Какие компании не платят платон. Как работает «Платон» — система сбора денег с дальнобойщиков

Главная задача системы «Платон» - улучшение текущего состояния автодорог федерального значения, расположенных в разных регионах России. Инновационная разработка выступает базой для программы, которая запланирована на 2020 г. В данной статье мы рассмотрим особенности транспортной системы, принцип и специфику ее работы, тарифы и виды оплаты сбора.

Система «Платон»: основные данные

Запущенная в 2015 г. система «Платон» предназначена для оплаты передвижения многотоннажных фур по федеральным автотрассам. Она обеспечивает сбор, оперативную обработку и передачу данных о движении транспортных средств. Взимание платы осуществляется системой в автоматическом режиме и распространяется на автотранспорт, имеющий разрешенную массу более 12 т.

Дорожный сбор начисляется в счет компенсации для возмещения вреда, который причиняется крупногабаритным автотранспортом весом больше 12 тонн автотрассам федерального значения общего пользования. Дорожный сбор с каждого многотонника с любым весом, больше разрешенного увеличился с 1,53 руб. за 1 км (2016 г.) пути до 3,06 руб. (2016 г.- декабрь 2018 г.)

Важная информация! Проектная компания «РТ-Инвест Транспортные системы» - это единственный оператор взимания платы и исполнитель проекта.

Как утверждает Росавтодор, грузовые транспортные средства с большим тоннажом более 12 тонн постепенно разрушают покрытие трассы, ускоряя износ дорожного полотна. В результате оно становится аварийным, непригодным для дальнейшей эксплуатации и требует ремонтных работ или замены. Название системы - это сокращенный вариант идентичной по смыслу фразы «плата за тонну».

Оператор «Платон» ведет реестр, который состоит из структурированной базы с личными данными пользователей системы сбора платы. Она позволяет организовать процесс внесения платы с многотонных фур в счет возмещения ущерба автотрассам. Регистрация грузового транспорта и владельца авто в реестре выполняется бесплатно.

Как работает система «Платон»?

Основная задача системы, которая внедрена во многих развитых странах Европы - оплата за каждый 1 км проезда многотонных грузовиков. Для этого при помощи спутниковых электронных приборов, которые осуществляют прием и передачу сигналов, определяется точное местонахождения многотонника на данный момент.

Передатчики вмонтированы в автотранспортном средстве и в пункте приема данных «РТ-Инвест Транспортные системы». Специалисты компании контролируют передвижение по федеральной автотрассе грузовых транспортных средств. Сумма дорожного сбора просчитывается в результате подсчета километража, пройденного грузовым автотранспортом.

На грузовое автотранспортное средство устанавливается компьютер или специальное устройство, которое фиксирует текущие координаты и месторасположение авто и передает эти данные непосредственно в центральный пункт. Там происходит обработка полученной информации, после чего автовладельцу выставляют счет на оплату налога за проезд авто по дорогам федерального предназначения.

Система «Платон» эффективно работает в выставленном автоматическом режиме. Если многотонник съезжает с платной федеральной дороги, система мгновенно переключается на спящий режим. В случае, если грузовой автотранспорт выезжает на платный участок трассы, где стоимость проезда выше или ниже, система автоматически тарифицирует проезд фуры по другой тарифной ставке.

Важная информация! Система «Платон» просчитывает проезд многотонника по платным отрезкам трасс, после чего результаты взимание оплаты с разных участков дорог суммируются и владельцу авто выставляется общий счет к оплате.

Объекты и основные элементы системы

Уникальная система взимания платы «Платон» регулярно перечисляет значительные средства в Дорожный фонд. Она включает следующие элементы и объекты:

  1. Центр управления и мониторинга, в том числе Центр обработки данных.
  2. Бортовые устройства, предназначенные для расчета платы за передвижение в автоматическом режиме.

  1. Рамки навесные стационарного контроля с оборудованием (481 шт.).
  2. Система мобильного контроля, которую осуществляет 100 специальных автомобилей.

  1. Партнерская терминальная платежная сеть QIWI (150 0000 шт.).
  2. Круглосуточный колл-центр.

  1. Специализированный интернет-сайт.
  2. Терминалы самообслуживания клиентов (500 шт.).

  1. Автоматизированная система расчетов.
  2. Специализированные центры обслуживания пользователей (около 140 отделений).

  1. Геоинформационная система.
  2. Маршрутные карты, которые оформляются в Мобильном приложении системы, в личном кабинете автовладельца или же в Центре информационной поддержки.

Цели проекта

«Платон» - система, созданная для организации взимания платы с грузовых авто разрешенной массой больше 12 т. Таким образом, владельцы многотонных транспортных средств должны возместить ущерб, который они нанесли покрытию дороги федерального предназначения.

Важная информация! Все средства дорожного сбора поступают в Федеральный бюджет и выделяются на содержание автодорог, финансирование строительно-дорожных и ремонтных работ, улучшение автодорожной инфраструктуры РФ.

Основные функции инновационной системы «Платон»:

  • обработка данных, полученных от многотонных автомобилей;
  • постоянный сбор сведений о передвижении и местонахождении всех грузовых авто;
  • хранение данных о передвижении тяжеловесных фур по федеральным дорогам протяженностью 51 000 км.

Реализация проекта должна обеспечить достижение определенных целей, запланированных в ранее разработанной программе на 2010-2020 г. «Развитие транспортной системы России». Также транспортный сбор позволит достичь значительного улучшения транспортно-эксплуатационного текущего состояния дорог федерального назначения. При выполнении поставленных задач существенно уменьшится нагрузка на государственный бюджет.

Документы и нормативные акты

Разработка системы взимания платы «Платон» выполнялась на основании следующих нормативных актов и документов:

  1. Транспортная стратегия РФ 2010-2020 г. и до 2030 г.
  2. Федеральный закон No 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Устанавливает порядок передвижения автотранспорта тяжелее 12 т по автотрассах федерального назначения.
  3. Федеральный закон No 68-Ф. О внесении определенных изменений в бюджетный кодекс, а также в законодательные акты.
  4. Постановление Правительства России No 928. О перечне федеральных автодорог, предназначенных для общего пользования.
  5. Распоряжение Правительства России No 1662-р. О заключении взаимовыгодного соглашения с «РТ-Инвест Транспортные Системы» насчет реализации системы дорожного сбора «Платон».
  6. Постановление Правительства No92/8. О вопросах взимания платы с автотранспортных средств с массой более 12 т для возмещения ущерба, нанесенного федеральным автодорогам.
  7. Постановление Правительства России No 474. О приостановлении действия, изменения отдельных актов Правительства РФ.

Принципы работы системы

«Платон» в автоматическом режиме осуществляет сбор, хранение, обработку и оперативную передачу точных данных о передвижении транспорта массой более 12 т по федеральным автомобильным дорогам. Для проезда многотонника по трассам федерального назначения, владелец фуры должен зарегистрировать себя и автотранспортное средство в Реестре системы взимания платы.

Оборудование спутниковой навигации позволяет собрать информацию о передвижении грузовика, которая затем обрабатывается в автоматическом режиме. В Центре информационной поддержки каждый владелец фуры может получить бортовое устройство, которое может при помощи ГЛОНАСС/GPS фиксировать координаты движущегося авто. Для этого надо заключить с оператором договор безвозмездного использования.

Важная информация! Движение многотонного транспорта без бортового устройства разрешено только при наличии оформленной предварительно маршрутной карты.

Все данные о передвижении многотонного авто через сотовую связь передают в Центр обработки, на основании полученной информации автоматически подсчитывается размер платежа за проезд по федеральным автодорогам. Если грузовой автотранспорт не проезжает по дороге федерального назначения или проезжает по платным отрезкам федеральных трасс, эти участки пути не включаются в расчет платы.

При проезде автомобиля под рамкой специальной системы стационарного контроля:

  • если в авто установлено бортовое устройство выполняется проверка наличия денег на расчетном счете;
  • при отсутствии бортового устройства система проверяется наличие маршрутной карты.

Плата за движение грузового авто взимается с лицевого счета владельца автотранспортного средства в автоматическом режиме. В рамках системы «Платон» разработано несколько способов оплаты проезда: авансовый метод, за использованный километраж и при помощи навесных рам. На участках федеральных дорог, не оснащенных рамками стационарного контроля патрулируют специально оборудованные автомобили системы «Платон».

Авансовая схема платежей и постоплата

Внесение оплаты проезда многотонников по федеральным дорогам может осуществляться следующим образом:

  • до начала движения грузового автомобиля по автотрассам федерального назначения;
  • в режиме постоплаты, при этом размера взноса утвержден Правительством РФ.

При авансовой системе расчета владелец многотонника должен внести требуемое количество денежных средств на счет непосредственно перед поездкой. Можно внести сумму только за 1 рейс или за несколько, тогда это будет считаться авансом за следующие поездки.

Оплата за фактически пройденное расстояние

Оплата за пройденное грузовым автомобилем расстояние - это оптимальный способ, так как в этом случае риск переплаты сводится к минимуму. В этом случае владелец тяжеловесного автотранспорта вносит плату в счет возмещения вреда за маршрут, осуществленный по федеральной автотрассе. При этом он может выбрать удобный для него вариант расчета платы:

  1. Установка бортового устройства. Списание денег с расчетной записи владельца выполняется в автоматическом режиме, что позволяет избежать неточностей из-за влияния человеческого фактора.
  2. Оформление маршрутной карты (разовой). Этот способ расчета предполагает внесение платы за 1 маршрут.

Важная информация! До февраля 2016 г. тариф за 1 км, пройденный многотонником составлял 1,5 руб. С марта 2016 г. и до конца 2018 г. он составляет 3,06 руб.

Использование спутниковых навигационных систем

Контроль за местонахождением автотранспорта, который весит более 12 т выполняется при помощи бортовых устройств. Они обеспечивают отличный прием сигналов навигационных систем GPS, ГЛОНАСС. Бортовое устройство позволяет выполнить расчет в автоматическом режиме. Для получения бортового устройства автовладелец должен предоставить оператору системы пакет документов и заключить договор бесплатного пользования.

После установки функционального бортового устройства в грузовой автомобиль, при заезде транспорта на федеральную автодорогу система определяет географические координаты. Это происходит при помощи известных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS. Полученная информация с определенной периодичностью через сотового оператора передается в Центр обработки данных.

Мониторинг движения транспорта: идентификация авто массой свыше 12 т

Процесс внесения дорожной платы за проезд по различным федеральным автотрассам может выполняться следующими системами контроля:

  1. Рамы с навесным оборудованием. Стационарные конструкции, которые устанавливаются над дорогой федерального предназначения.
  2. Мобильный контроль. Оснащенные специальным оборудованием автомобили контролируют участки дороги, на которых не размещены навесные рамы.

Система «Платон» разработана и введена для привлечения средств в развитие российского дорожного хозяйства. Владельцы автотранспорта с весом более 12 т должны быть зарегистрированы в системе и платить дорожный сбор за причинение ущерба и износа федеральным трассам. Налог рассчитывается по специфичной схеме и может взиматься разными способами. Если фуры перемещаются по платным трассам, тогда сбор системы «Платон» не подлежит оплате.

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 15 ноября 2015 года на территории России начинает действовать обязательный платеж в счет возмещения вреда, который наносят федеральным дорогам транспортные средства с разрешенной максимальной массой более 12 тонн.

Нормативные документы, связанные с введением новой системы взимания платы рассмотрены в статьях:

В этой статье речь пойдет о системе взимания платы Платон, которая является практической реализацией приведенных выше нормативных документов. Приступим.

Регистрация в системе Платон

Официальный сайт системы взимания платы для большегрузов - platon.ru .

Регистрация в системе Платон возможна тремя способами:

  • На сайте системы.
  • В ближайшем центре обслуживания.
  • В ближайшем терминале самообслуживания (при оформлении маршрутной карты).

Несмотря на то, что Платон начнет работать только с 15 ноября 2015 года, пройти регистрацию и получить бортовое устройство можно уже сейчас.

Напомню, что использовать систему можно двумя способами :

  • Получить бортовое устройство (многоразовое).
  • Получить маршрутную карту (одноразовую).

Поскольку на практике всем владельцам большегрузов рано или поздно придется выезжать на федеральные трассы, я рекомендую им заранее заключить договор и получить многоразовое бортовое устройство. Его эксплуатация обещает быть более удобной, т.к. не придется сообщать оператору о своих перемещениях заранее.

Вернемся к возможным способам оплаты:

1. Терминал самообслуживания в рамках данной статьи рассматривать не будем, т.к. он не позволяет получить бортовое устройство.

2. Сайт системы Платон . Регистрация на сайте состоит из нескольких шагов, на которых водитель должен ввести данные о себе и о своем транспортном средстве.

Для заполнения формы физическому лицу потребуются:

  • Адрес электронной почты.
  • Номер мобильного телефона.
  • Банковские реквизиты.
  • Отсканированное свидетельство о регистрации транспортного средства.

После введения всех перечисленных данных и приложения копии документов Вам предложат подождать до 5 дней , пока введенные данные пройдут проверку. И только после этого Вы сможете пойти в офис системы и получить бортовое устройство.

Так что в качестве быстрого способа регистрации сайт системы Платон не подойдет.

Примечание. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей список необходимых документов гораздо шире. Уточнить его Вы можете на сайте системы взимания платы.

3. Центр обслуживания . Данный способ, на мой взгляд, выглядит оптимальным. Водитель может отправиться в офис компании, где будут оформлены документы и выдано бортовое устройство.

Для поиска ближайшего центра обслуживания можно воспользоваться следующей картой:

Введите в верхней части название Вашего населенного пункта либо найдите ближайший центр обслуживания перемещаясь по карте и увеличивая нужные ее части.

Для регистрации в офисе Вам потребуются паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства.

Внесение платы в систему Платон

Внесение платы в систему Платон в настоящее время возможно двумя способами:

  • Банковской картой.
  • Перечислением на счет в банке.

Никакой информации по поводу приема наличных денежных средств сайт системы не предоставляет.

Так что это может вызвать определенные проблемы у водителей, не имеющих банковских карт. Судя по всему банковскую карту придется завести, а это повлечет дополнительные затраты на ее годовое обслуживание.

Напомню, что владелец транспортного средства должен внести деньги на счет в системе Платон до того, как его автомобиль выедет на федеральную автодорогу. В противном случае он получит .

Бортовое устройство системы взимания платы Платон

Бортовое устройство системы Платон представляет собой небольшой электронный прибор, который включается в прикуриватель. Рекомендую заранее обратить внимание, что в грузовике теперь потребуется дополнительная розетка 12 Вольт. В противном случае придется отключить какое-то из имеющихся устройств.

Устройство предназначено для автоматического определения маршрута движения с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Информация о перемещениях транспортного средства передается в систему Платон через сети сотовых операторов.

Бортовое устройство Платон устанавливается на лобовом стекле автомобиля. Существуют несколько дополнительных условий по установке, прочитать про которые можно в инструкции.

Отдельно хочу отметить, что бортовое устройство должно быть установлено вне зоны обогрева лобового стекла. Не знаю, насколько это распространено у грузовиков, но некоторые легковые автомобили выпускаются с полностью обогреваемым лобовым стеклом. Куда в данном случае устанавливать бортовое устройство, остается непонятным.

Еще одна важная особенность бортового устройства - его можно использовать только в том случае, если индикатор "Статус" горит зеленым цветом. В противном случае устройство не работает и эксплуатация автомобиля может повлечь .

В процессе эксплуатации бортовое устройство системы взимания платы Платон не требует дополнительной настройки. В случае возможных неисправностей водителю нужно позвонить оператору (для получения маршрутной карты) и затем отправиться в ближайший центр обслуживания для замены устройства.

В завершение хочу отметить, что введение системы взимания платы Платон имеет целью сбор дополнительных средств на восстановление дорог. Однако насколько удобна она будет на практике узнаем только через месяц.

Удачи на дорогах!

Серия статей "Платный проезд грузовиков по федеральным дорогам"

На каком основании уравняли цены на РАЗБИТЫЕ федеральные дороги: 20т и 10т авто; если нагрузка у 20т в 2раза больше, чем у 10т??? Почему взымается одинаковая плата, если нагрузка на дорожное полотно неодинаковая?! И вообще сделайте за счет государства сначала дороги,а потом с чистой совестью можете "запускать" свой платон!!! Занялись бы лучше выявлением(фирм,чиновников...)- куда деваются бешенные деньги выделенные на дороги? Никакого контроля!!! Тахограф за 50тыс,глонасс за 4500,обязат-е страхование груза,за обналичку в банке 1% взымают,теперь еще и за уьитые дороги дань собирают(расценки на грузолеревозки при этом низкие!!!) Водитель-И.П. на кого работает???

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье попробую развенчать некоторые заблуждения и мифы вокруг так называемой системы Платон.

Написать эту статью меня вдохновило некоторые высказывания некоторых депутатов и общественных деятелей. Если быть до конца честным, это были высказывания именно депутата Государственной Думы РФ Федорова Евгения Алексеевича , координатора движения НОД.

Смотрел я его видео (есть на сайте Федорова Е.А.) и для себя отметил несколько тезисов. Он почему-то говорит про какой-то конкурс, про то, что система «Платон» введена Правительством, что оператор «Платона» фактически принадлежит государственной корпорации. Не буду останавливаться на политических аспектах заявлений известного депутата. Выделю некоторые спорные тезисы, которые я часто встречаю. Это не значит, что эти тезисы были выдвинуты непосредственно Федоровым, но тем ни менее, его рассуждения, как мне показалось, основываются на некоторых подобных тезисах.

1. Фирма-оператор «Платона» получила право на внедрение данной системы на конкурсной основе

Это не так. Никакого конкурса не было.

Компания «» получила данное право по Распоряжению Правительства России № 1662-р от 29.08.2014г. Никакого конкурса не было. Фирма была выбрана выполнять функции оператора системы сбора «Платон » произвольным решением Правительства. Мне не известна какая либо конкурсная процедура, в результате которой фирма «РТ-Инвест Транспортные системы» получила бы право на сбор возмещения причиненного вреда автомобильным дорогам.

Таким образом, между государством в лице Росавтодора и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» было подписано концессионное соглашение.

При этом, какие либо критерии по выбору данной компании мне не известны. Если кто-то знает, , я поправлю статью.

2. Систему «Платон» ввело «либеральное» Правительство Медведева, а Государственная Дума не при делах

Есть еще такой тезис, что во всём виноват премьер Медведев с его либеральным курсом. Не знаю насколько «курс» Медведева либерален, но его роль насколько я понимаю, ограничена тем, что он произвольно (без конкурсной процедуры) поручил Автодору заключить концессионное соглашение с ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» .

Но если разобраться, то фактически сбор, который в народе именуют «Платон » введен Государственной Думой РФ в форме внесения изменения в закон об автомобильных дорогах. А именно: закон был дополнен статьей 31.1, которой все и предусмотрено. Все остальные постановления Правительства и подзаконные акты имеют технический, «обслуживающий» характер.

Поэтому я бы не стал всё валить на премьер-министра. Возможно, введения системы сбора компенсации за повреждение автомобильных дорог и была его инициатива, но основное действие сделала именно Государственная Дума РФ .

Вот как сформулирована ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах:

«Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами».

3. Оператор «Платона» фактически принадлежит государственной корпорации «Ростех» (51 %)

Это вообще не соответствует действительности.

Я уже касался этого вопроса в .

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «РТ-Инвест Транспортные системы » (ИНН 7704869777) имеет уставный капитал в 100 000 руб. и принадлежит в равных долях ООО «РТ-Инвест » и Ротенберг Игорю Аркадьевичу .

ООО «РТ-Инвест » (ИНН 7714842767) в свою очередь принадлежит Госкорпорации «Ростех » (ИНН 7704274402) и ООО «Царицын Капитал » (ИНН 7704758065) – 74,99 %.

Таким образом, если считать напрямую без учета границ разных юридических лиц, получается, что Игорю Ротенбергу принадлежит 50 % компании Оператора системы «Платон », примерно 12,5 % принадлежит Государственной корпорации «Ростех », остальное принадлежит ООО «Царицын Капитал ». Надеюсь мои расчеты и моя логика в данном случае понятны.

Поэтому, если кто-то говорит, что Оператор системы Платон подконтролен государству, то с формальной точки зрения это не так.

4. Платон – не остановить!

К этому утверждению еще добавляют утверждение о том, что депутаты Государственной Думы не могут исправить ситуацию.

Напомню, что у нас в России многопартийная система, но только одна партия имеет достаточное количество депутатов, чтобы принять любой закон и даже, в случае необходимости, преодолеть «вето» президента.

Известно, что несколько раз депутаты Государственной Думы от партии КПРФ и однажды депутаты от партии Справедливая Россия вносили предложение вынести на обсуждение законопроект о введении моратория на введение системы сбора «Платон ».

Этот моратория фактически представляет сбой отсрочку на введение в действие той самой ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах .

Но партия власти не пошла на внесение данного законопроекта на обсуждение, чем блокировала его.

В завершение сказу, что раскачку недовольства вокруг системы сбора «Платон » по мнению депутата Федорова Е.А. осуществляет 5-я колона. Возможно это так. И если депутаты от партии власти видят такую нехорошую тенденцию, которая может выйти из под контроля, не будут ли лучше заморозить Платон на пару годков? Именно так и было предложено некоторыми депутатами. Но партия власти отклонила соответствующий законопроект. Так при чем тут пятая колонна и либеральное Правительство Медведева ? Чего проще: примите законопроект о моратории системы Платон и потушите выступления дальнобойщиков.

Торговые организации, в собственности которых есть грузовики, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с 15 ноября 2015 г. обязаны вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Размер платы

Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам федерального значения большегрузами, а также Правила ее взимания установлены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191).

Принцип действия системы «Платон»

Согласно п. 3 Правил взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы (СВП), под которой понимается совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (далее — по автомобильным дорогам).

Система взимания платы обрела название — «Платон». По задумке ее разработчиков это производная от фразы «плата за тонну».

Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с платежами в систему «Платон».

Учет платежей в системе «Платон» при расчете транспортного налога

Чтобы исчислить транспортный налог за грузовик, по которому вносятся платежи в систему «Платон» (в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам грузовиками с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн), надо действовать в следующем порядке:
  1. исчислить налог за год за грузовик в обычном порядке;
  2. рассчитать налог, подлежащий уплате, по формуле (п. 2 ст. 362 НК РФ, Письма ФНС от 12.08.2016 № ГД-4-11/14885@ , Минфина от 25.08.2016 № 03-05-06-04/49670 , от 11.08.2016 № 03-05-05-04/47021):

Сумма транспортного налога за грузовик к уплате за год

Плата в систему «Платон», уплаченная за этот грузовик, но не более начисленных сумм

Если результат равен нулю или отрицательный, сумма налога принимается равной нулю.

При этом лизингодатель не может уменьшить транспортный налог за зарегистрированный на него грузовик на плату «Платону», уплаченную за этот грузовик лизингополучателем (Письмо Минфина от 18.07.2016 № 03-05-04-04 /41940).

Плата «Платону» уменьшает транспортный налог к уплате только по конкретному грузовику и на сумму налога за другие автомобили не влияет (Письмо Минфина от 11.08.2016 № 03-05-05-04 /47021).

Если законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, то авансовые платежи по грузовику вы исчисляете в обычном порядке (без уменьшения на плату «Платону»), но в бюджет не уплачиваете (п. 2 ст. 363 НК РФ, Письмо ФНС от 12.08.2016 № ГД-4-11/14885@).

Бухгалтерский учет

Проводки по учету платежей в систему «Платон» будут такие:

Авансовые платежи по транспортному налогу за грузовики, за которые вносится плата в систему «Платон», в бухучете не отражаются, так как организация их платить не должна.

Проводка по начислению транспортного налога по итогам года делается только на сумму налога к уплате:

Учет платы в системе «Платон» для налога на прибыль и при УСН

С 2016 г. плату в систему «Платон», уплаченную за конкретный грузовик за год, можно учесть в расходах в сумме, рассчитываемой по формуле (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 48.21 ст. 270, пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ):

Сумма платы «Платону», учитываемая в расходах по итогам года

Плата в систему «Платон», уплаченная за грузовик за год, но не более начисленных сумм

Сумма транспортного налога за грузовик, исчисленного за год

Если результат вычисления равен нулю, то в расходах вы ничего не учитывается.

Если результат — отрицательное число, то в расходах следует учитывать сумму транспортного налога к уплате за грузовик, а плата «Платону» в расходы не включается.

При УСН транспортный налог включается в расходы на дату уплаты (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина от 06.09.2016 № 03-05-05-04/52171).

Законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, могут быть установлены отчетные периоды по транспортному налогу. В этом случае:

  • исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в расходах вообще не учитываются;
  • на последнее число I, II и III квартала плату, уплаченную «Платону» за грузовик за этот квартал (не более начисленных сумм), можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.
Например, чтобы посчитать сумму платы «Платону», учитываемую в расходах по итогам 9 месяцев, надо вычесть из суммы платежей, внесенной «Платону» за грузовик за январь — сентябрь, сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных за этот же грузовик за I, II и III кварталы.

Если результат вычисления равен нулю или отрицательный, то в расходах ничего не учитывается.

Пример. Учет платы в систему «Платон» при расчете транспортного налога и налога на прибыль

В субъекте, где находится организация, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, а ставка налога составляет 70 руб/л.с.

Организация приобрела и зарегистрировала грузовики 01.07.2016 .

Данные Грузовик
Первый Второй Третий
Максимальная разрешенная масса Свыше 12 т Свыше 12 т Меньше 12 т
Мощность двигателя (л.с.) 400 300 250
Плата «Платону», уплаченная за III квартал (руб.) 9000 4000 -
Авансовый платеж по транспортному налогу за III квартал (руб.) 7000 5250 4375
Плата «Платону», уплаченная за IV квартал (руб.) 4000 21 000 -
Транспортный налог, исчисленный за год (руб.) 14 000 10 500 8750

За III квартал:

  • по первому грузовику — плата в систему «Платон» больше исчисленного авансового платежа по транспортному налогу (9000 руб. > 7000 руб.). Поэтому в прочих расходах по итогам 9 месяцев будет учтена плата в систему «Платон» в сумме 2000 руб. (9000 руб. — 7000 руб.);
  • по второму грузовику — плата в систему «Платон» меньше исчисленного авансового платежа по транспортному налогу (4000 руб. < 5250 руб.). Поэтому она в расходах не учитывается. Авансовый платеж по транспортному налогу в расходах учесть нельзя;
  • по третьему грузовику — исчисленный авансовый платеж по транспортному налогу в сумме 4375 руб. будет учтен в прочих расходах.
Сумма транспортного налога к уплате за 2016 г. составит:
  • за первый грузовик — 1000 руб. (14 000 руб. — 9000 руб. — 4000 руб.);
  • за второй грузовик — 0 руб. (10 500 руб. < (4000 руб. + 21 000 руб.));
  • за третий грузовик — 4375 руб. (8750 руб. — 4375 руб.).
По итогам 2016 г. организация признает в прочих расходах:
  • по первому грузовику — транспортный налог в сумме 1000 руб. Поэтому плата «Платону» за этот грузовик, включенная в расходы по итогам 9 месяцев 2016 г., в годовой декларации по налогу на прибыль не отражается;
  • по второму грузовику — плату в систему «Платон» в сумме 14 500 руб. (21 000 руб. + 4000 руб. — 10 500 руб.);
  • по третьему грузовику — транспортный налог в сумме 8750 руб.
Пример

Организация владеет тремя 12-тонниками, зарегистрированными в системе «Платон».

Предположим, что отчетные периоды по транспортному налогу законом субъекта РФ не установлены и все три грузовика имеют одинаковые характеристики.

Поэтому одинакова и сумма транспортного налога, исчисленного в отношении каждого из них, — 11 000 руб.

В отношении первого грузовика в 2016 г. в систему «Платон» уплачено 13 000 руб., в отношении второго — 7000 руб., а в отношении третьего плата в счет возмещения вреда дорогам федерального назначения не вносилась.

По итогам 2016 г.:
по первому грузовику сумма транспортного налога будет равна нулю, поскольку плата «Платону» превысила исчисленную сумму транспортного налога.

А в составе расходов по налогу на прибыль учитывается разница, которая равна 2000 руб.

В отношении второго грузовика сумма транспортного налога составит 4000 руб.

Плата «Платону» в налоговых расходах не учитывается.

При этом в состав расходов по налогу на прибыль на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса включается начисленная сумма транспортного налога в размере 4000 руб.

В отношении третьего грузовика начисленная сумма транспортного налога в размере 11 000 руб. учитывается в составе расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Плата «Платону», поскольку в 2016 г. она не уплачивалась, в расходах не учитывается.

Принцип работы системы довольно прост. Водитель грузовика платит за езду по федеральным трассам, которым он наносит больше вреда своим транспортом высокой массы, нежели остальные участники движения.

Вполне оправданный принцип, учитывая тот факт, что, согласно среднестатистическим данным, самые ощутимые повреждения федеральным дорогам наносят именно машины весом более 12 тонн.

Название «Платон» произошло от двух слов – плата и тонны. Система сбора государством оплаты проезда по дорогам предназначена для большегрузных автомобилей с весом больше 12 тонн . Также она контролирует информацию по перемещению всех большегрузов по федеральным трассам. Собранные средства поступают в бюджет для уменьшения на него нагрузки, а также возмещения ущерба, нанесенного дорожному покрытию.

Толчком к созданию «Платона» послужило огромное количество автомобилей с массой свыше 12 тонн. Для сохранности дорог, в том числе и федерального значения, было предложено создать дополнительное налогообложение владельцев транспорта , которые причиняют основной ущерб автомобильным путям.

На данный момент проезд составляет 2,15 руб. за 1 км .

Правовое регулирование

  1. ФЗ №68 утверждает требования, регулирующие внесение стоимости за езду по трассам автомобилями-многотонниками. Закон устанавливает запрет на движение без платы. Предусмотрены штрафы за его нарушение.
  2. Целостность качества системы и соблюдение всех процессов регламентирует ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах».
  3. Последовательностью действий зачисления финансовых средств «занимается» Бюджетный кодекс.

Общая реализация проекта «Платон» возложена на «РосТех-Инвест ТС», а также на Дорожное агентство. Между ними был заключен договор сроком в 13 лет, согласованный с Приказом Правительства РФ от 29.08.14 №1662.

Какие машины попадают

Как и было сказано выше, система регулирует работу всех ТС, весом не менее 12-ти тонн. Речь идет как о отечественных машинах, так и зарубежных. Фирма также не имеет никакого значения.

«Платон» создавался исключительно для всех авто большой массы . Учитывается масса в том числе снаряженного транспортного средства с пассажирами и водителем.

Существуют определенные исключения. Под них попадают такие машины (), как:

  • армейский транспорт и любая другая военная техника;
  • используемые спецслужбами: реанимационной, скорой помощи, пожарной, полиции;
  • спецтранспорт для перевозки пассажиров за исключением грузо-пассажирского.

Поэтому оплачивать проезд большегрузов обязаны все «обычные» организации . Собственно, закон изначально планировал коснуться непосредственно дальнобойщиков независимо от фирмы, на которую те работают.

Принцип работы

Разобраться в системе нетрудно. Существуют определенные действия, которые требуется совершить водителю, желающему передвигаться по дорогам федерального значения.

Необходимо провести регистрацию в системе, а также иметь собственный расчетный счет в банке. Это позволит осуществлять оплату за поездки. Есть два вида платы :

  1. С установкой особого прибора в машине, способного следить за перемещениями транспорта с помощью спутника, он же списывает определенные суммы со счета водителя, подсчитав пройденный путь.
  2. Также можно обзавестись специальной маршрутной картой.

Обработка данных и ведение постоянного мониторинга будет проводиться уникальным не только в масштабах страны, но и мира Центром обработки информации . Система будет считывать специализированными приборами массу машины, а также определит, установлен ли в ней трекер или взносы производятся картой.

Проект поистине уникален, это отметили и зарубежные специалисты. Используемое оборудование и программное обеспечение максимально минимизируют роль так называемого человеческого фактора. Это поможет исключить различные коррупционные действия, что так актуально в нашей стране.

Размер сборов и штрафов

Платежи вносятся исключительно перед поездкой . Несоблюдение этого правила — нарушение ФЗ №257. На 2018 год цена проезда одного километра большегрузом составляет 2 рубль 15 копеек.

Первоначальный штраф равен 5000 рублей . Его может получить владелец транспорта, кроме нерезидентов, а также водитель в том случае, если машина — собственность нерезидента РФ. Если водитель или собственник второй раз попадается на нарушении закона, сумма, которую тот обязан оплатить, равна 10 000 рублей . Это касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Если в одни и те же сутки нарушение фиксируется неоднократно, нарушителю требуется оплатить штраф лишь за первый раз . В случае когда нарушение касается нескольких ТС собственника, то тот обязан внести плату за каждое.

Система «Платон» – аналог заграничных проектов, используемых такими развитыми странами, как Сингапур и США, а также многими европейскими государствами. У иностранцев подобные проекты показали отличную эффективность: поступившие средства позволили облегчить нагрузку на бюджет, а также более существенно проводить ремонт дорог. Что касается России, пока еще неизвестно, положительно ли сыграют принятые меры.



Поделиться