Что такое ратрак и как он работает. Подготовка лыжных трасс (общие положения) Эксплуатация снегопрессующей техники

Мало кто из нас знает, что в техническое оснащение современных горнолыжных курортов, а также стадионов горнолыжных видов спорта в обязательном порядке должна входить машина, именуемая ратрак. Это техническое средство является ни чем иным, как снегоуплотнительным агрегатом, который передвигается при помощи гусениц.

Чтобы было понятнее читателю, ратрак – это адаптированная модель бульдозера, предназначенная для ведения работ в суровых зимних условиях. Такой трактор способен двигаться по горным склонам, которые имеют довольно крутой угол наклона.

Основное назначение такого снегоуплотнителя – подготовка горнолыжных склонов, формирование лыжных трасс и выполнения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций в горах. Также такой горный трактор является очень удобным средством для перевозки людей, при которой он оборудуется отдельно пассажирской кабиной, и надежным механизмом для перевозки грузов.

Свое название – «ратрак» – машина получила от названия первой модели этого механического средства, которые продавались в Европе еще в далекие 60-е годы. С самого начала главными производителями агрегата были американские фирмы Thiokol и LMC, которые реализовывали их под торговой маркой Ratrac. Вот с тех времен эта машина и обрела свое название, которым пользуются до сегодняшнего дня.

На сегодняшний день брендами по выпуску ратраков являются такие знаменитые машиностроительные компании, как Prinoth (Италия), Bombardier (Канада), Kässbohrer (Германия). Все эти фирмы занимаются выпуском ратраков, которые реализуются на рынке по продаже специальной техники под торговой маркой PistenBully, а в Америке этот тип снег уплотнительных машин реализуется под именем snow cat.

Обойтись на горнолыжных трассах без снегоуплотнительного трактора практически не возможно. Пушки, которые насыпают снег на будущие склоны и лыжные трассы, создают достаточно большие сугробы, которые необходимо равномерно распределить и уплотнить.

Технические параметры снегоуплотнительной машины

Ратраки имеют широкий модельный ряд от разных фирм-производителей. В России на горнолыжных курортах и на спортивных лыжных трассах широко применяется ратрак японской компании OHARA, который отлично подходит для устройства трамплинов и лайпов для сноубордистов.

Модельный ряд OHARA включает в себя следующие серии снегоуплотнительных машин – DF 330, DF 357 и DF 430, они имеют очень высокую надежность в работе, большую мощность и качественное исполнение технологического процесса. Ратраки от японского производителя имеют технические параметры, которые их отличают от других марок снегоуплотнительной техники. Такие конструктивные характеристики позволяют OHARA исполнять целый комплекс задач по формированию лыжных трасс, как простой степени сложности, так и сложных, имеющих крутой угол подъема.

Снегоуплотнительная машина от японского производителя OHARA для сгребания снежной массы оборудован специальным ковшом, который расположен в передней ее части. Для проведения уплотнительных работ ратрак этой модели в задней его части имеет фрезерный механизм с выступающими элементами, сконструированный на металлическом кронштейне.

Для выполнения функции дополнительной трамбовки снежной массы снегоуплотнительный трактор этой марки имеет в своей конструкции специальную резиновую ласту. Это устройство одновременно является защитным щитом для фрезерного механизма.

Трактор OHARA имеет очень просторную и теплую кабину, из которой можно с удовольствием наблюдать за красотами природного ландшафта. А самое главное из-за такого обзора кабины машинист имеет полный обзор участка, на котором ведется работа.

Стоит отметить, что японский ратрак может по своей технической возможности быть оборудованным специальным устройством, при помощи которого устраивается идеальная лыжная трасса. Такой дополнительный механический элемент называется лыжепрокладчиком, при помощи которого еще производится корректировка расстояния до соседних лыжных трасс.

Для легкого передвижения по крутым горным склонам и выполнения своих функций трактор OHARA изготавливается из очень легкого, но прочного материала. Для высокой устойчивости и высокой маневренности движения при выполнении работ разной сложности ратрак японской марки оснащен широкими гусеницами, которые в своей конструкции имеют грунтозацепные элементы. Именно благодаря этим механизмам трактор OHARA способен оказывать большое давление на снежный покров, а также иметь устойчивое состояние на очень крутых склонах.

Этот японский горный трактор является еще отличным средством для устройства велосипедных трасс в летнее время. Такая техническая возможность еще раз подтверждает его многофункциональность.

Лыжная трасса своими руками — действие увлекательное и трудоемкое. Подразумевает уплотнение снега на определенном участке местности для прогулок или соревнований. Разнообразие моделей и марок специального оборудования позволяет подготовить трассу качественно и в короткие сроки. Самый же распространенный и простой способ — надеть и проложить ее самостоятельно.

Ратрак — самоходный транспорт на гусеничных лентах, разработанный на основе конструкции трактора. Используется для прессовки снега на лыжных трассах и горнолыжных склонах, транспортировки пассажиров и грузов, спасательных операций в труднопроходимых местах.

Считается, что машина сконструирована американцем Эммитом Траком в 1930 году. Первый транспорт был на двух гусеницах и трёх и предназначался для перевозки людей по глубокому снегу. В 1951 году тем же изобретателем запатентован вездеход на четырёх гусеницах. И только гораздо позже транспортное средство приспособили для трамбовки снега на горнолыжных курортах Америки.

На европейском континенте в качестве снегоуплотнительного оборудования ратраки появились незадолго до VIII зимних Олимпийских игр 1960 года. Первым горнолыжным курортом, использовавшим американскую технику Эммита Трака для подготовки своих склонов, стал Куршевель. Несколько позже, но всё в тех же 60-х годах, австро-швейцарская компания «Ratrac» выпустила машину «Ratrac-S», давшую название транспортным средствам, используемым для ухода за лыжными трассами и склонами. В 80-х годах в СССР на базе львовского СКБ «Спортмаш» под руководством Сырцова Валерия Дмитриевича были созданы три типа ратраков. До 90-х годов выпущено 40 машин, а затем проекты закрылись, объединение перестало существовать.

Современное производство

Лидирующими компаниями по выпуску ратраков на мировом рынке являются:

  1. Итальянская Prinoth. Основатель − Эрнст Принот, изобрел первую снегоуплотняющую машину Р-20 в начале 60-х годов. Компания выпускает 7 различных моделей.
  2. Немецкая Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Самые известные машины марки PistenBully. Примечательно, что одна из моделей предназначена для разравнивания искусственного снежного покрова в закрытом помещении. Компания производит 16 образцов ратраков.
  3. Японская Ohara. Фирма выпускает оборудование для переработки отходов, технику для добычи нефти и газа. Поэтому линейка производимых ратраков небольшая, всего 3 вида.
  4. Еще одна итальянская компания Favero Lorenzo. Производимые 2 модели отличаются компактностью и недорогой стоимостью.
  5. Американская Tucker Sno-Cat. Работает в основном на внутренний рынок.
  6. Российская «СнежМа». Практически единственная отечественная компания. Находится в Челябинске. Выпускает ратраки СМ-170, СМ-210 и СМ-320.

Эксплуатация снегопрессующей техники

Помимо уплотнения, современные машины выполняют функции уборки, распределения снежной массы, выглаживания и выравнивания склонов, прокладки прогулочных трасс и лыжни, возведения пайпов и трамплинов, создания фигур в сноупарках, перевозки пассажиров и грузов.

Важно! По требованиям техники безопасности горнолыжникам во время работы оборудования доступ к спортивным объектам закрыт, во избежание несчастных случаев.

Характеристики ратраков

  1. Техника рассчитана на эксплуатацию в любое время года.
  2. Принципы конструкции основаны на устойчивости и мощности. На машинах есть системы защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System) и широкие гусеницы с грунтозацепами, обеспечивающие высокую проходимость. Гидравлическая лебедка позволяет технике подниматься по крутым склонам, одновременно с движением гусениц натягивая трос. Мощности двигателей, измеряемой в лошадиных силах, хватает, чтобы за два часа проложить колею в 10000 км.
  3. На моделях для пассажирских перевозок установлены кабины.

Ратраки для подготовки трасс для беговых лыж

Транспорт для прокладки маршрутов не отличается разнообразием:

  • немецкая машина марки PistenBully Paana (117 л. с.) компании Kässbohrer Geländefahrzeug AG;
  • Prinoth Husky (177 л. с.), производитель − Prinoth (Италия);
  • Favero Snow Rabbit 3 (100 л. с.) компании Snow Rabbit.

Если есть технические знания и практика, то можно сделать ратрак для лыжных своими руками, используя детали от разных марок .

Высокая стоимость специального оборудования ограничивает массовое применение этих машин на прокладке трасс. Более приемлемый вариант техники — снегоход с широкой и длинной гусеницей и двумя лыжами впереди. Например, российские: «Буран», «Тайга», импортные: «Ямаха», «Артик КЭТ», «Полярис».

Оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками

В этой категории оснащения применяют прицепные устройства:

  1. Резак — служит для создания классической лыжни. Используют режущий и давящий принцип в зависимости от качества снежной поверхности. Универсальным резаком для подготовки лыжных трасс признан XCSPORТ компании «SNOWPRO». При весе в 32 кг оборудование сделает качественную колею при любом состоянии снежной массы.
  2. Борона — удаляет, рыхлит наст, заполняет ямы, выравнивает, формирует продольные полоски.
  3. Каток-снегоукладчик. Предназначен для всех типов поверхностей. Уплотняет снежную массу.

При подготовке новой лыжной трассы обязательно учитывают некоторые правила:

Важно! Запрещено прокладывать лыжню через берега рек, каналов, балок, оврагов, автомобильное и железнодорожное полотно, через плохо замерзшие водоемы.
  1. Изучают ландшафт и определяют маршрут.
  2. Для обычного катания прокладывают на открытой территории, создавая несколько трасс различной длины и сложности. Сочетают подъемы, ровные отрезки пути и спуски.
  3. На спусках исключают препятствия в виде растительности, рвов, воронок. Распределяют низкие подъемы и продолжительные и сложные спуски.
  4. От каждой дорожки на ширину 1 м в обе стороны снег утрамбовывают.
  5. Схемы массовых маршрутов помещают на отдельном щите в видном, доступном месте.
  6. По всей колее наносят цветную разметку.
  7. Первую треть маршрута прокладывают по ровному рельефу. Наиболее сложной делают вторую часть. Последняя формируется из равнозначных подъемов и спусков.
  8. На прямой трассе соблюдают расстояние между поворотами в 50 м.
  9. Обязательно следует позаботиться и об освещении маршрутов. Фонари устанавливают на опорах, соблюдая равномерность между встречными колеями.
  10. По окончании строительства лыжни составляют своеобразный паспорт трассы путем нанесения на карту местности.

Важно! При подъемах и спусках лыжня не может проходить по косогору и включать возвышенности круче 20°.

Профессиональные маршруты оборудуют исходя из сложности гонок, территории, подготовки спортсменов. Преимущественно по заросшей деревьями и кустарником территории.

Подготовка лыжных трасс приспособлениями занимает значительное количество времени и сил. Немаловажны и финансовые вложения. Но этот труд приносит удовольствие и радость, когда видишь счастливые глаза людей, чувствуешь их признательность и благодарность.

Краткое руководство и коммерческое предложение по подготовке и эксплуатации лыжных трасс профессиональной бригадой РОО «ФЛГМ» с использованием специализированной снегоуплотняющей техники

Подготовка лыжных трасс (общие положения)

Специально подготовленную для передвижения на лыжах местность называют ЛЫЖНОЙ ТРАССОЙ. Количество и характер подъемов, спусков и равнинных участков, их чередование определяют ту или иную степень трудности трасс.

Лыжные трассы прокладывают, как правило, на местности с пересеченным рельефом, основными компонентами которого являются подъемы, спуски и равнинные участки. На трассе с различным рельефом соревновательная скорость изменяется от 2-3 м/с на подъемах до 14-16 м/с и более на спусках.

Отмеренное на трассе расстояние называют ДИСТАНЦИЕЙ. Например, по 5-километровой трассе могут проходить различные по длине дистанции – 5, 15, 50 км и более. В настоящее время предпочтение отдают проведению соревнований, даже на марафонские дистанции, по укороченным трассам, что значительно повышает их зрелищность и, следовательно, популярность. Длина тренировочной и соревновательной дистанции в зависимости от возраста, пола и квалификации лыжников может быть от 1-2 до 70 км и более.

Два параллельно идущих лыжных следа на трассе – это ЛЫЖНЯ. Ее параметры по ширине следа, глубине и расстоянию между центрами каждого следа регламентированы правилами соревнований. При машинном способе подготовки трасс эти параметры задаются специальным лыжным резаком.

Близкий к этим характеристикам след оставляет и группа лыжников при передвижении по нетронутому снежному покрову (если лыжня прокладывается людьми).

Снежное полотно с одной или несколькими лыжнями – это ТРАССА ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ, ширина которой при проведении соревнований должна быть не менее 3 м.

Хорошо укатанное, достаточно жесткое снежное полотно шириной не менее 4 м и с лыжней сбоку – это ТРАССА ДЛЯ СВОБОДНОГО СТИЛЯ.

Длину трассы рекомендовано измерять вручную стальным шнуром (рулеткой) длиной около 50 м, используют также электронные измерительные приборы и дистанциомеры разной конструкции (измерительное колесо, например). Угловые и высотные характеристики подъемов и спусков определяют угломерными и высотомерными приборами.

На карте местности изображают СХЕМУ ТРАССЫ, по которой строят ее профиль.

При построении ПРОФИЛЯ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ изучают масштаб карты, находят начало и окончание трассы, направление движения по ней, общую протяженность, затем устанавливают самую высокую и самую низкую точки на трассе. С учетом этих данных определяют размерность координат.

Профиль лыжной трассы наглядно отображает количество, характерные признаки, последовательность и сочетание подъемов, спусков, равнинных участков на трассе, проложенной по пересеченному рельефу.

Основными характеристиками рельефа лыжных трасс являются следующие показатели высота подъема (спуска) – H;

1) максимальный подъем – МС;

2) перепад высоты – НД;

3) сумма перепадов высот – ТС;

4) длина подъема (спуска) – l;

5) средняя крутизна подъема (спуска) –

Высота подъема (спуска) – это расстояние по вертикали между высшей и низшей точками одного подъема (спуска).

Максимальный подъем – это наибольший по высоте подъем на данной трассе

Перепад высоты – это расстояние между самой высокой и самой низкой точками на всей трассе.

Сумма перепадов высот находится сложением высоты всех имеющихся на трассе подъемов.

Длина подъема (спуска ) определяется расстоянием по горизонтали между крайними точками склона.

Средняя крутизна подъема (спуска) находится из отношения высоты подъема (спуска) к его длине и выражается по правилам FIS в процентах:

< α = H:L · 100%.

Подготовка лыжных трасс начинается задолго до выпадения снега, чтобы даже при незначительном снежном покрове передвижение на лыжах было безопасным. Необходимо заблаговременно заготовить инструменты и технику для земляных работ. Трассу достаточной ширины расчищают от камней, остатков деревьев, веток, пней, корней, сучьев. По согласованию со службами лесничества к предельно возможному минимуму сводят вырубку деревьев и кустарников. Главная задача при выборе местности для трассы – максимально сохранить лесопосадки, которые создают экологически благоприятные природные условия для занятий лыжами.

В зависимости от степени защищенности лесом трассы делят на открытые и закрытые. Открытой считается трасса, более одной трети которой проходит по местности, не защищенной лесом, полосами деревьев, густым кустарником, рельефом местности, постройками и т.д. Предпочтение всегда отдают проложенным в лесной живописной местности закрытым трассам.

Если трасса проходит через водоемы и другие водные протоки, через них обязательно возводят надежные и прочные мосты. Перед непосредственным входом на мост нельзя допускать резких изменений направления движения, т.е. крутых поворотов.

Особенно тщательно готовят участки спусков и поворотов на них. Зимой трассу постоянно очищают от сучьев, остатков деревьев.

Чтобы лыжни для классического стиля и снежное полотно для коньковых ходов выдержали прохождение многочисленных лыжников, требуется продолжительная предварительная зимняя подготовка. Она заключается прежде всего в своевременном и регулярном уплотнении снежного покрова на всей трассе с помощью специальных тяжелых машин, а при их отсутствии – непосредственно лыжниками. Машины или лыжники уплотняют снег, выравнивают мелкие провалы и другие опасные неровности. Выполнять такую работу на местности, пролегающей по оврагам, буграм, лесным тропам, через водоемы и другие естественные препятствия, крайне сложно. Полотно трассы должно обрабатываться с каждым выпадением снега. Если уплотнять трассу только перед соревнованиями, то под полотном образуется слой рыхлого снега, и при прохождении уже первой группы участников оно разбивается. Уплотнение снежного покрова – чрезвычайно трудоемкая работа, которую еще более усложняет выпадение зачастую непредсказуемого по времени и количеству снега, да еще в сочетании с ветром, который сбивает ветки с деревьев и засоряет ими трассу.

На лыжных трассах для классического стиля лыжни прокладывают или нарезают специальным приспособлением – резаком. При свободном стиле готовят хорошо укатанное снежное полотно, а лыжню прорезают сбоку вдоль всей трассы с таким расчетом, чтобы лыжники, использующие разрешенные в свободном стиле как коньковые, так и классические способы передвижения, не мешали друг другу.

Постоянная подготовка действующих соревновательных, тренировочных и прогулочных трасс – длительный многолетний беспрерывный процесс с большим объемом работы. Сразу выбрать и подготовить достойную трассу невозможно, она требует ежегодной и постоянной обработки.

Каждый лыжник выбирает трассу с учетом подготовленности и поставленных задач.

Подготовить достаточно протяженную лыжную трассу можно и на площадке ограниченного размера, например на школьном мини-стадионе. Наиболее рациональным способом прокладки трассы на небольших по размеру участках местности является принцип закручивающейся-раскручивающейся

спирали, который позволяет проложить трассу длиной 3- 5 км и более, максимально плотно используя территории. А если площадка расположена на пересеченной местности с невысокими горками, то на трассе будет несколько небольших подъемов и спусков. Удлинить трассу на ограниченной по размерам местности позволяет и параллельный способ прокладки лыжней.

В правилах соревнований по лыжным гонкам в соответствии с требованиями Международной федерации лыжного спорта установлены допустимые пределы параметров рельефа трасс лыжных гонок с учетом возраста, пола и спортивной квалификации участников, масштаба соревнований, длины дистанции.

Соревновательные и тренировочные трассы для лыжников высокой квалификации прокладывают чаще всего по сильнопересеченному рельефу местности.

В соревнованиях и тренировках юных лыжников и лыжников-любителей, в массовых лыжных гонках предпочтение отдается слабопересеченным и пересеченным трассам. Именно на таких трассах проводят самые массовые в нашей стране соревнования – «Лыжню России».

В передвижении на лыжах физкультурно-оздоровительной направленности используют в основном слабопересеченные и равнинные трассы.

Предсезонная подготовка трассы .

Камни, корни, кусты, пни и тому подобные препятствия должны быть убраны. Особое внимание следует уделять участкам спусков и ограждению поворотов там, где это необходимо – еще и «отсыпка контруклонов».

Лыжная трасса зимой требует особой подготовки для того чтобы:

создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность;

разрыхлять поверхность снега на трассе, если «смерзлась»;

укатывать и уплотнять верхний слой снега, если трасса рыхлая (в результате оттепели или снегопада);

убирать «волну», возникающую на лыжне для классического хода;

убирать продольный бугор, возникающий на трассе для конькового хода;

препятствовать быстрому сходу снега весной, тем самым;

Снег на лыжной трассе в процессе ее эксплуатации подвергается следующим

воздействиям:

со временем – снег «стареет»;

меняются перепады температур в зависимости от погоды;

меняются перепады дневных и ночных температур;

изменяется влажность;

солнечное излучение

В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности – лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега.

Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, по типу того, как каток - асфальтоукладчик создает полотно дороги.

Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) – может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 и выше г/кв.см), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на «закантованной» лыже (150-200 г/кв.см).

Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи фрезы или зубьев бороны подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость», частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневное колебание температуры и изменения влажности вносят свое – снег смерзается.

Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега – очень непросто, поэтому единственный разумный способ уплотнения снежного покрова – подготовка каждого слоя выпавшего снега, желательно по несколько раз.

Основные факторы, определяющие качество подготовки лыжной трассы:

оборудование, которым готовиться лыжная трасса

частота подготовки лыжной трассы

Оборудование для подготовки лыжных трасс

Для подготовки лыжных трасс зимой используется следующая специальная техника с навесными приспособлениями:

легкая – снегоходы с бугрорезами, гребенкой и резаком;

тяжелая – ратраки с бугрорезом и фрезой.

Полный цикл работ для эксплуатации лыжных трасс в зимний период состоит из трех этапов, которые выполняются в строгой последовательности друг за другом:

1-й – снегоуплотнительные работы,

2-й – выравнивание полотна трасс,

3-й – нарезка лыжни.

Ратраки – эти машины идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими фактами являются относительная дороговизна и необходимость иметь снежный покров толщиной от 25 сантиметров

Снегоходы – более бюджетный вариант. К примеру наш отечественный буран, вместе с которым используется прицепное оборудование:

Каток – при подготовке полотна трассы с первого снегопада и в сложные условия – большой снегопад или сильная оттепель.

Борона – при подготовке полотна трассы, когда снег на трассе есть, выравнивает трассу как в продольной, так и в поперечной осях, срезая снежные неровности и заполняя углубления.

Резак для подготовки классической лыжни: они бывают как выдавливающие (используются для прокладки лыжни по мягкому свежевыпавшему снегу), так и режущие, которые используются на более жестких, хорошо укатанных трассах. Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандинавии трассы готовят ежедневно, притом, что протяженность их на некоторых курортах заходит за 100 км. Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад, каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу необходимо готовить!

Порядок подготовки трассы:

Обязательными для выполнения являются следующие требования:

На одной трассе снегоуплотнительные работы по всем трем этапам должны выполняться полностью в один день и не могут быть перенесены на другой день.

Кромки (краевые части) трасс с самого первого цикла снегоуплотнительных работ в начале сезона и до последнего в конце сезона должны быть закатаны по всей ширине «под обрез» с растущими деревьями, а на открытых участках-на установленной средней ширине трассы плюс 1 м.

Не допускается оставление «гребешков» и непрокатанных участков.

Финишные и стартовые створы трасс должны быть укатаны по всей ширине с особой тщательностью.

Участки полотна, где совмещаются две и более трассы, должны быть заранее обозначены ветками или специальными разметочными лентами.

Подготовка трасс для классического стиля

При нарезке лыжни следует руководствоваться требованиями, изложенными в пункте 19.3 Правил соревнований по лыжным гонкам

Лыжня должна быть подготовлена таким образом, чтобы управлять лыжами и скользить на них можно было без эффекта бокового торможения какой-либо частью крепления. Расстояние между правой и левой лыжнями должно равняться 17 – 30 см, если измерять от середины каждой лыжни. Глубина лыжни должна составлять 2 – 5 см даже на жестком снегу. Если используется 2 и более лыжни, расстояние между ними должно быть 1 – 1,2 м, если измерять от середины каждой лыжни.

Категорически не допускается нарезка лыжни на поворотах, где скорость лыжников слишком высока, чтобы удержаться на лыжне. В этих местах лыжня прерывается не менее чем за 30 метров до входа в поворот и возобновляется не менее чем через 10 метров после поворота.

Лыжня нарезается в правой части трассы, не ближе чем в 1 метре от ее кромки. В каждом следующем цикле (кроме освещенной и прогулочных трасс) лыжня нарезается левее предыдущей на 30 см, но не левее середины (осевой линии) трассы. После этого нарезка вновь начинается с крайнего правого положения. На спусках лыжня нарезается посредине трассы.

На освещенной трассе нарезаются две параллельные лыжни в прямом и обратном направлениях. Расстояние между ними должно составлять 1 – 1,2 м.

Для качественной прорезки лыжни на требуемую глубину по всей длине трассы нагрузка на резак должна соответствовать плотности снега.

Подготовка трасс для свободного стиля

На трассах, подготовленных для передвижения свободным стилем трасса должна быть шириной не менее 4 м. Лыжня на участках спуска должна следовать идеальной линии трассы.

Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время – меньше шанс встречи с лыжниками, а самое главное – снег за ночь смерзнется, трасса будет качественной и жесткой.

Разметка трассы

Маркировка трассы должна быть такой, чтобы у катающихся не возникло сомнения, куда двигаться дальше. Километровые отметки должны отображать общую дистанцию, пройденную по трассе. По возможности должен быть отмечен каждый километр.

Развилки и пересечения на трассе должны быть четко размечены, а неиспользуемые части трассы должны быть отгорожены.

Стадион для лыжных гонок

Территория стадиона

Оптимальными размерами территории стадиона являются следующие: ширина 50 – 75 м, длина – 150 – 250 м. Стадион для лыжных гонок должен иметь хорошую продуманную зону старта и финиша. Стадион должен представлять собой единый функциональный объект, разделенный и контролируемый там, где это необходимо, воротами, заграждениями и

маркированными зонами. Он должен быть подготовлен таким образом, чтобы: участники могли проходить через него несколько раз, при этом транзитная зона не должна проходить через зону финиша и

ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

Пример - трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров - 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня - по краю.

  • Один выезд - 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. - исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.
  • Зима в средней полосе России - 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.
  • Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет.

Чтобы было понятнее читателю, ратрак – это адаптированная модель бульдозера, предназначенная для ведения работ в суровых зимних условиях. Такой трактор способен двигаться по горным склонам, которые имеют довольно крутой угол наклона.
Основное назначение такого снегоуплотнителя – подготовка горнолыжных склонов, формирование лыжных трасс и выполнения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций в горах. Также такой горный трактор является очень удобным средством для перевозки людей, при которой он оборудуется отдельно пассажирской кабиной, и надежным механизмом для перевозки грузов. Свое название – «ратрак» – машина получила от названия первой модели этого механического средства, которые продавались в Европе еще в далекие 60-е годы. С самого начала главными производителями агрегата были американские фирмы Thiokol и LMC, которые реализовывали их под торговой маркой Ratrac. Вот с тех времен эта машина и обрела свое название, которым пользуются до сегодняшнего дня.

Ни одна горнолыжная трасса, ни один лыжно-биатлонный стадион не могут обойтись без снегоуплотнительной машины –ратрака.

В разных странах, преимущественно в горной местности примерно в начале 60-х годов, на волне популярности горнолыжных видов спорта в разных частях света начинают изобретаться специализированные машины для передвижения по глубокому снегу и для подготовки, рыхления и уплотнения снежных трасс:

Германия:

В 1969 г. Karl Heinrich Kässbohrer выходец из семьи кораблестроителей разработал первый серийный ратрак Pisten Bully ,с которого началась длинная история компании по производству снегоуплотнительной техники и снегоходных вездеходов специального назначения Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Гигантский концерн Kässbohrer с 1893 выпускает автомобильные прицепы, в 2013 году концерн открыл производство полуприцепов в Ярославской области.

Сегодня серийно на заводе выпускается более 19 модификаций ратраков для зимы и всесезонного использования. За 46 лет лет завод выпустил более 20 000 ратраков.

Италия:

В 1964 году первый серийный ратрак Prinoth выпустил в своем гараже в Южном Тироле знаменитый итальянский автогонщик Ernst Prinoth . В 2000 году компанию выкупает группа LEITHNER.

На сегодня в линейке Prinoth 9 моделей ратраков и несколько моделей мульчерной и специальной вездеходной техники.

В 1990 году недалеко от Венеции, небольшая семейная фирма FAVERO LORENZO, которая занималась производством саней для снегоходов – изготовила небольшой ратрак. Современная модель итальянской семейной компании называется Snow Rabbit. Это единственная модель ратрака, доведенная до совершенства в сегменте мини-ратраков. В год компания выпускает более 50 машин.

Япония:

В 1960 году компания Ohara Corporation (существует с 1907 года) открывает департамент по производству ратраков. Основной вид деятельности корпорации – машиностроение для аэропортов, нефтедобывающей промышленности и водоочистных сооружений. Завод по производству ратраков выпускает всего 3 модели, но очень высокотехнологичных по своим функциям.

Ратраки условно можно классифицировать по мощности двигателя и по европейской классификации:

До 100 л/с. или NORDIC (лыжные) Ратрак Snow Rabbit-3 (Италия), с мощностью двигателя 76 л/с., PistenBully Paana (производство Германия), с мощностью двигателя 97 л/с.

До 200 л.с. – или NORDIC (лыжные)

В данном классе соревнуются 2 машины. Pisten Bully 100 (197, 204 л.с.) и Prinoth Husky (176, 197 л.с.). Обе машины имеют одинаковый двигатель.

До 370 л.с. или ALPINE (горные)

К этому классу можно отнести 4 ратрака:

PRINOTH BR 350 (355 л.с.), PRINOTH BISON (355 л.с.), OHARA 350 (329 л.с.), PISTEN BULLY 400 (370 л.с.),

400 л.с. и более. ALPINE (горные)

В категории супертяжеловесов OHARA 430 (421 л.с.), PRINOTH EVEREST (430 л.с.), PRINOTH LEITWOLF (435 л.с.), PRINOTH BEAST (527 л.с.), PISTEN BULLY 600 (455 л.с. имеет 5 различных модификаций).

Пожалуй этим вопросом задавался каждый новичок, впервые попавший на горнолыжный курорт. Как такое получается и зачем все это надо? Казалось бы, гора есть, снег есть, что еще нужно? Когда-то много лет назад и я задавался точно такими же вопросами. Но сегодня ситуация гораздо лучше. Благодаря поездке на горнолыжный курорт Химос и потрясающей возможности узнать кухню горнолыжных склонов непосредственно изнутри.



2. Горнолыжный курорт это не просто гора и проложенные на ней трассы. Это настоящий живой организм, который живет своей жизнью, со своими особыми биоритмами. Днем белоснежные склоны встречают посетителей, которые ловят ветер, проносясь сверху вниз по плотной снежной подушке, ночью курорт пустеет, но не засыпает. Как раз ночью происходит очень много работы, скрытой от посторонних глаз. Как только подъемники останавливаются в дело вступают особые машины - ратраки, которые как неутомимые жуки скарабеи перепахивают снежный покров. Зачем они это делают и как, нам расскажет Анатолий - приятный молодой человек, несколько лет работающий на склонах Химос.

Анатолий перехал жить в Финляндию 14 лет назад вместе с родителями. Последние несколько лет работает машинистом уникальной мощной машины, в которой мне удалось прокатиться вместе с ним и понаблюдать за его работой.

3. Ратрак - это особая снегоуплотнительная машина, чем-то похожая на строительный бульдозер, но конструктивно это совершенно другой аппарат. Она специально создана для работы в тяжелых условиях, связанных с работой на сильных уклонах, покрытых снегом и льдом. Чтобы обеспечить максимальное сцепление на склоне ратрак перемещается на широких как у болотохода гусеницах, изготовленных из плотных армированных резиновых лент и металлических планок с острыми зубъями, способных вгрызаться даже в голый лед. Во избежание переворачивания все весомые части ратрака занижены, в том числе и двигатель, который расположен между гусеницами под кабиной. Сама кабина выполнена из легкосплавных металлов. Помимо кабины над гусеницами возвышаются разве что гидравлические лебедки. Все это позволило максимально понизить центр тяжести машины, благодаря чему ратрак в комплексе с усиленным сцеплением способен работать на уклонах до 50 градусов!
- А что если еще круче, например, черные склоны? - Рождается у меня резонный вопрос.
- Для этого у нас есть лебедка. Цепляемся и едем - Отвечает Анатолий.
- Да куда же тут цепляться? За деревья что ли?
- Ну у нас тут свои секреты. - Хитро улыбается Анатолий. - Здесь у нас целая система зацепов под снегом спрятана. В любом месте есть возможность зацепиться.

4. Тем временем машина начинает ползти в крутой подъем, по которому я буквально днем пролетал на лыжах. Из кабины ощущения такие, что кажется мы поднимаемся почти по отвесной стене. Невольно хватаюсь за ручку. Но Анатолий спокоен и на мою суету только улыбается. Еще бы! Вся его смена только и состоит с таких крутых подъемов, а затем не менее экстремальных спусков. Работа на ратраке в каком-то смысле похожа на работу на газонокосилке, только огромной. Точно также полоса за полосой надо приводить покрытие в порядок. За день катания снег разбивается и буквально стаскивается лыжами вниз к подножию, оголяя склон. Если ничего не делать, то за пару-тройку интенсивных дней склон придет в негодность. Лыжники окончательно раскатают снег до дыр. Чтобы этого не произошло и работают ратраки. Принцип его работы следующий. Стандартная конфигурация ратрака - отвал спереди и фреза сзади. Двигаясь вверх по склону, ратрак собирает тресекционным отвалом, таким образом протягивая вверх сползший снег и одновременно пропускает его под себя. Затем собранный снег попадает под фрезу, которая благодаря системе из множества резцов, напоминающей селькохозяйственный культиватор, измельчает его до однородной кашицы, которая передается под финишер. Финишер - это многосекционный уплотнитель, который и формирует склон из полученной снежной массы, нарезая в ней характерные бороздки - тот самый вельвет. В результате такой работы склон укрывается снежным покровом идеально подходящим для катания.

5. Но не только этим полезен ратрак. Эти много функциональные машины выполняют практически всю работу на склоне. Еще одна их важная задача - разравнивание снежных масс, полученных в результате работы системы оснежения - снеговых пушек. Как известно они работают только точечно и после нескольких часов работы рядом с ними образуется снежная горка, которую нужно распространить по поверхности склона.

Так любимые сноубордистами кикеры и хафпайпы, трассы для фристайла тоже работа ратрака. Именно он своими отвалами формирует особый профиль склона. Правда для создания полукруглого профиля хафпайпа одного отвала уже недостаточно. Для этого используют специальные насадки, напоминающие огромную лапу краба.

А что, Анатолий, - не унимаюсь я с вопросами, - много ли платят за твою работу?
Парнишка усмехается.
- Ну, - говорит, - миллионером конечно не станешь, но на безбедную жизнь вполне хвататет.
По его словам он работает в Химос только в сезон. Заработанных денег с лихвой хватает чтобы теплое время года ничего не делать и жить в свое удовольствие.
- А в сезон много приходится работать? - Снова спрашиваю я.
- Работы хватает. Все зависит от погоды и состояния склонов. Иногда часа за четыре управляемся, а бывают дни, что почти сутки посменно приходится работать. Такое обычно бывает в начале сезона, когда активно работают снежные пушки.
- Много машин в смену выходит?
- У нас здесь пять ратраков. Работают все.

6. За разговорами незаметно для меня мы поднимаемся на самый верх, откуда Химос виден как на ладони. Время уже позднее. Ночь уже совершенно черная, видны лишь тусклые огни уличного освещения. Финны не любят тратиться на освещение попусту. Делаю снимок на память и мы спускаемся.

7. Желаю удачи Анатолию в его работе, а он мне пожелал приезжать к ним еще. Неловко выпрыгиваю из кабины на снег. Подножек на ратраке нет. Ими служат сами гусеницы, широкие пластины которых вполне подходят в качестве ступенек. Машу на прощание и ратрак Анатолия скрывается в дали, чтобы к утру все склоны Химос были в идеальном состоянии.



Поделиться