Подорожают ли подержанные автомобили в. «Классическое запугивание потребителя»

Опубликовано 01.11.16 12:51

Эксперты во всем винят дешевый рубль и дорогое внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС.

Цены на автомобили с нового года могут пойти в рост. Основной причиной этого на рынке называют дешевый рубль: даже чувствительный для потребителей рост цен за последние два года — до 44% — до сих пор не отыграл темпов девальвации национальной валюты. В автоконцернах готовятся к скачку цен и жалуются также на дорогое внедрение системы инткббээ безопасности ЭРА-ГЛОНАСС: так, на АвтоВАЗе предупредили, что из-за этого подорожает ряд бюджетных моделей компании, пишет "Коммерсантъ".

С начала года цены на новые автомобили в среднем выросли на 7%, следует из внутренней презентации одного из работающих в РФ автоконцернов. Сильнее всего увеличилась стоимость японских брендов Mazda и Toyota — на 10-11%, а также Skoda — на 10%. Ford подорожал примерно на 9%. Корейские Hyundai и Kia традиционно умеренны — рост на 7-8%, Nissan, Mitsubishi и VW подняли цены примерно на 7%. Наименьшая динамика у Renault и Lada — 4-5%.

Источники газеты ожидают очередного скачка цен с начала 2017 года, причем, несмотря на относительно стабильный курс рубля, рост будет явно выше инфляции. Ключевая причина повышения цен — слабый рубль.

В одном из крупнейших дилеров рассказали, что концерны с нового года закладывают рост цен в среднем на 10-15% из-за нестабильного курса, но компании будут подстраиваться под рынок и "откатывать цены спецпредложениями, если понадобится". В "Автоспеццентре" готовятся к росту цен в среднем на 5-7%. По данным PwC, с 2014 года средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 44%, до 1,4 млн руб., в то время как на вторичном рынке цены поднялись лишь на 13%, до 380 тыс. руб.

Потребители, ожидающие традиционных скидок в конце года, скорее всего, будут разочарованы, полагают в отрасли, отмечая, что концерны "в минусе" и на скидки пойдут лишь те, у которых "совсем затоварены склады".

Другой причиной роста цен называют затраты на внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, которая должна вступить в силу с нового года. Ею надо оборудовать все автомобили с новым одобрением типа транспортного средства (ОТТС). Но модели с действующим ОТТС могут ездить без ЭРА-ГЛОНАСС до конца срока одобрения (около 60% моделей на рынке, по оценке одного из игроков). Стоимость затрат на ЭРА-ГЛОНАСС, говорят в компаниях, может различаться даже в рамках одного бренда — из-за разных способов установки на модели один из источников называет сумму от 6 млн руб. на модель. Но определить влияние этого на конечную цену машины сложно.

Факторы, влияющие на динамику цен на рынке автомобилей

Главный фактор, определяющий риски рынка, это колебания курсов валют. Благодаря ослаблению рубля и колебаниям на мировых финансовых рынка, компании – производители автомобилей были вынуждены повысить цены на 25% . Но в 2016 году действия компаний будут направлены на удержание установленного уровня цен на автомобили, так как дальнейший рост цен негативно скажется на покупательском спросе. Если же удорожания избежать не получится, оно будет плавным и управляемым. Компании прибегают к различным маркетинговым акциям для удержания покупателя.

В 2016 году большинство компаний повысили цены на модельные ряды от 3 до 5% , повышение затронуло все модели Chevrolet Niva, Volvo, Land Rover, Hyundai, Skoda и Jaguar. Вырастет также и стоимость всех выпускаемых моделей Лада, кроме новой Весты.

Второй фактор, обуславливающий подорожание автомобилей и влияющий на цены автомобилей в 2017 году, это принятие нового экологического стандарта для двигателей. Начиная с января 2016 года все выпускаемые автомобили должны быть оснащены двигателями, соответствующими стандарту Евро-5, это делается для того, чтобы хоть как-то сократить вредные выбросы в атмосферу и минимизировать урон, наносимый экологии. На нынешний момент только 38% автомобилей соответствуют этому стандарту, и то речь идет об иномарках, которые собираются на территории России, исключением является только Лада Веста. Согласно прогнозам аналитиков, затраты на модернизацию двигателей вырастут до 7% к 2017 году, рост цен коснется всех популярных автомобилей.

Роль в повышении цен играет и индексация утилизационного сбора. Этот показатель был неизменным с 2012 года, и за это время он практически обесценился ввиду постоянного роста цен на автомобили. Согласно постановлению Правительства, ставка по утилизационному сбору будет повышена до 65%, что моментально приведет к увеличению цен на автомобили до 20–40 тысяч.
Отдельно следует сказать о введенных в отношении России санкциях и контрсанкциях в ответ на них. Санкции в целом оказали негативное воздействие на цены практически всей продукции, коснулось повышение и автомобилей. А введенные Россией санкции в отношении Турции могут не только вызвать резкий скачок цен на авторынке, но и привести к сложностям при производстве автомобилей, ведь многие концерны используют турецкие запчасти, АВТОВАЗ, КАМАЗ также не являются исключениями. Дефицит запчастей для сборки может привести к незапланированной остановке производства, и производителям придется повысить цены на автомобили.

Насколько возросла цена на автомобили в 2016 году, статистика.

В начале 2015 года цена на автомобили производства АВТОВАЗ поднялась на 10–45 тысяч рублей. Больше всего цена выросла на автомобиль Лада Ларгус – с 412 000 до 457 000. Лада Приора подорожала на 15 000. К 2017 году ожидается подорожание до 15%. Рост цен не обошел стороной и модели УАЗ. Например, цена на модельный ряд Hunter повысилась на 8%, Patriot на 7,6%, а Pickup на 14%.

Однако по сравнению с тем, как подскочили цены на иномарки, подорожание отечественных автомобилей кажется не таким уж и значительным. В общей сложности автомобили импортного производства подорожали на 21%.

Изменения коснулись и вторичного рынка автомобилей. Поначалу в связи с ростом цен на новые автомобили резко возник спрос на подержаные и в начале 2015 их цена резко выросла до 40% на иномарки и до 10% на отечественные. Но к концу года из-за избытка предложения и падения спроса цены пошли вниз, и сократились от 9 до 23% исходя из класса модели. Если верить прогнозам экспертов, до конца 2016-начала 2017 года цены на вторичном рынке автомобилей будут падать.

Установление цены на автомобили в 2016–2017 году будет зависеть от курса рубля. Если произойдет девальвация рубля, повышения цен избежать не удастся, но он будет постепенным, так как концернам резкий скачок цен на модели невыгоден, это грозит стагнацией продаж.

Другой возможный вариант, если девальвация рубля не произойдет рубль пойдет на укрепление, цена автомобили будет постепенно снижаться.

Повышение ставки акциза в 2017 году


По прогнозам аналитиков, можно точно предсказать увеличение цены на автомобили из-за повышения в 2017 году ставки акцизного налога на 26,5% к уровню 2014 года. В следующем году акцизный налог на автомобили мощностью 90–150 л. с. будет равен 43 рублям за 1 л. с. Автомобили мощностью выше 150 л. с. будут облагаться налогом в 420 рублей за каждую единицу мощности.
Автомобили мощностью менее 90 л. с. и мотоциклы акцизным налогом не облагаются. Сумма этого налога входит в стоимость цены автомобиля, но, как правило, она составляет лишь 1,5% от общей цены, и поэтому, как полагают аналитики, в результате увеличения ставки акциза цена на автомобиль повысится незначительно.

Цены на автомобили в 2017 году продолжат умеренный рост. Несмотря на данный фактор, эксперты прогнозируют частичное восстановление продаж, которые вернутся к показателям 2015 года. Полностью выйти из кризиса автомобильному рынку удастся только через несколько лет. При этом цены на авто сохранят зависимость от динамики валютного рынка.

Ценовое ралли

Динамика автомобильного рынка зависит сразу от нескольких факторов, отмечают эксперты. В первую очередь это рост цен на автомобили на фоне снижения доходов населения. И если темпы подорожания автомобилей постепенно замедляются, то снижение покупательской способности граждан будет оказывать давление на рынок в среднесрочной перспективе.

Во втором полугодии цены на новые автомобили прибавят 2-3%, прогнозирует представитель «Автостат» Сергей Удалов. В целом за 2016 год подорожание составит 10%, что существенно меньше прошлогодних показателей. Стабилизация ситуации с курсом доллара помогает участникам рынка удерживать цены. Однако в нынешних условиях данный фактор уже не способен стать существенным драйвером роста продаж.

При этом эксперты подчеркивают, что общее подорожание автомобилей за время кризиса еще не достигло масштабов девальвации. Если за период сентябрь 2014 года - июнь 2016 года цены на новые авто прибавили 38%, то стоимость доллара выросла на 70%. Поэтому цены имеют значительный потенциал для роста в 2017 году.

Курс рубля в 2017 году станет основным фактором, который будет влиять на будущую стоимость автомобилей. Базовый прогноз Минэкономразвития предполагает постепенное укрепление российской валюты, что позволит сдержать рост цен на авто. Подорожание нефти даст возможность рублю отыграть утраченные позиции. В результате стоимость автомобилей останется без изменений.

Сохранение нынешних котировок на валютном рынке обернется ростом цен на авто в пределах 5-10%. Участники автомобильного рынка продолжат корректировать цены с учетом предыдущей девальвации.

Наиболее пессимистичный сценарий связан с новым обвалом нефтяного рынка и последующим кризисом российской экономики. Падение котировок «черного золота» до 25-30 долл./барр. обернется новым этапом ослабления рубля и падением реальных доходов населения. В итоге стоимость автомобилей прибавит 20-30%.

Динамика рынка: в поисках восстановления

В 2017 году прекратится спад на автомобильном рынке, прогнозируют аналитики. Согласно оценкам представителей Минпромторга, продажи легковых автомобилей снизятся до 1,4 млн шт., что на 6,7% меньше показателей 2015 года. Наиболее негативный сценарий предполагает более существенный обвал - до 1,1 млн шт. В рамках оптимистичного сценария ожидается умеренный рост продаж - до 1,6 млн шт. В следующем году продажи продемонстрируют рост впервые за последние 4 года, вернувшись к показателям 2015 года.

Спрос на автомобили окажется под давлением в среднесрочной перспективе, считают эксперты. Снижение доходов отражается на поведении потребителей, которые не готовы идти на существенные затраты в нынешних условиях. При этом дешевое кредитование, которое традиционно являлось основным драйвером роста продаж, остается недоступным.

Несмотря на постепенное снижение учетной ставки, коммерческие банки продолжают выдавать кредиты под высокий процент. Кроме того, финансовые учреждения установили жесткие требования для потенциальных заемщиков, что является существенным ограничением.

В нынешних условиях поддержка со стороны государства является единственным фактором, который сможет стабилизировать продажи, считает замглавы Минпромторга Александр Морозов. Однако правительство испытывает серьезные трудности с наполнением бюджета, что ставит под вопрос возможное продление госпрограммы в 2017 году. Чиновники намерены стабилизировать дефицит бюджета, что отражается на снижении финансовой поддержки экономики.

Прогнозы экспертов предполагают постепенное восстановление положительной динамики на автомобильном рынке в 2017 году. Выход российской экономики из кризиса позволит вернуть продажи к показателям 2015 года, до этого продажи снижались 4 года в подряд. Кроме того, восстановление продаж зависит от масштабов поддержки со стороны государства.

Цены на авто в следующем году сохранят зависимость от тенденций валютного рынка. Укрепление рубля, прогнозируемое Минэкономразвития, позволит участникам рынка сохранит цены без изменений. При этом рост стоимости автомобилей во втором полугодии 2016 года замедлится до 2-3%.

Стабилизация валютных котировок приведет к подорожанию автомобилей на 5-10% в 2017 году. Пессимистичный сценарий, связанный с обвалом цен на нефтяном рынке и девальвацией рубля, вызовет новую волну подорожания автомобилей. В таком случае рост цен составит 20-30%.

Еще статьи про ""

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

В наступающем году покупателям стоит ждать очередного скачка, несмотря на относительную стабильность курса рубля. По их мнению, зимой дилеров ждут крайне низкие продажи, из-за чего они будут вынуждены повысить стоимость автомобилей.

Один из собеседников газеты считает, что цены вырастут в среднем на 4-5%. В то же время источник в одном из дилерских центров говорит о подорожании на 10-15%. Однако, добавил он, компании будут «откатывать цены» при помощи спецпредложений и акций.

Другой причиной грядущего повышения цен эксперты называют внедрение дорогостоящей системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Стоимость установки системы на одну модель источники оценивают в шесть миллионов рублей. По их мнению, больше всего рост цен ощутят потребители бюджетного сегмента, поскольку там даже небольшое повышение себестоимости ощутимо отражается на конечной цене.

Эксперт сайт:

Очевидно, что для всех марок идеальной будет ситуация, когда розничные цены на автомобили сравняются в валютном выражении с ценами на соседних рынках. В частности, европейских. Никого не устраивает тема потери маржи по сравнению с другими рынками.

Чтобы понимать, какие у дистрибьюторов есть резервы для повышения цен, надо знать, какая у каждой конкретной марки ситуация с продажами. И - что крайне важно - как себя чувствуют дилеры.

Вряд ли маркетологи любой марки сегодня ориентируются на докризисный уровень продаж - с ним сравнивать текущую ситуацию уже просто бессмысленно. Но и цифры падения продаж в штуках по сравнению с аналогичными периодами прошлого года (абсолютные или относительные) объективной картины не дают. Уверен, что для маркетологов сейчас огромное поле для работы. Наверняка они сравнивают ситуацию не только в штуках (количестве отгруженных автомобилей дилерам и реальном количестве переданных клиентам машин), но, главное, в рублях и в евро. И в денежном выражении ситуация на рынке может отличаться. Вполне возможно, что в рублях падение не такое большое. То есть россияне тратят на автомобили такие же суммы, как и раньше. Просто произошло огромное смещение в сегментах. Так что это очень тонкая работа - маркетологов и дистрибьюторов. Дилеры проводят ревизию своего модельного ряда и рассматривают ситуацию буквально по каждой модели и каждой комплектации. На эти формулы также накладывается возможная игра с финансовыми инструментами - кредитами, лизингом и т.д.

Наверняка маркетологи уже пришли к мысли (или скоро придут) о сотрудничестве со страховыми компаниями - для того, чтобы оптимизировать страховые предложения. То же КАСКО сейчас занимает очень большой процент в общем пакете под названием «покупка автомобиля». Аналогично - переговоры с дилерами о стоимости периодического ТО. Хотя, здесь резервов еще меньше, поскольку дилеры только и живут этим бизнесом.

Возможно, если дилерам удастся подгрести под себя рынок подержанных машин, то есть откусить от него хотя бы процентов 15-20, они смогу найти резервы в собственной экономике для заманчивых предложений по новым автомобилям.

У дилеров вообще должна быть серьезная работа по оптимизации портфеля представленных марок. Например, Opel год назад отвалился сам. А Honda, наоборот, вроде бы и не ушла, но просто скинула все проблемы на дилеров. В результате мы уже недосчитываемся каких-то моделей и модификаций просто потому, что у продавцов нет резервов для снижения цен. И, тем более, денег для омологации новых продуктов. А это очень серьезные суммы.

В общем, понятно, что аккуратнее всего, без истерики, будут работать марки, которые инвестировали колоссальные суммы и в российскую сборку, и в работу с российскими поставщиками комплектующих. Они уже не могут уйти с рынка, и у них есть хоть какие-то резервы для сдерживания цен.

От правительства все ждут гарантий стабильности лет на 15 вперед. Тогда можно развивать местное производство. А это единственный путь для нормальной работы на рублевом рынке. Второе, чего ждут от властей, - это поддержка деньгами на утилизацию и частичную оплату покупательских кредитов. Тут авторынкок вряд ли чего-то дождется. Денег на это в бюджете скоро не будет совсем.

Так как мы не знаем о том, сколько будет стоять доллар в будущем, наши расчеты будут приблизительными. Но, не смотря на это, у Вас будет хоть какое-то представление о том, сможете Вы себе позволить новую машину в этом году или нет. Согласно статистическим данным, за последние пять лет ситуация на авторынке существенно изменилась. Как оказалось, 70% продаж приходятся на автомобили иностранной сборки, это свидетельствует о том, что ТС отечественного производства мало интересуют покупателей.

Напоминаем, что по сегодняшний день действуют санкции, которые на Россию наложили Италия и Германия. А эти страны считаются лидерами поставок качественных автомобилей. В связи с чем, машины данных брендов уже существенно подорожали, кроме этого, стоимость деталей к этим автомобилям тоже поднялась. Цены на авто, которые привозят к нам из-за заграницы, поднялась на 30-40 процентов.

В текущем году в РФ подняли ставку акцизного сбора на 26.5%, такие же показатели были в 2014 году. Теперь владельцам машин с мощь мотора от 90 до 150 л.с. нужно платить 43 рубля за одну лошадиную силу. А акцизный налог на машины с отдачей больше, чем 150 л.с. составит 420 руб. за каждую единицу мощности.

Мы практически ответили на вопрос: сколько буду стоять авто в 2017 году, но сначала о факторах, которые повлияют на формирование цены:

  • Валютная ситуация на финрынке (эксперты утверждают, что курс иностранной валюты увеличиться на семь процентов. Скачек небольшой, поэтому, производители не будут сильно поднимать стоимость, чтобы не лишиться потенциальных покупателей, которых за последние два года стало в два раза меньше, можно предположить, что максимальная стоимости на машины в нынешнем году поднимется на 4%);
  • Турецкие санкции (отечественные производители машин КАКМАЗ и АвтоВАЗ применяют детали турецкого изготовления, в связи со сложившейся ситуацией, могут возникнуть перебои с поставками, и поставщики, чтобы перекрыть их, поднимут стоимость на ТС, в таком случае, автомобили в 2017 году могут подорожать на 7-15%);
  • Новый экостандарт (начиная с прошлого года, все производимые авто нужно оснащать моторами стандарта «Евро-5». Такие расходы, разработчики компенсируют тем, что поднимают стоимость на свой товар на пять процентов);
  • Повышенная ставка утилизационного сбора до 65% (этот закон недавно приняло Правительство РФ, из-за этого каждый автомобиль подорожал на 30 000 -40 000 руб.);
  • Повышение акцизного сбора до 4-5% (данный показатель практически не влияет на формирование цен).

Эти данные помогут Вам предположить, на сколько подорожают автомобили в 2017 году в России. Поднятие стоимости негативно может отобразиться, как на отечественных покупателях, так и иностранных производителях. Поставщики из Америки и Европы понесут немалые убытки, так как жители России являются главными потребителями данной продукции. Зато, в таких условиях, может подняться спрос на ТС отечественных производителей.

Эксперты утверждают, что на рынке поддержанных транспортных средств все останется без изменений, а если подорожание на ТС будет, то не существенное. Есть вероятность, что некоторые модели авто упадут в цене, причина в том, что спрос на такую продукцию уменьшился. Аналитики предполагают, что в этом году на рынке поддержанных машин, стоимость поднимется на десять процентов.

Для покупателей это выгодные расценки, если курс иностранной валюты станет выше, вероятно, цены на б/у машины тоже поднимутся. Напоследок хочется отметить, что никакого постоянства на российском авторынке не будет, те, кто имеют деньги на покупку итальянского или американского транспортного средства смогут его купить даже за «космическую сумму». А вот люди, которые собирали полжизни на новую машину любимой марки, скорей всего не смогут себе ее позволить, когда узнают, сколько буду стоять авто в 2017 году. Расстраиваться не стоит, ведь можно купить поддержанный автомобиль в хорошем состоянии по выгодной цене.



Поделиться