение

Несомненно, любое ДТП – это крайне неприятное происшествие, которое нередко заканчивается трагедией. Однако, как бы ни хотелось сторонам побыстрее все забыть, в любом случае, необходимо определить виновника и оценить причиненный ущерб. Помочь в выполнении такой задачи может правильная классификация вида ДТП и воссоздание общей картины событий, частью которой является скорость движения обоих автомобилей.

Расчет скорости, и как происходит лобовое столкновение

Многие автолюбители считают, что при столкновении двух машин лоб в лоб их скорости суммируются, и конечный результат окажется таким же, как при столкновении одного автомобиля на суммарной скорости об бетонную стену.

То есть предположим, что два транспортных средства перед столкновением двигались со скоростью 65 км/ч каждое, но будет ли это означать, что один такой автомобиль, врезавшийся на скорости 130 км/ч в бетонную стену, получит такие же повреждения, как и машины в предыдущем варианте? Складываются ли скорости при лобовом столкновении? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

При столкновении транспортных средств все происходит буквально за считанные секунды, в течение которых каждый из автомобилей деформируется, либо полностью разрушается. Основными факторами, влияющими на силу разрушений, выступает конструкция машин и их скорость, а по линии удара действует ударный импульс. Направленность этой линии в процессе столкновения зависит от направления и скорости перемещения двух тел. Если транспортные средства передвигались на разных скоростях, то и линия удара пройдет под меньшим углом по отношению к оси машины, движущейся с большей скоростью.

В то же время, рассматривая столкновение транспортного средства с каким-либо препятствием, в этом процессе можно выделить два последующих этапа: момент соприкосновения (считается до момента максимального сближения) и момент перемещения транспортного средства , который длится до самого разъединения автомобилей. Первый этап характеризуется частичным переходом кинетической энергии движения в потенциальную тепловую энергию, энергию упругой деформации и т.д. С началом второго этапа, полученная потенциальная энергия деформации снова трансформируется в кинетическую энергию транспортного средства. Если же речь идет о неупругих телах, то удар закончится уже на первом этапе.

Даже если предположить, что машина двигалась с небольшой скоростью, ее кинетическая энергия будет достаточно большой, а удар в неподвижную стену с большой массой приведет к поглощению всей его энергии. Прочная и жесткая стена почти не деформируется.

Конечно, нельзя сказать, что удар о каменную стену будет полностью идентичным столкновению двух одинаковых легковых машин. К примеру, если одно транспортное средство движется быстрее другого, то суммарная энергия, выделяемая при столкновении, будет меньше аналогичного показателя в предыдущем случае. Более легкий автомобиль или транспортное средство, передвигающееся с меньшей скоростью, получит больше энергии, чем та, которую они имели до момента столкновения. То есть, выясняя, суммируется ли скорость при лобовом столкновении, необходимо понимать, что прибавить необходимо не этот показатель, а импульсы – сочетание скоростей и масс.

Энергия тратится на деформацию (сопровождается выделением тепла) и упругую деформацию с изменением импульса (скорости по модулю направления). Баланс данных деформаций определяется начальными условиями ДТП, а конечный результат исходит из баланса происходящих деформаций. Таким образом, происходит гашение импульсов.

Распространенные причины лобовых столкновений автомобилей

Если вас интересует, как можно избежать лобового столкновения, тогда нелишним будет знать о возможных причинах, которые приводят к подобной неприятности. Так, в большинстве случаев столкновение транспортных средств является результатом обгона с выездом на полосу встречного движения, объезда разных препятствий (в том числе и других припаркованных автомобилей), пересечения перекрестков (в особенности кольцевых), а также следствием опережения с перемещением в крайнюю левую полосу и перестроения.

Также нельзя не вспомнить и о превышении скоростного режима, что также является частой причиной создания аварийных ситуаций на дорогах. Такое поведение особенно опасно, если автомобилист не владеет основными навыками вождения, вследствие чего машина может опрокинуться (особенно актуально для условий гололеда).

Обратите внимание! Согласно информации, предоставляемой ГИБДД, большая часть лобовых столкновений происходит именно в зимний период, когда поверхность дороги покрывается ледовой коркой, а водители оказываются неподготовленными к подобным погодным условиям.

Нередко первопричиной ДТП также становится излишняя самоуверенность водителей. Решившись обогнать движущееся впереди транспортное средство, далеко не все автомобилисты правильно оценивают скорость автомобиля, едущего по встречной полосе, и попутных транспортных средств. Кроме того, из поля их зрения исчезают различные оптические эффекты, возникающие в результате ограниченной видимости и плохих дорожных условий.

Частой причиной лобовых столкновений автомобилей можно назвать и усталость водителя, который просто засыпает за рулем и несознательно направляет свое транспортное средство на полосу встречного движения. Такое нередко случается с водителями габаритных фур, а понять, что человек спит за рулем, можно, исходя из динамики разгона машины на встречной полосе и траектории ее движения.

Интересно знать! Зарубежное издание «Форбс» называет основной причиной лобовых аварий пьянство водителей. Не секрет, что даже небольшое количество алкоголя в крови человека заметно снижает его реакцию на все происходящее, из-за чего в той же Америке происходит половина всех аварий на дорогах.

Что касается отечественных автолюбителей, то можно с уверенностью сказать, что это далеко не единственное основание для роста аварийных ситуаций на дорогах. Водитель может потерять контроль над управлением автомобиля и вследствие заноса, блокировки руля или выезда на плохой участок дороги.

Так как же уйти от лобового столкновения на трассе, если на вас несется неуправляемый автомобиль? Главное – это постараться избежать удара лоб в лоб , поскольку в таком случае повреждения автомобиля и травмы пассажиров часто оказываются более значительными, чем при других вариантах столкновений (например, при ударе по касательной). Поэтому, первое, что нужно сделать в непредвиденной ситуации – это сбросить скорость и постараться затормозить и только после этого начинать действовать рулем.

Однако, если вы видите, что лобовое столкновение все равно неминуемо, лучше направить авто в сторону от дороги. В любом случае, въезд в кустарник, кювет или сугроб будет менее опасным, чем встреча с встречным транспортом (конечно, больших деревьев, столбов или стен также лучше избегать).

Важно! При лобовом ударе подушки безопасности не срабатывают, поэтому единственное, что может спасти водителя и пассажиров – это ремень безопасности.

Кроме того, как только вы заметили, что встречное авто выехало из своей полосы движения и оказалось практически рядом с вашей машиной, лобовому удару лучше предпочесть касательное столкновение с попутным транспортным средством. Этот совет актуален и для ситуаций, когда на дороге появляется неожиданное препятствие (например, крупное животное), и у вас нет возможности уйти от встречи с ним.

Достаточно большое количество тяжелых или даже смертельных травм появляются вследствие ударов в боковые части транспортного средства. В том случае, когда вы не сразу заметили приближающийся сбоку автомобиль, а остановка собственного транспортного средства точно приведет к столкновению, постараться уйти от него можно и с помощью увеличения скорости. Нужно понимать, что попытка предотвращения лобового столкновения с одним автомобилем всегда может закончиться встречей с другим.

Знаете ли Вы? Согласно официальной статистике ГИБДД России, за первое полугодие 2016 года (с января по июнь) в ДТП погибло больше 8 000 человек, а причиной 34,3 тыс. аварий стало низкое качество дорожного покрытия. В сравнении с прошлым годом, рост подобных ДТП составил 7,8%.

Что делать, если столкновения не избежать

Из-за растерянности многие водители не успевают вовремя среагировать на появившуюся опасность, и часто предпринимать какие-либо действия для ухода от столкновения с летящим на вас автомобилем уже поздно.

Что же делать при лобовом столкновении? На самом деле вариантов у вас немного, и помимо уже описанных действий, основным из которых является попытка ухода от удара лоб в лоб, все, что вам остается, – это предупредить остальных участников дорожного движения об аварийной ситуации. Вполне вероятно, что звуковой или световой сигнал подействует и на водителя встречного транспортного средства, выводя его из ступора. Так, раздающийся в такие моменты громкий сигнал действует как раздражитель, способный привести в чувство растерявшегося или усталого человека.

Однако, если несущийся на вас водитель потерял контроль над своим транспортным средством, то таким образом вы только сможете предупредить остальных водителей о неизбежной аварии, хотя и это уже немало.

Хорошо, если в критической ситуации вы оказались пристегнуты , но если это не так, постарайтесь быстро лечь набок, перебравшись на пассажирское сиденье – это избавит вас от опасных травм от летящих предметов. Пристегнутому водителю также необходимо закрыть руками лицо, что поможет защитить глаза и лицо от осколков разбитого стекла, а также быстро убрать ноги с педалей (так вы убережете себя от серьезных переломов стоп и голеней).

Как бы там ни было, но в любой ситуации стоит сохранять спокойствие и не поддаваться панике. Только так вы сможете сориентироваться и сделать все возможное, чтобы максимально снизить возможность получения повреждений.

Обратите внимание! Разговор по мобильному телефону в процессе управления транспортным средством увеличивает риск аварийной ситуации в четыре раза, а если водитель еще и сообщения додумался набирать, то вероятность получения повреждений при лобовом столкновении увеличивается в целых шесть раз. Скорость реакции водителя в такой ситуации снижается на 9% и 30% соответственно.

Не дай вам Бог на полном ходу врезаться в дерево или стену. И уж совсем страшные последствия влечет за собой лобовое столкновение: ведь к вашей скорости фактически добавляется скорость встречной машины. А энергия, как учат в школе, пропорциональна квадрату скорости - в общем, о последствиях жутко думать.

Между тем, если все-таки подумать и вспомнить школьную физику, то... получается неожиданный вывод. Складывать скорости вовсе не нужно! И если, к примеру, на трассе сталкиваются лоб в лоб две одинаковые легковушки, двигавшиеся с равными скоростями, то энергия удара для каждой из них будет определяться только ее скоростью и массой. Иными словами, последствия для нее окажутся примерно такими же, как от удара в неподвижную стену! А вовсе не удвоенной и не учетверенной.

Непонятно? Между тем все просто - ситуацию описывал еще Яков Исидорович Перельман в своей «Занимательной механике». Действительно, если предположить, что в момент удара одна из машин стояла на месте, то очевидно, что последствия такой аварии будут куда менее страшными, чем при ударе в массивную неподвижную стену. Два столкнувшихся таким образом автомобиля продолжат движение и будут отброшены довольно далеко от точки столкновения; при этом энергия деформации поделится между ними, грубо говоря, пополам. А вот если тупо вмазаться в стену, то никакой траты энергии на перемещение уже не будет: вся накопленная энергия израсходуется на . Если же теперь предположить, что вторая машина в момент столкновения тоже обладала скоростью, то по мере ее увеличения перемещение скомканных кузовов от точки удара будет сокращаться и, наконец, при равенстве скоростей, машины останутся после аварии в точке удара. При этом последствия такой аварии будут аналогичны удару в стену.

Таким образом, столкновение двух машин равной массы на скорости, к примеру, 100 км/ч будет аналогично удару об стену на тех же 100 км/ч, а вовсе не на 200 км/ч. Примерно об этом и говорил Перельман, описывая знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. Напоминаю - их пытались разъединить две упряжки по 8 лошадей, тянувших в противоположные стороны. Но того же эффекта можно было бы добиться, обойдясь всего одной восьмеркой лошадей и прицепив одно из полушарий к неподвижной массивной стене…

Само собой, что если массы автомобилей значительно различаются, то и последствия такого столкновения будут как при контакте слона с Моськой. Во всех случаях тяжеленный «слон» заведомо меньше, чем крошечная «Моська».

Выводы довольно мрачные, но все-таки озвучу их. Для тяжелого автомобиля лобовуха с легкой машинкой может быть безопаснее наезда на неподвижное препятствие типа стены или опоры моста. Для маленькой машинки подобная «встреча» опаснее. Для машин равной массы разницы нет.

А совет в итоге простой: не гоните лошадей, друзья. Все-таки энергия до сих пор пропорциональна квадрату скорости…

Самым страшным из всех видов дорожно-транспортных происшествий является лобовое столкновение автомобилей. Можно ли его избежать и что для этого нужно делать?

Причины лобовых столкновений

Чаще всего подобные аварии происходят из-за пренебрежения правилами выполнения обгона, за ними следуют ДТП, возникшие по причине потери управления транспортным средством, а замыкает топ-тройку причин лобовых столкновений сон водителя за рулем.

Далее будут подробно рассмотрены способы избежать столкновений лоб в лоб в каждом из вышеперечисленных случаев, причем рецепты спасения из подобных ситуаций будут предоставлены не для виновников дорожно-транспортных происшествий, а именно для тех водителей, на чьей полосе движения вдруг появилась встречная машина.

Нарушение правил выполнения обгона

нарушаются по причине либо неопытности, либо излишней самоуверенности водителя автомобиля.

Выполняя обгон и выехав на полосу встречного движения, такой горе-водитель вдруг понимает, что прервать или завершить маневр с тем, чтобы вернуться на свою полосу движения, возможности нет.

Что предпринять в таких случаях водителю, навстречу которому мчится обгоняющий автомобиль?

Если позволяет расстояние, необходимо сбавить скорость до минимума, чтобы дать возможность лихачу или неопытному новичку завершить обгон и вернуться на свою полосу. Желательно также сообщить ему о своем присутствии при помощи звуковых и световых сигналов.

Именно так на подсознательном уровне поступает большинство водителей. А если расстояние до встречной машины слишком маленькое?

В этом случае единственным выходом из критической ситуации остается съезд на обочину. Будьте внимательны, поскольку аналогичный маневр может выполнить и водитель встречного автомобиля.

Заметив, что он смещается к краю проезжей части в направлении обочины, продолжайте движение по своей полосе, продолжая экстренное торможение.

Неуправляемый занос

Выезд на встречную полосу движения вследствие на мокрой или заледенелой дороге опасен тем, что его водитель оказывается не в состоянии изменить характер движения неуправляемой машины.

В этом случае исход аварийной ситуации во многом зависит от хладнокровности и грамотности водителя автомобиля, двигающегося навстречу по своей полосе.

Порядок действий зависит от того, насколько близко от вас находится машина, попавшая в занос.

Если она сравнительно далеко, достаточно сбавить газ и начать плавно тормозить, продолжая внимательно следить за траекторией движения встречного автомобиля.

Дело в том, что машина попавшая в занос, через довольно непродолжительный отрезок времени либо остановится либо , в крайнем случае ее снесет с дороги на обочину.

Если неуправляемый автомобиль находится довольно близко от вас, но его только начало сносить на вашу полосу движения, в такой ситуации не стоит замедлять скорость — лучше ускориться, нажав на педаль акселератора, чтобы успеть выскочить из зоны возможного удара.

Если же встречный автомобиль выносит прямо на вас и он при этом занимает собой все вашу полосу движения, единственным спасением от взаимного удара будет уход на правую обочину или в кювет.

Уснувший водитель

Чаще всего от переутомления засыпают водители-дальнобойщики. В результате многотонный грузовик несется по встречной полосе, не торопясь ее покидать.

В таких случаях еще имеется слабая надежда на то, что спящего водителя удастся разбудить, используя звуковые и световые сигналы, однако злоупотреблять и тянуть до последнего не стоит, лучше заблаговременно позаботиться о собственной безопасности и пассажирах.

Если позволяет дистанция, лучше всего свернуть на обочину, остановить автомобиль и как можно скорее покинуть его.

Когда времени и пространства недостаточно, для собственного спасения лучше съехать на обочину, а затем и в кювет.

Есть еще вариант разойтись с неуправляемой фурой правыми боками, однако он требует хладнокровия и водительского мастерства.

В то же время, где гарантия того, что в момент, когда вы будете объезжать грузовик по встречной полосе, его водитель не проснется и не вывернет руль вправо, пытаясь вернуть фуру на свою полосу движения.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Аварии можно избежать, если грамотно спланировать свои действия и продумать заранее, как можно уйти от лобового столкновения в том или ином случае.

Причины, из-за которых происходят аварии и лобовые столкновения

Главная причина, почему случаются лобовые столкновения – один из двух автомобилей вылетает на встречную полосу. Причины этого следующие:

  1. Обгон. Неверная оценка скорости движущегося навстречу транспорта, ситуации на дороге, излишняя самоуверенность, оптические эффекты в туман и дождь, которые искажают зрительное восприятие расстояния, становятся причиной лобового столкновения при обгоне.
  2. Сон водителя встречного автомобиля. Такое случается с водителями большегрузных фур, дальнобойщиками. Автомобилист отключается прямо во время управления машиной. Характерные признаки: долгое нахождение на встречной полосе, когда нет препятствий для возвращения на свою полосу, неуверенная траектория движения – автомобиль виляет. Если на световые и звуковые сигналы водитель не реагирует, следует полагаться только на собственные силы, прикинув траекторию движения машины.
  3. Потеря управления – когда автомобиль заносит на дороге, и он вылетает на встречную полосу. Предугадать траекторию движения машины в этом случае сложно, поэтому, выбирая вариант действий, остаётся лишь надеяться на удачу.
  4. Другие причины.

Что делать, если навстречу несётся автомобиль

Как правильно избежать лобового столкновения, зависит от конкретных условий:

  • состояния дорожного покрытия – асфальт, грунтовая дорога или щебёнка;
  • времени года – ведут себя по-разному, к тому же имеет значение, обледенела ли дорога, либо идёт дождь или снег;
  • от количества участников дорожного движения;
  • от скорости, с которой автомобили приближаются друг к другу, и скорости попутного потока.

Играют значительную, если не главную роль, и способность водителя к быстрому реагированию и принятию решений, умение чувствовать машину и маневрировать в транспортном потоке.

Если совершается обгон

Водитель, который едет по своей полосе, должен оценивать скорость встречных авто, которые совершают обгон, выезжая на его полосу.

Ни в коем случае нельзя в критической ситуации в панике выруливать на встречную полосу без оценки ситуации, так как произойдёт столкновение с автомобилем, который вы пытались обогнать.

Если автомобиль стремительно приближается по встречной полосе и не успевает завершить манёвр, то есть вернуться на свою полосу, водителю едущей навстречу машины нужно начинать торможение на своей полосе. Резко или , зависит не только от скорости встречной машины, но и от наличия транспортных средств, следующих сзади. При резком торможении велика вероятность, что водитель следующей машины не успеет быстро среагировать. И опасность больше не в том, что он нанесёт удар в область багажника, а в том, что этот удар спровоцирует занос авто и потерю управления. Вероятен вынос машины на встречную полосу.


Некоторые водители на полной скорости сразу же съезжают на обочину. Но торможение на обочине чревато последствиями из-за неподходящего для этого дорожного покрытия, имеющего меньший коэффициент сцепления. Из-за грязи, снега, щебня, попавших под колёса на высокой скорости, можно потерять управление.

Следует быть внимательным при приближении фур, которые ограничивают обзор. Из-за одной из них может резко выскочить легковушка, и исход ситуации будет в большей степени зависеть от быстроты реакции водителей.

Движение по встречной полосе без видимых причин

Если у водителя, движущегося навстречу, есть возможность вернуться на свою полосу, но он по каким-то причинам медлит, следует затормозить, подать ему сигнал дальним светом фар и гудком, тем самым обратив его внимание на предаварийную ситуацию. Водитель может не видеть встречного авто или уснуть за рулём. Эти действия должны помочь.

Если автомобилист всё равно не реагирует, вероятно, он по каким-либо причинам не может контролировать управление. Необходимо принять вправо или влево, отпустив педаль тормоза. Если состояние обочины хорошее, то рекомендуется свернуть на неё. Зимой и при отсутствии встречных машин лучший вариант – встречная полоса. Нельзя забывать про поворотник, так как автомобиль, создавший критическую ситуацию, может выполнить аналогичный манёвр, также попытаться уйти на обочину встречной полосы. Тогда столкновение всё равно произойдёт, но уже на обочине.

Можно свернуть на обочину слева, когда сделать это не мешают встречные авто, а правая обочина занята людьми или транспортом.

Многие водители выезжают на встречную полосу, пытаясь избежать столкновения, даже в том случае, если она не просматривается на достаточном расстоянии, например, . Тогда есть риск попасть под встречный автомобиль.

Если после критической ситуации водитель начал возвращаться на свою полосу, рекомендуется прижаться ближе к обочине.

Автомобиль занесло

Если водитель авто теряет управление из-за заноса, то нужно сразу же тормозить и попытаться уйти от столкновения при помощи манёвра. Главное, не поддаться панике и не направить автомобиль на встречные машины или в лоб потерявшего управление транспортного средства.

Самая главная ошибка водителей в критической ситуации – увеличение скорости в надежде проскочить, такое поведение оправдано лишь в исключительных случаях.

Важно! Тормозить нужно правильно. Сначала тормозят, а только потом совершают желаемый манёвр. Крутить руль при нажатии на тормоз нельзя – машина уйдёт в занос.


Не стоит забывать и о безопасности сзади идущих автомобилей. Стоит предупредить их об опасности впереди сигналом аварийки, если на её включение хватит времени.

Если вы не успеваете завершить обгон

В первую очередь необходимо привлечь внимание водителя едущего навстречу авто дальним светом фар, моргнув 1 – 2 раза, тем самым дав ему понять, что необходимо притормозить. Это поможет выиграть время для дальнейших действий. Затем есть два варианта развития событий:

  1. Завершить обгон, подав сигнал поворотником, и быстро, но без резких движений, . Логично поступить таким образом, когда обгон практически завершён. Например, обгонялась длинномерная фура, и автомобиль уже поравнялся с кабиной водителя.
  2. Отказаться от обгона. В этом случае включают левый поворотник, тормозят, чтобы пропустить вперёд обгоняемое транспортное средство, и возвращаются на свою полосу. Это лучший способ, чтобы избежать лобового столкновения, если осталось больше половины пути обгона. Увеличения скорости избегайте, оно не поможет предотвратить удара.

Действия не должны быть суетливыми и хаотичными. Возвращаясь на свою полосу, важно не подрезать попутный автомобиль.

На левую обочину машину можно направлять в исключительных случаях, так как она предназначена для встречных авто, и есть высокая вероятность, что машина, едущая навстречу, будет уходить от столкновения именно вправо.

Опытные автомобилисты советуют начинать обгон, несколько увеличив дистанцию между своим и едущим впереди авто. Так лучше видна ситуация на встречной полосе, и можно разогнаться, чтобы совершить обгон по встречной полосе на более высокой скорости.

Нужно ограничить количество обгонов:


Начиная обгон, следует заранее оценить плотность движения впереди идущих машин и возможность быстрого перестроения в свой ряд. Бывает, что впереди машины идут плотной колонной, и приходится обгонять не один, а несколько автомобилей сразу.

Что делать, если столкновения не избежать

Когда времени на манёвры не остаётся, нужно максимально замедлить движение автомобиля. Эксперты считают, что изменять направление движения, чтобы удар пришёлся по касательной, не стоит, так как последствия неминуемого лобового столкновения могут быть более серьёзными. При лобовом столкновении водителя и пассажиров спасают ремни и подушки безопасности. При ударе по касательной машина может подскочить над землёй и перевернуться, иногда не один раз. Возможно, она кубарем улетит в кювет. Травмы могут быть более значительными.

Главное, сгруппироваться перед столкновением: локтями защищают грудную клетку, ладонями закрывают лицо и глаза, ноги убирают от педалей, чтобы не получить повреждения сминающимся кузовом и не застрять между сиденьем и передней панелью.

Не секрет, что с безопасностью автомобиля связано множество мифов. В форумах, ЖЖ и офлайновых дискуссиях полно советов на тему того, какой автомобиль безопаснее и как лучше себя вести в аварийной ситуации. Большинство этих советов если не бесполезны, то малоосмысленны - человек советует покупать "пятизвездочный" автомобиль по EuroNCAP, а почему, как, собственно, и что эти звезды значат - объяснить не может. В частности, практически никто не понимает, как "звезды" соотносятся с вероятностью серьезно пострадать в аварии конкретного типа и при конкретной скорости. Понятно, что чем больше звезд - тем лучше, но насколько это "лучше" и где проходит безопасный предел? Пользователь LiveJournal 0serg посчитал, как, на чем и куда безопаснее врезаться , и разбил в пух и прах теорию EuroNCAP-овских "звезд".

Один из крайне распространенных мифов состоит в том, что очень часто, когда говорят о лобовом ударе автомобилей, скорости этих автомобилей складывают. Вася ехал 60 км/ч, а со встречки на него вылетел Петя на скорости 100 км/ч, удар - ну и сами понимаете, что там на 100+60 = 160 км/ч от машин осталось... Это - грубейшая ошибка . Реальная "эффективная скорость удара" для машин обычно будет равна приблизительно средней арифметической скоростей Васи и Пети - т.е. около 80 км/ч . И именно эта скорость (а не обывательские 160) и приводит к развороченным автомобилям и человеческим жертвам.

"На пальцах" происходящее можно пояснить таким образом: да, при ударе энергия двух автомобилей суммируется - но и поглощают ее тоже два автомобиля, поэтому на каждый автомобиль приходится лишь половина суммарной энергии удара. Корректный расчет происходящего при ударе доступен даже школьнику, хотя и требует определенной смекалки и воображения. Представим себе, что автомобили в момент удара скользят по ровному шоссе без сопротивления (учитывая, что удар происходит за очень короткое время и действующие на машины силы удара гораздо выше сил трения со стороны асфальта - даже при интенсивном торможении это допущение можно считать вполне справедливым). В этом случае движение при ударе будет полностью описываться одной-единственной силой - силой сопротивления сминаемых корпусов металла. Эта сила, по 3-му закону Ньютона, для обеих машин одинакова, но направлена в противоположные стороны.

Мысленно поставим между машинами тонкий, невесомый лист бумаги. Обе силы сопротивления (первой машины и второй) будут действовать "через" этот лист, но поскольку эти силы равны и противонаправленны, то они полностью компенсируют друг друга. А стало быть, на протяжении всего удара наш лист будет двигаться с нулевым ускорением - или, другими словами, с постоянной скоростью. В инерциальной системе координат, связанной с этим листом, обе машины как бы "врезаются" с разных сторон в этот неподвижный лист бумаги - до тех пор, пока не остановятся либо (одновременно) не отлетят от него. Вспоминаете методику EuroNCAP где машины врезаются в неподвижный барьер? Удар о наш гипотетический "лист бумаги" в нашей специальной системе координат будет равносилен удару о массивный бетонный блок на той же скорости.

Как посчитать скорость листа бумаги? Это довольно просто - достаточно вспомнить механику соударений из школьной программы. В какой-то момент оба автомобиля "останавливаются" относительно системы координат листа бумаги (это происходит в то мгновение, когда автомобили начинают разлетаться в разные стороны), что позволяет нам записать закон сохранения импульса. Считая массу одного автомобиля m1 и скорость v1, а другого - m2 и скорость v2, получаем скорость листа бумаги v по формуле

(m1+m2)*v = m1*v1 - m2*v2

v = m1/(m1+m2)*v1 - m2/(m1+m2)*v2

Для столкновения в "попутном" направлении скорость второй машины следует считать со знаком "минус".
Относительные скорости машин относительно бумаги (т.е. "эквивалентная скорость удара о бетонный блок") соответственно равны

u1 = (v1-v) = m2/(m1+m2) * (v1+v2)

u2 = (v+v2) = m1/(m1+m2) * (v1+v2)

Таким образом, "эквивалентная скорость" лобового удара действительно пропорциональна сумме скоростей автомобилей - однако берется она с неким "поправочным коэффициентом", учитывающим соотношение масс автомобилей. Для автомобилей равной массы он равен 0,5, т.е. суммарную скорость нужно поделить пополам - что и дает нам упомянутое в начале заметки типичное для подобных аварий "среднее арифметическое". В случае столкновения машин разной массы картина будет существенно иной - "тяжелая" машина пострадает меньше, чем "легкая", причем если различия в массе достаточно велики - разница будет колоссальной. Это типичная ситуация для аварий класса "влетела легковушка в груженый грузовик" - последствия такого удара для легковушки близки к последствиям удара на полноценной "суммарной" скорости, в то время как "грузовик" отделывается небольшими повреждениями, т.к. для него "эквивалентная скорость удара" оказывается равной десятой, а то и двадцатой доле суммарной скорости.

Итак, мы научились считать "эквивалентную скорость удара" по очень простой формуле: нужно сложить скорости (для удара в попутном направлении - вычесть), а затем определить, какую долю массы составляет ЧУЖАЯ машина от суммарной массы ваших машин и умножить этот коэффициент на посчитанную скорость. Прикидочные значения коэффициента:

Машины примерно одинаковой весовой категории: 0.5

Малолитражка vs легковушка: малолитражка 0.6, легковушка 0.4

Малолитражка vs джип: малолитражка 0.75, джип 0.25

Легковушка vs джип: легковушка 0.65, джип 0.35

Легковушка vs грузовик: легковушка >0.9, грузовик <0.1

Джип vs грузовик: джип >0.8, грузовик <0.2

Например, джип Porsсhe Cayenne массой 2,5 тонны на перекрестке врезается на скорости 100 км/ч в едва начавший левый поворот Ford Focus II массой 1,3 тонны. Суммарная скорость - 100 км/ч, эквивалентная скорость удара для Cayenne - 35 км/ч, а для FF - 65 км/ч.

Основная угроза для жизни водителя при ударе определяется (в случае если он пристегнут) деформацией салона автомобиля. Эта деформация, в свою очередь, примерно пропорциональна поглощенной энергии удара. А эта энергия определяется старой доброй формулой "эм вэ в квадрате пополам", т.е. уже для 80 км/ч она будет в 1,5 раза больше "номинальной" энергии EuroNCAP, на 100 км/ч - в 2,5 раза больше, на 120 км/ч - в 3,5 раза больше, на 140 км/ч - почти в 5 раз больше.

Поэтому р еальная безопасность EuroNCAP-овских "звезд" обеспечивается только при эффективной скорости удара менее 80 км/ч!

Иными словами, все что выше 80 км/ч, - потенциально опасно для жизни, невзирая на тип автомобиля . "Горе-гонщиков" на дорогих автомобилях реально спасают лишь "понижающие коэффициенты" упомянутые выше - даже при суммарной скорости в 200 км/ч они, как было показано, обычно снизят эффективную скорость существенно более тяжелой машины до 80 км/ч и менее. Да и тормоза обычно позволяют успеть сбросить хотя бы 20-30 км/ч (а чаще - больше) в последний момент - отсюда и кажущаяся безопасность дорогих джипов. Но при ударе о прочное неподвижное препятствие либо о грузовик все закончится гораздо печальнее . Прочность машины на 100 км/ч - понятие весьма условное! Скорости до 80 км/ч на современных машинах практически безопасны в любой ситуации, но водитель, летящий со скоростью 140+ км/ч - это с большой долей вероятности убийца либо самоубийца.

Надо отметить, что с этой особенностью связан характерный миф о "низкой безопасности" легковых машин, особенно малолитражных и российского производства. Обычно в его подтверждение приводят красноречивые примеры лобового столкновения подобной машинки с каким-нибудь представительским автомобилем или джипом - но вы, полагаю, теперь уже догадываетесь, что основной причиной подобного кошмара становится не столько "низкая прочность" этих машин, сколько низкая масса, из-за которой последствия для легкой машины заведомо будут в разы сильнее последствий для тяжелой. Качество реализации пассивной безопасности машины в подобных ударах уже отходит на второй план. Однако во всех других авариях (вылет с трассы, удар о грузовик, удар с примерно таким же автомобилем) ситуация будет далеко не столь драматичной. Для тяжелых авто справедливы прямо противоположные соображения.

Коротко - о непристегнутых ремнях безопасности. При ударе о препятствие непристегнутый человек летит на баранку со скоростью, примерно равной эффективной скорости удара. Скорость, которую набирает человек, падающий с пятого этажа здания, при ударе о землю - менее 60 км/ч. Выживает примерно половина. Скорость, которую набирает человек падающий с девятого этажа, - около 80 км/ч. Выживают единицы. Подушки безопасности и удачно выбранная поза позволяют смягчить последствия (сделав выживание на 60 км/ч весьма вероятным, а на 80 - более реальным), но я бы сильно на них не рассчитывал. Буквально плюс 40 км/ч к относительно безопасному значению (которое, как я уже упоминал, в типичных авариях ближе к 60) - и вы гарантированный труп, что бы вы ни делали, и какая бы продвинутая система безопасности в машине ни была. Запас прочности у пристегнутых гораздо выше - там критической будет плюс 100 км/ч к безопасной скорости, и выйти за эти пределы будет не так просто. В неудачных ситуациях (вылет на обочину или под грузовик) обе цифры следует поделить пополам.

Практические советы:

1. Не превышайте сильно скорость. Шансы погибнуть после 120 км/ч растут ОЧЕНЬ быстро, хотя для тяжелых автомобилей безопасный верхний предел обычно несколько выше - увы, за счет безопасности окружающих.

2. Если превышаете - пристегивайтесь. Хотя для относительно небольших скоростей (0-100) без ремня достаточно много шансов выжить, в диапазоне скоростей 100-140 при аварии часто непристегнутые = трупы.

3. Современный тяжелый автомобиль почти всегда значительно безопаснее в авариях с более легкими автомобилями . К авариям с участием грузовиков или вылетом с трассы данное соображение не относится. Не забывайте только, что большая масса далеко не всегда компенсирует плохую пассивную безопасность - старье 20-летней давности настолько хуже современных 4-5-"звездочных" автомобилей, что его вообще мало что может спасти в аварии.

4. Удар о неподвижное тяжелое препятствие на обочине для тяжелой машины опаснее лобового столкновения. Для легкой машины - наоборот.

5. Удар о неподвижную машину и тем более - машину двигающуюся в попутном направлении всегда гораздо безопаснее удара о неподвижное тяжелое препятствие на обочине.

6. Если вы видите, что сейчас будет авария, а уворачиваться уже поздно - тормозите, как то и предписано ПДД. Пытаться вылететь на обочину, не сбрасывая скорости, обычно как минимум не менее опасно.

7. Исключением из пункта 6 является только тот случай, когда вам в лоб на большой скорости летит грузовик - тут лучше делать что угодно, но с его пути уходить. Но эта ситуация мне в реальной жизни пока не встречалась ни разу (а чтобы самим не вылетать на грузовики на большой скорости - см. пункт 1).



Поделиться