Когда камеры начнут штрафовать за страховку. Дорожные камеры не будут выявлять у водителей наличие полиса осаго

Контроль за наличием у водителя действующего полиса «автогражданки» должны взять на себя камеры автоматической фиксации нарушений - с такой идеей выступил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Это означает, что каждая камера, распознавшая номер автомобиля, на который не оформлено ОСАГО, будет фиксировать нарушение, после чего автовладельцу придет не один штраф, а несколько - в зависимости от того, сколько камер он встретил на своем пути. Например, для средней поездки по Москве это 10 камер. В итоге отсутствие полиса обойдется автовладельцу в 10х800=8000 рублей. Или 4000 рублей «со скидкой».

Такое предложение возникло не на пустом месте: сегодня от 4 до 6 млн автовладельцев ездят без полиса ОСАГО. Притом что общее количество автомобилей в России, которые еще могут ездить, равно примерно 40 млн, получается, что процент «отказников» составляет 12,5% и испытывает тенденцию к росту. Это начинает создавать проблемы на дорогах, так как в случае ДТП по вине водителя незастрахованного автомобиля получать компенсацию за причиненный ущерб придется в обычном судебном порядке. Это долго, дорого и приводит, как правило, к тому, что взыскать деньги с должника оказывается невозможно - просто потому, что у него их нет.

В погоне за полисом

Хотя депутат высказал здравую идею, реализовывать ее без обеспечения 100%-й доступности полисов во всех регионах нельзя. Ведь многие автовладельцы ездят без полиса не потому, что они не хотят его приобретать, а потому, что им его не продают или продают, но с навязанными дополнительными услугами, которые резко удорожают стоимость ОСАГО.

В связи с этим возникают вопросы о справедливости наказания. Разберем несколько типичных ситуаций:

1. Автовладельцу отказывают в продаже полиса. А потом, когда он несолоно хлебавши выезжает за пределы офиса страховой компании, ему присылают штраф за отсутствие полиса. Почему наказывают автовладельца, где тут его вина?

2. Автовладелец купил полис, однако данные от страховой компании в базу данных РСА пришли с задержкой. В результате за то время, пока этой информации не было, автовладелец ездил как бы без полиса и получил много штрафов. Теперь он должен тратить время на обжалование постановлений. Разве тут есть вина автовладельца?

3. Автовладелец купил автомобиль, у него есть 10 дней на постановку его на учет. Как ему доехать до офиса страховой компании на этом автомобиле, не получив штраф за отсутствие полиса?

Электронное ОСАГО тоже не спасает, так как страховые компании научились отказывать клиенту. Например, в капче на сайте вдруг появляются нечитаемые символы . Или полис предлагают приобрести без скидки за безаварийную езду, так как якобы нет связи с базой данных РСА. Или происходит ошибка в обработке данных, вроде как они неправильные, для выяснения автовладельцу предлагают приехать в офис страховой компании. Для таких случаев был придуман сервис «Е-гарант», который должен был в случае нежелания страховой компании оформлять ОСАГО позволить сделать это на сайте РСА, однако и он, удивительным образом, в «токсичных» регионах начал работать со сбоями .

Даже в Москве есть проблема доступности полисов ОСАГО, например, для автомобилей такси. Понятно почему: аварийность такси экономического класса очень высокая из-за массового привлечения низкоквалифицированных водителей из числа трудовых мигрантов. Очень часто такие водители просто не знают русского языка, не говоря уже о каких-то там правилах дорожного движения. Конечно, страховые компании, понимая, что проданный полис на машину такси с очень высокой долей вероятности принесет им убытки в течение страхового периода, стараются всеми правдами или неправдами в продаже такого полиса отказать.

Отдельно хочу обратить внимание, что обжаловать штрафы с камер на текущий момент практически невозможно ввиду фактической для этого частного случая (ст 1.5 КоАП РФ). Процедура обжалования штрафов с камер находится еще в прошлом веке и осуществляется индивидуально по каждому постановлению и только по месту совершения административного правонарушения. Единой удобной электронной системы обработки жалоб на постановления с камер не существует.

Автострахование как госуслуга

В результате реализации идеи депутата Вячеслава Лысакова на неподготовленной почве, без обеспечения 100%-й доступности полисов и изменения процедуры обжалования штрафов с камер, множество людей (буквально миллионы) окажутся без вины виноватыми и даже в случае сбоев баз данных не смогут доказать собственную невиновность ввиду фактического отсутствия процедуры обжалования штрафов. Однако это предложение прекрасно ложится в концепцию . Напомню, что только в Москве планируется собрать в текущем году 26,8 млрд рублей штрафов.

Что же делать? Я предлагаю начать с создания механизма продажи полисов ОСАГО через Портал госуслуг. Это логично, так как данный вид страхования обязательный, то есть фактически является разновидностью государственной услуги, исполнение которой передано частным компаниям.

Вторым шагом должна являться поправка в 1.5 КоАП РФ, чтобы презумпция невиновности отменялась только для возможности выписывания штрафа собственнику. Далее надо создать возможность обжалования штрафов тоже через Портал госуслуг «в один клик». И только потом можно начинать выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер автоматической фиксации нарушений. Если провести все предложенные мной подготовительные мероприятия, то наказаны будут только те автовладельцы, которые сознательно не купили полис при наличии такой возможности. То есть наказание в этом случае будет не только неотвратимым, но и справедливым.

С 1 сентября большинство водителей впало в состояние, близкое к панике: десятки различных ресурсов сообщили, что на дорогах столицы и других городов заработала система выявления водителей без ОСАГО с помощью камер видеофиксации. Еще одна часть новостных сайтов заявила, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году будут приходить несколько раз в день. Чему же верить и какова судьба автоматического контроля за отсутствием страховки?

Предыстория: когда планировались штрафы за езду без ОСАГО по камерам?

Идею контролировать наличие ОСАГО через систему видеофиксации, сверяя присутствие автомобиля в страховой базе РСА по госномеру, обсуждали еще в 2016 году.

В мае 2018 года появилась информация об объединении баз ГИБДД и РСА для контроля за отсутствием полисов ОСАГО у водителей. Об этом писал портал pravo.ru

Сразу после этого ряд ресурсов сообщил, что с 1 сентября 2018 года штрафы с камер за ОСАГО начнут приходить всем водителям без исключения и без ограничения. Мы также о грядущем начале автоматизированного контроля ранее.

Однако незадолго до 1 сентября в сети появилась информация от auto.vesti.ru об отложении запуска пилотного проекта по контролю за ОСАГО через камеры в Москве. В других городах при этом ни о какой видеофиксации речи не шло.

Как должны выписываться штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году?

Планировалось, что сбор информации об автомобилях будут осуществлять те же комплексы видеофиксации, которые «смотрят» за скоростью пересечением сплошных линий на дороге и т.д.

В ночное время информацию должна была обработать автоматика и представить на дополнительную проверку номера автомобилей, которые не были найдены по базе РСА.

После этого, инспектор должен был вручную проверить всю информацию и по отсутствующим в базе автотранспортным средствам выписать постановления о назначении штрафа.

ВАЖНО: Изначально система должна была отработать в тестовом режиме, когда водителям бы направлялись лишь уведомления о необходимости оформления страховки. Однако тут же возник вопрос о компенсации почтовых расходов – ведь только на территории столицы свыше 200 тысяч автомобилей, по оценочным данным, не имеют ОСАГО, но активно эксплуатируются.

Что делать водителям сейчас, ждать ли штрафов с камер?

В настоящий момент вопрос решается на законодательном уровне, поскольку и у РСА, и у ГИБДД возник ряд юридических вопросов. Главная причина, по которой штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году не увидели свет с 1 сентября – сложности с повторным привлечением к ответственности водителя без ОСАГО. Формально, автомобиль без страховки мог попасть на разные камеры неоднократно в течение дня и его по закону все эти несколько раз должны были оштрафовать.

Однако и в РСА, и в ГИБДД признали – такая практика не совсем разумна. Ведь водитель, каждый день попадая на 5-7 камер в столице, мог за неделю набрать штрафов в несколько десятков тысяч рублей!

Когда и в какой срок проект будет запущен – неизвестно. И РСА, и власти Москвы подтвердили – все готово для старта контроля, но ГИБДД пока молчит.

— Возможно главная причина заминки – несовершенство законодательства и практики наказания за повторный штраф. Лимит оформлений штрафа за отсутствие ОСАГО нужно прописывать законодательно, поскольку по действующему закону водителя без ОСАГО могут штрафовать хоть по 5 раз на день – закон этого не запрещает, – комментирует Евгений Федосин, автоюрист-консультант сайта VSude. info.

Сколько будет штраф с камер за отсутствие ОСАГО?

Штрафовать за отсутствие ОСАГО с камер планировалось по ст. 12.37 часть 2 КоАП РФ со штрафом в размере 800 рублей.

Если никаких поправок не будет принято к моменту запуска фиксации – эта норма, возможно, би будет действовать. Однако Министерство Финансов уже активно настаивает на повышении штрафов за отсутствие ОСАГО и вскоре свет может увидеть законопроект. Будет ли он принят? Вполне вероятно – ужесточение санкций по инициативе государственных органов практически всегда проходит все нужные этапы согласования.

В каких городах будут фиксировать езду без ОСАГО по камерам?

Изначально речь шла только о столице, где запуск систем автоматизированного контроля планировался в пилотном режиме.

Формально в будущем любой регион, где активно используются системы видеоконтроля, может без проблем фиксировать нарушителей условий обязательного страхования.

Что делать?

Или не ездить или все же оформить страховку. Все же ОСАГО является достаточно полезным институтом, позволяющим хоть и не всегда без заминки, но возместить причиненный ущерб. Взыскать же компенсацию с виновника практически невозможно, да и самому виновнику платить деньги тоже не самая лучшая идея. Купите полис — и штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году не будут вас волновать.

Пока подорожание тарифов отложено, вы можете оформить ОСАГО по старым ценам на выбор в любой страховой компании вашего региона. Калькулятор поиска самых выгодных вариантов размещен ниже.

При возникновении же проблем с получением компенсации или при наличии других вопросов, требующих квалифицированной помощи юриста, вы всегда можете задать их нашим специалистам.

Post Views: 5 199

Введение нового штрафа с камер автофиксации – за отсутствие страховки ОСАГО . Но в последний момент власти приняли решение отложить это новшество, причём, на неопределённый срок. Когда вступит в силу возможность наказания за просроченный или отсутствующий полис с помощью камер автофиксации, каким образом будут штрафоваться собственники автомобилей и как это будет работать, давайте выяснять!

Что собираются ввести?

Итак, правительство в лице Российского союза автостраховщиков (РСА) и ГИБДД планируют ввести возможность выписывать штрафы с систем автоматической фиксации нарушений за отсутствие страховки ОСАГО. Выявлять это нарушение будут Автодории, которые вешают на столбах и на текущий момент они пока выявляют нарушения ПДД:

  • превышение скорости движения высчитыванием средней скорости,
  • движение по автобусной полосе.

Теперь же Автодория станет способна выявлять водителей, у которых не застрахована автогражданка. Точнее, Автодория не будет это выявлять непосредственно сама. Распознавать такие автомобили будут системы, которым камера просто с машинами и их госномерами.

Если Вы встретите на пути такую камеру, и у Вас нет страховки, то на Вас может быть наложен штраф:

Работать это будет следующим образом:

  1. у Вас нет страховки ОСАГО, и Вы едете по дороге, попадаясь на участок, фиксируемый дорожной камерой Автодория,
  2. камера считывает Ваши номера и отправляет в специальную систему распознавания,
  3. система проверяет по базе РСА, застрахована ли ответственность на данный автомобиль,
  4. если автогражданки нет, то собственнику автомобиля автоматически выписывается штраф.

Сколько?

Штраф за страховку на сегодняшний день составляет 800 рублей . Он включает в себя 2 случая:

  • если Вы просто не захотели оформлять полис,
  • если ОСАГО у Вас просрочилось.

Где?

Пилотным регионом традиционно выступит Москва – именно в столице проект запустят в экспериментальном режиме, что вовсе не означает, что штрафы будут выписываться ненастоящие.

Затем нововведение собираются распространить на Татарстан (также традиционно пилотный регион для разного рода испытаний ГИБДД) и уже при успешном тестировании распространят на всю Россию.

Когда?

Как мы уже упомянули выше, запуск новой схемы наказания владельцев машин планировался на 1 сентября. Но неожиданно перед самым запуском проект отложили на неопределённый срок.

И дело здесь не в неподготовленности технической базы для этого. Новшество отложили по причине отсутствия конкретного решения о том, сколько штрафов будет выписывать в том случае, если водитель проедет несколько Автодорий на своём пути.

Кроме того, власти не определились, по какой статье штрафовать собственников автомобилей. Впрочем, вопрос достаточно странный – на 2019 год отсутствие страховки может предполагать различные ситуации в зависимости от обстоятельств, и в зависимости от них различаются и наказания по КоАП:

  • если на автомобиль вообще не оформлена страховка ОСАГО либо если она просрочилась, то применяется ч.2 статьи 12.37 КоАП со штрафом 800 рублей,
  • если водитель не вписан в полис, то часть 1 этой же статьи и 500 рублей,
  • если полиса просто нет с собой, но автогражданка оформлена, то те же 500 рублей, но по части 2 статьи 12.3 Кодекса.

Очевидно, что нарушение под вторым пунктом камера в принципе не способна выявить, так как не умеет идентифицировать водителя. Также система не способна определять наличие полиса в бардачке машины, поэтому третий пункт также абсурден. Поэтому очевидно, штраф должен быть выписан за отсутствие страховки как таковой, и в чём вопрос о применении конкретной статьи, кажется достаточно странным.

Ещё несколько странностей

Шутка ли, но действующее на 2019 год законодательство предусматривает возможность ездить с неоформленной страховкой. Такое право владельцу авто даёт ФЗ "Об ОСАГО", предусматривающий возможность ездить 10 дней без ОСАГО после покупки машины – новой или с рук.

Как именно будут определяться такие автомобили, вопрос спорный, учитывая то, что о факте продажи машины до её регистрации на нового собственника будет известно только продавцу и покупателю. Вероятно, если у предыдущего хозяина не было страховки вовсе, то штраф будет приходить ему, а тот уже должен будет обжаловать штраф на основании того, что транспортное средство перешло в другие руки. А новому хозяину штраф так и не выпишут, так как у него есть законное право передвигаться 10 суток без страховки.

Новый полис ОСАГО

Если хозяин оформил страховку только что и сразу поехал домой или куда-либо ещё, попал на камеру, то ему придёт штраф. Потому что требуется определённое время для того, чтобы:

  1. тот, у кого он оформлял страховку (работники страховой, агенты или страховые брокеры) внесли данные полиса в базу данных РСА (а именно из неё будут считываться данные камерами),
  2. информация в базе обновилась даже после внесения.

Несмотря на то, что это происходит достаточно быстро, но всё же не за несколько десятков минут, которых хватит, чтобы водитель поехал и попал на финансовую санкцию.

Впрочем, в этой недоработке законодатели предусмотрели вариант выхода – данные в РСА будут проверяться 2 раза – второй раз через несколько часов после первого попадания автомобиля под камеру автофиксации. И в этот момент данные в базе уже, вероятнее всего, обновятся.

Штрафы начисляются следующим образом: камеры на дороге будут отслеживать наличие ОСАГО и автоматически отправлять уведомление о нарушении владельцу транспортного средства. Планировалось ввести контроль полиса с 1 сентября 2018 года в столице пилотным проектом: провести тестирование, в ходе которого штрафы не приходили бы, а отправлялось бы письменное извещение с просьбой оформить страхование. Но возникли вопросы, которые оказалось не просто согласовать. Например, когда камеры будут фиксировать отсутствие ОСАГО. Владельцы машин ждут решения властей и не спешат с оформлением. Статистика показывает, что у двух миллионов автомобилей нет полиса. Это причина, по которой решено принять меры в борьбе с нарушителями обязательного страхования.

Будут ли камеры фиксировать отсутствие полиса ОСАГО?

Однозначно ответить на вопрос невозможно, законопроект разработан, но не одобрен. Не удалось утвердить размер штрафа, кому направлять извещение - владельцу или водителю, количество выписанных штрафов в сутки. Достоверно известно, какие камеры будут штрафовать за ОСАГО и этапность процесса. Вероятнее всего, проект запустят. Что касается сроков, то это произойдет не раньше конца 2018 - начала 2019 года в Москве. К середине 2019 года проект заработает на территории всей Российской Федерации. Оформите страховой полис ОСАГО, чтобы избежать неприятностей в будущем. Когда введут штраф за ОСАГО по камерам, вы сэкономите на оплате за нарушение. При утверждении неоднократного штрафования размер штрафа может достигать 10 000 рублей.

Какие камеры и как будут штрафовать за ОСАГО?

Дороги России оборудованы камерами фиксации нарушителей в транспортном потоке, нарушений скоростного режима и пересечения двойной сплошной полосы. Власти решили полученную с камер информацию использовать для определения полиса ОСАГО. Этапность процедуры утверждена, осталось урегулировать нюансы и решить, когда камеры будут штрафовать за ОСАГО.

Камеры видеонаблюдения фиксируют автомобиль, проезжающий по трассе, и пробивают государственный номер по базам. Власти утвердили использование сведений на проверку страховки. По законопроекту езда без ОСАГО теперь будет фиксироваться камерами, а письмо со штрафом при отсутствии полиса будет направлено владельцу средства. Размер штрафа - 800 рублей, выписывать его планируют однократно за 24 часа. Эта информация согласовывается, некоторые считают, что штраф следует отправлять водителю, поскольку он выехал на автомобиле без страхового полиса. После согласования тонкостей и нюансов нового закона по ОСАГО запуск системы штрафов с камер планируют начать с Москвы, здесь не осталось «слепых мест» без видеонаблюдения. Если проект даст результат, то он заработает по России в течение шести месяцев.

Когда будут штрафовать?

Проект планировали запустить в Москве в 2018 году, но перенесли на 2019-й, а ввести по регионам в течение полугода с запуска. Хотите узнать точную дату, когда введут штраф за ОСАГО по камерам? Тогда следите за новостями нашего сайта.

Законопроект тщательно и усиленно разрабатывается на законодательном уровне. Заминка происходит потому, что у РСА и ГИБДД возникли юридические вопросы и уточнения. Еще не решено, как будут работать камеры на ОСАГО и количество штрафов в сутки, потому что водитель в среднем попадает в поле зрения 6–7 раз. Аналитики пришли к выводу, что нововведения автолюбителей ждут в начале следующего года. Совет профессионалов - оформить полис, если его еще нет. Это обойдется дешевле, чем оплачивать штрафы после вступления законопроекта в силу. Не ждите, когда будут штрафовать по видеофиксации без ОСАГО, а действуйте. Проводить оформление нужно с помощью проверенной фирмы, которая качественно выполнит процедуру страхования.

О том, что пилотный проект по проверке автоматическими комплексами фиксации нарушений ПДД наличия у водителей полисов ОСАГО в Москве и, возможно, даже в некоторых регионах стартует в ближайшее время, говорилось уже несколько лет. Последние новости на эту тему появились в феврале 2017 года, речь вновь шла только о пилотном проекте в столице. Тогда были внесены поправки в ряд нормативных актов, благодаря чему базы страховщиков с данным о заключении договоров ОСАГО оказались в распоряжении ГИБДД.

Получилось так, что у ГИБДД уже есть возможность проверять наличие заключенного полиса ОСАГО на любой автомобиль, который попадет в объектив камеры фото-, видеофиксации нарушений ПДД.

О том, что такие договоренности между ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА) есть, не раз заявлял глава РСА .

Согласно его предложениям, проверять на наличие полиса ОСАГО должны не все автомобили подряд, а те транспортные средства, водители которых нарушают ПДД, например превышают скорость или проезжают на красный сигнал светофора. Однако предполагалось, что камеры смогут вычленить из потока и просто автомобили без страховки.

Напомним, что штраф за управление транспортным средством без полиса ОСАГО составляет 800 рублей.

Согласно изначальным планам, штрафы должны были приходить автовладельцам, которые оформили страховку менее пяти дней назад — столько времени требуется на то, чтобы эта информация попала в базу РСА. При этом, как предлагал Юргенс, сначала автовладелец должен получить не «письмо счастья», а простое предупреждение о том, что он ездит без страховки ОСАГО, и только во втором письме уже должен был прийти штраф. Но уж если предупреждение не сработает, то, как грозился Юргенс, штраф за отсутствие ОСАГО будет приходить с каждой камеры, в объектив которой попадется автомобиль нарушителя.

Однако по состоянию на середину августа ни о каком пилотном проекте речи пока не идет. Ситуацию «Газете.Ru» прояснил вице-мэр Москвы, глава департамента транспорта и дорожной инфраструктуры .

«Мы крайне заинтересованы, чтобы камера проверяла по базе данных РСА наличие полиса ОСАГО. Мы действительно хотели сделать некий пилотный проект в первом полугодии, не рассылая штрафы, а просто чтобы предупредить человека: у вас какие-то проблемы с полисом, мы его не видим в базе данных, обратите на это внимание.

Причем письмо это придет не от нас, а от РСА. Мы здесь только даем нашу инфраструктуру. Как только РСА будет готов нам дать качественную базу данных, с которой можно работать по нашим стандартам, мы ее подключим. Мы в этом плане полностью готовы хоть завтра это сделать, ничего сложного в этом нет», — заявил Ликсутов.

В свою очередь исполнительный директор РСА объяснил «Газете.Ru», в чем заключаются сложности внедрения нового вида фото-, видеофиксации нарушений.

«Мы тоже готовы хоть завтра, но есть одна проблема. У нас по закону о персональных данных данные автовладельцев захешированы в системе. И чтобы расшифровать сведения, из нашей системы нужно заходить через России и получать информацию только через них. А в дептрансе хотят подсоединиться к нашей информационной базе напрямую, но сделать это полностью корректно с технической точки зрения невозможно,

— говорит Уфимцев. — То есть мы сами по себе готовы передавать эти данные, МВД их получает, никаких проблем нет. А дептранс работает сегодня через свою информационную систему по отдельному локальному соединению с московской ГИБДД. Поэтому и у них, и у нас есть свои базы, они готовы полностью, но реализуются они со своими особенностями, и скрестить их сейчас и пытаются наши специалисты, но сделать это нелегко.

Это две совершенно разные базы, работающие по разным стандартам с разными требованиями. Поэтому и о каких-то сроках говорить пока сложно. Вроде как можно быстро, но мы вот уже с ними три месяца мучаемся. Тем более ведь нам надо не сделать это только по какому-то особому каналу для одной Москвы, нужно решение и для других субъектов, для МВД».

Между тем замглавы Владимир Кузин еще в 2016 году говорил, что планы штрафовать за отсутствие полиса «автогражданки» при помощи камер фото-, видеофиксации «откладывается на очень отдаленную перспективу».

По оценке , на тот момент еще не существовало технических возможностей, а также норм законодательства, которые позволили бы запустить такую проверку. По словам замглавы ГИБДД, камеры фиксируют нарушения ПДД — выезды на красный сигнал светофора, нарушение скоростного режима, а чтобы проверить наличие полиса ОСАГО, требуется проверка по существующим базам данных, которые несовершенны, соответственно, может появиться много ошибочных постановлений. А этого, понятное дело, в ведомстве очень не хотят — так, в ГИБДД и без того хватает разбирательств с оспариванием водителями административных штрафов.

Отметим, что одна из целей страховщиков, которые лоббируют возможность использования камер автоматической фиксации нарушений для проверки наличия полиса ОСАГО по госномеру автомобиля,- полное исключение так называемых мошенников, которые ездят по поддельным документам.

Однако, по оценке Кузина, в этой борьбе такая мера вряд ли будет эффективна и искоренить эту практику смогут плановые проверки в отдельно взятых регионах, где проблема с поддельными полисами стоит особенно остро, а также полный переход на электронные продажи и разъяснения со стороны РСА о том, что при ДТП фальшивый полис станет только дополнительной проблемой для его обладателя.



Поделиться