Правила работы с тахографом в городе. Все что вы хотели знать о работе по тахографу, но стеснялись спросить

Практически каждый водитель знает, как пользоваться тахографом. Бортовой самописец выполняет ряд полезных функций, включая запись параметров движения транспорта, а так же фиксацию соблюдения режимов труда и отдыха водителей.

Полученные данные записываются на карту водителя и в память цифрового тахографа. В 2013 году вступил в силу закон по которому все транспортные средства массой свыше 3,5 тонн, осуществляющие коммерческие перевозки должны быть оснащены устройствами по контролю режима труда и отдыха водителей, а для невозможности корректировки данных в состав такого устройства необходим блок криптографической защиты информации СКЗИ.

Назначение и функционал

Езда по тахографу является средством защиты участников дорожного движения от возможных ДТП с участием грузового транспорта. Устройство контролирует средние и максимальные скорости, а так же время, когда водитель должен быть сменен.

Поэтому использование тахографов в России получило такое распространение, особенно на коммерческих машинах, перевозящих габаритные и опасные грузы. Работа водителя по тахографу может быть проверена. Данные техники имеют высокий уровень защиты, они не поддаются корректировке, благодаря наличию блока СКЗИ.

Движение по тахографу решает следующие задачи:

  • существенное повышение безопасности;
  • увеличение ресурсов шин, двигателя, тормозных систем;
  • возможность несанкционированной поездки полностью исключается;
  • возможность объективно оценить профессиональные качества водителя;
  • свободные перевозки в зарубежные страны;
  • правовая защита водителя.


Режим работы дальнобойщика по тахографу полностью себя оправдывает. Статистика за 10 лет приводит следующие факты:

  • транспорт с тахографом попадает в ДТП на 24% реже;
  • ДТП с летальным исходом снизились на 58%;
  • межаварийный интервал увеличился в 3 раза.

Принцип работы:

Внешний вид устройства напоминает обычную магнитолу. В основе каждой модели лежат:

  1. печатающее устройство;
  2. экран;
  3. приёмник карт для тахографа.


В зависимости от технических характеристик тахографа, его составляющие могут дополняться. Основной поток информации устройство берет из закодированного датчика, который находится на коробке передач. Дополнительным источником получения данных о скорости движения является ГЛОНАСС/GPS приемник. Если транспортное средство движется, основными сведениями будет скорость и пробег. Все данные передаются на карту водителя и в память цифрового тахографа.

Калибровка – что это и когда она нужна?

Правила использования тахографа подразумевает периодическую (1 раз в 2 года) калибровку устройства. Основной целью процедуры является выставление коэффициентов таким образом, чтобы данные со спидометра соответствовали информации на экране тахографа.

В каких случаях проводится калибровка цифрового тахографа:

  1. во время первой установки устройства в автомобиль;
  2. при отображении на часах транспорта погрешности измерения;
  3. при выполнении ремонтных работ и замены комплекта резины;
  4. при повреждении пломбы техники;
  5. спустя 2 года после последней калибровки.

Тахограф: режим труда и отдыха


Трудовые режимы тахографа не должны превышать 9 часов работы водителя. Время вождения может быть увеличено два раза за неделю до 10 часов. Общее количество рабочих часов за 2 недели не должно быть более 90 часов.

После того, как водитель управляет автомобилем 4,5 часа ему необходимо сделать перерыв на 45 минут. Водитель может устраивать несколько перерывов на протяжении 4, 5 часов работы, однако их совокупное время не должно превышать 45 минут.

Водитель, знающий как пользоваться тахографом, должен соблюдать режим сна не менее 11 часов в сутки. Водитель может сократить время сна до 9 часов трижды в неделю при условии, что ему будет оказана соответствующая компенсация.

Пользование устройством – инструкция:

  1. в устройство вставляется индивидуальная карта водителя;
  2. после установки карты заполняется графа о том, в каком режиме только что находился водитель;
  3. начало движения транспортного средства;
  4. в случае остановки транспорта, водителю необходимо проверить текущий режим устройства;
  5. после того, как смена водителя подошла к концу, он должен быть подменён напарником.

Для печати данных водителю необходимо зайти в главное меню кнопкой «Ок». Функция «Печать» расположена в вверху списка. Далее нужно выбрать по каким данным осуществлять печать: по данным авто или по карте водителя. Более детальная информация о том, как пользоваться тахографом, представлена на видео

В начале рабочего дня водитель грузового автомобиля или автобуса обязан активизировать запись регистрируемых данных, вставив личную карту в специальный слот цифрового контрольного устройства. Помимо общих правил пользования тахографом, водитель также обязан знать (и соблюдать) установленное время работы и отдыха. В обратном случае, при первой инспекции ГИБДД, нарушителю режима грозит материальное взыскание от 3 до 10 тысяч рублей.

Время работы и отдыха регулируется Приказом Минтранса РФ (от 20 августа 2004 года), утвердившим «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Содержание данного документа условно можно разбить на две части – это общие сведения о действии Приказа и установленные им временные нормативы рабочего дня водителя. Рассмотрим основные пункты Положения по порядку.

Основные положения Приказа (пункты 1-5)

Основные положения документа указывают на роли участников автотранспортной отрасли и зоны их ответственности.

Во-первых, это водители-участники грузовых и пассажирских перевозок на территории России: утверждённый Приказ устанавливает нормативы режимов труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих компаниям (ведомствам, частным предпринимателям) любых организационных форм (и трудоустроенных по договору). Закон не регулирует время работы и отдыха водителей, обслуживающих международные маршруты, а также сотрудников вахтового метода.

И, во-вторых, сами компании-владельцы действующего автопарка. Именно на последних и накладывается основная ответственность за соблюдение/несоблюдение режимов труда и отдыха водителей при использовании тахографа. А именно:

  • Организацию режимов труда и отдыха водителей осуществляет сам работодатель, но совместно с представительным органом водителей (выборный уполномоченный от сотрудников организации, глава профсоюзов, кооперативов, советов рабочих, любых других форм коллективного самоуправления, представляющий интересы рабочих на предприятии), либо по согласованию с этим представителем, в случаях действия коллективных соглашений и договоров;
  • работодатель ОБЯЗАН следовать всем пунктам данного «Положения» при формировании индивидуальных графиков работы (смен) водителей. Общие расписания автобусов и автомобилей предприятия, должны также разрабатываться с учётом и на основании «Положения»;
  • графики смен водителей на линии формируются работодателем ежемесячно; водитель должен быть ознакомлен с ними заранее, как минимум за месяц до исполнения;
  • график работы устанавливает время начала смены, её окончания и продолжительности, время отдыха и перерывов на питание в течение рабочего дня, время отдыха после смены (междусменного отдыха) и по окончании рабочей недели (еженедельного отдыха);
  • все графики утверждаются только по соглашению представительного органа сотрудников.

Наконец, все спорные вопросы, или вопросы, неучтённые в официальном Положении, регулируются общим законодательством РФ в области труда (Трудовой кодекс России).

Рабочее время водителей

Пункты №6-23 регулируют порядок организации рабочего времени водителей. Сразу следует отметить, что термин «рабочее время» является собирательным и отлично от «времени управления автомобилем». Все периоды, составляющие рабочее время по данному Положению, будут перечислены ниже.

Ясно, что, как и любой трудящийся, водитель обязан соблюдать правила внутреннего распорядка компании и выполнять обязанности сотрудника по должностной инструкции. Работодатель, в свою очередь, обязан соблюдать норму рабочих часов в неделю – эта цифра не может превышать 40 часов в неделю, установленных для всех трудящихся по ТК РФ.По пятидневному графику рабочей недели, полная смена составляет 8 часов. И 7 часов рекомендованы как дневная норма для водителей, имеющих один выходной день при шести рабочих.

Если же по производственным причинам работодатель не может установить нормальную продолжительность рабочей смены, то вводится суммированный учёт, с увеличением учётного периода до 1 месяца, или больше, вплоть до полугода (например, при сезонных перевозках пассажиров в местах отдыха, курортных зонах). Суммированный учёт рабочих часов, соответственно, должен держаться в пределах нормы для данного расчётного периода. Суммированный учёт вводится работодателем по согласованию с полномочным представителем сотрудников.

Время работы при суммированном учёте

Норма смены при суммированном учёте – не более 10 часов. Однако допускается её увеличение до 12 часов в следующих случаях (пункты №10-12 «Положения о режиме труда и отдыха водителей»):

  • междугородние перевозки (когда есть необходимость завершить полный маршрут и/или добраться до ближайшего места отдыха); если же маршрут невозможно завершить за 12 часов, то работодатель обязан назначить на рейс сменщика (второго водителя);
  • для регулярных пригородных/городских маршрутов (согласованно с представителем сотрудников);
  • а также для водителей, занятых в перевозках для здравоохранительных и других муниципальных учреждений (аварийных служб, коммунальных организаций, служб телеграфной, телефонной, почтовой связи), а также в технологических перевозках (внутризаводских, внутрикарьерных и внутриобъектных), без выезда на дороги общего пользования, и для водителей легковых авто (органов государственной и муниципальной власти, других руководителей)

В последнем случае на время, проведённое за рулём,полагается ТОЛЬКО 9 часов из установленных 12-ти.

Перерыв между частями одной смены

Далее, согласно пункту №13, для водителей, осуществляющих городские, пригородные, либо междугородные автобусные перевозки, раб. день может быть поделён на две смены, при условии их согласия, подкреплённого согласием представителя сотрудников предприятия, и на основе соответствующего нормативного акта. Перерыв полагается, в данном случае, по истечении 4-го часа управления (и не позднее). Продолжительность перерыва – до 2-х часов.

При введении перерыва сохраняется 8-ми часовой рабочий день (или семичасовой при шестидневной раб. неделе). 10-часовой раб. день устанавливается для суммированного учёта; и 12 часов при исключениях, перечисленных выше (пункты 10-12 «Положения»).

Перерыв происходит непосредственно на месте дислокации или в месте, специально отведённом для простоя автобусов с соответствующим оборудованием для отдыха. Перерыв разделяет две части рабочей смены – его время не засчитывается сотруднику как рабочее (не оплачивается).

Ненормированный рабочий день

В пункте №14 обговариваются условия ненормированного рабочего дня: устанавливается для водителей легковых авто, а также водителей, обслуживающих экспедиции и изыскательные мероприятия (геологоразведочные, топографо-геодезические) в полевых условиях. Решение должно быть согласованно с представителем интересов водителей на предприятии.

Периоды рабочего времени

Рабочий день водителя делится на периоды (в данном списке указаны подпункты в соответствии с «Положением»):

а) время, проведённое непосредственно за рулём автомобиля – время управления;

б) время перерывов на отдых от управления авто;

в) подготовительно-заключительные работы (предшествующие выезду и завершающие маршрут);

Мастерские по тахографам

г) проведение медосмотра;

д) время простоев по плану (посадка/высадка пассажиров, погрузка/отгрузка грузов и т.д.;

е) время незапланированных простоев (пробки, ремонтные работы, автоинспекции);

ж) время работ по устранению неполадок ТС, возникших во время смены и не требующих разборки/сборки механизмов;

з) время охраны ТС и груза, если таковые полномочия являются обязательными по должностной инструкции (Трудовому договору или контракту);

и) время перерыва от управления автомобилем при наличии второго водителя на данном рейсе;

к) другое время, если оно предусмотрено законодательством РФ.

Нормативы рабочего времени

Период рабочей смены

Норматив

Время управления ТС (пункт «а»)

в течение одной смены, при нормальном графике работы

не > 9 часов

перевозка пассажиров по горной местности, с использованием ТС длиной более 9,5 метра, а также при транспортировке крупногабаритных грузов (тяжеловесных, длинномерных)

не > 8 часов

суммированный учёт рабочего времени

возможно увеличение до 10 часов

не чаще 2-х раз в неделю

общее время за рулём ТС за две недели не более 90 часов

Отдых от управления ТС (пункт «б»)

не < 15 мин после 3 часов вождения

каждые последующие 2 часа

в случае совпадения времени перерыва и времени отдыха и питания

перерыв (дополнительный) не предоставляется

Подготовительно-заключительные работы (пункт «в»)

Медицинский осмотр

(пункт «г»)

время и состав устанавливаются работодателем совместно с представителем сотрудников

Время охраны ТС и груза (пункт «з»)

один водитель на рейс

время устанавливается работодателем совместно с представителем сотрудников;

время засчитывается как рабочее, в размере не меньше 30%;

два водителя на рейс

время охраны груза и ТС засчитывается как рабочее только одному из них

Время перерыва от управления автомобилем при наличии второго водителя на данном рейсе (пункт «и»)

время засчитывается как рабочее, в размере не менее 50%; продолжительность сменного отдыха устанавливается работодателемсовместно с представителем сотрудников


Все сверхурочные работы исполняются по статье №99 ТК РФ.

Время отдыха водителей

Период рабочей смены

Норматив

Ежедневный перерыв для отдыха и питания

обычный график

середина рабочей смены

до 2-х часов

смена продолжительностью более 8 часов

допускается два перерыва

общая продолжительность перерыва – от 30 минут до 2-х часов

Ежедневный междусменный отдых

подсчёт производится суммировано со временем на отдых и питание во время одной смены

не менее двойной продолжительности одной рабочей смены (предшествующей отдыху)

суммированный учёт времени работы водителей

не меньше 12 часов

суммированный учёт + междугородные маршруты

не меньше продолжительности прошедшей рабочей смены

суммированный учёт + междугородный маршрут + наличие второго водителя

не меньше половины продолжительности прошедшей рабочей смены (дополнительно увеличивается время отдыха по возвращении с междугороднего рейса)

Еженедельный отдых

обязательное условие – еженедельный отдых предшествует или следует за междусменным отдыхом

не менее 42 часов

суммированный учёт режима работы и отдыха водителей

Выходные дни скользящие, устанавливаются в разные дни недели, с учётом расписания рейсов

кол-во выходных дней не может быть меньше кол-ва полных рабочих недель месяца

суммированный учёт + междугородный маршрут

время на еженедельный отдых может быть сокращено

не менее 29 часов в неделю

и не менее 42 часов за весь учётный период (время на отдых, не предоставленное в течение одной недели, обязательно компенсируется в течение полного учётного периода)

Выход водителя на смену в его выходной день (по графику)

возможен в случаях, предусмотренных по статье №113 ТК РФ

необходимо письменное соглашение обеих сторон

Выход водителя на смену в праздничные дни

возможен в случаях, предусмотренных по статье № 112 ТК РФ (при нормальном учёте раб. времени)

при суммированном учёте – выход в праздничные дни включается в график работы водителя (не компенсируется)

С 1 апреля 2013 года в России вводится в действие Приказ Минтранса, который обязывает установку тахографов, на грузовые автомобили категорий «С» и «Е», и междугородные автобусы. Ожидать что перевозчики встретят нововведение с распростертыми объятиями было бы глупо, но существует старая римская поговорка: «Dura lex, sed lex», что в переводе значит «Суров закон, но это закон». Я тоже не собираюсь переводить разговор в плоскость обоснованности принятия закона. Считаю, что это делом профсоюзов, общественных организаций и прочих «буйных голов», которые просто обязаны отстаивать наши с вами права. Сегодня мы проведем небольшой ликбез по теме тахографов, тем более что для этого представился прекрасный повод. На форуме «Блога Дальнобойщик» водитель международник со стажем, пишущий под ником «Крымчанин» поднял тему, и добровольно вызвался ответить на возникающие у читателей вопросы (). Поскольку форум находится в стадии развития и отстает по посещаемости от сайта, я решил вынести «горячую» тему на обсуждение. Внимательно читаем материал, не стесняемся, задаем вопросы, поскольку в скором времени это коснется буквально каждого водителя дальнбойщика. Итак, своим опытом делится «Крымчанин».

Здравствуйте Валерий! На главной страничке вашего блога появилась информация о работе с цифровым тахографом и положение о режиме труда и отдыха водителей. Прочел сейчас на блоге эти положения и не могу не вставить свои комментарии, тем более, что с цифровой тахой отработал 5 лет, а с шайбами поболее. Имею, так сказать, практический опыт, закреплённый неоднократными штрафами, весьма ощутимо бьющими по карману. А каково новичку? Постараюсь изложить всё понятным, человеческим языком. Очень хотелось бы, чтобы задавались вопросы, не осталось равнодушных, ведь незнание законов не освобождает от ответственности.

Начну с самого начала: что такое рабочая неделя? Рабочая неделя начинается, по конвенции, с 00.00 часов в понедельник, а заканчивается в 24.00 в воскресенье. Здесь есть такой нюанс: циф. таха пишет время по УТС, то есть по универсальному времени, которое отличается от времени континентальной Европы на 2 часа летом и на 1 час зимой. Это время будет и на распечатках, хотя время на компе авто ваше по желанию. Сделали так для того, чтобы охватить, без переустановки времени, все страны Европы, даже находящиеся на запад от нулевого меридиана, то есть за Гринвичем. Надо всегда помнить, что ваше время и время на распечатках отличаются. В России разница будет тем больше, чем дальше от Гринвича. Приведу пример: начинать движение в понедельник надо с 00.00 часов, но по УТС, а не по вашим часам. Это будет в Европе летом с 2.00 ночи. За нарушение, будьте любезны, оплатите штраф! Кроме того, приехав на замену и вставив карточку, вы обязаны сделать паузу не менее 9 часов, только затем начинать работу.

Обязательно при себе иметь справку об отпуске установленного образца, если вы не можете предъявить шайбы за последние 28 дней. Пауза на чипе, хоть и полгода, доказательством вашего отпуска не является. За нарушение, будьте любезны, штраф! Далее … Рабочие сутки – это 24 часа от момента вашего трогания с места, даже если вы через 5 минут стали, например из-за пробитого колеса.В эти 24 часа должен входить и ваш ежедневный отдых. Запомните! Как только вы тронулись с места и заработала таха – время пошло! Теперь за 24 часа не более 9 часов в движении, допускается два раза в неделю не более 10 часов. Непрерывное движение разрешается не более чем 4, 5 часа, затем пауза не менее 45 минут, которую можно разделить на две – из них вторая не менее 30 минут. Запомните, что первая пауза, будь она хоть 40 минут, должна укладываться в 4,5 часа.

Например вы проехали 2 часа, затем на паузе минут 30 пили кофе. Затем вы можете двигаться не более 2 -х часов и отдыхать не менее 30 минут.Ежедневный отдых должен быть не менее 9 часов, а два раза в неделю не менее 11 часов. В неделю разрешается работать не более 6 циклов работа- отдых. Ещё нюансик! На тахографах старых образцов после остановки мотора и выключения зажигания таха становится автоматически на молоточки, а не на паузу. Включать режим паузы надо нажатием кнопки. По невнимательности можно на молоточках и 9 часов отстоять вместо паузы. Символ молоточков означает,другие работы, не связанные с движением. Например ремонт или заправка машины. Как то я менял перегоревшую лампочку на паркинге в Германии, а таха стояла на паузе. Проезжавшие мимо БАГГи, черт их принёс, очень любезно выписали штраф. В неделю разрешается работать, я имею ввиду работу именно в движении, не более 56 часов. За две любые, следующие друг за другом недели, не более 90 часов.

Например: если за неделю вы отработали 56 часов то на следующей неделе вам осталось, до еженедельного отдыха, 34 часа работы. Столько же часов работы должно быть у вас и на предыдущей неделе! Еженедельная пауза должна быть не менее 45 часов. Разрешается один раз за две, следующих друг за другом недели, сокращать отдых до 24 часов, но не менее, с последующей компенсацией до конца третьей недели, следующей за этим сокращением. Компенсированное время можно добавлять к еженедельному отдыху или к ежедневному не менее 9 часов. Например: первые выходные вы отдыхали 45 часов, на следующей неделе сократили до 35 часов. Значит вам надо компенсировать 10 часов в ближайшие три недели. Можно сделать паузу на выходные 55 часов или к ежедневному отдыху 9 часов добавить эти 10, то есть отдохнуть 19 часов.

Запомните братцы, что штрафы за переработанное вами время не идут ни в какое сравнение со штрафами за нарушение режима отдыха. Проще говоря не выезжайте не отстояв положенное время. Если должна быть пауза 45 часов, то ни в коем случае не 44. Этот час или даже полчаса вам не принесёт ничего, кроме убытков и довольно существенных.По собственному опыту знаю. Бывают случаи, когда соблюдение положений ЕСТР невозможно или опасно для вас и груза. В таких случаях предусмотрено, в той же конвенции,отступление от правил, с последующей распечаткой и объяснением случившегося. Например: вы не отстояли положенные 9 часов паузы, а полиция или охрана стоянки настойчиво просят удалиться. Переезжаете на другой паркинг, сразу же делаете распечатку, в которой указываете причину нарушения. Так было со мной неоднократно и ни разу я не был оштрафован.

Немного из личного опыта. Я стараюсь выезжать пораньше, так как в Европе проблемы с парковкой. После 18-00 , 19.00 трудно найти свободное место. Работаю три по три часа с двумя паузами. Такой режим позволяет полнее отрабатывать рабочее время, не так устаёшь, не боишься переработки. Подъезжая к большому городу, стараюсь сделать паузу,несмотря на отработанное время, так как возможны пробки. Когда приезжаю на разгрузку делаю паузу 45 минут, если время на исходе, а затем иду в офис с документами. Ведь возможно сразу разгрузят и кышнут с территории, а где потом отстояться? Если горная, незнакомая местность перепроверяю маршрут на лэптопе, не стоит слепо доверять GPS. С утра записываю данные с тахографа – время отработанное за две недели. Для того, чтобы реже делать распечатки. Благо цифровой тахограф это пишет. Вообще надо взять за правило – записывать время начала движения, паузы, время начала ежедневного отстоя.

Каждый день с утра надо вводить в тахограф страну местности начала движения, а вечером страну окончания работы. Очень важно не забывать делать это в Испании. Там же, кроме страны, обязательно надо вводить символ региона. За это нарушение испанцы штрафуют и довольно ощутимо. В других странах Европы на такие нарушения смотрят сквозь пальцы. Если предстоит поездка на пароме или по железной дороге разрешается 2 раза прерывать ежедневный отдых, для въезда и выезда. Суммарное время для этого не более часа. Если вы попали на проверку тахографа, не забывайте ставить его на это время на молоточки. Как то был наказан за это в Швеции. Если у вас есть распечатки с вашими нарушениями, предъявляйте их сразу инспектору. Не ждите, чтобы он сам обнаружил нарушение. Старайтесь, чтобы у вас каждый день было, как минимум полчаса, час работы на молотках.

Зачастую бывает так, что у неопытных водителей только работа и пауза на распечатках. Отсюда вполне логичный вопрос инспектора, А вы, уважаемый, когда нибудь заправляетесь, грузитесь-выгружаетесь? , И, как следствие, вполне возможен штраф при чистых шайбах. Никогда не пользуйтесь магнитом. Время его прошло безвозвратно. Сейчас и датчики выпускают какие то керамические,что магнит не берёт, да и техника у проверяющих работу на магните безошибочно определяет. Сам года три назад в этом убедился. Вообще, на мой взгляд, надо памятник поставить изобретателю тахографа. Насколько легче стало работать. Никто не заставляет пахать сутками напролёт. Есть время для полноценного отдыха, посмотреть фильмы, заняться спортом. Да, не удивляйтесь, многие молодые ребята с нашей фирмы возят с собой гири, гантели, даже велосипеды. Конечно внедрение ЕСТР на просторах России проблематично. Мне кажется, что некоторые пункты надо бы изменить под российскую реальность, особенно на супердальних маршрутах.



Поделиться