Гибридный автомобиль. Первый гибридный автобус от Volvo Сергей Чемезов: Ростех уже входит в десятку крупнейших машиностроительных корпораций мира


Я бы ни за что не хотела оказаться позади автобуса, когда он стоит в пробке. Ужасный, неприятный запах, дым и выхлопы просто невыносимы. И пока некоторые дизайнеры делают зеленые концепт-кары, другие трудятся над созданием экологически чистого автобуса.




Ведь без общественного транспорта вообще мы жить не сможем – города развиваются, поездка из одного конца в другой порой занимает длительные часы, а метро не всегда нас устраивает. Сможем ли мы существовать без автобусов? Нет. Но вот без загрязнения – просто обязаны! Ведь города полны автобусов и других видов общественного транспорта, и значительно ухудшают нашу экологию.





Компания Volvo, которая создала проект первого зеленого гибридного автобуса Volvo 7700, предлагает с этим бороться. Проектировщики обещают, что данный автобус уменьшит потребление топлива на 30%. И это является прекрасным решением в связи с постоянным повышением цен на бензин. Ну и по сравнению с другими автобусами выброс вредных веществ в воздух уменьшается аж на 40-50%. Почему же автобус называется гибридным? А потому что его можно использовать с электрическим двигателем, оснащенным тормозной системой, а можно и с дизельным топливом, которые могут использоваться отдельно или одновременно.

В Гетеборге специалисты известной автомобильной компании Volvo протестировали первый фирменный гибридный автобус. Результат превзошел даже их смелые ожидания — расход топлива снизился на 80%, а энергии — на 60%. Об этом говорится в сообщении компании.

«Результаты испытаний оказались лучше, чем мы ожидали. Гибридный автобус потребляет менее 11 литров топлива на 100 километров. Это на 81% меньше, чем потребляет обычный дизельный автобус», — говорит руководитель испытаний Йохан Хельсинг. Кроме того, выше планируемых оказалась и данные по общей экономии энергии. Заряжаемый гибридный автобус расходует энергии на 61% меньше, чем требуют экологические нормы Евро-5 для дизельных автобусов.

Принцип работы гибридного автобуса весьма прост. Двигаясь по установленному городскому маршруту, автобус периодически подзаряжает свой аккумулятор на остановках, используя подключение к зарядным шинам.

Размещенные на крыше зарядные штанги чем-то напоминают токоприемники троллейбусов или трамваев. Для заряда они автоматически поднимаются и входят в соприкосновение с электродами зарядного устройства, пока пассажиры садятся или выходят из автобуса.

Схема с периодической подзарядкой батарей позволила гибридным автобусам большую часть маршрута проезжать на электрической тяге. Представители компании также отмечают, что такая методика наносит меньше ущерба окружающей среде, предоставляет пассажирам и водителю больше комфорта за счет снижения выбросов и шума.

Водители, эксплуатировавшие автобусы во время испытаний, отметили тихую и комфортную езду без вибрации. Дизельный двигатель включался в работу очень редко, несмотря на то, что маршруты изобилуют подъемами. Общая продолжительность работы на электричестве составила около 85% от всего времени, проведенного автобусами на маршрутах.

Испытания гибридных автобусов еще продолжаются Их программа включает 10 тысяч часов работы и будет продолжаться большую часть следующего года. Еще один аналогичный проект начнется в Стокгольме, где на маршруты выедет 8 гибридных автобусов.

Однако, как отмечается в сообщении компании, ряд европейских стран уже выразили заинтересованность во внедрении гибридов в схему пассажирских перевозок. Контракты на поставку гибридных автобусов в 2014 и 2015 годах подписали власти Гамбурга и Люксембурга. В 2015 году Volvo планирует начать коммерческое серийное производство подобных машин.

Привод гибридного автобуса Volvo состоит из небольшого дизельного двигателя и электромотора, питающегося от литиевой аккумуляторной батареи. Исключительно на электроэнергии без шума и выбросов автобус может проехать около 7 километров. Подзарядка аккумуляторов занимает 5-6 минут.

Представила «ультразелёный» автобус 7700 Hybrid, базирующийся на обычной версии свежей городской модели . Компания называет новичка «первым в мире коммерчески жизнеспособным гибридным автобусом».

Гибридизация уверенно завоёвывает автоиндустрию. Ведущие производители легковушек или имеют в своей гамме гибридные модели, или планируют вывести таковые на рынок. Как известно, сочетание традиционного привода (от ДВС) и электрического позволяет экономить топливо. И в случае больших годовых пробегов это даже может окупить большую стоимость гибридного автомобиля.

А где имеются самые внушительные пробеги? Конечно на городском транспорте. Большие и тяжёлые автобусы «поедают» уйму солярки, выбрасывая в воздух немало вредных веществ. Уж им-то перейти на гибридный привод, как говорится, сам бог велел.

Собственно, такой переход начался далеко не сегодня. К примеру, в США на гибридную тягу переводят школьные автобусы , а Нью-Йорк не первый год наращивает свой «флот» гибридных рейсовых автобусов, намереваясь к 2010 году в этом отношении стать лидером среди всех городов мира.

И вот теперь произошло примечательное событие: один из крупнейших производителей автобусов в мире создал свою гибридную версию городского лайнера.

7700 Hybrid расходует на 30% меньше горючего, чем такой же, но чисто дизельный 7700-й (что понравится транспортным компаниям), и выдаёт на 30% меньше углекислого газа (что придётся по душе «зелёным»). А выброс сажевых частиц и оксидов азота у нового автобуса ниже на 40-50% (это уже скорее оценят жители мегаполисов).

Место стандартного для модели 7700 9-литрового ДВС в 7700 Hybrid занял более скромный 5-литровый дизель, которому помогает мощный электромотор. Машина может двигаться как на одном дизеле, так и на одном электромоторе, равно как при помощи обоих агрегатов одновременно.

Эта гибридная комбинация получила у Volvo название I-SAM. Данная система, как и все гибриды, позволяет заряжать тяговые аккумуляторы за счёт рекуперации во время торможения. На остановках или светофорах дизель выключается. Далее разгон происходит только на электрической тяге, а при достижении скорости 20 километров в час ДВС запускается автоматически.

Интересно, что гибридная версия 7700-го оказалась всего на 100 килограммов тяжелее стандартной дизельной.

Про точную цену пока шведы не говорят, но утверждают , что прибавка к стоимости обычного 7700-го окупится за счёт экономии дизтоплива за 5-7 лет. Вполне приемлемый вариант для транспортников. Далее – пойдёт уже чистая экономия средств. А уж пользу для воздуха на улицах ощутят все и сразу.

Первые серийные 7700 Hybrid поступят на «прилавки» уже в 2009 году, а в 2010-м начнётся их массовый выпуск. Тем временем Volvo намерена распространить гибридный привод и на свои грузовики, а также — свою строительную технику.

65 нанометров - следующая цель зеленоградского завода «Ангстрем-Т», которая будет стоить 300-350 миллионов евро. Заявку на получение льготного кредита под модернизацию технологий производства предприятие уже подало во Внешэкономбанк (ВЭБ), сообщили на этой неделе «Ведомости» со ссылкой на председателя совета директоров завода Леонида Реймана. Сейчас «Ангстрем-Т» готовится запустить линию производства микросхем с топологией 90нм. Выплаты по прошлому кредиту ВЭБа, на который она приобреталась, начнутся в середине 2017 года.

Пекин обвалил Уолл-стрит

Ключевые американские индексы отметили первые дни Нового года рекордным падением, миллиардер Джордж Сорос уже предупредил о том, что мир ждет повторение кризиса 2008 года.

Первый российский потребительский процесор Baikal-T1 ценой $60 запускают в массовое производство

Компания «Байкал Электроникс» в начале 2016 года обещает запустить в промышленное производство российский процессор Baikal-T1 стоимостью около $60. Устройства будут пользоваться спросом, если этот спрос создаст государство, говорят участники рынка.

МТС и Ericsson будут вместе разрабатывать и внедрять 5G в России

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" и компания Ericsson заключили соглашения о сотрудничестве в области разработки и внедрения технологии 5G в России. В пилотных проектах, в том числе во время ЧМ-2018, МТС намерен протестировать разработки шведского вендора. В начале следующего года оператор начнет диалог с Минкомсвязи по вопросам сформирования технических требований к пятому поколению мобильной связи.

Сергей Чемезов: Ростех уже входит в десятку крупнейших машиностроительных корпораций мира

Глава Ростеха Сергей Чемезов в интервью РБК ответил на острые вопросы: о системе «Платон», проблемах и перспективах АВТОВАЗа, интересах Госкорпорации в фармбизнесе, рассказал о международном сотрудничестве в условиях санкционного давления, импортозамещении, реорганизации, стратегии развития и новых возможностях в сложное время.

Ростех "огражданивается" и покушается на лавры Samsung и General Electric

Набсовет Ростеха утвердил "Стратегию развития до 2025 года". Основные задачи – увеличить долю высокотехнологичной гражданской продукции и догнать General Electric и Samsung по ключевым финансовым показателям.

На международном конгрессе транспортных компаний UTP в Хельсинки Neoman Bus Group и отдел автобусов MAN Nutzfahrezeuge AG представили свою новую концепцию автобусов. Запуск впервые представленного гибридного MAN Lion’s City в серийное производство намечен на 2010 год.

Новый автобус создан на основе серийной гибридной технологии. Рядный 6-цилиндровый двигатель MAN DO836 LOH (MAN Pure Diesel), соответствующий нормам EEV по ограничению отработавших газов без использования специальных добавок, приводит мощный электрогенератор, который, в свою очередь, обеспечивает питание двух электрических моторов.

Через суммирующую коробку передач они вращают задние колеса. Задний мост разработан специально для низкопольных автобусов, используются широкопрофильные шины. Накопление электроэнергии происходит в расположенной на крыше «системе хранения энергии», включающей 12 модулей высокоемких конденсаторов.


© NEOMAN BUS GROUP

Разработчики считают, что конденсаторы более эффективно, чем традиционные аккумуляторы, накапливают энергию торможения, что делает их идеальными «хранилищами электричества» для городских маршрутных автобусов. Управление всей энергетической установкой осуществляется электронным блоком.

Питание электромоторов может осуществляться как от дизель-генератора и конденсаторов, так и только от конденсаторов. От остановок и, что куда важнее из-за избытка транспорта, от автовокзалов Lion’s City отъезжает на чистой электротяге без выброса каких-либо выхлопных газов. Далее по мере разгона заводится и включается в работу «маршевый» дизель-генератор . Электроника и вспомогательные электропотребители запитаны от батарей на суперконденсаторах. И кондиционер, и усилитель руля функционируют исключительно за счет электроэнергии.


© NEOMAN BUS GROUP

При движении электропотребители переключаются на генератор. Избыток энергии используется для зарядки конденсаторной батареи.

Для торможения в обычных условиях используются исключительно электромоторы, переходящие в генераторный режим. Производимая ими энергия (до 150 кВт) также подзаряжает батарею. Традиционная тормозная система используется только в экстренных ситуациях. Поскольку остановки городских автобусов, как правило, располагаются в пределах нескольких сотен метров, режимы разряда и подзарядки батарей (рекуперации) сменяют друг друга почти ежеминутно.

Современные конденсаторы (специалисты MAN называют их суперконденсаторами ) отличаются от других средств хранения электроэнергии высокой величиной плотности рассеиваемой мощности, большей емкостью, надежностью, способностью поглощать и выдавать большую мощность, отсутствием движущихся частей и вытекающих жидкостей, а также необходимости обслуживания.

Автобус-гибрид, оснащенный суперконденсаторами, значительно легче своего собрата с аккумуляторами и практически сравнивается по весу с городскими автобусами, работающими на сжатом природном газе.

Меньшее внутреннее сопротивление обеспечивает снижение потерь энергии при ее хранении. Новая система воздушного охлаждения повышает эксплуатационный ресурс конденсаторной батареи до такового самого серийного автобуса. Даже после длительного бездействия электромоторы выдают суммарный крутящий момент, достигающий 800 Нм .


© NEOMAN BUS GROUP

Салон автобуса практически не отличается от салонов обычных автобусов, но для размещения дополнительного оборудования моторный отсек несколько увеличен в размерах. Часть агрегатов находится на крыше. Плата за технический прогресс - сокращение числа посадочных мест на два. Возможны двух- и трехдверные модификации. Вполне вероятно, что при подготовке к серийному производству в конструкцию автобуса будут внесены некоторые изменения.

MAN Lion’s City - едва ли не первый экономически жизнеспособный проект гибридного городского автобуса. Помимо относительно невысокой цены, его отличают существенные выгоды при эксплуатации. Силовые гибридные установки соответствуют всем ныне действующим и ряду перспективных требований по охране окружающей среды.

И сам принцип их работы, и комплекс дополнительных мер, осуществленных немецкими инженерами для снижения энергозатрат, позволили сократить расход топлива на 20–25% . Разработчики сулят экономию средств и снижение трудозатрат на техническое обслуживание, повышенный ресурс агрегатов и оборудования.


© NEOMAN BUS GROUP

Работа над автобусом-гибридом велась в рамках проекта IDEAS (Инновационные дизель-электрические гибридные системы для городских автобусов), осуществляемого при поддержке германского федерального министерства экономики компаниями MAN Nutzfahrzeuge AG и Siemens A&D и являющегося частью общенациональной исследовательской программы Mobilitat und Verkehr. Разработанные в ходе реализации проекта IDEAS автобусы проходят опытную эксплуатацию в баварском Нюрнберге, осуществляя перевозку пассажиров на городских маршрутах.



Поделиться