Грязное масло в двигателе последствия. Почему масло в двигателе быстро чернеет при его эксплуатации

Владельцы достаточно часто отмечают такое явление, когда свежее моторное масло после замены быстро чернеет. В масле также может появляться горелый запах, который отчетливо ощущается уже через 200-500 км. пробега. В подобной ситуации многие водители задаются вопросом, должно ли чернеть масло в двигателе и как быстро это происходит.

В самом начале следует отметить, что причин для почернения смазочного материала может быть несколько. В одних случаях быстрое потемнение является нормой, тогда как в других это может указывать на определенные проблемы с двигателем или низкое качество самого моторного масла. В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым быстро чернеет масло, а также ответим на вопрос, почему чернеет масло в бензиновом двигателе или дизельном моторе.

Читайте в этой статье

Масло в двигателе темнеет

Начнем с самого смазочного материала. Хорошо известно, что любое моторное масло является минеральной, синтетической или полусинтетической базовой основой, в которой также содержится пакет активных присадок. Указанные присадки позволяют всесторонне улучшать различные эксплуатационные характеристики смазки: снизить потери на трение, стабилизировать температурные показатели, продлить срок службы масла и замедлить его старение, обеспечить моющий эффект и т.д.

В списке химических добавок в базовую основу отдельное место занимает показатель щелочного числа того или иного моторного масла. Другими словами, в составе смазки обязательно должна присутствовать щелочь. Главной задачей этой добавки является нейтрализация кислот, которые образуются в ДВС во время работы агрегата и затем попадают в систему смазки. Щелочные присадки также активно борются с возникновением отложений в моторе, смывают нагар, кокс и т.п. Если проще, щелочь в составе моторного масла защищает от окисления и выполняет моющие свойства, позволяя поддерживать силовой агрегат изнутри в чистоте.

Получается, от показателя щелочного числа напрямую будут зависеть способность масла отмывать загрязнения. Если учесть эту особенность, тогда распространенное утверждение о том, что качественное автомасло практически не должно темнеть в первые 3-5 тыс. километров пробега после замены является глубоким заблуждением. Обычно качество масла только по скорости потемнения привыкли оценивать водители, которые имели дело с подобной продукцией 15-20 лет назад. Дело в том, что в те годы присадок было меньше и качественное масло заметно отличалось от более доступных аналогов по скорости загрязнения.

Если проще, почернение масла было одним из главных показателей для его замены. Дешевый смазочный материал мог начинать темнеть уже через 400-800 км, в то время как более дорогие варианты оставались чистыми 2-3 тыс. км, затем постепенно темнели к 5 тыс. км. и далее чернели. Отметим, что цвет смазки менялся не в результате действия присадок, а с учетом свойств базового масла. Сегодня ситуация кардинально изменилась, так как современные автомасла содержат большое количество активных присадок.

Потемнение масла указывает на то, что смазка удерживает в себе и связывает химические компоненты, отложения и т.д. Получается, кислоты не имеют контакта с деталями, замедляется коррозия и минимизируется износ ДВС. В процессе замены смазочного материала загрязнения сливаются вместе с отработавшим маслом, а не оседают на поверхностях деталей. Другими словами, все получается с точностью до наоборот — если масло долго не чернеет, тогда оно не моет и не очищает мотор, не обеспечивает надежную защиту от вредных продуктов. Долгая прозрачность и чистота масла указывает на то, что моющие функции смазка выполнить попросту не способна.

Также полезно знать, что если щелочных добавок в составе смазочного материала мало, тогда в случае превышения межсервисного интервала замены двигатель будет подвержен интенсивному загрязнению и скоплению отложений. В ряде случаев указанные загрязнения приводят к снижению пропускной способности каналов системы смазки, в результате чего давление в системе снижается, смазочный материал подается к нагруженным парам трения в недостаточном объеме, возникает масляное голодание и повышенный износ силового агрегата.

Параллельно с этим в местах сопряжения нарушается температурный режим, увеличение силы трения приводит к перегреву. Также засорение каналов масляной системы не позволяет циркулирующей смазке в полной мере обеспечить отвод тепла. В итоге происходит повреждение деталей ДВС, проворачивает шатунные или коренные вкладыши коленчатого вала, выходят из строя рокеры, забиваются гидрокомпенсаторы и т.д. Именно для эффективного противодействия и предотвращения возможных последствий производители сбалансировано добавляют щелочные присадки. Добавим, что сразу после попадания свежей смазки в двигатель начинается активная работа добавки, то есть происходит старение смазки. С пробегом присадка постепенно теряет свои свойства, степень защиты двигателя от кислот и отложений ухудшается, что является поводом к очередной замене масла.

Получается, срок службы современного смазочного материала определяется не по цвету, а по показателю того, сколько моющая щелочная присадка будет находиться в рабочем состоянии. Данная особенность является одной из основных причин, по которой смазку нужно обязательно менять с учетом строго определенных интервалов (в среднем, 10-15 тыс. км. на территории СНГ, что зависит от качества топлива). Становится понятно, что масло предназначено не только для смазки, но и для очистки. По этой причине вполне нормальным явлением можно считать его потемнение в процессе эксплуатации.

Отметим, что особенно быстро смазка темнеет в моторах, которые изначально были загрязнены. Другими словами, потемнение означает то, что масло активно моет двигатель. С учетом данного факта больше должна настораживать чистота масла, то есть когда его цвет практически не меняется с пробегом. Это может указывать на то, что смазочный материал имеет низкую моющую способность и двигатель не очищается.

Для лучшего понимания достаточно вспомнить особенности работы . Моторное масло закачивается из картера двигателя при помощи маслонасоса, затем циркулирует по отдельным каналам. Смазочный материал защищает детали от сухого трения, параллельно смывается нагар и отложения, которые затем попадают в картер. Также нужно учесть и высокие температуры, при которых работает масло. В результате цвет материала постепенно меняется на более темный и происходит это за короткий промежуток времени.

Масло в моторе быстро почернело

Как уже было сказано, потемнение масла указывает на то, что оно работает, то есть активно очищает мотор от загрязнений. При этом также бывает, что масло не просто темнеет, а становится черным и больше похожим на мазут. В этом случае данному моменту стоит уделить особое внимание и выяснить, почему масло в двигателе быстро чернеет.

  1. В самом начале необходимо извлечь масляный щуп и вытереть с него масло чистой тряпкой. Остатки черных разводов укажут на то, что смазочный материал в двигателе угарает. Причиной может быть значительный износ , то есть масло попадает в камеру сгорания. Параллельно топливо также стекает в катер двигателя, разжижая смазку. В результате рабочая жидкость смазочной системы ДВС теряет свои защитные, моющие и другие полезные свойства. Получается, быстрое почернение масла указывает на наличие проблем с самим двигателем. Дополнительными симптомами обычно являются повышенный расход топлива и масла, снижение мощности мотора, затрудненный пуск на холодную и т.д.
  2. Второй причиной, которая объясняет, почему масло в дизельном двигателе быстро чернеет или происходит почернение смазки в бензиновом агрегате, является перегрев масла. Быстрое изменение цвета на черный происходит в случае, если мотор постоянно эксплуатируется в тяжелых режимах на высоких оборотах и максимальных нагрузках. Также масло перегревается тогда, когда изначально был неправильно подобран смазочный материал по характеристикам вязкости. Фактически, происходит закипание, смазка становится однородной массой черного цвета.

Становится понятно, что в случае проблем с ЦПГ мотору нужен ремонт. Если же масло не подходит для данного типа двигателя, тогда такую смазку нужно немедленно заменить на подходящий вариант, который является рекомендованным производителем ДВС и соответствует всем допускам. Не стоит также забывать о том, что в мотор может быть случайно залита низкосортная подделка. По этой причине рекомендуется приобретать ГСМ только в проверенных точках продажи.

Помните, дальнейшая эксплуатация двигателя с черным маслом может привести к серьезным поломкам силового агрегата в случае отсутствия уже имеющихся неполадок, а также дополнительным проблемам при откладывании ремонта и замены смазки на агрегатах, в которых замечено почернение масла по причине износа отдельных элементов.

Как быстро масло в двигателе должно темнеть или чернеть

Итак, все масла независимо от типов и брендов рано или поздно темнеют. При этом один продукт может чернеть раньше или позже другого. Отметим, что на скорость потемнения оказывает влияние ряд общих и индивидуальных факторов, среди которых специалисты выделяют:

  • состояние конкретного двигателя и чистоту его системы смазки;
  • количество моющих присадок в том или ином смазочном материале;

Вполне очевидно, что если смазочная система уже имеет в каналах различные отложения, тогда ускоренное почернение можно считать нормальным. Причем, чем больше моющих добавок в конкретном виде смазки, тем быстрее будет темнеть смазочный материал. Также следует учитывать, что после заливки свежей смазки, она начинает активно отмывать старые отложения, которые потом накапливаются не только в самом масле, но и в . Это значит, что в течение одного межсервисного интервала при быстро темнеющей смазке фильтр лучше сменить дважды и более. Сам интервал замены также можно сократить на 20-40% .

Такой подход позволит «мягко» удалить отложения, которые циркулируют по масляной системе. Другими словами, двигатель постепенно отмывается самим моторным маслом, которое меняется преждевременно, то есть до начала потери моющих свойств. Добавим, что для качественной очистки может понадобиться провести процедуру замены фильтров и масла по такой схеме не один раз, а несколько.

Еще одним способом прочистки является использование промывок в масло, а также непродолжительная эксплуатация ДВС на так называемых промывочных маслах. Отметим, что данные способы имеют как преимущества, так и недостатки. Если коротко, промывки оказывают негативное воздействие на резиновые уплотнения, а также могут привести к различным непредсказуемым химическим реакциям после смешивания с базовой смазкой.

Дополнительным нюансом является то, что после размягчения имеющихся в двигателе отложений под действием промывки они могут забивать каналы смазочной системы. В таких случаях возрастает риск преждевременного выхода из строя рабочего силового агрегата. Если же масло стало быстро чернеть по причине попадания газов в картер, тогда мотору необходима , замена или .

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что если масло чернеет, но расход смазки остается в норме, тогда можно начать с очистки масляной системы. После удаления загрязнений скорость почернения должна прийти в норму или ощутимо замедлится. Если же имеются проблемы по механической части, тогда проблема уйдет только после ремонта силового агрегата.

Что в итоге

Как видно, быстрое потемнение масла сегодня нельзя считать признаком его плохого качества. Если мотор исправен, тогда скорость изменения цвета смазки на темный или черный будет зависеть от степени загрязненности двигателя и щелочного числа используемого масла.

В одинаковых условиях масла с меньшим количеством щелочных добавок будут темнеть медленнее и хуже отмывать двигатель по сравнению с высокощелочными аналогами. При этом смазка с высокими моющими свойствами может потемнеть уже через 300-400 пройденных километров. Параллельно с этим потемнение масла не означает, что его пора менять. Активные присадки и щелочи отмывают и затем удерживают грязь в масле, позволяя смазочному материалу работать на протяжении всего заявленного срока службы.

Также добавим, что при выборе смазки следует учитывать ряд дополнительных особенностей, а не только его моющие свойства. Дело в том, что масла с большим щелочным числом отличаются коротким сроком службы (в среднем, около 6-7 тыс. км). Дело в том, что подобные продукты обычно не содержат большого количества присадок, которые замедляют процесс старения смазочного материала. Другими словами, масло с хорошей моющей способностью рассчитано на меньший срок службы и подвержено ускоренному окислению и старению, что означает необходимость сокращения интервала и более частой замены.

Читайте также

Должен ли двигатель расходовать масло и какой расход масла является нормой для мотора. Повышенный расход смазки, основные причины, частые неисправности.

При использовании машины ее детали постепенно изнашиваются. Этого невозможно избежать. Определенный срок эксплуатации есть как у запчастей, так и у расходников, которые залиты в автомобиль. Ввиду этого иногда необходимо заменять масло в двигателе. Все автоизготовители прописывают в эксплуатационном руководстве, как часто надо менять смазку. Однако множество водителей предпочитает самостоятельно решать, когда требуется замена.

Значение имеет цвет масла. Некоторые полагают, что, если масло стало черным, значит, нужно купить другое. Почему чернеет моторное масло? Действительно ли почерневшее автомасло свидетельствует о том, что его надо поменять? Можно ли это сделать собственноручно, или лучше обратиться в автосервис?

Причины, по которым темнеет смазка

Помните, что при использовании любое автомасло будет темнеть. Это обусловлено различными причинами. В первую очередь, нужно разобраться с автомаслом.

Сегодня смазка, которая заливается в ДВС на бензине/дизеле, представляет собою жидкость, состоящую из множества компонентов, выполняющую различные задачи в силовом агрегате, такие, как:

  1. Формирование смазочной пленочки на соприкасающихся деталях.
  2. Теплоотвод. При функционировании двигателя внутреннего сгорания его части трутся, следовательно, температура увеличивается. Если теплоотвода не будет, металл начнет становиться шире. Из-за этого движок может заклинить.
  3. Промывание деталей для устранения загрязнений, последствий изнашивания. Из-за трения появляется маленькая стружка из металла. Она является абразивом, мотор быстро изнашивается.


Попадающие из цилиндрового блока в картер газы заключают в себе сажу. Не стоит допускать ее оседания на деталях.

Стружка из металла и грязь после смывания остаются на картерном дне либо в маслофильтре. Сажу смазка растворяет посредством специальных присадочных веществ (щелочей).

Щелочь нейтрализует кислоты. Если она есть в смазке, посторонние частицы не остаются на деталях ДВС. Из-за растворения сажи и грязи в автомасле оно быстро темнеет.

Насколько быстро темнеет масло

Множество автолюбителей интересует, с какой скоростью чернеет масло в двигателе. Цвет смазки прямо не зависит от пробега авто. Значение имеют следующие факторы:

  • качество масляной жидкости;
  • присадочные вещества, входящие в ее состав;
  • работоспособность двигателя;
  • уровень его изношенности и загрязнения.

Если двигатель новый, абсолютно исправный, то изменение цвета смазки зависит от элементов, включенных в ее состав.

Высококачественное масло становится потемневшим не ранее, чем через пару тысяч километров пробега. Однако и здесь также имеется множество нюансов. В автомасле могут содержаться различные присадочные вещества. Если в мотор залита смазка с малой концентрацией щелочи, промывание станет осуществляться медленно, следовательно, масло быстро темнеть не будет.

При любом раскладе смазка почернеет. Это не всегда означает, что ее надо заменять. Если же автомасло остается светлым, задумайтесь. Возможно, оно не промывает движок, из-за чего детали сильно загрязняются. В подобной ситуации желательно заменить смазку на иную.

Помните, что нельзя ездить на масле больше, чем рекомендовал автоизготовитель. Обусловлено это тем, что при езде масляная жидкость расходует собственные присадочные вещества. Ввиду этого со временем она не справляется со своими задачами (включая промывание).

Откладываясь в маслоканалах, грязь и сажа станут уменьшать их размер, пропускную способность. Если вовремя не заменять смазку, мотор окажется закоксован. Слой грязи сделается настолько толстым, что новая жидкость просто не сумеет смыть его. Это отразится на мощности двигателя, уменьшит его эксплуатационные показатели.

Как влияют неисправности двигателя на перемену цвета масла

Почему быстро чернеет масло? Одной из причин данного явления считается плохое состояние силового агрегата. Если блок цилиндров и поршневая система изношены, происходит увеличение объема прорвавшихся газов. Чернеющим масло становится из-за этого.


Последствия не своевременной замены масла

Если в моторе на бензине неполадки с системой питания, смазка будет темнеть с еще большей скоростью. Например, ввиду неверной регулировки в цилиндровый блок поступает обогащенное топливо. По причине высокого объема горючего данная смесь не сможет полностью сгореть. Появится сажа, которая осядет на цилиндровых стенах. Автомасло, промывая их, уберет сажу, но она останется в смазке, изменит ее цвет.

В дизельных движках масляная жидкость будет темнеть намного быстрее, чем в ДВС на бензине (даже при полной исправности агрегата). Обусловлено это особенностями топливной системы и горючего.

Когда горит дизель, появляется много сажи. Она проникает в картер с прорвавшимися газами. Ввиду этого в дизельных ДВС смазка темнеет с большей скоростью.

Если вас беспокоит, почему чернеет масло, знайте, что это нормальное явление. Не нужно переживать, потому как потемнение – хороший признак, если оно постепенное и не мешает эксплуатации авто.

Намного хуже, если масляная жидкость не изменяет собственного цвета. В будущем это плохо отразится на двигателе, потому как грязь забьет каналы, следовательно, начнется масляное голодание деталей. Из-за этого происходит заклинивание ДВС.

У большинства водителей, которые сменили марку смазки, возникает вопрос, почему масло в двигателе быстро почернело. Когда в мотор залит низкокачественный нефтепродукт, в нем накапливается много грязи. После заливания высококачественной смазки она смывает все загрязнения. Чтобы в следующий раз автомасло не изменило своего цвета, уменьшите периодичность замены примерно в два раза.

Также требуется иногда заменять маслофильтр. Это даст возможность сократить количество загрязнений. Если масло быстро чернеет, вероятно, значительно изношен двигатель. Необходимо проводить полный ремонт.


Устройство масляного фильтра

Для того чтобы понять, почему быстро почернела смазка, надо проверить мотор на работоспособность, измерить давление под капотом. Это позволит определить, какова истинная причина потемнения.

Как поступить

При использовании авто наилучшей характеристикой считается постепенная перемена цвета автомасла. Главное – верный выбор смазки. Автоизготовители прописывают в эксплуатационных руководствах, каковы показатели оптимального автомасла для машины. Необходимо следовать данным рекомендациям. Если изготовителем рекомендовано лить синтетику/полусинтетику, то о минералке нужно забыть.

Расходники надо приобретать лишь у проверенных поставщиков, выбирать продукцию популярных марок. Она стоит больше, чем малоизвестные продукты, однако обеспечивает бесперебойное функционирование движка.

Нежелательно переходить на иную марку автомасла, если в этом нет сильной нужды. Делать это необходимо лишь тогда, когда смазка не выполняет своих функций или же ее трудно достать.

Иногда нужно промывать силовой агрегат. Для этого используются особые промыватели. Промывание нужно осуществлять также при переходе на другую марку масляной жидкости.

Промыватель представляет собою обычное автомасло, в составе которого присутствует множество моющих компонентов. Его применение дает возможность вывести грязь из картера перед заливанием новой смазки. Также при промывании удаляются остатки отработавшего нефтепродукта, оставшиеся в движке после сливания.

Для очищения двигателя перед заливанием нежелательно использование народных методов, например, дизельного топлива. Его возможно было применять на старых моторах с несложной конструкцией. Применение дизеля в современном ДВС способно довести до капитального ремонта.

Если после промывания мотора автомасло опять быстро темнеет, вероятно, оно засорено чересчур сильно. Чтобы удалить всю грязь, понадобится разобрать движок, прочистить маслоканалы посредством специальных очищающих средств.

Смена маслофильтров, регулирование работы систем, иные типы обслуживания не только гарантируют бесперебойную работу силового агрегата, но и увеличивают срок его службы, потому как снижается количество продуктов горения, загрязняющих ДВС.

Если смазка темнеет слишком быстро, принимайте меры, потому как игнорирование подобной проблемы может довести до значительных неисправностей.

Почернение масла – явление, встречающееся довольно часто. Большинство автовладельцев мало внимания уделяет состоянию автомобиля. А зря. Ведь вовремя обнаруженная неисправность поможет избежать капитального ремонта, за который придется платить немалые деньги.

Самым распространенным признаком, что в автомобиле что-то не так, считается изменение цвета смазки. При заливке цвет состава был прозрачный. Прошло немного времени, и масло почернело. Это явление всегда вызывает тревогу. Причем иногда потемнение происходит очень быстро.

Причины изменения цвета

Для почернения необходимо создание определенных условий. Когда двигатель в норме, возможно, это связано со свойствами смазочной жидкости. Изготовители стараются производить универсальные смазки, которые могли бы выполнять одновременно много функций. Они включают в состав большое количество специальных присадок, увеличивающих период работы ДВС.

Среди всех компонентов находятся вещества, растворяющие отложения, накапливающиеся во время функционирования движка. При замене масла все эти «чистильщики» безвозвратно удаляются.

Если авто работает нормально, не наблюдается никаких сбоев, расход горючего не увеличивается, значит, почерневшее масло не наносит никакого вреда. Достаточно просто поддерживать требуемый уровень.

Почернение может быть связано и с неисправностью мотора. В этом случае чувствуется резкий запах гари. Возможно, произошел износ маслосъемных колец. Когда транспортное средство начинает движение, смазывающий компонент начинает подгорать.

Еще одной причиной изменения оттенка является так называемое «поедание» масла. Такая проблема решается достаточно просто. Необходимо вовремя доливать автомасло, пока не произойдет его полная замена.

Все описанные выше причины справедливы для расходных материалов высокого качества. Если светлый цвет сохраняется длительное время, следует насторожиться. По-видимому, оно не очищает двигатель от вредных отложений, они просто накапливаются в двигателе.

Когда используется дорогое качественное масло, оно быстро начинает темнеть. Это означает, что моющие присадки освобождают поверхность ДВС от оставшейся грязи.

Факторы, влияющие на потемнение моторной смазки

В некоторых случаях масло в двигателе чернеет почти сразу, иногда для этого требуется время. На этот процесс влияют несколько факторов:

  • Загрязненность ДВС.
  • Отсутствие/наличие загрязняющих элементов.
  • Объем щелочных присадок, находящихся в смазочном составе.

Если после замены автомасла в силовом агрегате остались различные отложения, оно начнет быстро чернеть. Важно следить за масляным фильтром и не допускать его загрязнения. Чтобы масляные каналы всегда оставались чистыми, его необходимо часто менять. Если масло отличается высоким качеством, его детергентные свойства не изменяются во время эксплуатации. Взвешенные частицы будут оставаться в фильтре, двигательная система будет постепенно очищаться.

Специалисты советуют осуществлять очистку в несколько этапов. Присадки имеют самые разные свойства, некоторые из них ведут себя очень агрессивно, они могут привести к печальным последствиям.

Хорошие автомобильные масла всегда имеют оптимальную вязкость. Чтобы двигатель меньше изнашивался, не стоит пользоваться обыкновенной промывочной жидкостью.

Почернение моторного масла иногда связано с прорывом газов. В этом случае без капремонта не обойтись. Временно решить проблему поможет:

  • Замена поршневых колец;
  • Расточка гильз.

В основном такая ситуация возникает в старых моторах. Явно виден повышенный расход горючего, масло исчезает прямо на глазах. Только полноценный ремонт сделает мотор работоспособным.

Для опытного автомобилиста нетрудно определить, когда требуется выполнить замену. Он ориентируется по пробегу автомобиля и цвету масляного состава.

Надо ли срочно менять почерневшее масло

Обнаружив, что автомасло потемнело в той или иной степени, не стоит в срочном порядке осуществлять внеплановую замену. Темный цвет состава означает лишь то, что он выполнил свои функции, вычистив элементы двигательной системы. Вреда такое масло двигателю не нанесет, хотя и полезные свойства оно уже тоже утратило.

Соответственно, если автомасло быстро чернеет, но расход не превышает нормы, достаточно просто более часто проводить его замену. Масляный фильтр придется менять дважды. С временем система очистится от грязи, масло начнет изменять свой цвет намного медленнее.

Моторное масло – рабочая жидкость авто, расходный материал, который обладает определенными свойствами для защиты и очищения силовой установки. Часто возникают ситуации, когда вещество темнеет, чернеет.

Чтобы понять, почему быстро темнеет масло в двигателе, причины таких проявлений, стоит изучить и принцип действия продукта.

Современное автомобильное масло – вещество, содержащее разные компоненты – присадки, придающие ему нужные свойства. Одними из них являются моющие или щелочные присадки.

Они обеспечивают:

  • удаление мусора, грязи;
  • избавляют агрегат от нагара, сажи;
  • предупреждают появление отложений;
  • нейтрализуют кислоты.

Все это приводит к загрязнению рабочей жидкости, так как ненужные частицы переходят во взвешенное состояние. Недостаток щелочных присадок в используемой жидкости приводит к ускоренному засорению, увеличению расхода топлива, сокращению ресурса силовой установки.

Но есть и другие причины, почему масло в двигателе быстро чернеет.

Факторы, требующие внимания:

  1. Износ элементов силовой установки.
  2. Низкое качество масла.
  3. При выборе качественного продукта, содержащего моющие присадки, происходит очищение агрегата от скопившейся грязи, ненужных частиц.

Рассматривая вариант потемнения и почернения смазочного материала, стоит учесть, что часто это естественный процесс. В конструкции всегда сохраняется небольшая часть вещества, даже при замене. Поэтому в результате смены масла, оно темнеет, особенно, если пробег авто превышает 3–5 лет.

Распространено и понятие «работа масла», ведь рабочие температуры достигают высоких показателей. В этот момент и происходит смазывание элементов конструкции, удаление загрязнений, что способствует смене оттенка. Опаснее случаи, когда вещество остается таким же светлым и чистым. Это свидетельствует о низком качестве используемого продукта. В нем недостаточно очищающих присадок, они не справляются с поставленной задачей.

Причины, последствия и восстановление после эксплуатации потемневшего масла

Если темнеет, быстро чернеет масло в двигателе, причины важны, как и возможные последствия. Считается, что подобные проявления свидетельствуют о поломках и необходимости замены рабочей жидкости, хотя это не всегда так.

Важные моменты:

  1. Если в залито вещество с низким уровнем очищающих, щелочных присадок, без замены не обойтись. Иначе увеличивается уровень засорения, повышается расход горючего, изнашивается сам агрегат, возрастает вероятность поломок.
  2. Проникновение продуктов окисления и сгорания требует восстановления мотора. Понять, что есть проблема, позволяют случаи, когда после повторной заливки проверенного масла оно сильно чернеет. Ремонт сопровождается разборкой узла, головки блока цилиндров, где обнаруживается износ. Затягивать с ремонтом нельзя.
  3. Некачественные рабочие вещества темнеют, засоряя мотор продуктами износа, что сказывается на ресурсе, сокращает период эксплуатации. Частое использование таких составов губительно, их лучшее скорее менять.
  4. Высококачественные масла – единственные составы, которые не всегда меняют в результате потемнения. Здесь обеспечивается смазка, удаление ненужных частиц с элементов установки. И смена цвета не свидетельствует о поломке, неисправности.


Выделяются ситуации, когда масло стало черным. Тогда на щупе остаются черные разводы, свидетельствующие о том, что смазка горит во время работы агрегата.

В каких случаях это происходит:

  1. Это явный признак необходимости восстановления и проблем с поршневой группой. Горючее, не сгоревшее в цилиндрах, проникает в масло, меняя его свойства. Оно становится непригодным, не защищает узел. При таких неполадках также увеличивается потребление топлива, падает потенциал. Нужна замена и ремонт.
  2. Эксплуатация на предельной мощности сопровождается перегревом рабочего вещества, приводит к почернению, закипанию. Причина – неправильный подбор продукта. Примеси и присадки растворяются, образуется одна масса черного оттенка. Необходима срочная замена, иначе страдают узлы силового агрегата и фильтр.

Правильный подбор масла исключает проблемы и преждевременный износ.

На что обратить внимание:

  • если предполагается замена после почернения, рекомендуется выбирать продукт другого производителя, чтобы убедиться, что проблема была в рабочей жидкости;
  • смена после эксплуатации вещества с недостаточным количеством очищающих присадок также требует выбора другого масла, но перед этим изучают свойства и особенности агрегата – не все масла подходят для определенных установок;

В процессе подбора изучают и состав продукта. Иногда в нем содержатся вещества, которые не подходят, или не эксплуатируются в конкретном агрегате.

Если обратить внимание на моторы дизель, черное масло в них встречается намного чаще, смена проводится регулярнее.

Причина заключается в образовании большого количества сажевых частиц при сгорании топлива. Эти продукты попадают в рабочую жидкость, но компенсируются благодаря содержанию большего количества присадок.

Тогда нагар, в виде суспензии, сохраняется в масле, но его количество растет. Моющие присадки постепенно изнашиваются, что приводит к нарушению свойств. Поэтому важна правильная периодичность замены. Чем новее силовые установки, тем дольше масло сохраняется чистым.

Предупредить сильное загрязнение позволяют промывочные масла. Процедура промывки необходима для качественной работы агрегата на протяжении всего периода эксплуатации. Манипуляции проводятся и при смене рабочей жидкости.

Для этого потребуется:

  • емкость для слива;
  • гаечный ключ для открытия пробки сливного отверстия;
  • продукт для промывки.

Процедура промывки:

  1. Находится пробка сливного отверстия.
  2. Используя гаечный ключ, откручивают крышку. Предварительно подставляется емкость для сбора отработки.
  3. Чтобы расходный материал слился, процедуру проводят на разогретом агрегате. На холодном моторе масло слишком вязкое, но он и не должен быть слишком горячим.
  4. На протяжении получаса большая часть вещества сольется, тогда сливное отверстие закручивают. Под капотом открывают заливное отверстие и подают промывочное вещество. Необходимый объем определяется количеством слитого продукта.
  5. Затем выполняется слив промывки. На выходе продукт должен быть очень темным или черным, что указывает на причину сильного потемнения рабочей жидкости.

    Чтобы в будущем не задаваться вопросом – почему в дизельном двигателе быстро чернеет масло, необходимо позаботиться о соответствующем уходе, подборе продукта и периодической очистке узла.

Качество и оттенок моторного масла - один из самых важных и обсуждаемых в среде автовладельцев вопросов. Каким должно быть хорошее масло? С какой частотой его нужно менять? Что делать, если изменился его цвет или консистенция? К каким последствиям может привести использование такого масла? Ведёт ли это к проблемам в двигателе?

Нормальное моторное масло: каким оно должно быть

Качество и цвет машинного масла зависят от множества факторов:

  • качества заливаемого топлива;
  • исправности двигателя автомобиля;
  • качества самого масла;
  • условий, в которых эксплуатируется автомобиль;
  • частоты его смены;
  • добавляемых в его состав присадок;
  • используемой базы.

Особой проблемы в том, что масло сменило свой цвет с янтарного на тёмный или чёрный после 4–6 тысяч километров пробега, нет. Автовладельцу стоит начинать беспокоиться в том случае, если оно начинает пениться или густеть.

Можно ли ездить, если масло изменило свой цвет и вязкость

Если смазочный материал потемнел, то ездить на нём можно. Более того, если после нескольких тысяч километров пробега масло не изменило свой оттенок на более тёмный, то его необходимо поменять - оно не справляется со своими функциями и переносит всю сажу в двигатель.

Почернение масла не вынуждает сразу же его менять. В бумагах к автомобилю производитель указывает интервалы замены смазочных материалов. Рекомендации желательно выполнять, но при этом стоит учитывать и индивидуальные особенности транспортного средства и режим его эксплуатации - к примеру, если на авто часто оказываются большие нагрузки, период замены расходных материалов сильно сокращается.

Наиболее страшным изменением моторного масла является его загустение. Если со щупа не стекает смазка, а по консистенции она напоминает солидол или варёную сгущёнку, то дело плохо. Нужно в ближайшее время провести замену, иначе двигатель будет работать на сухую, что приведёт к деформации клапанов, шатунов и поршней.

Почему изменяется цвет

В состав любого моторного масла входят моющие присадки. Используются такие добавки для растворения продуктов, образующихся в результате неполного сгорания топлива. При растворении продуктов сгорания масло приобретает характерный чёрный оттенок. Несмотря на то, что частички сажи находятся во взвешенном состоянии, на смазывающих характеристиках смазки это не сказывается. Соответственно, водитель может использовать масло на протяжении длительного времени до плановой замены.

Беспокоиться стоит начать в том случае, когда масло не меняет свой цвет даже после длительного времени эксплуатации. Это не является признаком того, что загрязнений в двигателе нет: масло просто не справляется и не может их отчистить. В таком случае необходимо поменять смазочные материалы на новые, желательно - другой марки.

Стоит обратить внимание на сроки, когда начинает чернеть смазка. Если цвет меняется сразу же после заливки, то либо двигатель слишком сильно загрязнён, либо используемое топливо низкого качества. Исправить такую ситуацию просто - достаточно промыть мотор и начать заправлять автомобиль в другом месте.

Причины, почему темнеет в двигателе

  1. Износ цилиндро-поршневой группы, из-за чего продукты сгорания топлива попадают в картер двигателя;
  2. Продукты окисления некачественного масла с небольшим объёмом присадок. Такие составы, вступая в реакцию с воздухом, легко окисляются;
  3. Старое масло, оставшееся в двигателе. Окончательно избавиться от него невозможно - определённое его количество всё равно останется в узлах автомобиля. Соответственно, если оно было чёрного цвета, то при смешивании с новым оно изменит и его оттенок на более тёмный;
  4. Количества присадок в составе смазочной жидкости. Действие специальных добавок направлено на уменьшение трения и растворение загрязнений, поэтому качественный состав со временем может потемнеть, поскольку выполняет свои функции по очистке двигателя;
  5. Перегрев силового агрегата может привести к закипанию и почернению смазки вплоть до изменения её консистенции, то есть таким образом загустить масло проще простого;
  6. Машинное масло низкого качества, не справляющееся со своими функциями.

К чему может привести использование тёмного масла

Потемневшее масло не вредит двигателю и узлам автомобиля. Смена цвета смазочной жидкости означает, что она выполняет свои функции и очищает мотор. Единственное, что нужно делать - вовремя менять масло на новое согласно рекомендациям производителя с учётом особенностей эксплуатации.

Вспенивание: в чём проблема?

Формирование пузырьков воздуха может привести к различным негативным последствиям:

  • Понижение вязкости смазочного состава;
  • Медленный отвод тепловой энергии, из-за чего детали и узлы автомобиля не будут в должной мере смазываться. Масло в системе движется по специальным каналам малого диаметра, и для смазки двигателя в них должно поддерживаться высокое давление;
  • Отсутствие должного охлаждения деталей силового агрегата, приводящее к его перегреву;
  • Увеличивается трение между деталями мотора, что приводит к их быстрому изнашиванию. В самых запущенных случаях это может привести к гидравлическому удару и капитальному ремонту двигателя.

Моторное масло может пениться по нескольким причинам:

  • Проникновение в смазочную систему транспорта тосола по причине повреждения прокладки между блоком цилиндров и его головкой;
  • Попадание в смазку воды, что приводит к изменению её химического состава и образованию масляной эмульсии;
  • Несовместимость смазочных составов. При смене масла полностью слить старое невозможно, из-за чего оно может смешаться с новым.

Разгерметизация системы охлаждения

Причиной появления пены в этом случае становится смешивание масла и антифриза. В большинстве случаев это происходит из-за дефектов прокладки, расположенной под крышкой блока цилиндров. Антифриз может смешаться с моторным маслом в случае наличия в деталях дефектов. Трещины в них образуются из-за усталости металла или длительного воздействия высоких температур.

Утечка антифриза диагностируется просто: достаточно оценить дым из выхлопной трубы. Для этого мотор работает в холостом режиме 10–15 минут, после чего выхлопная труба прикрывается белым листом бумаги. Лист тщательно высушивается и проверяется на наличие пятен бензина или масла. Говорить о нарушении герметизации можно в случае, если на сухой бумаге нет никаких следов. Устранить это можно только обращением в сервисный центр, поскольку самостоятельно найти утечку антифриза практически невозможно.

Разные моторные масла

Пенообразование характерно для смешивания двух масел, отличающихся по составу и свойствам. В основном причиной этого становится смешивание синтетики и минерального масла. Происходит это из-за разницы в структуре двух типов смазочных жидкостей: по своим свойствам минеральные масла уступают синтетическим, которые образуются в результате реакций каталитического синтеза и структура коих включает молекулы одного размера, расположенные на одном расстоянии друг от друга. Смешивание двух разных видов смазки приводит к образованию осадка, который, циркулируя в двигателе, формирует пузырьки воздуха. Устраняется пенообразование единственным способом - использованием моторного масла одного типа и желательно одной марки.

Конденсат

При попадании в двигатель или его детали воды последняя смешивается с маслом, образуя масляную эмульсию. Она не оказывает отрицательного воздействия и не является причиной неисправностей, но говорит о низкокачественном масле. Чаще всего эмульсия образуется в зимнее время года: плохо прогретый автомобиль приводит к оседанию конденсата на двигателе. Устранить образование влаги просто: необходимо тщательно прогревать машину перед каждой поездкой в холодное время года.

Изменение консистенции

Загустение моторного масла - самая опасная проблема. Консистенция смазочного материала может походить на сгущёнку, солидол или даже пластилин, последние приводят к негативным последствиям для автомобиля:

  • Плохо заводится двигатель автомобиля, перестаёт реагировать на нажатие педали акселератора. При этом на приборной панели постоянно горит индикатор давления;
  • Шатуны мотора могут оторваться от поршней и пробить стенку блока цилиндров, что выводит из строя весь двигатель.

Точных причин изменения консистенции масла не выявлено, однако существует несколько основных предположений:

  • Смешивание моторного масла с водой или охлаждающей жидкостью, что приводит к Shell-эффекту. Назван он так потому, что эксперты именно этой компании обнаружили в 40-х годах наличие в загустевшем масле следов антифриза и воды. Стоит сразу отметить, что изменять консистенцию будут далеко не все масла даже в аналогичных условиях, однако наличие воды и антифриза в составе является возможной причиной загустения смазочного материала;
  • Низкокачественное топливо. Согласно теории, продукты сгорания такого бензина могут смешиваться с маслом, вступая в реакцию с присадками, что и становится причиной загустения. Стоит сразу отметить, что данная причина - одна из самых сомнительных и до сих пор находится под вопросом. Некачественное топливо вряд ли может сильно воздействовать на масло: в картер оно попадает в минимальных количествах и находится там недолго, так как температура испарения бензина ниже, чем масла. Помимо этого смешивание топлива и масла приводит к снижению вязкости последнего, а не к её увеличению. Кроме того, изменение консистенции смазки выводит из строя и дизельные двигатели;
  • Человеческий фактор. Часто встречающаяся причина, связанная с заливкой смазки низкого качества или состава, который не имеет никакого отношения к маслу.

Почему снижается вязкость и как быстро с этим справиться

Моторное масло не только густеет, но и теряет свою вязкость. Причин этому может быть несколько:

  • Термический крекинг. Во время данного процесса фракции и компоненты смазки разлагаются на составляющие, из-за чего снижается вязкость состава. Главное - их точка кипения становится ниже, соответственно, они практически не воспламеняются и быстрее испаряются;
  • Загрязнение смазки веществами, которые попадают в двигатель вместе с топливом;
  • Смешивание смазки со специальными веществами-растворителями, которые используются для очистки силового агрегата перед сменой масла. Полностью слить такие составы невозможно;
  • Смешивание масел с разной вязкостью. К этому может привести заливка новой смазки: не полностью слитая старая может отрицательно сказаться на новой, даже фирменной, жидкости.

Устранить все эти явления можно одним способом: заменой моторного масла. Самостоятельно сделать это не совсем просто, особенно если требуется полная очистка всей системы. Проще всего провести всю процедуру в автосервисе, где автомобиль поднимут на специальном оборудовании, промоют систему и зальют новое масло, вязкость которого проверят сразу же после ремонтных работ.

Что делать, если масло по консистенции напоминает солидол

Наиболее страшным для двигателя является излишнее загустение моторного масла. Если по своей консистенции оно напоминает солидол, то это причина немедленного обращения в автоцентр.

Загустение масла до такой степени может происходить по разным причинам:

  • Полимеризация. Под влиянием высокой температуры компоненты и составляющие смазки начинают склеиваться между собой;
  • Окисление масла, вступающего в реакцию с воздухом;
  • Длительное использование смазки без её регулярной замены может привести к накоплению в её составе большого количества сажи и оксидов;
  • Образование водных эмульсий, приводящих к свёртыванию масла.

Как устранить и предупредить загустение смазочной жидкости

  • Регулярно проверять рабочую температуру двигателя;
  • Проверить эффективность сгорания топлива;
  • Не допускать попадания в состав масла воды и тосола;
  • Использовать только качественные оригинальные составы, рекомендованные автодилером.

Если консистенция масла все же изменилась, то необходимо сразу же обратиться в автосервис.

Изменение цвета и консистенции моторного масла может стать источником проблем. Многие из них устраняются своими силами, для избавления от других придётся обратиться в автосервис. Избежать неисправностей бензинового или дизельного двигателя можно, если использовать только качественное фирменное моторное масло и соблюдать рекомендации производителя автомобиля.



Поделиться