Что нужно знать водителю, отправляясь в поездку на дальнее расстояние? Езда на большие расстояния. Советы водителям

Водитель дальнобойщик - интересная профессия и романтика и опасность, причем здесь автотуризм спросите вы? А при том, что водитель дальнобойщик покрывает многие км дорог за световой день играючи и с максимальной скоростью 90км/ч, а перед автотуристом стоит задача проехать и отдохнуть. Как не превратить руление в труд и отдыхать за рулем я и попробую рассказать на личном гражданском и не только опыте, опыте друзей и знакомых…

Начну с того, что не претендую на истинность и на звание гуру или профессора вождения, более того я даже не считаю себя профессиональным водителем.

Одиночка

Измените посадку за рулем, ехать на дальние расстояния в городской позе не лучший выбор. Следует немного больше отодвинутся от руля и немного больше откинуть спинку, зеркала следует перестроить так чтобы видеть шире и немного выше (в городе как правило страются смотреть уже и ниже). Оптимальная посадка когда ноги не висят, а руки не лежат и не тянутся к рулю, спина не напрягается. Каждому свое, однозначен лишь факт что поехав как есть - вы скорее всего быстро устанете, прислушивайтесь к своему телу первые сотни км и старайтесь ему угодить, иногда достаточно «одного щелчка» регулировки чтобы стало удобно.
Проверьте давление в шинах, и лучше бы оно было чуть выше чем обычно (на 0,1-0,2) снизится расход и повысится острота реакции машины на руль, хотя конечно мелкие неровности станут ощутимее.
Посмотрите маршрут, мысленно или на бумаге выделите контрольные точки (поможет соориентироваться по указателям).

Если предстоит ехать 1000-1200 км разбейте путь на отрезки 200-300 км и возьмите за правило делать остановки через эти промежутки - покурить, гигиена, заправка, питание. Не стоит сводить это воедино (вот сейчас еще чуть чуть и точно заедем на АЗС, заправимся, поедим, отдохнем...), останавливаясь с одной целью вы тратите 5-10 минут, комплексная же остановка отнимет 30-50 минут, за это время вас обгонят все те тихоходы которых вы обгоняли ранее и вам придется рисковать снова.
Выезжать далеко лучше до рассвета или вместе с ним 5:00-6:00, первую пару часов вы будете зевать, но спать не будете точно.

Вставать на ночлег следует не позднее 21-22:00 иначе толком не отдохнете, но если цель побольше проехать, то рядом с вами должен сидеть тот, кто выспался ранее и непрестанно следит за вами (разговариает на интересные темы (с)tutukata).
Сигнал к 100% прекращению движения - снижение скорости, если водитель теряет бдительность из-за усталости он подсознательно снижает скорость на 10-15%, а также начинает двигаться более прямолинейно (при движении по прямой) обычно мы движемся немного подруливая (это в нас полушария борятся:)), а в случае усталости мы подсознаетльно фиксируем руль в одном положении и лишь изредка спохватившись что уже почти обочина или середина дороги решительно поправляем траекторию.

Противодействие сну у всех разные, но наиболее универсально - жуйте, пейте! грызите орехи, пейте негазированную воду - пока работают челюсти и желудок уснуть сложно, а вот курить и есть шоколад не стоит, нехочется спать только пока сигарета в зубах, а шоколад вырабатывает гармоны счаться, под которые хочется спать (не налегайте на обычную еду типа бутербродов и с другими объектами жевания не переусердствуйте! если организм насытится вы уснете для лучшего пищеварения).
Музыка может как мешать спать так и усыплять(даже хэвиметал отличная колыбельная для уставшего мозга), лучшая музыка в ночи это тишина - в цивилизованных странах основная и важная разметка «шершавая» наедете, услышите и почувствуете, но если врубить музыку то уже нет…
Как бы хорошо вы себя не чувствовали с 3 до 5 часов ночи - СПАТЬ, это мертвое время!!! как минимум один раз «на минутку» в этот промежуток уснет любой, даже если он несколько лет страдает бессоницей. Но еще есть опасные часы днем - когда усталость легко возьмет свое 11-12 и 17-18, это также следует из графика движения 2-3 часа за рулем без перерыва легко, 5-6часов без перерыва уже сложнее и начнет клонить в сон, осановитесь, сделайте что-то иное (просто погулять и попрыгать вокруг машины поможет минут на 10-30). Помните - устает не тело, устает мозг, дайте ему другие задачи или отдых (30-60 минут сна)!
Максимальную скорость следует держать на отметке 100-130км/ч (на границе разрешенной) это оптимально и с точки зрения времени в пути и с точки зрения расхода и напряжения за рулем.
Когда мы на двух машинах проехали 2800км от Новосибирска до Самары за 28 часов (две остановки на сон по 2 часа каждая) я курил, и для того чтобы покурить мы останавливались через 150-200км 1-5минут и снова в путь, но то была гонка со временем и мы ее выиграли.

Группа

Движение группой одна из сложнейших задач в дороге и самая распространенная ошибка (новички ориентируются на фуры) идти непрерывной колонной - НЕНАДО.
Во-первых, сами фуры не идут колонной, а то что вы догнали вереницу фур на трассе говорит лишь о том что те кто сзади не могут обогнать переднего, а связь между фурами идет по радио (кстати рекомендую обзавестись, на территории РФ вещь просто волшебная, но не пользуйтесь ей при маленьких детях - дальнобойщики суровы в выражениях:) через то же радио можно например попросится у больших братьев пропустить, тогда они могут вам помочь обойти их вереницу).
Во-вторых, движение организованной колонной не может пройти нормально без головной и замыкающей машины сопровождения, а также машин перекрытия с достаточным опытом сопровождения колонны (этому учат и долго), вы или будете растягиваться или наступать друг другу на пятки, а также создавать хаос в местах предстоящих парковок или на перекрестках.
В-третьих, движение даже четко организованной колонной с сопровождением существенно медленне чем одиночными машинами, т.к безопасная скорость движения колонны не более 90км/ч, все что выше чревато массовым завалом при экстренном торможении одной из машин (например выбежавшее под колеса животное).
Отметьте контрольные точки или конечную точку маршрута, разделитесь и езжайте каждый в своем ритме, по прибытии или неприбытии в контрольные точки держите связь посредством телефона, рации, SMS, интернета, разное (если это кафе/гостиница/магазин можно просто через персонал или ресепшен оставить записку).
Основная цель коллективного выезда в дальнее путешествие носит чисто моральный аспект - где-то тут в пределах 0-10часов есть свои и они могут помочь. Также при встрече с ними вы сразу начнете делится горячими впечатлениями и/или узнаете что-то важное и стоящее чтобы на след день сразу посмотреть.
Есть у групповой поездки и еще одно преимущество - экипаж так или иначе опережающий, может сообщить важную информацию - например об огромной пробке на автобане или о том что в таких-то гостиницах нет мест или они дороги, это поможет экипажу нагоняющему изменить маршрут или сэкономить время не заезжая в уже обозначенные отели (что запросто может привести к смене ролями лидера и преследующего), т.к. при движении по одной дороге вы так или иначе будете обращать внимание на одни и те же отели.

Ночлег

Относительно применимая к вождению тема, но тем не менее неотъемлемая его часть. Если вам удалось проехать 1000-1200км за световой день то:
- вы уснете там где сидите (за рулем) и проснувшись в лучшем случае до обеда промаетесь с болями в спине и/или пояснице. Основные плюсы - скорость (встали на парковку, откинули спинку, спите), второй плюс снова скорость (больше 3-4часов в машине вы врядли проспите:))
- разобьете палатку рядом с машиной, гарантированные физические упражнения от 30 и более минут, вполне вероятно что по окончании процедуры спать уже перехочется (где-то еще на полчасика), к тому же утром вас ждут аналогичные упражнения в обратном порядке. Основные плюсы - смена вида деятельности и разминание конечностей, дешевизна, больший комфорт относительно первого способа.
- остановитесь в придорожном отеле, после принятия душа или вообще ванной (и такое встречается, да) вы гарантировано выспитесь и максимально восстановите силы, тем более если дополнить это ужином с горячительными или прохладительными и плотным завтраком. Основные плюсы - ошутимо быстрее чем палатка, но все же медленнее чем в машине (при условии что первый встреченый отель распологал необходимым кол-вом свободных мест и устроил по цене), максимальное восстановление сил и безопасность, также экономия времени на поиск/готовку питания.

Принимаю комментарии и замечания. Дополняйте, внесу в общий текст!


  • Все, что мешает аэродинамике, стоит денег. широкопрофильная резина, не предусмотренная заводом-изготовителем: декоративные спойлеры, "намордники"с ушками на капоте, и прочие безделицы.


  • Исправные тормоза гарантия безопасности. Если автомобиль не новый, тормозную жидкость лучше сразу заменить, со временем она разлагается под воздействием высокой температуры (при работе тормозные механизмы разогреваются) и впитывает влагу из воздуха.


  • Аккумулятор вещь дорогая, от его состояния зависит работа всех частей автомобиля. Уход довольно простой: примерно раз в два месяца проверяйте уровень кислоты в банках, доливать нужно только дистиллированную воду.


  • Если вы обнаружили на вашем автомобиле ослабление кpепления каpтера рулевого механизма - значит, вы здорово разбиваетесь в таких мудреных вещах.


  • Любой водитель со временем привыкает к шуму мотора своего автомобиля, знает звук нормальной работы двигателя. Поэтому изменение звука замечает сразу. Если при работе появился необычный шум, определить, откуда он исходит, несложно.


  • Сколько баек все мы слышали о женщине-водителе? А что вы скажите об автоинструкторе женщине? Я знаю многих женщин, которые отлично водят автомобиль, но многие женщины делают это откровенно плохо, не смотря на солидный стаж.


  • История женщины за рулём начинается ещё на заре автомобильной эпохи. Женщины пытались налаживать отношения ещё с самыми первыми самодвижущимися экипажами, которые даже отдалённо не напоминали современный автомобиль. И надо сказать не без успеха!


  • Последние исследования психологов показывают, что манера Через психологию к безопасному вождению Последние исследования психологов показывают, что манера вожденияавтомобиля во многом зависит от типа темперамента человека.


  • Каждодневное, рутинное вождениеавтомобиля ещё более утолительное занятие, чем спортивное вождение! Для управления автомобилем, нужны опыт, собранность, терпение и внимание. Все эти качества приобретаются и оттачиваются в процессе вождения.


  • Сотрудники одной из именитых московских автошколпровели опрос среди своих учеников. И главный вопрос был: какой самый важный критерий для вас был при выборе автошколы? Ответы обескуражили.


  • За последнее время автомобильный парк в нашей стране многократно вырос. Количество желающих научиться вождениювыросло в той же пропорции. Дабы обеспечить спрос предложениями, автошколыначали расти, как грибы после дождя.


  • Поле того как я сдала экзамены на права мой автоинструктор(замечательный специалист и просто хороший человек) напутствовал меня мудростями из своего водительского опыта. Сейчас, будучи водителем с многолетним стажем, я понимаю на сколько ценные были его советы.


  • Каждый день езжу из загорода в Москву на работу, расстояние примерно тридцать километров. За день на дороге такого насмотришься…Вот накипело и решил написать эту маленькую статью, не думаю что напишу что-то новое, но может кто-то прочитает её увидит свои ошибки и исправиться.


  • 1. Покупайте правильный автомобиль. Двигатель установленный в тяжёлый автомобиль потребляет больше топливо, чем тот же двигатель установленный в лёгкий автомобиль.


  • Сегодня сосуществуют два основных вида коробок передач -механическая и автоматическая. У автоматической коробки есть множество разновидностей -классическая, роботизированная, бесступенчатый вариатор и т.д.


  • Получение водительского удостоверения —не очень сложный, но утомительный и долгий процесс. Как правило, потратить на него приходиться 3-4 месяца, при этом основную долю учебного процесса займет обучение искусству вожденияи правил дорожного движения.


  • Вы собираетесь освоить вождениеавтомобиля, Вы собираетесь сесть за руль или приобрести свой первый автомобиль, тогда эта статья окажется полезна для Вас.


  • Сидя в комфортном салоне своего авто водитель чувствует себя полностью защищенным от «неурядиц внешнего мира». Но при этом автолюбитель во время вождениядолжен быть сконцентрирован только на вождениии на ситуации окружающий машину.


  • Несколько советов по вождению, которые будут полезны начинающим водителям, собравшимся в дальнюю дорогу. Прежде всего при вождениина дальнее расстоянии нужно правильно рассчитать грузоподъёмность вашей машины.


  • Вождение и аварийные ситуации. Вождение автомобиля дело серьёзное и ответственное и относиться к нему нужно соответственно. Но при вождениимогут возникнуть ситуации, когда не всё зависит от водителя.


  • Ваша безопасность при вождении! Сколько уже было сказано о необходимости пристёгивать ремни безопасности при вожденииавтомобиля?! Но пока все эти призывы остаются не услышанными.


  • Вождение ночью. В ночное время аварий со смертельным исходом в три раза больше чем днём. Это общеизвестный факт. Но что служит этому причиной для многих водителей остаётся неизвестной. И не известными остаются эффективные способы вождения в ночное время.

Автомобили , принадлежащие частным владельцам, обычно используются для поездок по городу и пригородным дорогам. В день владельцы этих автомобилей обычно наезжают не более 300 км. Но иногда возникает необходимость в поездке на 1000 и более километров. О том, чем отличается поездка на дальнее расстояние от обычных ежедневных поездок, вы узнаете ниже.

При многокилометровых поездках за день вы проезжаете расстояние, значительно превышающее ваш обычный дневной километраж в городских условиях. Каждый водитель придерживается своего стиля езды на дальние расстояния .

Некоторые водители какое-то время едут со скоростью, приближающейся к максимальной. После этого следует весьма продолжительная остановка для отдыха .

Другие водители выбирают какую-то среднюю скорость и в течение целого дня ведут автомобиль без продолжительных остановок.

Последний стиль вождения меньше утомляет водителя . Поэтому рекомендуем придерживаться именно его.

Поездку начинать лучше рано утром. В такое время дороги меньше загружены, что позволит легче выехать за пределы города .

Помните, что продолжительная езда на сравнительно высокой скорости ухудшает реакцию водителя . Таким образом, если на пути приходится проезжать через город, двигайтесь очень осторожно, следите за соблюдением установленной скорости.

В процессе движения не забывайте посматривать на индикаторы, имеющиеся на панели приборов.

Как можно чаще проверяйте состояние колес и давление в шинах вашего автомобиля. Это позволит своевременно заменить поврежденное колесо.

После ночной стоянки внимательно осмотрите место, где стоял ваш автомобиль .

Если на этом месте обнаружены следы подтекания жидкостей из гидравлических систем, попытайтесь определить, из какой системы подтекает жидкость. Если устранить неисправность самостоятельно невозможно, вызовите специалистов из автосервиса.

В процессе движения периодически выключайте аудио устройства, чтобы было слышно, как работают устройства автомобиля. При обнаружении нового звука постарайтесь определить, какой узел издает указанный звук. По возможности устраните неисправность.

При продолжительной остановке убирайте автомобиль за пределы дороги.

Часть водителей продолжают движение в ночное время . Не рекомендуем вам делать этого, но, если вы решили ехать ночью , позаботьтесь о том, чтобы не заснуть за рулем . Периодически останавливайте автомобиль и интенсивно разминайте конечности. Больше всего сон одолевает под утро. Не пытайтесь взбодриться с помощью кофе. Эффект будет кратковременным, а после этого захочется спать еще сильнее.

Надеемся, наши советы помогут вам безопасно добраться до пункта назначения. Будьте внимательны на дорогах.

Кому-то дальние поездки на автомобиле выпадают часто, кому крайне редко, а кто-то собирается в дальнюю дорогу на своем авто в первый раз. Неизвестность, переживания близких людей, большая удаленность от дома, незнакомая местность, другие люди – все эти факторы заставляют нас волноваться, забывать нужные в дорогу вещи и приводят к потере самообладания в пути. Что же нужно делать, что необходимо брать с собой и как себя вести при поездке на дальние расстояния? Следующие ниже советы помогут Вам без проблем ездить на дальние расстояния, в том числе и по незнакомой местности.

1. Прежде всего, постарайтесь взять себя в руки и убедить себя в необходимости поездки. Настраивайтесь только на хорошее, выезжайте на позитиве!

2. Заранее позаботьтесь о техническом состоянии Вашего автомобиля. Не поленитесь заехать на диагностику, проверить ходовую часть, электрику, и, как говориться ”на всякий пожарный”, бросить в багажник литр масла и тосола. Содержимое автомобильной аптечки быть готово к экстренной ситуации. Запасное колесо и буксировочный трос – в обязательном порядке!

3. Деньги. Ехать в дальний пусть без копейки довольно неразумно, учитывая ситуацию на дорогах, остановки чтобы перекусить, временный ночлег и т.д.

4. Время выезда. Старайтесь рассчитать свой путь таким образом, чтобы проехать максимальное расстояние в пределах светового дня. Учитывайте время года. Приблизительное расстояние на 10 часов пути составляет 800 километров. Оптимальное время выезда - рано утром. Выспитесь как следует, сделайте зарядку, плотно позавтракайте и в путь!

5. Придорожные кафе, заправки и другие остановки. Остановки, при которых Вам нужно выйти из машины, должны сопровождаться теми же мероприятиями, которые вы проделываете, приезжая после работы домой, оставляли машину до утра. Вышли из машины - поставили на сигнализацию, даже если выходить приходиться всего на минутку, спросить дорогу или залить бензин. Никаких забытых бумажников, блоков от магнитол и сумок в салоне быть не должно!

6. Карта. Даже если Вы выезжаете по маршруту, который Вам известен, всегда берите с собой карту. Чем подробнее она будет, тем лучше. Дорога знакома до первого ошибочного поворота! При поездке первый раз и движении по карте, старайтесь сопоставлять масштаб карты, скорость Вашего движения и пройденное расстояние.

7. Ночлег. Идеальным вариантом будет гостиница. Но, если случилось так, что ночевать придется в машине, ни в коем случае не останавливайтесь в полном одиночестве. Продолжайте движение до тех пор, пока не наткнетесь на колонну дальнобойщиков или пост ГИБДД. Как доехали, сразу выйдите и обозначьте себя. У водителей-дальнобойщиков поинтересуйтесь, остаются ли они здесь на ночлег или нет. Если пост ГИБДД оказался ближе, обязательно зайдите и поздоровайтесь!

8. Усталость. Усталость негативно сказывается на реакции и безопасности не только самого водителя, но и окружающих. При дальней поездке за рулем, усталости первые 3-5 часов, как Вам может ошибочно показаться, не чувствуется совершенно. Возьмите себе за правило останавливаться каждый 1-2 часа. Выйдите из машины и сделайте небольшую зарядку. Присядьте несколько раз и выполните вращение руками в обе стороны. Посмотрите на небо минуту-другую – это снимет напряжение с глаз.

Вооружившись этими рекомендациями, Вы перестанете испытывать страх перед поездками на дальние расстояния, будете уверенно чувствовать себя в пути, ехать с должным комфортом и обеспечите себе безопасность движения!
Удачи на дорогах!

Поездка на дальние расстояния требует внимательности и выносливости. Однако не только от качеств и навыков водителя зависит безопасность на дороге. В этой статье мы расскажем о том, как сделать поездку на дальние расстояния на личном авто максимально безопасной. Подстраховать автовладельца всегда готова страховая компания Эрго-Русь .

Хороший водитель — бодрый Человеческий организм рассчитан на то, чтобы спать в темное время суток и проявлять активность в светлое. Увы, не все это понимают и пытаются совершить подвиг: выехать вечером в последний рабочий день, чтобы к трем часам следующего быть на отдыхе, не теряя таким образом ни одного дня отпуска. Результат — жуткие сводки ГАИ, в которых стандартной причиной аварии на трассе называют именно сон за рулем. Причем обычно это ДТП с многочисленными жертвами.

Смысла рисковать нет никакого: если выехать из, к примеру, Киева в 4 утра, а перед поездкой хорошенько выспаться (лечь спать пораньше, чтобы проспать около 10 часов), то доехать до Крыма вполне реально (не нарушая ПДД и без частых обгонов) к вечеру и тут же насладиться купанием в вечернем море.

Тише едешь — быстрее будешь

Резкий разгон и не менее резкое торможение, высокая скорость на всех участках пути, обгоны по встречной полосе — вот основные приметы водителей с агрессивным стилем вождения. Такие автомобилисты в попытке приехать на час-два раньше за время, проведенное в дороге, многократно рискуют и своей жизнью, и жизнью окружающих. Самое интересное, что выигрыш во времени оказывается либо совсем небольшим, либо его нет вовсе — спокойные водители, не торопясь, догоняют и обгоняют агрессивных на перекрестках, переездах и КПП, где возникают тянучки.

Не редкость на трассах, ведущих к морю, и пробки, особенно между Симферополем и Ялтой. Так что смысла в спешке нет никакого. Также отметим, что значительная часть пути на море в любом направлении проходит по степной зоне с довольно узкой дорогой и множеством поворотов. Движение в таких условиях требует особой осторожности. Конечно, из-за узости дорог постоянно возникает необходимость обгона тихоходных транспортных средств (особенно чадящих грузовиков). Производить этот маневр нужно грамотно: заранее определите, после какой встречной машины вы его начнете, разгоняйтесь заблаговременно на своей полосе и осуществляйте обгон в один прием. Никогда не рискуйте: подобный маневр в закрытом повороте — самая частая причина лобовых столкновений. Если же маневр не получается завершить, уходите на обочину.

Экономьте на топливе и штрафах

ШТРАФЫ И ЗАСАДЫ.

Вступление в силу в мае этого года новой редакции ПДД и законопроекты, предлагающие изменить скоростной режим, породили хаос в голове водителей: как понять, с какой скоростью теперь нужно ехать, чтобы и быстро, и не оштрафовали? В теории произошло одно важное изменение — появился новый дорожный знак, обозначающий начало плотной застройки, который требует сброса скорости до 60 км/ч. Но на практике его еще нигде не успели повесить.

В остальном все по-прежнему: в населенном пункте можно разгоняться до 60 км/час, за населенным пунктом — до 90, а если посреди дороги есть отбойник либо газон — до 110 м/час. Админпротокол за превышение скорости составляют лишь в том случае, если она превышена более чем на 20 км/час. Из личного опыта отметим, что чаще всего инспекторы с радарами стоят в тех местах, где есть возможность быстро ехать — на 4—8-полосных ровных дорогах.

Например, на трассе Киев—Одесса можно встретить не менее четырех патрулей. А такой водительский прием, как сигнализация дальним светом о том, что впереди ГАИ, теперь может и не сработать — на вооружении у инспекторов состоят новые комплексы «Гарпун». Зафиксированная ими информация о превышении скорости передается на пост, который находится в 1—1,5 км от фактического места нарушения. То есть вас могут остановить через 10—15 минут после нарушения и выписать штраф, приложив к нему фото со скрытой камеры-радара.

А откупиться от инспектора в этом случае нереально. Поэтому дешевле не нарушать. Да и безопаснее тоже.

ПРИЕМЫ ЭКОДРАЙВА.

Движение по трассе — хороший повод проверить экономичность своего авто. Плавно разгоняйтесь до 110 км/час, потом отпускайте педаль газа до того момента, пока автомобиль не замедлится до 100 км/час. После этого скорость необходимо поддерживать на одном уровне, время от времени слегка нажимая на акселератор: таким способом расход топлива можно снизить на треть. Также хорошо можно сэкономить и в горах.

На спусках не выключайте передачу, двигаясь накатом на четвертой или пятой, а на подъеме включайте пониженную, что даст возможность не только быстро разогнаться, но и уверенно уйти от столкновения в случае аварийной ситуации. Тормозить в горах нужно плавно, используя торможение двигателем. Учтите, что обгон или превышение на серпантине могут закончиться трагедией. Отдых — 30 минут раз в три часа

Езду за рулем нужно обязательно чередовать с отдыхом.

Оптимально: раз в 3—3,5 часа делать остановку не менее чем на 20—30 минут. Если чувствуете сонливость, то существует эффективный и надежный способ борьбы — минут 20 подремать либо просто посидеть при откинутой спинке минут 15.

Учтите: на преодоление 900 километров от Киева до Ялты уйдет 13—16 часов, а для поездки от Киева до Одессы — 6,5—7 часов. Попытка проехать быстрее, игнорируя отдых, — крайне опасная затея.

Бензин — на сетевых заправках

Количество поддельного топлива летом на трассах зашкаливает — мошенники делают ставку на то, что спрос большой, а возвращаться за деньгами возмущенные автовладельцы не будут. Да и доказать, что поломка произошла из-за топлива на конкретной АЗС, после того, как по дороге успели заправиться 3—4 раза, очень сложно. Поэтому лучше не рисковать и заливать бензин или дизель на заправках одной сети, а еще каждый раз сохранять чеки — будет потом кому предъявить претензии в случае поломки.



Поделиться