Продажи новых автомобилей в России растут уже пять месяцев подряд. Восстановлению рынка не помешал даже разгар отпускного сезона. Более того, темп постепенно повышается: если в апреле был прирост на 6,9%, то результат июля - плюс 18,6%! По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за месяц продано почти 130 тысяч легковушек и легких коммерческих машин против 109 тысяч годом ранее. Всего за семь месяцев этого года в России реализовано 848 тысяч новых автомобилей против 781 тысячи за тот же период 2016 года (рост на 8,5%).
Из пятидесяти действующих брендов, которые входят в статистику АЕБ, только двадцать оказались в минусе по итогам семи месяцев. В первой десятке рейтинга небольшой спад продаж только у Ниссана, а остальные марки сумели превзойти результаты прошлого года. Причем Лада, Kia, Hyundai, Renault и Volkswagen могут похвастать двухзначными показателями роста: от 10 до 24%.
Падение спроса в основном у премиум-брендов: за семь месяцев немного просели Mercedes, Audi, Lexus и Porsche. А еще в отстающих УАЗ: спрос на подорожавшие внедорожники упал на 14%. Причем цены на Патриот пока не дали эффекта: в июле падение спроса продолжилось (минус 15%).
Продажи новых автомобилей в России в 2014-2017 гг.
Что касается рейтинга моделей, то за период с января по июль из 25 российских бестселлеров только семь ухудшили прошлогодний результат. У остальных - рост! Первое место удерживает Kia Rio (55 тысяч машин за семь месяцев). Спрос на Ладу Гранту стабилизировался (50 тысяч), а на третьем месте - Лада Веста (41 тысяча). Среди кроссоверов лидирует Hyundai Creta: 27 тысяч машин и пятое место абсолютного рейтинга.
Пока что динамика роста рынка опережает первоначальный прогноз АЕБ, которая в начале года предполагала . И это несмотря на то, что цены на большинство моделей понемногу продолжают расти. Сказывается отложенный спрос, ведь падение рынка началось три года назад, а это именно тот срок, когда многие россияне меняют машины на новые. Но за два последних месяца курс рубля опять немного просел, так что до конца года тенденция может измениться.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-июле 2017 года (в сравнении с тем же периодом 2016 года)
Марка | 7 мес. 2017 года, шт. | 7 мес. 2016 года, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 166733 | 146107 | +14% |
Kia | 101376 | 81607 | +24% |
Hyundai | 82602 | 75138 | +10% |
Renault | 71816 | 61172 | +17% |
Toyota | 51881 | 51383 | +1% |
Volkswagen | 50626 | 42572 | +19% |
Nissan | 40925 | 41089 | 0% |
Skoda | 34008 | 31560 | +8% |
ГАЗ | 29843 | 28865 | +3% |
Ford | 26011 | 23984 | +8% |
Mercedes-Benz | 23959 | 25196 | –5 % |
УАЗ | 21212 | 24600 | –14 % |
Chevrolet | 17372 | 17360 | 0% |
BMW | 16921 | 16261 | +4% |
Mazda | 13191 | 11001 | +20% |
Datsun | 12845 | 9532 | +35% |
Lexus | 12515 | 12753 | –2% |
Mitsubishi | 10238 | 10067 | +2% |
Audi | 9710 | 12832 | –24 % |
Lifan | 8450 | 8952 | –6% |
Ravon/Daewoo | 6221 | 8811 | –29% |
Land Rover | 5276 | 5312 | –1% |
Volvo | 3642 | 2754 | +32% |
Chery | 3109 | 3110 | 0% |
Infiniti | 3031 | 2613 | +16% |
Subaru | 2976 | 2989 | 0% |
Peugeot | 2623 | 2118 | +24% |
Citroen | 2419 | 2391 | +1 % |
Suzuki | 2392 | 3140 | –24% |
Porsche | 2342 | 2719 | –14% |
Jaguar | 1353 | 941 | +44% |
Geely | 1311 | 3350 | –61 % |
Fiat | 1182 | 1361 | –13% |
Haval | 1009 | нет данных | нет данных |
Jeep | 849 | 691 | +23% |
Mini | 843 | 743 | +13% |
Changan | 832 | 316 | +163% |
Cadillac | 791 | 724 | +9% |
Honda | 583 | 838 | –30% |
Genesis | 563 | - | - |
Zotye | 527 | 110 | -* |
smart | 435 | 231 | +88% |
Isuzu | 397 | 288 | +38 % |
Dongfeng | 310 | 696 | –55 % |
FAW | 278 | 577 | –52 % |
Iveco | 238 | 347 | –31% |
Foton | 174 | 27 | +544% |
Brilliance | 107 | 706 | –85% |
BAW | 85 | 108 | –21% |
SsangYong | 76 | 1039 | –93% |
Chrysler | 6 | 19 | –68% |
Alfa Romeo | 0 | 65 | - |
Acura | 0 | 163 | - |
Haima | 0 | 114 | - |
* Продажи начались в марте 2016 года |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в январе-июле 2017 года (в сравнении с тем же периодом 2016 года)
Модель | 7 мес. 2017 года, шт. | 7 мес. 2016 года, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Kia Rio | 54614 | 47086 | +16% |
Лада Гранта | 50130 | 50301 | 0% |
Лада Веста | 41086 | 28092 | +46% |
Hyundai Solaris | 39696 | 53834 | –26 % |
Hyundai Creta | 27345 | - | - |
Volkswagen Polo | 25732 | 25494 | +1% |
Renault Duster | 22980 | 26400 | –13% |
Toyota RAV4 | 18689 | 18350 | +2% |
Лада XRAY | 17946 | 9814 | -* |
Toyota Camry | 16969 | 16042 | +6% |
Chevrolet Niva | 16852 | 17085 | –1% |
Лада Ларгус | 16708 | 17061 | –2% |
Renault Kaptur | 16524 | 1973 | -** |
Skoda Rapid | 16439 | 14678 | +12 % |
Renault Sandero | 16021 | 15552 | +3% |
Renault Logan | 15978 | 16331 | –2% |
Лада 4х4 | 15488 | 15102 | +3% |
Kia Sportage | 14938 | 10011 | +49% |
Volkswagen Tiguan | 14182 | 4644 | +205% |
Skoda Octavia | 12738 | 12471 | +2% |
Лада Калина | 11593 | 12476 | –7% |
Nissan X-Trail | 11488 | 9969 | +15% |
Nissan Qashqai | 11029 | 10515 | +5% |
Datsun on-DO | 10235 | 6978 | +47% |
Mazda CX-5 | 9689 | 7701 | +26% |
* Продажи начались в феврале 2016 года | |||
** Продажи начались в июне 2016 года |
Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.
Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.
Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.
Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .
Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.
В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).
«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.
Операция «Преемник»
Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.
По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.
Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)
# | Модель | Январь-ноябрь | ||
2017 | 2016 | Изм.,% | ||
1. | Kia Rio | 90 491 | 79 633 | 14 |
2. | Lada Granta | 83 384 | 78 953 | 6 |
3. | Lada Vesta | 69 336 | 48 160 | 44 |
4. | 63 673 | 82 338 | -23 | |
5. | 49 406 | 17 927 | 176 | |
6. | Volkswagen Polo | 42 994 | 43 390 | -1 |
7. | Renault Duster | 39 012 | 40 105 | -3 |
8. | Lada Largus | 30 090 | 26 460 | 14 |
9. | Toyota RAV4 | 29 740 | 28 445 | 5 |
10. | Lada XRAY | 29 583 | 17 299 | 71 |
11. | Chevrolet Niva | 27 796 | 26 727 | 4 |
12. | Renault Kaptur | 27 746 | 10 216 | 172 |
13. | Renault Logan | 27 306 | 26 541 | 3 |
14. | Renault Sandero | 27 277 | 25 524 | 7 |
15. | Skoda Rapid | 26 648 | 23 458 | 14 |
16. | Lada 4x4 | 25 936 | 24 720 | 5 |
17. | Toyota Camry | 25 288 | 25 535 | -1 |
18. | Volkswagen Tiguan | 24 383 | 9 029 | 170 |
19. | Kia Sportage | 22 431 | 17 264 | 30 |
20. | Skoda Octavia A7 | 20 594 | 19 719 | 4 |
21. | Lada Kalina | 18 166 | 19 238 | -6 |
22. | Nissan X-Trail | 18 127 | 16 310 | 11 |
23. | Nissan Qashqai | 17 856 | 16 892 | 6 |
24. | Datsun on-DO | 17 343 | 12 046 | 44 |
25. | Mazda CX-5 | 16 715 | 14 008 | 19 |
А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.
Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.
Заслуженное признание
В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).
«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.
Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.
В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.
«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.
Расслоение авторынка
Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.
Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.
А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.
Неубиваемая ГАЗель
На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.
Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.
В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.
В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.
«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.
Не хватает уверенности
Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.
Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.
В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.
А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.
Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители
Всего с января по июль на российском рынке удалось реализовать 848 214 автомобилей. Лидирует, как обычно, марка Lada , продажи которой в июне выросли на 22%, составив 26 502 шт., за ней следует Kia - 16187 проданных машин, или плюс 37% к июлю прошлого года. В пятерку лучшихмарок рынка также вошли Hyundai - 11952 шт. (+11%), Renault - 10 982 шт. (+20%) и Toyota - 7986 шт. (+12%).
Председатель Комитета автопроизводителей AEB Йорг Шрайбер отмечает, что рынок растет уже третий месяц подряд, и даже пик отпусков не смог на это повлиять. Наконец, проснулись покупатели автомобилей среднего класса, «ободренные оптимистичными экономическими прогнозами и оценившие пакет государственной поддержки продаж» . Текущий тренд дает надежду на то, что этот год станет поворотным для российского авторынка.
Из тех брендов, чьи продажи перевалили за тысячу, практически все показали положительную динамику. В минусе оказались всего три бренда: Audi - 1302 шт. (-23%), УАЗ - 2802 шт. (-15%) и Lifan - 1298 шт. (-6%). Примечательно, что УАЗ и Лифан были успешными практически все время, пока рынок падал.
Зампредседателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев отметил в интервью «За рулем.РФ», что в целом рынок растет лишь за счет масс-сегмента. Это объясняется тем, что господдержка влияет только на данный сегмент, в премиуме нет аналогичных драйверов продаж. Он надеется, что вторая половина года будет еще лучше первой, чему должен поспособствовать и изменившийся настрой покупателей, уже осознавших «новую экономическую реальность», и более-менее стабильные цены на нефть и курсы рубля по отношению к мировым валютам. Его прогноз по году - плюс 7–8%.
- В июле самой популярной моделью рынка , потеснив лидера июня - Ладу Гранту. Всего было продано 8436 автомобилей этой модели.
- : за шесть месяцев вторичный рынок вырос всего на 1,1%, а в июне - на 1,9%.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ ЗА ПЕРИОДЫ ИЮЛЬ 2017/2016 гг. И ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 2017/2016 гг.
* Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
Июль 2018 года для российского рынка легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), оказался довольно неплохим месяцем. Автомобильный рынок, по итогам июля, продемонстрировал рост 10,6% и составили 143452 машины, всего же за 7 месяцев текущего года, рост составил 17%, 992673 реализованных автомобилей.
Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
«Июль не принёс фундаментальных изменений. Рынок продаж продолжил восстановление с комфортным для себя двузначным показателем уже 15-й месяц подряд. Основным драйвером роста остается позитивная тенденция в росте доверия потребителя, подталкивающая его, наконец, сменить свой старый автомобиль на новый».
АвтоВАЗ, в июле, снова смог удержать лидерство, реализовав 29389 автомобилей LADA, что на 11% выше показателя годичной давности. Второе место по объему продаж заняла KIA – реализация 18508 машин (+14%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку сохраняет Hyundai с показателем 14364 проданных автомобиля, что на 20% больше по сравнению с прошлым годом. Далее следует Renault – автомобили этой марки выбрали 10518 покупателей (-4%). Замыкает пятерку лидеров Toyota, чьи продажи составили 9737 машин (+22%).
В ТОП-10 самых продаваемых марок по итогам июля также вошли Volkswagen (8611 шт., +19%), Skoda (6616 шт., +25%), Nissan (5961 шт., +4%), ГАЗ (5068 шт., +6%) и Ford (3868 шт., -6%).
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в России, за июль 2018\2017 и период январь-июль 2017\2018. По данным АЕБ.
МАРКА | ИЮЛЬ | ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ | ||||
2018 | 2017 | % | 2018 | 2017 | % | |
Lada | 29 389 | 26 502 | 11% | 199 273 | 166 733 | 20% |
KIA | 18 508 | 16 187 | 14% | 129 722 | 101 376 | 28% |
Hyundai | 14 364 | 11 952 | 20% | 101 399 | 82 540 | 23% |
Renault* | 10 518 | 10 982 | -4% | 81 362 | 71 816 | 13% |
Toyota* | 9 737 | 7 986 | 22% | 56 831 | 51 881 | 10% |
VW | 8 611 | 7 239 | 19% | 56 769 | 46 866 | 21% |
Škoda | 6 616 | 5 307 | 25% | 42 955 | 34 008 | 26% |
Nissan | 5 961 | 5 717 | 4% | 42 998 | 40 925 | 5% |
ГАЗ ком.авт. | 5 068 | 4 790 | 6% | 32 163 | 29 843 | 8% |
Ford | 3 868 | 4 104 | -6% | 29 533 | 26 011 | 14% |
Mitsubishi | 3 539 | 1 527 | 132% | 23 642 | 10 238 | 131% |
Mercedes-Benz | 3 111 | 3 065 | 2% | 21 615 | 20 791 | 4% |
BMW | 2 907 | 2 350 | 24% | 19 896 | 16 921 | 18% |
УАЗ* | 2 726 | 2 802 | -3% | 20 261 | 21 212 | -4% |
Mazda | 2 567 | 2 140 | 20% | 16 829 | 13 191 | 28% |
Chevrolet | 2 004 | 2 483 | -19% | 16 531 | 17 372 | -5% |
Lexus | 1 966 | 1 938 | 1% | 13 473 | 12 515 | 8% |
Datsun | 1 427 | 1 950 | -27% | 9 999 | 12 845 | -22% |
Lifan | 1 315 | 1 298 | 1% | 8 667 | 8 450 | 3% |
Audi | 1 272 | 1 302 | -2% | 8 646 | 9 710 | -11% |
Land Rover | 671 | 719 | -7% | 5 108 | 5 276 | -3% |
Peugeot* | 594 | 408 | 46% | 3 549 | 2 623 | 35% |
VW ком.авт. | 570 | 565 | 1% | 4 120 | 3 760 | 10% |
Subaru | 563 | 443 | 27% | 4 200 | 2 976 | 41% |
Suzuki | 521 | 353 | 48% | 2 890 | 2 392 | 21% |
Volvo | 496 | 484 | 2% | 3 628 | 3 642 | 0% |
Mercedes-Benzком.авт. | 474 | 419 | 13% | 3 737 | 3 168 | 18% |
Honda | 433 | 104 | 316% | 2 620 | 583 | 349% |
Porsche | 409 | 386 | 6% | 2 553 | 2 342 | 9% |
Chery | 404 | 484 | -17% | 3 329 | 3 109 | 7% |
Infiniti | 351 | 399 | -12% | 2 496 | 3 031 | -18% |
Zotye | 281 | 58 | 384% | 1 491 | 527 | 183% |
Citroёn* | 278 | 413 | -33% | 2 423 | 2 419 | 0% |
Haval | 259 | 140 | 85% | 1 414 | 1 009 | 40% |
Geely | 217 | 226 | -4% | 1 268 | 1 311 | -3% |
MINI | 208 | 149 | 40% | 1 310 | 843 | 55% |
Jaguar | 204 | 148 | 38% | 1 327 | 1 353 | -2% |
Changan | 184 | 95 | 94% | 887 | 832 | 7% |
Genesis | 148 | 48 | 208% | 826 | 563 | 47% |
Jeep | 135 | 102 | 32% | 820 | 849 | -3% |
FAW | 125 | 48 | 160% | 851 | 278 | 206% |
DFM | 119 | 45 | 164% | 749 | 310 | 142% |
Iveco* | 85 | 27 | 215% | 331 | 203 | 63% |
Cadillac | 62 | 65 | -5% | 592 | 791 | -25% |
FIAT* | 48 | 159 | -70% | 789 | 1 182 | -33% |
Isuzu* | 42 | 80 | -48% | 386 | 397 | -3% |
smart | 38 | 97 | -61% | 564 | 435 | 30% |
HTM | 21 | 6 | 250% | 62 | 77 | -19% |
Hyundaiком.авт. | 18 | 9 | 100% | 174 | 62 | 181% |
Brilliance | 14 | 12 | 17% | 97 | 107 | -9% |
SsangYong | 4 | 6 | -33% | 80 | 76 | 5% |
Chrysler | 2 | 1 | 100% | 39 | 6 | 550% |
Ravon | 0 | 1 275 | - | 5 184 | 6 221 | -17% |
Foton * | n/a | 50 | - | 215 | 174 | 24% |
Baw | - | 12 | - | - | 85 | - |
Итого | 143 452 | 129 656 | 992 673 | 848 256 |
25 самых продаваемых автомобилей в РФ по моделям за июль 2018/2017 гг. По данным АЕБ.
МОДЕЛЬ | БРЕНД | ИЮЛЬ | |||
2018 | 2017 | шт. | |||
1 | Vesta | Lada | 8 991 | 6 491 | 2 500 |
2 | Rio | KIA | 7 801 | 8 456 | -655 |
3 | Granta | Lada | 7 599 | 8 134 | -535 |
4 | Polo | VW | 5 618 | 4 014 | 1 604 |
5 | Solaris | Hyundai | 5 351 | 6 951 | -1600 |
6 | Creta | Hyundai | 5 309 | 3 202 | 2 107 |
7 | Largus | Lada | 3 617 | 3 021 | 596 |
8 | Camry | Toyota | 3 364 | 2 985 | 379 |
9 | XRAY | Lada | 3 312 | 2 493 | 819 |
10 | Duster | Renault | 3 036 | 3 171 | -135 |
11 | RAV 4 | Toyota | 2 988 | 2 673 | 315 |
12 | Sandero | Renault | 2 877 | 2 549 | 328 |
13 | Sportage | KIA | 2 791 | 2 138 | 653 |
14 | Rapid | Škoda | 2 779 | 2 503 | 276 |
15 | 4x4 | Lada | 2 453 | 2 463 | -10 |
16 | Logan | Renault | 2 392 | 2 644 | -252 |
17 | Tiguan | VW | 2 242 | 2 134 | 108 |
18 | Soul | KIA | 2 044 | 1 202 | 842 |
19 | Tucson | Hyundai | 1 971 | 534 | 1 437 |
20 | NIVA | Chevrolet | 1 943 | 2 416 | -473 |
21 | Outlander | Mitsubishi | 1 889 | 1 131 | 758 |
22 | Kaptur | Renault | 1 871 | 2 383 | -512 |
23 | Octavia A7 | Škoda | 1 832 | 1 959 | -127 |
24 | KodiaqCKD | Škoda | 1 765 | 0 | 1 765 |
25 | CX-5 | Mazda | 1 730 | 1 662 | 68 |
25 самых продаваемых автомобилей в РФ по моделям за январь-июль 2018/2017 гг. По данным АЕБ.
МОДЕЛЬ | БРЕНД | ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ | |||
2018 | 2017 | шт. | |||
1 | Rio | KIA | 59 359 | 54 614 | 4 745 |
2 | Vesta | Lada | 58 626 | 41 086 | 17 540 |
3 | Granta | Lada | 53 271 | 50 130 | 3 141 |
4 | Solaris | Hyundai | 39 208 | 39 696 | -488 |
5 | Creta | Hyundai | 38 533 | 27 345 | 11 188 |
6 | Polo | VW | 32 584 | 25 732 | 6 852 |
7 | Largus | Lada | 24 606 | 16 708 | 7 898 |
8 | Duster | Renault | 24 326 | 22 980 | 1 346 |
9 | Rapid | Škoda | 19 743 | 16 439 | 3 304 |
10 | XRAY | Lada | 19 700 | 17 946 | 1 754 |
11 | Sportage | KIA | 19 451 | 14 938 | 4 513 |
12 | Sandero | Renault | 18 658 | 16 021 | 2 637 |
13 | Logan | Renault | 18 511 | 15 978 | 2 533 |
14 | 4x4 | Lada | 17 824 | 15 488 | 2 336 |
15 | Tiguan | VW | 17 821 | 14 182 | 3 639 |
16 | Kaptur | Renault | 17 460 | 16 524 | 936 |
17 | Camry | Toyota | 17 248 | 16 969 | 279 |
18 | RAV 4 | Toyota | 16 411 | 18 689 | -2 278 |
19 | NIVA | Chevrolet | 16 146 | 16 852 | -706 |
20 | Octavia A7 | Škoda | 13 770 | 12 738 | 1 032 |
21 | Outlander | Mitsubishi | 13 218 | 8 465 | 4 753 |
22 | Cee"d | KIA | 12 363 | 9 151 | 3 212 |
23 | Tucson | Hyundai | 12 189 | 5 605 | 6 584 |
24 | X-Trail | Nissan | 11 979 | 11 488 | 491 |
25 | CX-5 | Mazda | 11 949 | 9 689 | 2 260 |
Начавшийся несколько месяцев назад рост рынка продолжился: за месяц дилеры продали 141 084 машины, что на 15% больше, чем годом ранее. За первое полугодие было реализовано 718 529 новых автомобилей - на 7% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.
Пять самых популярных марок увеличили по итогам июня свои продажи более чем на 20%, есть заметный рост и у большинства других брендов. Серьёзно снизился спрос на внедорожники УАЗ и коммерческие машины ГАЗ, отмечено падение у «люксовых» брендов Audi, Jaguar и Mercedes-Benz.
Марка | Количество | Изменение к 2016 году, % | |
1 | Лада | 27396 | +23 |
2 | Kia | 16755 | +31 |
3 | Hyundai | 14677 | +22 |
4 | Renault | 12239 | +21 |
5 | Toyota | 9059 | +28 |
6 | Volkswagen | 8017 | +18 |
7 | Nissan | 6900 | +15 |
8 | Skoda | 5656 | +18 |
9 | ГАЗ | 5175 | -15 |
10 | Ford | 4557 | +24 |
Спустя несколько месяцев « » вновь стала самой продаваемой моделью в России по итогам месяца - прежний лидер рынка, немного сбавил обороты перед скорой сменой поколений. Продажи седана не столь высоки, как год назад, но увеличились по сравнению с маем этого года, благодаря чему «кореец» обогнал в рейтинге « ». Покупатели вновь начали проявлять интерес к « » - универсал после долгого перерыва вернулся в десятку лидеров рынка.
Продажи новых автомобилей в России в июне 2017 года
Модель | Количество | Изменение к 2016 году, % | |
1 | Лада Гранта | 8552 | +18 |
2 | Kia Rio | 8032 | -7 |
3 | Hyundai Solaris | 7485 | -14 |
4 | Лада Веста | 6609 | +29 |
5 | Hyundai Creta | 4012 | - |
6 | Renault Duster | 3923 | +1 |
7 | Volkswagen Polo | 3630 | +1 |
8 | Toyota RAV4 | 3567 | +77 |
9 | Лада Ларгус | 3236 | +14 |
10 | Toyota Camry | 3156 | +6 |