Требования к современному учебнику по иностранным языкам и особенности его использования на занятиях. Обзор умк по английскому языку Какие умк используются на уроках иностранного языка

Наличие рынка учебников, возможность самому выбрать основное средство обучения для своих учеников -- важная примета нашего времени. Наряду с разными учебниками отечественных авторов появились и широко распространяются учебники, созданные в странах изучаемого языка. И, хотя эти учебники разрабатывались без конкретной ориентации именно на наших школьников и наших учителей, они могут служить хорошим дополнением к учебникам, созданным у нас. Уметь мотивированно отобрать и те, и другие - важная задача современного учителя.

Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект (УМК), учителю следует исходить из особенностей образовательного учреждения, в котором он работает, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся, специфики своей методической подготовки, своего менталитета. Учитель должен четко представлять себе, что нужно ему в его конкретных условиях работы, чтобы обеспечить успешность процесса обучения, мотивировать школьников, сделать обучение, воспитание, образование и развитие учащихся результативными.

Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать как реалии страны изучаемого языка, так и реалии нашей страны. Чтобы объективно оценить УМК, и, в частности, его основной компонент -- учебник, надо опираться на научные критерии его оценки.

Английский язык (Приложения А, Б, В, Г, Д)

Азарова С.И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е.В. и др. (издательство «Титул»)

Афанасьева О.В., Михеева И.В. (издательство «Дрофа»)

Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. (издательство «Просвещение»)

Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. (издательство «Титул»)

Богородицкая В.Н., Хрусталёва Л.В. (издательство «Версия»)

Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. («Просвещение»)

Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б. и др. / Под ред. Вербицкой М.В. (издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»)

Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. («Просвещение»)

Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В. («Астрель»)

Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. («Титул»)

Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. («Русское слово»)

Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А. и др. («Просвещение»)

Никитенко З.Н. Английский язык («Просвещение»)

Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др. (Издательский дом «Федоров»)

Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С. и др. («Академкнига»)

2. Немецкий язык

Бим И.Л., Рыжова Л.И. («Просвещение»)

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. («Дрофа»)

Проанализировав все данные учебно-методические комплексы по иностранному языку для начальной школы, можно убедиться, что они также:

Развивают интерес к языку, народу, говорящему на этом языке, и его культуре;

Формируют способность к межкультурной коммуникации;

Мотивируют речемыслительную деятельность учащегося, а также его познавательную, интеллектуальную, эмоциональную и, что особенно важно, творческую деятельность;

Красочно иллюстрированы и эмоционально привлекательны для детей;

Развивают познавательные способности учащихся и их способности к самостоятельной работе.

В этих УМК реализуются (в большей или меньшей степени) следующие необходимые для современного учебника принципы:

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;

Принцип целостности картины мира;

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьника;

Принципы наглядности, инструментальности и интерактивности.

Однако рынок предлагает и другие учебные материалы для обучения иностранному языку на начальном этапе. Да и в перечисленных выше УМК по-разному подан материал, неодинаково распределение количества часов на изучение разных аспектов языка, различными средствами реализуются требования государственного стандарта.

Для того чтобы сделать правильный выбор из всего многообразия предлагаемой сегодня учебной литературы, учителю необходимо уметь анализировать и критически оценивать учебники иностранного языка для маленьких школьников.

Н.Д.Гальскова предлагает следующую схему для анализа и оценки учебников для начальной школы.

1. Структура.

Существует ли для этого учебника книга для учителя, рабочая тетрадь и книга для чтения?

Имеются ли аудио- и видео-приложения?

Есть ли дополнительные материалы к книге для учителя?

Чему должны научиться дети по окончании предлагаемого курса?

Формирует ли учебник коммуникативную и межкультурную компетенции и осознание языковых средств общения? Совпадают ли цели с национальной программой обучения ИЯ на начальном этапе?

3. Подход к обучению/изучению языка.

3.1. Теория обучения иностранному языку:

Сознательный (когнитивный) подход?

Коммуникативный подход?

Прямой (интуитивный) подход?

3.2. Ознакомление с языковыми средствами общения:

Через примеры?

Через правила?

Через диалог?

Через выполнение действий?

3.3. Как дети воспринимают и понимают новый язык:

Через иллюстрации?

Через перевод?

Через вопросы?

Через построение на родном языке?

3.4. Как происходит тренировка детей в употреблении языковых средств общения:

Через упражнения по образцу?

Через разнообразные дриллы (управляемые тренировочные упражнения)?

Через свободную тренировку?

Через коммуникативную деятельность?

Через межкультурную деятельность?

Совпадает ли тренировка в употреблении изучаемого языка с поставленными целями и задачами?

Существуют ли виды деятельности, ведущие к самостоятельности ученика?

3.5. Обучение способам речевого общения (умениям аудирования, чтения, говорения, письма). Сосредоточивается ли внимание детей:

На понимании услышанного?

На разговоре (умение начать его, поддержать, выразить свое мнение)?

На понимании прочитанного?

На письме (письменных упражнениях, переписке, творческом письме)?

На интеграции четырех умений?

На рецептивных умениях?

На продуктивных умениях?

3.6. Языковое содержание:

Организовано ли оно?

Основывается на линейной последовательности?

Основывается на циклической последовательности?

Нет никакой очевидной последовательности?

Сосредоточено на лексическом минимуме?

Сосредоточено на грамматическом минимуме(грамматических структурах)?

Сосредоточено на функциях языковых средств?

4. Подход к изучению культуры стран изучаемого языка.

Какой контекст у учебника (ориентация на страну изучаемого языка или ориентация на страну, где проживает ученик, то есть на искусственные условия -- вне страны изучаемого языка)?

Осуществляется ли приобщение детей к культуре стран изучаемого языка?

Как дети познают культурные особенности:

Через описание?

Через наблюдение?

Через фотографии?

Через деятельность, приводящую к обнаружению и осознанию культурных особенностей в сопоставлении с культурой родной страны?

Основаны на конкуренции или сотрудничестве?

Понятны ли задания и содержат ли они мотивы и цели? Способствуют продуктивной деятельности на изучаемом языке?

Не требуют продуктивной деятельности на изучаемом языке?

Предназначены для небольших групп?

Предназначены для участия всего класса?

6. Структура отдельного урока.

Понятна ли структура урока?

Применяются ли иллюстрации или фотографий?

Если предлагаются иллюстрации и фотографии, то какова их роль?

Помогают они при усвоении языка?

Выполняют только декоративную функцию?

Являются ли опорой для получения информации о культуре страны изучаемого языка?

7. Аудио-приложения.

Предоставляют ли аутентичные и разнообразные образцы речи?

Хорошее ли качество звука?

Аутентичны ли для изучения языка?

Легкий и приятный ритм?

Легкий язык?

Сложный язык?

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

« Методика обучения иностранному языку »

По теме:

« »

Исполнитель:

Матыцына Татьяна Эдуардовна

ФИО

Москва 2016 год

Содержание

Введение

Сегодня различные издательства предлагают обширный перечень учебников. С одной стороны, хорошо, что есть выбор, с другой стороны, необходимо знать критерии, которыми должен руководствоваться учитель при выборе основного средства обучения.

К основным средствам обучения Е. Н. Соловова относит УМК, а не просто учебник. Автор отмечает, что состав современных отечественных и зарубежных учебников может незначительно варьироваться, «но если этот УМК претендует на эпитет «современный», то у него должна быть определенная инвариантная часть », в которую входят, в первую очередь, книга для учащихся, т.е. учебник, аудиокассеты и книга для учителя.

И. Л. Бим считает, что при выборе УМК учитель должен учитывать особенности образовательного учреждения, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, которых обучает учитель, уровень профессионализма педагога.

Отобранный УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать как реалии страны изучаемого языка, так и реалии нашей страны ».

Е. Н. Соловова считает, что при выборе УМК должен соблюдаться принцип преемственности между школами в рамках города, района, области, чтобы ребенок не испытывал трудностей в изучении иностранного языка при переезде или переходе в другую школу. Поэтому выбор УМК «является прерогативой не только самого учителя, но и школы ».

1. Критерии анализа зарубежных и отечественных УМК

1.1 Учебник в условиях вариативной системы образования

Определяя учебник как основное средство и компонент учебного процесса, Якушев М. В. отмечает: « В последние годы получили распространение параллельные и альтернативные учебники. Под параллельными мы понимаем учебники, изданные в нашей стране разными коллективами авторов для определенной ступени (этапа, года) обучения ». Эти учебники, соответствуя, в основном, программе обучения, отличаются, по мнению автора, по содержанию и методическому построению (распределению материала, соотношению видов речевой деятельности (ВРД), системе упражнений и т.д.). К подобным учебникам можно отнести “ Spotlight ” ( Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.), “ Forward ” (Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд), “ English ” (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.Н. и др.), “ Favourite ” (Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Курасовская Ю.Б., Робустова В.В.) и др.

Альтернативными учебниками автор называет аутентичные учебники, издаваемые в стране изучаемого языка. К ним можно отнести “English Vocabulary in Use" (Stuart Redman, Michael McCarthy), “Excellent” (Anne Worrall, Cheryl Bradshaw, Carolyn Bradshaw, Diana Webster, Jill Hadfield), “New Chatterbox” (Strange D.), “English Together” (Diana Webster, Anne Worrall), “New Snapshot” (Brian Abbs, Chris Barker, Ingrid Freebairn, Lindsay White), “Opportunities” (Amanda Maris, Michael Dean, Olivia Johnston, Michael Harris) и др.

Анализируя альтернативные учебники, Якушев М. В. Отмечает, что «эти УМК преследуют иные цели, имеют специфическое содержание, реализуют другие методы обучения. Несмотря на то, что некоторые из них получили одобрение экспертного совета Минобразования России и, не отрицая их положительных свойств и широких возможностей эффективного применения в учебном процессе, следует все же указать на необходимость анализа и критической оценки аутентичных УИЯ, поскольку они не ориентированы на русскоязычных учащихся, не учитывают трудности в понимании ИЯ и культуры, особенности мировосприятия и менталитета ». Таким образом, они не полностью отвечают требованиям, предложенным российскими учеными к выбору УМК.

Многие ученые сходятся во мнении, что, несмотря на многочисленные достоинства, зарубежные учебники не могут заменить отечественные УМК по нескольким причинам:

    во всех зарубежных учебниках нет тематической соотнесенности с государственными программами и образовательными стандартами России;

    не всегда прослеживается четкая система работы над лексикой, особенно на этапе тренировки;

    работа над текстом часто ограничивается уровнем навыков и не выводится в речь;

    нет опоры на родной язык;

    мало страноведческой информации в контексте диалога культур;

    мало художественных текстов по проблемам молодежи;

    не формируется целенаправленно рефлексия, не предусмотрено промежуточное подведение итогов, поэтому учителю самому приходится разрабатывать тесты, подбирать материалы для контрольных работ и т.д.

1.2 Умения, необходимые учителю для выбора УМК

Якушев М. В. считает, что « знание учебников и учебно-методических комплексов, умения обоснованного выбора учебников и учебно-методических комплексов, используемых педагогом, однозначно признаются составляющей профессионально-методической подготовки », особенно в условиях альтернативной образовательной системы. Под умением анализировать учебные пособия автор подразумевает комплекс умений:

    выделение объектов изучения;

    выявление заложенной системы обучения;

    определение существенных признаков и свойств учебника, его достоинств и недостатков;

    особенности организации учебного материала;

    определение соответствия учебной программе, этапу обучения, уровню обученности;

    уяснение эффективности предлагаемого пути и возможных трудностей усвоения материала.

    умение ориентироваться в составе УМК и определять оптимальность использования средств обучения, место и значение каждого компонента;

    умение определить преемственность компонентов УМК на протяжении всего периода обучения;

    умение оценить пригодность учебника, исходя из внешних условий обучения (сетка часов, требования программы...);

    умение определить соответствие учебного материала контингенту учащихся (состав группы, этап обучения и уровень обученности, возрастные особенности…);

    умение определить заложенные в учебнике ведущие способы взаимодействия;

    умение установить, в какой мере учебник развивает самостоятельность и умение учиться, демонстрирует способы деятельности и способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся;

    умение выявить принципы и рациональность методической организации и прогрессии материала; – умение критически оценить содержательную сторону текстов и учебный материал с целью выявления их образовательных и развивающих возможностей (мотивация, учет потребностей, актуальность информации, культурологическая и ком- муникативная ценность, аутентичность...);

    умение определить дидактическую нагрузку иллюстративного материала, оценить, насколько оформление учебника облегчает усвоение материала и стимулирует и развивает обучающихся;

    умение определить соотношение ВРД и преемственность в развитии навыков и умений; – умение определить цель УИЯ и возможность ее достижения; – умение определить соответствие методической концепции авторов приоритетному направлению в методике и закономерностям обучения ИЯ;

    умение выявить степень программирования учебного процесса, действий учителя и учащихся, возможности педагогической импровизации; – умение выявить образовательную ценность учебника и методический замысел авторов, способы и ясность его представления для обучающихся;

    умение анализа методической структуры урока (параграфа), выявления его разделов и назначения каждого этапа;

    умение оценить способы представления и приемы работы над грамматикой;

    умение определить иерархию предлагаемых типов упражнений, оценить их соотношение и последовательность для развития коммуникативных способностей;

    умение адекватно выбрать объекты и параметры анализа в соответствии с его задачами, формулировать значимые критерии оценки учебного материала.

Якушев М. В. придает большое значение анализу учебника и его эффективного использования действиям, направленным "на сравнение и сопоставление содержания и структуры разных учебников, на доработку учебного материала ».

1.3 Принципы выбора УМК в соответствии с критериями анализа

Соловова Е. Н., говоря о достаточно большом количестве УМК, отмечает, что при выборе базового курса обучения основными принципами выбора УМК, можно назвать следующие:

    является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

    соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

    соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

    развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

    обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

    доступен ли данный курс учителю и ученикам .

Современный учебник, считают И. Л., Бим, О.В. Афанасьева и О.А. Радченко, «должен учитывать положительные тенденции в отечественной и зарубежной методике обучения ИЯ ». И. Л. Бим считает важными критериями выбора УМК с точки зрения функционального назначения, следующие характеристики инвариантной части УМК:

    соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

    целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

    ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

    мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

Критерии анализа, по мнению Якушева М. В., для адекватного выбора учебника и эффективной работы с предложенным в нем учебным материалом должны быть следующие:

    соответствие внешним условиям обучения (требованиям Госстандарта, учебному плану, сетке часов, тематике, возможности применения всех, включенных в УМК средств обучения, доступности цены учебника, реализации приоритетной педагогической концепции и т.д.), возможности полноценного использования данного УМК в обучении;

    соответствие учебника программным требованиям к целеполаганию - развитию коммуникативной компетенции учащихся и возможности реализации практической цели обучения в учебнике;

    соответствие предлагаемого учебного материала и способов его усвоения с внутренними условиями обучения (групповыми особенностями: возрастом, составом группы, этапом обучения и уровнем владения языком, интеллектуальным развитием учащихся, преобладающим типом усвоения в группе, развивающими возможностями учебника и т.д.) и его актуальность для учащихся.

    соответствие программным требованиям оформления учебника, его ценности с точки зрения мотивации обучаемых и подкрепления процесса усвоения.

    аутентичность текстов, упражнений, грамматики, прогрессии учебного материала, урока и оформления учебника с точки зрения методической ориентации авторов учебника.

    соответствие программным требованиям методов обучения иностранному языку и эффективность использования метода обучения, лежащего в основе учебника иностранного языка, в заданной аудитории.

    соответствие программным требованиям принципов методической организации материала и основ учебной прогрессии, степень их рациональности.

    соответствие программным требованиям структуры урока, последовательности этапов занятия и видов учебного взаимодействия.

    соответствие программным требованиям системы упражнений, последовательности, типов и видов упражнений, их соотношение и разнообразие форм учебного взаимодействия.

    соответствие программным требованиям языкового наполнения учебника с позиций их аутентичности, личностной и функциональной значимости, страноведческой и культурноспецифической направленности, разнообразия.

Заключение

Педагог современной школы должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к нему ФГОС нового поколения.

«Компетентный педагог выбирает программы, учебники и учебно - методические комплекты обоснованно, может сравнивать программы, учебники и учебно-методические комплекты между собой, видит их сильные стороны и ограничения ».

Поэтому, очевидно педагог должен владеть критериями анализа предлагаемых рынком УМК. Сегодня из большого перечня практики выделяют следующие основные критерии анализа:

1. Содержание учебника ориентировано на учащихся, удовлетворяет возможностям и потребностям обучаемых.

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучаемых, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение.

Список литературы

    Методика оценки уровня квалификации педагогических работников:- М., 2010 178 с.

    Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и учителей – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

    Якушев М. В. Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка -

    Якушев М. В. Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с. М. В. Якушев : Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка - ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2004

    М. В. Якушев Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с. с 167

    М. В. Якушев Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с. с. 168

    Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка - Иностранный язык в школе. - 1999. - № 6. - С. 13

Слайд 2

Руководитель авторского коллектива

Светлана Григорьевна Тер-Минасова - доктор филологическихнаук,заслуженный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, декан факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова,президентНационального объединения преподавателей английского языка России, президент Национального общества прикладной лингвистики, лауреат Ломоносовской и Фулбрайтовской премий, почётный доктор филологии (honoris causa) Бирмингемского университета (Великобритания).

Слайд 3

Учебно-методические комплектыпо английскому языкудля 2-4 классовобщеобразовательных учреждений

Слайд 4

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

1. Создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру, отличному от мира родногоязыка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологическогострахав использовании иностранного языка как средства общения всовременноммире. 2. Формирование элементарных умений общаться на иностранном языке:коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме. 3. Знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским песенным,стихотворным и сказочным фольклором и доступными образцамихудожественной литературы. 4. Развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления,памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностраннымязыком. 5. Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменнойречью на английском языке.

Слайд 5

1. Принцип коммуникативной направленности. 2. Принцип создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка. 3. Принцип межкультурной ориентированности процесса изучения английского языка. 4. Принцип образовательной и воспитательной ценностисодержания обучения английскому языку. 5. Принцип активности. 6. Принцип доступности и посильности. 7. Принцип индивидуализации. 8. Принцип ориентации на развитие умений школьников работать в коллективе. 9. Принцип учета языкового опыта изучения родного языка и опытаобщения на нем. 10. Принцип взаимосвязанности иностранного языкас другими предметами. 11. Принцип устного опережения. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 6

1.Я, моя семья и мои друзья. Мое любимое домашнее животное. Мой дом. Праздники. 2. Моя школа. 3. Времена года, погода.Одежда. Мои увлечения, игры,игрушки. Каникулы. 4. Страна/страны изучаемого языка. ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 7

Основные характеристики УМК для 2-4 классов

УМК имеют грифы Министерства образования и науки Российской Федерации; соответствуют Стандарту начального общегообразованияпо иностранномуязыку и Программе начального общего образования по английскомуязыкуВ.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой; · построены на традициях отечественной школы обученияиностранным языкам и соответствуют требованиямОбщеевропейских компетенций владения иностранными языками; · обеспечивают максимальное развитие коммуникативныхспособностей учащихся; · содержат доступный для школьников учебный материал по англоязычной ироднойкультуре, развивающие упражнения, проектные задания и задания с использованием Интернета; · включают естественные ситуации общения, объединенные в увлекательную сказкуреальными и фантастическими персонажами; ·создают мотивацию, интерес к изучению английского языка с помощью смешных ивеселых героев и занимательного сюжета; ·имеют большой воспитательный потенциал.

Слайд 8

Состав УМК

· Учебник ·Рабочая тетрадь · Книга для чтения · Книга для учителя · Звуковоепособие · Перчаточныекуклы,изображающие основных персонажей учебников

Слайд 9

Структура учебников

В соответствии с учебным планом материал рассчитан на 68 уроков (по 2 урока в неделю). · Основой организации учебного материала являются тематические ситуации. · Каждая тематическая ситуация включает 9-10 уроков,из них 1-2 – резервные. · Тематические ситуации завершаются тестами и проектными заданиями. · В учебники включены справочник «Не забудь эти правила» и англо-русский словарь.

Слайд 10

Основные персонажи

Слайд 11

Тематические ситуации общения

·Будем друзьями! · Поиграем вместе! · Какого цвета слон? · Где спрятан клад? · Веселая семейка ·Внеобычной школе · Игры, путешествия, спорт 2 класс · Who Is That? · There Is No Place Like Home · Happy School · Happy Birthday · Let’s Help the Planet · Time and Seasons · Let’s Have Fun · Who Are the British? · Let’s Dress Up! · Help the Animals · Let’s Go to theUSA · Traditions and Festivals · It’s Time to See the World · Our Hobbies 4 класс 3 класс

Слайд 12

Рабочие тетради

Они предназначены, в основном, для работы домас целью закрепления материала учебника и дляовладения орфографическими навыками. В конце каждой Рабочей тетради помещён раздел«Проверь себя» с тестами для контроля уменийучащихся в четырёх видах речевой деятельности.

Слайд 13

Книги для чтения

Книги для чтения знакомят учащихся спопулярной детской литературой на английском языке и служат для развития как умения чтения, так и говорения. В них включены адаптированные сказки народованглоязычных стран, описание персонажей европейского и российскогофольклора иотрывкииз произведений известных англоязычныхдетских писателей. Книги для чтения дают детям представление об общих чертах и различиях в зарубежном и русском детском сказочномфольклоре.

Слайд 14

Структура книг для учителя

Описание УМК ·Методические рекомендации по обучению различным видам речевой деятельности ·Поурочные методические рекомендации по работе с тематическими ситуациямиучебника ·Тематическое планирование учебного материала ·Текст звукового пособия ·Дополнительный материал – стихи, песни, считалочки ·Коммуникативно-речевой репертуар дидактическихинструкций учителя

Слайд 15

ПРОЕКТЫ

· A City (Village) Where You Live · My Fashion Show · My Circus · My Favorite Place of Interest in Russia · A Holiday in My Family · Russia Is a Great Place · A Game “Guess My Hobby 4 класс · My Friend · There is No Place Like Home · An Ideal School · My Birthday Party · Let’s Help the Earth · My Day · My Hobbies and My Fun Park 3 класс Необычное животное Лучшая рождествен- ская открытка Лучшая новогодняя открытка Твоё семейное древо Анкета о тебе и твоей семье Письмо в английский детский журнал Домашний питомец Что я умею Мой супергерой Путешествие моей мечты 2 класс

Посмотреть все слайды

Ксения Аниховская
Аналитический обзор УМК по английскому языку «Enjoy English» и «Spotlight» с точки зрения организации проектной деятельности

Огромную роль в формировании и развитии детей играет школьное образование. Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию и индивидуализацию. В настоящий момент задача школы состоит в том, чтобы создать условия, в которых каждый ученик мог бы проявить свои таланты и реализовать свой творческий потенциал.

Современный мир можно без преувеличения назвать эрой информационных технологий и модернизации. И тут законно возникают два вопроса :

1. Как учить современное поколение детей?

2. Какие приемы работы наиболее предпочтительны в современной системе образования?

В настоящее время проектная деятельность стала очень популярна, практически все новые УМК включают этот вид работы в свой учебный план, в частности, УМК «Enjoy English » (Биболетова М. З. и др.) и «Spotlight » (Афанасьева О. В. и др.) не являются исключениями.

При существующей классно-урочной системе занятий проектная методика создания видеороликов наиболее удачно вписывается в учебный процесс без ущерба для основных занятий, зачастую даже не затрагивая процесса обучения, что является неоспоримым плюсом.

Современные дети в наши дни – это очень знающие, много умеющие и быстро реагирующие на какие-либо изменения при работе с компьютерами дети, но это вместе с огромным количеством плюсов имеет и отрицательную сторону. Ведь проводя большое количество времени за компьютером, ученик, скорее всего, не в состоянии самостоятельно раскрыть весь свой внутренний потенциал и реализоваться в полной мере.

Дети в наше время очень прагматичны. Они хотят заниматься только тем, что принесет им в будущем конкретную пользу, все остальное кажется им лишним. Образование здесь не должно отставать, оно должно идти в ногу с запросами школьников. Нам следует задуматься о том, как можно было бы осовременить это образование, сделав его привлекательным для учеников.

В школах проектная деятельность уже давно не является новым видом работы, но как было выяснено в результате опроса учителей иностранного языка и учеников Лицея № 369 и Школы №630 (Приложение 1 и Приложение 2, никто из педагогов в своей работе не использует создание видеоролика на английском языке как результата проектной деятельности . Большинство учителей ответили, что они слышали о таком методе проектов , но никогда его не использовали в процессе обучения. Также многие сослались на отсутствие достаточного количества времени на подготовку и на проведение проектной деятельности . Часть респондентов сказали, что они пробовали использовать метод проектов (в частности, представление презентаций, но успеха не добились.

Так называемый «бум социальных сетей» таких как «Вконтакте» и «Instagram» дает основание полагать, что нынешнее поколение чрезвычайно зациклено на себе и увлечено собственным «я» . Неоспоримым фактом является то, что современные дети являются домоседами. Они почти не встречаются со своими друзьями в реальной жизни за исключением школы. Общение происходит через интернет посредством большого количества различных гаджетов. Также в последнее время стала популярна виртуальная жизнь, когда ученики рассказывают о проведении своего досуга с помощью фотографий и видеозаписей, которые они загружают в Интернет. Здесь резонно предложить детям участвовать в групповой проектной деятельности , результатом которой будет создание видеоролика на заданную тему. Важно, чтобы процесс обучения был интересен для детей, чтобы он затрагивал все стороны жизни ребенка.

УМК по английскому языку построены по традиционному принципу : новый материал – отработка – закрепление – проверка. Эта схема отработана годами и на ней выросло огромное количество детей, но факты говорят о том, что дети сегодня отличаются от тех детей, которые были хотя бы 10 лет назад. Ученикам, которые привыкли смотреть фильмы, а не читать книги, не хватает наглядности и визуализации. В мире, где очень быстро развиваются технологии, школе нужно быть актуальной и современной, чтобы привлекать детей все новыми и новыми методами обучения. Важно учитывать интересы и желания учеников, понимать, чего хотят дети, чтобы процесс обучения стал продуктивным. Создание видеороликов могло бы стать альтернативой другим стандартным видам работы (доклад, написание реферата, эссе) .

Ценность этого метода состоит также и в том, что он реализуется в деятельности . Учащиеся работают над видеороликом в группе, общаясь, принимая решения сообща, делясь опытом и знаниями.

УМК «Enjoy English » разработан на основе федерального компонента Государственного стандарта и Примерных федеральных программ по иностранным языкам и рассчитан в качестве базового курса для общеобразовательных учреждений.

Учебник основан на реальных аутентичных ситуациях, адаптирован до необходимого уровня, которым владеют дети на определенном этапе обучения. Авторами использован коммуникативно-когнитивный подход к обучению.

Учебник построен по тематическому принципу, темы, ситуации и задания подобраны с учетом возрастных, психологических и языковых особенностей .

УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English » для старших классов школы предлагает большой ряд актуальных форм учебной деятельности . Одна из них - мини-проекты по изученным темам , позволяющие четко и объемно в смысле максимального захвата пройденного материала повторить, обобщить и закрепить изученную тему. Объяснения как выполнить проект описаны по шагам понятным для учеников языком . Дети могут четко представить, что от них требуется и как это можно осуществить. В процессе проектной работы учащиеся учатся взаимодействовать друг другом и с педагогом. В учебнике соблюдается баланс индивидуальной, парной и группой работы.

Наряду с мини-проектами , предусмотренными в тексте учебника, учащимся предлагается достаточно крупные проекты : в 10 классе «Climate change» , а в 11 классе «Nanotechnology and how we can benefit from it» , которые внесены в рабочую тетрадь. На работу с проектом отводится 4-5 уроков. Работа над проектом носит исследовательский характер и выполняется в письменной форме в группах, также работа может быть представлена посредством презентации.

Соответственно, для развития творческих способностей учеников практически не отводится заданий. Проектов , которые были бы направлены на самореализацию учащихся, в учебнике нет.

Ученики приобретают опыт творческой и поисковой работы в процессе освоения таких способов познавательной деятельности , как проектная деятельность в индивидуальном режиме и в групповом. Некоторые проекты носят межпредметный характер.

В учебнике представлена широкая возможность для получения и развития навыков контроля и самоконтроля, также поощряется самостоятельное изучение языка .

На официальном сайте УМК (Издательство Титул :[сайт]. URL: http://www.titul.ru/central) представлено следующее описание.

«Учебники "Enjoy English " для 10 - 11 классов - это :

o интересное содержание и современные технологии;

o соблюдение преемственности между всеми учебниками, позволяющей легко продвигаться в овладении английским языком от класса к классу ;

o увлекательные сюжеты учебников, живой современный английский язык ;

o дифференцированные задания для учащихся с разными интересами и разными языковыми способностями ;

o обширный справочный материал, помогающий научиться самостоятельно совершенствоваться в английском языке ;

o оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка ;

o функциональный дизайн, способствующий более эффективному овладению языком ;

o современные формы контроля в формате единого государственного экзамена;

o подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ.»

Здесь стоит обратить внимание на пункт «оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка ». Действительно, к учебнику учителя прилагается диск с аудиоматериалами, а видеоматериалы не представлены, что является серьезным минусом УМК. Детям не хватает наглядности.

УМК по английскому языку «Английский в фокусе » Spotlight ») отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, a также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы в области обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels, что является его отличительной особенностью.

Главной целью данного УМК является развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Обучение с помощью УМК «Английский в фокусе » предполагают использование самых современных технических средств (проектор , smart-доска, аудио- и видеозаписей.

Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку , которого придерживаются авторы УМК, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.

УМК содержит качественный страноведческий компонент, необходимый для развития социокультурной компетенции учащихся.

В каждом модуле учебника присутствует рубрика Culture corner, акцентирующая внимание на различных аспектах культуры, традициях, быте в странах изучаемого языка . Данная рубрика позволяет развивать социокультурную компетенцию, в также происходит включение в диалог культур.

Этот материал очень удобно использовать для подготовки ученических проектов .

Любая тема учебника может стать благодатной почвой для самостоятельной работы учеников. При подготовке проектов ученики , конечно, пользуются он-лайн энциклопедиями, различными ресурсами Интернета.

Для закрепления и повторения пройденных структур и лексики используются наглядные материалы (раздаточный материал, плакаты, CD. Практически все текстовые материалы учебника и рабочей тетради записаны на CD.

Материал УМК полон и богат и у учителя нет необходимости постоянно искать новый материал.

Авторы УМК «Английский в фокусе » предусмотрели достаточно широкий спектр того, чтобы учащиеся могли по своему желанию включать в учебную деятельность любой вид работы , а именно :

o любые письменные творческие работы : сочинения, изложения, эссе;

o различные школьные проекты ;

o школьные доклады;

o аудио и видеозаписи;

o презентации и электронные портфолио;

o стихи, сказки, рассказы, написанные учениками;

o переводы художественных текстов;

o письма, открытки;

o схемы, таблицы;

o плакаты, различные карточки .

К сожалению, проектной деятельности в учебнике уделяется не так много времени и внимания, как хотелось бы. И все проекты , что включены в УМК, основаны на стандартном выполнении работы, т. е. презентация, доклад или эссе.

Все перечисленные выше виды работ могут быть использованы в процессе обучения, но это может быть сделано лишь по желанию учителя, не в обязательном порядке.

Вида работы с использованием или созданием видеороликов не подразумевается в данном УМК. Упор сделан исключительно на классические виды работ и отчетности.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что знание английского языка просто необходимо. Наши дети начинают изучать иностранный язык еще с 1 класса, а некоторые даже раньше. Но вот что же делать взрослым, которые сталкиваются с этой проблемой в довольно таки зрелом возрасте? Не садиться же снова за школьные учебники? Сказать честно, изучать любой иностранный язык по школьным УМК (учебно-методический комплекс) – глупость даже для детей, не говоря уже о взрослых. Ведь давно известно, что они малоэффективны, не развивают коммуникационных навыков, понимания речи на слух и многое другое. И тут на помощь нам приходят зарубежные УМК.

Чаще всего их разрабатывают профессора Оксфордского и Кембриджского университетов. О преимуществах этих учебников вам расскажет не один толковый репетитор. Но сейчас речь не об этом. Вернемся к нашей теме. Допустим вы пришли в магазин, чтобы приобрести УМК для дальнейшего изучения английского языка. Заглянув в парочку из них, вы увидите смешные детские картинки, сказочные истории и т.д., и т.п. «Неужели мне придется обучаться по детским пособиям, материал которых меня мало интересует?» - спросите вы. А вот и нет! Ведь на полочке рядом лежат УМК, которые разработаны специально для взрослых. Там вы найдете материал, затрагивающий нашу повседневную жизнь, далеко недетские проблемы. В общем – всё то, что может вас заинтересовать. Вы научитесь писать не только письмо другу Бену/ Джону/ Тому, но и грамотно составлять резюме, рекомендационные письма, жалобы, сможете выставить на продажу дом и многое другое.

Выбор учебного пособия – дело серьёзное. Он играет немаловажную роль в ваших дальнейших успехах. Человеку, ранее не изучавшему языки, будет очень сложно сделать выбор самостоятельно. Конечно, лучше всего посоветоваться с вашим репетитором, который явно знает, что лучше взять. А исходя из мнений многих людей, по выбору пособия можно судить о самом репетиторе! Ведь не все из них добросовестно выполняют свою работу: некоторые специально тормозят процесс обучения, дабы заработать побольше денег. К сожалению, и такие у нас есть. Поэтому, выбирая себе наставника, обратите внимание насколько вы доверяете ему, спросите об этом учителе у своих родных и друзей, которые, возможно, уже знакомы с ним.

{banner_adsense}

А сейчас вы можете поверхностно ознакомиться с самыми популярными УМК.

  1. New English File. Пожалуй, это весьма достойный УМК по изучению английского языка взрослым. Учебник имеет довольно простую и логическую структуру. В каждый урок включены разделы, развивающие различные навыки: говорение, чтение, грамматика, восприятие информации на слух. Конечно, больше всего он направлен на развитие коммуникационных навыков, которые являются самыми необходимыми. Кроме тех упражнений, которые представлены в Students book, также имеется немало и в книге для учителя. Данный УМК подходит как для индивидуального обучения, так и для занятий в группе.
  2. Face2Face. Данный учебный комплекс также направлен на развитие коммуникационных навыков у студентов. Цели этого УМК практически те же, что и у NEF, но по мнению некоторых учеников он легче. Хорошо разработана система повторения материала: каждая следующая тема обязательно связана с предыдущей.
  3. New HeadWay. Этот УМК можно назвать живой классикой. Многие молодые репетиторы и переводчики выросли на нём. Несмотря на немного нелогичную структуру, в течении более 10 лет New HeadWay остаётся любимцем многих учителей и даёт неплохие результаты.
  4. Side by side. Неплохая серия, для тех, кто начинает учить английский. Упор делается как на разговорную живую речь, так и на грамматику.

Выше вы уже увидели одни из самых распространённых учебных пособий по английскому языку, которые подходят для взрослых. Конечно, это лишь капля в море и окончательный выбор за вами. Не поленитесь разузнать об интересующем вам УМК у знакомых или почитать мнение людей на форумах в интернете. В любом случае, выбирайте учебник, построенный на коммуникативном методе. Если вы сможете разговаривать – это больше половины успеха. И конечно – удачи Вам во всех начинаниях!



Поделиться