Способы производства моторного масла. Минеральные моторные масла: характеристики и особенности

Статистические данные свидетельствуют о том, что более пятидесяти процентов всех используемых в РФ смазочных жидкостей представляют собою автомасла. Это составляет примерно 3 000 000 т. Из них приблизительно 900 000 т – российские моторные масла (практические треть рынка).

В европейских государствах восемьдесят процентов всех моторных масел сбывается через авторизованные центры. В нашей стране этот показатель не больше двадцати процентов. Обусловлено это стремлением и умением водителей собственноручно заменять смазку. Ключевая задача – сделать выбор между отечественным моторным маслом и иностранным. Сделанные в России продукты стоят меньше. Сказывается ли это на их качестве?

Изготовители автомасел в РФ

В настоящее время в России есть несколько фирм, занимающих лидирующие позиции в области производства смазок для двигателей, а также трансмиссионных масел:

  • «Роснефть»;
  • «Газпромнефть»;
  • «Лукойл»;
  • Delfin Group;
  • «Башнефть».

«Роснефть»


Одна из самых крупных фирм, занимающихся нефтепереработкой. Ключевое направление деятельности – производство различных смазок для грузовиков, легковушек, спецтехники, использующейся в строительстве, сельском хозяйстве и горной добыче. Фирма производит разнообразные нефтепродукты для двигателей, которые соответствуют общепринятым стандартам. Кроме моторных, компания изготавливает трансмиссионные масла, высококачественные добавки к ним.

Этот российский производитель постоянно модернизирует изготовление основных жидкостей и присадок для автомасла, стремится сделать шире собственный ассортимент. Изготовитель планирует выпустить новую линейку синтетического масла для легковушек, грузовиков.

«Газпромнефть»

Одно из лучших предприятий, производящих отечественные масла и смазки, иные расходники. В настоящее время ежегодный выпуск разных продуктов составляет больше 500 000 т. Изготавливаемые фирмой автомасла оптимальны для любых типов российских авто, а также для иномарок. Есть смазки как для спорткаров, так и для спецтехники, использующейся в жестких условиях.

Сотрудники компании утверждают, что вся продукция проходит многочисленные тесты. Принимаются во внимание допуски разных автоизготовителей. Фирма производит расходники даже для американских, японских и корейских машин.


Плюсы синтетических автомасел для бензинового мотора/турбодизеля от «Газпромнефть»:

  • обеспечивают экономичный расход горючего благодаря правильному сочетанию особого набора присадочных веществ, высококачественной основной жидкости и уникальных по структуре модификаторов трения;
  • защищают движок от появления нагарных отложений, сохраняют его чистым на протяжении всего эксплуатационного периода;
  • соответствуют мировым стандартам, прошли тестирования перед выпуском в продажу;
  • предотвращают блокировку маслоканалов во внутренних частях турбины.

Специалисты уверены, что смазки для двигателей от «Газпромнефть» – одни из самых лучших в России и европейских странах. Ежегодно фирма производит приблизительно 200 000 т автомасла. При изготовлении используется современное оснащение, которое располагает отличной точностью. Не просто так данный производитель занимает верхнюю позицию в рейтинге.

«Лукойл»

Отличительной чертой предприятия считается изготовление самых разных видов масляных жидкостей. Компания выпускает как трансмиссионное масло, так и смазки для движков. Ее продукция подходит для разнообразных видов машин (легковушек, специальной техники, грузовых транспортных средств).

Фирма постоянно занимается обновлением ассортимента собственных нефтепродуктов. Выпущена современная линейка автомасел «Генезис», применяющихся при гарантийном обслуживании авто.

Delfin Group

Фирма известна разнообразными смазками для ДВС. Нужно отметить такие продукты, как «Спектрол» и «Хайвей». В среднем ценовом сегменте хорошо известны автомасла «ЛЮКС».

Предприятие выпускает синтетику, минералку, полусинтетику, трансмиссионные масла. Продукция Delfin Group проходит множество тестов прежде, чем оказаться на полках магазинов.

Большой популярностью пользуется автомасло «Спектрол Галакс» 5w30. Оно оптимально для новых движков на дизеле/бензине, которые оборудованы прямым впрыском и турбонаддувом. Его возможно заливать в высокоскоростных условиях.

«Башнефть»

Компания производит смазки, которые можно заливать летом, зимой, в любой сезон. Изготовитель утверждает, что по собственным показателям и свойствам его нефтепродукты не имеют никаких отличий от более дорогих масел. Связано это с хорошим качеством изделий, которое контролируется на каждой производственной стадии. Автомасло разливается в канистры от одного до двухсот шестнадцати литров.

Чем российские смазки отличаются от зарубежных?

Изготовители, занимающие верхние позиции в рейтинге, говорят, что характеристики отечественных трансмиссионных масел, а также смазок для ДВС, сильно возросли. Существенно повысился спрос на нефтепродукты «Газпромнефть». Фирма «Лукойл» сообщает о расширении ассортимента автомасел для двигателей. Разумеется, не каждая масляная жидкость по максимуму эффективна в жестких условиях, однако популярность отечественных продуктов все равно увеличивается.

Российские изготовители поняли, как производить высококачественные масляные жидкости, соответствующие общепринятым стандартам и допускам. Большая часть подобных автомасел будет оптимальна даже для современных зарубежных авто.

При изготовлении смазок для моторов и трансмиссионных масел в РФ используются 2 способа:

  • потоковый. Присадочные вещества добавляют в уже изготовленный продукт (учитывая используемую формулу). Дозирование добавок осуществляется посредством особых расходомеров. Для наилучшего смешивания выполняется прогонка всех компонентов через специальное устройство. Недостатком данного способа считается малая эффективность. Зачастую он используется для автомасел, производимых по ГОСТам, которые располагают стабильным автомобильным рынком;
  • периодический. Современный способ, при котором автомасло смешивается с добавками в специальном реакторе. Следовательно, получается очищенный нефтепродукт, располагающий отличными характеристиками. Недостаток заключается в том, что подобная методика не очень популярна в России.

Производство автомобильного масла

Для производства российских смазок множество составных элементов привозится из-за рубежа. Обусловлено это тем, что изготавливать масляную жидкость на основе импортного сырья намного легче и дешевле, чем производить собственные компоненты.

Плюсы российских смазок:

  • разнообразные нефтепродукты для разных автомобилей (иностранных либо российских) и различных движков (на бензине, дизеле, с турбонаддувом);
  • отличные характеристики за невысокую стоимость (если проводить сравнение с импортными маслами);
  • доступность. Российские автомасла имеются во множестве торговых точек;
  • соответствие мировым стандартам, прохождение многочисленных тестов перед выпуском в продажу.
  • невысокое качество очень дешевых продуктов;
  • использование потокового способа.

Свойства отечественных автомасел

«Лукойл»

  • отличное качество, использование новых технологий;
  • применение высококачественного сырья, современных рецептур;
  • уникальные присадочные вещества;
  • технологически оснащенная производственная база;
  • наилучшее соотношение стоимости и показателей.

«Роснефть»

Популярностью пользуются 3 типа смазок:

  • «Лада стандарт Зима». Оптимально для использования в холодных условиях. Посредством тестов было установлено, что смазываемые нефтепродуктом детали нормально работают даже при минус двадцати восьми градусах. Лить смазку можно круглогодично. Это универсальный расходник;
  • «Лада стандарт». Автомасло не меняет собственных свойств даже в высокотемпературных условиях;
  • «Лада стандарт Плюс». Представляет собою всесезонную масляную жидкость, которая способна выполнять свою задачу при самых разных температурах.

Потребители считают, что смазки серии «Лада» достойны занять одну из первых позиций в рейтинге лучших отечественных автомасел.

«ТНК»

Эту фирму, занимающую не последнее место в рейтинге, знают по серии автомасел «Магнум Ультратек». Они изготавливаются с использованием особых присадочных веществ. Производитель утверждает, что его продукция успешно прошла все тесты, очищает двигатель, формирует стойкую масляную пленочку на соприкасающихся деталях. Следовательно, подобные масла обеспечивают надежную защиту ДВС в различных эксплуатационных условиях. Сегодня распространены такие смазки:

  • «ТНК Магнум Ультратек» 0w Синтетика, которая надежно защищает двигатель при холодном пуске. Оптимальна для машин, оснащенных современными катализаторами;
  • «ТНК Магнум Ультратек» 5w Смазка соответствует мировым стандартам, формирует стабильную пленочку в силовом агрегате;
  • «ТНК Магнум Супер» 5w Автомасло, оптимальное для движков легковушек. Противостоит изнашиванию, эффективно охлаждает запчасти двигателей;
  • «ТНК Магнум Стандарт» 15w40, 20w Универсальные нефтепродукты. Используются в российских машинах с карбюратором. Основная жидкость представляет собою высококачественную минералку.

В Самарской области находится большое количество газо- и нефтеперерабатывающих производств. Мы побывали на одном из них – Новокуйбышевском заводе масел и присадок. Это один из самых крупных в России заводов, на котором производятся все виды моторных масел (синтетические, полусинтетические, минеральные).


Большая часть сотрудников, работающих на заводе, являются выпускниками местного Самарского государственного технического университета. Словами не передать, как приятно видеть инженера, занимающегося не «продажами» или «менеджментом», а работающего по специальности – химиком-технологом, увлеченного, способного часами говорить о своей работе.


С разговорами в начале встречи вышел конфуз: у меня – махрового гуманитария – обилие технической терминологии вызывало большие трудности. Мы долго «договаривались о терминах» и смеялись, и снова договаривались – и в итоге я начала вникать в суть производства смазочных масел. Воистину, хороший специалист сможет просто объяснить сложные вещи.


Процесс производства масла начинается с добычи сырья. Сырьем для минерального масла является нефть, которая проходит процесс разгонки на Нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) и очистки от нежелательных компонентов на процессах производства масел. Полусинтетические масла получают путем смешения минеральных и синтетических масел. Про синтетические масла речь пойдет ниже, так как они производятся по принципиально другой технологии.


Вначале нефть добывает дочернее предприятие «Роснефти» - «Самаранефтегаз», здесь же в Самарской области. Она поступает на «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» (также входящий в «Роснефть»), где из нее выделяют легкие фракции: бензин, керосин, дизельное топливо в атмосферной трубчатке (АТ). В городе Новокуйбышевске нефтеперерабатывающий завод находится на одной территории с заводом по производству масел. Дальше остаток после АТ (мазут) следует по трубам на завод масел, где попадает в так называемую вакуумную трубчатку (ВТ).


Вакуумная трубчатка – самая впечатляющая конструкция на всем заводе. Вакуумная колонна возвышается на 47 метров над заводской площадкой. В вакуумной трубчатке из нефтепродукта получают несколько различных основ для будущего масла. Вначале сырье подогревают, дальше оно заходит в вакуумную колонну, там оно разделяется на более узкие фракции, которые потом откачиваются насосом.

Более узкие фракции станут со временем моторным маслом. Остаток после ВТ – гудрон – направляют на установку деасфальтизации, где с помощью специального растворителя из него извлекают оставшиеся компоненты масла. Гудрон – самый вязкий компонент при производстве масел.

Управляют всеми процессами из совмещенной операторной бункерного типа. Это действительно бункер, толщина стен и перекрытий которого достигает 80 см. Наружная стена, обращенная к установке, имеет конусную форму. Сотовая связь в бункере, естественно, отсутствует.



В 2016 году планируется начать производство базового масла с более высокими характеристиками по технологии гидрокрекинга. На заводе идет строительство комплекса гидрокаталитических процессов, первым этапом которого является строительство установки гидроконверсии – процесса, подобного гидрокрекингу. Как объяснили специалисты, в основе технологии гидроконверсии лежат химические реакции углеводородного сырья в реакторе в присутствии водорода. В результате происходит максимальное удаление сернистых, азотистых соединений, насыщение ароматики. Из данного полупродукта далее получают масла II группы – с более высокими качественными характеристиками по отношению к минеральным маслам, полученным без использования гидропроцессов. Тенденции в автомобиле- и двигателестроении таковы, что через несколько лет моторные масла для современных автомобилей можно будет делать только из таких базовых масел (группы II). И компания Роснефть – первая компания в России, кто начнет производство базовых масел группы II.


Основы для синтетических масел производятся путем сложного химического преобразования вещества, то есть синтетические масла могут производиться как из углеводородных газов нефти, так и не из нефтяного сырья. Вторым этапом модернизации НЗМП – это производство масел гидрокрекинга группы III.


Качество масла зависит от качества сырья, поставляемого на завод, оборудования, в котором сырье проходит очистку, процесса приготовления (блендинг), от состава масла и положительных испытаний, которые производителями проводятся совместно с наукой (т.е. инструкций научно-исследовательских институтов, с которыми сотрудничает завод).

Кстати, рядом с заводом расположен СВ НИИНП (Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке), в котором ведутся разработки новых рецептур моторных масел, а также постоянный контроль качества выпускаемой продукции.


Задача завода – производить качественное масло, которое соответствует всем требованиям и нормам, обеспечивает стабильную вязкость и прочие свойства в течение всего срока службы. Задача автопроизводителя – подобрать и рекомендовать своим клиентами именно те масла, которые оптимально подходят именно их двигателям, с учетом конструкционных особенностей двигателя и других факторов. Профессионалы, делающие масло, советуют слушать рекомендации автопроизводителей.


Например, масло «Роснефть» не только рекомендовано «АвтоВАЗом» для своей продукции, но и заливается во все автомобили, сходящие с конвейера Волжского автозавода в качестве масла первой заливки, рассчитанного на эксплуатацию в течение 15 000 км, а также трансмиссионное масло longlife, рассчитанное на весь срок службы автомобиля.

Цена масла вообще зависит не только от типа масла (минеральное, полусинтетическое, синтетическое), его вязкости и бренда. На цену масла влияет то, изготавливает ли производитель сам основы и присадки, либо закупает готовые компоненты и только смешивает их. В последнем случае, когда все, включая рецептуру, покупное, цена масла будет априори выше, чем у производителя полного цикла.


Немного про основы. Масло состоит из основы и присадок – это знают почти все. Однако мало кто знает, что основа масла – это не однородное вещество, а смесь различных базовых основ, в которую добавляется пакет присадок и дополнительные присадки. Рецепт масла выглядит примерно так: Основа №1 (15%) + Основа №2 (60%) + Основа №3 (7%) + пакет присадок + дополнительная присадка №1 + дополнительная присадка №2.


Разработкой рецептуры масла занимаются научно-исследовательские институты и лаборатории. На заводе есть лаборатория, она оборудована современными тестерами, спектрометрами и прочим оборудованием. В задачи заводской лаборатории входит контроль качества масла и точности соблюдения рецептуры при смешивании на финальном этапе. Для этого в лаборатории ежемесячно производится до 40 000 исследований.


Завод впечатляет своими масштабами: хитросплетения трубопроводов, вышки, производственные комплексы, резервуары объемом до 5 тысяч кубов. Общая протяженность трубопровода, наверное, достигает нескольких тысяч километров. Территория завода простирается насколько хватает глаз.


Чтобы оценить его масштабы мы, в полной экипировке спецодежды и в касках, поднялись на печь комплекса деасфальтизации, но увидеть границ производственной зоны так и не удалось. Завод занимает 114 Га, на производстве работают более 900 человек. На некоторых этапах производства работа ведется в три смены.


Второй и третий этап производства – это последовательная очистка основы на комплексах УСОМ (установка селективной очистки масла) и депарафинизации. На комплексе можно увидеть своими глазами, сколько парафина выделяется из сырья. Это тот самый парафин, который используют для производства свечей и пропитки спичек. Так, на побочной продукции масляного производства может работать маленький свечной заводик.



В течение дня на установке блендинга могут смешиваться несколько разных видов масла. Для этого трубы, по которым поставляется сырье, и емкости, в которых происходит процесс смешивания, должны очищаться. На заводе установлена система современной автоматической очистки оборудования. Под действием воздуха так называемые «pigs» или «нюшки», как их шутливо называют инженеры, проталкиваются по всем трубам, убирая остатки предыдущей смеси.

Теперь масло приготовлено. Часть его берется на анализ в лабораторию, а остальное масло поступает в резервуары либо на этап фасовки. Фасовочный цех представляет собой конвейер, на котором совместно трудятся люди и роботы.


Пластиковая упаковка производится здесь же на заводе. Пластиковые канистры формуются, на них наклеиваются этикетки, осуществляется розлив. На небольшом конвейере канистра проходит несколько этапов проверок: на герметичность, на полноту налива масла, после чего попадает в «руку» робота, запрограммированного устанавливать цистерны на деревянный поддон определенным образом для отправки на склад.

Склад состоит из четырех больших помещений, оборудованный совершенно футуристической системой пожаротушения. Распылители, повисшие под 25-метровым потолком, напоминают формой и размером турбины самолета. Все это производит весьма завораживающее впечатление, как будто попал в фильм в стиле киберпанка.

Масло, прошедшее путь от скважины до конечного этапа производства, уже готовое и фасованное, грузится в фуры, заливается в автобойлеры и покидает территорию завода.


Наше путешествие тоже на этом завершается, и мы следуем за фурой к выходу, еще раз оглядываясь на город труб под названием Новокуйбышевский завод масел и присадок, продукция которого поступает в 49 регионов, а четвертая часть продукции, произведенная на заводе, направляется на экспорт.


Небольшой американской городок Полсборо неподалеку от Филадельфии сложно найти на карте. Между тем именно он стал колыбелью одной из технологических революций в автомобильной промышленности — именно здесь, в Исследовательском центре компании Mobil Oil(ныне ExxonMobil) было разработано первое массовое и доступное во всем мире полностью синтетическое моторное масло Mobil 1.

Дмитрий Мамонтов

Сразу за дверью в здании исследовательского центра обнаруживается настоящая автозаправка Mobilgas со скучающим манекеном-автозаправщиком, застывшим в ожидании клиентов. Его явно занесло сюда не без помощи машины времени из первой половины XX века. «Давно здесь сидит!» — с улыбкой комментирует один из проходящих мимо сотрудников. Вот уж точно — настоящий безмолвный свидетель технологической революции. На самом деле, по словам нынешнего руководителя подразделения моторных масел Mobil 1 Научно-исследовательского центра ExxonMobil (ExxonMobil Research & Engineering) Дуга Декмана, эта революция давно уже приобрела постоянный характер: «Каждые несколько лет производители автомобильных двигателей, подгоняемые более жесткими экологическими требованиями, выдают нам новые спецификации на моторные масла, а нам приходится постоянно работать на опережение, ориентируясь на все более жесткие стандарты».


Масло, пришедшее с холода

В 2005 году Билл Максвелл, тогдашний руководитель группы разработки моторных масел Mobil 1, поведал «Популярной механике» историю появления этого революционного продукта на рынке («Масло не для бутерброда», «ПМ» № 4"2005). Первое синтетическое масло компании Mobil Oil (ExxonMobil) на основе полиальфаолефинов (ПАО), вышедшее в 1974 году, буквально перевернуло автомобильную промышленность. В первую очередь оно предназначалось для холодных условий, в частности для Аляски. Запуск в мороз считается тяжелым испытанием для любого автомобильного двигателя, и масло, сохранявшее свою текучесть даже при очень низких температурах (при которых традиционное минеральное масло застывало), было высоко оценено по всему миру. С другой стороны, при повышении температуры масло не должно слишком разжижаться, иначе оно не сможет образовать защитную пленку на деталях мотора. Поэтому один из важных компонентов пакета присадок, модификатор вязкости (полимерный загуститель), — это то самое вещество, которому всесезонные масла обязаны своей «комбинированной» вязкостью.

Длинные молекулы загустителя сворачиваются в клубок при низкой температуре, что никак не сказывается на текучести маловязкой основы. Зато при повышении температуры «клубки» разворачиваются, при этом вязкость масла значительно повышается.


Одной из характеристик базовых моторных масел является вязкость (чем меньше этот показатель, тем проще прокачивать масло по узким трубкам и каналам). Для измерения т.н. кинематической вязкости, которая является отношением динамической вязкости к плотности, используется стандарт ASTM (American Society for Testing and Materials) D445, согласно которому измеряется количество масла, стекающего под действием силы тяжести через капиллярную секцию стеклянной трубки. Кстати, многие усовершенствования этих приборов были сделаны именно в лабораториях ExxonMobil: если краткость — сестра таланта, то необходимость явно находится в кровном родстве с изобретательностью.

Высокая вязкость в горячем состоянии важна для защиты тяжелонагруженных моторов, особенно спортивных, однако сейчас, как говорит Дуг Декман, у автомобильной промышленности другие приоритеты: «Основная современная тенденция — это переход от многолитровых атмосферных двигателей к компактным малолитражным моторам увеличенной эффективности, с прямым впрыском, турбонаддувом, гибридными трансмиссиями, системами старт-стоп и отключением отдельных цилиндров. Для таких двигателей, «заточенных» под экономию топлива и снижение выбросов токсичных и парниковых газов, требуются низковязкие масла — SAE0w20, 5w20. Сейчас это наименьшая вязкость, в стандарте SAE просто не предусмотрено меньших значений. Поэтому в настоящее время в среде специалистов обсуждают предложения о введении номенклатуры для ультранизких вязкостей моторных масел. Это ставит перед нами другую проблему — защиты деталей двигателя при высоких температурах, которую мы, впрочем, вполне успешно решаем».


Методом проб и находок

Список компонентов в составе моторного масла не является секретом. Основа — это базовое масло, минеральное (полученное тем или иным способом из нефти) или синтетическое (ExxonMobil использует ПАО). К базовому маслу добавляются пакеты присадок, закупаемые у специализирующихся на этом компаний, таких как Lubrizol, Infineum, Ethyl или Oronite. Все это хорошо известные вещества, а вот их количество в составе готового масла и есть главная коммерческая тайна.

Редкая профессия

После помещений, заставленных новейшей измерительной аппаратурой, лаборатория испытательного подразделения, где работает Барри Хиллс, производит странное впечатление. Здесь нет ни спектрометров, ни вискозиметров экзотических конструкций, ни хроматографов, ни других образчиков высоких технологий. Барри — старший эксперт по оценке нагара и лаковых отложений на поршнях, а для своей работы он использует только лупу с подсветкой и держатель поршней, поскольку никакие измерительные приборы не способны выполнить эту задачу. Визуальная оценка требует обширных знаний и очень высокой квалификации (которую к тому же периодически нужно подтверждать), поскольку, чтобы вывести итоговую цифру по десятибалльной шкале, приходится принимать в расчет около двухсот различных показателей чистоты поршней. В исследовательских подразделениях ExxonMobil экспертов с такой квалификацией всего трое, так что это по‑настоящему редкая профессия. «Настолько редкая, — говорит Барри, — что когда мы направляемся на какую-нибудь конференцию, компания даже запрещает нам лететь в одном самолете. Ведь подготовка подобного квалифицированного специалиста занимает около 5 лет».

Чтобы подобрать баланс присадок, проводятся десятки тысяч экспериментов, измерений и испытаний в лабораториях, которые занимают немалую часть огромного здания. Здесь на самом современном оборудовании смешивают базовые масла, подбирают пакеты присадок и отдельные компоненты: модификаторы вязкости, обеспечивающие оптимальную текучесть масла при высоких и низких температурах, противоизносные и противозадирные присадки, защищающие детали от износа, модификаторы трения, способствующие снижению расхода топлива, детергенты и дисперсанты, очищающие поверхность двигателя от нагара, а также антиоксиданты, предотвращающие окисление масла, и антикоррозионные присадки. И базовое масло, и готовые составы — «кандидаты» проверяются на совместимость с различными материалами — с металлами (сталь, медь, алюминий), полимерами и резиной, из которых состоят сальники и уплотнители (полоски резины выдерживают в нагретом до 150 °C масле, после чего измеряют набухание, эластичность и разрывное усилие).

После измерения основных свойств масло тестируется на моторных стендах. Стандартами ASTM (American Society for Testing and Materials) предусмотрен целый ряд таких испытаний, причем довольно жестких. Например, для сертификации масла по стандарту API SM необходимо провести испытание по программе ASTM Sequence IIIG, предусматривающей работу 3,8-литрового двигателя General Motors V6 Series II образца 1996/1997 года в течение 100 часов на 3600 об/мин с мощностью в 125 л.с. и температурой масла 150 °C. При этом каждые 20 часов проверяется ряд свойств моторного масла, а после завершения цикла двигатель разбирается для оценки износа и степени нагара на поршнях.


Для тестов на беговых барабанах в автомобили устанавливают дистанционное управление акселератором, позволяющее по определенной программе реализовать различные режимы движения. Все данные контролируются с операторского пульта управления.

Тесты в натуре

Рядом со зданием исследовательского центра расположен гараж, напротив которого установлены на беговых барабанах несколько автомобилей. За год они, не съезжая с места (не считая буксировки в гараж и обратно на барабаны), наматывают по сто тысяч миль (примерно 160 000 км). Управляются они компьютером, который по заданной программе нажимает на акселератор, чтобы имитировать различные циклы езды. Поскольку испытательная площадка находится на открытом воздухе, это весьма близко имитирует реальные условия с настоящей сменой погоды.


После всех лабораторных измерений различных физических характеристик как базового масла, так и готового моторного масла, включающего пакеты присадок, и испытаний его воздействия на различные материалы (металлы, полимеры, резина), наступает через испытаний на моторных стендах. Двигатели выдерживают до шести капремонтов, но вообще в Полсборо это расходный материал.

Впрочем, климат в Полсборо не слишком суров: зимой средняя температура держится около нуля, летом — около 30 °C. Суровые климатические испытания моторного масла в ExxonMobil проводят в другом месте — в жарком во всех отношениях Лас-Вегасе, где несколько испытательных машин работают в качестве такси. «Именно там мы сейчас испытываем наши моторные масла ультранизкой вязкости, — говорит Дуг Декман. — И получаем весьма многообещающие результаты: наблюдается и экономия топлива, и вполне достаточная защита деталей двигателя».

Магические числа

Одной из важных задач, стоящих перед разработчиками, является сохранение смазочных и защитных свойств моторных масел в широком диапазоне температур. Эта характеристика лучше всего известна потребителям, поскольку она находится на упаковке любого моторного масла в виде спецификации SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров США), описывающей вязкостно-температурные свойства и состоящих (для всесезонного масла) из двух чисел. Первое число (с буквой W — Winter) обозначает зимнюю вязкость — чем она меньше, тем лучше будет течь масло при запуске двигателя при низких температурах. Второе число означает вязкость в горячем состоянии, которая характеризует способность масла оставаться достаточно густым при высокой температуре. Чем больше это число, тем толще будет масляная пленка на деталях горячего двигателя, и тем лучше он будет защищен, особенно в условиях интенсивного тепловыделения, характерного для «крутильных» спортивных моторов.
На фото: термометры, погруженные в пробирки с образцами смазочных материалов, измеряют температуру застывания масла.

Недостижимый идеал

Несколько десятилетий назад никто не мог даже представить себе, что успехи в области материаловедения и химии сделают возможным существование смазочных материалов, рассчитанных на весь срок службы механизма. А сейчас трансмиссионное масло в коробку передач заливается один раз — на заводе.


Может ли подобная ситуация стать реальностью для моторного масла? «Для нас, химиков, вечное масло, которое никогда не нужно менять и которое будет работать на протяжении всего срока службы автомобиля, — это как Святой Грааль для рыцарей Средневековья, — смеется Дуг Декман. — Несмотря на значительное увеличение сервисных интервалов — за последние два десятилетия в несколько раз! — я не думаю, что такое принципиально возможно, пока мы используем двигатели внутреннего сгорания. Уменьшение размеров двигателя и одновременно увеличение его эффективности за счет использования ряда конструктивных решений, таких как прямой впрыск, турбонаддув и другие, приводят к повышению экономичности и одновременно делают двигатель высоконагруженным. Это способствует быстрой деградации моторного масла — оно быстро «стареет» за счет большого количества свободных радикалов, образующихся в зоне с высокой температурой и компрессией. Кроме того, в масле появляется абразивная зола, приводящая к износу двигателя. Так что пока мы не уйдем от двигателей внутреннего сгорания, а это явно произойдет не скоро — «вечного» моторного масла человечеству, увы, увидеть не суждено».

Уровень современности и оснащенности производства, где выпускают базовые масла, отвечает за степень качества будущего смазывающего материала. Сам же процесс смешивания его с аддитивами (присадками), считается не особо трудоемким. Именно благодаря относительной доступности процесса, мы имеем огромное множество представленных торговых марок. Отличить произведенное одним и тем же концерном, но под разными брендами масло, сможет только узкий круг так или иначе вовлеченных в отрасль специалистов.

ВИДЕО:Как Распознать Подделку?

Чаще всего базовое масло производят вертикально интегрированные предприятия (включающие весь цикл — начиная от добычи нефти и до изготовления смазочных материалов). По этому, производство базы требует больших мощностей и внушительного штата специализированных работников. Естественно, основные игроки на таком рынке – крупные нефтедобывающие компании.

Основное же преимущество вертикально-интегрированных компаний – это постоянный процесс усовершенствования производства продукции, инновации и разработки.

Начнем с того, что масла для автомобилей производят из двух компонентов:

  • Базовое масло (очищенная различными способами от примесей нефть)
  • Присадки в моторное масло (различные компоненты, улучшающие свойства базового масла)

Отличие между базовыми маслами кроется в их вязкостях и химических составляющих. По сути, базовое масло — это основополагающая часть любого автомобильного масла.

Основы бывают:

  1. Минеральными
  2. Синтетическими

Исходя из производственных методов, за качество минеральных масел отвечает нефть-сырец, а у синтетических – сырье и вид синтеза.

Варианты производства базового масла при помощи атмосферной перегонкой

  • Отделение легкокипящих фракций (светлые продукты нефти)
  • Перегон атмосферного остатка при помощи вакуума
  • Исключение остаточных соединений при помощи растворителей
  • Исключение парафинов
  • Дополнительные методы осветления

Так же нужно отметить, что вследствие отсоединения дистилянта получают гудрон, часть которого составляет около 25% от общей изначальной массы.

Отличить подделку моторных масел

Чем более широко представлены смазывающие материалы от какого либо бренда, тем больше охочих находится такую продукцию. Увы, но это уже реалии, с которыми можно и нужно бороться.
Выше мы описали процессы сопровождающие производство масел и смазок, и думаем, Вы уже убедились в том, что это достаточно кропотливый и квалифицированный труд. Стоит ли определять факторы, по которым подделки моторных масел никогда не будут соответствовать необходимым параметрам для их нормальной функциональности? Наверное — нет.

Особенности подделки моторного масла:

  1. Обратите внимание на поведение и густоту масла в разогретом состоянии и «на холодную». Дело в том, что из-за отсутствия достаточного количества и качества присадок, скорее всего, это масло будет заметно отличаться от оригинала. От раннего застывания в холодную пору, так и будет слишком жидким при высокой температуре.
  2. Качество этикетки и партия. Сегодня, конечно, трудно кого-либо удивить качественной печатью. А вот соответствие нанесенной партии на упаковке должно полностью совпадать с отпечатанной на этикетке.
  3. Масляная пленка. Приобретя масло, предлагаем достаточно простой способ: возьмите немного смазки на чистый палец и некоторое время потрите. Некачественный товар (часто просто «веретенка» или базовое масло) в скором времени потеряет смазывающий эффект, чего не должно быть в оригинале.
  4. Расслаивание. Перелейте масло в прозрачную колбу и дайте постоять некоторое время. Помните: любые примеси и осадки недопустимы даже если это упаковка заводская, скорее всего — пропустили брак.
  5. Тест на бумаге. Капните хорошую каплю на белый лист и дайте маслу стечь. Равномерная дорожка с плавными разводами – признак хорошего масла. Если по пути стекания остаются как бы «крупинки» — не стоит проводить эксперименты «на живучесть» двигателя Вашего автомобиля.
  6. Цена. Часто, чтобы побыстрей продать некачественный товар и не попасться с поличным – дают чрезмерно выгодную цену «на улёт». Не станьте жертвой своей жадности. Хороший товар всегда стоит справедливых денег.
  7. Покупайте у официальных представителей. Контроль дистрибьютора за дилерами всегда выше, чем просто по розничным точкам в регионе. Разница в цене не будет существенно отличаться, а гарантий можно получить в полном объеме.

Хочу обстоятельно затронуть вопрос о моторном масле. Удивитесь, но масла, которые продаются в нашей стране под известными мировыми брендами, как правило, сделаны в России. Обусловлено это тем, что большинство мировых производителей построили заводы в России, при этом продукция соответствует всем заявленным характеристикам.

О чем это говорит? Масла, производимые в России и из российского сырья, ни в чем не уступают западным аналогам! Следовательно, абсолютно нет никакого смысла переплачивать за заграничный бренд. А чтобы в этом убедиться лично, я отправился на Новокуйбышевский завод масел и присадок крупнейшей российской нефтекомпании – «Роснефть».

Раньше я бывал в Европе на предприятиях, связанных с производством моторных масел, поэтому могу сравнить применяемые технологии.

Новокуйбышевский завод масел и присадок крупнейшее в России предприятие, на котором производятся все виды моторных масел (синтетические, полусинтетические, минеральные). Образован в 1998 году на базе профильных мощностей Новокуйбышевского НПЗ.

Современные моторные масла получают путем смешения базовых масел с присадками различного функционального назначения. В качестве базовых масел чаще используют нефтяные дистиллятные масла различной вязкости. Сырье поступает с соседнего Новокуйбышевского НПЗ и после селективных процессов становится «базой».

Моторное масло может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя. Для этого свойства масла должны отвечать тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым оно подвергается в двигателях на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей.

Поэтому крайне важно, как проходит технологический процесс. Что касается технологий, все используемые в мире технологии производства моторных масел известны «Роснефти» и освоены ею. Это видно даже любителю.

Более того, с каждым годом растут требования к моторным маслам для современных автомобилей, поэтому производство постоянно модернизируется. В скором времени на заводе планируется начать производство базового масла с более высокими характеристиками, что позволит расширить ассортимент и стать первыми в России, кто начнет производство базовых масел группы II и III по классификации API.

Нефть добывается предприятиями «Роснефти» — главным образом «Самаранефтегазом» в Самарской области. Далее, нефть поступает на «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», где из нее отбирают легкие фракции: бензин, керосин, и т.д. Затем, вступает «в дело» Новокуйбышевский завод масел и присадок, превращая в процессе переработки более тяжелую часть нефти в базовые, а затем – в товарные масла. На предприятии представлен весь классический набор сольвентных процессов производства масел.

Видите на фото большую трубу (высота 47 метров)? Это установка вакуумной трубчатки, где получают различные основы для будущего масла.

Управляют всеми процессами из специальной операторной бункерного типа. Оцените толщину двери-)

Настоящий бункер, толщина стен и перекрытий которого достигает почти метр!

Впрочем, внутри как в хорошем отеле, даже аквариум имеется.

Всеми процессами управляют кликом мышки – производство автоматизировано по последнему слову..При этом в «окне» операторной – лесной пейзаж.

Десятки видеокамер являются «глазами» оператора.

Огромное внимание уделяется промышленной безопасности. На фото специальная паровая завеса технологической печи.

Для понимания, если совсем кратко, основные этапы производства моторного масла сосредоточены на последовательной очистке от нежелательных компонентов.

После того, как сырье проходит очистку, происходит так называемый процесс приготовления (блендинг).

Опять аналогия с хорошим отелем — это не стойка ресепшена, а так оформлена установка компаундирования, управляющая процессом приготовления товарных масел.

Грубо говоря, установка управляет большим блендером, который перемешивает базовые основы и присадки в определенных соотношениях и при определенных условиях. В результате чего, собственно и получается моторное масло. Автоматика позволяет очень точно дозировать необходимые компоненты. Кстати, на предприятие есть собственное производство присадок, продукция которого используется в рецептурах масел.

Без контроля качественный продукт невозможен, поэтому на заводе есть лаборатория, оборудованная по последнему слову техники. Компетентность испытательной лаборатории подтверждает ее аккредитация.

В задачи заводской лаборатории входит контроль качества компонентов и продукции на всех стадиях очистки и приготовления масла и точности соблюдения рецептуры при смешивании на финальном этапе.

Для понимания масштабов, в лаборатории масел ежемесячно производится до 40 000 исследований!

После всех проверок, готовое масло поступает в цех фасовки. Каждая канистра проходит несколько этапов проверок: на герметичность, на полноту налива масла и т.д.

Фасовочный цех представляет собой конвейер, на котором трудятся роботы. Ручной труд отсутствует.

Пластиковые канистры производятся тоже на самом заводе. Кстати, одним из крупных партнеров «Роснефти» в качестве потребителя ГСМ, производимых в компании, является «АвтоВАЗ». У крупнейшего производителя и потребитель крупный.

Автоматически наклеивается этикетка.

Робот упаковывает канистры в коробки и отправляет на склад.

Кстати, готовое моторное масло разливается не только в канистры объемом 1, 4 и 20 литров, но и в большие бочки, контейнеры и даже автоцистерны.



Поделиться