Поставка запчастей, ремонт и обслуживание путепрокладчиков бат-м. Бат-м с консервации Катки, магнит и плуги

Всем привет! Речь пойдет о путепрокладчике БАТ-М (изделие 405му) , разработанном на базе Артиллерийского тягача АТ-Т (изделие 401).

Изображения машины, характеристики и прочее можно найти на нашем сайте, а я хотел вам рассказать о машине с точки зрения ведущего специалиста по ремонту инженерной техники.

Мое знакомство с машиной произошло в начале воинской службы на дальнем востоке в 90 годы. Тогда еще молодым лейтенантом, разъезжая по командировкам, в одной из мотострелковых частей я первый раз увидел БАТ-М . Тогда еще было непонятно назначение этой машины, но было жутко интересно зачем на ней столько всякого оборудования (отвал, кран, лебедка). Я служил в Железнодорожных войсках и у нас ничего подобного не было.

Прошли годы и вот уже на базе нашего предприятия мы вновь встретились с этой чудо-машиной, которая поступила к нам в ремонт. Машину пришлось изучать с нуля, начиная с ее назначения и до последнего винтика. Поначалу было не просто ­- новый вид техники, требования к ремонту, опыт работы с данной техникой. Но оказалось, что она при своем грозном виде относительно проста по сравнению со своим современным собратом БАТ-2 (Объект 454) с которым я столкнулся на предприятии в начале моего творческого пути и уже потом с БАТ-М. А посему было с чем сравнивать и не по картинке.

Одно из преимуществ БАТ-М втом, что на нем установленаобычная механическая трансмиссия. Привод от двигателя осуществляется через главный фрикцион (401.07Сб-А) (многодисковый метал по металлу) что было удивительно как такое возможно. Однако работает и надежно – с уважением к разработчикам! Далее привод идет на КПП (401.08Сб-1А) и планетарные механизмы поворота (401.09.2Сб и 401.09.3Сб), благодаря которым машина совершает повороты с замедлением в 1,42 раза или разворот за счет блокировки ПМП остановочной лентой. Регулировка приводов управления осуществляется при помощи линейки и слесарного инструмента. Что не скажешь о следующем поколении машин БАТ-2 с гидравлическим управлением, которые требуют специальное оснащение и оборудование для диагностики и ремонта и само собой – подготовленных специалистов.

БАТ-М – машина прошлого, но актуальна и по сей день. Интерес к машине проявляют организации и предприятия исходя из скоростных характеристик машины и ее производительности:

Производительность прокладки колонного пути по кустарнику и мелколесью - 4-8 км\ч;

Производительность прокладки пути по снегу - 8-10 км\ч

Подкупает еще простота конструкции, теплая кабина за счет обдува радиатора охлаждения и двигателя, который находится под кабиной, крановая установка (П1000-00-00) в 2т. и вылетом 5.4м, которая обслуживает сама себя при сборке (разборке) рабочего оборудования, лебедка (401.18.1Сб-4) с усилием в 20т., которая помимо основных функций помогает при переводе рабочего органа в транспортное положение.

Управление гидросистемой рабочего органа осуществляется электропереключателями на рычагах управления машиной - удобно и легко.

На базе нашего предприятия было в ремонте немало таких машин. Состояние их было разное - искореженные, некомплектные, покрытые ка мхом ржавчиной.

Приходилось всему коллективу ремонтной бригады прикладывать максимум усилий, чтобы довести машину до требуемого состояния, а затем вместе с заказчиком ощутить чувство восторга от состояния машины.

БАТ-М (изделие 405му) предназначен для прокладки путей на труднопроходимой для техники местности. Также может использоваться на всех видах бульдозерных работ (в том числе – и планировка площадок и дорог на косогорах), засыпка ям, рвов, траншей, расчистка местности от завалов, кустарника и др; валка деревьев, корчевка пней. Наличие лебедки с тяговым усилием 25 т.с. и крана грузоподъемностью 2 т. значительно расширяет возможности машины, в том числе и по проходимости. Этому же способствует и сравнительно небольшое удельное давление на грунт, что позволяет использовать машину в труднопроходимых местах. Гусеничное шасси п/пр БАТ-М сконструировано на агрегатах тяжелого артиллерийского тягача .

Габаритные размеры:

а) в транспортном положении (рабочий орган опрокинут в кузов)

б) в полутранспортном положении (рабочий орган поднят на максимальную высоту над опорной поверхностью гусениц)

в) в рабочем положении (рабочий орган опущен на уровень опорной поверхности гусениц)

Вписываемость в ж.д. габарит:

1Т со снятием и укладкой рабочего оборудования на платформе путепрокладчика;

02-Т со снятием и укладкой рабочего оборудования на ж.д. платформе и платформе путепрокладчика.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Тип рабочего органа - универсальный бульдозерный отвал с лыжей

Положение крыльев рабочего органа в работе:

  • двухотвальное;
  • бульдозерное;
  • грейдерное (правое и левое);
  • комбинированное (правое и левое) – одно крыло в бульдозерном положении,
  • другое – в двухотвальном.

Размеры рабочего органа:

ООО "Батмастер-Истра" с 2001 года поставляет комплектующие, ремонтирует и продаёт путепрокладчики БАТ-м с консервации и хранения. Наше предприятие располагает производственной базой, складом запасных частей. Техническая служба ответит на вопросы и поможет разобраться в вопросах эксплуатации и сервиса путепрокладчиков БАТ-м, базового шасси АТ-Т и дизельного двигателя А-401. В технической библиотеке предприятия имеются каталоги запасных частей, инструкция по эксплуатации для путепрокладчика БАТ-м и другой инженерной и автобронетанковой спецтехники.
В 2002 году наше предприятие разработало программу модернизации дизельного двигателя В-401 установленного на гусеничном снегоочистителе БАТ-м с универсальным грейдерным отвалом. Метод основан на применении цилиндропоршневой группы выполненной из кованых поршней (изотермическая штамповка) и комплекта поршневых колец с стальным маслосъемным кольцом с тангенциальным расширителем. Доработанный дизель отличает увеличенный КПД и долговечность ЦПГ не менее 8000 моточасов.

(шестидесятые-семидесятые годы)

Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчик БАТ-М относится к классу дорожных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

От автора. БАТ-М это именно путепрокладчик, а не бульдозер подобно тракторным бульдозерам типа С-100. Он не предназначен для отрывки котлованов. Его мощность достигается высокооборотным дизельным двигателем. Как известно, мощность двигателя и его крутящий момент это не одно и то же. Поэтому БАТ-М роет куда хуже нежели трактор. Использование БАТ-м для отрывки котлованов это вынужденная мера, диктуемая боевой обстановкой.

Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.

Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (ширина 4.5.м.) и грейдерное (ширина 4.0.м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

На снимке слева: Рабочий орган БАТ-М, установленный в грейдерное положение.
На снимке в начале статьи рабочий орган установлен в двухотвальное положение. Впереди видна лыжа, с помощью которой регулируется заглубление.

Поднимание и опускание, в том силе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода

Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую
проходимость по пересеченной местности. Площадь опорой поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

На снимке справа: БАТ-М с рабочим органом, переведенным в транспортное положение.

Для транспортировки по железной дороге крылья бульдозера отделяются от рамы и укладываются на специальные стойки, рама с устройством перекоса разделяется на две части и укладывается на платформу позади кабины. В этом виде БАТ-М имеет туже габаритность по ширине, что и танк.

Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км. или автономную работу в течение 12-15 часов.

Основные тактико-технические характеристики БАТ-М

Базовая машина......................................................................................................... артиллерийский тяжелый тягач АТ-Т (Изделие 405 му)
Масса машины (без экипажа и имущества).......................................................... 27.5 т.
Габаритные размеры:
- в транспортном положении
длина............................... 7.05м. (рабочий орган как показано выше)
3.95м. (рабочий орган как показано на снимке выше)
- в рабочем положении
длина................................. 10.4м. (по переднему кончику лыжи)
ширина............................. 4.5м. (рабочий орган в двухотвальном положении)
высота............................. 3.4м. (по верху стрелы крана)
Клиренс..................................................................................................................... 38-41.5 см.
Железнодорожный габарит.................................................................................... 1- Т
Удельное давление на грунт................................................................................... 072 кг/кв. см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.64м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 25 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 25 градусов
Максимальная глубина брода.................................................................................
Запас хода по топливу............................................................................................. 1100 км.
Максимальная скорость движения....................................................................... 35 км/час
Средняя скорость движения по грунтовым дорогам.......................................... 20-25 км/час
Скорость прокладки колонного пути по средне пересеченной местности....... 1.5-10 км/час
Скорость прокладки колонного пути в кустарнике и редколесью 4-8 км/час
Скорость расчистки маршрута.............................................................................. 5-16 км/час
Скорость расчистки колонного пути от снега..................................................... 8-10 км/час (при глубине снега до 1 метра)
Скорость при снятии 10 см. грунта....................................................................... 4-5 км/час
Производительность при отрывке спусков, котлованов и т.п.............................. 400-450 куб.м/час
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ I-IV
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины.............................................................................................. 4 чел.
Двигатель................................................................................................................. дизельный V-образный А-401
Мощность двигателя................................................................................................. 305.23 квт. (415 л.с.)
Бульдозерное оборудование:
-ширина отвала в бульдозерном положении........................................... 5.0 м.
-ширина отвала в грейдерном положении.......................................... 4.0м.
-ширина отвала в двухотвальном положении...................................... 4.5м.
- высота отвала........................................................................................... 1.07м.
-заглубление отвала от дневной поверхности....................................... 0.24м.
-угол поперечного наклона отвала......................................................... 8-9 градусов от горизонтального положения
Крановое оборудование:
- грузоподъемность (при любом вылете стрелы)................................. 2 т.
-максимальный вылет стрелы................................................................ 5.4м.
Лебедка:
-тяговое усилие......................................................................................... 25.5 т.
-длина троса............................................................................................. 100м.

В кабине имеется корзина и арматура для установки радиостанции Р-113, однако ею машина не комплектуется. В кабине установлен рентгенометр ДП-3. Машина комплектуется прибором ночного видения ПНВ-57 (один комплект).

Экспортировался в страны-участницы Варшавского договора, Алжир, Египет, Ирак, Сирию, Китай и в некоторые другие страны. Серийно производился с 1953 по 1972 г.

Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового(танкового) полка -1 машина., в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 9 машин.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации путепрокладчика БАТ-М. Военное издательство МО СССР. Москва 1964г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.Путепрокладчик БАТ-М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. БАТ-М.0000-0000 ТО.

РВСН. БАТ и перловка.
БАТ — большой артиллерийский тягач.
В нашем полку РВСН у батареи боевого обеспечения был БАТ. Вернее два БАТа, но один двигатель на двоих. А сама эта штука — это такой здоровенный трактор на танковом шасси. У нашего БАТа был огромный клиновидный нож. Если мне не изменяет память о школьных уроках НВП, для расчистки проходов, в зоне сплошных разрушений ядерного взрыва.
А еще в нашем полку была солдатская столовая, где кормили нас... В общем, кормили. В то время кормили в основном перловкой с комбижиром и она нам не нравилась. Потом она нам понравилась, но было поздно. А тогда много несъеденной перловки кухонный наряд должен был относить на хоздвор, где специально обученные солдаты выращивали свиней и коров, видимо на случай полного прекращения поставок продовольствия. Для переноски отходов были сварены стальные носилки, в которые влезало по ощущениям не меньше 100 кило. Теперь картина — ты с напарником, распаренный в драной подменной форме, насквозь мокрый, должен тащить эти носилки со стальными ручками по заснеженной дорожке в лес метров 300 до хоздвора. А за бортом-то -20 то -30. В общем, редкая птица долетала до середины. Обычно эта каша вываливалась зимой в снег прямо за столовой. И к весне вырос нехилый холм из смерзшейся перловки. Выше столовой. И однажды это чудо увидел командир полка полковник Шевский.
А о нем хорошо сказал один узбек: "когда другие офицеры кричат — ты понимаешь — положено кричать и он кричит. А Шевский не просто кричит... он душу вкладывает! "
И вот Шевский увидел эту гору перловки, искрящуюся на солнце. Муза моя бессильна описать его крик. Упругие порывы мата колебали наш строй. В бой были брошены солдаты с ломиками. Но ломики весело отскакивали от хрустальной горы. Мороз придал овсянке прочность гражданского бетона . Был немедленно (полдня на оживление) пригнан из автопарка БАТ для уничтожения горы. БАТ ревел и чадил как дракон. Но овсянка оказалась покруче ядерного взрыва. Так мы лишились последнего БАТа. Гора растаяла только летом.
А свинки наши, недополучая перловки, росли поджарыми и хищными, с длинными мордами, похожими на крокодильи. Однажды, на зимнем выезде, нам выдали сухпаек, в котором был кусочек сала с нашего хоздвора. Хорошо, что он был маленьким. Ножей солдатам не полагалось иметь, у АКСУ нет штык-ножа, откусить от этого кусочка было невозможно. По консистенции он напоминал автомобильный протектор. Даже не велосипедный. Хорошо — маленький. Я его полчаса пососал и проглотил. (пошляки — в сад).
PS:
В солдатской столовой нашего командира полка часто поджидали сюрпризы. То один повар варил в чае свою шинель, желая придать ей легкомысленный оттенок, то другой повар украл у солдата из наряда по столовой билет и переделал его на себя, с фальшивыми отметками о службе в Афганистане (дело было в 1985г.) видимо для поднятия своего авторитета на гражданке. Но один случай заставил нашего командира на минуту лишиться дара речи. На входе он столкнулся с духом (прослуживший менее полугода), пришедшим с ведром, за едой для служащих на хоздворе солдат. Все бы ничего, но у солдата была длинная черная окладистая борода.

Говорят, что в России всегда была самая мощная военная техника. Так рассуждают не только о машинах, используемых для ведения боевых действий, но и о приспособлениях обслуживающего характера. Яркий пример и неоспоримое подтверждение этому - гусеничный путепрокладчик «БАТ-М»!

Даже в этой, казалось бы, довольно повседневной машине отражен русский дух. Приближаясь к этому аппарату, невольно поражаешься его огромным размерам, а присмотревшись поближе, дивишься несуразности. Вроде бы есть гусеницы - значит, танк, но тут же видишь верхнюю часть машины, напоминающую грузовики из старых советских кинолент. Путепрокладчик «БАТ-М» - примерный образец советского конструктивизма!

Величавым и сильным он выглядит не только снаружи. Своими техническими характеристиками он ничем не уступает мощному танку.

Характеристики путепрокладчика

Созданный специально для глобальных идей и затей, помощник в уборке и стройках гигантских масштабов, путепрокладчик «БАТ-М», при его массе в 275 центнеров, т. е. в 27,5 тонн, оснащен большим (если в данных масштабах вообще возможно такое сравнение) баком для топлива (максимальной вместительностью в 0,9 тонн), что обеспечивает работоспособность нашего «зверя» до 15 часов. И это лишь малая часть сведений о нём.

«БАТ-М», технические характеристики которого больше напоминают танк, чем тягач, очень мощный. Вы только вдумайтесь: 305 лошадиных сил, а благодаря герметичной кабине и фильтру, машина может работать в условиях заражений и в облаках самых различных ядовитых газов! Именно это позволяет использовать путепрокладчик практически в любых условиях.

«БАТ-М» технические характеристики имеет очень внушающие. В эту конструкцию также входит огромный ковш (если можно его так назвать), способный работать в 3-х основных положениях, а именно: в бульдозерном, двухотвальном и грейдерном. Во всех рабочих режимах ковш имеет разную ширину - 5 метров, 4,5 м и Казалось бы, что на этом все, хватит. Но нет, можно регулировать не только какие-то определенные положения ковша, но и его высоту, т. е. возможно его поднятие и опускание, а это немаловажная «опция». Более того, в распоряжении «БАТ-М» имеется мощный способный поднимать ни много ни мало, а 2 тонны! Сам кран регулируется с выносного пульта, что позволяет одному человеку не концентрироваться только на управлении агрегатом, но и выполнять еще какие-то посильные обязанности. В целом можно отметить, что «БАТ-М» - настоящая находка для тех, кто любит универсальную и мощную технику.

С момента выпуска «зверя» и до нашего времени

Если вспомнить о начале выпуска этих монстров, а это был 1966 год, то можно сравнить «БАТ-М» с Николой Теслой, сказав, что машина опередила свое время, и даже тогда она не была так нужна, как сейчас. Если сейчас рассматривать тот рынок, что предлагают нам современные производители машин подобного плана, то ни одна из них не сможет тягаться с «БАТ-М» по функциональным возможностям, не говоря уже о ценах на такого рода продукцию, хоть незаменимую, но достаточно редкую.

Надежный старина «БАТ-М»

Вспоминая о годе производства, можно назвать эти машины пенсионерами, динозаврами, пережитками прошлого, но в противовес можно привести лишь один, но очень тонкий аргумент. О чем же можно говорить, если более, чем за 50 лет с начала производства этой техники не придумали машину, более удобную в использовании?

Актуально ли?

Модель «БАТ-М» актуальна и в наше время. Можно много говорить о её заслугах с технической стороны как оборудования, но не стоит забывать о ее преимуществах как средства эксплуатации: вместительная кабина, где с комфортом могут расположиться два взрослых человека, а из-за нахождения двигателя под кабиной легко решается проблема обогрева салона в холодное зимнее время.

Со стороны людей, вплотную имевших дело с этой необычной машиной (а это обслуживающий персонал и водители-эксплуататоры), можно получить удивительно единодушные отзывы. «БАТ-М», работа которого никого не оставила недовольным, получает от потребителей только хорошие оценки.

Преимущества путепрокладчика

«БАТ-М» - это инженерная машина, которая относится к классу дорожных. Обычно с ее помощью засыпают траншеи, рвы, воронки, прокладывают пути, расчищают дороги от обломков зданий или роют котлованы. Основой для такого путепрокладчика конструкторы выбрали тягач «АТ-Т». Эта машина способна передвигаться со скоростью до 35 км/час, а ее преимуществом является надежная герметизация кабины. Для того чтобы осуществить установку рабочего органа в грейдерное, бульдозерное или двухотвальное положение, нужно проводить работу с помощью гидропривода. Благодаря крановому оборудованию эта машина обладает мощной грузоподъемностью, и управлять ею можно при помощи выносного пульта.

Плюсы покупки «БАТ-М»

С помощью мощной лебедки машина может вытаскивать из грязи не только другую, стороннюю технику, но и сама себя, а это большой плюс в сторону покупки данной техники. Следующий аппарат в этой линейке («БТ-2») является более громоздким и менее поворотливым, поэтому более удобным в эксплуатации считается именно «БАТ-М». К очевидным плюсам относится также гусеничный ход: благодаря этому путепрокладчик может проехать практически везде, а за счет ширины гусениц - не проваливаться «под землю» на зыбких участках. Машина является очень надежной, прочной и безотказной в любых условиях. «БАТ-2» отличается от нее наличием саперного отделения, и эта модель полубронированная. «БАТ-М» более поворотлив, не такой длинный и менее громоздкий.



Поделиться