Может ли молния ударить в открытое окно. Удивительные способности, открывшиеся в людях после поражения

В этом стыдно признаться, но большинство людей испытывают необъяснимый суеверный страх перед грозой, прямо как наши первобытные предки. Когда видишь молнию, первое желание – убежать и спрятаться под кроватью. «Знаменка» задала 10 наивных вопросов о грозах и молниях заведующему лабораторией физики атмосферы Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы Белгосуниверситета Александру Людчику. И многие из его ответов были неожиданными.

1. Может ли молния убить человека?

– Запросто. Сила тока в разряде молнии – 10 – 20 тысяч ампер. (Для сравнения, работающему утюгу достаточно всего 6 ампер). При таком разряде все белки в теле сворачиваются – и человек погибает, можно сказать, что он варится заживо. У меня на даче было дерево, пострадавшее от удара молнии: жидкость, находящаяся между корой и древесиной, мгновенно превратилась в пар, и со ствола сорвало всю кору.

2. Где безопаснее во время грозы: в лесу или в поле?

– Как известно, молния всегда ищет самый короткий путь и поэтому выбирает самые высокие объекты. В этом плане лес – хорошее место, чтобы спрятаться, ведь здесь много громоотводов – деревьев, готовых принять удар на себя. А в поле самый высокий объект – это вы, поэтому во время грозы обязательно нужно лечь на землю или присесть на корточки. Но, конечно, безопаснее всего переждать непогоду дома или в машине. У автомобиля – металлический корпус, поэтому даже если в него ударит молния, заряд «стечет» в землю и люди останутся живы. По сути, кузов выполняет функцию клетки Фарадея, не давая разряду проникнуть внутрь.

3. Что будет, если молния ударит в самолет?

– Такое происходит достаточно часто, и в большинстве случаев на самолет это никак не влияет. Как и в ситуации с автомобилем.

4. Зачем во время грозы выключать из розетки холодильник и теле­визор?

– Разряды молнии нередко попадают в линии электропередачи, возникают скачки напряжения. Приборы не выдерживают этого и сгорают.

5. Может ли молния ударить в зонтик?

– Если вы находитесь в городе, это маловероятно: здесь много высоких зданий, которые молния поразит с гораздо большим удовольствием. А вот если вы идете через поле – зонтик лучше сложить и лечь на землю.

6. Можно ли во время грозы говорить по мобильному телефону? Многие уверены, что нельзя.

– Я считаю, что можно. Излучение телефона крайне невелико, и оно неспособно существенно повысить электропроводность воздуха вокруг себя и притянуть молнию.

7. Нужно ли во время грозы снимать пирсинг? Ведь сережки металлические, а молния любит металл.

– Не нужно. Крошечное украшение никакой роли не играет.

8. Говорят, что ученые до сих пор не поняли, что такое шаровая молния.

– Это правда: есть много гипотез, но до сих пор никто точно не знает, из чего она состоит и отчего возникает. Есть химическая теория. По ней шаровая молния – это реакция горения газа. Есть плазменные теории, якобы молния – это сгусток плазмы. Но точного ответа нет.

9. Почему от шаровой молнии нельзя убегать?

– По одной из версий, она перемещается благодаря воздушным течениям. Если вы рванете к двери, возле вас образуется завихрение воздуха, и молния «побежит» за вами. Поэтому лучше стоять неподвижно, ожидая, пока она улетит. А если двигаться, то медленно и плавно.

10. По народному поверью, человека, в которого ударила молния, нужно закопать в песок, чтобы разряд ушел в землю. В этом есть смысл?

– Никакого. Разряд и так мгновенно уходит в землю – это происходит за сотые доли секунды. Лучшее, что вы можете сделать, – поскорее вызвать скорую помощь.

Шаром покати

Оказывается, шаровая молния – не такое уж и редкое явление. «Знаменка» разыскала белорусов, которым довелось встретиться с ней лицом к лицу.


Это было похоже на взрыв

Гомельчанка Ирина Напалкова встретилась с молнией в далеком детстве, но помнит об этом до сих пор:

– Мне было лет семь или восемь. Мы с бабушкой собирались в баню, и она решила расчесать волосы. А чтобы было лучше видно, села у окна. На улице начиналась гроза. Я хотела подойти к ней, но не успела – раздался взрыв, и комната наполнилась дымом. Будучи воспитанной на книжках и фильмах о войне, подумала, что это бомба. Но потом мы поняли, что это была молния: она залетела через печную трубу, прошла через дверь, ведущую в погреб, и исчезла в подвале.

Несмотря на случившееся, грозы Ирина не боится:

– Правда, если слышу раскаты грома, стараюсь не расчесываться и не шить – верю в то, что металлические предметы могут притягивать молнию.

Никаких экстрасенсорных способностей с той самой встречи у героини не появилось.

– Интуиция у меня действительно хорошая, но с молнией это никак не связываю.

Даже испугаться не успела

Минчанка Александра Исакова, на тот момент семилетняя школьница, отдыхала в деревне у бабушки недалеко от Бобруйска.

– Гроза заканчивалась, мы с бабушкой и тетей открыли окна, чтобы глотнуть свежего воздуха. Вдруг в зал залетел небольшой шар – сантиметров 15 в диаметре. Он издавал бело-голубое свечение, слегка потрескивал и двигался по комнате – медленно и хаотично. В эту же минуту выключился свет, перестал работать телевизор – прямо как в фильме ужасов. В итоге молния полетала по залу минуты три и ушла тем же путем, что и появилась, – через форточку.

Александра вспоминает, что тогда, в детстве, даже не успела толком испугаться. А уже потом, прочитав, какие беды порой причиняют шаровые молнии, поняла, что они легко отделались:

– Это чудо, что она ничего не сожгла и никому не навредила. Я читала, что от таких молний у людей бывают жуткие ожоги. Встретиться с ней во второй раз я бы точно не хотела.

Дом всегда считался надежным тылом и убежищем от любых невзгод. Чтобы он таким оставался и дальше, важно обеспечить его полную безопасность, в том числе и от воздействия природных явлений. Удары молнии нередко попадают в жилые дома. Особенно это явление наблюдается в загородном частном секторе . Анализируя свое жилье, многих интересует вопрос: может ли гроза ударить в дом, который стоит среди других частных построек? И если может, как это предотвратить?

Почему молния попадает в дом?

Ответ на этот вопрос находится в природе стихии. Как явление, молния - это разряд электрической энергии, который образуется в паровых массах. Облака электризуются вследствие движения над поверхностью земли, которая имеет определенное магнитное поле. Из закона об электромагнитной индукции следует, что изменение магнитного проводника (паровая масса облака является проводником), в нем генерируется электрическая энергия, по сути, являющаяся преобразованной энергией, затраченной на перемещение облака (вытекает из принципа закона сохранения энергии). Как результат, большой заряд, хранящийся в облаках, при соприкосновении с зарядом противоположного полюса (земля выступает нулем или минусом), начинает высвобождаться и образовывать электрическую дугу, которую и называют молнией.

Суть явления отвечает на вопрос: может ли гроза ударить в дом? Ведь дом, как конструкция, которая стоит на земле, передает ее отрицательный потенциал, что и привлекает заряды, переносимые в облаках. Во время дождя промокшие стены и кровля являются хорошим проводником, на который и может пробить молния. Для предотвращения этого, используются различные системы громоотводов. Однако даже защищенный дом может пострадать от попадания разряда.

Существуют линейные молнии и шаровые . Если первый тип относительно легко контролировать с помощью системы заземления, то второй - это несколько другое явление. Такой разряд представляет собой огненный шар, состоящий из горящих газов, переносящий высокий электрический заряд. Характерное отличие шаровой молнии от линейной - это возможность взрываться с необычным громким треском. Также она может перемещаться не к проводнику с противоположным зарядом, а по направлению воздушного потока. Поэтому для защиты от такой угрозы системы заземления будет недостаточно. Обычно шаровую молнию привлекают сквозняки, образующиеся при открытых форточках, дверях и окнах.

Что делать, чтобы гроза не ударила в дом?

Для того чтобы надежно защитить свой дом от стихии, любого из типов ее проявления, необходимо выполнить ряд следующих действий:

  • обустроить правильно разработанную и собранную систему громоотводов ;
  • во время дождя и грозы не открывать окна и форточки;
  • отключить электроприборы, включая телевизор и компьютер;
  • подключить к внутренней электрической сети дома систему защиты от воздействия индукционного влияния молнии (т.н. вторичного воздействия).

Чтобы закрыть плотно форточки или выключить приборы, помощь не нужна, но для создания рабочей молниезащиты требуются специальные навыки и знания. Кроме того, монтаж дополнительный автоматов в электрическом щитке, а также выбор их мощностей тоже нельзя сделать правильно, если не иметь достаточно знаний и навыков. Даже при сильном желании лучше за такую работу не браться, потому как неверно выбранные характеристики автоматов или деталей заземлителя могут сыграть свою злую шутку, не сработав в нужный момент.

За помощью можно обратиться к специалистам, способным не только провести расчеты , но и выполнить полную сборку системы. Мастера компании «МЗК-Электро» всегда рады помочь защитить дом от грозы. Опыт работы и современные технологии помогают выполнять работу качественно и всегда в срок.

Что происходит, когда молния попадает в самолет? August 21st, 2015

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Материал подготовила
Екатерина Сивкова

Каждую неделю Look At Me разбирает популярное заблуждение и пытается разобраться, почему оно так привлекательно для большинства людей, кто его защищает и, в конце концов, почему это неправда. В новом выпуске объясняем, почему вероятность того, что молния ударит в одно место дважды, гораздо выше, чем мы думаем.

Утверждение:

Молния не бьёт в одно место дважды.


По данным национальной погодной службы США, вероятность попадания молнии в человека невысока - всего 1 к 600 000. В США от ударов молний гибнет около 600 человек в год, в России и того меньше - 500 человек. Для сравнения: по подсчётам ученых Мичиганского университета, мировой средний показатель смертности в ДТП составляет 18 человек на 100 тысяч. В большинстве языков мира даже существует устойчивое выражение про молнию, которая не бьёт в одно место дважды. Большинство людей принимают эту фигуру речи за чистую монету, ведь вероятность реализации одного и того же события два раза подряд считается довольно низкой. Некоторые высказывания обыгрывают:

Уилли Тайлер

комик
и чревовещатель

«Молния не бьёт в одно место дважды, потому что во второй раз это уже не то же самое место».

Почему это не так:

Вероятность того, что молния ударит в одно место дважды, - 45 %, а не 0 %, как принято считать.


То, что высокие объекты - привлекательная мишень для молнии, учёные знают давно. Во время грозы молния попадает в здания высотой 500 и более метров от 4 до 6 раз. Таким образом, на одно высокое здание в среднем приходится от 40 до 90 ударов молнии в год. Это уже само по себе разрушает заблуждение, что молния не бьёт в одно место дважды.

Но когда учёные Уильям Валин и Филип Крайдер из Института атмосферной физики при университете Аризоны проанализировали видеозаписи вспышек молний в местном городе Туксон за лето 1997 года, им удалось установить, что в 136 из 386 вспышек (35 %) молнии ударяли в одно и то же место земли два или более раз. Физики также пришли к следующему выводу: после первого удара молния ударит в 10–100 метрах от этого места с вероятностью 67 %.

Молния являет собой мощный искровой электрический разряд. Он возникает в результате электризации туч и поверхности земли или соседних облаков. Как наэлектризовываются тучи? Они состоят из пара, капелек воды и льдинок разной величины. Высота облака может достигать 7 км. В верхней части находятся льдинки, поскольку температура там ниже нуля. Эти льдинки постоянно двигаются в результате потоков теплого воздуха, идущего от поверхности Земли. Скорость мелких льдинок больше, чем крупных, поэтому происходят частые столкновения между ними. Эти столкновения приводят к электризации облака. Мелкие льдинки поднимаются в верхнюю часть облака и имеют положительный заряд, а крупные – остаются в нижней и имеют отрицательный заряд. Когда противоположно заряженные объекты проходят на небольшом расстоянии друг от друга, электроны и ионы, пробегая между ними, создают плазменный канал для других заряженных частиц. Возникает разряд молнии.

Может ли молния ударить в машину

Ответ однозначный – может. Но находиться в салоне автомобиля во время грозы безопасно. Поскольку сам автомобиль сделан из металла, а он является хорошим проводником электрической энергии, то разряд распределится по внешнему корпусу и уйдет в землю. Салон автомобиля изолирован от корпуса отделкой, поэтому жизни и здоровью пассажиров ничего не угрожает. Если бы салон не был изолирован, но вы не дотрагивались бы до корпуса машины, вас все равно не поразило бы молнией, поскольку корпус машины служит "клеткой Фарадея". Еще в 1836 году английский физик Фарадей продемонстрировал на опыте безопасность нахождения внутри клетки.


Насколько опасно попадание молнии для авто и его водителя

Если у вашего автомобиля надежная крыша, то удар молнии для водителя не опасен, разве что несет психологический стресс. А вот для вашего автомобиля все может закончиться не очень удачно. Рассмотрим последствия, если молния попала в вашу машину.

Во-первых , опасно даже не прямое попадание молнии, а на небольшом расстоянии. В результате вся электроника автомобиля может выйти из рабочего состояния.

Во-вторых , температура молнии может быть в несколько раз горячее, чем температура поверхности Солнца. Поэтому при прямом попадании в крыше автомобиля могут возникнуть отверстия, а в салоне пожар.

В-третьих , автомобиль изолирован от поверхности дороги шинами, но это не остановит электрический разряд силой тока от 10 до 40 тыс. А поэтому покрышки могут потрескаться. По словам очевидцев, на месте вхождения молнии в землю остается воронка.

Интересно! Один удар молнии содержит энергию, необходимую для работы лампочки мощностью 100 Вт на протяжении 90 дней.

Как уберечься от удара молнии водителю и пассажирам

Если гроза застала вас в дороге, то первое, что вы должны сделать, – это подыскать безопасное место для своего автомобиля. Оно должно быть не на возвышенности, чтобы не стать объектом выбора молнии, но и не внизу, чтобы не быть затопленным. Следите, чтобы на выбранном месте не находилось большое количество легких предметов, которые во время сильного ветра могут повредить корпус вашего автомобиля (например, возле супермаркета). Выбирая место, рассчитайте, чтобы деревья, столбы, которые могут быть повалены грозой, не задели автомобиль.

Второе: закройте окна вашего авто, опустите радиоантенну и, самое главное, не покидайте авто до окончания грозы. Внутри автомобиля вы в полной безопасности.

Если вы совершаете поездку на открытом транспорте (велосипеде, мотоцикле), необходимо остановиться. Помните, что молния чаще всего выбирает движущиеся объекты. Отойдите от транспортного средства на 30 метров. Для жизни человека является опасным даже непрямое попадание молнии.

Что делать, если в автомобиль попала молния

Давайте подробно рассмотрим, что вы будете делать, если молния ударит в вашу машину.

Во-первых , во время движения автомобиля, несмотря на испуг, не делать резких маневров. Никто не знает, как поведет себя транспортное средство с отказавшей электроникой. Медленно остановитесь. Только когда удостоверитесь, что опасность прошла,можно выйти и осмотреть авто.

Во-вторых , если вы заметили повреждения на своем автомобиле, а страховым полисом предусмотрена выплата компенсации во время удара молнии, то поставьте в известность о случившемся страховую компанию.

Что делать, если в человека ударила молния

В случае прямого попадания молнии в человека часто наступает мгновенная смерть. Но всегда может быть, что пострадавший еще жив, хотя внешне его состояние соответствует смерти.

Важно! Если вы стали свидетелем поражения молнией человека, помните: бледная кожа пострадавшего, расширенные зрачки, отсутствие дыхания и пульса еще не говорят о его смерти.

Необходимо срочно провести реанимационные процедуры. Возможно, жизнь человека в ваших руках. По утверждению медиков, если в первые 10-15 минут пострадавшему от молнии человеку не оказать помощь, надежды на его выживание практически не остается.

Если в человека ударила молния, необходимо:

1. Вызвать скорую помощь;

2. Перенести пострадавшего в безопасное место;

3. Уложить его на спину. Голову повернуть набок. Проследить, чтобы язык не запал;

4. Провести наружный массаж сердца и искусственное дыхание;

Если пострадавший находится в сознании, дать ему обезболивающее и успокаивающее средство. В результате легкого поражения молнией у пострадавшего наблюдается шок, головокружение, могут быть ожоги.

Ученые утверждают, что вероятность быть убитым молнией такая же, как умереть при падении с кровати. Несмотря на это, помните: береженого Бог бережет.

Подписывайтесь на наши ленты в



Поделиться