Система зажигания на зил 130. Устройство контактно транзисторной системы зажигания

ЗАЖИГАНИЕ ЗИЛ-130, ЗИЛ-433360

На автомобиле ЗИЛ-433360 установлена контактно-транзисторная система зажигания. Схема системы зажигания показана на рис. 9-16.

В систему зажигания входят катушка зажигания Б114-Б, распределитель 46.3706, транзисторный коммутатор ТК102А, добавочный двухсекционный резистор СЭ-107, провода высокого напряжения, свечи А11 с помехоподавляющими резисторами СЭ-110, а также выключатель зажигания ВК-350.


Зажигание ЗИЛ-130

Катушка зажигания

Транзисторный коммутатор

Распределитель зажигания

Разборка распределителя

Свечи зажигания

Катушка зажигания Б114-Б


Основные данные технической характеристики приведены ниже.

Номинальное напряжение 12

Обмотка низкого напряжения: диаметр проволоки, мм 1,25…1,33

число витков 179…182

сопротивление при температуре 20 °С, ом 0,42

Обмотка высокого напряжения: диаметр проволоки, мм 0,06

число витков 41000…41700

сопротивление при температуре 20 °С, ом 223000

Дополнительное сопротивление: диаметр проволоки, мм 0,7

сопротивление при температуре 20 \°С, ом 1,04

Габаритные размеры катушки зажигания, мм:

длина 156

ширина 68,5

высота 82

Катушка зажигания находится на переднем щите кабины. Она имеет два вывода обмотки первичной цепи. При установке катушки необходимо следить за правильностью присоединения проводов.

К выводу «К» надо подсоединить провода от одноименного вывода коммутатора; к выводу без обозначения — провод от коммутатора.

Катушка зажигания предназначена для работы только с транзисторным коммутатором. Применение катушек зажигания других типов недопустимо. На катушке зажигания Б114-Б имеется надпись «Только для транзисторной системы».

Обмотки катушки зажигания на искрообразование проверяют на стенде. Отсутствие искрообразования или неустойчивая искра свидетельствуют о наличии неисправности в обмотке катушки. Для выяснения состояния обмоток (витковое замыкание первичной обмотки) производят замер их сопротивления, которое должно соответствовать данным технической характеристики.

Неисправности в обмотках катушек зажигания чаще всего проявляются в результате их перегрева, который происходит при неразомкнутой первичной цепи, оставленной на неработающем двигателе при не выключенном зажигании. В этом случае катушка зажигания может нагреваться до 120 °С и выше. Катушка зажигания не разбирается и в случае выхода из строя заменяется.

Добавочный резистор, состоящий из двух последовательно соединенных резисторов, установлен рядом с катушкой. При пуске двигателя стартером один из резисторов последовательной цепи автоматически замыкается накоротко, чем достигается увеличение напряжения в момент пуска.

Необходимо следить за правильностью подсоединений проводов к выводам добавочного резистора: к выводу ВК должен быть присоединен провод от стартера;- к выводу ВК-Б от выключателя зажигания; а к выводу К — от вывода транзисторного коммутатора. При замене спиралей добавочный резистор снимают с автомобиля.


Рис.9-17. Распределитель

1- валик; 2- пластина; 3- фильц; 4- бегунок; 5- крышка; 6- -контактный уголек; 7- пружина контакта; 8- контакт; 9- защелка крышки; 10- центробежный регулятор; 11 — болт крепления верхней пластины к корпусу; 12- пластины октан корректора; 13- эксцентрик; 14- рычажок; 15- винт крепления прерывателя; 16- контакты прерывателя; 17- вывод низкого напряжения; 18- фильц для смазывания кулачки; 19-вакуумный регулятор; 20 — регулировочные гайки октан-корректора


Транзисторный коммутатор

Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора).

Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля. Следует иметь в виду, что транзисторный коммутатор может работать только при температуре окружающей среды не выше 70 °С и не ниже минус 60 °С.

Транзисторный коммутатор в условиях эксплуатации не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется на новый.

При проверке работоспособности приборов контактно транзисторной системы зажигания разомкните контакты распределителя 4. (см. рис.9-16), включите зажигание и проверьте напряжение. При исправных электропроводах и исправных приборах напряжение на клеммах добавочного резистора 2 катушки зажигания и на клемме «Р» транзисторного коммутатора должно иметь следующие пределы:

  1. На клемме добавочного резистора «Б» 12,0…12‚2 В, на клемме «ВК» — 9 В, на клемме «К» — 7…8 В.
  2. На клеммах катушки зажигания — 7…8 В.
  3. На клемме «Р» — транзисторного коммутатора — 3…4 В.

Если провода и приборы исправны, а на клемме «Р» транзисторного коммутатора напряжения нет, то это будет свидетельствовать, что транзисторный коммутатор неисправен и его следует заменить.

«В том случае, когда нет в наличии запасного транзисторного коммутатора, систему зажигания можно перевести на не транзисторную, установив конденсатор и катушку, зажигания Б 114-Б на Б13 с его добавочным сопротивлением.

Распределитель зажигания

Распределитель зажигания (рис.9-17) восьмиискровой, работает совместно с катушкой зажигания Б 114-Б предназначен для прерывания тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания и распределения тока высокого напряжения по свечам.

Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является отсутствие в распределителе щунтирующего конденсатора.

Основные данные технической характеристики распределителя зажигания приведены ниже.

Угол замкнутого состояния контактов прерывателя, 30

Усилие прижатия контактов, Н (гс) 5…6.5 (500…600)

Характеристика центробежного автомата:

Угол опережения по валику распределителя (градус) при частоте вращения (мин-1):

500 0.. .2

1000 4…5 .,65

1400 и более 8..10

Характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания:

Угол опережения по валику распределители (градус) при разряжении (МПа (мм рт. ст.):

0,013 (100) о…1

0,023 (175) 1…3

0,042 (325) 5…7

0,053 (400) 7…9


Рис.9-18. Узлы и детали распределителя зажигания

1 — фильц; 2 — замочное кольцо; 3 и 9 — плоские шайбы; 4 — кулачок прерывателя; 5 и 8 — пружины пластин регулятора; 6 — пластины регулятора; 7 -ишак; 10 — пружина контакта; 11 - контакт; 12 — крышка; 13 - ротор; 14 — пружинная пластина бегунка; 15 - защелка крышки: 16 – рычажок прерывателя; 17 – корпус распределителя; 18 — кронштейн пружины; 19 — подвижный диск; 20 направляющая втулка; 21 – регулировочные гайки октан корректора; 22 - нижняя пластина октан-корректора; 23 - верхняя пластина октан-корректора; 24 — болт крещения пластин; 25 — штифт; 26 — хвостовик вала; 27 — втулка валика; 28 – масленка для смазывания кулачка; 29 — крышка фильца; 30 — кронштейн ‹: неподвижным контактом; 31 — провод первичной цепи; 32 и 33 — изоляторы; 34 — клейма низкого напряжения; 35 — шайба изолятора клеммы; 36 — фильц; 37 — вакуумный регулятор; 38 — пробка; 39 - пружина.

Разборка распределителя

Для разборки распределителя зажигания необходимо:

очистить распределитель, поступивший в ремонт от грязи, пыли и масляных пятен;

отвернуть один болт 24 (рис.9-18)крепления пластин октан корректора к корпусу распределителя, снять обе пластины 22 и 23 с корпуса в сборе с регулировочными винтами и кольцевой прокладкой между пластинами. Снять крышку 12, отстегнув обе защелки 15 крышки, снять ротор 1З и произвести дальнейшую разборку;

для снятия вакуумного регулятора 37 необходимо отвернуть два винта крепления его к корпусу 17 распределителя. Отвернуть один винт крепления тяги к подвижному диску 19, одновременно отсоединить один конец провода массы (перемычки). Отсоединить тягу от оси подвижного диска и снять вакуумный регулятор;

для снятия рычажка 16 прерывателя надо ослабить винт крепления клеммы провода первичной цепи и пружины, снять замочное кольцо рычажка, провод и рычажок прерывателя в сборе с пружиной;

Для снятия клеммы 34 первичной цепи надо отвернуть гайку крепления провода, отсоединить провод, снять внутренний изолятор 32 и вынуть из корпуса винт-клемму с наружным изолятором 33;

для снятия пластины с неподвижным контактом прерывателя необходимо отвернуть один винт крепления пластины к диску и снять пластину с оси при помощи отвертки;

для снятия подвижного и неподвижного дисков с подшипником в сборе отвернуть два винта крепления дисков к корпусу, при этом отсоединить провод массы, затем снять два держателя дисков и вынуть из корпуса распределителя оба диска в сборе с подшипником (рис.9-19). Шариковый подшипник, находящийся на диске следует опрессовывать только в случае его замены, так как он завальцован на нижней обойме диска;


Рис.9-19. Подвижный и неподвижный диски в сборе с подшипником вакуумного регулятора опережения зажигания

на подвижном диске в разжимном кронштейне установлен фетровый фильц, который при необходимости снимают, промывают и снова устанавливают на место.

Для разборки центробежного регулятора опережения зажигания нужно вынуть фильц (рис.9-20,а) из полости оси кулачка с помощью металлического острого стержня, вынуть замочное кольцо 7 крепления кулачки с помощью плоскогубцев (рис.9-20‚б), снять с валика упорную шайбу и кулачок 2в сборе с пластиной (рис.9-20,в).

Для снятия пластин (грузиков) 8 центробежного регулятора надо снять две опорные плоские шайбы с валика с помощью плоскогубцев, снять по две шайбы с ограничительных пальцев 5, снять со штифтов 6 две ограничительные пружины 4 плоскогубцами и снять с осей нижней пластины обе пластины (грузики) 3 регулятора. На рис.9-20,г показан в сборе центробежный регулятор опережения зажигания распределителя, а на рис. 9-20,д — валик В сборе с нижней пластиной.


Для снятия валика и выпрессовки втулок из корпуса распределителя нужно вывернуть масленку 28 (см. рис.9-18) и установить корпус 17 на верстак, подложив под муфту пустотелую металлическую подставку, выбить штифт 25 крепления муфты. Снять с конца валика муфту, плоскую упорную шайбу и вынуть из корпуса валик 7 в сборе с нижней пластиной, жестко укрепленной на нем. Выпрессовать втулки 27 валика из корпуса.

Проверка деталей распределителя зажигания

Осмотреть контакты на рычажке и неподвижной стойке прерывателя зажигания.

Если имеется износ и сильное подгорание контактов, необходимо рычажок и стойку неподвижного контакта заменить. Если контакты имеют небольшое окисление и подгорание, их следует зачистить.

При контактно-транзисторной системе зажигания через контакты прерывателя проходит только ток управления транзистора, а не полный ток катушки зажигания, поэтому почти полностью устраняются подгорание и эрозия контактов, и их не нужно зачищать.

В то же время необходимо особенно тщательно следить за чистотой контактов, так как сила тока, проходящего через них, мала, и при наличии пленки окиси или масла контакты не проводят ток, поэтому их надо промыть бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался и на контактах прерывателя образовался слой окиси, контакты нужно зачистить, т.е. провести по ним абразивной пластиной или мелкой шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием, не допуская съема металла, так как в результате этого сокращается срок службы контактов.


Рис.9-20. Разборка центробежного регулятора опережения зажигания прерывателя-распределителя 46.3706:

а- корпус с центробежным регулятором в сборе; б — снятие замочного кольца; в — корпус со снятым кулачком прерывателя; г — центробежный регулятор; д - валик в сборе с нижней властной; 1- фильц; 2 — кулачок; 3 — пластины (грузики); 4 — ограничительные пружины; 5 – ограничительные пальцы; 6 — штифты; 7 — замочное кольцо: 8 - пластина кулачка.

Сборка распределителя зажигания

Для установки валика распределителя необходимо запрессовать втулки 27 (см. рис.9-18) в корпус с натягом 0,05…0‚2мм и подогнать их по диаметр у валика с помощью развертки. Вставить валик в сборе, показанный на рис. 9-19,е в корпус, надев на него верхнюю упорную шайбу и муфту привода и закрепить ее штифтом, расклепав концы.

Валик во втулках корпуса должен вращаться свободно, без заеданий и заклинивания.

Для установки центробежного регулятора нужно установить на осях нижней подвижной пластины (грузики) см. рис.9-20‚ регулятора и соединить их ограничительными пружинами 4.Надеть на валик распределителя одну упорную шайбу, а на ограничительные пальцы 5 подвижных пластин (грузиков) по две плоских шайбы. Установить кулачок 2 со втулкой на валик распределителя в сборе с верхней подвижной пластиной 8, прорези которой направить на пальцы 5 пластин (грузиков) центробежного регулятора. Установить упорную шайбу на конец валика распределителя и закрепить кулачок прерывателя на валике замочным кольцом 7. После этого пропитать фетровый фильц 1 (см. рис.9-20‚а) маслом и вставить его в полость кулачка.

Установка и крепление прерывателя на подвижном диске могут быть произведены до установки дисков в корпус распределителя, а также тогда, когда подвижный диск установлен и закреплен в корпусе распределителя, что чаще встречается на практике.

Установить в корпус не подвижный и подвижный диски в сборе с подшипником и закрепить их двумя винтами с пружинными шайбами.

Установить клемму первичной цепи с изоляторами, присоединить к ней один конец провода и закрепить гайкой.

Установить пластину с не подвижными контактом на ось рычажка прерывателя, при этом в вильчатый конец пластины должен войти эксцентрик для регулировки зазора контактов, после чего надо предварительно закрепить пластину винтом.

Затем установить на ось рычажок прерывателя с ленточной пружиной в сборе, подсоединить ее к винту крепления и зажать винтом, после чего закрепить провод первичной цепи.

Установить вакуумный регулятор, надев его тяп на ось подвижного диска, закрепить корпус вакуумного регулятора двумя винтами, предварительно вставив в него пружину, регулировочные шайбы и закрепить гайкой с уплотнительной шайбой. Вакуумный регулятор устанавливается так, чтобы его тяга повернула подвижной диск в его крайнее положение, соответсвующее позднему зажиганию.

Это положение регулируют путем передвижения корпуса вакуумного регулятора относительно корпуса распределителя, повертывая его вокруг за счет овальных отверстий корпуса вакуумного регулятора. Если этого будет недостаточно, необходимо регулировать шайбами, которые установлены между торцами пружины вакуумного регулятора и торцом штуцера. Точную регулировку выполняют на приборе.


Рис.9-21. Регулировка прерывателя-распределителя

а - вид сверху; б — регулировка зазора контактов; с — проверка упругости пружины динамометром; 1 — кулачок; 2 — регулировочный эксцентрик; З -пластина; 4- ось; 5 — рычажок; 6 — пружина; 7 и 8 — винты; 9 и 10 — контакты; 11 — изолятор; 12 — фетровый фильц; 13 — клемма; 14 — щуп; 15 — отвертка; 16 — динамометр; 17 - пластины спин-корректора; 18 — регулировочные гайки; 19 — вакуумный регулятор

Установить на корпус распределителя пластины октан корректора и закрепить их.

При сборке распределителя необходимо смазать чистым маслом для двигателя ось рычажка прерывателя, кулачок прерывателя и ось кулачка.

Кроме того, необходимо смазать консистентной смазкой втулки валика через масленку, ввернутую в корпус распределителя

Регулировку зазора между контактами прерывателя можно производить на распределителе, снятом с двигателя или установленном на нем. Проверку упругости пружины прерывателя и регулировку регуляторов опережения зажигания следует производить только на распределителе, снятом с двигателя.

Для регулировки зазора в контактах прерывателя надо установить кулачок (рис. 9- 21) в положение, при котором контакты максимально раздвинуты, и замерить величину выступов кулачка.

При регулировке зазора надо ослабить винт 8 крепления пластины 3 с неподвижным контактом 10 и, вращая отверткой регулировочный эксцентрик 2, установить по щупу 14 толщиной 0,35 мм, затем затянуть винт 8 и снова проверить величину зазора чистым щупом, предварительно протерев его смоченной в бензине тряпкой.

Зазор между контактами прерывателя должен быть равен 0,3…0,4 мм.

После регулировки зазора необходимо проверить упругость пружины 6 рычажка 5 прерывателя. Слабая пружина может вызывать перебои в зажигании при работе двигателя

на большой частоте вращения двигателя, а сильная пружина с большёй упругостью - ускоренный износ контактов распределителя и выступов кулачка. Упругость пружины проверяют динамометром 16, концом которого захватывают за рычажок 5 и натягивают до момента появления зазора (разрыва) в контактах. Усилие в этот момент должно составлять 500…650 гс.

Проверка центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания может быть проведена только на приборе, имеющем искровой разрядник, привод от электродвигателя с переменной частотой вращения якоря и вакуумный насос с вакуум манометром.

Шкалу октан-корректора устанавливают в зависимости от октанового числа бензина, на котором работает двигатель. Точность установки опережения зажигания определяют по шкале октан-корректора и осуществляют регулировочными гайками 18.

Установку распределителя зажигания на двигатель см главу «Двигатель».

Свечи зажигания

Свечи зажигания не разборные, с резьбой М14х1‚25, типа АН с помехоподавляющими резисторами СЭПО (рис.9-22). Нормальную и бесперебойную работу свечи зажигания можно получить в случае, когда нижняя часть изолятора имеет температуру нагрева 500…600 °С. При таком тепловом режиме наилучшим образом происходит самоочищение юбки изолятора свечи от копоти и нагара.

Если температура юбочки изолятора снижается до 450 °С, на ней происходит отложение нагара, это вызывает утечку тока на «массу» и двигатель начинает работать с перебоями. Отложению нагара на юбочке изолятора способствуют продолжительная работа двигателя на холостом ходу на малой частоте вращения коленчатого вала, а также длительное движение автомобиля на малой скорости на четвертой или пятой Передачах.


При закопченных свечах, когда на юбочках изоляторов копоть сухая, пуск холодного двигателя становится затрудненным; при увлажнении поверхности юбочки изолятора топливом пуск двигателя невозможен.

При температуре нижней части изолятора 750 °С наступает «калильное» зажигание, то есть воспламенение смеси происходит от раскаленной свечи, а не от искры, своевременно поданной к ее электродам.

Неисправные свечи, снятые с автомобиля подвергают проверке и очистке. При наружном осмотре выявляют выкрашивание изоляторов, видные трещины или поломку электродов. Такие свечи следует заменить.

Очистку и проверку свечей зажигания производят на приборе модели 514-2М (рис.9-23).

Для очистки свечу 10 ввертывают в отверстие с уплотнителем, где под действием сжатого воздуха и частиц песка происходит очистка свечи в течение 5.. .10 с. 1 — провод высокого напряжения; 2 — втулка наконечника; 3 – контакт наконечника; 4 - наконечник свечи; 5 — изолятор свечи; 6 – внутреннее уплотнительное кольцо; 7 — корпус свечи; 8 — уплотнительное кольцо; 9 Центральный электрод; 10 — боковой электрод


Рис.9-22. Свечи зажигания:

1 — провод высокого напряжения; 2 — втулка наконечника; 3 – контакт наконечника; 4- наконечник свечи; 5- изолятор свечи; 6- внутреннее уплотнительное кольцо; 7- корпус свечи; 8- уплотнительное кольцо; 9- центральный электрод; 10- боковой электрод

После этого свечу вывертывают, обдувают в гнезде 8 сжатым воздухом, проверяют зазор между электродами свечи и при необходимости подгибают боковой электрод для получения зазора определенной величины. Зазор должен быть 0,5.. .,0 6 мм.

Перед проверкой зазора необходимо зачистить центральный и боковой электроды свечи.

Испытание свечей производят под давлением 0 8…0 9 МПа (8..9 кгс/см2)‚ контролируемым манометром 6. Для испытания свечу 28 ввертывают с уплотнением в гнездо и соединяют проводом 26 с катушкой зажигания, расположенной внутри корпуса прибора. Ток включают контактной кнопкой 24 и ведут наблюдение за работой свечей зажигания через глазок камеры 1, при этом в исправной свече искра должна появляться без перебоев. Для сравнительной оценки искры во второе гнездо ввертывают контрольную свечу 27.

Перебои в искрообразовании, отсутствие искры, искренне через трещины в изоляторе будут указывать на неисправность свечи и на необходимость ее отбраковки.

Перебои в искрообразовании и отсутствие искры при одновременном наличии искры на контрольной свече указывают на неисправность свечи и в первую очередь на неправильный зазор между электродами.


Рис.9-23. Схема прибора модели 514-2М для очистки и про верки свечей зажигания:

1- глазок камеры для проверки свечей зажигания на искрообразование; 2 — резиновая мембрана; 3 — регулировочный винт. 4 — регулировочный винт клапана подачи воздуха в пескоструйную камеру для очистки свечи; 5 — регулировочный винт клапана подачи воздуха в гнездо для обдува свечи; б — манометр; 7 — шланг подвода воздуха от компрессора к прибору; 8 — гнездо для общин свечи; 9 — рабочее сопло; 10 — свеча, устанавливаемая дня пескоструйной очистки; 11 – сменная резиновая манжета для установки свечи при ее очистке; 12 – корпус пескоструйной камеры; 13 — центральный электрод разрядника; 14 — песок, применяемый для очистки свечей; 15 — вторичная обмотка индукционной катушки; 16 — контактная пластина, соединяющая вторичную обмотку с «массой»; 17 — первичная обмотка индукционной катушки; 18 — карболитовый корпус индукционной катушек 19 — металлический кожух катушки; 20 — конденсатор; 21 – подвижный контакт прерывателя; 22 — неподвижный (регулировочный) контакт прерывателя; 23 провод, подводящий ток к прибору; 24 — кнопка включения индукционной катушки; 25 — соединительный провод (перемычка); 26 — провод высокого напряжения; 27 - контрольная свеча: 28 ‹ проверяемая свеча; 29 — корпус воздушной камеры прибора

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Современный автомобиль – это сложная система из узлов и механизмов, которые должны слаженно взаимодействовать. Система зажигания (СЗ) отвечает за пуск и бесперебойную работу ДВС. В статье рассматривается принцип работы, виды СЗ, основные неисправности, приводится схема зажигания ЗИЛ 130, дается пошаговая инструкция по настройке момента зажигания.

[ Скрыть ]

Принцип работы СЗ

СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.

Источником питания автомобиля является , которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.

Основные этапы любой СЗ:

  • накопление нужного заряда;
  • преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
  • распределение заряда;
  • образование искры на свечах;
  • воспламенение горючей смеси.

К СЗ предъявляются такие требования:

  1. Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
  2. Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
  3. Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
  4. Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.

Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).

Виды систем зажигания

Существует три вида систем зажигания:

  1. Контактная. Она является устаревшей и встречается на старом отечественном автотранспорте. Управляет и распределяет электроэнергию в ней механическое устройство – прерыватель-распределитель. Более современным вариантом контактной системы стала контактная транзисторная СЗ. Новшеством в ней является использование транзиторного коммутатора в первичной цепи катушки.
  2. Бесконтактная. В этой системе, называемой еще транзисторной, управление накоплением заряда осуществляется транзисторным коммутатором (электромагнитным генератором электрических импульсов), который взаимодействует с бесконтактным регулятором импульсов. Коммутатор в этой системе играет роль прерывателя. Распределяется высоковольтный ток механическим прерывателем.
  3. Электронная. Управляет процессом ЭБУ. В ранних версиях этой системы ЭБУ управлял не только СЗ, но и системой впрыска топлива. В последних версиях управляет зажиганием .

Фотогалерея

1. Детали бесконтактной СЗ 2. Элементы электронной СЗ

Контактный

Контактная СЗ (КСЗ) — самая старая, но имеет еще широкое распространение из-за большого количества старых автомобилей. Ее основное преимущество – надежность. Благодаря простой конструкции в ней мало встречается неисправностей, поэтому и выходит из строя она редко. Да и ремонт узлов и механизмов системы очень дешевый и выполнимый самостоятельно.

КСЗ состоит из следующих компонент:

  • источника питания (аккумуляторной батареи);
  • механического прерывателя;
  • распределителя;
  • катушки;
  • замка;
  • свечей.

Принцип работы простой. От источника питания поступает напряжение, которое проходя через катушку, преобразовывается в высоковольтный ток. При размыкании контактов образуется искра. Это должно четко совпадать с моментом, когда заканчивается такт сжатия в цилиндре. Возникшая искра воспламеняет ТВС.

Особенностью системы является то, что работает она за счет контактов. Это является и ее недостатком, так как изнашиваются механические детали и ухудшается искрообразование.

Бесконтактный

На современных машинах в основном установлено бесконтактная СЗ (БСЗ). Эта система имеет преимущества перед предыдущей, так как не зависит от размыкания контактов. Получаемая искра имеет большую мощность. Основным элементом БСЗ является транзисторный коммутатор, работающий в паре с особым датчиком.

Электромагнитный генератор обеспечивает стабильность работы и подачу электроэнергии на все узлы. Благодаря его функционированию в двигателе вырабатывается большая тяга и экономится топливо. Независимость от работы контактной группы гарантирует качественное искрообразование.

Преимуществом БСЗ является простота техобслуживания. Для того чтобы система работала стабильно и долгий срок, нужно регулярно смазывать вал в трамблере. Сервисное обслуживание следует выполнять через каждые 10 тыс. км пробега. Недостатком является сложный ремонт. Для выявления неисправностей нужно иметь специальное оборудование для диагностики, поэтому самостоятельно починить БСЗ не удастся.

Электронный

Данная система установлена на большинстве современных иномарок. В ней отсутствуют механические движущиеся детали, поэтому нет проблем с окислением контактов и перебоями с искрообразованием. Работой системы управляет блок с помощью специальных датчиков, используется трамблер с .

Благодаря электронике образование и подача искры на цилиндры осуществляется с большей точностью и надежностью, чем у предыдущих СЗ. За счет этого увеличивается мощность силового агрегата, улучшается его работа, уменьшается расход горючего. Компоненты, входящие в СЗ имеют высокую надежность.

В электронной СЗ проще регулировать угол сопряжения, ток стабильнее. Рабочая смесь в цилиндрах почти вся сгорает, что увеличивает чистоту выхлопных газов. Сложность конструкции делает почти невозможным самостоятельный ремонт в гараже. Поэтому приходиться обращаться в специализированные центры, которые оснащены новейшим оборудованием.

На автомобиле ЗИЛ 130 установлена транзисторная СЗ, что упрощает его эксплуатацию и ремонт, который не должен вызвать проблем.

Диагностика системы и выявление неисправностей

Имея контактно транзисторную систему зажигания, ЗИЛ 130 не застрахован от поломок. Для того чтобы выполнить необходимый ремонт, нужно знать, какие неисправности возможны, уметь их обнаружить и устранить.

Есть несколько признаков, по которым можно определить, что в СЗ есть неполадки:

  1. Проблемы с запуском мотора. В этом случае автомобиль с трудом заводится либо не с первого раза. При включении зажигания появляются характерные звуки.
  2. При работе мотора в холостом режиме пропадают обороты. Определить необходимость ремонта можно по датчикам. Если показания оборотов отличаются более чем в 500 об/м, то необходим срочный ремонт.
  3. Снижается приемистость мотора, падает мощность. Определить это можно по тому, как автомобиль разгоняется при нажатии на педаль газа.
  4. Повысился расход горючего. Заметить изменение расхода топлива можно, если знать, сколько расходовалось горючего в разных скоростных режимах.

Если возникают проблемы в СЗ на автомобиле ЗИЛ 130, нужно проверить прохождение тока. Сначала следует проверить выработку искры на . Для этого новую свечу нужно подключить к высоковольтному проводу и попытаться запустить мотор. Если искра не проскакивает, нужно проверить целостность проводки, качество соединений и контактов, наличие окислений, излишков влаги и т.д.

Если после проверки цепи и устранения неисправностей, проблемы с зажиганием остались, нужно проследить искрообразование в обратном порядке. Для этого необходимо идти по пути от свечи зажигания по высоковольтному проводу к контакту распределителя, затем к катушке, и закончить путь на блоке управления. Для проверки необходимы специальные знания и диагностическое оборудование.

Проверку образования искры на свечах следует сделать на всех цилиндрах. Если она будет отсутствовать только на одной из свечей, то проблему нужно искать на промежутке между этой свечей и распределителем. Если искры нет ни на одной свече, то неисправности следует искать в выходах блока управления и в нем самом.

Как проверить момент зажигания?

Для эффективной работы СЗ важно, чтобы было корректно установлено зажигание, выставлен правильно угол опережения. Позднее поступление искры или слишком раннее может стать причиной неполадок в работе СЗ на авто.

При слишком позднем зажигании затруднена процедура воспламенения. В этом случае рабочая смесь сгорает не полностью, увеличивается расход горючего. При раннем зажигании ТВС не успевает поступить в цилиндры, в результате падает мощность двигателя. Поэтому нужно следить за моментом зажигания, чтобы он не сбивался.

Руководство по установке момента зажигания на ЗИЛ 130

Установка зажигания осуществляется в следующем порядке:

  1. Сначала необходимо вывернуть свечу из 1-го цилиндра и вставить вместо нее бумажную пробку.
  2. Затем нужно не спеша крутить коленчатый вал до момента, пока поршень 1-го цилиндра не займет ВМТ хода сжатия. Этот момент определяется по пробке, которая с хлопком выскочит из отверстия вывернутой свечи.
  3. Следует добиться совмещения метки на шкиве коленвала с меткой на крышке шестерни распредвала.
  4. Далее нужно установить привод распределителя. Для этого его необходимо опустить в гнездо блока цилиндров двигателя. Нужно совместить отверстия на пластине снизу привода с отверстиями на блоке цилиндров с резьбой. Ось отверстия верхней пластины не должно отклоняться от паза на валу двигателя на угол более 15 градусов в любую из сторон. Паз необходимо сместить к передней части силового агрегата.
  5. Когда привод будет установлен, как положено, его нужно закрепить болтами.
  6. На следующем этапе нужно совместить метку на шкиве и метку, расположенную между 3 и 6 гребенками.
  7. Далее нужно совместить с помощью регулировочных винтов указательную стрелку на верхней пластине октан-корректора с положением «0» на нижней пластине. Это положение необходимо зафиксировать с помощью гаек.
  8. Теперь следует расположить распределитель-прерыватель в приводе в такое положение, чтобы вакуум-регулятор был расположен в верхней части. Определить нахождение провода первого цилиндра, расположенного на крышке прерывателя-распределителя, можно по положению бегунка.
  9. Устанавливается момент зажигания путем поворота прерывателя за корпус, пока не разомкнуться контакты и не загорится контрольная лампочка на 12 В, которую нужно присоединить к массе корпуса и выводу распределителя с низким напряжением. Таким образом, нужно поймать момент подачи искры на 1-й цилиндр. Это положение прерывателя-распределителя нужно зафиксировать.
  10. Затем следует установить крышку трамблера, а затем последовательно присоединить высоковольтные провода к цилиндрам. Сначала присоединяется провод к 1-му цилиндру. Оставшиеся провода присоединяются в том порядке, в каком работают цилиндры (1-5-4-2-6-3-7-8).
  11. Затем подключается центральный провод на катушку.

Закончив установку, нужно проверить работу системы зажигания. Если проверяется контактная СЗ зажигания ЗИЛ 130 или 131, то нужно размыкать при проверке контакты прерывателя. БСЗ проверяется путем включения/выключения зажигания с помощью ключа.

При правильной установке момента зажигания во время разгона машины будет чувствоваться небольшая детонация, которая исчезает при достижении скорости 40-45 км/ч.

Двигатель является основным агрегатом любого транспортного средства и его работа во многом определяется функционированием системы зажигания. В этом материале мы поговорим об СЗ автомобиля ЗИЛ. Какая схема зажигания на грузовике ЗИЛ 140, каков ее принцип действия и как ее правильно настроить — читайте ниже.

[ Скрыть ]

Принцип работы СЗ

Инструкция по настройке, порядку и регулировке контактной, бесконтактной и электронной СЗ представлена ниже, но для начала давайте разберемся в принципе работы системы. Как и в любом автомобиле, оборудованном бензиновым мотором, система зажигания ЗИЛ выполняет функцию воспламенения горючей смеси в цилиндрах мотора, подавая в них искру. Сама искра передается на , расположенные непосредственно в цилиндрах ДВС. Эти свечи работают по очереди, воспламеняя топливовоздушную смесь в определенное время. Следует отметить, что в ЗИЛ 131 и 130 СЗ выполняет функцию не только воспламенения смеси, но и подачу искры, в частности, отвечая за силу тока искры.

Все потому, что изначально аккумуляторная батарея может вырабатывать только ток определенной силы. Но этого параметра будет недостаточно для воспламенения смеси. Соответственно, для этой цели была разработана СЗ, предназначенная для повышения параметра мощности АКБ транспортного средства. Благодаря этому аккумулятор позволяет передать в ту или иную свечу напряжение такого уровня, которое позволит поджечь горючую смесь.

Следует отметить, что любая СЗ, будь то контактно транзисторная система или другая имеет несколько определенных требований, которые она должна выполнять в нормальном режиме:

  1. В соответствии со схемой подключения и работой привода трамблера СЗ должна подавать искру на СЗ в необходимый цилиндр в тот момент времени, который изначально был задан настройками. Именно настройки отвечают за порядок активации работоспособности цилиндров. В том случае, если цилиндры будут настроены неправильно, могут возникнуть проблемы в функционировании ДВС.
  2. Любая, в том числе транзисторная система зажигания, всегда всегда должна функционировать с максимальной точностью. К примеру, если искра начнет поступать в цилиндр с минимальным опозданием, даже на секунду, запустить двигатель не получится.
  3. Еще одно требование — это энергия искры. Все настройки СЗ в любом случае должны совпадать для качественного воспламенения топливовоздушной смеси определенной плотности.
  4. Не менее важным требованием является надежность работы СЗ в любом транспортном средстве. Видео-инструкция о том, как своими руками установить бесконтактное зажигание на автомобиль ЗИЛ-130, приведена ниже (автор видео — Сделай сам).

Виды систем зажигания

Любые СЗ независимо от типа привода подразделяются на три типа:

  1. Контактный. Такой тип системы является устаревший, на сегодняшний день он встречается не так часто, обычно контактные СЗ используются в автомобилях отечественного производства. Принцип функционирования в данном случае заключается в создании электрических сигналов, образующихся благодаря распределителю.
  2. или БСЗ, которая также именуется транзисторной. Принцип работы основан на функционировании коммутатора.
  3. Электронный вариант является одним из наиболее современных и дорогих по стоимости устройств, которые устанавливаются только на новые машины. Такой тип полностью отличается от двух описанных выше, поскольку обладает более сложной конструкцией, отвечающей не только за момент зажигания, но и прочие параметры машины.

Контактная система зажигания


Такой СЗ с приводом встречается достаточно часто сегодня, поскольку старые отечественные автомобили используются в нашей стране до сих пор миллионами автолюбителей. Одним из основных достоинств такой СЗ является надежность. Из-за того, что конструкция системы довольно простая, сама контактная часть очень редко ломается. Однако, если механизм выходит из строя, произвести ремонт узла даже своими руками будет не так сложно, поскольку все детали стоят не дорого, а сам ремонт довольно простой.

Следует также отметить, что такой узел состоит из таких элементов: АКБ, генератор, катушка зажигания, привод, свечи, распределитель и прерыватель, конденсатор. Принцип работы данного узла довольно простой — на СЗ передается напряжение от генераторного устройства. В тот момент, когда такт сжатия близится к концу, на контактах свечки появляется искры, поджигающая топливо.

Бесконтактный тип системы


Большая часть современных машин невысокой и средней стоимости российского производства оборудуются бесконтактной СЗ.

По сравнению с контактной, это тип обладает определенными достоинствами:

  1. Искра, которая вырабатывается, обладает более высокой мощностью, получаемой в итоге увеличенного напряжения на вторичной обмотке.
  2. Бесконтактная СЗ оборудуется электромагнитным генератором, благодаря которому достигается стабильное функционирование и передача энергии во все необходимые механизмы. Соответственно, это положительно влияет на сохранение и выработку силовым агрегатом большей мощности. При правильной работе мотора можно достичь экономии бензина.
  3. Удобство в плане технического обслуживания. Бесконтактная СЗ требует единственного условия для того, чтобы обеспечить ее нормальную работу и долгий ресурс эксплуатации — вал привода трамблера необходимо периодически смазывать. Специалисты рекомендуют осуществлять эту процедуру не реже, чем каждые 10 тысяч км пробега.

Единственным недостатком является сложность ремонта в случае поломки узла. Чтобы произвести ремонт своими силами, необходимо будет правильно осуществить диагностику поломки, а для этого требуется специальное оборудование. Как показывает практика, решить неисправность своими руками всегда практически невозможно.

Электронный тип системы

Электронный вариант СЗ с приводом ставится сегодня на все современные авто европейского, азиатского, а также американского производства. В результате установки этой СЗ у водителя отпадает необходимость регулярной диагностики контактов на предмет окисления и решения проблем с перебоями в работе зажигания. Следует отметить, что угол опережения в электронном варианте всегда настроить легче, вторичное напряжение на практике всегда функционирует более стабильно. Более того, горючая смесь в цилиндрах силового агрегата почти всегда сгорает полностью.


Разумеется электронный вариант также имеет некоторые недостатки. К примеру, осуществить ремонт своими силами такого типа СЗ фактически невозможно. Для диагностики потребуется современное оборудование, которое есть только на СТО.

Диагностика системы и выявление неисправностей

Автомобили ЗИЛ оборудуются транзисторной СЗ, поэтому проблем в плане диагностики и выявления неисправностей у водителя быть не должно.

Наиболее важными симптомами неполадок в работе узла являются:

  1. Сложность запуска мотора — силовой агрегат может запускаться с трудом или после нескольких попыток. Если это произошло, автолюбителю необходимо как можно быстрее обнаружить причину, в противном случае готовьтесь к тому, что вы и дальше будете с трудом заводить авто.
  2. Снижение уровня мощности. Падение количества оборотов на холостом ходу является достаточно важной проблемой, в этом случае необходимо анализировать работу датчиков на контрольном щитке. В том случае, если обороты то падают, то увеличиваются с шагом в 500 об/мин, необходимо искать причину.
  3. Снижается динамика, а также просадка в тяге мотора. Данный симптом обычно проявляется при попытке разгона. Опытный автолюбитель сможет без проблем заметить этот признак.
  4. Увеличение расхода потребляемого бензина. Для того, чтобы диагностировать этот симптом, необходимо точно знать, какой расход бензина у вашего «железного коня», в частности, при работе на разных режимах (автор видеообзора системы зажигания на грузовике ЗИЛ 130 — And rey).

В том случае, если при работе авто вы заметили как минимум один из этих признаков, необходимо открыть моторный отсек и убедиться в том, что СЗ работает должным образом. Чтобы сделать это, вы должны точно знать, что именно диагностировать и каких нюансов при этом придерживаться. Поскольку устанавливая необходимый угол, вам предстоит иметь дело с большим напряжением, перед тем, как приступить к процессу, необходимо обесточить бортовую сеть авто. Для этого отключается мотор, а из замка зажигания извлекается ключ.

Как проверить момент зажигания?

Как выставить зажигание на ЗИЛ 130? Чтобы установка прошла успешно, а выставленный угол зажигания больше не приносил неудобств, необходимо учитывать несколько моментов. Как известно, очень ранее или позднее зажигание на двигателе автомобиля может быть причиной появления неполадок в работе узла. В том случае, если искра поступает очень рано, горючая смесь не успевает должным образом поступать в систему. Если же искра поступает слишком поздно, сама процедура воспламенения будет несколько затруднена.

Поэтому желательно не допускать того, чтобы угол сбивался. Для того, чтобы проверить момент своими силами, вам потребуется несколько вещей. В частности, перед тем, как приступить к процессу, заранее подготовьте тестер, а также стробоскоп для диагностики системы. Процедура проверки производится с использованием схемы и привода, в частности, речь идет о приводе вакуумного регулятора. Этот привод необходимо правильно установить. После установки привода необходимо наблюдать за тем, как изменяются параметры на всех ваших устройствах.

Так же, после диагностики путем использования схемы и привода можно произвести настройку момента. Водитель может отрегулировать зажигание и сделать его либо ранним, либо позднии, в зависимости от необходимости. Вся процедура регулировки производится на сниженных или увеличенных оборотах ДВС, здесь также все зависит от того, чего вы хотите добиться.

Если вы не знаете точно, какими должны быть полученные показатели, наиболее оптимальным вариантом будет обратиться с этим вопросом к специалистам. При отсутствии данных с нужными параметрами добиться точного результата будет практически невозможно, поэтому если у вас нет нужной информации или навыков, всегда оптимальнее всего доверить дело профессионалам.

На двигателе установлена экранированная, бесконтактно-транзисторная система батарейного зажигания. Система состоит из катушки, датчика-распределителя, транзисторного коммутатора, свечей и проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а также выключателя зажигания и добавочного резистора, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя. Схема выключения приборов системы зажигания показана на рис. 81.

Предупреждения.

1. Нельзя оставлять включенным зажигание при неработающем двигателе на время более 20 мин.

2. Нельзя замыкать накоротко добавочный резистор при пуске и работе двигателя.

4. Запрещается работа системы зажигания с неэкранированным высоковольтным проводом катушки зажигания.

5. Следует поддерживать нормальный зазор в свечах зажигания.

6. Необходимо следить за правильностью включения аккумуляторной батареи; минус аккумуляторной батареи должен быть соединен с массой автомобиля.

7. Запрещается эксплуатировать систему зажигания с не полностью вставленными высоковольтными проводами в гнезда крышки датчика-распределителя и катушки зажигания.

9. Запрещается соединять приборы системы зажигания по схеме, отличающейся от указанной в руководстве по эксплуатации.

12. Не следует без особой необходимости демонтировать и вскрывать приборы системы зажигания.

Датчик-распределитель (рис. 82) - герметичный, экранированный, с центробежным регулятором опережения зажигания. Бесконтактный датчик-распределитель предназначен для управления работой коммутатора и распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя.

Рис. 82. Датчик-распределитель:

1 - гайка октан-корректора; 2 - масленка; 3 - валик распределителя с автоматом и ротором; 4 - экранированный вывод низкого напряжения; 5 - контактный уголек; 6 - пружина контактного уголька; 7 - вывод высоковольтного провода к катушке зажигания; 8 - крышка экрана; 9 - экран; 10 - крышка распределителя; 11 - бегунок; 12 - сальник; 13 - обмотка; 14 - ротор; 15 - статор; 16 - корпус распределителя; 17 - метка установки зажигания; 18 - регулировочная гайка

Для плавной регулировки угла опережения зажигания в зависимости от сорта применяемого топлива служит октан-корректор, состоящий из двух пластин, одна из которых прикреплена болтом к корпусу датчика-распределителя, а вторая - двумя болтами к корпусу привода (на блоке цилиндров). Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса распределителя.

Во избежание порчи высоковольтных пластмассовых деталей и коррозии внутренних металлических деталей под влиянием озона, образующегося в результате искрения при работе распределителя, внутренняя полость его принудительно вентилируется. Для этого в корпусе распределителя предусмотрены два отверстия с конической резьбой для подсоединения штуцеров гибких вентиляционных шлангов. Вентиляция распределителя осуществляется воздухом, очищенным воздушным фильтром.

Рис. 81. Схема включения приборов системы зажигания:

1 - фильтр; 2 - добавочный резистор; 3 - катушка зажигания; 4 - аварийный вибратор; 5 - датчик-распределитель; 6 - конденсаторный фильтр; 7 - выключатель зажигания; 5 - транзисторный коммутатор; 9 - стартер; 10 - свеча зажигания

Штепсельные разъемы выводов низкого напряжения рассчитаны на провода марки ПГВА сечением 1,5 мм2 с экранирующей оплеткой.

При сборке штепсельного разъема жилу провода ПГВА надо зачистить на длине 9 мм, собрать с деталями провода в контактную втулку, развести концы жилы и припаять их припоем ПОС-40 к контактной втулке без применения кислоты и без сильного нагревания во избежание порчи изоляционной втулки и изоляции провода. Пайка должна выступать над торцом контактной втулки не более чем на 0,5 мм и обеспечивать герметичность запаиваемого отверстия контактной втулки.

При заправке концов экрана нельзя допускать его чрезмерного натяжения. Для закрепления экранирующую оплетку провода надо поместить между шайбами разъема, а имеющиеся на одной из шайб лапки отогнуть на другую шайбу.

Установку провода высокого напряжения следует проводить в таком порядке.

1. Измерить длину провода от конца наконечника до торца накидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода. Эта длина должна составлять 70 ... 75 мм.

2. Убедиться в отсутствии дефектов наконечника и надежном его соединении с проводом.

3. Проверить наличие двух уплотнительных резиновых колец на проводе, вставить провод до упора в гнездо крышки катушки зажигания, завернуть штуцер и накидную гайку экранирующего шланга. Если длина провода от конца наконечника до торца накидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода, окажется менее 70 мм, следует заново установить провод. Для этого необходимо:

  • снять крышку экрана распределителя, вынуть провод из центрального гнезда крышки распределителя и, отвернув гайку штуцера шланга, вытащить провод из экрана распределителя;
  • повернуть уплотнительные резиновые кольца на проводе, осторожно перетянуть провод в экранирующем шланге в сторону вывода к катушке зажигания и установить первое от наконечника провода резиновое кольцо на расстоянии 50 мм;
  • вставить провод в гнездо катушки зажигания. Провод должен входить в гнездо до упора;
  • наконечник должен защелкиваться в проточке высоковольтного вывода катушки. Придерживая провод рукой, вставить штуцер и завернуть. Затем передвинуть второе уплотнительное кольцо и завернуть накидную гайку экранирующего шланга;
  • передвинуть уплотнительные кольца и штуцер к накидной гайке экранирующего шланга у высоковольтного вывода распределителя и вставить провод в центральное гнездо крышки распределителя до упора;
  • придерживая провод рукой, вставить штуцер и завернуть. Передвинув второе кольцо, завернуть накидную гайку экранирующего шланга;
  • затянуть штуцеры и накидные гайки на катушке зажигания и распределителе;
  • установить и закрепить крышку экрана распределителя.

По окончании монтажа всех проводов и вентиляционной системы следует проверить и обеспечить завертывание до упора всех гаек низковольтных выводов и вентиляционных штуцеров, а также болтовых соединений распределителя.

При завертывании стяжных болтов, которые крепят крышку экрана и экран, не допускать их чрезмерного перетягивания, так как герметичность стыков крышки с экраном и экрана с корпусом надежно обеспечивается наличием резиновых уплотнительных колец при соприкосновении торцовых металлических поверхностей в местах уплотнения; перетягивание болтов герметичность не улучшит, а неизбежно приведет к срыву резьбы или отрыву головки болта. При ввертывании низковольтных разъемов также не следует допускать их чрезмерной затяжки; герметичность обеспечивается уплотнительными кольцами при завинчивании гаек до упора.

Устанавливая штепсельные разъемы, необходимо следить за правильностью соединений выводов коммутатора и катушки зажигания в соответствии с маркировкой. Монтаж проводят при выключенном зажигании. Завертывая гайки низковольтных разъемов, следует придержать экранирующую оплетку, не допуская ее перекручивания.

Катушка зажигания - герметичная, экранированная, имеет два вывода низкого напряжения, из которых вывод ВК подсоединяется к одному из двух зажимов ВК12 коммутатора, второй вывод Р - к зажиму КЗ коммутатора (см. рис. 81). Катушка зажигания Б118 предназначена для работы только с транзисторным коммутатором ТК200-01 (ТК200). Применение катушек других типов недопустимо.

Катушку зажигания нужно оберегать от механических, повреждений.

Транзисторной коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Аварийный вибратор включается в работу только в аварийном режиме при неисправном коммутаторе. Для этого следует присоединить провод от разъема КЗ коммутатора к разъему вибратора, а заглушку с разъема вибратора поставить на разъем КЗ коммутатора.

Свечи зажигания - экранированные, герметичные, имеют резьбу М14х1,25 на ввертной части корпуса и резьбу М18х1 в верхней части экрана (под накидную гайку шланга). Зазор между электродами свечи должен быть равен 0,5 ... 0,65 мм.

В комплект свечи входят уплотнительная резиновая втулка, герметизирующая ввод в свечу, керамическая изоляционная втулка экрана и керамический вкладыш с встроенным в него демпфирующим резистором 1 ... 7 кОм. Этот резистор предназначен для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи.

Контакт провода с электродам вкладыша осуществлен при помощи контактного устройства КУ-20А1. На конец провода высокого напряжения, выходящий из экранирующего шланга, надевают резиновую уплотнительную втулку свечи и затем провод вводят в контактное устройство. Жилу провода, оголенную на длине 8 мм, вставляют в отверстие втулки, развальцованной в донышке керамического стакана контактного устройства, и распушают так, чтобы контактное устройство было зажато на проводе.

Свеча является одним из наиболее ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере зависит надежность работы всей системы. При образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к перебоям в работе свечи. Подгорание электродов вызывает повышение пробивного напряжения искрового промежутка свечи, что также приводит к перебоям в работе системы зажигания.

Провода высокого напряжения ПВС-7 имеют двухслойную изоляцию и жилу из семи стальных коррозионно-стойких проволок. Провода заключены в экранирующие герметичные шланги внутренним диаметром 8 мм на участке от свечей к сборным коллекторам и внутренним диаметром 22 мм - от коллекторов к распределителю. Правильная установка провода высокого напряжения в гнездо крышки катушки зажигания имеет важное значение для обеспечения нормальной работы системы зажигания. При работе двигателя с проводом, введенным в гнездо катушки не до упора, происходит искрение между наконечником провода и высоковольтным выводом крышки. В таких случаях возможно выгорание пластмассы в гнезде, снижение электрической прочности пластмассы и даже потеря работоспособности катушки зажигания.

Для обеспечения надежной работы системы зажигания необходимо:

1. Проверить состояние свечей. Проверить зазор между электродами проволочным щупом. Применение плоских щупов недопустимо, так как при их использовании измеренный зазор оказывается меньше фактического. Если искровой зазор больше 0,65 мм, его необходимо отрегулировать подгибанием только бокового электрода. При подгибании центрального электрода разрушается юбочка изолятора свечи. Желательно перед регулировкой зазора слегка зачистить электроды надфилем. Зазор надо отрегулировать в пределах 0,5 ... 0,65 мм. При эксплуатации в зимнее время желательно устанавливать зазор 0,5 мм. Если изолятор свечи покрыт копотью и нагаром, то свечу необходимо очистить на специальном аппарате для чистки свечей. Съемные детали свечи (керамическую изоляционную втулку экрана и вкладыш) следует протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. При ввертывании и вывертывании свечи необходимо пользоваться только свечным ключом. Момент затяжки накидной гайки шланга должен быть не более 25 Н*м (2,5 кгс*м), момент затяжки свечи - не более 35 Н*м (3,5 кгс*м). При монтаже свечи на двигатель нужно проверить наличие и состояние уплотнительного кольца.

Рис. 83. Установка зажигания:

1 - указатель установки зажигания; 2 - шкив коленчатого вала

2. Следить за чистотой датчика-распределителя и его деталей, в особенности изоляционных деталей (крышки, бегунка, вывода и др.). После каждой, даже частичной разборки датчика-распределителя следует обеспечивать его герметичность, правильно укладывая резиновые уплотнительные кольца и затягивая до упора гайки соединений экрана с корпусом, крышки экрана с экраном, высоковольтных штуцеров и низковольтного штепсельного разъема, а также затягивая до упора штуцеры вентиляционных трубок подвода и отвода воздуха, не допуская при этом перетяжки гаек и болтовых соединений. Необходимо следить за надежностью всех соединений деталей экранирования на двигателе, оберегать от поломок пластмассовые детали (крышки, бегунок и уголек в крышке распределителя).

Необходимо следить за тем, чтобы топливо и масло из двигателя не попали в распределитель.

Следует поддерживать герметичность всей системы зажигания. Проверить соединения и плотность закрепления всех разъемов экранирующих шлангов высокого напряжения и штепсельных разъемов проводов низкого напряжения, шлангов вентиляции распределителя, затяжку гаек контактных вилок разъемного коммутатора.

Рис. 84. Установка привода распределителя зажигания:

1 - паз на валу привода распределителя; 2 - нижний фланец корпуса; 3 - риска на верхнем фланце корпуса; 4 - верхний фланец корпуса

3. Провести обслуживание датчика-распределителя, для чего надо:

  • повернуть на один оборот крышку масленки для подачи смазочного материала на валик распределителя;
  • протереть чистой сухой или смоченной в бензине тряпкой бегунок, пластмассовую крышку, статор и ротор распределителя;
  • смазать четырьмя-пятью каплями масла, применяемого для смазывания двигателя, втулку магнита ротора, сняв предварительно бегунок и сальник под ним.

При сборке двигателя, а также на двигателях, с которых снимался привод распределителя, необходимо регулировать зажигание в следующем порядке.

1. Вывернуть свечу первого цилиндра (номера цилиндров отлиты на впускном газопроводе).

2. Установить поршень первого цилиндра перед ВМТ такта сжатия. Для этого надо закрыть отверстие для свечи бумажной пробкой и повернуть коленчатый вал до выталкивания пробки, продолжая медленно поворачивать коленчатый вал, установить метку на шкиве 2 (рис. 83) коленчатого вала напротив метки ВМТ.

3. Расположить паз на верхнем торце вала привода распределителя так, чтобы он находился на одной линии с рисками 3 (рис. 84) на верхнем фланце 4 корпуса привода распределителя, и был смещен влево и вверх от центра вала.

4. Вставить привод датчика-распределителя в блок цилиндров, обеспечивая к началу зацепления зубчатых колес соосность отверстий под болты в нижнем фланце 2 корпуса привода и резьбовых отверстий в блоке. После установки привода распределителя в блок угол между пазом на валу привода с осью отверстий на верхнем фланце не должен превышать 15°, а паз должен быть смещен к переднему торцу блока цилиндров.

Если угол отклонения паза превышает ±15°, следует переставить шестерню привода распределителя на один зуб в нужную сторону относительно шестерни на распределительном валу, что обеспечит после установки привода в блок угол в заданных пределах. Если при установке привода распределителя между его нижним фланцем и блоком останется зазор (что свидетельствует о несовпадении шипа на нижнем конце вала привода с пазом на валу масляного насоса), необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота, одновременно надавливая на корпус привода распределителя.

После установки привода в блок следует удостовериться в совпадении метки на шкиве с риской на указателе зажигания, расположении паза в пределах угла, равного ±15°, и в его смещении к переднему торцу блока двигателя. Выполнив перечисленные условия, привод необходимо закрепить.

5. Повернуть коленчатый вал двигателя на угол, равный установочному углу опережения зажигания. Для этого, вращая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, установить в конце второго оборота отверстие в шкиве коленчатого вала между метками 3 и 6 (4,5) на указателе установки момента зажигания.

6. Совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской 0 - шкалы на нижней пластине и это положение зафиксировать гайками.

Освободить болт крепления пластины к датчику-распределителю и вставить датчик-распределитель в корпус привода распределителя так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае электрод бегунка будет находиться напротив провода первого цилиндра на крышке распределителя.

7. Снять крышку экрана, экран и крышку датчика-распределителя; поворотом корпуса распределителя совместить красные метки на его роторе и статоре, отжимая при этом ротор против часовой стрелки для выбора зазоров. В этом положении корпуса затянуть болт крепления верхней пластины октан-корректора и закрепить корпус распределителя.

8. Установить крышку распределителя и экран, проверить правильность установки проводов, подведенных к крышке распределителя в соответствии с порядком работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8).

9. Установку зажигания на двигателях, с которых снимался датчик-распределитель для регулировки и ремонта, но не снимался привод датчика-распределителя, нужно производить в соответствии с указаниями пп. 5 ... 8.

10. Установку зажигания на двигателях, на которых не снимался ни датчик-распределитель, ни его привод, производить в соответствии с указаниями, приведенными в пп. 5, 7 и 8, немного отвернув болт крепления пластины октан-корректора к датчику-распределителю.

Для проверки работоспособности системы зажигания необходимо выполнить следующие операции:

а) отвернуть винты крепления крышки экрана и снять ее;

б) вынуть провод, идущий от катушки зажигания, из центрального гнезда крышки распределителя, установив его с зазором не более 10 мм между концом провода и массой;

в) включить зажигание, через 15 ... 30 с выключить зажигание, при этом в зазоре должен наблюдаться искровой разряд;

г) проверить наличие искрового разряда в зазоре при вращении коленчатого вала двигателя стартером в течение не более 10 с или пусковой рукояткой с частотой вращения не менее 40 мин^-1. Наличие искрового разряда подтверждает исправность приборов системы зажигания.

11. Проверить работу системы зажигания в аварийном режиме, для чего следует:

а) пересоединить провод от разъема КЗ коммутатора на разъем аварийного вибратора, а заглушку с вибратора установить на разъем КЗ коммутатора.

б) пустить двигатель на 3 ... 5 мин. После остановки двигателя перевести систему зажигания на рабочий режим.

12. Установив момент зажигания, привести его в соответствие с сортом применяемого топлива при помощи октан-корректора во время дорожных испытаний автомобиля с грузом, масса которого не менее 3000 кг. Во время дорожных испытаний надо выполнить следующие операции:

а) предварительным пробегом автомобиля прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости, равной 75 ... 80 °С, и двигаться по ровному участку пути с твердым покрытием на прямой передаче при установившейся скорости 30 км/ч;

б) резко нажать до отказа педаль управления дроссельными заслонками и, прислушиваясь к работе двигателя, держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость автомобиля не достигнет 50 км/ч. В случае правильной установки момента зажигания при разгоне автомобиля будут прослушиваться легкие детонационные стуки, исчезающие при скорости 40 ... 45 км/ч;

в) если детонационные стуки при разгоне автомобиля не слышны, то следует, вращая гайки октан-корректора, переместить стрелку в сторону знака «+», что приведет к увеличению угла опережения зажигания;

г) если детонационные стуки не исчезают при скорости 40 ... 45 км/ч, следует переместить стрелку его верхней пластины относительно шкалы на нижней пластине в сторону знака «-»; это приведет к уменьшению угла опережения зажигания.

Примечание. Каждое деление на шкале октан-корректора соответствует значению изменения угла опережения зажигания в цилиндре, равному 4°.



Поделиться