Князь роман рязанский. Роман олегович, князь рязанский, мученик

1 августа Православная Церковь вместе с иконой Богородицы Умиления и Святым преподобным Серафимом Соровским, чтит память святого благоверного князя Романа Рязанского .

Свя-той бла-го-вер-ный князь Ро-ман Оле-го-вич Ря-зан-ский был из ро-да кня-зей, ко-то-рые во вре-мя та-тар-ско-го ига про-сла-ви-лись как за-щит-ни-ки хри-сти-ан-ской ве-ры и Оте-че-ства. Оба его де-да умер-ли за От-чиз-ну в бит-ве с Ба-ты-ем.

Дет-ство и юность свя-то-го кня-зя Ро-ма-на при-шлись на са-мый пер-вый пе-ри-од мон-го-ло-та-тар-ско-го ига и это ос-та-ви-ло от-пе-ча-ток на судь-бе свя-то-го кня-зя Ро-ма-на, как и ты-сяч его совре-мен-ни-ков. Он ли-шил-ся так-же и ро-ди-те-лей. Об от-це свя-то-го кня-зе Оле-ге Иго-ре-ви-че из-вест-но, что он был взят Ба-ты-ем в плен и вер-нул-ся на ро-ди-ну в 1252 го-ду. Неиз-вест-но, как уце-лел от та-тар юный князь Ро-ман. Су-ще-ству-ет пред-по-ло-же-ние, что он был уве-зен епи-ско-пом Ря-зан-ским и Му-ром-ским Ев-фро-си-ном Свя-то-гор-цем в Му-ром.

Ли-шен-ный род-ных и кро-ва, свя-той князь Ро-ман с юно-сти шел к ис-по-вед-ни-чес-ко-му по-дви-гу пу-тем скор-бей и стра-да-ний. Вос-пи-та-ние его бы-ло, по бла-го-че-сти-во-му рус-ско-му обы-чаю, цер-ков-ное. На-ча-ло пре-муд-ро-сти - страх Бо-жий - по-ла-га-лось в ос-но-ва-ние жиз-ни через чте-ние Свя-щен-но-го Пи-са-ния. Крот-кий князь с юно-сти пла-ме-нел лю-бо-вью ко Хри-сту и утвер-ждал-ся в пра-во-слав-ной ве-ре. Бла-го-че-стие и тер-пе-ние, лю-бовь к от-чизне и со-вер-шен-ная пре-дан-ность во-ле Бо-жи-ей от-ли-чи-ли бу-ду-ще-го стра-сто-терп-ца и ис-по-вед-ни-ка.

Ко-гда отец вер-нул-ся из та-тар-ско-го пле-на, бла-го-вер-ный князь был уже се-мей-ным че-ло-ве-ком. Его су-пру-га кня-ги-ня Ана-ста-сия про-ис-хо-ди-ла из ро-да ве-ли-ко-го кня-зя ки-ев-ско-го и от-ли-ча-лась ис-крен-ней ве-рой и бла-го-тво-ри-тель-но-стью. Трое сы-но-вей - кня-жи-чи Фе-о-дор, Яро-слав и Кон-стан-тин - вос-пи-ты-ва-лись в бла-го-че-стии и стра-хе Бо-жи-ем.

20 мар-та 1258 го-да, по-сле кон-чи-ны от-ца кня-зя Оле-га, пе-ред смер-тью при-няв-ше-го мо-на-ше-ский по-стриг, бла-го-вер-ный князь Ро-ман всту-пил на пре-стол об-шир-но-го Ря-зан-ско-го кня-же-ства, ко-то-рое в то вре-мя мед-лен-но оправ-ля-лось от та-тар-ско-го по-гро-ма.

Вос-пи-тан-ный в люб-ви к свя-той ве-ре (князь жил в сле-зах и мо-лит-вах) и сво-ей Ро-дине, князь все-ми си-ла-ми за-бо-тил-ся о ра-зо-рен-ных и угне-тен-ных под-дан-ных, за-ши-щал их от на-си-лий и гра-бе-жей хан-ских бас-ка-ков (сбор-щи-ков по-да-тей). Бас-ка-ки воз-не-на-ви-де-ли свя-то-го и окле-ве-та-ли его пе-ред та-тар-ским ха-ном Мен-гу-Ти-му-ром. Ро-ман Оле-го-вич был вы-зван в Ор-ду, где хан Мен-гу-Ти-мур объ-явил, что он дол-жен вы-брать од-но из двух: или му-че-ни-че-скую смерть или исламскую ве-ру . Бла-го-вер-ный князь от-ве-чал, что хри-сти-а-нин не мо-жет из-ме-нить ис-тин-ную ве-ру на лож-ную. За свою твер-дость в ис-по-ве-да-нии ве-ры он был под-верг-нут же-сто-ким ис-тя-за-ни-ям: ему от-ре-за-ли язык, вы-ко-ло-ли гла-за, об-ре-за-ли уши и гу-бы, от-сек-ли ру-ки и но-ги, со-дра-ли с го-ло-вы ко-жу и, от-ру-бив го-ло-ву, на-са-ди-ли ее на ко-пье. Это про-изо-шло в 1270 го-ду .


По-чи-та-ние кня-зя-му-че-ни-ка на-ча-лось сра-зу же по его смер-ти . Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным .

С 1854 го-да со-вер-ша-ет-ся в Ря-за-ни крест-ный ход и мо-ле-бен в день па-мя-ти свя-то-го Ро-ма-на. В 1861 го-ду в Ря-за-ни освя-щен храм в честь бла-го-вер-но-го кня-зя Ро-ма-на .

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа.

По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах,в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисо-глебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благовер-ного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.


По кончине своей святой Роман стал являть знамения своего предстательства пред Богом. В годину страшного нашествия французов на Россию в 1812 году первую победу над ними русские одержали при Клястицах в день памяти святого — 19 июля (по старому стилю). В память этого события была написана икона Святого Романа в Храме Христа Спасителя в Москве. В 1853 году, 19 июля, архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил освятил и вручил Рязанскому ополчению 14 крестоносных знамен. Знамение своего покровительства ополчению святой явил по прошествии года: защитники Отечества возвратились невредимыми как раз ко дню памяти святого страстотерпца — 19 июля 1854 года. Преосвященный Гавриил, ревностный почитатель памяти святых, повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману как защитнику Рязанской земли, вместе со святителем Василием, первым епископом Рязанским. Иконами с изображением святого Романа стали украшать храмы.

Первая икона, на которой страстотерпец Роман изображен в рост, написана и поставлена в приделе Трех Святителей во Владимирской семинарской церкви. Вторая была написана усилиями благотворителя церкви Спаса-на-Яру купца Мокия Панова и пожертвована в кафедральный собор для того, чтобы ее носили во время крестных ходов и ежегодно, 19 июля, совершали перед ней молебны. Эта икона была написана художником Императорской Академии Николаем Шумовым.

Семья художника сама испытала на себе действие молитв святого князя-страстотерпца. В апреле 1864 года в его семье родилась дочь и со дня рождения была больна. Доктора объявили болезнь неизлечимой. Тогда художник в простоте сердца обратился к князю Роману: «Я устроил и украсил твой храм — исцели мою дочь!» Было это как раз 19 июля,(1 августа) , в день памяти святого. В тот же день у доктора нашлось новое лекарство, и девочка поправилась.

Первый храм во имя святого благоверного мученика Романа Рязанского был устроен архиепископом Смарагдом на загородной даче архиерейского дома в Новопавловке, в память прибытия его на Рязанскую кафедру 19 июля 1858 года. 20 сентября 1861 года архиепископ Смарагд, в память своего 30-летнего служения в архиерейском сане, сам торжественно освятил храм и обратился к князю Роману с благоговейной молитвой, прося его принять под свое покровительство самого храмосоздателя и всех жителей Рязани.

Память святого благоверного князя Романа, страстотерпца, совершается 1 августа, в день мученической кончины святого.

Позже был канонизирован Русской православной церковью. Память его как мученика чтится в день гибели.

10/23 июня на Рязанской земле почитаются также, как местночтимые святые, отец благоверного князя Романа благоверный князь Олег Пронский (в схиме Косма) и супруга князя — благоверная княгиня Анастасия.


Святой благоверный князь Роман показал свою стойкость и крепость в защите Православной веры. Святой князь Роман является помощником и заступником всех угнетаемых, гонимых и притесняемых за веру Православную.

Оклеветанный пред ханом в хулении зловерия его,/ дерзновенно предстал еси судищу нечестивому;/ убоявся же Страшнаго Суда Христова,/ ханское повеление и страх поплевал еси, святый Романе./ Телом, яко розга, режемый,/ в страданиих уподобился еси Иакову Персянину/ и явился еси великомученик изрядный,/ столп и утверждение Церкви Рязанстей,/ заступник и воевода Российский преславный.

Молитва святому благоверному князю Роману Рязанскому

Святый славный великомучениче, благоверный княже Романе, покровителю и заступниче области Рязанския! Веруем и уповаем, яко страдании и богоугодною жизнию твоею стяжал еси велию милость и дерзновение у Господа Бога и не забыл еси достояния твоего земнаго, отечества нашего, в немже обуреваемы мы, раби твои, многими напастьми вражиими и страстьми житейскими. Темже молим тя: молитвами и предстательством твоим умоли Господа Бога, да избавит нас от всяких бед и от всех врагов, видимых и невидимых. О великий угодниче Божий! Вздохни о нас грешных ко Господу Богу, да простит нам вся согрешения наша, да ниспослет нам благодать Всесвятаго Духа, да престанем от всякаго сквернодейства и прочее время живота нашего во всяком благочестии и чистоте поживем и, тако благоугодивше Господу, сподобимся жизни вечноблаженныя, поюще и воспевающе превеликое милосердие Божие и твое милостивое предстательство за нас у Престола Божия во веки веков. Аминь.

Житие краткое

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром.

Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть, или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Житие полное

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, правнук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор (память 21 мая/3 июня) прославились святостью жизни. Внук Константина, Владимир Святославич, был примером бескорыстия и самоотвержения, святой муромский чудотворец Петр († 1228; память 25 июня/8 июля) также был внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда – князья Юрий и Олег Игоревичи – погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Святой князь Роман умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.

Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это оставило отпечаток на судьбе святого князя Романа, как и тысяч его современников. Он лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к исповедническому подвигу путем скорбей и страданий. Воспитание его было, по благочестивому русскому обычаю, церковное. Начало премудрости – страх Божий – полагалось в основание жизни через чтение Священного Писания. Кроткий князь с юности пламенел любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличили будущего страстотерпца и исповедника.

Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью. Трое сыновей – княжичи Феодор, Ярослав и Константин – воспитывались в благочестии и страхе Божием.

20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа.

Словом и примером совей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на суд.

Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться в Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.

Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: “Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую”. Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: “Христианин есть, и воистину, христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть”».

Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого, но, видя непреклонность, устремились на него и начали бить немилостиво. «Христианин есть, – восклицал князь, осыпаемый ударами, – и свята воистину вера христианская!» Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу. В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, св. князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность Промыслу Божию, бывшая одной из основных добродетелей его жизни, поддерживала страдальца и вливала в него новые силы для перенесения наступивших мучений. Князь предчувствовал, что его ожидает, и только молился. Жребий его уже был решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благоверного князя Романа. С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни.

Князь спокойно шел на мучение; на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, которые даются в удел немногим, очистившимся в горниле искушений. Исповедник Христов не страшился умереть за Него, но не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей – смерть медленная. Пришедши на место казни, святой в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им гневом Божиим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена страдальца, св. страстотерпца рубили по частям: сначала отняли персты рук и ног, потом отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и копие возоткнуша».

Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь Рязанский Роман Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином († 421; память 27 ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.

Молитвы

Тропарь мученика благоверного князя Романа, Рязанского

глас 1

Мученьми странноужасными/ и доблестию терпения/ всех преудивил еси, княже Романе:/ честных бо членов твоих по составом резание/ и всего телесе твоего раздробление/ претерпел еси за веру Христову./ Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога/ и явился еси новый предстатель Церкве Рязанский./ Молися убо ко Господу,/ да мир и благоденствие дарует граду нашему,/ и испроси у Него милость и спасение/ чтущим священную память твою, многострадальна.

Молитвы

Мученьми странноужасными /
и доблестию терпения /
всех преудивил еси, княже Романе: /
честных бо членов твоих по составом резание /
и всего телесе твоего раздробление /
претерпел еси за веру Христову. /
Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога /
и явился еси новый предстатель Церкве Рязанския. /
Молися убо ко Господу, /
да мир и благоденствие дарует граду нашему, /
и испроси у Него милость и спасение /
чтущим священную память твою, многострадальне.

Житие

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру.

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.


ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ РОМАНА

РЯЗАНСКОГО

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, правнук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор (память 21 мая/3 июня) прославились святостью жизни. Внук Констан-тина Владимир Святославич был примером бескорыстия и самоотвержения, святой Муромский чудотворец Петр (+1228; па-мять 25 июня/8 июля) также был внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Святой князь Роман умно-жил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.

Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это ос-тавило отпечаток на судьбе святого князя Романа, как и тысяч его современников. Он лишился также и родите-лей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к исповедни-ческому подвигу путем скорбей и стра-даний. Воспитание его было, по бла-го-честивому русско-му обычаю, церковное. Начало премудрости — страх Божий — полагалось в основание жизни через чтение Священного Писания. Кроткий князь с юности пламе-нел любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличили будущего страстотерпца и исповедника.

Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже се-мей-ным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворитель-ностью. Трое сыновей — княжичи Феодор, Ярослав и Константин — воспиты-вались в благочестии и страхе Божием.

20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством
с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером совей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на суд.

Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться
в Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.

Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновья-ми уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: “Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую”. Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: “Хрис-тианин есть, и воистину, христианская вера свята, а ваша татарская вера по-гана есть”». Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого, но, видя непреклонность устремились на него и начали бить немилостиво. «Хрис-тианин есть, — восклицал князь, осыпаемый ударами, — и свята воистину вера христианская!» Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу. В душном подземелье, связан-ный по рукам и ногам, св. князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность Промыслу Божию, бывшая одной из основных добродетелей его жиз-ни, под-держивала страдальца и вливала в него новые силы для перенесения насту-пивших мучений. Князь предчувствовал, что его ожидает, и только молился. Жре-бий его уже был решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благо-верного князя Романа. С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни. Князь спокойно шел на мучение; на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, ко-торые даются в удел немногим, очистившимся в горниле искушений. Испо-ведник Христов не страшил-ся умереть за Него, но не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей — смерть медленная. Пришедши на место казни, святой в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им гневом Божиим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена страдальца, св. страс-тотерпца рубили по частям: сначала отняли персты рук и ног, потом отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и копие возоткнуша».

Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь рязанский Роман Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там
с бла-гоговением пред-аны земле. Место погребения осталось неизвестным. Цер-ковное почитание благо-верного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (+421; память 27 ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».

В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одер-жали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По пре-данию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною,
в со-больей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисо-глебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благовер-ного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православ-ной веры.

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: "Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру".

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Иконописный подлинник

Россия. XX.

Св. Роман. Икона. Россия. XX в.

Россия. 1814.

Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 8. Музей СпбДА, табл. 63. Ретушировано.



Поделиться