Биография. Вильгельм Майбах - основатель автомобильных компаний Mercedes и Maybach

Вильгельм Майбах - немецкий предприниматель и автоконструктор. На посту общества «Моторы Даймлера» внёс существенный вклад в создание первой современной машины. Автомобиль «Майбах» является сейчас одним из лучших в мире. В этой статье мы представим краткую биографию изобретателя.

Детство

Вильгельм Майбах появился на свет в Хайльбронне (Германия) в 1846 году. Отец мальчика был столяром. Так получилось, что по достижении десятилетнего возраста Вильгельм стал круглым сиротой. Его приняли на воспитание в дом пастора Вернера. Когда Майбаху исполнилось пятнадцать, он стал получать техническое образование в Ройтлингене на машиностроительном заводе. Днём мальчик практиковался в мастерской завода, а вечером брал уроки черчения и математики в городской школе. Также будущий немецкий автоконструктор стал заниматься английским и штудировать три тома учебника «Техническая механика», написанного Юлиусом Вайсбахом. Целеустремлённость и упорство молодого человека вскоре были замечены.

Работа

В 1863 год пришёл на пост технического директора Ройтлингенского завода. Там он и познакомился с Вильгельмом. Спустя три года Готтлиб перебрался на ту же должность в фирму «Дойц», выпускавшую стационарные моторы внутреннего сгорания. Её возглавляли Э. Ланген и Н. А. Отто. В 1869 году Даймлер вспомнил о работоспособном, талантливом работнике и пригласил Майбаха к себе в Карлсруэ. Во время встречи они обсуждали идею создания нового двигателя, который должен был стать более компактным и лёгким. Ланген одобрил данный проект, а вот Отто воспротивился. Спустя много лет (в 1907 году) «Дойц» всё же начнёт постройку машин - сначала легковых, а потом автобусов, тракторов и грузовиков, но пионеров ДВС к тому времени в компании уже не будет.

Своё дело

Не найдя понимания у главы компании, Даймлер открыл в Бад-Каннштадте собственную фирму. Естественно, что Готтлиб уговорил Вильгельма поехать вместе с ним. В 1882 году была основана их собственная компания. Майбах занимался исключительно техническим проектированием.

Первые изобретения

В августе 1883 года Вильгельм Майбах выпустил стационарный мотор собственной конструкции. Двигатель весил 40 килограммов и работал исключительно на светильном газе. В конце того же года появилась его следующая версия мощностью 1,6 л.с. и объёмом 1,4 литра. Попутно Майбах спроектировал новую систему зажигания. В те времена в стационарных двигателях поджиг смеси происходил открытым пламенем. Вильгельм же придумал трубку накаливания, разогревавшуюся докрасна горелкой. А процессом управлял специальный клапан в камере сгорания, который по необходимости открывался либо закрывался. Подобная система обеспечивала стабильную работу даже на малых оборотах.

Стремление к совершенству

Именно этим отличался от других Вильгельм Майбах. С начала своей деятельности он стремился модернизировать любую конструкцию и использовал новые патенты. В конце 1883 года прошёл тестовые испытания ещё один его двигатель - одноцилиндровый мотор воздушного охлаждения, который при 600 оборотах в минуту развивал 0,25 л.с. Усовершенствованный вариант (246 кубический сантиметров и 0,5 л.с.) разработали через год. Сам Майбах окрестил его «напольными часами», ведь форма мотора была довольно необычной. Спустя несколько десятилетий историки техники отметят, что Вильгельм добился не только уменьшения веса мотора. Он придал ему ещё и внешнее изящество.

Двухколёсный экипаж

Вскоре Вильгельм разработал испарительный карбюратор. Это стало прорывам в сфере ДВС, так как теперь вместо светильного газа можно было применять жидкое топливо. А в 1885 году произошло революционное событие в технике - двигатель Майбаха привёл в движение двухколёсный экипаж. Моторный велосипед (или, как сейчас говорят, мотоцикл) имел по бокам пару миниатюрных колёсиков для сохранения устойчивости. Двигатель мощностью 0,5 л.с. постоянно вращался, а двухступенчатая давала возможность развивать скорость до 6 или 12 километров в час. Основатель Maybach провёл испытания в начале ноября 1885 году вместе со своим сыном Карлом.

Конечно, не всё прошло гладко. Через год Вильгельм усовершенствовал мотор, увеличив ход и диаметр поршня. Объём двигателя возрос до 1,35 литра, но при испытаниях он постоянно перегревался. Применение устройства водяного охлаждения не исправило ситуацию. Поэтому от изобретения пришлось отказаться.

Новый двигатель

Далее Вильгельм занялся разработкой мотора для первого в мире четырёхколёсного автомобиля объёмом 0,462 литра. Так как Майбах и Даймлер сильно торопились с выпуском, двигатель был установлен на конный экипаж. В марте 1887 года прошли первые испытания. Спустя месяц на озере неподалёку от Бад-Каннштадта появилась моторная лодка с этим двигателем. Результаты всех испытаний Вильгельм тщательно собирал и систематизировал, понимая их важность для будущих экспериментов.

Постройка нового автомобиля

В 1889 году Даймлер запланировал участие во Всемирной Парижской выставке. Вильгельм Майбах, цитаты и заметки о деятельности которого часто публиковались в СМИ, решил построить для этого события новую машину. И она всех впечатлила! На "Даймлер-Штальрадваген" был поставлен первый в мире V-образный двухцилиндровый двигатель с углом развала 17°. При 900 оборотах в минуту мотор развивал 1,6 л.с. А вместо прежней ременной передачи колёса запускала шестеренчатая. По сути, автор разработал концептуальную конструкцию. Тем не менее, она имела коммерческий успех. Постройкой автомобиля занимался велосипедный завод NSU. Его владельцы Эмиль Левассор и Арман Пежо купили патент на передачи и двигатель. При этом по условиям контракта они были обязаны выпускать моторы под маркой «Даймлер».

Полученные за патент деньги Готтлиб вложил в создание отдельной мастерской для Майбаха. Благодаря этому исследования проводились довольно активно, и все трения с акционерами компании на фоне перспективных разработок были сглажены.

Новые изобретения Вильгельма Майбаха

В 1893 году герой данной статьи разработал распылительный карбюратор с жиклером типа шприца. Через год Майбах получил патент на устройство гидравлических тормозов. А в 1895 появился его знаменитый двухцилиндровый рядный мотор «Феникс». Изначально при 750 оборотах в минуту он развивал 2,5 л.с. Постепенно конструкция совершенствовалась, и в 1896 году мощность увеличилась до 5 л.с. Показатели мотора позволил улучшить радиатор новой оригинальной конструкции. Спустя три года был выпущен уже четырёхцилиндровый «Феникс» мощностью 23 л.с. и объёмом 5900 см 3 . Мотор установили на автомобиль, созданный по заказу Эмиля Еллинека (посол в Ницце от Австро-Венгерской империи). В марте 1899 года он победил на этой машине в горных гонках. Еллинек выступал под псевдонимом "Мерседес" (имя дочери). Вскоре оно станет брендом завода "Даймлер".

Перемены

В 1900 году Готтлиб скончался, и положение Вильгельма сильно ухудшилось. Майбах, который полностью выкладывался на работе и потерял часть здоровья, был вынужден писать главе фирмы прошения о прибавке к жалованию. Но они оставались без ответа. Оно и не удивительно, ведь новое руководство фирмы помнило, что в спорах с ними Вильгельм всегда занимал сторону Даймлера.

Между тем процесс развития техники продолжался. В 1902 году на смену «Фениксу» пришёл «Симплекс», выпускающийся под брендом «Мерседес». Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 5320 см 3 при 1100 оборотах в минуту развивал мощность 32 л.с. Потом появился "Мерседес" с мотором 6550 см 3 , а для популярных в то время гонок «Гордон-Беннет» построили машину с четырёхцилиндровым мотором в 60 л.с. при 1000 оборотах в минуту.

"Цеппелин"

В 1907 году Майбах ушёл из фирмы, слава которой держалась исключительно на его работоспособности и таланте. После этого конструктора увлекла идея создания моторов для известных в то время дирижаблей «Цеппелин». В 1908 году граф Фердинанд попытался продать модели LZ3 и LZ4 правительству. Но последний потерпел крушение. Двигатели LZ4 просто не справились с нагрузкой при аварийной посадке. Тем не менее, производство дирижаблей не прекратилось. Главной задачей героя данной статьи было усовершенствование двигателей.

Получив поддержку графа Фердинанда, Вильгельм вместе с сыном открыл компанию «Майбах Моторенбау». Фирмой фактически руководил Карл, а его отец стал ведущим консультантом. Во время 1-й Мировой войны они продали около 2000 авиадвигателей. В 1916 году Технический университет Штудгарта присвоил Вильгельму Майбаху докторскую степень.

Автомобили Майбаха

В 1919 году после окончания войны было подписано Версальское соглашение. Оно запрещало производство дирижаблей в Германии. Таким образом, Майбах был вынужден вернуться к созданию бензиновых двигателей для машин, а также дизельных моторов для поездов и кораблей военно-морского флота.

В Германии наступил кризис. Многие автомобилестроительные компании из-за недостатка средств не могли позволить себе двигатели сторонних производителей и занимались разработкой своих. Лишь голландская компания «Спайкер» согласилась сотрудничать с Майбахом. Но условия контракта были настолько невыгодными, что Вильгельм отклонял его целых четыре раза. В итоге изобретатель решил заняться производством собственных машин. В 1921 году были выпущены первые лимузины «Майбах».

Автоконструктор работал практически до преклонного возраста и долго не хотел уходить на покой. Немецкий инженер скончался в конце 1929 года и был похоронен на кладбище Уфф-Кирххоф рядом с Даймлером.

Наследие

Вильгельм Майбах, биография которого была представлена выше, одним из первых понял, что автомобиль - это не просто повозка с двигателем. Огромный опыт проектирования и инженерный талант позволяли немцу рассматривать машину как комплекс всех её составляющих. Вильгельм считал, что именно с такой позиции необходимо подходить к конструированию. И сейчас, при оценке удобности и функциональности автомобилей, названных его фамилией (например, Maybach Exelero), можно увидеть правильность концепции немецкого инженера.

Ещё при жизни Майбаха называли «королём конструкторов». А в 1922 году «Общество немецких инженеров» присвоило ему звание «конструктор-первопроходец». Именно таким он и был. Годом ранее, когда семидесятипятилетний Майбах уже не работал, на Фридрихсхафенском заводе построили первый автомобиль марки Maybach. В данный момент линейка моделей легендарного бренда существенно расширилась. Самым дорогим автомобилем является цена на который доходит до 8 миллионов долларов.

Статья о самых интересных фактах из истории бренда Maybach, становление и развитие компании, взлеты и падения. В конце статьи - видео про музей Майбах.


Содержание статьи:

История автомобилей Maybach неоднозначна и при этом интересна. Мало кто знает, насколько обширный след эта немецкая компания оставила в истории. Рассмотрим наиболее интересные факты из биографии этой легендарной марки.

1. Личности


Основателем марки считается Вильгельм Майбах, сын плотника, осиротевший уже в 10 лет. Он рос в коммуне, где управлявший ею викарий учил мальчиков инженерному искусству. Хотя предприятие было не очень успешным с коммерческой точки зрения, оно позволило выявить молодого, одаренного конструктора. Настолько одаренного, что впоследствии даже конкуренты называли его «королем конструкторов».

Именно этот фактор сыграл огромную роль в становлении марки, а талант перешел по наследству к его сыну Карлу Майбаху, под чьим руководством компания стала известной во всем мире.

Затем судьбы свела Майбаха с Готтлибом Даймлером. Приехавший в коммуну с целью реорганизации убыточного производства, он рассмотрел потенциал Вильгельма и заинтересовал его конструированием двигателей внутреннего сгорания. После обучения чертежной науке и почти 10 лет совместного труда с Даймлером автоконструкторы разработали свой первый высокооборотистый, но весьма легкий двигатель. Так два легендарных инженера объединились для создания своего собственного, уникального и неповторимого бренда.

Еще одна личность, которую нельзя не упомянуть в контексте Maybach – это граф Цеппелин. Благодаря тому, что он привлек опытных инженеров к созданию дирижаблей и разработке авиамоторов, они затем смогли значительно повысить эффективность своих автомобилей.


Первые опыты с двигателями внутреннего сгорания Вильгельм Майбах производил совместно с Готтлибом Даймлером в далеком 1883 году. Тогда было не очень понятно, как и для чего его применять достаточно слабосильный мотор, а потому прикрепили его на раму велосипеда. Таким образом, свет увидел их первый мотоцикл.

Находилась мастерская в бывшей теплице, где инженеры не только занимались конструированием, но и делали полезные в быту механизмы, что позволяло им зарабатывать деньги на новые эксперименты.


Для конца 19 века бензиновые моторы были в новинку – люди пугались резкого запаха выхлопных газов, негативно реагировали на шум, так как первые моторы не имели глушителей. Когда начинающие конструкторы стали запускать свои двигатели, соседи приняли их за фальшивомонетчиков и даже вызвали полицию. В результате Даймлеру и Майбаху пришлось доказывать, что они не имеют отношения к производству фальшивых денег.


Майбах подарил миру много новаторских для своего времени конструкторских решений. Среди прочего был и сотовый радиатор, который повысил эффективность охлаждения силового агрегата. До этого инженерами использовался простой жидкостный радиатор или воздушное охлаждение. Это приводило к частому перегреву моторов, которые к тому моменту уже стали достаточно мощными.

Затем Майбах запатентовал первый в мире карбюратор с жиклером. Данное изобретение дало огромный толчок для развития систем питания автомобилей. Дальнейшее развитие технологии привело к усовершенствованию жиклеров, и, соответственно, большей эффективности силовых агрегатов.


Перечисленные изобретения – только малая часть новинок, которые разработали отец и сын Майбахи.


Не так давно немецкие производители выпускали автомобиль Mercedes-Maybach. Но далеко не все автолюбители знают, что это сочетание имеет под собой исторические корни, а не просто выкуплено компанией Мерседес.

Дело в том, что первый гоночный автомобиль, получивший название «Mercedes», был разработан Вильгельмом Майбахо м. Это полностью его детище, которое он создал по заказу Эмиля Еллинека. Произведен этот автомобиль был на мощностях Daimler, и в дальнейшем продукция этого завода сохранила за собой всем известное имя «Мерседес».

Вильгельм работал в компании до 1907 года, под его руководством были созданы все модели Mercedes, которые производили в те годы, а наработки использовали даже после его ухода из компании. Поэтому марка Мерседес напрямую связана с Майбахом, даже несмотря на то, что Вильгельм и его сын Карл пошли своим путем, отказавшись от сотрудничества с «Даймлер».


После ухода из компании, которая дала им путь автомобильный мир, Майбахи неожиданно не стали открывать фирму по производству автомобилей. Они начали сотрудничать с графом Цеппелином, который на тот момент производил дирижабли.

Тут они смогли получить очень интересную и ответственную работу по изучению особенностей использования дирижаблей. Они должны были иметь очень надежные двигатели, способные работать в сложных погодных и технологических условиях. На тот момент моторов, удовлетворяющих подобный запрос, практически не было.

Производители дирижаблей пытались устанавливать авто- и авиамоторы, но они по ряду технологических нюансов не подходили.

Именно создавая двигатели для дирижаблей, отец и сын обрели мировую известность. Еще очень долгое время публика неотрывно связывала их с вальяжными гигантскими воздушными судами. Только спустя десяток лет слава создателя моторов для дирижаблей отклеилась от Майбахов.


Возвращение к созданию автомобилей произошло по ряду причин. Вот некоторые из них:
  • желание Карла развиваться в создании автомоторов;
  • экономические проблемы в послевоенной Германии.
Карл неоднократно объявлял, что его настоящей страстью является создание автомобилей, а вовсе не дирижаблей. Но во время Первой мировой войны они были чрезвычайно востребованы, и компания Цеппелин бурно развивалась.

Хотя граф считал, что за этим транспортом будущее, жизнь показала иное. В военные годы дирижабли в первую очередь запомнились как бомбардировщики, поэтому после поражения Германии ей было запрещено содержать военные дирижабли. Так как рынка грузового воздушного транспорта тогда не существовало, а тяжелые экономические условия и не позволяли ему родиться, слава компании стала падать, и Майбахи перестали сотрудничать с Цеппелин.

С дирижаблями было покончено в 1918 году, а уже в 1919 году они представили свой первый автомобиль, носивший их имя. Первой моделью стал «Maybach W1». Он был создан на основе шасси Даймлер, имел мотор мощностью 46 л.с. и шесть цилиндров.

Параллельно этому, они создали мотор для нескольких представительских авто по заказу одной из голландских фирм. И уже на основе этого двигателя был создан автомобиль «Maybach W2». Причем он сразу было отнесен к классу лимузинов, что предопределило развитие марки как автомобилей для богатых людей.

Причина такого выбора банальна – у их основного конкурента «Daimler-Benz» были капиталы, сборочные линии, а также опытные менеджеры. Поэтому Майбахи не смогли бы тягаться с конкурентами в массовом сегменте, а вот в премиальном сегменте такой проблемы не существовало.

Но наибольшую известность компании принес «Maybach W3». Он был представлен на Берлинском автосалоне и имел целый ряд новшеств, обогнавших свое время:

  • Тормоза впервые были установлены на все колеса;
  • В каждом цилиндре было по 2 свечи зажигания;
  • Вместо сцепления установили три педали, переключающие скорости. Первая педаль основная, вторая использовалась при подъеме в гору, третья – задний ход.
Следующая модель имела такую же трансмиссию, но впоследствии с ростом мощности от этого решения пришлось отказаться.


С началом Второй мировой войны спрос на лимузины стал снижаться. В итоге с 1941 года компания работает только с оборонными заказами, выпуская двигатели для тяжелой армейской техники.

За годы войны было произведено более 140 тысяч силовых агрегатов разной мощности. Пожалуй, самыми известными стали «Maybach HL 230P30», имеющие мощность в 700 л.с. Они устанавливались на танках «Тигр» и «Пантера», так как мощность и высокая надежность позволили сделать их массивными, хорошо защищенными и очень опасными для противника.


Война всегда негативно сказывается на экономике, и компания Майбах прочувствовала это очень хорошо. После победы союзников она опять стала испытывать финансовые сложности. Заказов на военную технику не стало, а потребителю был неинтересен сегмент дорогих автомобилей. Европа была разорена войной, заводы повредили бомбардировки. Ко всему прочему, Карлу пришлось в принудительном порядке несколько лет отработать во Франции в качестве наказания за сотрудничество с фашистами.

В 1957 году Майбах попытался создать новый автомобиль, который смог бы вернуть компанию на рынок. Но это ему не удалось. Вероятно, сказался возраст, ведь ему было почти 80 лет. После его смерти компания Майбах отошла к конкурентам «Daimler-Benz».


В конце двадцатого века маркетологи «Daimler-Benz» искали способ поднять продажи своей продукции в премиальном сегменте, тогда и появился концепт-кар «Mercedes-Benz Maybach».

Но задумку трудно назвать удачной. Новый автомобиль потребители воспринимали как Мерседес, только с другим шильдиком на кузове. Поэтому особых успехов достичь не удалось, и в 2015 году выпуск Майбах был в очередной раз остановлен.


Сейчас самой популярной, самой востребованной коробкой передач является не классическая механика, а 8-ступенчатая трансмиссия. Она устанавливается едва ли не на все машины всех производителей, от BMW до Bentley.

Компания Maybach стала первой использовать на своих автомобилях АКПП с 8 передачами. Это произошло аж в 1929 году. Такой подход позволил сделать движение автомобиля максимально плавным для того времени.

Уникальной является и трансмиссия DS8 Zeppelin. Она устанавливалась на модели, выпускаемые в конце двадцатых годов. Данная коробка имела электрический привод. По сути, именно на ее основе были разработаны первые последующие автоматические коробки передач.


Детище Карла Майбаха можно назвать предшественником большого количества трансмиссий, которые были сконструированы с учетом его наработок. Пожалуй, это одно из наиболее значимых его достижений, хоть и незаслуженно забытое.

Хотя история Maybach достаточно интересна и многогранна, автомобили бренда почему-то так не смогли найти своего места в современном автомобильном мире.

Видео про музей Майбах:

Статья опубликована 01.07.2014 06:49 Последняя правка произведена 09.07.2014 16:26

Родился Вильгельм Майбах в городке Хайльбронне, находящемся на реке Неккар 9 февраля 1846 года. Его отец работал столяром. В десять лет, оставшись круглым сиротой, Майбах попадает на воспитание в Братский дом к знаменитому в те времена пастору Вернеру. Своё техническое образование Вильгельм начал в Ройтлингене, на машиностроительном заводе, который был связан с братским домом. Днём у него была практика в конструкторском бюро и мастерской завода, по вечерам он учился естественным наукам и черчению, посещая городскую школу. Позже он изучал математику, став студентом городского реального училища. В те времена мальчик уже прочёл трёхтомный учебник по технической механике Юлиуса Вайсбаха и взялся за изучение английского. Тогда и были замечены его целеустремлённость и способности.

В 1863 году пост технического директора на заводе в Ройтлингене занял Готтлиб Даймлер. Пробыв на этом посту три года, он уезжает в Карлсруэ, где становится техническим директором Deutz, которая принадлежала Э. Лангену и Н. А. Отто. В те времена эта фирма занималась двигателями внутреннего сгорания. Даймлер вспомнил талантливого молодого человека в 1869 году, предложив Майбаху приехать в Карлсруэ. При встрече они увлечённо обсуждали идею двигателя внутреннего сгорания, меньшего по размерам и более лёгкого, чем стационарный, который выпускался на заводе. Несмотря на категорический отказ Отто, Ланген поддержал идею. Спустя много лет, в далёком 1907 году, Deutz начала строить автомобили (от легковых до грузовиков, автобусов и тракторов), однако в то время здесь уже не было транспортных пионеров ДВС.

Не найдя общего языка с руководством фирмы, Даймлер уговаривает Майбаха уехать в Бад-Каннштадт, чтобы открыть там своё дело. Они заключили договор в 1882 году. Майбах взял на себя технический аспект проектирования, однако, если реализация разработки принимала коммерческий оборот, то он получал своеобразную премию.

Работа над изобретением двигателя.

Майбах изготовил свой первый стационарный двигатель в августе 1883 года. Вес мотора составлял 40 кг, топливом для него служил светильный газ, что было характерно для той эпохи. Следующий образец увидел свет в декабре того же года, и имел рабочий объём 1,4 л при мощность в 1,6 л. с. Параллельно Майбахом была предложена новая система зажигания. Принципиальным отличием его системы была трубка накаливания, которую разогревала докрасна горелка, тогда как в те времена смесь в двигателях поджигалась открытым пламенем. В камере сгорания располагался специальный клапа, который, открываясь и закрываясь, контролировал горение в камере сгорания. Таким образом, даже при самых малых оборотах такая система работала устойчиво.

С самого начала своей самостоятельной работы Майбах пытался всё время улучшать свою разработку. Ещё один мотор завершил испытания в конце 1883 года. Им был одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, который при 600 об/мин мог развивать 0,25 л. с. В 1884 году построили усовершенствованный вариант, имевший 0,5 л. с. И 246 см3. Конструктор дал ему название «Напольные часы», поскольку его отличала необычная форма. Позже учёные подметили, что Майбахом было достигнуто не только снижение веса двигателя, его конструкции обладали неким изяществом.

Следующая разработка испарительного карбюратора сделала возможным использование жидкого топлива вместо светильного газа. Уже осенью 1885 года Майбах создал свой первый двухколёсный экипаж, что стало эпохальным событием в технике. Моторный велосипед, как его тогда окрестили, комплектовался двумя маленькими кол1сиками по бокам, осуществлявшими устойчивость конструкции. Мотор имел постоянную частоту вращения и половину лошадиной силы. Передача была ременной и двуступенчатой, что позволяло развивать на этом тренспортном средстве скорость в 6 и 12 км/ч. 10 ноября 1885 года были проведены испытания. Вместе с Майбахом в них участвовал его сын Карл, а также Пауль – сын Даймлера.

Не все конечно было так просто. Через год Майбах увеличил диаметр и ход поршня, тем самым усовершенствовав двигатель. Рабочий объем увеличился до 1, 35 литра, но, как показал тестдрайв, мотор перегревался. Поскольку попытка водяного охлаждения не дала результатов, от двигателя отказались.

Для первого автомобиля на четырёх колесах был сконструирован двигатель объемом 0,462 литра, который установили на конный экипаж (купленный Даймлером). В 1887 году 4 марта были проведены испытания. Через месяц на озере недалеко от Бад-Каннштадта испытали лодку с таким же двигателем. Все результаты испытаний были тщательно систематизированы Майбахом, который понимал их важность.


В 1889 году проходила Всемирная Парижская выставка, в которой Даймлер очень хотел участвовать. К выставке Майбахом был сконструирован концептуально новый автомобиль с новым мотором, который назвали Даймлер-Штальрадваген (в переводе значит «со стальными колесами»). V-образный двухцилиндровый двигатель с углом развала цилиндров 17° был первым в истории. Мотор достигал 1,6 л. с. При 900 об/мин. Шестеренчатая передача приводила в движение колеса, вместо старой ременной. Эта концептуальная авторская разработка принесла немалый коммерческий успех. Велосипедный завод NSU в городе Неккарзульме взял на себя постройку автомобиля. Патент на двигатель и передачу выкупили французы Арман Пежо и Эмиль Левассор с условием ставить «Daimler» на двигатели своего производства.

На вырученные за патент деньги Даймлер выстроил мастерскую для своего изобретательного напарника, в которой исследования пошли как по маслу. Это немного сгладило пререкания с акционерами, которые беспокоились за эффективность разработок Даймлера и Майбаха.

В 1893 году в одно время с венгром Донатом Банки (Donat Banki), Майбахом был сконструирован первый распылительный карбюратор, жиклер которого работал по типу шприца. В следующем году Майбах получил патент на конструкцию гидравлических тормозов, а через год появился «Феникс» - двухцилиндровый рядный двигатель. Изначально он достигал 2,5 л. с. При 750 об/мин, но со временем его конструкция была усовершенствована. Уже в 1896 году его мощность достигала 5 л. с. Креативная конструкция нового радиатора позволила повысить показатели двигателя. В 1899 году «Феникс» стал четырёхцилиндровым, его рабочий объём достигал отметки в 5900 см3, а мощность 23 л.с. «Феникс» был установлен на гоночный автомобиль, который сделали на заказ Эмиля Еллинека, посла Австро-Венгерской империи в Ницце. 21 марта 1899 года на этой машине Эмиль, под псевдонимом Мерседес, победил горные гонки Ницца – Ля-Тюрби. Мерседес – это было имя его дочери, вскоре ставшее торговой маркой завода Daimler.

Готтлиб Даймлер умер в 1900 году, после чего положение Майбаха значительно ухудшилось. Он полностью отдавал себя работе, вследствие чего его здоровье ухудшилось. Майбаху приходилось писать безответные, унизительные прошения, в которых просил о прибавке к зарплате. Но новые руководители компании помнили, что в спорах Майбах всегда становился на сторону Даймлера...

А тем временем техника стремительно развивалась. «Феникс» в 1902 году сменила новая модель «Симплекс», вышедшая уже под маркой Мерседес. Теперь на него ставился четырехцилиндровый двигатель объемом 5320см3. Мощность такого двигателя достигала 32л. с. при 1100 об/мин. Также он был оснащен четырех ступенчатой коробкой передач. На гоночном Мерседесе 1902 года выпуска стоял 40-сильный двигатель (6550 см3). Для известных тогда гонок «Гордон-Беннетт» (1903 год) был сконструирован автомобиль с четырехцилиндровым двигателем, объём которого был 9,24 л., а мощность достигала 60 л. с. при 1000 об/мин.

В 1907 году Майбах оставил компанию, которая была обязана ему своей славой и известностью, в которую он вложил столько труда. В свои шестьдесят один его завлекла идея создания моторов для дирижаблей Zeppelin, очень популярных на те времена. Заручившись поддержкой графа Фердинанда Цеппелина, Майбах вместе с сыном Карлом открыли компанию по производству моторов Майбах Моторенбау Гмбх (город Фридрихсхафен на берегу Баденского озера). Руководство фирмы взял на себя Карл Майбах, а его отцу досталась должность ведущего консультанта. Майбах перестал работать, будучи в очень пожилом возрасте, после Первой Мировой войны. Умер Вильгельм Майбах 29 декабря 1929 года.

Деятельность Майбаха несет огромное значение. Он первым понял, что автомобиль – это не экипаж с мотором. Благодаря таланту, громадному опыту проектирования и бесчисленным испытаниям, он видел автомобиль как комплекс всех его частиц и деталей, и понимал, что именно с этой стороны нужно подходить к вопросу его конструирования.

Сейчас Майбаха называют «королем конструкторов». Общество немецких инженеров в 1922 году отметило Майбаха, отца современного автомобиля, присвоив ему звание «конструктор-первопроходец». Ведь он таким и был. А за год до этого, под руководством Карла Майбаха был сконструирован первый автомобиль, известной всем ныне марки Maybach.

Талантливейший немецкий инженер Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach) стоял у истоков такой легендарной марки, как Mercedes . Именно он, сотрудничая с Эмилем Еллинеком (Emile Jellinek) добился того, что эти автомобили компании DMG (Daimler-Motoren-Gesellschaft ) стали столь знаменитыми. Однако, в 1907 году Майбах покидает компанию. Причина - конфликт с Паулем Даймлером (Paul Daimler), сыном знаменитого Готтлиба Даймлера (Gottlieb Daimler), возглавлявшего производство после смерти отца в 1900 году.

Покинув компанию, для которой он столько всего сделал, Майбах не стал отчаиваться, а решил основать свое производство. Чем и занялся, зарегистрировав в 1909 году, совместно со своим сыном Карлом, Maybach-Motorenbau GmbH . Изначально компания занималась двигателями для дирижаблей графа Цеппелина. Несколько позже началось производство и самолетных двигателей. Нужда в них стала особенно острой после начала Первой мировой войны.

После поражения Германии в войне, компания меняет название на Maybach Motorenbau GmbH . По условиям Версальского договора, теперь она не может выпускать авиационные двигатели. Майбахи решают опуститься «на землю» и начинают производить двигатели для автомобилей и локомотивов. Времена были очень трудные и компания едва сводила концы с концами. Некоторое время выживать удается за счет нидерландской Spyker Automobielfabriek , но в 1926 году последняя обанкротилась. Тогда Карл Майбах решает создать свой автомобиль. Что и было сделано. Начинают появляться роскошные автомобили, которые изготавливались с учетом самых изысканных капризов клиентов. Первой была модель W3, затем появилась W5 - обе они были технически совершенны, по меркам того времени. Чуть позже появляется еще и W5 SG.

Maybach Zeppelin (1930 год)

В 1929 году умирает Вильгельм Майбах и компания теперь полностью управляется Карлом. Годом позже создается великолепная модель Zeppelin. Этот автомобиль стал самым роскошным творением той эпохи. Стоимость его составляла 50 000 рейхсмарок, что было просто баснословной суммой (появившийся в 1939 году знаменитый «Жук» от Volkswagen стоил лишь 990 рейхсмарок, что составляло жалование рабочего почти за год). Не удивительно, что за несколько лет было выпущено лишь 200 «Цеппелинов». Экономика Германии лежала в глубочайшем кризисе, но, как бы это парадоксально ни звучало, именно такие машины и имело смысл производить - те у кого были деньги могли себе позволить такую роскошь, нижним же слоям населения все равно было не до автомобилей, вне зависимости от того, сколько они стоили.

Вторая мировая война полностью остановила производство автомобилей. Теперь на заводах Maybach Motorenbau собирают двигатели для «Тигров», «Пантер» и других танков. Поражение Германии окончательно добило компанию. Первое время она занималась выпуском авиационных двигателей для Франции, проводила ремонтные работы. Это был период уныния. В 1966 году компанию поглощает DaimlerBenz (бывшая DMG ), с которой все некогда и начиналось. Так появляется марка Maybach Mercedes-Benz Motorenbau GmbH . Поле ее деятельности - производство больших двигателей для кораблей, поездов и различных промышленных нужд. Однако, в 90-х годах прошлого века решено было возродить легендарные автомобили. Впрочем, это совсем другая история - к старым заводом Майбаха (ныне это компания MTU Friedrichshafen , принадлежащая EQT Partners ) эти авто имеют лишь косвенное отношение. DaimlerBenz (начиная с 1998 - Daimler-Chrysler , а ныне просто DaimlerAG ) решила просто возродить сам бренд, права на который принадлежали ей. Ныне производством роскошных авто занимается подразделение Maybach Manufaktur .

В 2002 году появляются две модели — Maybach 57 и Maybach 62 (цифры означают их длину в дециметрах). Эти автомобили позиционировались как основные конкуренты моделям таких легендарных марок, как Bentley и Rolls-Royce .

Позволить себе роскошь в виде автомобиля Maybach может далеко не каждый. Это колесное чудо является отличным показателем статуса, оно всегда привлекает к себе внимание. Так, поминая недобрым словом своего мера, Леонида Черновецкого, по прозвищу Лёня-космонавт, киевляне обычно присовокупляли к ругани и его Maybach , названый в народе космическим кораблем.

Но еще большей роскошью отличались «Майбахи» , над которыми поработало тюнинговое ателье Brabus (например, модели Maybach 57S и Maybach 62S). Тут были уже не просто роскошные салоны, но и великолепные скорости - именно этим машинам принадлежали рекорды скорости для автомобилей класса «люкс».

Однако, чаяния DaimlerAG возродить легендарную марку не оправдались. Продажи автомобилей Maybach оказались очень низкими и не оправдывали вложенные в них средства. Составить достойную конкуренцию Bentley и Rolls-Royce так и не удалось. В результате, в конце 2011 года решено было отказаться от производства автомобилей под этим брендом.

28 Ноя 2011, Рубрика: , ; метки: , . Подписывайтесь на

Вильгельм Майбах сыграл огромную роль в автомобилестроении. Он одним из первых осознал, что автомобиль – не просто повозка с двигателем. Для кого-то это роскошь, а для кого-то средство передвижения, но в любом случае к конструированию машин необходимо подходить с позиций пользующегося ими человека

Майбах родился 9 февраля 1846 года в немецком городке Хайльбронне в семье столяра. В восемь лет его семья переехала в Штутгарт, а еще через 3 года, оставшись сиротой, он стал воспитываться в приюте пастора Вернера.

Попечителем приюта где воспитывался Вильгельм был Готтлиб Даймлер. Он заметил и хорошо узнал талантливого Вильгельма. С 15 лет Вильгельм Майбах работает на машиностроительном заводе в Ройлитгене.

К этому времени подросток уже изучил трехтомный учебник Ю. Вайсбаха по технической математике и принялся изучать английский язык. Способности, целеустремленность и упорство юного Майбаха были и тут вовремя замечены.

Готтлиб Даймлер в 1866 году стал техническим директором фирмы Deutz. До этого он 3 года работап техническим директором Ройтлингенского завода. В 1869 году он пригласил Вильгельма Майбаха к себе в Карлсруэ.

Они оба загорелись идеей создать двигатель внутреннего сгорания. Он должен быть меньше и легче тех стационарных двигателей, которые выпускались в то время. Один из владельцев фирмы Deutz, Э. Ланген поддержал эту идею, однако другой совладелец, Н.А. Отто выступил категорически против. Постройкой автомобилей фирма Deutz занялась лишь в 1907 году.

Не встретив понимания у руководства компании, Даймлер решился на открытие в Бад-Каннштадте своего дела и предложил Майбаху работать с ним. В 1882 году они заключили договор, согласно которому Майбах отвечал за техническое проектирование. В случае коммерческой реализации разработки ему выплачивалась определенная денежная сумма.

В августе 1883 года Майбах создал первый собственный стационарный двигатель весом 40 кг, работавший на светильном газе. Тремя месяцами позже был создан следующий двигатель. В нем была применена принципиально новая система зажигания. В неё входила нить накаливания и специальный клапан, управляющий камерой сгорания. Благодаря такой системе обеспечивалась устойчивая работа двигателя даже при малом числе оборотов.

В конце 1883 года Майбах завершил разработку одноцилиндрового двигателя малой мощности с воздушным охлаждением. В следующем году был построен усовершенствованный вариант. Ввиду своей необычной формы его прозвали «напольными часами».

Следующим был разработан такой важнейший элемент для дальнейших конструкций двигателя внутреннего сгорания, как испарительный карбюратор. Он позволил заменить светильный газ на жидкое топливо. Наконец, осенью 1885 года произошло революционное событие – двигатель Майбаха заставил поехать двухколесный экипаж. У мотоцикла (тогда его называли моторным велосипедом) по бокам имелось два небольших колесика для устойчивости. Вращение мотора мощностью 0,5 л.с. осуществлялось с постоянной частотой. За счет двухступенчатой ременной передачи экипаж развивал скорость 6 или 12 км/ч.

Годом позже конструктор попытался усовершенствовать двигатель, увеличив его диаметр и ход поршня. В результате рабочий объем увеличился до 1,35 литра. В ходе испытаний выяснилось, что мотор перегревается. Майбах попробовал применить водяное охлаждение, но безуспешно. Пришлось признать получившийся двигатель неудачным.

Первый в мире четырехколесный автомобиль был оснащен специально созданным мотором. Его рабочий объем составлял всего 0,462 литра. Из-за нехватки времени мотор был установлен на готовый конный экипаж. Первые испытания прошли 4 марта 1887 году, а спустя месяц на свет появилась и моторная лодка, оснащенная тем же двигателем.

В 1889 году предприятие Даймлера приняло участие во Всемирной Парижской выставке. Специально для неё Майбах создал автомобиль с новым двигателем. Автомобиль Даймлер-Штальрадваген мог похвастаться первым в истории V-образным двухцилиндровым мотором, угол развала цилиндров которого составлял 17 градусов. При 900 об/мин новый мотор развивал мощность 1,6 л.с. Колеса приводились в движение уже не ременной, а шестереночной передачей. Конструкция имела коммерческий успех. Велосипедный завод во французском городе Неккарзульме взялся за постройку автомобиля. Его владельцы приобрели патент на двигатель и на передачу. За счет вырученных за продажу патента средств, Даймлер создал для своего талантливого разработчика отдельную мастерскую.

В 1893 году Майбахом был разработан новый карбюратор - первый распылительный карбюратор, имеющий жиклер типа шприца (это было сделано одновременно с венгерским конструктором Донатом Банки). Изобретение карбюратора автомобиля улучшило его характеристики и снизило расход топлива. 1894 год ознаменовался получением патента на конструкцию гидравлических тормозов. В1895 году был разработан двухцилиндровый двигатель "Феникс". На первых порах этот мотор развивал мощность 2,5 л.с. при 750 об/мин. Благодаря усовершенствованию конструкции через год его мощность выросла в два раза. Улучшению показателей двигателя способствовала и установка нового радиатора оригинальной конструкции.

В 1899 году конструктор построил уже четырехцилиндровый двигатель Феникс. Его рабочий объем составлял 5,9 литра при мощности в 35 л.с. Этот мотор был установлен на двухместный гоночный автомобиль созданный для Эмиля Еллинека. Он бывшего послом Австро-Венгерской империи в Ницце и одновременно представителем во Франции компании Даймлер. Машина могла развивать скорость до 100 км/час. Еллинек на гонках пользовался псевдоним "господин Мерседес" в честь своей дочери Мерседес. На этой машине он стал победителем в автогонках Ницца-Ля-Тюрби. Вскоре псевдоним Еллинека – Мерседес - стал брендом завода Даймлера.

В 1900 г. скончался Готтлиб Даймлер. После смерти давнего соратника материальное положение Майбаха ухудшилось. Новые руководители фирмы припомнили инженеру, как тот в спорах с ними всегда вставал на сторону Даймлера.

Техника между тем развивалась невиданными темпами. Модель Феникс ушла в прошлое, уступив место Симплексу 1902 года, который выпускался уже под торговой маркой Мерседес. Этот автомобиль был оснащен четырехцилиндровым двигателем с четырехступенчатой коробкой передач. Его основные технические показатели были следующими: рабочий объем - 5 320 см3, мощность – 32 л.с. при 1100 об/мин. На гоночный Мерседес образца 1902 года установили 40-сильный мотор. На знаменитых в то время автогонках «Гордон-Беннет» выступал оснащенный четырехцилиндровым двигателем автомобиль, рабочий объем которого составлял 9,24 л., а мощность – 60 л.с. при 1000 об/мин.

В 1907 году автоконструктор Вильгельм Майбах покинул фирму. Его имя было уже широко известно за пределами его страны. На 61-м году жизни он увлекся идеей создания двигателей для дирижаблей Zeppelin. Заручившись поддержкой графа Ф. Цеппелина, Майбах вместе с его сыном Карлом стали основателями моторостроительной компании в городе Фридрихсхафене. Руководителем фирмы стал Карл Майбах. Его отец, Вильгельм Майбах до весьма преклонного возраста работал в компании в качестве ведущего консультанта.

Еще при жизни Майбах заслужил прозвище «короля конструкторов». В 1922 году знаменитый инженер был отмечен званием «конструктора-первопроходца». Оно было присвоенным ему Обществом немецких инженеров. В 1921 году, когда 75-летний разработчик уже ушел на пенсию, завод в Фридрихсхавене, руководимый его сыном Карлом Майбахом, выпустил первый, знаменитой в будущем торговой марке автомобиль Maybach.



Поделиться