На какие мопеды нужны права. Категория прав водителей, отвечающая за управление мопедом либо скутером

Еще недавно владельцы мопедов, квадроциклов и скутеров не нуждались в водительском удостоверении. Но с 2013 года все поменялось, и отсутствие прав у данной группы водителей стало нарушением.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как в 2019 году выдаются права категории М? В 2013 году была учреждена водительская категория М в рамках разделения основных категорий на подкатегории.

И с этого момента у водителей скутеров возникла обязанность . Отсутствие документа предполагает административную ответственность.

Как получить права на скутер в 2019 году? Так ли нужна категория М в водительском удостоверении?

Основные моменты

До внесения поправок в законодательство относительно категорий водительских прав скутеры и мопеды не считались транспортными средствами в полном смысле этого слова.

Владельцы таких средств передвижения приравнивались к пешеходам. Для управления мини-мотоциклами не нужно было получать права.

За любое нарушение предусматривался штраф в двести рублей. Но такая ситуация была допустимой, когда скутеры только появились на российских дорогах.

Сначала подобного транспорта было немного и какое-то особое регулирование по этому поводу не требовалось.

Но в последние годы виновниками ДТП все чаще стали становиться именно владельцы легкого мототранспорта. Обычным делом стало вождение скутера в нетрезвом виде.

К тому же увеличилось число аварий с участием подростков, которым скутеры приобретают любящие родители.

С учетом нововведений владельцы мопедов и скутеров оказались приравнены к остальным водителям. Хотя закон все не слишком к ним строг.

Прежде всего, мототехника с объемом двигателя меньше пятидесяти кубических сантиметров не регистрируется в ГИБДД в обязательном порядке.

Кроме того обладатель скутера не несет обязательной страховой гражданской ответственности.

То есть, нет надобности в приобретении полиса . В случае аварии, с водителя скутера взыскать ущерб получится лишь в судебном порядке.

Что это такое

Предназначение категории состоит в управлении транспортными средствами механического типа с объемом двигателя не более пятидесяти кубических сантиметров и транспортом с электродвигателями, мощностью до четырех киловатт.

К данной категории транспортных средств относятся двух- или трехколесные транспортные средства с определенными параметрами — скутеры, квадроциклы, мопеды, велосипеды с наличием навесного двигателя.

Максимально допустимая конструктивная такого транспорта не должна превышать пятидесяти километров в час.

С какой целью выдается удостоверение

Цель выдачи водительских прав категории М достаточно проста. На основании таких прав получается законная возможность управлять мопедами и приравненными к ним транспортными средствами.

Для того чтобы точно определить, что именно можно отнести к категории мопедов, следует обратиться к .

Здесь приведены основные характеристики ТС, могущего именоваться мопедом. Следует отметить, что прежде мопед не считался механическим транспортным средством.

По этой причине наличие водительского удостоверения у водителей скутеров не предусматривалось.

С 1.04.2014 на законодательном уровне скутер был отнесен к механическим ТС и их владельцев обязали получить категорию М для вождения данного транспорта.

Основанием для введения категории М стало увеличения численности несовершеннолетних водителей, управляющих мототранспортом.

Слишком частыми стали аварии с участием подростков на мопедах. Такие водители являются полноценными участниками дорожного движения, но при этом не знают элементарных правил дорожного движения.

Помимо прочего на фоне отсутствия регистрации в ГИБДД скутеров и мопедов разбираться в ДТП с их участием довольно сложно.

Учреждение обязанности для мотовладельцев иметь водительское удостоверение несколько упростило юридические аспекты оформления аварийных происшествий.

Таким образом планируется повысить безопасность дорожного движения.

За нарушение ПДД отныне полагается полная ответственность для владельца любого транспорта, даже при шестнадцатилетнем возрасте водителя.

Правовая база

Специальные права для управления мопедом и скутером появились в России 5.11.2013. Новой категории было присвоено обозначение буквой М.

Законодательные требования к данной категории прописаны в .

За управление скутером без водительских прав с открытой категорией М предусмотрена ответственность по .

В частности предусматривается наложение штрафа в размере восьмисот рублей. Однако получать категорию М требуется не всем водителям.

В основном нововведение предназначается для подростков, которые впервые садятся за руль мототранспорта.

Водители, имеющие права с любой иной категорией, вправе управлять мототехникой без дополнительного получения категории М. Данная категория открывается автоматически к любой другой открытой категории.

Как получить водительские права категории М

Программа обучения на категорию М на данное время уже составлена и получила одобрение Правительства РФ. Автошколы имеют полное право проводить обучение на эту категорию.

Хотя обучение вождению скутера в программе многих автошкол присутствовало и ранее, до учреждения категории М.

Просто раньше от обучающихся не требовалась сдача экзаменов, и качество полученных знаний было личным дело самого мотовладельца.

Спрос на них существует только для возрастной категории 15-18 лет. Обучение возможно начать с 15 лет, а по исполнении 16 лет можно сразу получить права.

Совершеннолетнему же водителю целесообразнее получить сразу категорию А. Это избавит от необходимости последующего обучения вождению авто.

Куда нужно обратиться

Выбранная автошкола должна располагать , позволяющей осуществлять обучение. Нужно заметить, что не все учебные заведения готовы проводить такое обучение.

По завершении обучения потребуется сдать экзамены, какие принимаются в ОВД. Только после этого можно обращаться в ГИБДД за получением водительского удостоверения.

Потребуется предоставить определенный пакет документов:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий прохождение обучения;
  • документ об успешной сдаче экзаменов.

Обращаться следует в ГИБДД по месту жительства, поскольку справка от нарколога и психиатра выдается только по месту постоянной регистрации.

Этапы прохождения

Обучение вождению скутера заключает в себя два этапа. Это курс теории и практическое вождение. Обучение управлению скутером происходит на специальной площадке.

Только на ней обучающийся и видит мототранспорт, в чем и заключена особенность обучения на категорию М. Причем на площадке сдается и окончательный экзамен.

Весь период обучения длится от полутора до двух месяцев. За это время должны быть изучены сто часов теории и восемнадцать часов практических занятий.

Стоимость обучения на категорию М варьируется в пределах пятнадцати тысяч рублей. После завершения обучения можно сдавать экзамен в ГИБДД.

Сдаем экзамен в ГИБДД

Экзамен в ГИБДД проводится в оговоренное время и состоит из двух этапов. Сначала сдается экзамен на знание ПДД. Затем сдается практика для проверки водительских навыков.

Если одни из экзаменов сдать не получилось, то пересдача допускается через семь дней. Всего дается три попытки.

Если и они безуспешны, то пройти повторное испытание можно только через тридцать дней. Теория, как правило, сдается на компьютере.

При этом допускается только два неверных ответа. Практическая часть сдается на специальной площадке для мототранспорта.

При сдаче практики штрафные баллы начисляются за любые ошибки. От экзаменуемого потребуется выполнить ряд маневров:

В случае успешной сдачи экзамена водитель может получить водительское удостоверение категории М.

Особенности получения

Из особенностей получения прав категории М нужно отметить, что существует ряд медицинских показаний, какие ограничивают вождение мототранспорта.

Как и при получении любой другой категории от будущего водителя скутера потребуется прохождение на предмет состояния здоровья.

При этом перечень заболеваний, при каких нельзя получить права категории М, аналогичен списку показаний, запрещающих управление ТС в принципе. Например:

  • эпилепсия;
  • психические заболевания;
  • шизофрения и т.д.

К медицинским показаниям, ограничивающим управление мопедом, относятся:

  • зрение на лучшем глазу ниже 0,6 и на худшем ниже 0,2;
  • слепота на один глаз при зрении ниже 0,8 на зрячем глазу;
  • месяц после операции на глазах;
  • хронические заболевания оболочки глаза и некоторые иные, касающиеся нарушения зрения;
  • отсутствие кисти или стопы, одной из конечностей;
  • отсутствие фаланг или пальцев, недвижность в межфаланговом пространстве;
  • существенное различие в длине конечностей;
  • болезни с нарушением вестибулярных функций.

Если есть категория Б

Она присваивается с 18 лет и дает право на управление трициклами и квадрициклами.

Здесь нужно уточнить, что не каждый мотоцикл может быть отнесен к категории мопедов. Речь идет о мотоциклах с массой более четырехсот килограмм.

Трицикл или квадрицикл это трех- или четырехколесный мототранспорт, предназначенный для применения на дорогах общего пользования и подлежащий обязательной регистрации в ГИБДД с выдачей ПТС.

Примером такого транспорта может являться советское авто-мотоколяска или мотороллер «Муравей».

Управлять таким транспортом можно лишь при наличии категории B1 и выше. Однако не всегда категория М может открываться автоматически при наличии категории Б.

Если в процессе медицинского освидетельствования выявляются противопоказания к управлению транспортном категории М, то в правах с категорией Б в разделе 12 проставляется пометка ML. То есть управление мопедом ограничено.

До и свыше 50 кубов

Однако все большее распространение получают более мощные скутеры, объем двигателя которых составляет 125-150 кубов.

Видео: вот и пригодились права категории «М»

При обладании таким мототранспортом категории М недостаточно. Выбор нужной категории зависит от мощности подобного скутера.

Как получить права на скутер до 150 кубов и более 50 кубов? Если объем двигателя скутера не превышает 125 кубов при мощности до 11 кВт, то для управления им потребуется получить категорию А1.

В случае, когда объем двигателя скутера составляет 150 и более кубов, то транспорт относится к категории А.

Но при этом наличие только категории А не позволяет управлять легковым авто. Скутеры мощностью двигателя более 50 кубов считаются потенциально опасными объектами.

Поэтому ГИБДД предъявляет к ним требования такие же, как и ко всем остальным участникам дорожного движения. А именно:

  • наличие ОСАГО;
  • постановка на учет;
  • наличие шлема;
  • присутствие в правах категории А или А1.

Возможно ли без обучения

В большинстве случаев вождению скутеров их владельцы обучаются самостоятельно. Считается, что в управлении таким транспортом нет ничего сложного, достаточно научиться трогаться с места и останавливаться.

Потому многие мотовладельцы недоумевают, зачем вообще учиться в автошколе. Ведь можно прийти в ГИБДД и сдать экзамен на вождение.

В 2019 году на законодательном уровне запрещено самостоятельное обучение. Ранее допускалось сдать экзамены и получить права без посещения специальных курсов.

Теперь же к экзамену к ГИБДД допускаются только лица, способные подтвердить прохождение обучения в автошколе. Самостоятельное обучение категорически воспрещено.

Объясняется данное ужесточение просто. В процессе обучения в автошколе преподается не только практика вождения. Основное внимание уделяется знанию .

Надо отметить, что в Москве довольно легко просто купить права категории М. На многих сайтах автотематики можно встретить подобные предложения, порой даже с бесплатной доставкой по адресу.

Такая история,меня попросили приехать забрать мопед,но мне его не отдали так как в правах есть категория м но она не открыта,в связи с этим они мне его не отдали,а отдали человеку у которого в правах просто стоит категория ВС,то есть это получается я не могу ездить на мопеде пока не открою м?

Артем , если у Вас в удостоверении нет особой отметки ML, то управлять мопедами Вы можете.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", глава IV, статья 25, пункт 7:

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "М".

Удачи на дорогах!

Владимир-291

Купил скутер! А права на него нужны? Скутер до 50куб!

Владимир , поздравляю! Вам подойдет водительское удостоверение любой категории, однако в нем не должно быть отметки ML.

Удачи на дорогах!

Виктор-120

Купил скутер 49.9 кубиков. Сколько могут дать штрафу если поймают без прав? И имеют ли право отобрать мое имущество?

Здравствуйте, Максим.

Хочу купить с рук "мопед" орион, на поршневой не выбита кубатура, внешне он выглядит как обычный мопед 49сс. Есть на руках права категории В (и М). Так вот, хватит ли гаишникам моих прав?

Виктор , от 5 000 до 15 000 рублей.

Если Вы не оплатите штраф, то приставы смогут в том числе отобрать и Ваше имущество.

Удачи на дорогах!

Юрий , здравствуйте.

Я не могу гарантировать, что сотрудники ГИБДД примут указанное транспортное средство за мопед.

Удачи на дорогах!

1.Что имеется ввиду под документами? Чек из магазина, акт купли-продажи от предыдущего владельца с указанием кубатуры, сервисная книжка (своего рода инструкция с прописанными хар-ми) ?

2. Хватит ли им этих документов, или они как-то по VIN номеру на раме будут пробивать? (не на стац. посту).

3. Имеет ли право сотрудник гибдд утверждать, что у мопеда больше кубатура, чем указано в документах? И все вытекающие из этого последствия.

Юрий , если у Вас будет сервисная книжка (инструкция), с указанием характеристик двигателя, то этого документа ГИБДД будет достаточно. Обычно после этого не придираются.

Что касается подозрений ГИБДД по поводу того, что двигатель заменен, то не могу сказать, что сотрудники будут предпринимать в данном случае. Мопед хоть и является транспортным средством, однако его не нужно регистрировать в ГИБДД. То есть при изменении конструкции владелец чисто технически не может внести изменения в регистрационные документы, потому что таких документов у мопеда просто нет.

Удачи на дорогах!

Добрый день! Новая разводка от Полицейского мотоциклетного полка в Москве. У меня мопед, 49.9см3. Договор купли-продажи со всеми техническими характеристиками всегда со мной. Водительское удостоверение категории В. Закон о БДД (304-ФЗ) разрешает управлять мопедом с национальными правами с иными категориями. Так уже 2 года и езжу. Останавливали, проверяли, что права есть, категория B имеется и отпускали без вопросов.

Сегодня в Москве остановили перед Крымским мостом на Садовом кольце (внешняя сторона). Стали наезжать, что нет категории М, что в правах нового образца должна быть открыта категория М, что забирают у меня права и будет суд. Но я девушка не робкого десятка, законы знаю. По этой причине очень четко озвучила, что в законе говорится. Что никакой ссылки нет на образец прав, а есть только разрешение на управление мопедом с правами иной категории или подкатегории.

На этом не закончилась история, подошел второй полицейский, стал тоже давить. Увидев у него на руке камеру, стала четко произносить законы и разрешения и что у меня беспричинно пытаются отобрать права. Полицейский моментально отдал права и отпустил.

Максим, вот как бороться с таким беззаконьем? Ведь многие люди теряются, нервничают и ведутся на такие угрозы?

Для себя решила, записывать видео, показывать удостоверения полицейских в кадр, читать при них действующие законы.

Добрый вечер, Максим!

В условиях Мегаполиса (Москва) невозможно передвигаться на мопеде (49.9см3) только по крайней правой полосе. В связи с чем, многими совершаются повороты и развороты налево с крайней левой полосы (более 2х полос в одном направлении).

Подскажите, пожалуйста, какой возможен потенциальный штраф? 500рублей по ст 12.14ч1 КоАП или 1500рублей по ст. 12.15ч1 КоАп?

Заранее спасибо.

Максим, а обязан ли я возить с собой акт купли-продажи?

Ирина , здравствуйте.

1. По поводу ситуации с правами. Если у Вас есть желание, то в следующий раз запишите разговор с полицейскими на видео от начала и до конца. Если будут похожие претензии с их стороны, то напишите жалобу вышестоящему лицу в ГИБДД и в прокуратуру. В жалобе укажите, что полицейские хотели незаконно ограничить Ваше право управления транспортным средством. Приложите видео. В общем-то, чем больше водителей так будут делать, тем быстрее закончится неправомерное поведение.

2. По поводу поворота налево.

Часть 1.1 статьи 12.14 КоАП к ситуации не подходит, т.к. в ней речь идет о том, что транспортное средство не заняло крайнее положение (в описанной ситуации левое). Однако поскольку речь идет о мопеде на широкой дороге, то такому транспортному средству запрещено выполнять поворот налево, т.е. и обязанности занять крайнее левое положение в данном случае нет.

Штраф за нарушение правил расположения по статье 12.15 КоАП возможен.

Удачи на дорогах!

Юрий , говорит о том, что у водителя мопеда должно быть при себе только водительское удостоверение. Прочие документы Вы возить не обязаны.

Тем не менее, если Вас часто останавливают, то имеет смысл возить с собой документы, "ускоряющие" общение с ГИБДД.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, а можно ездить на скутере 50куб. Не более, ели человек не совершеннолетний?

Сергей-588

Нет. Причем штрафы за езду без прав, что на Белазе, что на мопеде одинаковые.

Здравствуйте! Имею скутер с объемом двигателя 75сс. Какие права мне необходимы?

Всё, что выше 50 кубов по ПДД приравнивается к мотоциклам. Поэтому категорию А, плюс такой мопед надо регистрировать в ГИБДД, получать номера, покупать ОСАГО.

Глеб , здравствуйте.

Удачи на дорогах!

Могу ли я учиться ездить на скутере 50 кубов в 14 лет зная ПДД от зубов?

Игорь , правила дорожного движения ограничивают только возраст обучающегося вождению на мотоцикле или автомобиле (16 лет). Про мопеды в правилах ничего не говорится.

А для чего Вам поступать в автошколу в 14 лет, ведь права все равно можно получить не раньше 16? И ездить до этого момента Вы не сможете.

Дмитрий-406

Здравствуйте, подскажите пожалуйста у меня открыты все категории кроме "А"

У меня d,c,d,e.

А у жены "b"

Хотим купить скутер, 49 кубических

И передвигаться по городу.

Но вот момент мы не граждани российской федерации.

Мы граждане Узбекистана.

Подскажите можем ли мы ездить?!

Дмитрий , здравствуйте.

В какой стране выдано Ваше водительское удостоверение и удостоверение жены?

Здравствуйте. Хочу купить мопед на 50с, для перемещения по Москве, подскажите, я гражданин Украины, права украинские, категория только B. на авто. Смогу-ли я по закону передвигаться по закону?

Павел , здравствуйте.

Вы не можете использовать иностранные права категории В для управления мопедом.

Возможные варианты в данном случае:

а) Получить российское водительское удостоверение любой категории.

б) Получить украинские права с категорией М.

Удачи на дорогах!

Можно ездить по городу без ТС и страховки на ОСАГО на мопеде Чоппер 49.9 куб.см?

Мотороллеры (скутеры) и мотовелосипеды (мопеды) пользуются большой популярностью у молодежи, а также у лиц, занимающихся разъездным или доставочным видом деятельности. Законодательство РФ в течение прошлых лет несколько раз пересматривало правила управления этими видами транспорта, устанавливало ограничения по возрасту, а также вводило и изменяло технические характеристики аналогичных средств передвижения. Нужны ли права на скутер в текущем году?

Изменения в ПДД об управлении скутерами и мопедами были введены ноябре 2013 года. Для этих видов транспорта была предложена новая категория – М. Казалось бы, что именно с этого времени все владельцы скутеров должны были обратиться в ГИБДД для сдачи экзамена и получения прав нового образца, но нет.

Утвержденные правила вступили в силу в конце 2014 года. С этого времени вопрос, нужны ли права на мопед, имел только один ответ – да. Скутер и мопед объединяются в одну категорию, если они обладают следующими характеристиками:

  • мотор не более 50 кубов;
  • максимальная скорость – до 60 км/ч.;
  • электродвигатель – 0,25-4 кВт;
  • количество колес – 2-4 (квадроциклы).

Вся техника, подходящая под перечисленные параметры, для управления ей предусматривает наличие прав категории М. Следует заметить, что на рынке стали появляться электрические разновидности скутеров, а точнее, гибриды велосипеда и электромотора. Техника предусматривает как автоматическое передвижение, так и механическое за счет педалей. Ошибочно думать, что права на велосипед с мотором не нужны. Если мощность двигателя выше 0.25 кВт, то водитель обязан иметь права с категорией М.

Во всех случаях важно, что прописано в документах на транспортную единицу. Производители могут специально занижать мощность или объем двигателя, приравнивая ТС к мопеду. В таком случае инспектор ГИБДД ориентируется именно на запись в документах. Однако если визуально техника имеет все признаки мощного мотоцикла, но по паспорту объем мотора менее 50 куб. см., сотрудник ГИБДД вправе обратиться в суд для детального разбирательства.

К примеру, права на скутер 150 кубов предусматривают наличие категории А, потому что это уже мотоцикл по всем признакам. Это видно визуально – габариты техники, размер колес, масса мотоцикла, внешний вид двигателя. И если такая техника по документам имеет 50 кубов вместо 150, то у инспектора имеются все основания для сомнения.

В будущем может быть назначена экспертиза для определения истинных характеристик транспорта. Таким образом, права на скутер до 50 кубов в 2019 году предполагают наличие категории М. Все, что выше, приравнивается к мотоциклам и требует категории А1 или А.

Какая категория нужна на управление скутером

Учитывая, что скутеры и мопеды отличаются между собой по мощности двигателя, то и категории водительских удостоверений у них разные. Права на электроскутер предусматривают наличие категории М. Это касается всей техники, которая подпадает под этот сегмент (мощность двигателя в пределах 0.25-4 кВт), вне зависимости куплен скутер у официального дилера или гражданин самостоятельно сконструировал велосипед и электромотор.

Наиболее спорным вопросом считается, можно ли с категорией С управлять мопедом. Мнения на этот счет могут быть разные и касаются они вида прав – старые или новые. До нововведения управление мопедами до 50 кубов не подразумевало наличие ВУ. В удостоверении не было этой графы, а открытая высшая категория давала возможность управления транспортом низшей категории.

При сдаче на категорию А (мотоциклы) категория М проставляется автоматически. Главное, чтобы она была открыта. Иногда при сдаче экзамена на С водитель хочет получить разрешение на управление мопедом. В таком случае экзамен будет сильно упрощен, а иногда и полностью исключен (достаточно навыков вождения, поскольку правила ПДД человек сдавал ранее).

Таким образом, чтобы управлять мопедом, в новых правах нужна обязательная отметка в соответствующей категории. В противном случае, даже при возможности управления автобусом или грузовым автомобилем с прицепом, сотрудники ГИБДД могут оштрафовать за вождение мопеда без прав.

Некоторые особенности

Следует отметить, что регистрация мопеда или скутера в ГИБДД не требует водительского удостоверения. Любой гражданин имеет возможность приобрести механическое средство передвижения (не только мопед, но и автомобиль) и поставить его на учет, не имея водительских прав. Техника до 50 кубов также не предусматривает обязательного технического осмотра и наличия техпаспорта.

Это же правило касается страховой ответственности. Водитель мопеда не обязан оформлять полис ОСАГО, а сотрудники ГИБДД не имеют право его спрашивать. При возникновении ДТП с участием скутера размер порчи имущества и ответственность за совершенное деяние устанавливается в судебном порядке.

Где проходит обучение

Обучение на права категории М проходят в тех же автошколах, где учатся вождению автомобиля. Процедуры практически не отличается друг от друга. Разница состоит в цене и в сроке обучения, а также в отсутствии практических занятиях езды по городу.

Процедура обучения

Принимая решение, как получить права на скутер, следует изучить несколько автошкол в своем городе и сравнить их предложения:

  • возможность обучения – не все автошколы предоставляют возможность сдачи экзамена на управление скутером;
  • стоимость – не стоит переплачивать значительную сумму, поскольку получение прав категории М не предусматривает ничего сложного;
  • отзывы – нелишним будет почитать мнения пользователей интернета о конкретной автошколе.

Не менее важный момент – сколько стоят права на мопед. Ценовая категория зависит от расценок конкретной автошколы, но в среднем размер оплаты за курс обучения варьируется между 10-15 тысячами рублей. Иногда имеет смысл взять частные уроки по вождению, если имеется иная категория прав и со знанием правил ПДД все в порядке.

Такой способ обойдется значительно дешевле. Это подразумевает самостоятельную сдачу экзамена в ГИБДД без прохождения обучения в автошколе. Таким образом, то, категории М в каждом индивидуальном случае, зависит как от навыков, приобретенных гражданином ранее, так и от ценовой политики автошкол в городе.

Кто может получить права


Правом на получение ВУ категории М наделен любой дееспособный граждан РФ. Для этого необходимо пройти медицинскую комиссию, которая подтвердит отсутствие противопоказаний для управления техникой.

Молодых людей в первую очередь интересует, во сколько лет можно получить права на мопед. По законодательству РФ получить права на скутер или мопед можно при достижении 16 лет. Следует отметить, что на мотоциклы объемом выше 125 кубов права можно получить только с 18 лет, как и на большинство автомобилей. Поэтому стоит различать класс техники и возраст вождения.

А вот , имеет свою особенность. Обучение можно проходить при достижении 14 лет, но при этом ребенок не будет допущен к экзамену в ГИБДД. Его можно будет пройти только с 16 лет. Достаточным будет предъявить документы об обучении в автошколе и сдать экзамен на общих основаниях.

Особенности сдачи экзамена

После обучения в автошколе необходимо сдать внутренний экзамен, после чего гражданин будет допущен к экзамену в ГИБДД. Как правило, сотрудники автошколы снисходительно относятся ко всем тестам. Главная составляющая экзамена – его теоретическая часть. До практических занятий дело может и не доходить, если человек реально умеет ездить.

По законодательству автошкола обязана предоставлять определенное количество часов как на теорию, так и на практическую часть. После успешного внутреннего экзамена требуется сдать на права в ГИБДД. Сначала происходит сдача теоретической части – знание ПДД. Практика состоит в следующем:

  • исполнение езды по «восьмерке»;
  • «коридор» – проезд в узком пространстве;
  • полукруг;
  • змейка;
  • разгон до разрешенной скорости;
  • торможение в случае непредвиденной ситуации;
  • движение на стандартной скорости машинопотока.

Если первая попытка оказалась неудачной, то экзаменуемому дается время на новую подготовку и пересдачу. Это же правило касается, если не прошел экзамен второй раз.

Штраф за отсутствие прав на скутер

Управление мопедом, скутером без соответствующих на то прав предусматривает серьезное денежное взыскание – от 5 до 15 тысяч рублей. Это касается тех случаев, если водитель не имеет водительского удостоверения совсем или нет открытой категории М. Если права остались дома, но при этом водитель был остановлен сотрудником ГИБДД, то за отсутствие ВУ предусматривается штраф – 500 рублей.

Первым прообразом нынешнего скутера считается изобретенное в 1902 году французом Жоржем Готье авто-кресло под названием Auto-Fauteuil. Оно представляло собой сидение, подлокотники и спинку, которые располагались над двигателем. С тех пор скутера прошли многоэтапную модернизацию, и дошли до наших дней в виде привлекательных, легких двухколесных машин.

Является мобильным и экономичным транспортным средством. Поэтому он завоевал доверие со стороны разных слоев населения. Ему отдают предпочтение, как мужчины, так и женщины. В некоторых селениях, пожилые люди пересаживаются с велосипедов на скутер, находя в нем выгодные преимущества. Даже подростки мечтают о скутере и делают все возможное, чтобы реализовать свои пожелания.

Он редко подводит своего владельца. Некоторые преимущества этого надежного транспорта:

  • Доступность цен.
  • Удобство вождения.
  • Возможность использовать как в городе, так и за его пределами.
  • Экономичное израсходование топлива.
  • Редкая необходимость в ремонте.

Но, несмотря на все достоинства, нужно серьезно отнестись к вопросам, связанным с правами: нужны ли они? Если да, то какие? Как их открыть?

Законное регламентирование о получении прав на мопеды и скутеры

Прежде всего, выясним разницу между мопедом и скутером.

Мопед:

  • может иметь три колеса;
  • имеет педали;
  • объем двигателя не превышает 50 кубических сантиметров;
  • скорость не может превышать 60 км/ч.

Скутер:

  • диаметр колес меньше, чем у мопедов – 8 – 14 дюймов;
  • легче по весу;
  • наличие вариатора, он же коробка передач;
  • объем двигателя – 50 – 230 куб. см;
  • развиваемая скорость до 120 км/ч;
  • отличительная удобная конструкция, называемая в народе «табуреткой».

Согласно уточнениям к закону «О безопасности дорожного движения», закон РФ обязывает водителей скутеров открыть категорию М – мопеды и квадроциклы.

Права необходимы в том случае, если скорость транспортного средства превышает 60 км/ч, а объем двигателя более 50 см³. Если характеристики транспорта не превышают эти цифры, он не приравнивается к мопеду, и, соответственно прав не требует. Приобретая мопед или скутер в специализированном салоне, там должны предупредить, нужны на него права, или нет.

Кто может получить права

На получение прав допускаются лица, которым исполнилось 16 лет.

Кому не нужно получать права?

Мопеды для мотокросса классифицируются как спортивные снаряды и не требуют оформления прав. Мощность их двигателя может превышать 50 кубов и преодолевать они могут большие расстояния.

На дорогу на таких снарядах, конечно, выезжать нельзя, зато они могут служить отличным средством передвижения в селах и поселках городского типа. Являются прекрасной альтернативой для выезда на природу, на дачу или на рыбалку.

Нужны ли права до 50 кубов

Фактически, транспортные средства до 50 кубов не являются , поэтому права на них не нужны.

Нюансы эксплуатации

Многие владельцы двухколесных транспортных средств полагают, что раз права не нужны, значит, никаких ответственных действий совершать не нужно. Но такое мнение ошибочно. Любой участник дорожного движения обязан знать и соблюдать правила движения. Почему это важно?

  1. Российские дороги весьма не предсказуемы.
  2. Некоторые водители ведут себя на дороге агрессивно.
  3. Водитель мопеда отвечает за свои решения.
  4. Не зная правил, он может стать виновником аварийной ситуации, при которой пострадает он и те, кто оказался рядом.

Для владельцев прописаны следующие правила:

  • Необходимость включать фары в темное время суток.
  • Для подобных транспортных средств предусмотрена первая полоса проезжей части. Однако разрешается обгонять автомобили.
  • Перемещаться разрешается только в шлеме.
  • Скутер или мопед не может быть задействован при буксировке.
  • Начинать водить скутер можно только с 16 лет.

Некоторые предпочитают оформить права, даже если по закону в этом нет необходимости. Такая позиция логична для тех, у кого малый опыт в передвижении, и кто испытывает страх перед дорогой.

Имеет объем двигателя менее 50 кубов

Законодательством не утверждена регистрация и выдача прав на скутер, объем двигателя, которого не превышает 50 кубов.

Права категории M

Права категории M вступили в силу 5 ноября 2013 года. Но процедура получения этих прав до сих пор находится в стадии разработки и всевозможных уточнений. Согласно пункту 1.2 Безопасности дорожного движения, скутера не являются механическим транспортным средством. Значит, водителю без надобности иметь при себе права. Но поскольку этот пункт подвергается постоянным поправкам, категория M с каждым днем становится все более и более востребованной.

Основные причины введения этих прав:

  • Полное отсутствие знаний дорожных правил среди владельцев мопедов. Растущее количество мопедов и скутеров иногда приводит к смертельным транспортным происшествиям.
  • Аварии, происходящие по вине водителей скутеров, стало обычным делом.
  • Страховые компании не распространяют свои полномочия на эти транспортные средства. Поэтому, водитель скутера, задевший машину, уедет чинить зеркало, а владелец автомобиля будет производить недешевый ремонт своего транспорта за свой счет.

Если у водителя имеются права категории B, категорию M открывать необязательно.

На мопеды с электродвигателем, мощностью 250 – 4000 ватт, тоже предусматривается необходимость водительского удостоверения с категорией M.

Документ о купле-продаже транспортного средства

Купля-продажа является серьезной сделкой и требует оформления специального документа. В нем должны быть выделены следующие пункты:

  • ФИО продавца;
  • паспортные данные продавца;
  • модель транспортного средства и год выпуска;
  • ФИО покупателя;
  • паспортные данные покупателя;
  • цена изделия;
  • «Деньги покупатель передал продавцу полностью, продавец передал покупателю товар»;
  • дата заключения договора;
  • подпись сторон.


Можно включить в договор дополнительные пункты:

  • предметы, входящие в стоимость: запаска, прицеп, инструменты и т.д;
  • гарантийный срок;
  • причины возврата;
  • аванс или рассрочка.

Подобный документ можно заполнить от руки.

Если мопед/скутер продается в магазине, необходимо взять чек и бережно его хранить.

С рабочим объемом двигателя свыше 50 см³ и максимальной скоростью, превышающей 50 км/ч

Если он вмещает в себя двигатель, объемом свыше 50 куб. см, он приравнивается к мотоциклу, вождение которого предусматривает специальные права.

С двигателем до 150 кубов завоевали армию поклонников в нашей стране. Их используют в путешествиях, а также в курьерской службе по городу. Визуально отличить их от малолитражек очень сложно.

К таким транспортным средствам сотрудники ГИБДД предъявляют особые требования:

  • техосмотр;
  • страхование ОСАГО;
  • учет в компьютерной базе ГАИ;
  • права категории A.

Некоторые со своих мопедов пытаются сделать «мотоцикл», увеличивая рабочий объем двигателя. Но такая реконструкция, как правило, негативно сказываются, как на двигателе, так и на работе самого мопеда. Часто это приводит к преждевременному износу коробки передач.

Не так давно конструкторы скутеров занижали объем двигателя на 0,1 куб. см для того, чтобы владельцам не нужно было получать права. Теперь такая хитрость не срабатывает.

Зарегистрировать мопед в ГАИ

Формально для ПДД мопед и скутер – это одно и то же. Лишь объем двигателя определяет наличие или отсутствие прав. Регистрация в ГАИ мопеда с двигателем от 50 кубов должна проходить обязательно.

Открыть категорию «А»

Дословно слово «скутер» означает «мотороллер», а иногда его переводят как «детский самокат». Такая размытость понятий приводит к неоднозначным правилам, в том и числе и тем, которые подтверждают необходимость иметь права.

  • Обладание мощным скутером, объемом от 125 кубов, обязывает приобрести права подкатегории A1.
  • Если объем превышает 150 кубов, нужна категория А. Максискутер, выпускающийся в Японии, Китае и некоторых странах Европы имеет мощность двигателя 300 – 800 куб. см.

Но для вождения автомобиля, этой категории не достаточно. Водитель с категорией A имеет полное право передвигаться по автостраде любого назначения.

Иметь документ о купле-продаже транспортного средства

Иметь такой документ крайне важно. Он защищает от обмана и нарушений со стороны одной из сторон. В свою очередь он является доказательством соблюдений всех оговоренных пунктов.

Можно скачать договор с Интернета, распечатать его и заполнить поля. Он ничем не будет отличаться от настоящего, купленного у нотариуса или где-нибудь еще.

Порядок получения прав

Экзамены по вождению проводятся в ОВД. Права, согласно Постановлению Правительства РФ от 24 сентября 2014 года, выдаются в подразделениях ГИБДД.

Ответственность и штрафы за езду без прав

Несмотря на неоднозначную ситуацию и неведение со стороны населения, штрафы все-таки предусмотрены.

  • Езда без прав приведет к штрафу, размером в 800 рублей.
  • При вождении данного транспорта в нетрезвом состоянии, инспектор ГАИ должен оштрафовать на 1 500 руб.

Для безопасного и комфортного вождения, водителю было бы полезно иметь при себе техпаспорт на транспортное средство. В случае остановки инспектором ГИБДД, водитель сможет доказать, что его мопед не относится к механическим средствам. Это избавит от проверки, связанной с огромной потерей времени.

Если вы решили купить скутер, или уже имеете его при себе, подумайте над нововведениями, связанными с обязанностью иметь права. Тогда вождение этого транспортного средства не будет сопровождаться излишними волнениями и стрессом.

Прежде чем узнать, нужны ли права на мопед, надо разобраться в некоторых правилах дорожного движения (ПДД).

Глава 1.2 правил: мопед и скутер считаются механическими транспортными средствами малой мощности, с разрешенной скоростью движения до 50 км/час. На них устанавливаются двигатели бензиновые, объема не выше 50 см³ (кубов) или электромоторы мощностью 0,25 - 4 кВт. Эти маломощные, 2-х или 3-х колесные средства передвижения выделены в специальную категорию «М». Есть и водительское удостоверение категории «М». Без него на городские дороги сегодня выезжать запрещено.

Федеральным законом разрешено управление мототехникой водителям, у которых открыта категория В. Но только тем, у которых на водительской карточке нет отметка ML.

Она означает «водитель по медицинским показаниям лишен права управления транспортными средствами категории М».

Поступаем в автошколу

Научиться вождению можно в мотоклубах ДОСААФ или частной автошколе, имеющей лицензию. Примут на обучение подростков, которым исполнилось 16 лет, или тех, кому исполнится 16 к моменту окончания занятий.

Второе условие - курсант должен быть физически и психически здоров. Без медицинской справки в автошколу не примут. Для этого надо пройти медицинскую комиссию и получить разрешение на право управления транспортом категории «М».

Занятия продолжатся 2-3 месяца. Сначала изучаются теоретические дисциплины, в том числе правила оказания первой медицинской помощи. Затем курсант должен основательно изучить ПДД. Только потом начинаются практические занятия. Способы управления и маневрирования отрабатываться на территории автошколы. Она предоставляет для занятий собственную мототехнику.

Доставлять на занятия личный мопед или скутер не обязательно.

Потом разрешат выезд в город на участки дорог, где разрешен проезд маломощному транспорту в 50 кубов. Заключительный этап: экзамены по теории и практике вождения. Сданы успешно, выдается удостоверение об окончании автошколы и можно идти получать права.

Получаем права

Получить права на мопеды с двигателями в 50 кубов разрешено в любом отделении ГИБДД. Но лучше обратиться отделение, которому подведомственна автошкола, где проходило обучение. В ГИБДД надо предъявить документы:

  • медицинскую справку;
  • свидетельство об окончании автошколы.

Экзамены на права, как и в автошколе состоят из двух этапов. Сначала нужны ответы по билетам, потом проверяются навыки вождения. На экзамен по вождению разрешено доставить собственный мопед или скутер. Приехать на них в ГАИ могут только те, у которые имеют водительское удостоверение. Практические навыки управления мопедом или скутером проверяются на специальной площадке.

Претендент на права должен уметь:

  • правильно начать движение;
  • уметь экстренно затормозить;
  • выполнить несколько упражнений в габаритном коридоре.

Особое внимание обращают на умение управлять скутером во время левого поворота. Экзаменуемый должен перед поворотом поднять левую руку. При этом нельзя потерять равновесие и выехать за габаритный полукруг. После успешно сданных экзаменов выдадут водительское удостоверение с отметкой «М». Если не повезет, повторные экзамены разрешены через семь дней.

Регистрация в ГИБДД

По действующему законодательству маломощная мототехника не требует регистрации. Скутер, у которого рабочий объем мотора выше 50 и меньше 100 см³ принадлежат к классу среднеразмерных. Его необходимо поставить на учет в ГИБДД.

Некоторые владельцы мототехники, используют специальные технические приемы, чтобы усилить (форсировать) работу двигателя. Такие мопеды приобретают возможность двигаться со скоростью превышающей 50 км/час. Если сотрудник ДПС обнаружит такой «высокоскоростной транспорт», он его обязательно остановит и запретит дальний проезд. Тогда приходится решать, что лучше, поставить его на учет или уменьшить ресурс двигателя.

Если решено, что на учет надо поставить, тогда какие документы в 2016 году нужны и на кого зарегистрировать?

Регистрируется транспортная техника на собственника, которому исполнилось 18 лет. По правилам, перед регистрацией, на любую мототехнику, необходимо оформить страховое свидетельство. Кроме того, в ГИБДД надо предъявить технический паспорт. Только тогда разрешена постановка на учет и выдача номерных знаков. В общей сложности процедура постановки на учет потребует значительной суммы денег.

Штрафы

По правилам мопеды должны проезжать по крайнему правому ряду. Если полоса занята общественным транспортом, его разрешено объехать. Разрешен, в отличие от автомобилей, проезд по обочине и по велосипедным дорожкам. Запрещен проезд по тротуарам.

Маломощным скутером, с двигателем объема меньше 50 кубов чаще управляют несовершеннолетние подростки. Если они нарушают правила движения, их к административной ответственности не привлекают. Дело о правонарушении на дороге рассматривается в комиссии по делам несовершеннолетних. Выписанный инспектором ДПС штраф должны оплатить родители. За какие виды нарушений положен штраф, определено в КоАП:

  • езда без шлема;
  • проезд по полосе не предназначенной для движения;
  • проезд со скоростью выше 50 км/час;
  • права подростком не получены;
  • права забыты дома.

Минимальный размер штрафа пятьсот рублей, максимальный пять тысяч. Гораздо хуже, когда инспектор сочтет нужным проверить водителя на опьянение. Если оно превысит норму, тогда возможно придется заплатить тридцать тысяч. Кроме того, подростку не разрешат пользоваться скутером 2 года.

Что выбрать

На территорию России мопеды поступают из Европы и стран Азии. Выбор большой, но много моделей прошедших капитальный ремонт, восстановленных. Они стоят дешевле оригинальных. Цена некоторых не превышает двадцати тысяч. Некоторые модели выполнены в традиционном, классическом, стиле. Они в основном нужны для города.

Современные модели, все чаще приобретают экстерьер и возможности мотоцикла. Таков мопед Альфа. Предназначен для поездок вне города, крутые подъемы, плохая дорога ему не страшны. Цена демократичная - оптимальный выбор для современной молодежи.



Поделиться