Одновременное перестроение на многополосной дороге. Правила ПДД: перестроение по полосам Пдд кто должен уступить дорогу при перестроении

Дорога – не место для долгих размышлений, между тем, ситуаций, когда требуется четкое и быстрое принятие единственно верного решения, достаточно много. Ситуации с выяснением очередности при выполнении маневров возникают практически всегда. Чтобы безопасно доехать до места назначения, необходимо знать, кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении.

Большинство действий водитель предпринимает автоматически, научившись быстро и верно оценивать ситуацию и мгновенно принимать решения. Без навыков перестроения вряд ли можно добраться даже до ближайшего магазина, не говоря уже о плотного трафике. Более того, даже следуя в своем ряду, необходимо быть готовым к быстрому маневрированию в виду непредвиденной ситуации. Малейшая ошибка может привести к печальным последствиям, повреждению авто, участников движения, и чем выше будет скорость, тем большему риску подвергается водитель.

Перестроение согласно положениям ПДД

В целях обеспечения безопасности на дороге, водителю нужно научиться правильно трактовать ситуацию и принимать решения с учетом правил, описывающих принципы перестроения. Согласно п.8.4, при выезде машины из полосы, по которой она следовала ранее, либо из ряда, продолжая двигаться с том же направлении, водитель обязан пропускать авто, двигающееся по полосе, куда он намерен перестроиться.

Если происходит одновременное перестроение и одному из участников движения нужно уступить, чтобы избежать столкновения, организуют пропуск транспорта, следующего по полосе справа, так как преимущество в движении имеет именно он.

ВАЖНО! Основной принцип, которым нужно руководствоваться, это наличие приоритета о тех, кто двигается правее, т.е. находится ближе всего к краю дороги или обочине. Уступать нужно даже в тех случаях, когда автомобиль, находящийся левее, немного обгоняет ТС с правой стороны. Возможно применение торможения или замедления хода, чтобы предоставить возможность водителю справа первому завершить маневр.

Известный среди автомобилистов термин «помеха справа», не определен положениями ПДД, однако на практике применяется часто.

Правило «помехи справа» предписывает уступить дорогу водителю, находящемуся с правой стороны, если налицо следующая ситуация:

  • одновременное перестроение;
  • организация последовательного пересечения нерегулируемого перекрестка или другие места, где нужно определять очередность движения.

Применяя «помеху справа», важно помнить об исключениях:

  1. Место пересечения равнозначных дорог.
  2. Проезд перекрестка регулируется сотрудником ДПС, светофором, либо иным способом.
  3. Дорога оснащена знаками, которые позволяют правильно установить очередность.

На видео об одновременном перестроении

Порядок одновременного выполнения маневра

Правило, требующее пропуска водителей, находящихся правее, применяется очень часто, особенно в условиях загруженности дорог и интенсивности движения.

Наибольшие сложности возникают, когда перестроение приходится совершать при закрытом крупногабаритными машинами обзоре.

Следует изучить наиболее распространенные примеры на дорогах, чтобы иметь возможность правильно и быстро реагировать во время движения:

  1. Если водитель двигается по своей полосе и не собирается перестраиваться, в то время, как справа другой автомобилист собирается занять место, принцип «помехи справа» не может быть применено, поскольку водитель не совершает дополнительных маневров.
  2. Водитель хочет занять соседнюю полосу, и других претендентов на занятие той же полосы справа не имеется, достаточно пропустить поток, двигающийся по выбранной полосе и занять место в ряду после них.
  3. Если автомобилисты с правой и левой полосы одновременно собираются занять среднюю полосу, приоритет отдается машине, расположенной правее. Автомобилист, занявший более левую полосу, обязан подождать окончания маневра, чтобы выполнить свое перестроение.

Данные положения должны быть четко зафиксированы и осознаны водителем, так как во время движения, рассуждать о том, кто имеет приоритет, и как правильно совершить маневр, будет невозможно.

Очередность проезда автомобилей по трассе и улицам города обозначается и оговаривается в правилах дорожного движения .

Регулируемость очередности возлагается на расставленные по трассе дорожные знаки приоритета, на установленные светофоры, а также на обычный регулировщик.

Для определенных частных ситуаций, как правило, в процессе маневрирования, требуется опираться на установленные нормы ПДД, только так можно понять, что делать, если возникает помеха справа, кто должен уступить.

Одним из основных правил является перестройка из полосы в полосу. В этом случае уступает дорогу тот, водитель, который двигается без смены направления.

Правило «правой руки» актуально для тех случаев, когда один из регуляторов не в состоянии применить правила по причине их полного бездействия .

Есть много таких участков дороги, где не только никаких регулировщиков и стандартного светофора, но также никаких знаков.

Как в подобном случае нужно действовать водителю, кто получает преимущественное право осуществления проезда? Стоит более тщательно разобраться в данном принципе движения, тем более что между опытными водителями действует определенное универсальное правило.

Отвечая на вопрос, что такое помеха справа, можно отметить, что правило «правой руки» знают все без исключения водители. К нему за помощью обращаются в большом количестве разных ситуаций.

Вот самые основные правила ПДД помеха справа:

  1. При пересечении нерегулируемого пересечения равных по статусу трасс.
  2. При разъездах на стоянках и на станциях АЗС.
  3. В процессе перестройки авто, двигающихся в одном направлении, но по разным полосам дороги.

В данной статье можно вспомнить автошколу и особенности правила «помехи справа». Можно узнать, что это такое, а также в каких ситуациях может быть использовано.

Сразу стоит отметить, что в ПДД полностью отсутствуют такие общепринятые между водителями термины, как «правило правой руки» и «помеха справа на перекрестке».

По сути, это на условном уровне упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД России. Его суть заключается в том, что правила не могут особым образом регламентировать все возникающие на дороге ситуациях с тем, кому отдается приоритет на трассе.

Если последовательность проезда не была предусмотрена Правилами Дорожного Движения, водители должны обязательно разъехаться между собой, пропуская водителя, «мешающего» с правой стороны. Только после этого потребуется продолжить передвигаться.

Говоря иными словами, если по пути следования человек пересекает путь иного транспортного средства, и, если общая очередность движения не оговорена ПДД, он должен уступить этому автомобилю трассу, если на момент пересечения машина будет находиться справа.

К знакам приоритета относятся такие обозначающие указатели, как «Главная дорога», «Пересечение с дополнительной дорогой», «Уступите дорогу», «Движение без остановки запрещен», «Преимущество перед встречным движением».

Особого внимания заслуживает равнозначный перекресток . Это обычное пересечение трасс с равным покрытием, а также тех, что характеризуются равным приоритетом.

Если знаков приоритета, перечисленных выше, нет, между водителями автоматически начинает действовать правило «правой руки». В этом случае перекресток на автоматическом уровне становится равнозначным.

Если помеха появляется справа от водителя, уступает он, если слева был замечен автомобиль, он обязан уступить дорогу.

Согласно данному правилу должен действовать и оппонент. Если он сталкивается с помехой справа, он обязательно должен обеспечить рядом едущему водителю право первичного проезда.

Таким образом, если на трассе приоритет движения не определен знаками, светофором и регулировщиком, «помеха справа во дворе» от ведущего водителя должна получить преимущество в перемещении.

Если при нарушении данного правила возникают аварийные ситуации, причин для этого может быть три. Виновник ДТП не очень хорошо знаком с ПДД. Такие водители полагают, что раз на прошлом перекрестке он ехал по главной, то и в данной ситуации ситуация повторится.

На деле это не так, отчего и появляется аварийная ситуация. Также виновник ДТП может полагать, что в процессе его выезда с грунтовой дороги, его обязаны все пропускать и те, кто передвигается слева, в том числе.

Если осуществляется выезд на асфальт, водитель должен всем уступить дорогу, так как грунтовка – это во всех случаях второстепенная трасса . Данное правило распространяется к выезду со стадионов, парковок и иных подобных территорий.

Нередко между участниками движения возникает аварийная ситуация, возникшая на основании того, что водитель посчитал, что он не обязан пропускать водителя с правой стороны по той причине, что он поворачивал налево. Поворот в этом случае ничего не меняет.

Видео: «За рулем». ПДД: помеха справа

Принцип перемещения, описанный выше, относится к категории универсальных, но требуется четко знать границы его использования. У правила «правой руки», как и всех иных норм, есть три обязательных условия, когда действует правило.

Они могут решить вопрос, как определить помеху справа:

Вот несколько примеров по данным правилам. Если водитель выезжает со стоянки одновременно с иным автомобилем, данная ситуация не имеет четкого правила ПДД . В этом случае дорогу нужно уступить едущему справа водителю, который является помехой справа.

Можно рассмотреть еще один случай с одновременным перестроением равнозначных по передвижению авто. Если в ситуации принимают участие мотоцикл, который не имеет в лице легковушки правой помехи, он перестроится первый.

Что касается водителя легкового автомобиля, то он будет правой помехой для мотоциклиста, соответственно обязан будет уступить ему место.

Также стоит рассмотреть условия, когда понятие «помеха справа» является не актуальным, например, действует ли на парковке правило помехи в 2019 году.

Данный вопрос выше рассматривался с точки зрения применения правила, а здесь в качестве ответа на вопрос, в каких случаях оно не действует.

Вот несколько ситуаций, достойных внимания:

  1. Несоответствие статуса участников движения. Термин «помеха справа» будет неактуальным в случае, если изначально участники движения являлись неравнозначными по статусу. Это может быть сложившаяся спорная ситуация между авто и пешеходом, а также ситуация с безрельсовыми транспортными средствами и трамваями.
  2. Неравнозначность приоритетных положений участников, урегулированная дорожными знаками, светофором и регулировщиками.

Второй пункт стоит рассмотреть более подробно на примерах . Если один водитель находится на главной дороге, а второй едет по второстепенной, между собой они смогут применить правило правой руки. Здесь преимущественным правом будет обладать тот, кто едет по основной трассе.

Если один водитель перемещается по дороге, а второй выезжает с заправочной станции или с жилого двора, спорная ситуация по уступке дороги не может быть решена по правилу «помеха справа».

Согласно правилам ПДД, человек, который выезжает из прилегающей рядом расположенной территории, обязан уступать всем дорогу.

Стоит рассмотреть еще одну ситуацию . Один водитель двигается под зеленый сигнал светофора, а рядом едущий перемещается по дополнительной секции светофора.

Изначальной позиции двух водителей являются равнозначными, так как едущий на рядом расположенную дополнительную секцию при главном запрещающем обязан пропустить вперед всех выезжающих на основной разрешающий светофорный сигнал.

Есть и иные ситуации, когда описываемое правило не «работает» . Например, при начале движения или при передвижении задним ходом предварительно нужно уступить дорогу иным водителям.

Правило «правой руки» может быть применимо и в процессе перемещения по перекресткам.

Несмотря на то, что ПДД в разделе 13 регламентируют определенные правила по проезду по перекресткам, процесс при желании можно достаточно серьезно упростить, используя самое универсальное правило правой руки.

Сформулировать данный принцип можно следующим образом – при равных возможностях водители должны разъехаться с иными транспортными средствами, используя как раз правило «правой руки».

Сложности с использованием данного правила, применяемого на перекрестах, как правило, сопровождается некоторой динамичностью дорожных событий.

В процессе перемещения по перекрестку требуется помнить ситуации, когда применять правило «правой руки» настоятельно не рекомендуется.

Это ситуации максимально четкой регламентации грамотно выстроенной очередности движений. Вот самые основные из них :

  • «спор» с трамваем . Рельсовое транспортное средство должно проехать первым, так как у него имеется приоритет, основанный на самой категории данного городского средства передвижения. Правило помехи справа в отношении трамвая не актуально. Трамваи во всех ситуациях пользуются приоритетом;
  • изначальная неравнозначность позиций . Если водители находятся на трассе на разных по приоритетности направлениях, то есть кто-то едет на основной, а кто-то на второстепенной, их отношения не будут решаться с использованием принципа «помехи справа».

Сюда также можно отнести ситуацию, когда перемещение осуществляется по дополнительной секции светофора . Это ситуация распространяется на основной сигнал запрещения.

Людям, перемещающимся по дополнительной трассе или выезжающим с жилого двора, нужно уступать дорогу всем .

Желательно перед этим установить зрительное взаимодействие с водителем, перемещающимся с левой стороны.

В этом случае будет ясно, какими будут его последующие манипуляции. Это не особое универсальное правило, просто так можно показать водителям свое намерение.

Если водитель никак не реагирует, если скорость его автомобиля не снижается, нужно обязательно пропустить его.

Особо неуравновешенные водители, пытаются преподать таким упрямцам урок и едут напрямую. Не стоит так делать. Это приведет к возникновению аварийной ситуации. Не стоит тратить свои нервы, время и здоровье попытку что-то доказать.

Заключение

Главное правило «помехи справа» представляет собой метод решения вопросов относительно преимуществ движения при полном отсутствии трех основных категорий приоритетности, то есть светофора, дорожных знаков и регулировщика.

Само по себе правило «правой руки» говорит о том, что водитель обязан пропустить и дать возможность проехать водителю, чье средство передвижения приближается с правой стороны.

Если при перестроении или при выезде на главную дорогу совершить определенные ошибки, водителям будет назначен штраф за нарушение ПДД.

Что представляет собой перестроение как маневр, а также маневры одиночного и одновременного перестроения на дороге, было рассмотрено в статьях , а также в материалах других статей из серии « ».

В этот раз остановимся на опасных ситуациях, возникающих в результате одновременного перестроения участников на многополосных дорогах. Таких ситуаций может сложиться великое множество, поскольку, в современных реалиях одна не похожа на другую.

Тем не менее, вся эта «разность» исходит из типичных вариантов расположения транспортных средств на проезжей части любой дороги. Разница лишь в том, что на многополосных дорогах помещается больше участников движения и больше пространства для маневров.

Процесс перестроения как маневр, в идеальных условиях (свободная дорога, неограниченная видимость, хорошее сцепление колес автомобиля с дорогой), опасности никакой не представляет. Этот процесс выглядит как «переезд» из одной полосы в другую, или по-простому, это смещение автомобиля в сторону на расстояние ширины полосы на проезжей части. При этом первоначальное направление движения не изменяется.

Но идеальные условия сопутствуют не всегда. По дороге движутся другие участники, они также совершают какие-то действия (разгоняются, тормозят, маневрируют), в результате чего, траектории движения транспортных средств неизбежно пересекаются.

Именно в таких случаях (когда их пути пересекаются) и возникают вопросы приоритета, т.е. кто должен уступить дорогу при перестроении.

Кто должен уступить при одновременном перестроении

Как при этом не столкнуться, и выполнить маневр безопасно, рассмотрено в статье . Если коротко, то вероятность бокового сближения исключается либо ускорением, либо отставанием от соседа сбоку еще на стадии начала маневра. И тогда процесс смены полосы проходит под собственным контролем и намного безопаснее.

Теперь, вариант одновременного перестроения через «соседнюю» полосу, чаще всего, это средняя полоса. В каком случае пути перестроения двух участников могут сойтись на средней полосе? – когда они оба почти одновременно перестраиваются на одну и ту же полосу (левый рисунок ниже).

Нередко эти маневры выглядят как одновременное перестроение двух участников с опережением одного и того же попутчика (попутчиков), но только движутся эти двое по разным (боковым) полосам по отношению к опережаемым тс (правый рисунок ниже).

Столкновение происходит тогда, когда ни один, ни другой водители не предполагают подобного исхода. Т.е., на дороге (в полосе) имеется свободное место, в которое, предположим, первый участник (А ) намеревается встроиться, но он не предполагает, что с другой стороны в это же самое место «метит» другой участник (Б ). Если им не удается понять намерения друг друга, то происходит столкновение.

Если произойдет ДТП, как и в «верхнем» случае при одновременном перестроении, виновным будет признан водитель, чей автомобиль подъехал к месту столкновения слева.

В таких случаях во время опережения, и одновременно совершая перестроение, следует наблюдать за движением не только по соседней полосе, но и дальше, через полосу, насколько это возможно: нужно быстро повернуть голову в ту сторону, куда выполняется перестроение, и убедиться, что путь свободен, и маневру ничего не мешает.

Если обзор дороги по каким-то причинам скрыт от взгляда (например, опережаемый автомобиль крупногабаритный), или не удается рассмотреть и спрогнозировать ситуацию, то спешить не нужно.

В таких ситуациях стратегически более выгодное положение у водителя, который находится справа (автомобиль Б ), т.к. он перестраивается в левую сторону, и с водительского места ему хорошо видна обстановка слева-впереди и слева-сбоку автомобиля.

Ну а второму водителю, который маневрирует слева (автомобиль А ), нужно быть предельно внимательным. В противном случае, как уже было сказано выше, в случае столкновения, юридическим виновником дтп будет считаться именно он, т.е. тот участник, кто подъехал слева (). А степень вины второго участника уже будет рассматриваться по обстановке.

Навигация по серии статей

Для начала немного теории. Давайте разберемся, что такое перестроение и как его правильно выполнять. Обратимся к Правилам дорожного движения:

Перестроение - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

В Правилах нет определения «ряда движения», но, полагаю, понятно, что это расположение нескольких автомобилей на одной условной линии по ходу движения. По действующим стандартам ширина полосы движения может варьироваться от 3 до 3,75 метра. Получается, в одной полосе может поместиться и два ряда автомобилей. Правда, будет тесно и достаточно опасно. Тем не менее в Правилах не существует запрета на движение транспортных средств в два ряда по одной полосе. Этим обычно пользуются . При этом выезд из занимаемого ряда, даже если вы не покинули своей полосы, также считается перестроением.

А что, если ширина полосы позволяет двигаться в два ряда? При этом, если из этой полосы разрешен поворот направо или налево, встает вопрос, а можно ли поворачивать пусть и с «правильной» полосы, но из второго ряда? Пункт 8.5 Правил говорит о том, что водитель перед поворотом обязан занять именно крайнее положение на проезжей части. Не полосы, как считают многие.

Зона парковки

В Правилах установлены случаи, когда запрещено пересекать определенные типы разметки: 1.1 (разделяет транспортные потоки), 1.2.1 (обозначает край проезжей части, при этом допускается пересечение этой линии для остановки в разрешенных местах) и 1.3 (разделяет противоположные потоки, когда для движения 4 и более полос). Однако в указано, что этой линией обозначаются и границы стояночных мест. То есть, двигаясь по парковочной разметке, можно попасть на 500-рублевый штраф (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ). Однако, если говорить откровенно, кто из нас, когда паркуется, не наезжает на эту разметку? Сюда же относятся и островки, определяющие начало и окончание зоны парковки.

Не трамвай!

Удивительно, но многие водители искренне считают, что двигаться по трамвайным путям полностью запрещено. На самом деле это не так. Пункт 9.6 Правил гласит: «Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления». Однако если перед перекрестком установлены дорожные или 5.15.2 (определяют направление движения по полосе), ехать по трамвайным путям через перекресток нельзя. Учтите, что, к примеру, в Москве такие знаки установлены практически на каждом перекрестке.


А теперь рассмотрим типичные аварийные ситуации.

Выезд на дорогу с разгонной полосы или обочины

В чем опасность? Мы начинаем движение со скоростью, меньшей, чем едет основной поток, в который планируем «вклиниться». Нужно одновременно искать свободное пространство на нужной полосе и смотреть вперед, так как прямо перед вами может возникнуть какое-нибудь препятствие.

Наиболее типичные аварии в таких местах - это боковые столкновения и попутные «паровозики». Если вы выезжаете на основную дорогу и притираете автомобиль, двигающийся прямо по своей полосе или ряду, вина будет на вас.

Если вы успели выехать на основную дорогу, заняли свою полосу, но водитель другого автомобиля из-за вашего резкого маневра не успел затормозить и причалил вам в корму, вина также будет на вас. Правда, только в теории. Ведь Правила в этой ситуации требуют уступить дорогу тому, кто имеет преимущество. То есть, если водитель вынужден был из-за вашего резко тормозить или менять направление движения, вина ваша. Но на практике все происходит с точностью до наоборот. В аварии обвиняют, как правило, того, кто «пристроился» сзади. Единственное, что может помочь в таких случаях, это , где видно небезопасное перестроение.

Многократная смена полосы движения

В этом случае риск боковых столкновений очень высок. Представьте такую картину. Вы, к примеру, двигаетесь в крайней левой полосе многорядной дороги. По какой-то причине вы прозевали свой поворот направо. Точнее, не прозевали, а поняли, что поворот вот он, за несколько десятков метров впереди, и по всем раскладам вы должны были бы уже находиться в крайней правой полосе (и в крайне правом положении, как того требуют правила). Что делать? Вариантов два.

Первый и самый безопасный - проехать до следующего поворота, не делая резких движений. Второй - все же в правый ряд за достаточно короткое время. Если дорога свободна, то после включения указателя поворота можно «резаться» через все полосы по прямой к своей цели. Правила это не запрещают. Но дороги, как правило, у нас загружены, поэтому придется протискиваться через плотный поток. Здесь все как и при разовом перестроении. Единственное, что бы я добавил, так это не выключать сигнал поворота до окончания маневра. Да еще и перестраиваться этапами: заняли соседнюю полосу или ряд, проехали немного прямо, затем пошли дальше. И так далее, пока не окажемся в нужной полосе. Главное, не перестраиваться вслепую, когда ваш автомобиль находится под таким углом, что происходящее в соседнем ряду не видно даже в боковое зеркало.

Одновременное перестроение

Много споров у водителей, а часто и аварийных ситуаций, вызывает обоюдное перестроение. Представим следующую картину. Вы двигаетесь по трехполосной дороге в крайней левой полосе и начинаете перестроение в среднюю. А с крайней правой полосы в среднюю же перестраивается другой водитель. ?

Пункт 8.4 ПДД говорит о том, что при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, преимуществом пользуется водитель автомобиля справа. Поэтому при перестроении на многополосной дороге (как одноразовом, так и многоразовом) внимательно смотрите не только на ту полосу, в которую собираетесь выехать, но и на соседние. Если видите, что водитель справа начинает маневр, придется занять второй номер. Понятно, что уступать тому, кто начал перестроение справа, нужно лишь в том случае, если ваши траектории пересекаются, то есть возможен боковой контакт.

Подводя итог, хочу обратить внимание на следующее. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно помнить:
  • При перестроении вы обязаны уступить дорогу тем, кто движется прямолинейно по той полосе, на которую вы собираетесь выехать. Ваши действия не должны заставлять других водителей резко тормозить или менять траекторию движения.
  • Помните, что при одновременном перестроении преимущество у того, кто справа.
  • Перестроение возможно только тогда, когда это позволяет дорожная разметка. Проехались через сплошную (парковочная разметка не в счет), будьте готовы получить «письмо счастья» со штрафом. Камер-то сейчас в городах и весях не сосчитать. Многие из них обучены фиксировать и такие нарушения.
  • И конечно, прежде, чем приступить к перестроению, нужно включить указатель поворота. Это важно. Именно включенный поворотник говорит другим водителям о ваших намерениях.

Существует большой риск стать виновником ДТП, если вы не знаете, как правильно перестраиваться. Рассмотрим советы по маневрированию в плотном потоке.

ПДД

Положение о перестроении находится в главе 8 ПДД. Пункт 8.4 гласит: водитель, желающий сменить полосу движения, должен уступить дорогу ТС, движущимся в попутном направлении без изменения направления движения. При одновременном перестроении двух автомобилей право первоочередного маневра имеет водитель, находящийся по правую сторону. Рассмотрим правило на конкретных примерах.

  • Автомобиль перед вами перестраивается в ваш ряд, вы не меняете направление. Согласно ПДД, уступать ему вы не обязаны. Сделать это вы можете по собственному желанию, но виновником вы не будете.
  • Вы желаете занять полосу, по которой позади вас прямолинейно движется авто. В таком случае вы должны уступить ему дорогу либо увеличить дистанцию, чтобы не создать ему помеху при перестроении.
  • Вы перестраиваетесь в левую полосу. Находящийся в этом ряду автомобиль показывает поворотником, что хочет занять ваш ряд. В таком случае вы имеете преимущество.
  • Вы перестраиваетесь в правый ряд. Если в этот момент водитель с этой полосы перестраивается в ваш ряд, вы обязаны уступить ему дорогу. Действует правило - «помеха справа».


В общих чертах пункт 8.4 можно выразить следующими тезисами:

  • если вы не желаете перестраиваться, то и уступать согласно ПДД никому не обязаны;
  • при перестроении вправо вы должны в любом случае уступить дорогу («помеха справа»);
  • при перестроении влево одновременно с водителем, желающими занять вашу полосу, вас обязаны пропустить.

Перестроение

Этапы смены направления движения:

  • оценка дорожной ситуации;
  • включение поворотника;
  • контрольный взгляд в зеркало заднего вида;
  • перестроение, выключение указателя поворота.

Многие водители считают, что опасно перестраиваться только в плотном потоке. Ошибка заключается в том, что чрезмерная расслабленность при движении по разгруженным дорогам притупляет концентрацию. Повышается риск не заметить идущий позади мотоцикл либо оставить без внимания автомобиль в мертвой зоне. Поэтому перестроение в любой ситуации требует от водителя максимальной концентрации и уверенности в совершаемом маневре.

Как убедиться в безопасности маневра

Главная сложность при смене полосы – правильная оценка дорожной ситуации. Вы должны убедиться в том, что при перестроении в занимаемой вами площади не окажется другое транспортное средство. Для этого очень часто недостаточно лишь посмотреть в зеркало заднего вида непосредственно перед началом маневра. Во-первых, есть вероятность, что рядом с вашим авто в мертвой зоне находится другой автомобиль.

Мертвая зона – ситуация, при которой объект исчез из бокового зеркала заднего вида, но еще не появился в боковом окне. Всегда эта зона шире со стороны пассажирского зеркала.

Во-вторых, при беглом взгляде невозможно оценить скорость приближения следующего за вами авто. Когда вы посмотрите в зеркало, дистанция действительно будет достаточной для перестроения. Но уже к началу маневра автомобиль успеет приблизиться к вам на небезопасное для маневра расстояние.

Осуществление маневра

Чтобы избежать ДТП, к перестроению нужно соответственно подготавливаться:

  • если в зеркале заднего вида нет автомобилей, нужно посмотреть в боковые стекла. Делать это нужно так, чтобы не потерять контроль над управлением ТС и иметь возможность среагировать на маневры впереди идущей машины. Нужно максимально убедиться в том, что в мертвой зоне нет машин;
  • при плотном движении для перестроения нужно использовать «карманы» (достаточный для маневра интервал между плотно идущими авто). Для этого нужно дождаться, пока машина, после которой возможно перестроение, опередит вас. Такой маневр можно считать безопасным, так как вы убедитесь, что за конкретным авто не следует другое ТС, а поэтому в мертвой зоне вас не ждет неприятный сюрприз;
  • если вы заметили идущий по полосе автомобиль, обязательно посмотрите в зеркало спустя 2-3 сек., чтобы адекватно оценить его скорость. При однократном взгляде сделать это невозможно, а если долго сосредотачиваться на объектах в зеркале заднего вида, теряется контроль над ситуацией впереди вас. Помните о том, что дорожная ситуация в плотном потоке меняется ежесекундно;
  • при перестроении в ряд, поток которого движется с большей скоростью, маневр необходимо делать с опережением. После того как вы заняли полосу, ваша скорость должна соответствовать скорости потока. В зимнее время при колейности и скользком дорожном полотне разгоняться нужно только на своей полосе. В ином случае существует риск заноса. При достаточном коэффициенте сцепление разгоняться можно даже при перестроении.

Чтобы уменьшить мертвую зону, следует правильно настроить зеркала заднего вида. При правильной регулировке в ближний край зеркала вы должны видеть небольшую выступающую часть кормы. При установке угла вертикального наклона нужно соблюдать баланс. Если наклонить зеркало слишком низко, то уменьшиться слепая зона, но вы потеряете из виду вдалеке идущие автомобили. Ситуации усугубится еще больше при спуске со склона.

Никогда не меняйте 2 полосы движения за один прием, так как вы не сможете адекватно оценить дорожную ситуацию. Смена полосы должна происходить плавно. Теперь вы знаете, как правильно перестраиваться, чтобы не попасть в ДТП.



Поделиться