Принципы безопасного вождения – как не попасть в беду за рулем? Что такое «безопасное вождение»? – головной мозг тут же сигналит спинному мозгу.

Чтобы хорошо водить машину, надо водить ее регулярно — поддерживать навыки. Помимо навыков нужна еще и готовность не задумываясь реагировать на те или иные чрезвычайные дорожные ситуации. Чтобы ее развить, надо представлять себе разные происшествия и репетировать свои действия в них. Можно делать это, сидя дома на диване и крутя воображаемый руль. Никакой водитель не соблюдает ВСЕ предписанные ему правила, особенно если торопится или отвлекается на разговор с пассажиром. Поэтому для безопасности придерживайтесь на дороге правила трех «Д»: «Дай дураку дорогу». (Для пешеходов оно тоже полезно.) Приемы надо знать не только водителю, но и тому, кто может оказаться лишь в роли пассажира, — не для того, чтобы раздражать водителя своими советами, а чтобы адекватно оценивать водителей, услугами которых ему случится пользоваться, и чтобы правильно планировать поездки. Встречаются психически нормальные индивидуумы, не способные к вождению автомобиля — вследствие склонности чрезмерно сосредоточивать внимание на отдельных деталях дорожного движения (и неспособности воспринимать дорожную ситуацию в целом) или вследствие закрепившегося в подсознании страха. Если вы обнаружили, что относитесь к такой категории, надо либо отказаться от попытки освоить автомобиль, либо очень долго тренироваться в комфортных условиях.

Выбор автомобиля

Существует довольно много пунктов, отвечающих за эффективность безопасного вождения . Очень важно, чтобы расположение руля в автомобиле соответствовало принятому в стране направлению движения. Красный или оранжевый автомобиль лучше заметен днем, белый — ночью. Для заметного автомобиля меньше вероятность того, что кто-нибудь в него врежется или выскочит ему под колеса. Оригинальное внешнее оформление машины нежелательно, поскольку отвлекает других водителей от управления. Лучше управляется автомобиль с приводом на передние колеса. Длинный капот — защита при столкновении. Жесткий верх — защита при переворачивании. Высокие подголовники на передних креслах при резком торможении и столкновении защищают сидящих на них людей от ушибов пассажирами и предметами, находящимися в задней части салона, а также предохраняют от травм в случае вдавливания крыши автомобиля. Считается, что одновременное использование подголовников и ремней безопасности уменьшает вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три раза, а при опрокидывании — в пять раз. Желательно, чтобы передние кресла сдвигались и раскладывались так, чтобы можно было ночевать в салоне лежа.

Подготовка к выезду

Перед выездом проверьте исправность и комплектность автомобиля . Разместите багаж в салоне, учитывая возможное столкновение и переворачивание. При столкновении или резком торможении пассажиры и вещи, находящиеся на задних сидениях, перемещаются вперед и могут травмировать сидящих впереди. К примеру, аптечка , свободно лежащая у заднего стекла, превращается при столкновении в снаряд, который может разбить водителю голову. Подумайте, что будете делать, если автомобиль сломается на полпути: летом вам, возможно, понадобится много питьевой воды, зимой — теплой одежды. На случай, если машина застрянет в луже, полезно иметь в салоне пару резиновых сапог. Если вас мучит какая-нибудь проблема, не следует садиться за руль, пока не разберетесь с ней и не сможете уделять достаточное внимание дороге. Даже в ближнюю поездку лучше брать надежного попутчика: малоразговорчивого, предусмотрительного и физически крепкого. Все эти действия помогут вам серьёзно повысить эффективность безопасного вождения автомобиля в целом.

Действия в нормальных ситуациях

Движение

Двигайтесь так, чтобы вокруг вашего автомобиля было больше свободного места. Держитесь от автомобилей, идущих впереди и позади вас, как минимум, на 2-секундной, а лучше на 4-секундной дистанции. Это необходимо для того, чтобы тормозить без столкновения . Управляя положением автомобиля в пределах полосы движения, ориентируйтесь не на обочину и не на разметку слева, а на воображаемую точку впереди, в которую вы хотите через несколько секунд попасть.

Руление

Нормальное положение рук на руле — «без пятнадцати три», то есть следует держаться за него справа и слева, а не внизу или вверху. Большие пальцы должны обхватывать руль и находиться с его внутренней стороны. Когда правой рукой переключаете передачу, держите руль левой рукой в его верхнем секторе — на случай экстренного манёвра. При крутом повороте применяйте скоростное руление с перекрёстной сменой рук. Если поворачиваете на большой скорости, максимально увеличивайте радиус поворота: в этом случае меньше возможность заноса. Чтобы увеличить радиус, начинайте и заканчивайте поворот по возможности ближе к той стороне полосы движения, которая противоположна повороту, а середину поворота лучше проезжать ближе к стороне дороги, в которую поворачиваете. Правда, если встречные машины проезжают поворот одновременно с вами, указанный манёвр может привести к столкновению. Помните об этом, когда будете практиковать безопасное вождение автомобиля .

Обгон

Не следует совершать обгон на закруглении узкой дороги, поворачивающей вправо: обгоняемый автомобиль может загораживать от вас встречную машину. При совершении обгона может обнаружиться, что впереди обгоняемой машины движется еще одна машина и дистанция между ними слишком мала, чтобы туда втиснуться, и что обогнать сразу две машины мешает встречно идущий транспорт, а место на полосе, с которой вы ушли чтобы сделать обгон, уже занято другой машиной. Чтобы не оказаться в такой ситуации, никогда не идите на обгон, если вас слишком подпирают сзади: надо всегда иметь место для отступления. Надо быть также готовым к тому, что обгоняемый автомобиль может резко отклониться влево для объезда какого-нибудь препятствия — это также надо учитывать при вождении автомобиля .

Торможение

Торможение — основная реакция на всякое дорожное происшествие (кроме разве что обстрела из придорожных кустов). При резком торможении надо опасаться блокировки колес (полного их обездвиживания), поскольку в этом случае колеса начинают скользить по дороге, тормозной путь увеличивается почти наполовину, и возможен занос. Если колеса заблокировались, надо на мгновение отпустить тормоз, потом снова нажать. Способ быстрого торможения при безопасном вождении автомобиля : сильно нажимать на педаль несколько раз, стараясь при этом не доводить до блокировки колес. Способ плавного торможения : постепенно вдавить педаль, потом отпускать по мере снижения скорости (поскольку медленно вращающиеся колеса блокируются при несильном нажатии на тормоз). При резком торможении не надо давить на педаль сцепления, так как вращение колес двигателем препятствует их блокировке. При резком торможении вас прижмет к рулевому колесу. Не противодействуйте этому упиранием ноги в тормоз. Лучше застегивайте ремень безопасности потуже. Не тормозите на повороте: возможен занос. Сбрасывайте скорость при подходе к повороту заранее.Наблюдение за дорогой

  • Не задерживайте взгляда длительное время на каком-нибудь одном объекте, поскольку будет опасность упустить что-то существенное в другом месте. Для перевода и фиксации взгляда из крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 секунды, и за это время вы при скорости 60 км/ч проедете около 17 метров.
  • Ни о чем не задумывайтесь. Не решайте за рулем проблем. Не возите интересных собеседников. Не слушайте звукозаписи и радио (во-первых, чтобы не отвлекаться, во-вторых, чтобы лучше слышать происходящее вокруг). Ваше сознание должно быть в основном ориентировано на восприятие обстановки.
  • Наблюдайте не только за дорогой, но и за пространством возле нее. Опасное развитие событий может начаться вне проезжей части.
  • Несколько раз в минуту проверяйте обстановку сзади беглым взглядом в зеркало заднего вида.
  • Заглядывайте как можно дальше вперед — минимум на 12 секунд хода. При скорости 60 км/ч вам потребуется 3..6 секунд на торможение, столько же — встречному водителю.

Учет физиологических факторов

Не садитесь за руль в скверном настроении или в большом возбуждении — половина погибших водителей управляла автомобилем именно в таком состоянии. Первые два часа вождения — период «врабатывания» — самые опасные. Через каждый час останавливайтесь на 5-минутный отдых: пройдитесь, разомнитесь. После принятия большой дозы алкоголя заметное снижение скорости психических реакций имеет место в течение трех суток. Та что о действительно безопасном вождении автомообиля после распития спиртных напитков не может быть и речи.

Езда в особых условиях

Езда ночью

Основные проблемы безопасного вождения автомобиля при ночной езде — плохая видимость и возможность заснуть за рулем. Учитывайте, что после долгого смотрения телевизора острота зрения остается пониженной в течение 1..2 часов. Для повышения остроты зрения поешьте сладкого, выпейте кофе. Всякий раз перед переключением на ближний свет старайтесь рассмотреть видимые пределы дороги. Не смотрите на встречный автомобиль. Пусть он будет на периферии вашего зрения. В случае ослепления плавно снизьте скорость и остановитесь на краю дороги. Можно получить ослепление от двигающегося сзади автомобиля через зеркало заднего вида. Если идущее ночью навстречу транспортное средство светит одной фарой, это может быть не мотоцикл, а автомобиль, у которого левая фара неисправна, поэтому надо держаться правее. Не выключайте фары в утренних сумерках: в это время надо быть особенно заметным для других водителей, поскольку те, кто ведет машину с ночи, уже устали, а те, кто выехал утром, еще не вполне проснулись.

Езда зимой

При езде в зимнее время периодически проверяйте работу тормозов. Если тормозные колодки намокли и скользят, просушите их несколькими несильными нажатиями на педаль тормоза. Не пользуйтесь стояночным тормозом, так как тормозные колодки могут примерзнуть. Лучше включите первую передачу. Чаще пополняйте бензобак: в полупустом баке на стенках может образоваться лед, который в дальнейшем может отколоться и перекрыть отверстия для забора топлива. Имейте солидный аварийный запас одежды, еды, сухого спирта и снаряжения для пешего зимнего путешествия. Снежный ураган даже в густонаселенной местности может создать трудную ситуацию для водителей. Если спать при работающем двигателе, используя его в качестве печки, просачивание выхлопных газов в салон может привести к отравлению. Если помнить об этом, то безопасное вождение автомобиля зимой не будет представлять для вас никаких проблем.

Езда в горах

Из-за разрежения воздуха необходимо уже на высоте 2000 метров отрегулировать зажигание , установленное на равнине, в сторону более раннего генерирования искры. Постоянное легкое торможение на спуске может привести к возгоранию тормозов и закипанию тормозной жидкости. Тормозите двигателем, то есть при выключенном двигателе не жмите на педаль сцепления. В дождь и при таянии снега возможны оползни и сели. Не задерживайтесь вблизи ручьев и оврагов, а также в местах, где видны следы прошлых перемещений горной породы. Погода в горах может меняться очень быстро. Особенно опасны туманы (они появляются при резком понижении температуры). Даже в короткие поездки собирайтесь с аварийным запасом. Эти простые принципы обеспечат вам безопасное вождение даже в сильно гористых местностях.

Объезд внезапного препятствия

С идущего впереди грузовика может на повороте или на ухабе свалиться груз. В сильный ветер на дорогу перед вами может упасть сломанное дерево или большая ветвь. Стоящий на обочине пешеход может вдруг решить, что ему надо пересечь дорогу как раз перед вашим автомобилем. Первая реакция при появлении препятствия — нажать на тормоз. Но это бесполезно, если расстояние до препятствия меньше тормозного пути. Кроме того, возможен занос. Расстояние, необходимое для объезда небольшого препятствия при безопасном вождении в два раза короче тормозного пути , поэтому пробуйте объехать препятствие, одновременно умеренно притормаживая. Если в автомобиле установлены «подушки безопасности «, резкое торможение нежелательно еще и потому, что от раздувшейся «подушки» может получиться больше травм, чем было бы при ее отсутствии. Известны случаи гибели детей из-за таких «подушек».

Движение по скользкой дороге

Дорога становится скользкой не только в гололед. Такой же ее могут сделать мокрые опавшие листья. Только что начавшийся или очень слабый дождь тоже уменьшает сцепление колес с дорожным покрытием: он превращает дорожную пыль в густую грязь, которая действует как смазка. В туман при температуре около 0 градусов по Цельсию может образоваться корка мокрого (и потому скользкого) льда на прежде сухом дорожном покрытии — за счет осаждения воды из воздуха. Основные опасности на скользкой дорогеудлинение тормозного пути и занос (боковое скольжение). Средства против того и другого — малая скорость, новые протекторы , а также, в крайнем случае, надеваемые поверх протекторов цепи . При заносе во время безопасного вождения автомобиля , передние колеса всегда поворачивайте в направлении, в котором надо двигаться: например, если вас разворачивает капотом вправо, крутите руль влево. При этом не жмите на тормоз и на сцепление. Подача топлива должна быть умеренная.

Преодоление выступов и ям

Не берите препятствия с разгона, поскольку при этом могут лопнуть рессоры. Заранее притормозите, а перед самым препятствием дайте газ. Передние рессоры распрямятся, и вам будет чем встречать удар.

Преодоление водной преграды

Даже небольшая лужа опасна тем, что может скрывать яму или острый предмет. При движении в автомобиле по мелкой воде уровень воды должен быть не выше середины колеса. Не въезжайте в воду с разгону, поскольку поднятая волна зальет двигатель. В воде не прекращайте давить на газ — чтобы вода не заполнила глушитель.

Преодоление водной преграды по льду

Толщины льда в 15 см достаточно для переправы автомобиля массой 2 т. Каждая дополнительная тонна веса требует дополнительных 5 см льда. Двигайтесь по льду с открытой дверцей, высадив пассажиров. При треске льда и появлении на нем воды не прыгайте сразу из машины, а попробуйте увеличить скорость. Эти простые правила безопасного вождения помогут вам сохранить контроль над своим автомобилем в подобных неблагоприятных условиях.

Движение на переезде

Если двигатель заглох на железнодорожном переезде, а толкать автомобиль некому, выезжайте на стартере при включенной первой передаче. Если стартер не работает, включите первую передачу и двигайте автомобиль вращением заводной рукоятки.

Как видите, принципы безопасного вождения автомобиля довольно просты и доступны практически любому. Главное — нужно не только помнить о них, но и быть готовыми их применять. А это достигается только длительными и упорными тренировками. Но ради собственной безопасности можно даже и на это пойти, не так ли?
Во второй части мы поговорим о ситуациях, которые будут реально подвергать вашу жизнь и безопасность угрозе, а также о способах поведения в них и их предотвращении.

Система контроля стиля вождения и соблюдения водителями ПДД. Решение задачи по снижению показателя аварийности в корпоративных автопарках.


Решение разработано совместно с экспертами Учебного Центра «Актив Безопасность» - лидерами по обучению водителей корпоративных автопарков безопасному вождению.

Зачем вам контролировать стиль вождения?

Решение «Безопасное вождение» позволяет существенно снижать количество аварий с участием корпоративного автопарка. В результате его внедрения компаниям удается:


  • Повышать безопасность персонала и окружающих
  • Повышать дисциплину сотрудников
  • Сокращать расходы на ГСМ и ТО, увеличивать ресурс работы транспорта
  • Сокращать затраты на штрафы, ремонты и простои автомобилей
  • Снижать расходы на страхование транспорта
  • Снижать риски ответственности для первых лиц
  • Повышать имидж компании, фиксация опасных маневров


В 3.5 раза сокращение количества ДТП, а вместе с этим - сокращение расходов на страхование, штрафы и ремонты.

Принцип работы

Принцип работы

1. Автомобили оснащаются ГЛОНАСС/GPS - терминалами с устройством звуковой обратной связи для водителя.

2. Информация от модулей и датчиков поступает на сервер и обрабатывается в ПО «СКАУТ-Платформа».

3. Сотрудники заказчика имеют доступ к системе через Интернет и/или получают отчеты о нарушениях от внешних операторов.

4. Контролировать и анализировать стиль вождения сотрудников можно с помощью специальных отчетов.

С помощью решения «Безопасное вождение» вы сможете:

Контролировать соблюдения скоростных режимов, фиксация опасных маневров

  • Система учитывает реальные ограничения скорости на разных участках дорог для каждого типа транспортного средства
  • Фиксация резких торможений, ускорений, поворотов на большой скорости
  • Контроль использования фар и ремня безопасности
  • Моментальная обратная связь водителю об опасных маневрах, несоблюдении скоростного режима

Контролировать соблюдение режимов труда и отдыха

  • Отчеты о нарушениях водителями режимов труда и отдыха.
  • Для анализа используются данные мобильных терминалов, установленных на транспортные средства, или данные с карт тахографа.
  • Система определяет нарушения режимов труда и отдыха по разным требованиям. Вы сами можете выбрать какие из них должны использоваться в вашей компании. В качестве параметров могут использоваться критерии, установленные МинТрансом, ЕСТР, OGP, а также могут быть учтены ваши корпоративные требования

Оценивать водителей по их стилю вождения

  • В отчете формируется рейтинг стиля вождения за конкретный период времени: за неделю, за месяц или за квартал.
  • Доступна статистика по количеству допущенных нарушений каждого типа с указанием локации: город, загород, автомагистрали.
  • Работает следующим образом: изначально все водители имеют 100 баллов. С каждым нарушением количество баллов снижается в соответствии с установленными штрафными вычетами. На основании этих результатов к водителям может быть применена система мотивации.

Получать отчеты на почту, обработанные группой операторов-аналитиков

  • Отчеты, в согласованной с заказчиком форме, предоставляются менеджеру водителей
  • В случае дорожно-транспортного происшествия для внутреннего расследования предоставляется справка о нарушениях безопасного вождения

Россия24 - Технопарк
Подробнее о том, как работает система контроля движения и какой эффект она приносит, вы можете посмотреть в передаче «Технопарк» (телеканал «Россия24»). В сюжете рассказывается о внедрении «Безопасного вождения» в компании «PepsiCo Россия». Вы увидите наглядную работу системы, о которой рассказывают её пользователи и разработчики.

5 канал - Сделано в РФ
В этом видеосюжете передачи «Сделано в РФ» (5 канал) об особенностях оборудования и ПО рассказывают ведущие разработчики и менеджеры продуктов ГК «СКАУТ». Они наглядно демонстрируют процесс создания продуктов для решения задач клиентов и объясняют, чем СКАУТ отличается от других систем мониторинга.

На дорогах российских городов. Умение справляться с ними приходит с опытом (иногда, впрочем, опыт приходит один), что-то нам могут подсказать, а какие-то знания оказываются неожиданными даже для водителей со стажем! Итак, секреты безопасного вождения.

Выруливаем из сложной ситуации

Мы сидим либо комфортно, развалясь в кресле и руля одной рукой, либо безопасно. Чтобы проверить правильность посадки, нужно положить запястья на обод рулевого колеса в его верхней точке — кисти свободно свисают, спина прижата к спинке сидения, левая нога — на упоре, что в критических ситуациях позволит распределить вес и не виснуть на руле.

Теперь вспоминаем правильное положение рук на руле. Кисти на точках «три часа» и «девять часов», большие пальцы обязательно внутрь, обхватывают обод руля, локти чуть согнуты. Такое положение рук идеально для любых маневров, в том числе в экстренной ситуации, и позволяет физически «запомнить» нулевое положение руля (прямо стоящие колеса).

Конечно, в мегаполисных пробках можно расслабиться, освободить правую руку, второй покачивать руль. Но как только скорость движения вырастает , руки возвращаем обратно: если ты привыкнешь к рулению одной рукой, то и в аварии не вспомнишь о второй!

Так и выходят обескураженные водители из покореженных машин с яблоком (еду никогда не позволяет бросить инстинкт!) или с рычагом КПП в правой руке…

Готовимся к дороге

Ты прогреваешь машину перед поездкой, сметаешь с нее снег, протираешь фары? Но мало кто знает, что первые пару километров стоит ехать поспокойнее: пока шины холодные, они плохо тормозят, сцепление с дорогой хуже. Само собой, разделение покрышек по сезону — немаловажный момент . Ты же не ходишь зимой в туфлях по снегу, так почему многие позволяют себе ездить зимой на летней резине, а по раскаленному асфальту — на шипах?

Каждый раз, садясь за руль, проанализируй в уме погодные условия, время суток (самое опасное — сумерки), дорогу. Если ты едешь, скажем, на восток вечером, учти, что выезжающие на дорогу тебя, скорее всего, не видят из-за слепящего солнца. Этот секрет безопасного вождения стоит запомнить, он может спасти тебе жизнь.

Хитрости в пути

На высокой скорости возникает эффект так называемого туннельного зрения: предметы на периферии, в том числе дорожные знаки, перестают замечаться водителем. Особенно этим страдают женщины. Запомни: на высокой скорости глаза должны смотреть не на край капота, а вдаль, чтобы вовремя заметить опасность, и в то же время периодически анализировать асфальт перед машиной. Не фиксируйся на бампере того, кто едет впереди: хорошо, если ты просто свернешь за ним не туда, куда тебе надо, а ведь бывает, такая фиксация приводит к столкновениям.

Если ты видишь, что приближающийся по встречной полосе автомобиль может тебя ослепить, закрой один глаз: после ослепления ты сможешь открыть его и увидеть дорогу.

Применяя экстренное торможение, не дави педаль в пол, нажимай ее либо прерывисто, либо ступенчато, поэтапно опуская до крайнего положения — это поможет избежать блокировки колес и удлинения тормозного пути.

Учись прогнозировать: если ты видишь вдалеке зеленый светофор, скорее всего, скоро зажжется красный, и придется тормозить в пол. В крайнем случае, если ты совсем не успеваешь оттормозиться перед перекрестком, а уже зажегся красный, пролети перекресток, моргая дальним светом — чтобы тебя видели машины с перпендикулярной дороги.

На перекрестке останавливайся у стоп-линии, как и предписывают правила: если тебя «догонят» сзади и вытолкнут вперед, у тебя будет запас места, чтобы не вылететь на перекресток. По той же причине при повороте налево или развороте держи колеса прямо и поворачивай их в последний момент, перед маневром. Иначе прилетевший сзади может ударом выбить тебя на встречную полосу.

Перед поворотом отпусти газ — машина «присядет» на передние колеса и повернет легче. На выходе из поворота добавь газ, это поможет выровнять колеса.

Экстремальные случаи

Иногда твои действия должны быть парадоксальными.

Проблема чрезмерного количества ДТП в России не девается никуда, несмотря на значительное улучшение качества и безопасности автомобилей. В последнее время в авариях гибнет еще больше людей, многие владельцы авто вынуждены отказаться от вождения после происшествий из-за проблем со здоровьем, многие и вовсе остаются инвалидами. Смертность в авариях постоянно повышается, так как увеличиваются скорости поездки, снижается чувствительность к этой скорости из-за отличного комфорта в автомобиле. Чтобы сохранить жизнь и здоровье, важно знать принципы безопасного вождения. Можно выделить десятки важных правил, которые помогут вам сохранить свою жизнь и здоровье окружающих людей. Сегодня мы поговорим о наиболее важных моментах данных рекомендаций. Речь пойдет о конкретных практичных советах, которые уже сегодня позволят вам выехать на дорогу более уверенно и обеспечить конкретную безопасность.

Существуют золотые правила водителя, которые снижают риск возникновения ДТП в разы. Эти правила известны каждому опытному водителю, который уже побывал в различных передрягах и знает многие важные моменты о жизни на дороге. Проблема в том, что молодые представители трассы далеко не всегда придерживаются хоть каких-нибудь рекомендаций. После прохождения обучения в автошколе молодому человеку нередко достается в подарок от родителей довольно мощный и современный автомобиль, который явно превышает допустимые параметры для транспорта с целью обучения езде. После первого же выезда на трассу такое авто может оказаться причиной ужасной катастрофы. Вы ответственны не только за свою жизнь, но и за жизни окружающих вас людей. Поэтому рекомендуем прочесть правила и применять их на практике, учитывая их банальную простоту.

1. Пьянка за рулем - недопустимое явление и безответственность

Вы можете считать, что алкоголь не влияет на вас, что один бокал пива - это и вовсе не повод для отказа от поездки за рулем. Но проведите небольшой эксперимент. Возьмите лист бумаги формата А4. Попросите другого человека помочь вам. Пусть ассистент поднимет лист и возьмет его за уголок. Далее вы расположите раскрытую ладонь возле нижней части листа. Затем ваш помощник должен отпустить бумагу, а вы - поймать ее.

После этого выпейте бутылку пива и повторите эксперимент. Вы увидите, насколько снизилась реакция. Итак, несколько фактов протии пьянки за рулем:

  • более 50% смертельных ДТП в России и всех странах бывшего СНГ происходят именно по причине опьянения водителей, пусть даже в небольших дозах;
  • небольшое количество алкоголя в крови замедляет реакцию более чем в два раза, а это для дороги и экстренной ситуации является определяющим фактором;
  • не существует людей, устойчивых к алкоголю, выпитый напиток будет однозначно влиять на вас и снизит ваше мастерство управления транспортным средством;
  • за вождение в нетрезвом виде предусмотрено наказание в виде лишения прав, а при совершении ДТП с летальным исходом - криминальная ответственность.

Подумайте трижды, прежде чем садиться за руль в нетрезвом состоянии. Кстати, эти же рекомендации относятся и к состоянию сильной усталости. Если у вас слипаются глаза, стоит поспать 30-40 минут. Скорее всего, после такого сна вы сможете несколько часов без проблем провести за рулем. Но без отдыха ваше тело возьмет свое, и вы просто заснете за рулем. Ежедневно спасатели по всей России достают из кюветов десятки машин с заснувшими водителями.

2. Не гонитесь за всеми - поток приводит к смерти

Некоторые инструкторы в автошколах говорят о том, что нужно двигаться со скоростью потока. Все помнят мудрые слова родителей о том, что не следует прыгать с крыши, если все решили это делать? Здесь принцип такой же. Не стоит ехать с той скоростью, которая для вас некомфортна. Есть несколько важных рекомендаций в этой сфере для начинающих водителей:

  • в первые 3 месяца вождения на дорогах придерживайтесь правой полосы, здесь никто не имеет права сигналить вам и заставлять ехать быстрее;
  • придерживайтесь той скорости, которая для вас оказывается наиболее комфортной, не двигайтесь со скоростью потока или четко с максимально разрешенной скоростью;
  • не пытайтесь угнаться за машинами впереди вас или обогнать всех, если вам при этом некомфортно, вы можете потерять управление и натворить ужасных вещей;
  • не стесняйтесь ехать именно так, как вам нужно, а остальные пусть находят возможности вас объехать или обогнать - вы не должны идти на дискомфорт на дороге.

Часто водители впервые выезжают на трассу и давят педаль в пол, чтобы показать все свою удаль. Никто не оценит вашего мастерства, когда в ДТП окажутся несколько автомобилей, а люди получат повреждения. Лучше ехать с той скоростью, которая комфортна для вас. Это поможет сохранить безопасность и не переживать о возможных посдествиях.

3. Обгон только при железной уверенности

Второй популярной причиной ДТП на трассе после пьяной езды является обгон в небезопасных условиях. Обогнать впереди идущий автомобиль для многих водителей является определенным инстинктом. На самом деле, на трассе куда приятнее идти за другим авто, наблюдая заранее все ямы, препятствия и проблемы. Неуверенный обгон чаще всего производится в таких условиях:

  1. Ограниченная видимость. Это может быть туман или темное время суток, когда вы не можете оценить обстановку на дороге и получить должную информацию о пути.
  2. Повороты и изгибы дороги. Это понятие также входит в ограниченную видимость, поэтому лучше на трассе всегда пользоваться навигаторами и смотреть на изгибы дороги.
  3. Плохая оценка условий. Часто сложно определить, с какой скоростью едет встречный автомобиль, так что лучше пропустить любое транспортное средство.
  4. Ложная уверенность. Многие владельцы мощных автомобилей насилуют двигатели своих машин, чтобы успеть на обгон в нереальных условиях, что приводит к авариям.

Также сюда можно вписать усталость, невнимательность и обгон в запрещенных условиях. Сплошные линии на трассах нарисованы не просто так. Вся разметка и все правила написаны кровью многих людей, которые отдали свои жизни за вашу безопасность. Так что стоит задуматься о соблюдении этих самых правил и перестать их постоянно нарушать.

4. Несоблюдение ПДД в городе и на трассе

Нужно ли говорить, что Россия - это страна, в которой наиболее часто нарушаются правила дорожного движения. Безнаказанность и слишком малые штрафы, а также возможность «договориться» с сотрудниками ГИБДД на месте, - все это приводит к полной свободе на дороге. Поэтому намного лучше прочитать еще раз внимательно правила и обратить внимание на такие особенности:

  • скоростные лимиты - далеко не глупые люди ограничивали скорость движения в городе до 60 км/ч, это правило спасает жизни миллионам людей во всем мире;
  • оптимальной скоростью для современного авто на трассе является скорость в 100 км/ч или даже немного ниже, в остальных случаях вы уже не можете справиться со всеми ситуациями;
  • правила обгона, объезда и требования дорожной разметки необходимо знать, освежите эти знания прямо сейчас, открыв книжечку с ПДД на нужной странице, это спасает жизни;
  • знаки также установлены на дороге не просто так, повторите их значения и наблюдайте за сообщениями на обочине, это также снизит риски попадания в аварию с нехорошим исходом.

Сообщения о том, что вы въезжаете в зону с ограниченной видимостью или об аварийном участке пути не стоит упускать из виду. Они установлены в тех местах, где часто случались аварии, разбивались автомобили и погибали люди. Пользуйтесь опытом других, не наступайте на одни и те же грабли и не пробуйте изменить ситуацию. Лучше просто уберечь себя.

5. Вырабатывайте ответственность за рулем

Человек, который сел за руль автомобиля, должен принимать ответственность за свои действия. Проблема в том, что авто может быть как мирным средством передвижения, так и настоящим оружием в руках человека. Поэтому и ответственность за вождение автомобиля должна быть соответствующей. Помогут выработать эту ответственность такие шаги:

  • помните, что под вашим управлением 1-2 тонны металла, которые едут по дороге с большой инерцией, это настоящая торпеда, которая может принести большие разрушения;
  • от безопасности вождения зависит ваша жизнь - это очень важный момент, который должен быть полностью осознан, не рискуйте жизнью там, где это совершенно не нужно;
  • вы ответственны за людей, которые находятся вокруг вас, за пешеходов и других водителей, просто осознайте тот факт, что от вас зависят жизни сотен и тысяч людей;
  • помните, что под вашим управлением несколько тысяч долларов, но от ваших действий зависит судьба миллионов долларов, так как повреждения в ДТП могут быть масштабными.

Если вы не хотите нести ответственность за совершенные аварии, просто повышайте безопасность вашего вождения. Это простая рекомендация, которая поможет сохранить жизнь и предотвратить неприятные ситуации. С помощью простого соблюдения правил вы сможете полностью обезопасить себя и всех людей, которые находятся вокруг вас, а также в вашем автомобиле.

Предлагаем посмотреть видео о безопасном вождении авто

Подводим итоги

Существует статистика ДТП, которая постоянно обновляется и говорит о самых важных причинах совершения жутких аварий. Причиной большинства ДТП в России по-прежнему остается пьянство за рулем. Алкоголь забирает жизни невинных людей, уничтожает имущества на миллионы долларов ежедневно. Принимайте ответственность за себя и окружающих, не пейте за рулем! Один только этот шаг может сохранить тысячи жизней российских граждан в год. Не садитесь за руль в любом состоянии опьянения, чрезмерной усталости и в случае других неприятностей.

Намного приятнее и безопаснее ездить с использованием правил дорожного движения. Они написаны кровью и созданы для защиты жизни и здоровья людей. Конечно, поездка по трассе со скоростью 90 км/ч выглядит достаточно скучной. Но преимущество в том, что вы точно доедете до места назначения. Это важное преимущество, учитывая все сложности современной российской дороги. Будьте внимательны и берегите себя на дороге. Возможно, вы можете дополнить рекомендации по безопасному вождению собственным опытом? Сделайте это в комментариях.

Что такое «безопасное вождение»?

Друзья, привет! В этой статье проанализирую известное словосочетание «безопасное вождение» и дам свой вариант его толкования, поскольку большая часть людей понимает его, с моей точки зрения, не совсем верно. Многие свои лекции я начинаю с вопроса к аудитории: «как вы понимаете словосочетание «безопасное вождение»? Очень часто в ответ я слышу что-то вроде «это значит вождение без ДТП» или «во время поездки никто не пострадал». На это у меня уже есть заготовленный контраргумент: я привожу в качестве примера одного своего знакомого, который летом по выходным уезжает на дачу, а воскресными вечерами возвращается домой за рулём… пьяный. Регулярно. Ни одной аварии. За всё время. Аудитория в недоумении: студенты чувствуют, что где-то подвох, но не поймут, где именно. Вроде бы безаварийно, но… как-то не совсем безопасно.

Безопасность - не отсутствие ДТП, а минимальный риск

Действительно, это нельзя назвать безопасным вождением, потому что безопасность определяется не фактом наличия или отсутствия ДТП, а вероятностью наступления ДТП . Если бы мир состоял только из чёрного и белого, тогда - да, означало бы «без аварий». Однако между чёрным и белым есть множество оттенков, равно как и между нулевой и 100%-й вероятностями есть много промежуточных значений. Таким образом, безопасное вождение означает управление автомобилем с минимальной вероятностью ДТП, с минимальным риском . Поэтому, если обычно единственная мысль водителя, только что получившего «права» - о том, как бы доехать до места назначения живым и здоровым, то у продвинутого водителя требования к безопасности ужесточаются. Продвинутый водитель стремится не просто избежать ДТП, но и снизить риски в пути настолько, насколько это возможно.

Теперь давайте подумаем, насколько вообще можно снизить риски. Нарисуем ось вероятностей, обозначим начало оси как «0», а конец - «1». Единица, то есть 100% вероятности ДТП означает, что авария точно случится, и это лишь вопрос нескольких секунд . Например, водитель на обледенелой дороге разогнался до скорости 60 км/ч и не принял во внимание, что при такой скорости машине потребуется по крайней мере 60 метров для остановки с того момента, как он нажал на педаль тормоза «в пол». И начал тормозить перед светофором за 50 м. Застрекотала АБС, машина перешла в режим экстренного торможения . Все полосы перед светофором заняты стоящими машинами, увернуться некуда - разве что выскочить на тротуар с пешеходами… Вот и всё - осталось сидеть и покорно ждать, пока капот протаранит чей-то багажник. Машина на скользкой дороге тормозит небыстро, так что секунд 10-15 до столкновения придётся потерпеть. Это и есть ситуация, когда вероятность ДТП равна 1 или 100%.

Нулевой риск за рулём невозможен

А что же означает вероятность ДТП «0»? Аудитория часто на это отвечает «когда мы стоим на светофоре». Доля правды здесь есть: пока мы стоим, от нас не исходит никакой угрозы для окружающих. Однако это никак не исключает угрозы для нас со стороны окружающих машин. Чувствуете, к чему я веду? Можно сказать, что вероятность ДТП равна нулю тогда, когда ваша машина стоит в гараже , а вы - находитесь дома и, например, попиваете чай с семьёй за просмотром любимого фильма на мягком диване. Хотя и тут ваш гараж может протаранить фура, а на дом может рухнуть самолёт. И уж тем более мы не можем говорить о нулевой вероятности ДТП, пока ваш автомобиль стоит на охраняемой парковке, поскольку машину может зацепить неумело паркующийся водитель, пусть и в ваше отсутствие.

Вождение автомобиля не бывает безопасным

Отсюда следует крамольное умозаключение: безопасное управление автомобилем в буквальном смысле невозможно! Слова «безопасное» и «вождение» уже по самой сути противоречат друг другу. Фраза « Безопасное вождение» - все равно что «безалкогольный спирт»:)) Как только вы тронулись с места и колёса сделали первый оборот, вы уже стали опасны. Почему?

Вы когда-нибудь слышали, что автомобиль является источником повышенной опасности (статья 1079 Гражданского кодекса РФ)? А задумывались, чем вообще определяется степень опасности движущегося объекта? С точки зрения физики, опасность движущегося объекта определяется величиной кинетической энергии :

где m - масса объекта, v - скорость.

И далее в этой статье мы будем рассматривать опасность именно с этой точки зрения: т. е. как опасность движущегося объекта, заключающуюся в нанесении повреждений себе и другим объектам при столкновении с ними. Важно понимать, что это не единственный фактор опасности, который угрожает нам при управлении автомобилем. Но он является наиболее значимым, имеющим наибольшее влияние, а также наиболее часто реализующимся.

Кроме квантов света массу имеет любой видимый объект, а стало быть, если есть скорость, значит, есть и опасность . Например, летящая пуля. Надеюсь, у вас не вызывает сомнений, что огнестрельное оружие опасно? Так вот, чем больше величина энергии, тем более опасен объект. Кстати, в законе «Об оружии» выделяется три вида оружия - гражданское, служебное и боевое, которые отличаются между собой как раз кинетической энергией пули, что конкретно прописано в цифрах.

Опасно всё, что быстро движется

Именно неотъемлемый факт наличия скорости движения у автомобиля делает его по умолчанию опасным. Именно поэтому с первым оборотом колеса вы, будучи за рулём, становитесь опасны.

Так что если вдуматься, выходит, водителей дезинформируют, когда говорят слова вроде: «сотрудники полиции обеспечивают безопасность на дорогах». Не потому что они плохо выполняют свою работу, а потому что слова «безопасность» и «вождение» изначально противоречат друг другу. И уж вводят в откровенно глубокое заблуждение слова «если вы соблюдаете ПДД, значит, вы в безопасности».

НЕ БЫВАЕТ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ, БЫВАЕТ ВОЖДЕНИЕ БЕЗ НЕОПРАВДАННОГО РИСКА. НО РИСК ЕСТЬ ВСЕГДА!

Поэтому, повторюсь, основная задача водителя на пути к так называемой безопасности за рулём - это снижение рисков . На этом строится англо-американская концепция безопасного управления автомобилем «Защитное вождение » или Defensive Driving . Нужно просто не допускать лишнего, неоправданного риска, и постоянно контролировать его уровень. Либо, если речь идёт, скажем, о водителях оперативного состава полиции , снизить риски уже не получится в силу специфики их работы. В таких случаях остаётся лишь рисковать и осознавать уровень риска. Если идёшь по краю пропасти, ты должен знать, что тебя ждёт внизу…

Автомобиль в 3000 раз опаснее пешехода

Из приведённой выше формулы кинетической энергии следует два вывода, которые, вероятно, вас удивят. Давайте сравним в цифрах энергию легкового автомобиля при типичной городской скорости движения 60 км/ч и энергию пешехода при типичной для него скорости 5 км/ч. Для расчётов примем массу автомобиля за 1500 кг, а пешехода - 70 кг. Считаем: 60 км/ч, это 16,67 м/с, тогда энергия автомобиля равна 16,67*16,67*1500/2 = 208416,7 Дж. Энергия измеряется в джоулях, эти единицы мы не используем в повседневной жизни, и на первый взгляд не совсем понятно, много это или мало. Чтобы это понять, нужно сравнить полученную величину с энергией пешехода. 5 км/ч = 1,39 м/с, тогда кинетическая энергия составит 1,39*1,39*70/2 = 67,5 Дж. Как говорится, почувствуйте разницу! Разделим одно на другое и получим, что энергия движения машины в 3085 раз превышает энергию движения пешехода. Или, иначе

ДВИЖУЩИЙСЯ СО СКОРОСТЬЮ 60 КМ/Ч ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ОПАСНЕЕ ПЕШЕХОДА БОЛЕЕ ЧЕМ В 3000 РАЗ!

Аналогичные вычисления позволят оценить степень опасности автомобиля другой массы и при других скоростях движения. Скажем, тот же полуторатонный легковой седан при скорости 100 км/ч опаснее пешехода уже более чем в 8500 раз. Про внедорожники и грузовики даже думать не хочется…

Пешеход не может быть опасным для водителя

Итак, делаем первый вывод. Формулировка вроде «пешеходы, переходящие дорогу в неположенном месте, создают опасность для водителей» некорректна с точки зрения физики и рассмотрения опасности через призму величины кинетической энергии.

ПЕШЕХОД ФИЗИЧЕСКИ НЕ СПОСОБЕН БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ ОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ.

С точки зрения движения пешеход безопасен. Равно как муравей безопасен для хомяка, кошка безопасна для слона, а младенец безопасен для тяжелоатлета. Да, конечно, после столкновения автомобиля с пешеходом на скорости 60 км/ч автомобилю будут нанесены определённые повреждения. Но что это по сравнению с теми повреждениями, которые будут нанесены пешеходу (если тот вообще выживет)?! Настоящую опасность создаёт тот, кто движется быстро, а заодно и обладает огромной массой. Напоминаю, вооружённое нападение пешехода на водителя и умышленное причинение вреда я здесь не рассматриваю.

А лошадь, например, весит, в среднем, 500 кг и способна бегать со скоростью до 70 км/ч, т. е. она уже может представлять реальную опасность как для пешехода, так и для водителя в автомобиле. Надеюсь, моя мысль понятна.

В ответе за все - водитель

Поэтому, дорогие читатели-водители, привыкайте к мысли, что при встрече с пешеходом опасны именно вы, а значит, вся ответственность за безопасность и последствия ДТП лежит на вас. Я понимаю, что это сложно принять, но такова объективная реальность, основанная на законах физики. Более того, как я уже писал выше, наше законодательство придерживается аналогичной позиции. Поэтому водитель, сбивший пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, хоть и не будет привлечён к уголовной и административной ответственности (при отсутствии отягчающих обстоятельств, разумеется), но в любом случае будет привлечён к ответственности гражданской и будет обязан возместить причинённый пешеходу ущерб. Именно по причине того, что автомобиль - источник повышенной опасности.

СЕЛ ЗА РУЛЬ - ТЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ!

Я это пишу не для того, чтобы загнобить водителей, просто при таком подходе вы же - водители - целее будете. Только и всего.



Поделиться