Автономный обогреватель для автомобиля своими руками. Как работает отопитель в автомобиле

В России автомобили приобретают разные люди - разные по статусу или по среднему доходу. Предлагаемые машины - разные по комфортности и оснащению. Но русская зима - одна для всех. И часто автолюбителям в холодное время года может быть довольно холодно в уютном Даже включенная на максимум штатная печка не всегда справляется с созданием комфортной температуры. Решить эту проблему поможет дополнительный отопитель салона.

Какие выполняет задачи?

Не каждая машина хранится в закрытом и отапливаемом гараже. Чаще авто просто стоит либо на открытой стоянке, либо же во дворе у владельца. Не секрет, что металлический кузов быстро остывает. Стекло внутри покрывается конденсатом, который затем превратится в ледяную корку. Все детали салона в автомобиле, который простоял на улице хотя бы пару часов, включая кресла, приобретают температуру, которая фиксируется и за бортом.

Утром владельцы пытаются создать в салоне комфортную температуру.

Однако одного отопителя после ночной стоянки для этого явно недостаточно. Даже если начать ехать на холодной машине, то нужен будет не один час, пока в салоне станет тепло.

Если с самого начала забрать все тепло под обогрев воздуха в салоне, то для прогрева двигателя тепла просто не хватит, а значит, салон не сможет нормально и быстро прогреться. В этой ситуации поможет только дополнительная печка.

Когда водитель мерзнет, ни о каком эффективном управлении машиной и речи быть не может. Доказано: когда человек мерзнет, он испытывает сильный стресс и может терять контроль и внимание. Вот зачем необходимы дополнительные отопительные устройства.

Виды дополнительного отопления

Сегодня для автолюбителей предлагается несколько типов этого оборудования. Все эти варианты различаются между собой по типу монтажа, количеству необходимой энергии, устройству и стоимости.

Самое широкое распространение получили устройства жидкостного и воздушного типа.

Также подогреватели делятся на и работающие от двигателя или электричества.

Дополнительный электрический отопитель салона автомобиля

Это, наверное, самая простая группа среди всех подобных устройств. Подключаются эти приборы в гнездо прикуривателя, а устанавливают этот элемент чаще на передней панели. За доступную цену полюбили подобные агрегаты молодые водители. Более опытные стараются пользоваться этими устройствами в редких случаях - в качестве фена для прогрева стекол.

Среди преимуществ можно выделить доступную для всех стоимость и простоту монтажа. Для установки не потребуется привлекать специалистов. Запитывается это оборудование либо от аккумулятора, либо же от генератора. Прибор можно использовать сразу же после включения. Неброская форма, нейтральный внешний вид и такие же нейтральные цвета позволят ему вписаться в любые салоны.

Среди недостатков выделяют большое количество поддельной продукции на рынке - подозрительно дешевый дополнительный отопитель салона может быть просто опасен. Если использовать его на полную мощность, то можно быстро разрядить аккумулятор - не рекомендуется пользоваться прибором, если двигатель не запущен.

Также эта группа оборудования может негативным образом влиять на проводку в машине. Кроме этого, многие утверждают, что электрическое дополнительное отопление не имеет высокой теплоотдачи.

Устройство электрического отопителя

В конструкции нет ничего особенного. По устройству эти изделия напоминают обыкновенный фен. Температура нагревательного элемента увеличивается (чаще это и посредством вентилятора теплый воздух задувается в салон. Зачастую имеют два рабочих режима - нагрева и вентиляции.

Автолюбители советуют приобретать достаточно мощное устройство - большинство того, что предоставлено на рынке, имеет мощность от Многие приобретают такие отопители, а ведь они не очень эффективны. Они способны в мороз разогреть или одну ногу, или небольшой участок лобового стекла.

Устанавливать такой обогреватель салона автомобиля лучше всего под сидениями, а подключать не к прикуривателю, так как можно сжечь предохранитель, а напрямую к аккумулятору - так надежнее. Однако все-таки приобретать эти фены не стоит.

Электрический отопитель с керамическим нагревателем

Эти приборы подключаются к гнезду прикуривателя. Среди достоинств - простой монтаж, эффективность. Во время работы этот дополнительный отопитель салона не сжигает кислород. Подключить и использовать очень просто.

Автономный обогрев

В большинстве случаев эти печки устанавливаются на минивены, в салоны микроавтобусов, жилых фургонов либо же грузовиков. Питается обогреватель от топлива. Система имеет отдельную самостоятельную камеру сгорания и трубу для выпуска отработанных газов.

Установка дополнительного отопителя салона возможна только в подкапотное пространство. Прибор функционирует независимо от двигателя, поэтому и называется автономным.

Серди положительных характеристик можно выделить независимость от нагрева двигателя, возможности регулировки их салона, отсутствие лишних деталей в интерьере, готовность к работе непосредственно после запуска. И в отличие от фенов, оборудование достаточно эффективно, хорошо отдает тепло и имеет высокую мощность.

Но без минусов никуда - монтаж гораздо сложней по сравнению с установкой фена. Если хочется тепла в салоне, придется заплатить за бензин немного больше - устройство увеличивает расход. Стоимость владений выше, чем у фена. Ну и вдобавок при работе этот дополнительный отопитель салона автомобиля сильно шумит.

Что касается устройства, то это металлический цилиндр, в котором находится камера сгорания и электроника.

Последняя и контролирует процесс. Система подключается к топливному насосу, оснащена комбинированными и температуры, блоком управления,

Дополнительный радиатор

Среди огромного количества доступных устройств для обогрева салона выделяют и эти приборы.

Многие водители опробовали и заявляют о высокой эффективности данного обогревателя. Подключается этот обогреватель салона автомобиля в штатную систему охлаждения вместе со штатной печкой. Внутри проводят трубки и затем закрепляют радиатор и вентилятор.

Среди преимуществ можно выделить понятный принцип работы, эффективный разогрев после того, как двигатель выйдет на рабочие температуры. Оборудование доступно в любых автомагазинах, а стоимость ниже, чем на автономные приборы.

Такой дополнительный отопитель салона автомобиля обладает и недостатками.

Главный минус - это сложности монтажа. Работа зависит от температуры двигателя, для большей эффективности в систему охлаждения придется долить рабочую жидкость.

Установка

Первым делом снимается торпеда, вторая задача - это добраться до печки. Затем от основной системы отсоединяют шланги и все остальное. Дополнительный радиатор можно подключить последовательно.

Также необходим монтаж второй помпы. Ее задача - повысить циркуляцию ОЖ через контуры печки и тем самым увеличить теплоотдачу. Помпу ставят между краном и радиатором печки. Кнопку насоса следует установить на приборной панели. Также не стоит забывать о предохранителе.

Какой бы дополнительный отопитель салона автомобиля ни был выбран, перед установкой необходимо провести подготовку. Если автомобиль недостаточно утеплен, основная масса тепла просто уйдет через щели.

Для прогрева салона и двигателя авто перед поездкой в зимнее время применяются охранные комплексы с дистанционным запуском или специальные установки. Автономный отопитель салона позволяет подогревать также систему охлаждения двигателя, которая при запуске не будет подвергаться усиленному износу.

[ Скрыть ]

Что такое автономный отопитель салона?

Автономный отопитель салона представляет собой устройство, обеспечивающее прогрев салона транспортного средства и системы охлаждения двигателя без запуска. Нагрев производится от теплообменника, в котором происходит сгорание горючего. Отопитель работает на топливе, предназначенном для функционирования двигателя.

Виды

Существует два типа автономных отопителей:

  • мокрого типа;
  • сухого типа.

Жидкостные отопители

Отопитель мокрого типа устанавливается в магистрали системы охлаждения двигателя. Визуально устройство представляет собой единый блок, в котором расположена камера сгорания и блок управления. Сгорающее топливо прогревает охлаждающую жидкость, которая прокачивается электрической помпой через рубашку охлаждения и штатный отопитель салона. Конструкция автономного отопителя допускает его использование на стоянке и в процессе движения. Благодаря этому достоинству устройство получило распространение на автомобилях, оснащенных дизельными двигателями.

Пример установки штатного отопителя мокрого типа на Tiguan 1-го поколения

Современные модели жидкостных отопителей оборудованы блоками управления, контролирующими состояние заряда аккумулятора автомобиля. При снижении напряжения до определенной отметки происходит автоматическое выключение прибора.

Пуск устройства может выполняться несколькими методами:

  1. По штатному таймеру, который программируется брелком управления или через меню комбинации приборов (если устройство установлено с завода) либо через отдельный блок управления отопителем (когда прибор устанавливался владельцем отдельно).
  2. Принудительная активация по сигналу от кнопки, расположенной в блоке управления в авто. Если отопитель установлен в заводских условиях, то он запускается кнопкой, размещенной в узле управления климатической установкой.
  3. Включение в заданное время на расстоянии. Для запуска используются сигналы от брелка управления или данные от сотовой связи, переданные через дополнительный GSM модуль.

Положительные стороны мокрого отопителя:

  • быстрый прогрев автомобиля;
  • возможность работы вместе со штатной системой вентиляции салона, которая распределяет потоки воздуха;
  • малый расход топлива;
  • высокая производительность;
  • простота и удобство эксплуатации.

Отрицательные стороны:

  • невозможность применения в замкнутых помещениях из-за выделения продуктов сгорания топлива;
  • возможен разряд аккумуляторной батареи в процессе работы отопителя;
  • затрудненный самостоятельный монтаж.

Основным узлом жидкостного автоматического отопителя является камера сгорания. Она оборудована распылителем топлива, представляющим собой трубку Вентури. Подача воздуха в камеру сгорания выполняется при помощи вентилятора. Воздух, проходя через сужение канала, оснащенное соплом, распыляет частицы горючей смеси.

Для розжига смеси применяется отдельная , которая после начала горения отключается. В свечи может устанавливаться датчик, определяющий начало воспламенения смеси, который позволяет отключать свечу и не допускать ее перегрева. К камере сгорания подключена жаровая труба, увеличивающая площадь теплообменника. Газы, пройдя через жаровую трубу, попадают в малогабаритный глушитель и выводятся под днище автомобиля.


Жидкостный отопитель в разрезе

Вокруг камеры сгорания и жаровой трубы расположена рубашка, по которой . В рубашке находятся датчики температуры жидкости и сигнализатор перегрева теплообменника. При чрезмерном нагреве подается сигнал на блок управления, который аварийно отключает подачу топлива. Циркуляция жидкости выполняется встроенным электрическим насосом. Управление работой отопителя производится штатным электронным блоком. При заводской установке модуль входит в состав электрооборудования автомобиля и получает данные от различных датчиков транспортного средства.

Воздушные отопители

Прибор построен по принципу фена, для прогрева потока воздуха используется корпус камеры сгорания. Обогреватели применяются на автобусах и грузовых машинах, которые вынуждены подолгу находиться в режиме ожидания на улице в зимнее время. Воздушный прибор отапливает только салон транспортного средства, система охлаждения двигателя остается холодной.


Воздушный отопитель Sirocco от автобуса Икарус

Запуск выполняется:

  • по таймеру;
  • кнопкой на пульте управления (стационарном или дистанционном).

Положительные стороны воздушного отопления:

  • низкое потребление электроэнергии;
  • возможность продолжительной работы без риска разряда батареи;
  • простота конструкции;
  • упрощенный монтаж.

Минусы отопителей сухого типа:

  • прогрев только салона или кабины;
  • возможны сложности с поиском места установки;
  • невозможность применения в закрытых помещениях.

Схема устройства и принцип работы

Воздушный обогреватель представляет собой конструкцию цилиндрической вытянутой формы, внутри которой расположена камера сгорания и два вентилятора. Камера сгорания оснащена вентилятором, который нагнетает необходимый для горения воздух. Розжиг выполняется свечой, раскаляемой электрическим током. Основной вентилятор прокачивает воздух вокруг камеры сгорания и жаровой трубы. Нагретый воздух подается по каналу в кабину транспортного средства. Отработавшие газы удаляются из жаровой трубы в атмосферу через специальный трубопровод, оснащенный малогабаритным глушителем выпуска.


Воздушный отопитель в разрезе

Управление работой воздушного отопителя ведется встроенным электронным модулем, который автоматически отключает устройство при перегреве.

Модели

Рассмотрим наиболее востребованные модели воздушных и жидкостных обогревателей.

Планар-4Д

Отопитель модели Планар-4Д относится к категории воздушных устройств, поставляется в виде комплекта, предназначенного для самостоятельной установки. Подача топлива и электроэнергии выполняется от штатных систем транспортного средства.


Общий вид устройства Планар-4Д

В состав комплекта поставки входит:

  • отопитель;
  • насос для нагнетания топлива в камеру сгорания;
  • пульт контроля и управления;
  • соединительные жгуты электропроводки.

Алгоритм работы Планар-4Д:

  1. При включении устройства запускается программа самотестирования, которая проверяет работоспособность приборов розжига, поддержания горения и контроля. После получения положительных откликов разрешается старт розжига.
  2. После продувки камеры сгорания производится прогрев свечи накаливания до необходимой температуры. Блок управления открывает клапан подачи топлива, которое распыляется форсункой в потоке воздуха. Раскаленный рабочий элемент свечи разжигает смесь. Встроенная система контроля устойчивости горения поддерживает накал свечи до момента формирования факела. После этого свеча отключается.
  3. При поступлении сигнала на отключение перекрывается клапан подачи топлива. Вентилятор некоторое время продолжает работать, охлаждая камеру и выводя остатки паров горючего из полости камеры сгорания.

По желанию владельца в комплект поставки включается температурный сенсор, устанавливаемый в кабине. Датчик позволяет производить нагрев воздуха до заданной температуры и поддерживать ее в автоматическом режиме. При достижении определенной температуры отопитель не отключается, а лишь переходит в режим минимальной подачи топлива. Если температура наружного воздуха окажется ниже, чем запрограммированная на сенсоре, то отопитель переходит в режим работы вентилятора.

Отопитель Планар-4Д позволяет:

  1. Производить повторный автоматический запуск. Всего возможны две попытки розжига. Если вторая попытка неудачная, то устройство выключается.
  2. При возникновении перебоев с подачей топлива, которые вызывают прекращение горения, блок управления выключает прибор.
  3. Встроенный температурный датчик производит замер параметров. При перегреве обогреватель выключается.
  4. В конструкции отопителя имеется прибор контроля напряжения в бортовой сети. Блок управления настроен на автоматическое выключение устройства при просадках напряжения ниже 10,8 В или превышении 15 В. Печь может применяться на грузовых автомобилях с рабочим напряжением бортовой сети 24 В. В этом случае отключение произойдет при снижении напряжения до 20 В или превышении 30 В.
  5. Блок управления позволяет определить причину выхода из строя. Для этого используется контрольный диод, который мигает различными сериями вспышек.

Для управления применяется отдельный пульт, устанавливаемый на панели приборов либо другом месте по желанию владельца. На пульте расположен поворотный регулятор температуры (обозначен на схеме 1) и контрольный мультифункциональный диод (на схеме 2). Рукоятка регулировки при повороте до упора влево позволяет выключить отопитель. В механизме имеется подпружиненный элемент, для выключения необходимо преодолеть его сопротивление. При этом раздастся характерный щелчок. Вращение по часовой стрелке регулирует интенсивность горения и температуру выходящего из отопителя воздуха.

Схема пульта

Пульт позволяет:

  • включать и отключать режим отопления вручную;
  • регулировать температуру нагрева воздуха;
  • получать информацию о работе устройства по цвету индикации контрольного диода.

Режимы работы диода:

  • красный — отопитель работает на обогрев салона;
  • зеленый — продувка камеры сгорания для охлаждения (после выключения горелки);
  • красный мигающий — обогреватель неисправен;
  • выключен — устройство находится в выключенном состоянии.

Ремонт и обслуживание автономки Планар показано в видеоролике, снятом каналом Тим Сервис.

Webasto

Компания Вебасто производит несколько разновидностей жидкостных обогревателей. Устройства различаются способом подключения и режимами работы. Для подготовки двигателей к запуску применяются приборы модельного ряда Thermo Top С. Для машин с дизелем выпускается линейка Thermo Top Z. Обогреватели отличаются алгоритмом функционирования — пуск и работа возможны только на заведенном двигателе, помпа принудительной циркуляции отсутствует. Дополнительное тепловыделение отопителя применяется для компенсации дефицита тепла двигателя, характерного для дизельных силовых агрегатов.

Одна из модификаций Вебасто

Существую версии Вебасто, предназначенные для работы на бензине (допускается использование этилированного топлива) или на дизельном горючем. При эксплуатации устройства на дизеле требуется следить за соответствием сорта топлива температуре окружающей среды. При заправке зимнего вида нужно заполнить магистрали отопителя новой жидкостью. Применение присадок к горючему не влияет на работу отопителя.

Блок обогрева Вебасто имеет компактные размеры, на устройстве размещены входы и выходы:

  • 1 — циркуляционный насос (отсутствует у модели Top Z);
  • 2 — штуцер для трубки подачи топлива;
  • 3 — выходной канал жидкости;
  • 4 — выпускной патрубок для отвода отработавших газов;
  • 5 — воздухозаборник камеры сгорания;
  • 6 — входящий патрубок для жидкости.
Компоновка блока Вебасто

Установки Вебасто имеют несколько недостатков:

  • высокая цена (от 100 тыс. рублей с установкой);
  • необходим аккумулятор с повышенной емкостью (рекомендуется гелевый);
  • сложность монтажа и настройки.

На автомобилях, оборудованных системами Вебасто, рекомендуется проезжать число километров, соответствующее минутам времени установки. В этом случае обеспечивается подзарядка аккумуляторной батареи.

Eberspacher

Тепловые пушки Eberspacher рассчитаны на подключение к электрическим сетям автомобилей с напряжением 12 или 24 Вольт. В конструкции имеется регулятор мощности, позволяющий ступенчато изменять тепловой поток. Устройства устанавливаются в транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров. Возможна установка нескольких тепловых пушек, обеспечивающих равномерный прогрев салона.


Тепловая пушка Eberspacher Airtronic

Классификация автономных отопителей по виду топлива

На рынке автономных отопителей в России присутствуют несколько разновидностей устройств, которые можно разделить на категории:

  • низковольтные электрические системы;
  • электрические отопители с питанием от бытовой сети;
  • устройства обогрева на жидком топливе;
  • отопители на газообразном горючем.

Каждый тип автономных отопителей салона имеет свои преимущества и недостатки. Конечный выбор прибора остается за потребителем.

Электрическое оборудование на 12 и на 24 В

Электрические обогреватели обладают значительным преимуществом перед другими системами — они не требуют длительной и кропотливой установки. Устройства подключаются к или к штатной проводке и питаются от бортовой сети с напряжением 12 или 24 Вольт. Обогреватели не выделяют вредных выбросов и могут применяться в закрытых помещениях. Минусом устройств является низкая эффективность работы и большое потребление электроэнергии.


Электрический отопитель Defa

В качестве нагревательных элементов используется нихромовая спираль или керамический элемент, с расположенной внутри спиралью нагрева. В комплект поставки вентиляторов входит кронштейн и провод для подключения. В конструкции устройств применяется термический предохранитель, отключающий питание при перегреве.

На современных автомобилях, оснащенных двигателями с небольшим рабочим объемом, в климатической установке штатно монтируются дополнительные электрические фены. Устройство начинает работать сразу после запуска двигателя, обеспечивая ускоренный прогрев салона. Возможна установка таких приборов на машины, конструкция печки которых не предусматривает дополнительного прогрева. Радиаторы обогрева подключаются через электронный блок управления.

Штатный радиатор Ford Focus

За счет использования электроники обеспечивается:

  • контроль нагрузки на генератор;
  • запуск отопителя не ниже определенной температуры;
  • работа отопителя при стабильных оборотах коленчатого вала двигателя;
  • автоматическое отключение после прогрева жидкости в рубашке охлаждения.

Совместить дополнительный электрический фен с блоком управления возможно не на всех автомобилях.

Электрические отопители с питанием от бытовой сети

Другим вариантом автономного отопителя является система прогрева силового агрегата от нагревательного элемента, подключаемого к бытовой электрической сети 220 Вольт. Примером подобных устройств является продукция компании Северс+. В состав прибора входит насос, который обеспечивает циркуляцию жидкости в рубашке охлаждения. Питание подается через разъем, расположенный на бампере или под капотом. К разъему подключается силовой провод, идущий от сети 220 В.

Обогреватель Северс+ перед монтажом

Упрощенным вариантом обогревателей являются изделия под маркой Спутник, которые предназначены для установки на карбюраторные автомобили отечественных и иностранных моделей.

Конструкция обогревателя Спутник

Обозначения на схеме:

  • 1 — нагревательный элемент;
  • 2 — термический регулятор;
  • 3 — ввод силового провода питания;
  • 4 — корпус;
  • 5 — запорный шарик клапана;
  • 6 — корпус клапана;
  • 7 — входящий патрубок;
  • 8 — выходящий канал;
  • 9 — ограничитель хода шарика;
  • 10 — защитная крышка.

Принцип работы изделия:

  1. Подключить питание 220 Вольт, которое разогревает спираль.
  2. Расположенная внутри корпуса жидкость начинает нагреваться. Расширение жидкости при нагреве вызывает рост давления внутри корпуса. Поскольку входной канал перекрыт клапаном одностороннего действия, то жидкость вытесняется в рубашку охлаждения.
  3. По мере вытеснения жидкости из корпуса происходит падение давления, в результате чего клапан открывается и в корпус поступает заряд холодной жидкости. За счет такой конструкции обеспечена термосифонная циркуляция жидкости и постепенный прогрев силового агрегата. В конструкции обогревателя установлен предохранительный элемент, отключающий питание при перегреве устройства. После снижения температуры прибор включается заново в автоматическом режиме.

Газовый обогреватель

Газовые обогреватели работают по аналогии с изделиями на жидком топливе. В конструкции применен редуктор, регулирующий давление газа, и специальная горелка, предназначенная для распыла газообразного топлива. Запас горючего находится в баллоне, расположенном отдельно от корпуса отопителя. Примером газового устройства может служить прибор Trumatic, приспособленный к работе на сжиженном пропане или пропан-бутановой смеси.

Общий вид устройства Trumatic

Управление выполняется от рычагов или поворотной рукояткой на пульте управления, который ставится в салоне автомобиля.

Бензиновые и дизельные отопители

Кроме перечисленных выше устройств на жидком топливе, на рынке представлено оборудование фирмы Belief, использующее для отопления салона нагретый воздух. Принцип действий не имеет отличий от установок Планар или Eberspacher.

Конструкция отопителя Belief

В состав устройства входит литой алюминиевый теплообменник (1), имеющий оребренную поверхность. Внутри теплообменника расположена жаровая труба (3) с камерой сгорания (4). Для подачи топлива применяется магистраль (13). Розжиг смеси выполняется свечой (14). Подача воздуха для горения выполняется через трубу (12) при помощи вентилятора (6). Выход газов осуществляется в атмосферу через выхлопной канал. Сверху узел накрыт кожухом, через который подается воздух. Нагрев воздуха ведется от оребренного теплообменника.

В каких случаях и на каких автомобилях применяются отопители?

Автономный отопитель может применяться на автомобилях любого типа. Производительность устройства подбирается в зависимости от объема салона.

Автономные отопители используются в случаях:

  • поддержания комфортной температуры в салоне и кабине авто;
  • обеспечения запуска двигателя при низких температурах воздуха.

Применение автономного отопителя салона на автомобилях, работающих в суровых климатических условиях, позволяет повысить ресурс силового агрегата в несколько раз и снижает расход топлива.

Если на автомобиле установлено автономное устройство обогрева, то владельцу рекомендуется:

  1. Включать режим обогрева ежемесячно, особенно если отопитель не эксплуатируется. Активация выполняется и в летнее время года. Кратковременное включение и работа позволяют устранить залипание подвижных элементов, возникающее в результате попадания осадка из топлива.
  2. Проводить своевременный переход от летнего на зимний сорт топлива с прокачкой системы.
  3. При использовании отопителя проводить регулярную проверку степени зарядки аккумуляторной батареи.

Установка автономного отопителя на автомобиль своими руками

Изготовители автономных отопителей оговаривают в инструкциях требования к монтажу, который должен производиться специализированными организациями. Установка своими руками может стать причиной повреждения устройства и отказа в гарантийном ремонте или обслуживании. Самостоятельный монтаж можно порекомендовать владельцам, имеющим большой опыт обслуживания автомобилей, а также набор инструментов для установки.

Перед началом установки автономного отопителя салона необходимо проанализировать прилагаемую в комплекте техническую документацию. Монтаж следует производить в строгом соответствии с инструкциями производителя.

Как установить отопитель

Монтаж отопителей разных видов может отличаться, рассмотрим установку некоторых из них.

Электрический обогреватель с вентилятором

Установка электрического обогревателя с вентилятором:

  1. Смонтировать опорный кронштейн в желаемом месте.
  2. Установить на кронштейне обогреватель. Проверить возможность бесперебойной подачи свежего воздуха, а также направление потока горячего воздуха. Не рекомендуется направлять поток на ветровое стекло, поскольку локальный нагрев приведет к внутренним деформациям и появлению трещин. Нагретый воздух не должен попадать на пластиковые элементы отделки, так как возможен перегрев и деформация детали.
  3. Подключить устройство в гнездо прикуривателя или к штатной проводке. Провода, используемые для подсоединения, должны иметь соответствующее сечение. В цепи питания рекомендуется установить отдельный плавкий предохранитель.

Воздушный отопитель

Приблизительная последовательность установки воздушного отопителя:

  1. Корпус нагревателя устанавливается горизонтально, свеча накаливания расположена сверху. Воздухозаборник обогревателя не должен располагаться в зоне, подверженной попаданию выхлопных газов двигателя транспортного средства или от работы отопителя. Входной канал закрывается предохранительной сеткой, защищающей печку от попадания посторонних предметов. Место установки корпуса должно обеспечить доступ для обслуживания. В комплекте поставки имеется шаблон, по которому размечаются точки крепления корпуса.
  2. Установить патрубок воздухозаборника. Не допускается подача воздуха из салона или багажного отсека транспортного средства. Точка установки канала должна гарантировать защиту от попадания воды или снега внутрь отопителя. Запрещено направлять воздухозаборник по направлению движения автомобиля.
  3. Произвести установку выхлопной системы с учетом нагрева элементов выпуска до высоких температур. Выпускная труба представляет собой гофрированный металлический трубопровод, который подрезается по длине. Фиксация выполняется винтовыми хомутами, выпускной патрубок устанавливается под малым углом наклона в сторону потока выхлопа. При расположении изделия рядом с элементами автомобиля рекомендуется применять теплозащитные экраны. Для обеспечения надежного соединения трубы с корпусом отопителя на торцевой части выполняется продольная прорезь, которая не должна выходить за кромку выхлопного патрубка.
  4. Установить бачок на транспортное средство. Установка должна обеспечить беспрепятственный сток на грунт пролитого при заправке или повреждении стыков магистралей топлива. Вывод горловины выполняется на внешнюю сторону. Запрещено выводить горловину в салон или кабину.
  5. При установке газового оборудования баллоны размещаются на внешней части автомобиля под защитным кожухом. Кожух или шкафчик монтируется на кузове или раме автомобиля.
  6. Смонтировать топливный насос обогревателя. Элемент располагается вертикально на минимальном расстоянии от бака. Линия расположения насоса находится ниже минимального уровня горючего в баке. Необходимо устанавливать деталь таким образом, чтобы предельный объем топлива находился ниже верхнего среза распылительной трубки в камере сгорания.
  7. При использовании в качестве емкости для топлива основного бака необходимо установить заборник через резиновые уплотнительные кольца. Соединение должно обеспечивать герметичность. Работы выполняются на пустом и высушенном баке, без паров горючего. Допускается подавать топливо от магистрали слива излишков.
  8. Выполнить соединение бака, насоса и обогревателя магистралями. При монтаже не допускаются перегибы соединительных муфт и деформация торцевых частей топливных трубок. Следует убедиться в отсутствии мест перегрева магистралей от выхлопных коллекторов автомобиля или отопителя. Участок трубопровода от желательно прокладывать наклонно, с постоянным углом подъема. Соединения трубок должно быть герметичными, подтеки топлива не допускаются.
  9. Приступить к установке электрических цепей в соответствии с монтажными схемами, прилагающимися в комплекте поставки. Подключение проводки ведется на обесточенной снятием предохранителя цепи. Скрутки проводов рекомендуется спаивать, соединение защищается изолентой или термоусадочной трубкой.
  10. Установить пульт управления на внешней стороне панели приборов в салоне. Пульт подключается к электрической системе отопителя согласно инструкции.
  11. Установить на место плавкие вставки, заполнить магистрали топливом. Провести пробный запуск устройства на различных режимах работы. В случае обнаружения неисправностей и течей горючего проверку прекратить до момента устранения проблем.

Вебасто с подогревом жидкости

Монтаж устройств Вебасто с подогревом жидкости имеет ряд нюансов:

  1. Обогреватель включается в контур системы охлаждения по нескольким схемам. Наиболее распространена стандартная установка в разрыв магистралей. По желанию владельца возможен монтаж отопителя для прогрева салона или двигателя. Минимальный объем обогреваемого контура — от 3 литров. Для монтажа должны применяться шланги, одобренные изготовителем обогревателя и соответствующие стандартам DIN 73411.
  2. Шланги располагаются без заломов, которые сужают проходное сечение. Соединения шлангов выполняется пружинными или винтовыми хомутами, предотвращающими сползание трубопроводов в процессе работы.
  3. При необходимости соединения трубопроводов различного диаметра применяются переходные или соединительные штуцеры.
  4. Циркуляционная помпа может располагаться на корпусе обогревателя или отдельно — на любом участке магистрали. При установке следует учитывать минимальный уровень жидкости в расширительном бачке. Помпа располагается ниже этого значения. Запрещено изменять направление циркуляции жидкости, а также устанавливать элемент на выходе из обогревателя.
  5. При установке отопителя жидкостного типа следует помнить правило — вход жидкости осуществляется снизу, отвод — сверху.
  6. Подача воздуха в камеру сгорания выполняется через дополнительный воздуховод. Запрещается использовать обогреватель со снятым патрубком.
  7. При подключении проводов необходимо обеспечить соответствие сечений проводки значениям силы тока. Недопустимо применять провода малого сечения, поскольку они могут перегреться и стать причиной возгорания.
  8. В комплект поставки отопителей Вебасто входит система дистанционного управления Telestar, позволяющая управлять устройством на расстоянии до 1000 м. Девайс поставляется в комплекте по отдельному заказу. Покупатель может заказать дополнительный блок управления, обеспечивающий прогрев в заданное время до запрограммированной температуры. При необходимости старт обогревателя выполняется голосовой командой, передаваемой по сети GSM. Для приема команд используется отдельное устройство. Монтаж систем телеуправления выполняется в соответствии с прилагаемой инструкцией.
  9. Подключить вентилятор климатической установки через дополнительное реле. Вентилятор будет включаться по сигналу от блока управления отопителем. За счет этого обеспечивается интенсивная подача теплого воздуха от радиатора печки в салон.

Ниже рассмотрены основные варианты врезки жидкостного обогревателя в систему охлаждения.

На схемах обозначено:

  • 1 — двигатель;
  • 2 — обратный клапан;
  • 3 — радиатор климатической установки.

Дополнительные варианты установки.

Расшифровка обозначений:

  • 1 — мотор;
  • 2 — циркуляционная помпа;
  • 3 — радиатор охлаждения;
  • 4 — радиатор системы микроклимата;
  • 5 — расширительный бачок;
  • 6 — термостат;
  • 7 — обратный клапан;
  • 8 — дополнительный термостат из комплекта поставки Вебасто.

Правила безопасности при установке

При монтаже обогревателей следует соблюдать правила:

  1. Не допускается прокладка топливных магистралей внутри салона.
  2. Автомобиль, оборудованный отопителем, должен оснащаться огнетушителем. Необходимо регулярно проверять состояние огнетушителя и своевременно заменять его новым.
  3. Соединение магистралей топливопровода должно исключать возможность формирования пузырей воздуха, которые будут подаваться в камеру сгорания автономного отопителя.
  4. Выхлопной трубопровод и глушитель имеют высокую температуру. Устройство должно располагаться на достаточном удалении от резиновых трубопроводов системы охлаждения, жгутов электрической проводки, пластиковых деталей и прочих элементов конструкции автомобиля. Выходящие выхлопные газы не должны попадать на конструкции транспортного средства.
  5. Массовые провода подключаются к штатным болтам и гайкам на кузове при помощи клеммы. Если на автомобиле установлен выключатель массы, то питание подается непосредственно от клеммы аккумулятора.
  6. Каналы подвода холодного воздуха и отвода горячего не должны перекрываться деталями автомобиля.
  7. Запрещено проводить проверку работы в закрытом помещении.
  8. В процессе проверки не допускается выключать подачу электроэнергии до момента прекращения продувки.

Помните, как возмущался великий Менделеев: «Нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями!» А ведь тогда масштабы добычи и сжигания этого ценного химического сырья не шли ни в какие сравнения с нынешними. Да и сегодня, когда почти весь транспорт питается нефтепродуктами, топить котлы и бойлеры мазутом считается роскошью от нищеты и безысходности - в развитых странах используют куда более дешевые и возобновляемые источники энергии. Но все эти макроэкономические истины перечеркивает простая житейская ситуация: ночь, мороз, КАМАЗ с фурой на обочине трассы… И водитель, стоящий перед дилеммой: использовать ли в качестве отопительных котлов цилиндры двигателя, устремив параметр мгновенного расхода топлива в бесконечность, или, затянув «в той степи-и глухой за-амерзал ямщик…», повторить судьбу героя народной песни?

Деньги в трубу

На холостом ходу камазовский мотор съедает около 8 литров топлива в час, да и двигатели большинства тягачейиномарок, молотя на месте, особой экономичностью не отличаются. Несложные подсчеты показывают, что даже в умеренном климате средней полосы России на обогрев кабины во время ночных стоянок ежесе-зонно улетают «в трубу» минимум 60 000 рублей! С каждой машины. И это без учета расходов на преждевременный капремонт мотора, сотни часов трущего поршнями цилиндра вхолостую. Чего уж говорить про наши северные регионы, где во вре-мена государственной солярки была «добрая» традиция заводить движок в конце октября, чтобы заглушить его в начале апреля… Обойтить без такого варварства помогали предпусковые подогреватели, причем для грузовиков в армейском исполнении выпускали «автономки» с подводом продуктов горения к поддону картера двигателя, что, при отсутствии нынешних масел, обеспечивало расплавление гелеобразного М8Г2 и последующий пуск даже в треску-чий мороз. Однако предпусковик не решает проблему отопления кабины - гоняя нагреваемый антифриз по системе охлаждения, он рассеивает большую часть мощности - как минимум 14 КВт из 15 развиваемых - в моторном отсеке, то есть, отапливает, в основном, окружающую среду. К тому же, штатную камазовскую «печку» предпусковик будет нагревать одновременно с тяжеленным мотором, то есть очень долго и максимум - до 60 градусов. Что в сильный мороз явно недостаточно - даже за рулем сидеть будет холодно, не говоря уже про спальное место. Да и рев 15-киловаттной горелки не очень-то способствует крепкому и здоровому сну. Есть у автономных жидкостных нагревателей и объективный технический недостаток - высокое (90–130 Вт) потребление электроэнергии водяным насосом - нередки случаи, когда старенькая батарея под утро оказывается полностью «посаженной», и вместо выезда на линию в теплой кабине водителя ожидает возня на морозе с проводами и «катюшей». Не случайно при заводской опционной установке предпусковиков, например, на немецкие автомобили, в комплект к подогревателю обычно идет дополнительный аккумулятор. Другое дело - воздушный «автономник», работающий по принципу фена, как, кстати, его и называют на шоферском сленге. Охлаждение теплообменника потоком воздуха, забираемого из кабины, и выходящего, естественно, обратно в кабину, не столь интенсивно, как жидкостью, поэтому при равной мощности «фен» получается более габаритным, нежели предпусковик. Но ему и не нужна мощность последнего, ибо почти вся энергия от сгоревшего топлива (за исключением 3–5%, что уносятся нагретыми до 300–400о С выхлопными газами) выделяется в виде тепла в кабине автомобиля, рассеиваясь потом в окружающую среду ее стенками и стеклами. Двух киловатт «воздушнику» вполне достаточно, чтобы устроить водителю магистрального грузовика или машинисту автокрана, экскаватора и т. д. настоящий «ташкент». При мощности 4 КВт тепла с избытком хватит даже при зимней ночевке в Якутии, ну а 8-9-киловаттные агрегаты отапливают салоны больших автобусов. В разы меньший объем пламени обеспечивает бесшумность работы - никакого рева «паяльной лампы», как у жидкостного отопителя, нет и в помине. Энергию от аккумулятора расходуют лишь маломощные потребители - даже в 4-киловаттном режиме максимальной отдачи ток от 24-вольтовой батареи не превышает 2 А, а при мощности 1,5 КВт - всего 0,5 А. То есть, за длинную зимнюю ночь аккумулятор не потратит и двадцатой доли своей емкости. Расход же топлива в таком умеренном режиме составит около 0,2 литра в час, то есть в 40 (!) раз меньше, чем у камазовского мотора на холостом ходу. Но не только экономия играет в пользу автономного отопителя - немаловажна и растущая нетерпимость общества к загрязнению воздуха. Европейская культура постепенно проникает в среду наших дальнобойщиков - многие из них, поездив по миру и установив в кабины всяческие «эйртроники», уже начали забывать, как когда-то кашляли по ночам, вдыхая сизый дым от своего и соседских дизелей. Сегодня, не заглушив на коллективной стоянке движок, вы рискуете уже через пять минут услышать стук бейсбольной битой в дверь. А пристроишься со своим тарахтением на ночлег в городе, пустая бутылка будет брошена с балкона сразу «на поражение» - в крышу кабины. Без предупредительного броска на асфальт… И пусть вас не удивлет, что именно немцы, с их теплыми, около ноля градусов, зимами, поднаторели в производстве автономных отопителей. Да, в Европе дальнобойщики - все поголовно - спят в комфортабельных трехзвездочных мотелях, но постоять часок-другой на складе или таможне под промозглым балтийским ветром им тоже приходится. А чем еще согреешься, если не «феном», когда молотить на холостых закон запрещает? В России же путь распространения воздушных отопителей мучителен, долог и тернист - в народе такого типа «печка» стойко ассоциируется со словом «Запорожец» и субъективно воспринимается, как вещь, некачественная уже по своей сути. У бывалых шоферов свежи еще в памяти картины внезапно задымивших прямо на ходу «горбатых» и «ушастых», а у кого-то навеки запечатлелось зрелище горящей бензиновой дорожки, бегущей вслед за машинкой с ничего не подозревающим водителем… Чрезвычайная капризность автономных обогревателей (их для мелитопольских микролитражек выпускал шадринский автоагрегатный завод) вынуждала владельцев искать любую альтернативу, вроде намотки толстенной медной проволоки на выхлопные трубы для непосредственной передачи тепла в салон - лишь бы избавиться от ненавистного, досаждающего запахом бензина и гари агрегата. Но прошли годы, накатила волна «бэушных» иномарок, в том числе, микроавтобусов, и Россия наконец-то познала, что такое автономный отопитель, «сделанный руками». Умелыми руками…

Все гениальное просто

Итак, рассмотрим подробно устройство «воздушника». Принцип работы у изделий разных производителей один и тот же - топливо, подаваемое выносным электромагнитным насосом, врезанным в магистраль поближе к баку (нагнетать всегда легче, чем всасывать), дозировано, под управлением электроники, поступает в камеру сгорания, а точнее, на испаритель. Последний представляет собой жаропрочное тело с достаточно большой площадью поверхности - обычно это пакет проволочных сеток из тугоплавкой «нержвавейки». Перед испарителем установлена электрическая свеча накаливания с керамическим стержнем (открытые спирали ушли в прошлое). Воздух в камеру сгорания подает нагнетатель, приводимый валом электродвигателя, там же, у входного, холодного торца отопителя, находится электронный блок управления - его микросхемам перегрев не грозит. Ребра на наружной поверхности теплообменника, куда поступают раскаленные газы из камеры сгорания, обдуваются воздухом из кабины - его гонит вентилятор, закрепленый на валу электродвигателя позади крыльчатки нагнетателя. К пульту управления, установленному на панели приборов, от блока проложен жгут проводов, а поскольку канал связи на современных агрегатах обычно цифровой, хватает всего трех жил: «плюса», «минуса» и сигнальной. Поворотным регулятором или кнопками на пульте можно задать несколько режимов работы отопителя - в зависимости от выбранного процессор установит требуемую скорость вращения вентилятора и объем подачи топлива. За поддержанием температуры следят датчики: один может быть встроен в пульт управления или на входе воздушного потока в отопитель, другой - выносной, и его ставят, например, у спального места, протягивая туда отдельный жгутик проводов. Датчик перегрева теплообменника (термо-выключатель) - страховочный элемент, он посылает сигнал на блок управления, требуя прекратить подачу топлива.

При включении отопителя процессор диагностирует все системы и запускает программу. Напряжение на свече накаливания плавно повышается, затем в камеру сгорания подается топливо и воздух, начинается процесс горения, контролируемый блоком управления по сигналам встроенного в теплообменник датчика пламени. Когда горение стабилизируется, свеча отключается, и в дальнейшем пламя поддерживается непрерывной подачей топлива. Если по каким-либо причинам розжиг не произошел - например, из-за загустения летнего дизтоплива в мороз, весь цикл автоматически повторяется. После двух неудачных попыток отопитель автоматически выключается, на пульте управления загорается индикатор, и по команде процессора нагнетатель в течении нескольких минут продувает камеру сгорания. После чего можно вновь повторить попытку розжига. Впрочем, если топливо соответствует сезону, то такие нештатные ситуации на современном, проходящем регулярную чистку от нагара, отопителе крайне редки, и после розжига блок управления поддерживает горение на максимальном режиме, сравнивая значение температуры, заданной водителем на пульте управления с температурой воздуха в кабине. Если последняя ниже заданной, отопитель продолжает работать на «полном газу», а когда она достигнет желаемой, подача топлива снижается. Бывает, что в кабине становится даже жарче, чем требуется - тогда процессор дает топливному насосу передохнуть, а нагнетателю приказывает продуть камеру сгорания свежим воздухом. Когда температура упадет, например на 2 градуса ниже заданной регулятором, - поступает цифровая команда: «Махмуд! Зажигай!», и процедура разогрева свечи с последующей подачей топлива возбуждается по вышеописанному сценарию. Как видим, заявляемая автономность воздушных отопителей всех, без исключения, фирм весьма условна, поскольку любой такой агрегат жестко привязан к аккумулятору автомобиля, и смерть батареи вдали от населенных пунктов чревата смертью и водителя. Тем не менее, конструкторы не спешат создавать полностью независимые «фены», хотя, на первый взгляд, технических препятствий к этому нет. Действительно, что там какие-то 40 ватт, потребляемых от батареи, если при сгорании топлива выделяются избыточные 2 киловатта? Почему нельзя вращать вал потоком горючих газов, зачем «фену», вообще, нужен электродвигатель? А термопара вполне потянет и топливный насос, и электронику. Поджиг - пиропатроном. И никакого аккумулятора не надо. Увы, не все так просто. Отдаленное сходство «воздушника» с газотурбинным двигателем ничего не значит, и, заставив пламя не только греть, но и вращать,мы наживем практически нерешаемую проблему шума. То есть, спать придется под реактивный вой. Не говоря уже про неизбежные сложности с отбором тепла от отработавших газов, ведь «печка», поедающая топливо, как самолет, никому не нужна. Да и по уровню техники турбина и фен, мягко говоря, отличаются - отопитель кабины тысяч эдак за двадцать (евро) вряд ли найдет спрос. Так что, в обозримом будущем полностью автономных «воздушников» ждать не приходится.

Воздушный обогреватель: выбери меня

А теперь об особенностях отопителей конкретных марок. Немецкие «автономки» Webasto и Eberspaeher считают эталонными - многие из технических решений, внедряемые инженерами этих фирм, регулярно появляются на изделиях конкурентов - по лицензиям или без оных. Главная особенность породистых немцев - цельнолитой алюминиевый теплообменник, такая конструкция обеспечивает наилучший КПД агрегата, но требует достаточно высокой культуры производства. Цены отопителей обеих фирм примерно одинаковы - около 29 000 рублей за 2-киловаттный «воздушник» и около 37 000 рублей за 3,5-4-киловаттный. Одно из непринципиальных отличий разных конструкторских школ - в форме испарителя: Webasto располагает его по периметру камеры сгорания, а Eberspeher - на торце. В активе Webasto - бесщеточный электродвигатель, низкошумный вентилятор и камера сгорания с жаростойкой металлокерамической прокладкой. Широкий диапазон допустимых положений позволяет устанавливать отопитель под углом до 90 градусов от горизонта. «Конек» Webasto - удобная диагностика: по сигналам переключателя или таймера, по анализу выхлопных газов или с помощью компьютера. Система самодиагностики отображает неисправности, выдавая один из 15 кодов. Регулятор температуры - одновременно и включатель обогрева. Выносной датчик температуры на кабеле длиной до 5 м - опция. В комплект «Комфорт» входит таймер, включающий отопитель в установленное время. Air Top - так обозначает большинство моделей в своей линейке «воздушников» компания Webasto. Современные модели воздушных отопителей Eberspaecher носят название Airtronic - четырех хватает, чтобы перекрыть диапазон мощностей от 2 до 8 КВт. Среди достоинств - высокий КПД и бесшумный вентилятор с бесступенчатой регулировкой скорости вращения. В списке опции система дистанционного радиоуправления с радиусом действия до 1000 м.

Чешская фирма Brano представлена у нас двумя моделями: 2-киловатником Breeze III и вдвое более мощным Wind III. Конструкция теплообменника - как у немцев, то есть алюминиевое литье, а цены привлекательней. Регулировка температуры плавная - от 15 до 30о С, среди опций есть таймер.

«Воздушники» фирмы Mikuni - той самой, что знаменита своими карбюраторами - экзотика на нашем рынке. Конструкция добротна, поскольку базируется на лицензии от Eberspaecher, но отсутствие столь широкой, как у немцев, сети сервисных центров пока сдерживает распространение знаменитых своим японским качеством отопителей.

Старейший из отечественных производителей автономных отопителей - ШААЗ. Древняя и весьма нетехнологичная, как и положено в «оборонке», конструкция шадринских теплообменников (их сваривают вручную из нержавейки) имеет одно существенное преимущество перед немецким литьем - производственную гибкость. Освоить отопитель специального назначения и особой конфигурации заводу проще простого - был бы заказчик с деньгами. Покупателю же крупносерийного обогревателя остается уповать на квалификацию сварщиков - если теплообменник сделан на совесть, свищей и прочих отверстий, чреватых проникновением угарного газа в кабину, не будет. В производственной линейке ШААЗа остаются 5 моделей «воздушников»традиционной конструкции - мощностью от 2 до 11 КВт, и, кроме того, пошли в серию два новейших агрегата с электронным управлением: 2-х и 8-киловаттный. Но они значительно дороже, например, 02 стоит 16 000 рублей против 10 000 рублей за равный по мощности О15.

На ржевском заводе «Элтра-Термо», напротив, применили самое передовое решение, сделав теплообменник цельнолитым, как у немцев. Более того, алюминиевые ребра в нем полые, то есть, поверхность, нагреваемая изнутри горючими газами, получилась гораздо большей, чем у теплообменников зарубежных ана-логов, что дает хорошие перспективы к повышению КПД. Пока у ржевцев всего одна «воздушная» модель - «Прамотроник-4Д-24». В комплект за 13 000 рублей входит 12-литровый бачок для автономного питания «печки», разбавленной бензином соляркой - в сильный мороз.

Самарский завод «Адверс», поставляющий свои отопители «Планар» на сборку автомобилей КАМАЗ, автокранов и прочей спецтехники, предлагает «воздушники» не только в 24-х, но и в 12-вольтовом исполнении, ведь, например, у американских грузовиков «легковое» напряжение бортсети.

Особенность конструкции - сборный из двух половинок алюминиевый теплообменник. Цена комплекта с 7,5-литровым бачком - 12 500 рублей.Особняком на рынке стоят отопители на газовом топливе - их делает немецкая фирма Truma. Спрос на такие весьма ограниченный, но для старенького бензинового тягача, переоборудованного на пропан-бутан,ничего лучше 2,4-киловаттного агрегата Trumatic E 2400 не придумаешь.

Воздушные отопители приобрели большую популярность для обогрева салонов автомашин или кузовного пространства. Данные устройства отличаются функциональностью, компактностью, универсальностью и удобством применения. Среди производителей, которые пользуются наибольшей популярностью у автомобилистов, являются автономные воздушные отопители Вебасто и .

Строение устройства

Воздушные отопители автомобилей функционируют аналогично печке и нагревают воздух там, куда направлено выпускное устройство. Пуск мотора устройства осуществляется от аккумуляторной батареи, а работа обеспечивается топливом из бака. Установка может производиться в салоне, кузове, грузовом отсеке, в любых транспортных средствах. Купить воздушный отопитель можно за приемлемые деньги. При продаже компания предоставляет рекомендации и инструкции, которые пригодятся при установке или предлагает воспользоваться льготной установкой автономного воздушного отопителя. Купить самую недорогую модель можно за 18 тысяч . На сайте avtonomka24 можно приобрести воздушный отопитель в Москве с доставкой .

Достоинства устройства

Воздушный отопитель салона обладает преимуществами:

  • универсальность. Устанавливается практически в любом пространстве, даже в прицепах. Для этого необходимо оборудовать удлинительный шланг для подачи топлива, а также систему оттока отработанного газа;
  • компактные параметры. Воздушный топливный отопитель по размерам чуть превосходит штатную печку. Установка не требует применения каких-либо громоздких приспособлений. Некоторые модели встраиваются в пространство приборной панели;
  • простота использования. Для управления может использоваться система кнопок на устройстве или пульт;
  • высокая мощность. Обогрев производится всего за несколько минут, что особенно актуально при сильных заморозках;
  • безопасность. Воздушные отопители салона автомобиля безопасны для находящихся внутри людей, если подключение выполнено по всем правилам.

Для водителя автономный воздушный отопитель салона – это устройство, которое поможет сэкономить время на прогреве салонного пространства. Особенно это актуально в автобусах или грузовых машинах, где будет перевозиться теплолюбивый груз. Отопитель воздушный универсальный всего за несколько минут прогревает пространство, не требуя при этом включения двигателя. Это – дополнительная экономия топлива. Универсальный прибор прост и понятен в применении, имеет таймер и пожаробезопасен.

Отопитель салона – одно из самых главных устройств в автомобиле в холодное время года. От него напрямую зависит комфортность поездок, а неисправности «печки» даже самые суровые автомобилисты исправляют в первую очередь. Как работает это устройство?

Существует два типа отопителей салона: работающие от системы охлаждения двигателя и функционирующие за счет сгорания топлива в отдельном приспособлении. Печки, работающие на бензине, напрочь устарели и сейчас не применяются в виде основного отопителя. Однако они не исчезли совсем, а легли в основу автономных отопителей, которые широко применяются на грузовом транспорте.

Салоны же легковых автомобилей отапливаются исключительно за счет системы охлаждения двигателя. Общий принцип работы такого отопителя прост: охлаждающая жидкость забирает тепло у двигателя и, проходя через радиатор «печки», отдает его в салон. Рассмотрим типичный отопитель в деталях.

Радиатор отопителя

Внутри любого автомобильного отопителя установлен радиатор. Это самый настоящий радиатор, очень похожий на тот, что установлен между фар, только маленький. У него также есть каналы и ребра охлаждения и через него циркулирует горячий тосол или антифриз. Радиатор отопителя устанавливается в корпус из жаропрочного пластика.

Поток горячей охлаждающей жидкости от двигателя, проходящей через радиатор, может регулироваться краном, как это делалось, например, на ВАЗовской классике. Кран регулировал поток, примерно так же, как это происходит в обычном домашнем смесителе, и, за счет этого, регулировалась температура воздуха в салоне. Это крайне медлительный и очень не точный метод. Поэтому в современных отопителях кранов на радиаторе нет и охлаждающая жидкость циркулирует внутри него постоянно.

Температура же воздуха из печки регулируется при помощи воздушной заслонки.

Воздушная заслонка

Если бы в составе автомобильной «печки» был только горячий радиатор, толку от нее было бы немного. Да, горячий воздух поднимается вверх, но, в случае с автомобилем, этого явно недостаточно. Например, оттаивания лобового стекла пришлось бы ждать несколько часов. Для ускорения прогрева салона нужно, чтобы через радиатор отопителя проходил дополнительный воздух и желательно под напором.

Этот воздух берется из двух мест: с улицы или из салона. Про забор воздуха из салона читайте ниже в разделе Рециркуляция воздуха, а здесь рассмотрим, как в отопитель попадет уличный воздух.

Для того чтобы воздух с улицы попадал в отопитель, предусмотрен специальный воздухозаборник, который у большинства автомобилей находится в районе «дворников». Через этот канал воздух попадает в корпус отопителя и… Дальше существует два «крайних» варианта: воздух либо идет через горячий радиатор, либо в обход него. Возможно и смешивание этих вариантов в любых пропорциях. Что это значит?


Перед радиатором, в воздушном канале, установлена заслонка, положение которой определяет, сколько воздуха пойдет через радиатор, а сколько в обход него. Именно за счет положения этой заслонки и регулируется температура воздух из печки в современных отопителях. То есть, температура определяется не количеством горячей жидкости в радиаторе, а количеством воздуха, нагревающимся от прохода через радиатор.

Рециркуляция воздуха


Забор воздуха из салона называется рециркуляцией. Такая функция есть на всех современных автомобилях, но недоступна на многих старых российских моделях, а зря. Рециркуляция крайне необходима при проезде по запыленной или задымленной местности, а также помогает быстрее прогреть салон.

Смысл рециркуляции в том, что отопитель забирает воздух не с улицы, а из салона через специальный, дополнительный канал. Между каналами устанавливается дополнительная заслонка, в зависимости от положения которой один из каналов закрыт. Таким образом, когда перекрыт уличный канал, в отопитель идет уже прогретый салонный воздух, что и помогает создать комфортные условия для людей быстрее.

Режим рециркуляции включается на торпеде кнопкой или ползунком. В первом случае работает достаточно хитрая система, в состав которой входит электрический клапан и вакуумный привод, передвигающий заслонку. Во втором все проще – ползунок двигает рычаг и через гибкую тягу перемещает заслонку рециркуляции.

Если при быстрой езде уличный воздух может попадать в отопитель «по инерции», то при стоянии, например, в пробке, такого не будет. Не попадет сам по себе в «печку» и воздух из салона при включенной рециркуляции. Для принудительного забора воздуха и более эффективного обогрева салона в конструкции отопителя есть вентилятор.

Вентилятор отопителя


Вентиляторы отопителей в российских автомобилях бывают двух типов: с самым настоящим пропеллером (ВАЗовская «классика») и турбинного типа. «Пропеллерные» вентиляторы давно отошли в прошлое, как слабые и ненадежные (Почитайте: ) и уступили место мощным турбинным.

Турбинный вентилятор представляет собой специальное колесо с лопастями определенной формы, установленное на вал электродвигателя. Вращаясь, это колесо создает мощный поток воздуха, идущий в одном направлении. В случае с автомобильным отопителем это направление – в сторону радиатора.

Вентиляторы отопителей имеют несколько скоростей вращения, которые выбираются водителем на панели управления «печкой». В простейшем случае, скорости вентилятора переключаются поворотным переключателем, как минимум на четыре положения («выключено» и три скорости вращения). Хотя существуют и совсем примитивные варианты с трехпозиционной кнопкой без подсветки и каких-либо удобств.

Скорости вентилятора создаются за счет резисторов. Переключатель на торпеде подает ток на двигатель вентилятора таким образом, что на любой скорости, кроме максимальной, двигатель оказывается подключенным через соответствующий резистор. Эти простые устройства уменьшают проходящий через них ток, и вал двигателя вращается медленнее. На последней же, максимальной, скорости, вентилятор подключается напрямую (в обход блока резисторов) и, соответственно, вращается и дует в полную силу.

Воздуховоды и система распределения воздуха


Распределительная коробка и воздуховоды отопителя ВАЗ-2110

Чтобы воздух из отопителя эффективно попадал на лобовое стекло, стекла передних дверей, в зону ног водителя и пассажиров, да еще и обогревал остальное пространство салона, требуется как можно ближе подвести воздух к этим «целям» и равномерно его распределить. Это делается за счет развитой системы воздуховодов, спрятанной под торпедой.

Воздуховоды представляют собой цельные или сборные пластиковые трубы, которые собраны в единую систему. Воздух, прошедший через горячий радиатор или в обход него, выходит в эту систему и его дальнейшее движение определяется распределительной заслонкой или несколькими заслонками.

Управление этими заслонками находится на торпеде в виде поворотного переключателя (или древних ползунков с рычагами). Заслонки могут иметь механический (при помощи гибких тяг), вакуумный (когда заслонки двигаются вакуумными приводами, работающими от разряжения во впускном коллекторе двигателя) или электрический привод (с помощью электродвигателей).

В зависимости от того, какой режим выберет водитель, заслонки принимают такое положение, что воздух из отопителя идет, например, только на лобовое стекло или на лобовое стекло и в ноги или в некой другой комбинации.

Воздуховоды оканчиваются дефлекторами. Это те самые решеточки на торпеде, откуда и дует воздух. Современные дефлекторы представляют собой достаточно сложные и интересные устройства. Как правило, каждая такая «решеточка» имеет целый набор функций: можно менять направление воздуха по горизонтали и вертикали, силу напора воздуха, а то и вовсе перекрыть воздуху путь, «отключив» дефлектор! Все это делается колесиками/рычажками снизу или по бокам дефлектора. Соответственно, направление воздуха меняется за счет поворотных лопаток и изменения положения самого дефлектора, а его «отключение» – закрытием индивидуальной маленькой заслоночки, которая наглухо перекрывает путь воздуху из отопителя к выходу соответствующего дефлектора.

Все это вместе, дает широчайшие возможности по созданию комфортного микроклимата в салоне.

Климат-контроль и другие возможности

В данной статье рассмотрена простейшая «базовая» автомобильная «печка». Этот принцип заложен в основу любого отопителя, однако он может добавляться и усложняться за счет внедрения дополнительных устройств, например, кондиционера.

В таком случае «печка» способна уже не только нагревать, но и эффективно охлаждать салон. А добавление электронной составляющей позволяет реализовать функцию климат-контроля. В общих словах, климат-контроль реализуется за счет датчиков, определяющих температуру в салоне и подающих соответствующие сигналы на электронный блок. В зависимости от этих сигналов, блок управляет теми же заслонками сам, при помощи электроприводов. И делает он это таким образом, чтобы постоянно поддерживать температуру, заданную водителем. То есть, человеку достаточно выбрать температуру и режим обдува, а остальное автомобиль будет делать сам.



Поделиться