Выдающиеся изобретения леонардо да винчи. «Автомобиль» да Винчи

Леонардо да Винчи по праву занимает одно из первых мест среди изобретателей всех веков и народов. Он сумел предсказать и предопределить ход многих изобретений и мыслил так, что это расходилось с общепринятыми тогда нормами и подходами. В этой статье вы узнаете, что изобрёл Леонардо да Винчи. Мы постараемся дать весь список изобретений Леонардо и максимально раскрыть принципы и суть работы его механизмов.

Читайте также:

  • Изобретения Леонардо да Винчи — часть 1

Леонардо да Винчи получил известность ещё при жизни, но мировая слава и известность пришли к нему спустя столетия, когда в XIX веке были найдены его заметки и записи. В его бумагах содержались наброски и эскизы удивительных изобретений и механизмов. Многие свои работы он делил на специальные «кодексы», а общий объём его работ составляет порядка 13 тысяч страниц. Основным препятствием для реализации его идей был низкий технологический и научный уровень эпохи Средневековья. В XX веке многие из его изобретений были повторены если не в реальную величину, то в виде макетов и уменьшенных копий, хотя нередко находились смельчаки и энтузиасты, готовы повторять всё в точности так, как описывал великий изобретатель Леонардо да Винчи.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Леонардо да Винчи был практически одержим мечтами о летательных аппаратах и возможности полёта, ведь ни одна машина не способна вызвать того трепетного восхищения и удивления, как машина, способная парить в воздухе, как птица.

В его записях можно было встретить такую мысль «наблюдай, как плывёт рыба, и ты познаешь секрет полёта». Леонардо сумел совершить интеллектуальный прорыв. Он понял, что вода ведёт себя как воздух, так он получил прикладные знания о том, как создать подъёмную силу и проявил необыкновенное понимание предмета, которое поражает специалистов по сей день.

Один из интересных концептов, встречающихся в работе гения, является прототип вертолёта или винтового вертикального летательного аппарата.

Вокруг наброска присутствует и описание воздушного винта да Винчи (геликон). Покрытие винта должно было быть железное толщиной с нить. Высота должна быть примерно 5 метров, а радиус винта порядка 2 метров. Аппарат должен был приводиться в движение при помощи мускульной силы четырёх человек.

В приведённом ниже видео четверо инженеров-энтузиастов, историк и специалист по лёгким аэропланам постарались развить идею вертолёта Леонардо и постараться заставить его полететь, правда при этом им было разрешено использовать ряд современных технологий и материалов. В итоге выяснилось, что такая конструкция имеет ряд серьёзных недостатков, главным из которых было отсутствие необходимой для полёта тяги, поэтому энтузиасты пошли на значительные модификации, а вот получилось у них или нет, узнайте из видео.

Самолёт Леонардо да Винчи

Изобретатель недолго просидел с идеей вертолёта и решил пойти дальше, пробуя создать прототип самолёта. Здесь источником для знаний выступили птицы.

Ниже на картинке приведены чертежи крыльев, а также наброски дельтаплана, который после постройки в наше время оказался вполне себе работоспособным.

Хотя в полной мере нельзя назвать его изобретение самолётом, лучше всего ему подходит название махолёт или орнитоптер, то есть воздушный аппарат, поднимаемый в воздух за счёт реакции воздуха с его плоскостями (крыльями), которым путём мускульного усилия передаётся маховое движение, как у птиц

Леонардо тщательно начал делать расчёты и начал он с уток. Он измерил длину утиного крыла, после чего оказалась, что длина крыла равняется квадратному корню из её веса. Исходя из таких предпосылок, Леонардо решил, что для поднятия в воздух его махолёта с человеком на борту (что достигало порядка 136 килограмм), потребуется создать птицеподобные крылья длиною 12 метров.

Интересный факт о дельтаплане. В игре Assasin’s Creed 2 главный герой использует летающую машину (дельтаплан) да Винчи, чтобы долететь с одного края города Венеции до другого.

А если вы являетесь поклонником фильмов Брюса Уиллиса, то можете вспомнить, что в фильме «Гудзонский ястреб» упоминают дельтаплан и парашют да Винчи. А на дельтаплане да Винчи главный герой даже полетал.

Парашют Леонардо да Винчи

Конечно, Леонардо не изобретал свой парашют для того, чтобы спасаться в случае падения летательного аппарата, это был тоже летательный аппарат, который бы позволял плавно спускать с большой высоты. Ниже приведён эскиз парашюта, его расчёты и конструкция.

Парашют изобретателя имеет форму пирамиды, обтянутой плотной тканью. Основание пирамиды было длиною около 7 метров 20 см.

Интересно, что именно в России изобретатель Котельников доведёт до ума парашют да Винчи, сделав первый в истории ранцевый парашют, который можно будет крепить на спине у пилота и использовать при катапультировании.

В 2000-м году парашютист из Англии Андриан Николас решил испытать изобретение Леонардо в том виде, в котором он его придумал, заменив в нём только материал, понимая, что лён не выдержит такой нагрузки. Первая попытка оказалась провальной, поэтому ему пришлось использовать запасной парашют. Правда в 2008 году уже швейцарец Оливье Тепп сумел достигнуть успеха. Он отказался от жёсткой конструкции парашюта и спрыгнул с высоты в 650 метров. Естествоиспытатель утверждает, что сам спуск оказался безопасным, но управлять таким парашютом невозможно.

ИЗОБРЕТЕНИЯ ИЗ ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

В сфере архитектуры и строительства Леонардо также добился впечатляющих познаний. Он исследовал прочность и сопротивляемость материалов, обнаружил ряд фундаментальных принципов, сумел понять, как оптимальнее всего передвигать различные объекты.

Леонардо исследовал силу, которая необходима для поднятия тел различной массы. Чтобы поднять тяжёлый объект по наклонной плоскости, обдумывалась идея использования системы винтов, лебёдок и кабестанов.

Кран для поднятия длинных предметов

Основание бруса или столба опирается на специальную платформу с парой колёс, которая подтягивается горизонтальным канатом снизу. Сила, которую необходимо прикладывать для подтягивания горизонтального каната всегда остаётся постоянной, а перемещение столба происходит по прямой линии.

Леонардо изобрёл систему из колёс и молотков для поднятия грузов. Работа системы похожа на работу ударов молота при чеканки, только происходит это всё на специальном зубчатом колесе. Три молотка со специальным клином, входящим между штифтов, бьют по колесу, вращая его и барабан, где прикреплён груз.

Передвижной подъемный кран и винтовой подъемник

Высокий подъёмный кран изображён на эскизе справа. Как можно догадаться, он предназначался для строительства высоких построек и сооружений (башни, купола, колокольни и так далее). Размещался кран на специальной тележке, которая двигалась вдоль направляющего каната, который протягивался над краном.

Винтовой подъёмник изображён на эскизе слева и предназначался для установки колонн и поднятия других тяжёлых предметов. Конструкция представляет из себя огромный винт, который приводится в движение силой четырёх человек. Понятно, что в данном случае высота и общая конструкция такого подъёмника ограничивает возможности его применения.

Эскиз подъемного крана на тележке и винтового подъемника

Кран на кольцевой платформе

Данный кран очень похож на современные краны по своей функциональности и использовался строителями в конце XIV века. Данный подъёмник позволяет перемещать тяжёлые объекты вокруг себя. Для его работы необходимо было задействовать двух рабочих. Первый находился на нижней платформе и при помощи барабана поднимал тяжёлые объекты, а на верхней платформе находился второй рабочий и с помощью штурвала вращал подъёмник вокруг своей оси. Также у крана были колёса, которые позволяли его передвигать. Такие краны использовались во времена Леонардо для установки столбов и колонн, строительства высоких стен, куполов церквей, крыш домов и прочего. Так как машины были деревянные, то после использования их обычно сжигали.

Экскаваторы Леонардо да Винчи

Сегодня вряд ли кого-то можно удивить экскаватором, но мало кто задумывается над тем, как они были придуманы. Есть точка зрения, что прототипы экскаваторов использовались ещё в Древнем Египте при постройке каналов и углубления русел рек, но по-настоящему концептуальную модель экскаватора придумал, конечно, великий Леонардо да Винчи.

Экскаваторы эпохи Возрождения, конечно, не отличались особой автоматикой и нуждались в ручном труде рабочих, но они его сильно облегчали, ведь теперь рабочим было проще перемещать изъятый грунт. Эскизы экскаваторов дают нам примерно представления о том, насколько огромные по тем временам это были машины. Экскаватор использовал принцип передвижения монорельса, то есть двигался вдоль одного рельса, перекрывая при этом всю ширину канала, а стрелы его кранов могли при этом поворачиваться на 180°.

Крепостная башня и двойная винтовая лестница

На рисунке вы можете видеть эскиз части крепости. Слева от крепостной башни сделан набросок винтовой лестницы, которая является важной составляющей башни. Конструкция лестницы похожа на всем известный винт Архимеда. Если вы присмотритесь к лестнице, то заметите, что она двойная и её части не пересекаются, то есть вы можете с товарищем подниматься или спускаться по разным спиралям лестницы и не знать друг о друге. Таким образом можно по одной стороне спускаться, а по другой подниматься. не мешая друг другу. Это крайне полезное свойство во время военной суеты. Каждая часть, соответственно, имеет свой вход и выход. На эскизе не добавлены ступеньки, но у реальной лестницы они есть.

Лестницу, изобретённую Леонардо, построили после его смерти в 1519 году во Франции внутри замка Шамбор, который служил королевской резиденцией. В Шамборе 77 лестниц, есть винтовые, но только двойная винтовая лестница, сделанная по эскизам да Винчи, стала интересной достопримечательностью.

Здание-лабиринт с множеством лестниц, входов и выходов

Леонардо также задумывался над более изощрёнными архитектурными концептами из лестниц. В данном случае это самый настоящий лабиринт! В этом сооружении 4 входа и 4 лестницы, которые закручиваются по спирали одна над другой, обвиваясь вокруг центральной колонны в виде квадратного столба.. Леонардо прекрасно умел находить гармонические структуры, сочетая геометрические особенности пространства, линии, формы и материалы, создавая в итоге целостные самодостаточные постройки.

Раздвижной (поворотный) мост

Эскиз поворотного моста Леонардо да Винчи

Ещё один мост, который, к сожалению, так и остался лишь проектом — это мост, способный пропускать корабли, плывущие по реке. Его главным отличием от современных мостов, работающих по принципу разведения, является способность поворачиваться, как дверь. Такой эффект достигается за счёт системы кабестанов, шарниров, лебёдок и противовесов, где один конец моста закреплён на специальном вращающемся механизме, а второй конец немного приподнимается для поворота.

Самоподдерживающийся («мобильный») мост

Этот мост является ответом на вопрос: «как можно из подручных средств быстро соорудить полноценную переправу?». Причём ответ крайне красив и оригинален.

Эскиз самоподдерживающегося мост Леонардо да Винчи

Данный мост образует арку, то есть является арочным, а сама сборка не нуждается ни в гвоздях, ни в верёвках. Распределение нагрузки в конструкции моста происходит за счёт взаимного распирания и давления элементов друг на друга. Собрать такой мост можно в любом месте, где растут деревья, а они растут почти везде.

Назначение моста было военным и было необходимо для мобильной и скрытной переброски войск. Леонардо предполагал, что такой мост может построить небольшая группа солдат, используя растущие рядом деревья. Сам Леонардо назвал свой мост «Надёжность».

Подвесной мост

Данный тип моста являлся ещё одним примером мобильного сборно-разборного моста, который солдаты могли собирать, используя канаты и лебёдки. Такой мост быстро собирался и разбирался после себя во время наступлений и отступлений войск.

Как и во многих других проектах Леонардно да Винчи, здесь использован принципы напряжения, статики и сопротивления материалов. Устройство этого моста похоже на устройство висячих мостов, где точно также основные несущие элементы сделаны из лебёдок и канатов и не нуждаются в дополнительных опорах.

Данный мост, созданный 500 лет назад, мог служить хорошим военным приспособлением и во времена Второй Мировой войны. Позже инженеры последующих веков пришли к мнению, что такая конструкция моста оптимальна, а принципы, использованные в подвесном мосту, применяются и во многих современных мостах.

Мост для турецкого султана

В 1502-1503 гг султан Баязид II начал искать проекты для постройки моста через бухту Золотой рог. Леонардо предложил султану интересный проект моста, который предполагал построить мост длиной 240 метра и шириной 24 метра, что выглядело в то время как нечто грандиозное. Интересно также отметить и то, что другой проект предложил Микеланджело. Правда ни одному из проектов так и не удалось оказаться реализованными на практике.

Прошло 500 лет и концепцией моста заинтересовались в Норвегии. В 2001 году недалеко от Осло в небольшом городе Ас была построена уменьшенная копия моста да Винчи. Архитекторы и строители постарались не отступать от чертежей мастера, но кое-где применили современные материалы и технологии.

Город будущего Леонардо да Винчи

В 1484-1485 гг в Милане разразилась чума, от которой умерло порядка 50 тысяч людей. Леонардо да Винчи предположил, что причиной чумы являлись антисанитария, грязь и перенаселённость, поэтому он предложил герцогу Людовико Сфорца построить новый город, лишённый всех этих проблем. Проект Леонардо сейчас бы нам напомнил различные попытки писателей-фантастов изобразить утопический город, в котором нет проблем, где решением всего являются технологии.

Наброски улиц идеального города будущего Леонардо да Винчи

По плану великого гения город состоял 10 районов, где должны были проживать по 30000 людей, при этом каждый район и дом в нём обеспечивались индивидуальным водопроводом, а ширина улиц должна была быть минимум равной среднестатистической высоте лошади (много позже Государственный совет Лондона сообщил, что данные пропорции являются идеальными и в соответствии с ними надо привести все улицы в Лондоне). При этом город был многоярусным. Ярусы связывались посредством лестниц и переходов. Самый верхний ярус занимали влиятельные и богатые представители общества, а нижний ярус город оставался для торговцев и оказания различного рода услуг.

Город мог стать самым великим достижением архитектурной мысли своего времени и мог бы реализовать многие технические достижения великого изобретателя. не стоит правда думать, что город представлял из себя сплошные механизмы, в первую очередь Леонардо делал акцент на удобстве, практичности и гигиене. Площади и улицы задумывались крайне просторными, что не соответствовало тогдашним средневековым представлениям.

Важным моментом была система водных каналов, связывающих весь город. Посредством сложной системы гидравлики вода приходила в каждую городскую постройку. Да Винчи считал, что это поможет изжить антисанитарный образ жизни и свести появление чумы и прочих заболеваний к минимуму.

Людовико Сфорца посчитал данный проект авантюрным и отказал в его реализации. Под самый конец своей жизни Леонардо пытался презентовать этот проект королю Франции Франциску I, но проект, к сожалению, никого не заинтересовал и остался нереализованным.

ВОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Леонардо создал множество эскизов, посвящённых водным устройствам, устройствам манипулирования водой, различным водопроводам и фонтанам, а также ирригационным машинам. Леонардо настолько любил воду, что занимался всем, что как-либо соприкасалось с водой.

Усовершенствованный архимедов винт

Древние греки в лице Архимеда давно изобрели устройство, позволяющее поднимать воду за счёт механики, а не ручного труда. Такой механизм изобрёл примерно в 287-222 годах до н.э. Леонардо да Винчи усовершенствовал механизм Архимеда. Он внимательно рассмотрел различные соотношения между углом наклона оси и необходимым количеством спиралей, чтобы выбрать оптимальные параметры. Благодаря доработкам, механизм винта стал доставлять больший объём воды при меньших потерях.

На эскизе винт изображён слева. Он представляет из себя трубку плотно обёрнутую трубку. Вода поднимается по трубке и попадает из специальную ванной наверх. Вращая рукоятку, вода будет литься непрерывным потоком.

Винт Архимеда до сих пор применяется для орошения сельхозугодий, а принципы винта лежат в основе множества промышленных насосных станций и насосов.

Водяное колесо

Леонардо старался отыскать наиболее оптимальный способ использования силы и энергии воды при помощи различных систем из колёс. Он изучал гидродинамику и изобрёл в конечном итоге водяное колесо, которое изображено ниже на эскизе. В колесе были сделаны специальные чаши, которые черпали воду из нижней ёмкости и переливали её в верхнюю.

Это колесо использовалось для очистки каналов и углубления дна. Располагаясь на плоту и имея четыре лопасти, водяное колесо приводилось в движение ручной силой и собирало ил. Ил укладывался на плот, который был закреплён между двумя лодками. Колесо перемещалось также вдоль вертикальной оси, что позволяло регулировать глубину зачерпывания колеса.

Водяное колесо с вёдрами

Леонардо предложил интересный способ доставки воды в условиях города. Для этого использовалась система из вёдер и цепей, на которых крепились вёдра. Интересно то, что для работы механизма не требовался человек, так как вся работа выполнялась рекой через водяное колесо.

Ворота для шлюза

Изобретателем была улучшена система шлюзовых ворот. Теперь можно было управлять количеством воды таким образом, чтобы выравнивать давление с обеих сторон шлюзовых ворот, что упрощало работу с ними. Для этого в больших воротах Леонардо сделал маленькие ворота с засовом.

Также Леонардо изобрёл канал с системой шлюзов, позволяющей кораблям продолжать судоходство даже по склонам. Система ворот позволяла контролировать уровень воды таким образом, чтобы корабли могли проходить по воде без затруднений.

Дыхательный аппарат под водой

Леонардо настолько любил воду, что придумал инструкции для погружения под воду, разработал и описал водолазный костюм.

Водолазы по логике Леонардо должны были участвовать в постановке судна на якорь. Водолазы в таком костюме могли дышать при помощи воздуха, который находил в подводном колоколе. Также костюмы имели стеклянные маски, позволявшие видеть под водой. Также костюм имел усовершенствованную дыхательную трубку, которой пользовались ещё в более древние времена ныряльщики. Шланг изготовлен из тростника, а места соединения скреплены непромокаемой материей. В самом шланге имеется пружинная вставка, позволяющая шлангу повысить свою прочность (ведь на дне большое давление воды), а также делает его более гибким.

В 2002 году профессиональный водолаз Жак Козенс устроил эксперимент и изготовил костюм водолаза по чертежам Леонардо, сделав его из свиной кожи и с бамбуковыми трубками, а также воздушным куполом. Опыт показал, что конструкция неидеальна и эксперимент имел лишь частичный успех.

Изобретение ласт

Перепончатая перчатка, которую изобрёл Леонардо, сейчас бы называлась ластами. Она позволяла оставаться на плаву и увеличивала дистанцию, на которую человеку мог заплыть в море.

Пять длинных палок из дерева продолжали строение скелета человека вдоль фаланг пальцев и соединялись между собой перепонками, как у водоплавающих. В основе современных ласт положен точно такой же принцип.

Изобретение водных лыж

Изобретатель старался решить задачу преодоления длинного мелководья солдатами и пришёл к выводу, что можно использовать шкуру, предварительно наполненную воздухом (мешки из кожи), прикрепив эту шкуру к ногам людей.

Если объём мешка будет достаточным, то он сумеет выдержать вес человека. Также Леонардо предполагал использовать брус из дерева, который обладал повышенной плавучестью. В руки солдаты должны брать два специальных шества. чтобы контролировать равновесие и двигаться вперёд.

Идея Леонардо оказалась неудачной, но похожий принцип лёг в основу водных лыж.

Спасательный круг

Если перевести надпись, которая расположена внизу рисунка, то можно прочесть «Как спасти жизнь в случае шторма или кораблекрушения». Это незамысловатое изобретение является ничем иным, как спасательным кругом, позволяющим человеку оставаться выше уровня воды и не тонуть. Предполагалось, что круг будет выполнен из лёгкой коры дубы, который можно было встретить везде в Средиземноморье.

Колесная лодка

В Средние века моря и реки оставались удобными и оптимальными транспортными путями. Милан или Флоренция жизненно зависели от морского судоходства и наличия быстрых и безопасных водных средств передвижения.

Леонардо создал эскиз лодки с гребным колесом с лопастями. Четыре лопасти похожи по форме на плавники водоплавающих. Человек крутил двумя ногами педали, тем самым вращая колесо. Принцип возвратно-поступательных движений заставлял колесо крутиться против часовой стрелки, поэтому лодка начинала движение вперёд.

Модель лодки Леонардо

На видео ниже можете посмотреть более детально устройство лодки с колёсами:

На днях закончилась выставка в Санкт-Петербурге "Механизмы Леонардо да Винчи". Мероприятие очень интересное и занимательное. Вообще эта выставка периодически проходит в разных городах. Там на примере эскизов и записей Леонардо да Винчи восстановлены экземпляры его изобретений. Очень познавательно.
Всем известный художник Леонардо из городка Винчи (вблизи Флоренции) помимо всего прочего являлся уважаемым ученым и естествоиспытателем, а также изобретателем. Вообще странно, как одному человеку удавалось творчество и точные науки. Обычно, это несовместимо.

Леонардо известен как конструктор различных летательных аппаратов, ткацких станков, печатных и деревообрабатывающих машин, приборов для шлифовки стекла, землеройных машин. Именно он считается автором ряда гидротехнических проектов и проектов металлургических печей. Некоторые из копий его чертежей также преставлены на выставке.

Сегодня считается, что Леонарджо изобрел следующие вещи и механизмы (возмоно, некоторые натянуты или приписаны):
1. Парашют и летательные аппараты. Наиболее удачно получился прототип вертолета
Леонардо да Винчи всегда интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Начинал он вообще с изучения анатомии и системы полета стрекозы. Первое крыло в рисунке напоминает именно стрекозу. Затем он придумал машущее крыло.
Летательные аппараты да Винчи:


Затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Леонардо также работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки.

2. Колесцовый замок для пистолета (заводился ключом).
Это единственное его изобретение, получившее признание при его жизни.

3. Велосипед
А также колесницу и "автомобиль" с двойным управением. Прекрасные экземпляры мысли 15 века:

4-5. Танк и каталпульта
Так изображен посередине. Это такой тяжелый фургон в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней. Проблему перемещения этой платформы надеялись решить при помощи парусов, но вместо этого Леонардо предложил поместить внутрь вагона 8 человек, приводящих его в движение с помощью передаточного механизма, соединенного с колесами. Но это изобретение так и не было изготовлено.
После наблюдения за сценами сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. Одной из ее составных частей являлся «зубчатый винтовой» механизм. Он удлинял, укорачивал, поднимал и опускал лестницу. В наши дни данный механизм находит применение при спасении людей на пожарах.
Еще образцы механизмов военного назначения. От катапульны и пушки до прототипа пулемета.

Упрощенная версия пулемета, позже он ее усложнил, чтоб ускорить процесс перезарядки:

6. Лёгкие переносные мосты для армии. Слева на фото - подвесной. А справа - мост, сооруженный без единого гвоздя. Подобный мост без особого труда мог быть построен из доступных материалов (стволов деревьев), удобен в транспортировке (при помощи канатов) и предназначался, в основном, для военных целей. Леонардо развил законы статики и сопротивления материалов и использовал их в конструкции данных мостов:


7. Прожектор
Фото не вышло, но изобретение забавное

8. Робот
В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии, пропорций человеческого тела. Он делая вскрытие тел людей и животных, точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея». Леонардо понял, что мышцы движут костями. После этого он решил, что такой же принцип может лечь в основу машины. В отличие от большинства изобретений да Винчи, Леонардо, судя по всему, действительно построил робота-рыцаря, но тот использовался в основном для развлечений на вечеринках щедрого покровителя, Лодовико Сфорца. Робот да Винчи не сохранился, и никто в точности не знает, на что тот был способен. Но судя по всему, он ходил, сидел и даже работал челюстями.


Витрувианский человек — рисунок, созданный Леонардо да Винчи примерно в 1490—92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как это описано в трактате античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius) «Об архитектуре» (Книга III, глава I):
длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
ступня составляет четыре ладони
локоть составляет шесть ладоней
высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)
шаг равняется четырём ладоням
размах человеческих рук равен его росту
расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
длина полового члена составляет 1/8 его высоты
максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
длина руки составляет 2/5 его высоты
расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
длина ушей 1/3 длины лица
пупок является центром окружности
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

9. Двухлинзовый телескоп
На выставке отсутствовал, либо я его пропустила.

10. Водолазный костюм. Проживая в Венеции конца 15 века, да Винчи разработал идею для отражения вторжения судов. Достаточно было отправить мужчин на дно гавани в водолазных костюмах, а там они бы просто вскрывали днища кораблей, как консервные банки. Водолазы да Винчи могли дышать с помощью подводного колокола с воздухом, надевали маски со стеклянными отверстиями, сквозь которые можно было видеть под водой. В другом варианте концепта водолазы могли дышать с помощью винных бутылей, наполненных воздухом:

11. Подшипник и другие измерительные приборы:

Весы:


Еще одно изобретение - Город будущего
В Европе буйствовала черная чума. Города страдали куда больше, чем сельская местность, и да Винчи предположил, что в городах есть что-то особенное, что делает их уязвимыми к болезни. Эта идея удивительно близка к современности, учитывая, что теория микробных болезней была разработана только в начале 20 века. Да Винчи задумал разработать собственный план: город, изначально спроектированный и созданный с нуля, который будет санитарно и жизненно пригодным. Результатом стал триумф городского планирования, который никогда не был построен. «Идеальный город» да Винчи был разделен на несколько уровней, в каждом из которых была минимальная антисанитария, а сеть каналов способствовала быстрому удалению отходов. Вода должна была обеспечивать здания посредством гидравлической системы, которая служила прототипом современной. Но и этот город не был построен из-за отсутствия ресурсов:

Другие интересные механизмы, созданные по рисункам 15 века:

В целом, очень много работы Леонардо были слишком рано представлены общественности. Эволюция подобралась к ним только лет через 300. Это доказывает гениальность ученого. А вообще остается очень много вопросов по его творчеству и научным достижениям.
Ну и подобные выставки считаю обязательными к посещению

В апреле 2004 года итальянский ученый Карло Педретти заявил, что он раскрыл секрет пружин, приводящих в движение «автомобиль», который был создан Леонардо да Винчи в 1478 году. Таким образом, спустя пять столетий ученые, наконец, сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки, построить и запустить ее..

Самодвижущуюся тележку Леонардо да Винчи можно назвать прообразом автомобиля. Настоящий же автомобиль появился лишь в конце XIX века, когда двое жителей Германии Готлиб Даймлер и Карл Бенц разработали двигатель внутреннего сгорания. «Автомобиль» Леонардо не предназначался для массового производства, у него не было сиденья, аппарат был фактически разработан как машина для фестивалей: своеобразная движущаяся платформа, запас ее хода на полном заводе был всего 40−50 метров.

Построить самодвижущуюся тележку да Винчи смогли только в 2004 году


Да и его размеры явно маловаты для того, чтобы перевозить людей. Так что говорить об «автомобиле» Леонардо было бы преувеличением, некоторые исследователи окрестили этот аппарат «леомобилем». Тележка была деревянной, трехколесной, задние колеса вращались независимо друг от друга.

Самодвижущаяся тележка да Винчи

Тем не менее, как и многие другие проекты да Винчи, он не давал покоя многим поколениям ученых, инженеров и конструкторов. Интерес и энтузиазм подогревались еще и тем, что все попытки воплотить в реальность замысел легендарного изобретателя терпели крах. Это было связано с отсутствием четких инструкций к эскизам Леонардо. Части и детали повозки приходилось додумывать. Существует предположение, что чертежи кузова не были прорисованы, так как изобретатель увлекся самим механизмом.


Чертежи к «автомобилю» да Винчи

Главной проблемой для конструкторов стал вопрос: что именно приводило в движение эту повозку. Исследователи изначально считали, что две рессоры, согнутые как в арбалете, изображенном на эскизе в Атлантическом Кодексе, распрямляясь, и должны были стать этой движущей силой. Однако итальянский профессор Карло Педретти решил, что пружины были предназначены не для движения автомобиля, а для управления механизмом двигателя. А своеобразным двигателем были пружины, свитые в барабанах.


Пружины заводились человеком, который должен был вращать два зубчатых колеса, расположенных в передних верхних углах устройства. Длина каждой из этих пружин — семь метров, и чем сильнее их завести, тем больше тележка проедет.


Чтобы проверить догадку, было решено сначала создать компьютерную модель устройства, которая показала, что проект жизнеспособен. После чего построили конструкцию, которая составляла 1.68 метров в длину и 1.49 метров в ширину. Здесь, однако, некоторых энтузиастов ждало разочарование. Современные инженеры сочли эту машину слишком опасной и не решились ее испытать.

Полноразмерный «леомобиль» был признан опасным


«Она могла столкнуться с чем-нибудь и нанести серьезное повреждение», — рассказал журналистам директор Института и Музея Истории Науки во Флоренции Паоло Галлуцци. Вопрос, почему нельзя было использовать полигон, остается без ответа. В итоге для испытания и демонстрации была построена копия в масштабе один к трем.

Термин «Человек эпохи возрождения» или «Человек Ренессанса» используется для описания человека, который, кажется, знает все, и знает, как все это сделать. Он является специалистом в нескольких дисциплинах, и, будучи хорошо образованным, имеет обширные знания на всевозможные темы. Aполимат еще одно слово, используемое для описания такого человека, происходящее от греческого «узнав много».

Ренессанс – период истории между 14-м и 17-м веков. Это тот момент, когда период эпохи мрачного Средневековья сменился на новый период интеллектуального просвещения. Ученые и художники этого времени занимались всеми видами исследований, включая живопись, скульптуру, математику, инженерию и философию.

Большинство считает Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянского ученого, изобретателя и художника, истинным человеком Ренессанса.

Из-под его кисти вышли «Мона Лиза», «Тайная Вечеря». Он был еще и скульптором, экспертом анатомии, инженером и архитектором, и его, казалось бы, бесконечное количество идей и изобретений чрезвычайно опережали свое времея. Большинство из его машин или гаджетов так и остались эскизами на бумаге, но Леонардо также предсказал множество современных технологий, в том числе парашют, паровой двигатель, танк, вертолет, самолет и подводную лодку.

Самоходная машина Леонардо да Винчи (1478)

Хотя большинство историков согласны с тем, рождение современного автомобиля состоялось в конце 19 века, когда двое немцев, Готлиб Даймлер и Карл Бенц, разработали реальный, работающий двигатель внутреннего сгорания , эксперименты с движущимися транспортными средствами, не были редкостью и ранее. Еще в 1770 году, француз по имени Николя Куньо разработал паровую машину, которая могла ездить по улицам Парижа со скоростью около трех километров в час. За 300 лет до появления французской паровой машины, Леонардо да Винчи обнародовал чертеж первого в мире самоходного транспортного средства.

В отличие от «Model T » Генри Форда начала 1900-х годов, автомобиль Леонардо не предназначался для массового производства. Это не был по-настоящему легковой автомобиль, поскольку он даже не имел сиденья. Аппарат был фактически разработан как машина для возрождения фестивалей, чтобы удивить и повергнуть в изумление их участников. Как и многие эскизы Леонардо, автомобиль так и остался на бумаге на протяжении всей своей жизни — мы можем лишь предполагать, что машина была либо признана слишком опасной, чтобы быть запущенной в действие или изобретатель не имел достаточных средств, чтобы создать ее реальный экземпляр.

В 2004 году, Паоло Галлуцци, директор института и музея Истории Науки во Флоренции, Италия, курировал проект постройки действующей модели изобретения Леонардо. Хотя уже было предпринято несколько попыток построить автомобиль в течение 20-го века, каждая из них была неудачна из-за отсутствия четких инструкций к эскизам Леонардо. Эксперты изначально считали, что две рессоры (простейшие плоские пружины, обычно использующихся в автомобильных подвесках), распрямляясь, должны были приводить в движение автомобиль. Более тщательное изучение конструкции, в конце концов, позволило понять, что двигателем должны были служить плоские пружины, подобные тем, которые используются в механических часах, намотанные внутри бочкообразных барабанов, расположенных в задней части рамы автомобиля. В связи с отсутствием в те времена двигателя внутреннего сгорания — реальной альтернативы подобному механизму представить было трудно.

Галлуцци и команда инженеров провели четыре месяца, разрабатывая цифровую модель, чтобы убедиться, что машина будет работать. Конструкция Леонардо составляла 1.68 метров в длину и 1.49 метров в ширину, которую они и построили. Однако, современные инженеры сочли эту машину слишком опасной – после отпускания тормоза она может проехать около 40 метров. Поэтому они построили еще одну масштабную модель, в одну треть от натуральной величины, для тестирования и демонстрации.

Машина работает, как примитивный робот или детские игрушки, заводясь вращением колеса в противоположном движению направлении, которое растягивает пружины внутри рамы. После того, как тормоз отпускался, пружины, накрученные на барабаны, начинали сжиматься и приводили в действие колеса. Рама и многие детали механизмов, вплоть до винтиков, были сделаны из пяти различных типов древесины.

Автомобиль также имеет программируемое рулевое управление, которое осуществляется путем установки деревянных блоков между шестернями в заранее определенных местах, и, как ни странно, поворачивать можно только направо. По-видимому, Леонардо, рассчитывал на движение своего деревянного автомобиля по улицам Флоренции с односторонним движением. Эта нехитрая по нынешним временам модель доказала не только то, что машина работала, но и то, что Леонардо был истинным человеком Ренессанса.

Гений Леонардо да Винчи: машины и механизмы

1452 15-го апреля в деревушке Винчи близ Флоренции родился Леонардо, внебрачный сын нотариуса Пьеро да Винчи (р. 1426) и крестьянки Катерины, также родившейся вне брака.

Отец Леонардо был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи еще в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, и входили в число состоятельных горожан, носящих титул «сеньор», который уже по наследству перешел к отцу Леонардо.

В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо. Однако в дом отца Леонардо был взят не сразу, а в возрасте приблизительно четырех с половиной лет. Вероятно потому, что первая жена Пьеро оказалась бесплодной. Впоследствии отец Леонардо был женат еще трижды и стал отцом двенадцати детей.

Мальчику было около пятнадцати лет, когда он начал обучение в мастерской видного флорентийского живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, в которой трудились художники, скульптуры и кузнецы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника. Как правило, мальчики поступали на обучение к мастеру в возрасте четырнадцати лет или около того и служили ему лет шесть, после чего им позволялось вступить в гильдию живописцев гильдию Святого Луки и обзавестись собственной мастерской. Леонардо жил в доме Верроккьо и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

В том же году Леонардо внес свой вклад в работу своего учителя «Крещение Христа» (Галерея Уфицци, Флоренция). Леонардо написал ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако наиболее вероятно, что Веррокьо был рад передать искусство живописи Леонардо, чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам.

Вскоре после этого Леонардо пишет свою первое самостоятельное полотно (может быть при участии Веррокьо) «Благовещение». Оно, конечно, уступает более зрелым работам Леонардо по многим аспектам, что не удивительно: гению всего 20 лет. Кроме того, как и многие другие картины «Благовещение» носит следы позднейшего вмешательства другой кисти.

Первый датированный рисунок Леонардо "Пейзажный рисунок долины Арно" (1473 год) как и «Благовещение» находится сейчас в галерее Уффици во Флоренции.

Затем Леонардо вступает в период жизни, наполненный темой Мадонны с младенцем: «Мадонна с гвоздикой» (Мюнхенский музей), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» (обе Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кроме законченных картин осталось большое количество эскизов: мадонна с кошкой, мадонна с тарелкой фруктов и др.

В 1481 году Леонардо получает заказ на «Поклонение волхвов». Эта картина предназначалась для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето, монахи которого были клиентами отца Леонардо. Полотно было начато мастером, но заброшено в стадии наброска, поскольку случилось событие, которое заставило Леонардо желать перемен.

Флоренция считалась республикой, однако фактически ею управляло семейство Медичи. Они покровительствовали искусству, но к Леонардо это не относилось. Скорее всего, уже тогда ему мешала репутация, которую он приобрел в ранней молодости и которая с годами только укреплялась: блестящий и многосторонний, но медлительный и неблагонадежный, склонный бросать работу недоделанной.

Папа Сикст IV, предварительно посоветовавшись с Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди приглашенных были все видные художники, кроме Леонардо. Он не мог отделаться от чувства, что во Флоренции, находящейся под властью Медичи, у него нет будущего.

В 1482 году Леонардо поехал в Милан играть на лютне при дворе Лодовико Сфорца. Инструмент, который он взял с собой и рисунки которого сохранились, был сделан из конского черепа и оправлен серебром. Столь странная причуда была как раз в духе Леонардо: безобразное его привлекало; однако форма инструмента была выбрана не просто так полость черепа давала хороший резонанс и усиливала звук

Настоящей же причиной, по которой Леонардо покинул Флоренцию, было желание найти в Лодовико Сфорца лучшего покровителя, чем Медичи. Чтобы расположить к себе Сфорца, мастер написал ему письмо, в котором ничего не говорилось о музыке, а об искусстве упоминалось лишь вскользь: Леонардо предлагал себя в качестве военного эксперта и изобретателя оружия. В этом он ошибся: Лодовико предпочитал войнам интригу и яд.

Первый заказ, который Леонардо получил в Милане в 1483 году поступил не от герцога, а от францисканского братства Непорочного зачатия. Леонардо с товарищами выполнял роспись алтаря для недавно построенной капеллы Непорочного зачатия Девы Марии. Первый вариант центрального полотна, которое выполнил Леонардо - «Мадонна в скалах» - был закончен в I486 году Ожесточенный спор и последующее судебное разбирательство из-за оплаты труда художников длилось более 25 лет. Когда все юридические споры были улажены Леонардо пришлось написать копию картины, поскольку оригинал к тому времени перешел к частному владельцу. В августе 1508 года второй вариант «Мадонны в скалах» (Национальная галерея, Лондон) был передан Братству.

На службе у герцога Леонардо оформляет декорации, как придворный художник пишет портреты (например, «Портрет Чечилии Галерани», Краков, Музей Чарторыжских) работает над колоссальной конной статуей Франческо Сфорца. Несколько лет он занимается разработкой эскизов для статуи и ему понадобилось 11 лет, чтобы изготовить глиняную модель коня высотой более 7 метров.

Сам памятник так и не был отлит, несмотря на то, что все технические сложности были решены. Леонардо даже изобрел по этому случаю специальные плавильные печи. Предназначенная для отливки грандиозного памятника бронза была пущена в 1494 году на изготовление пушек. Модель погибла несколько лет спустя.

В Милане Леонардо начал писать свой «Трактат о живописи», над которым работал до самой своей смерти. Он постоянно прерывал работу над ним ради других занятий, и особенно ради изобретательства: сконструировхт машину для производства напильников, затем прокатный стан, затем станок для выделки сукна, который вдвое увеличивал производительность труда. Однако Сфорца не оценил его изобретения.

Значительную часть времени в миланский период жизни да Винчи занимала архитектура. Он создавал проекты и эскизы храмов и даже был экспертом и консультантом при строительстве Миланского собора. Сохранились свидетельства о небольших платежах мастеру за эти работы, но ни один из его замыслов не нашел практического применения.

«Идеальный город» одна из тем многих рисунков и записей Леонардо. В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным проходам, проложенным от арки до арки.

Он также разработал канализационную систему для Милана и посоветовал, как перестроить город, чтобы ему не грозила чума. В 1494 году проводил мелиорационные работы в герцогских владениях близ Виджевано.

В 1495 году Леонардо приступает к работе над всемирно известной «Тайной вечерей» и всего через три года заканчивает эту титаническую работу. К 1498 году относится и окончание работ по росписи Сала делле Ассе (Ослиной залы) в Кастелло Сфорцеско. На стенах и сводах Ослиной залы зеленые кроны ив причудливым образом переплетены и опутаны тонкими декоративными веревками. Вероятно Леонардо намеревался выработать собственный символ: одно из значений слова «винчи» - ива.

Правление герцога Сфорца закончилось в 1499 году. Французские войска вторглись в Северную Италию и захватили Милан. Леонардо уезжает из Милана и отправляется в Мантую и Венецию, где выполняет портрет Изабеллы д"Эсте.

В 1500 году Леонардо возвращается во Флоренцию и продолжает развивать тему мадонны: пишет «Св.Анну с Марией и младенцем» (Лувр, Париж), «Мадонну с веретеном» (частное собрание).

Несмотря на дурную славу, идущую о Чезаре Борджиа, в 1502 году поступает к нему на службу в качестве архитектора и главного инженера, сопровождает его в походе в Романыо. На службе у Борджиа Леонардо спроектировал систему рвов и каналов для осушения 5олот в окрестностях

Пьомбино, создал карты окрестностей Ареццо в помощь войскам Борджиа, собирающимся па-пасть на земляков Леонардо, тосканцев.

Весной 1503 года Леонардо оставляет свою службу у Борджиа, возвращается во Флоренцию, начинает портрет Моны Лизы, но откладывает его, поскольку получает осенью 1503 года заказ на фреску с изображением Битвы при Ангиари для зала Большого совета в палаццо делла Синьория. Заказ на вторую фреску «Битва при Кашине» получил Микеланджело. Ни одна из фресок не была закончена, поскольку оба художника вскоре уехали из Флоренции, Леонардо снова в Милан, а Микеланджело в Рим. Из-за экспериментов Леонардо с красками, состояние полотна неуклонно ухудшалось и было полностью утрачено примерно через 60 лет.

Вазари пишет о том, что Леонардо раздражала мелочность заказчиков. По письменной просьбе французского наместника в Милане Шарля д"Амбуаза Леонардо получает в мае 1506 года трехмесячное освобождение от своих обязанностей во Флоренции. Однако тремя месяцеми его пребывание в Милане не ограничилось.

В течение последующих семи лет он писал мало, но много проводил времени за изучением механики, анатомии и математики.

В 1511 году д"Амбуаз скончался. Леонардо вновь остался без покровителя. И в сентябре 1513 года он принял протекцию Джулиано Медичи, с которым уехал в Рим.

Конфликт с высокомерными немецкими мастерами из окружения папы привел к тому, что Леонардо не получил крупных заказов как Рафаэль и Микельанджело. Тем не менее он энергично принялся за проект Льва X по осушению Понтийских болот к югу от Рима и делал для этого подробные зарисовки местности.

В Риме Леонардо провел три года, занимался математикой, зеркалами, делал заметки к трактату об устройстве человеческого голоса, искал новые рецепты масел и лаков для живописи. Луврский «Св. Иоанн Креститель» - последняя картина Леонардо - написана в Риме.

После смерти Джулиано Медичи Леонардо принимает приглашение короля Франциска Первого и в 1517 году отправляется во Францию в качестве художника для королевского двора.

Леонардо живет в небольшом замке недалеко от королевской резиденции, где наконец получает прекрасные условия для своего творчества: работы над записками и проведения научных экспериментов. Здесь он проводит последние два года своей жизни занимаясь гидрографией, мелиорацией и почти ежедневно беседуя с Франциском I на интересующие их обоих темы..

23 апреля 1519 года Леонардо составляет завещание, назначив своим душеприказчиком своего друга художника Франческо Мельци.

Умирает Леонадрдо 2 мая 1519 года в Клу в возрасте 67 лет Могила его в церкви Сен Флоран-тен в Амбуазе была утрачена во время гугенотских войн. Сохранилась лишь запись в церковном регистре: «В галерее этой церкви был похоронен господин Леонардо да Винчи, миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший главный живописец миланского герцога».

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

(15.IV 1452 - 2.V 1519)



Поделиться