Выставка коммерческой техники в ганновере. Ослики IAA: вспоминаем выставку в Ганновере

Последними новостями с автомобильной выставки в Париже поток новостей о представленных новинках затмил не менее важное событие в автомобильном мире. Дело в том, что с 29 сентября по 29 октября в Ганновере, Германия проходит не менее значимое автошоу коммерческих автомобилей. Эта выставка также как автосалон легковых автомобилей проходит раз в два года (на следующий год после выставки во Франкфурте). коммерческого транспорта конечно менее популярный чем выставка легковых автомобилей. Все дело в том, массово никто не думают о новинках среди автобусов, микроавтобусов, грузовых автомобилях и другого транспорта для бизнеса. Но тем не менее мы считаем что каждый из нас должен знать, какой коммерческий транспорт будет окружать нас на дорогах в ближайшем будущем. Поверьте это не менее интересно, чем новинки с выставки в Париже. Вот обзорная лента с выставки коммерческих автомобилей "IAA Commercial Vehicles" в Ганновере.

Bosch Vision X


Перед вами концепция Vision-X разработанная компанией Bosh, которая представляет собой грузовик завтрашнего дня. Согласно задумки компании это транспортное средство должно получать из облака в Интернете информацию о пробках, для необходимости объезда, направлениях движения, месте разгрузки в назначенное время и т.п. Это позволит избежать простоев грузового транспорта. Этот грузовик оборудован полуавтономным рулевым управлением.

Fiat Talento


Компания Фиат возвращает старое название коммерческих автомобилей "Talento". Новая модель займет нишу между автомобилями Doblo Cargo и Ducato. С обычной колесной базой Fiat Talento сможет перевозить груз длиною до 3,75 метров (с длинной колесной базой длина груза может составлять до 4,15 метров). Внешний вид нового коммерческого малотоннажного микроавтобуса очень похож на Trafic и Vivaro.

Ford Transit


Компания Форд представила новый дизельный мотор в трех версиях мощности (105 л.с., 130 л.с. и 170 л.с.) для нового поколения Транзита. Чуть позже Американская компания также представит более мощный микроавтобус с двигателем мощностью 240 л.с.

Fuso eCanter


Тенденция электрических автомобилей в автопромышленности затронуло не только легковой сегмент автотранспорта. На самом деле электрические технологии развиваются во всех видах автотранспорта (в том числе с сфере коммерческих автомобилей). Например на выставке в Ганновере, компания представила электрический фургон Fuso оснащенный электромотором "eCanter" (выпускается дочерним предприятием Мерседес) мощностью 110 кВт (150 лошадиных сил), который питается от нескольких аккумуляторных батарей мощностью 48 киловатт-часов. Максимальный крутящий момент мотора равен 650 Нм. Запас хода в груженном виде составляет примерно 100 км. Старт производства 2017 год.

Hyundai H350 Fuel Cell Concept


Компания Hyundai ведет активные разработки не только автомобилей, работающих на традиционных видах топлива. Например на выставке в Германии Корейцы показали концепт водородного микроавтобуса на базе H350. Резервуар высокого давления с водородом находится между осями. Полный может быть заполнен всего за четыре минуты. Благодаря емкости бака и эффективности электрического мотора, концепт-кар имеет запас хода в 422 километров при скорости движения в 150 км/час.

MAN TGE


Компания MAN выпустила микроавтобус для коммерческих перевозок. Модель называется TGE. Напомним, что компания MAN ранее выпускала только автомобилей с грузоподъемностью от 7,5 тонны. Новая же модель будет иметь грузоподъемность 3 тонны. TGE идентичен с VW Crafter. Под капотом микроавтобуса MAN установлен 2,0 литровый дизельный мотор A 288 Nutz, который также устанавливается на Volkswagen T6. Мощность двигателей будет составлять 102, 122, 140 и 177 л.с. соответственно в зависимости от модификации.

Электрический городской автобус MAN


Электрические не плохая идея. Как мы уже знаем компания Мерседес уже разработала городской электроавтобус. Теперь на очереди автобус от компании MAN, которая на выставке коммерческого транспорта показала концепт. Автобус имеет батарейные модули, которые питают электромотор. Серийное производство планируется начать уже в 2019 году.

MAN TGS (Электрический)


На выставке IAA 2016 года, MAN представил электрический грузовик для использования доставки товаров в ночное время по центру крупных населенных пунктов. Например может доставлять продукты на рынке в черте города в ночное время, не мешая жителям отдыхать

Автомобиль основан на базе MAN TGS 4X2 BLS-TS грузоподъемностью в 18 тонн. Мощность электродвигателя составляет 250 кВт. Крутящий момент составляет 2700 Нм., который передается на заднюю ось. Заряд батареи позволяет электрической фуре проезжать от 75 до 150 километров в зависимости от использования.

Mercedes Vision Van Concept


Компания Мерседес действительно в серьез начала активную разработку электрического транспорта не только для рынка легковых автомобилей, но и ведет разработки для коммерческого авторынка. На выставке в Ганновере компания представила . Визуально концепт похож на коммерческий автобус Sprinter. Правда экстерьер концепта уже имеет многие детали от нового Спринтера, который выйдет на рынок в 2017 году. Новый электрический микроавтобус оснащается электрической силовой установкой мощностью 102 л.с. Запас хода машины составит примерно 270 км.

Mercedes Urban eTruck


Знаете почему во всем мире стремительно начали появляться электрические автомобили? Секрет в удешевление себестоимости производства мощных аккумуляторных батарей. Например согласно прогнозу, начиная с 1997 по 2025 года стоимость автомобильных батарей сократиться на 60 процентов. Одновременно с этим мощность батарей в этот же период времени увеличится на 250 процентов.

Именно поэтому компания Мерседес начала активно разрабатывать модели во всех классах автомобилей, с целью занять к 2025 году приличную долю рынка электрокаров.

Например на выставке Мерседес представил концепт грузового автомобиля "Urban eTruck". Вместо обычного двигателя грузовик имеет электрический привод: несколько моторов установлены на задней оси машины. Электромоторы имеют мощность до 170 л.с. Максимальный крутящий момент составляет 500 Нм (для каждого двигателя). Дальность хода на одной зарядки составляет 200 километров.

Nissan Navara ENGUARD Concept


Этот концепт представленный компанией Ниссан создан для тех, кто хочет посетить самые негостеприимные места в мире. Например эта машина может быть прекрасным помощником для мобильной группы аварийщиков. Эта машина оборудована всем необходимым для самых труднопроходимых мест. В том числе электроника автомобиля способна предупреждать водителя о любых опасностях на бездорожье.

Nissan NV 300


На выставке в Ганновере компания Ниссан представила модель Nissan NV 300, которая основана на той же базе что и микроавтобусы Fiat Talento / Opel Vivaro / Renault Trafic. Продажи Nissan NV 300 начнутся уже в ноябре 2016 года. Автомобиль будет выпускаться в нескольких вариантах кузова. Машина оснащается дизельным 1,6 литровым мотором мощностью от 95 до 145 л.с.

Opel Vivaro Sport


Опель продемонстрировал микроавтобус Opel Vivaro Sport, который оснащен 17-дюймовыми колесными алюминиевыми дисками, которые сочетании с особенным экстерьером придают автомобилю потрясающий внешний вид. Машина также оснащена противотуманными энергосберегающими светодиодными фарами дневного света.

Opel Movano 4x4 Camper


Компании Oberaigner и Schirner представили кемпер для отдыха в горной местности. Для этого дом на колесах .

В Ганновер свою экспозицию привозят абсолютно все ведущие производители коммерческой техники, а также те, кто пытается пробиться на обширный европейский рынок. Например, в этом году счастья пытали турецкие автобусные заводы почти в полном составе. Примкнул к ним и российский ГАЗ, который представил Gazelle Next, Урал и автобус ПАЗ. Зато Hyundai уже был в Ганновере не в качестве экзотики, а представил здесь новейший фургон H350, производство которого стартовало в Турции.

Стараются напомнить о себе в Ганновере и подзабытые уже производители, вроде чешской Tatra. Но главное действо разворачивается вокруг стендов ведущей европейской Семерки производителей грузовиков. И по масштабам стендов солируют, разумеется, немецкие Mercedes-Benz и MAN. В Ганновере чувствовал себя хозяином и Volkswagen, который представил здесь новый Crafter. Его «двойняшка» MAN TGE красовался на стенде напротив.

Но самый важный трофей из Ганновера – титул «International Truck of the Year 2017» увезли в Швецию. На этот раз лучшим грузовиком года ожидаемо стала Scania S-серии из новейшего поколения Next Generation. Scania показала в Ганновере только серийные версии, но возле ее стенда было всегда многолюдно.

Внешние отличия нового поколения Scania от 4-й серии вживую сразу заметны, но шведы предусмотрительно поставили на стенде и несколько грузовиков в старом исполнении, но с новой «начинкой». Так все сомнения сразу отпали. Дизайн Next Generation 100% узнаваемый, он по-скандинавски красив и сдержан, но перед нами - полностью новая кабина. И тут продуманы даже такие мелочи, как «соты» облицовки радиатора - их продували в аэродинамической трубе, и они получили разнонаправленные центры. Здесь выверили высоту ступенек, защитили дополнительной сеткой уязвимые соты радиаторов охлаждения, нашли новые ниши для инструмента, домкрата и т.п. Теперь посадка в кабину стала еще удобнее, а верхние ступени защищены от льда и снега. Двери закрываются с таким же сочным звуком, как в премиум-авто. Все стало настолько удобно и продумано, что даже не верится, как без этой эталонной эргономики раньше вообще выпускали грузовики. К новой S-ке привыкаешь сразу и навсегда.

В кабине стало заметно просторнее. Главное отличие – полностью исчез моторный тоннель в S-Line. Да, он раньше был небольшой, но теперь его и нет вовсе. А сама кабина стала на 10 сантиметров выше, чем самая роскошная Streamline в предыдущем поколении. Материалы отделки – уже премиальные. А приборная панель в виде оптитронного дисплея – как у дорогого авто люкс класса.

Важный момент каждой кабины – это зона отдыха. У новой Scania S-серии спальное место стало еще удобнее. Здесь не только порадует мягкий матрас и приятная облицовка стенок, но и продублировано управление светом в кабине как в 5-звездочных отелях. Управлять климатом можно лежа на полке, а опционально есть возможность установить ТВ-панель.

Но самым важным стала еще большая эффективность новой генерации. Так, в среднем удалось снизить расход топлива на 5% при той же версии Евро-6 для двигателей. Но отдельные модели моторов демонстрируют просто фантастическую экономичность. Появился в «линейке» и новый 13-литровый двигатель мощностью 500 л.с. А уже привычный «автомат» Scania Opticruse стал еще быстрее. Теперь он переключит передачу за 0,4 с.

«Линейка» 13-литровых двигателей для Scania Next Generation теперь состоит из моторов 410 л.с., 450 л.с. и 500 л.с. Модели с 16-литровым двигателем V8 имеют мощность 520 л.с., 580 л.с. и флагманский 730 л.с. Scania S-Line и R-Line с двигателями V8 получили специальную дизайнерскую отделку интерьера с красной строчкой и металлизированными красными вставками в торпедо.

Кроме новой Scania шведский концерн показал гибридную версию и «газовую» Scania, работающую на сжиженном топливе.

Mercedes-Benz решил заглянуть в далекое будущее и показал в Ганновере сразу три концепта. Первый, Vision Van – это прообраз будущего Sprinter в исполнении для курьерской доставки. Он станет первым в мире малотоннажным автомобилем, представляющим собой общий концепт для объединенной в цифровую сеть цепочки логистического процесса: от центра сортировки посылок до получателя. Концепт, разумеется, электрический, мощностью 75 кВт и имеет запас хода до 270 км. Vision Van выполняет доставку в черте города – в зонах, въезд в которые запрещен для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. А благодаря практически бесшумной работе электропривода облегчается доставка с опцией Same Day Delivery (доставка в тот же день) в позднее время в жилые районы.

Но Vision Van – это уже не только фургон для посылок. В комплектацию автомобиля входит два дрона-курьера грузоподъемностью 2 кг, каждый обеспечивает беспилотную доставку посылок в радиусе 7,5 км. И внутри кузова тоже все нетривиально. Посылки автоматически сортируются в логистическом центре и отгружаются на специальные стеллажи. Беспилотные транспортеры производят автоматическую погрузку стеллажей в один прием (так называемая погрузка One Shot Loading). Умная система организации грузового отсека при помощи интегрированной в автомобиль системы выдачи посылок автоматически передает курьеру посылки для ручной доставки на месте их вручения или для погрузки на дроны. Но стоило нам удивиться, как настал черед садиться в кабину. Опа! Да здесь вообще нет руля и педалей!

Действительно, рулевое колесо – это уже анахронизм, считают в Mercedes-Benz. Его место заменит джойстик. Электронное управление автомобилем (Drive-by-Wire) осуществляется одним единственным джойстиком, а большую часть маршрута фургон будет ехать сам. Вот так!.

В тяжелом сегменте Mercedes-Benz видит будущее на примере Urban eTruck. Это – городской развозной электро-грузовик доставляет товары в городские супермаркеты. Mercedes-Benz Urban eTruck полной массой 26 тонн оснащен комплектом аккумуляторных батарей на 212 киловатт-часов. Это обеспечивает запас хода приблизительно 200 километров. Но самое удивительное, что этот концепт станет серийным в начале следующего десятилетия.

Как сообщил AUTO-Consulting член правления концерна «Даймлер АГ» Вольфганг Бернхард: «До сих пор на дорогах было лишь небольшое количество грузовых автомобилей с электроприводом. Благодаря снижению затрат, повышению мощности и сокращению времени зарядки в сфере развозных грузовых перевозок обозначились новые тенденции. Поэтому выход на рынок развозных грузовых автомобилей большой грузоподъемности с электроприводом в начале следующего десятилетия становится для нас реальностью». А оптимизм «мерседесовцев» основан на ожиданиях снижения расходов на аккумуляторные батареи для грузового грузового автомобиля с 1997 по 2025 год в 2,5 раза – с 500 евро/кВт ч до 200 евро/кВт ч. Во столько же раз за этот период времени вырастет их мощность – с 80 Вт ч/кг до 200 Вт ч/кг.

Более того, уже в 2018 году Mercedes-Benz запустит в серийное производство электроавтобус Citaro. Инженеры Mercedes-Benz рассчитывают к 2025 году достичь запаса хода приблизительно в 300 километров, что является достаточным для большинства маршрутных автобусов даже при сложных климатических условиях с температурой до минус 20 градусов зимой и до плюс 40 градусов летом.

В качестве среднетоннажного грузовика у концерна также есть что предложить. В Ганновере представили электрический Mitsubishi Fuso. Этот бренд также входит в орбиту Daimler.

Но если в Штуттгарте видят будущее в электроверсиях, то в IVECO пока делают ставку на газовые двигатели. Представленный в Ганновере обновленный Stralis XP был в различных исполнениях, но именно газовую модификацию итальянцы отмечали особо.

А футуристический концепт IVECO Z Truck был в газовом исполнении.

Сердцем грузовика стал двигатель мощностью 460 л.с., работающий на био-газе (LNG) Мало того, что Z Truck имеет запас хода в 2200 км, так IVECO еще и декларирует 0 выбросов СО2.

Корреспонденту AUTO-Consulting удалось пробраться и в кабину IVECO Z Truck. Хотя кабина – это не то слово. Это - смесь офиса и квартиры. По центру – удобное анатомическое кресло и штурвал, как в компьютерных приставках. Драйвер со всех сторон окружен дисплеями и ни единой кнопки.

Спальное место – там, где когда-то в прошлом веке, располагался второй водитель, да еще и вдоль окошка. А на месте спальника – кухонная стенка с раковиной и микроволновкой. В одно касание она может превратиться в офисный вариант, а в комплектацию может входить даже душ. Чтобы полностью оценить все пространство, надо представить, что все это в безупречном итальянском дизайне, с выверенными пропорциями и креативом. На полу – ламинат под дерево где-то я уже такое видел? , а внутри много свободного пространства и спокойно можно принимать гостей.

После IVECO Z Truck в классические грузовики уже тяжело садиться. «Хотя, когда это будет?» – подумалось. Но стоило подойти на стенд Continental, где презентовали фактически серийную систему беззеркального транспорта, как вспомнилось, что и у IVECO Z Truck было что-то похожее. Continental представил в Ганновере готовое решение как заменить зеркала бокового обзора на удобные видеокамеры. А чтобы водители не чувствовали дискомфорта, поглядывая на привычные места, мониторы с изображением от камер бокового обзора разместили на стойках по бокам лобового стекла. Такое решение Continental готов предложить для грузовиков, автобусов и другого коммерческого транспорта.

Bosch представил в Ганновере концепт 40-тонного грузовика VisionX, чтобы продемонстрировать какими системами этого производителя будут комплектоваться тягачи в 2025 году. «Подключенные к сети, электрифицированные и автопилотируемые – такими будут грузовые автомобили завтрашнего дня», – заявил д-р Маркус Хейн, член совета директоров компании Bosch. Одна из множества технологий, воплощенных в концептуальном грузовике VisionX, – это автоматическое движение в колонне. Такие системы и сейчас уже используют экспериментально. Та же Scania уже не первый год участвует во всевозможных проектах Platooning и на практике доказала, что только за счет передвижения в колоннах можно экономить до 10% топлива.

В Bosch хотят сделать такую систему серийной на основе собственного софта. Транспорт в режиме реального времени начнет получать всю нужную информацию из облачного сервиса Интернета вещей Bosch IoT Cloud. Обмен данными будет содержать сведения о движении и пробках на маршруте, вариантах объезда, возможностях совершить разгрузку в точке назначения. Это поможет избежать простоев автомобиля. Более того, часть функций управления грузовик возьмет на себя. Например, как только автомобиль выедет на автостраду, он может присоединиться к колонне других грузовиков, следующих в том же направлении, и будет двигаться в автоматическом режиме. В таком режиме автомобиль становится одним из участников колонны, следующей за ведущим грузовиком, с которым они обмениваются информацией и от которого получают управляющие команды.

На даже в 2025 году в Bosch еще видят перспективы для дизельного двигателя. Поэтому концепт Bosch VisionX оснащен дизельным двигателем, который является пока самым экономичным для магистрального большегрузного транспорта. Электроприводы и гибридные технологии здесь также применяются, но на вспомогательных системах, например, гидравлического насоса.

Свой вариант управления основными системами грузовика показал и немецкий концерн ZF. Гибридный привод, коробки передач будущего и встроенные электромоторы – все это можно было видеть на стенде ZF в Ганновере. А увидеть все нюансы работы можно было на примере прозрачной кабины ZF.

После такого обилия футуристических экспонатов, стенд DAF не впечатлял. Хотя голландцы и привезли в Ганновер свои самые экономичные версии и DAF XF 2016 модельного года.

Volvo также представила Concept Truck, который финализировал 5-летнюю работу над снижением расхода топлива. Volvo Concept Truck укомплектован двигателем D13 Euro 6 в сочетании с КПП I-Shift последнего поколения, но благодаря проработанной аэродинамике удалось достичь снижения расхода топлива на 30% - сообщил на пресс-конференции президент Volvo Trucks Клаус Нильссон.

Еще один шоу-стоппер на стенде Volvo – это спорттрак Iron Knight, который уже установил мировой рекорд в разгоне на 500 и 1000 м. Президент Volvo подчеркнул, что даже этот спортивный грузовик оснащен КПП i-Shift с двойным сцеплением. А всего в Европе 92% потребителей выбирают новые грузовики Volvo именно с КПП i-Shift.

Renault Trucks также в этом году сделала ставку на спортивную тематику, но представила дакаровский трак MKR Adventure K520. Раллийный грузовик уже успел поучаствовать в ралли «Шелковый путь 2016» и занял там 7-ю позицию. Он оснащен двигателем в 1050 л.с., который выдает момент в 4200 Нм. Максимальная скорость – 140 км\ч. На фоне других участников Дакара такие характеристики не впечатляют, но французы обещают к самому Дакару подготовить обновленную версию.

А главной новинкой у Renault стал T520 Maxispace High Edition в специальном дизайнерском исполнении. Ключевая тема – это красная линия, которая опоясывает кабину грузовика и продолжается и в интерьере. С помощью такого приема дизайнеры хотели подчеркнуть исключительность данного исполнения в модельном ряду Renault T.

На удивление много в этом году было и автобусных новинок. Были даже концепты. Так Mercedes-Benz показал городской электроавтобус будущего.

Интересную концепцию перзентовал и MAN. Он объединил в сочлененном Lions City электроавтобус и троллейбус. Во время остановок электробус подсоединяется к контактной сети и пополняет заряд. Такой подход не новый и уже даже используется в польском Люблине, но MAN предложил нестандартное решение, когда тельфер устанавливается не на сам транспорт, а на контактную опору. В итоге – транспорт не ездит с «рогами», а эффект тот же самый.

Выставку в Ганновере заполонили польские и турецкие производители автобусов, притом половина из экспонатов – это электрические версии для городов.

Но шустрее всех оказался китайский BYD. Он не только представил свои новинки, но уже успел поставить приличную партию своих электробусов в аэропорты Нидерландов и Германии.

Интерес к коммерческому электротранспорту в этом году был огромный. Практически на каждом стенде была электро или гибридная модель. Казалось, ну чем же на их фоне могут удивить производителей прицепов? Но и там было на что посмотреть. К примеру, Schmitz Cargobull оснастил свои самосвальные полуприцепы приложением S.KI Control, которые можно установить на мобильный телефон. И с этой минуты Schmitz Cargobull не только проконтролирует безопасно ли поднимать кузов в таком положении, достаточно ли расстояния для выгрузки, не опасен ли наклон дороги и т.п., но и покажет изображение с камер сзади полуприцепа и внутри кузова. Водителю больше нет необходимости вылезать на кузов, чтобы оценить содержимое, а приложение S.KI Control дополнительно покажет вес груза и распределение по осям. Как сообщили AUTO-Consulting в Schmitz Cargobull, аналогичную опцию получат и зерновозы, которые поставляются, в том числе, и на рынок Украины. Подобное приложение адаптируют и под трейлеры и рефрижераторы.

В очередной раз выставка IAA продемонстрировала новые тренды. Коммерческий транспорт движется в сторону электрификации, автономного управления и IT-сектора. Уже далеко не число «лошадей» определяет эффективность грузовиков. В почете совсем другие критерии. А то ли еще будет?!

Российский журналистский пул сошелся в едином мнении: выставка стала менее представительной, а новые формы организации мероприятий в рамках выставки явно не пошли ей на пользу. Вполне возможно, таким образам устроители выставки хотели сократить издержки, но чего они точно добились, так это негатива от прессы - работать стало в разы сложнее. Особенно если вы приехали один, то это гиблое дело - никуда не успеть. Но даже в таких условиях удалось подловить некоторые из трендов.

Прежде всего, стоит отметить, что весь цивилизованный мир помешался на электротяге. Еще до конца не улеглись страсти вокруг рентабельности производства гибридов, а производители коммерческого транспорта вовсю развернули работы над электромобилями для коммерческого использования: будь то легкие фургоны, средние и тяжелые грузовики или автобусы. Даже производители комплектующих поспешили предложить соответствующую компонентную базу.

Действительных новинок было не много. Да это и понятно, смена поколений в коммерческом транспорте изобилует длительными периодами - слишком высоки расходы на создание новых продуктов. Поэтому те, кто находится в промежутке, предлагали либо слегка усовершенствованные версии, либо специальные исполнения, призванные оживить интерес к марке.

Ну и, наконец, все пришли к тому, что на рынке простое предложение машин, пусть даже и самых совершенных, стало никому не интересно. Все стали смотреть в сторону тех автопроизводителей, которые предлагают комплексные решения.

Дело дошло до того, что стали выводить специальные бренды под это направление. В качестве примера можно привести RIO: открытую платформу для транспортной отрасли на основе облачных технологий. Разработчик - компания MAN, в рамках группы Volkswagen Truck & Bus она будет отвечать за развитие этого бренда.

Впервые все участники цепочки поставок - грузоотправители, диспетчеры, перевозчики, водители и потребители - будут связаны друг с другом через единую информационно-прикладную систему с функцией прогнозирования. Благодаря интеллектуальным алгоритмам система RIO способна объединять и анализировать информацию из различных источников. На основе скомпилированных данных от тягачей, прицепов, кузовов, водителей и операторов заказов, а также информации о дорожном трафике, погоде и навигации, RIO в режиме реального времени предоставит пользователям детализированные практические рекомендации. Это позволит значительно усовершенствовать процесс транспортировки и перевозки грузов. При этом также заметно повышаются эффективность и прозрачность транспортной экосистемы.

МАГИСТРАЛЬНЫЕ ТЯГАЧИ

Думается, следует начать с магистрального тягача, который будет в ближайшей перспективе определять направление развития тяжелых грузовиков - Scania Generation Next. Именно этот грузовик стал обладателем престижного титула Truck of the Year 2017. Мы подробно рассказали о новинке в прошлом номере нашего журнала, даже успели опробовать машину в действии, поэтому сразу перейдем к другим экспонатам выставки.

Scania последнего поколения - Truck of the Year 2017

Дело ГОЭЛРО живет и развивается. Нет такого сегмента, где бы не присутствовала соответствующая машина на электротяге. Вот, к примеру, седельный тягач MAN TGS с электроприводом. Это хоть и не магистральник, машина в первую очередь предназначена для ночной развозки в городе, но все же тягач. Концепт, оптимизированный для использования с полуприцепом, обладает большой вместимостью при низкой собственной массе и не производит вредных выбросов (CO2, NOx, шум).

Кстати, компания слегка обновила внешний облик своих автомобилей. Он стал более ярким за счет того, что символ бренда MAN стал заметнее. Дизайн салона также преобразился: новое цветовое решение обивки предлагается в светлых тонах, что создает совершенно иное ощущение пространства. Новый вариант экстерьера и дизайна салона используется во всех новых автомобилях серий TGL, TGM, TGS и TGX.

MAN eMobility - седельный тягач на электротяге на базе модели TGS

Попутно отметим и зарекомендовавшую себя модификацию TGX EfficientLine третьего поколения, продемонстрировавшую улучшенные показатели экономии топлива по сравнению со своими предшественниками в ходе испытательного рейса длиной более 4000 км по странам Европы. Сопровождавшие поездку представители экспертной организации TÜV SÜD подтвердили снижение расхода топлива в MAN TGX EfficientLine 3 на 6,35 % по сравнению с MAN TGX EfficientLine 2.

Кроме того, компания MAN Truck & Bus оптимизировала двигатели D26 и D38. Новые двигатели развивают больший крутящий момент и обладают повышенной мощностью, расходуя при этом меньше топлива. Для обновленных двигателей используется более эффективный катализатор в составе системы SCR. Это позволяет оптимизировать процесс сгорания и нейтрализации отработавших газов для последующего снижения расхода топлива. Наиболее мощные двигатели (640 л. с.), ранее использовавшиеся исключительно в большегрузных модификациях, теперь доступны практически для всех вариантов MAN TGX D38.

Третье поколение развозных грузовичков Fuso eCanter на электротяге

Официальная премьера магистрального тягача Iveco Stralis TCO2 Champion также состоялась на выставке в Ганновере. Все улучшения модели направлены на дальнейшее снижение совокупной стоимости владения за счет повышенной экономии топлива, увеличенного запаса хода и слаженной работы комплекса телематических сервисов. Более подробно с этим грузовиком мы познакомили наших читателей в сентябрьском номере нашего журнала.

Как уже было отмечено, совершенно отдельным направлением стал показ специальных версий для привлечения потенциальных покупателей. Так, седельный тягач MAN в исполнении PerformanceLine для модельного ряда TGX с двигателем мощностью 640 л. с. позволяет MAN задавать стандарты дизайна даже в сегменте автомобилей высокой мощности.

Стильный MAN TGX в исполнении PerformanceLine, к тому же с рестайлингом

Ему вторит главный немецкий оппонент - Mercedes-Benz со своим флагманским Actros мощностью 630 л. с. с кабиной GigaSpace на «полном фарше». Однако это не единственное явление. Специально под выставку DAF подготовил исполнение XF Euro 6 Special Edition мощностью 510 л. с., также в самой навороченной комплектации. Буквально рядом - Renault T520 Maxispace High Edition мощностью 520 л. с. в ничуть не худшем исполнении по комплектации.

Броский седельник представила Volvo Trucks. Ее FH Performance Edition мощностью 540 л. с. отличала не только раскраска в виде шведского стяга, но и конструктивная фишка в виде Dual Clutch. Кстати, другим шоу-стоппером на стенде стал сверхоблегченный седельный тягач Volvo FM мощностью 450 л. с., снаряженная масса которого составляла всего 5930 кг. Для не верящих машину установили на весы. Стоило только сесть за руль, как на дисплее сразу же отражалось истинное положение вещей.

DAF XF Euro 6 Special Edition подготовили специально под выставку

Iveco же специально под выставку подготовила четыре тягача Stralis XP, каждый из которых стал символом партнерства Iveco с яркими представителями профессионального спорта: гоночными командами Ferrari и Schwabentruck, регбийной командой All Blacks и «дакаровской» командой Team Petronas De Rooy Iveco. Над оформлением грузовиков поработали дизайнеры CNH Industrial. С помощью фирменных цветов и символики партнерских команд им удалось придать каждому автомобилю весьма привлекательный вид.

Подводя черту под сегментом магистральных тягачей, нельзя не отметить пару концептов. В частности, Iveco Z Truck. Автомобиль привлекает внимание смелыми очертаниями кабины, в которых легко угадываются нотки дизайна предыдущего концепта Vision. Футуристический интерьер с многофункциональным рулем в форме штурвала, интерактивным дисплеем вместо привычной приборной панели, отсутствием каких-либо кнопок и панорамным «зеркалом» заднего вида, функцию которого взял на себя монитор.

Renault T520 Maxispace High Edition - из той же «оперы»

Концепт изобилует передовыми технологиями, 29 из которых уже защищены патентами. По задумке инженеров, Z Truck должен работать исключительно на биометане, хотя для его заправки подойдет и обычный сжиженный газ. Расчетный запас хода впечатляет - почти 2200 км. Двигатель мощностью 400 л. с. и крутящим моментом 2000 Нм работает в паре с 16-ступенчатой роботизированной КП Powershift.

За поведением автомобиля на дороге постоянно следит автоматика. Тем самым Iveco намекает на то, что в будущем привычные для нас дальнобойщики переквалифицируются в «бортовых» логистических операторов и смогут сконцентрироваться на планировании маршрута, передав водительские полномочия умной электронике.

Volvo FH Performance Edition раскрасили в цвета шведского стяга

Компания Bosch продемонстрировала концептуальный магистральный тягач с интернет-подключением. Концепт показывает будущее коммерческого транспорта. Подключенные к сети, электрифицированные и автопилотируемые - такими будут грузовые автомобили завтрашнего дня, по мнению компании Bosch. Одна из множества технологий, воплощенных в концептуальном грузовике VisionX, - это автоматическое движение в колонне. Помимо того что она облегчит работу водителей в дальних поездках, эта функция значительно повысит безопасность вождения. Кроме того, автоматическое движение колонной предоставляет новые возможности для повышения эффективности грузовых перевозок.

СПЕЦТЕХНИКА

В разделе специальной тяжелой техники также не обошлось без маленьких сенсаций. Электротяга проникла и сюда. Компания Terberg представила терминальный тягач на электротяге. Ее модель YT202-EV оснащена литий-железо-фосфатной батареей напряжением 614 В.

Iveco Stralis XP в одном из четырех выставочных оформлений, в данном случае в цветах «дакаровской» команды Team Petronas De Rooy Iveco

Сообразного монстра показала фирма Maurer. Используя шасси седельного тягача MAN и кабину Jenz от комбайна, она создала весьма маневренное транспортное средство с оператором, слегка воспарившим над окружающей обстановкой.

По традиции, свои внедорожные транспортные средства представила немецкая компания Paul Nutzfahrzeuge. Предложенные решения пригодны как для работы в аграрном секторе, так и для геологоразведочных работ, да много еще где.

Mercedes-Benz Actros SLT в специсполнении для транспортировки тяжеловесов

Впервые за долгие годы «Группа ГАЗ» рискнула вывезти за рубеж свою продукцию. Спецтехнику представляла марка «Урал». Ее самосвал с задней разгрузкой «Урал NEXT» (6х6) с кузовом объемом 10,5 м 3 и грузоподъемностью 10 т предназначен для перевозки насыпных и навалочных грузов на строительных площадках. Машина оснащена современным экономичным двигателем ЯМЗ-536 мощностью 312 л. с. Хотя, на мой взгляд, куда уместнее было представить шасси или, скажем, бортовую платформу с тентом, как поступили другие производители подобной техники.

РАЗВОЗНЫЕ ГРУЗОВИКИ

Говоря о развозных грузовиках, прежде всего стоит упомянуть концепт Mercedes-Benz Urban eTruck. Компания Daimler демонстрирует современный уровень электромобильности в сегменте развозных грузовых автомобилей большой грузоподъемности, главным достоинством которых является практически бесшумное передвижение по городу, ко всему прочему, и без вредных выбросов. Базой для него является продвинутая концепция: привод производится через расположенные возле ступиц колес электродвигатели, а энергоснабжение - через модульные аккумуляторные батареи. Благодаря этому Urban eTruck в плане полезной нагрузки и практичности ни в чем не уступает грузовому автомобилю с ДВС. В то же время он вне конкуренции, что касается экологичности, отсутствия вредных выбросов и малошумности. Революционная техническая концепция является частью единой системы для грузовых электромобилей с индивидуализированной службой телематики FleetBoard и энергоснабжением от стационарных аккумуляторных станций. Серийное производство автомобилей данной категории может начаться уже в начале следующего десятилетия.

Сверхоблегченный Volvo FM

Из разряда обыденных вещей отметим пару моделей Iveco Eurocargo: 16-тонный ML160 в исполнении Euro 6C с пневматической подвеской на обеих осях и еще более экологичный вариант Natural Power, работающий на компримированном природном газе.

Версия Eurocargo ML160 Full Air соответствует требованиям экологического стандарта Euro 6C, который вступает в силу в конце этого года. Своими характеристиками автомобиль обязан запатентованной технологии Hi-SCR с пассивным сажевым фильтром (DPF). Это единственный автомобиль в сегменте от 6 до 19 т, не использующий систему EGR. Двигатели Hi-SCR отличаются простой конструкцией, высокой надежностью и низкой массой.

Выставочный Fuso специально привезли из Токио

Инженеры поработали и над версией Natural Power. Новый газовый двигатель развивает мощность 204 л. с. при 2700 мин -1 . Максимальный крутящий момент, доступный в диапазоне 1400–1800 мин -1 , достигает внушительных 750 Нм, что на 100 Нм больше, чем у предыдущей модели. Силовой агрегат приспособлен к работе на экологически чистом биометане, полученном из биомассы или органических отходов. Двигатель Natural Power достаточно тихий, что важно при работе в спальных районах в ночное время. Запас хода обновленной модели составляет около 400 км.

Тяжелый строительный самосвал Astra HD9 в новом дизайне

В рамках концепции DAF Transport Efficiency компания DAF представила усовершенствованные версии популярных грузовиков для региональных перевозок DAF LF и CF, оснащенных двигателями PACCAR PX. Более высокий крутящий момент на более низких оборотах двигателя обеспечивает дополнительный комфорт водителя и большую экономию топлива. Эти усовершенствования двигателей в комбинации с новыми, более быстрыми силовыми агрегатами, гарантируют снижение частоты вращения двигателя на 300 мин-1 при постоянной средней скорости 85 км/ч и обеспечивают экономию топлива до 4 %.

Новое программное обеспечение и оптимизированное управление подачей воздуха и теплообменом для высокоэффективных и надежных двигателей PACCAR PX-5 объемом 4,5 л и PACCAR PX-7 объемом 6,7 л повысили крутящий момент на 12 %. Максимальный крутящий момент 4-цилиндрового двигателя PACCAR PX-5, установленного на серию DAF LF, теперь достигает 850 Нм при 1200–1500 мин -1 , а крутящий момент двигателя PACCAR PX-7 на моделях DAF LF и CF - 1200 Нм при 1100–1700 мин -1 .

Нашлось на выставке место и для российского «ГАЗона NEXT CNG»

В дистрибьюции обозначилась и «Группа ГАЗ». Ее «ГАЗон NEXT» - среднетоннажный грузовой автомобиль нового поколения - предназначен для перевозки грузов в городе и на междугородних маршрутах. Дизельный двигатель ЯМЗ-534 мощностью 150 л. с. имеет достаточный запас мощности и высокую надежность. В базовую комплектацию автомобиля входят функции ABS, ASR и круиз-контроль. Ему в подмогу был выставлен газовый вариант - «ГАЗон NEXT CNG» - среднетоннажный грузовой автомобиль с двигателем, работающим на сжатом природном газе (CNG). На автомобиль установлено современное газобаллонное оборудование IV поколения, все компоненты которого сертифицированы по требованиям ЕЭК ООН 110 и обеспечивают выполнение максимальных требований противопожарной безопасности. Двигатель ЯМЗ-534 CNG: мощность 149 л. с. и максимальный крутящий момент 490 Нм. Семь газовых баллонов объемом 72,8 м 3 обеспечивают запас хода не менее 370 км.

ФУРГОНЫ

Совершенно новый Crafter представляет собой новое поколение легкого коммерческого транспорта (LCV) от Volkswagen, в котором все создано с заботой о клиенте. Об успехе инновационной концепции свидетельствует решение профессионального жюри, в состав которого вошли 24 журналиста из разных стран. Они назвали новый Crafter фургоном года, присудив ему престижную премию Van of the Year 2017. Более подробно о новинке читайте на страницах этого номера.

Гости из Америки - тягачи Western Star и Freightliner

Продолжая тему электрификации, отметим, что с появлением нового Crafter одновременно была представлена его версия с электроприводом. Е-Crafter - привлекательная альтернатива модели Crafter с двигателем внутреннего сгорания: он позволит транспортным компаниям выполнять перевозки даже тогда, когда въезд в центр города разрешен только для электромобилей. Первые автомобили e-Crafter будут переданы клиентам уже в 2017 году.

Использование электропривода не повлияло на возможности e-Crafter. Концепт-кар сохранил все достоинства исходной модели: выдающуюся грузоподъемность и вместительный грузовой отсек объемом 11,3 м 3 .

Концептуальный Iveco Z Truck должен работать на биометане. Запас хода на уровне 2200 км

При разрешенной полной массе 4,25 т концепт-кар приводится в движение электродвигателем мощностью 100 кВт и разгоняется до максимальной скорости 80 км/ч. Благодаря этому e-Crafter легко справляется как с городскими, так и с междугородными перевозками. Развивая 290 Нм крутящего момента, доступные с первых секунд движения, e-Crafter демонстрирует высокую производительность даже при полной загрузке 1709 кг.

Аккумуляторная батарея с отдачей 43 кВтч компактно размещена под полом грузового отсека, что позволило сохранить его полезный объем. В зависимости от конфигурации запас хода автомобиля может превышать 200 км, а при наличии достаточно мощного источника питания разряженный аккумулятор можно зарядить на 80 % всего за 45 минут.

Mercedes-Benz Urban eTruck - взгляд на будущее развозных грузовиков

Однако подлинную революцию с электроприводом предложила компания Daimler. Концепт Vision Van подразделения малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz представляет собой исследовательский проект разработки малотоннажных автомобилей для эксплуатации в городских условиях. Будучи единой системой, автомобиль интегрирует в себе множество инновационных технологий для доставки на этапе «последней мили» и таким образом определяет требования к услугам и решениям будущих поколений малотоннажных автомобилей.

Vision Van оснащен полностью автоматизированным грузовым отсеком, интегрированными дронами для беспилотной доставки по воздуху и современным управлением с помощью джойстика. Благодаря электроприводу мощностью 75 кВт и запасу хода до 270 км Vision Van выполняет доставку без выбросов вредных веществ в окружающую среду. Кроме того, электропривод обеспечивает возможность эксплуатации Vision Van также и в черте города - в зонах, въезд в которые запрещен для автомобилей с ДВС. А благодаря практически бесшумной работе электропривода облегчается доставка с опцией Same Day Delivery (доставка к определенному времени) в позднее время в жилые районы.

Компания Bosch отметилась концептом магистрального тягача с интернет-подключением

На выставке был представлен и брат-близнец VW Crafter - MAN TGE. В будущем этот автомобиль будет предложен клиентам в различных комплектациях: несколько вариантов кузова, два варианта колесной базы, три варианта габаритной длины и высоты, а также линейка двигателей от 102 до 177 л. с.

Автомобили стали предметом множества практических дискуссий с представителями MAN о перспективности подобного шага. Положительные же отзывы поступали, прежде всего, от постоянных клиентов, владеющих тяжелыми грузовиками MAN. Такие клиенты могут рассчитывать на привычный для них высокий уровень сервиса теперь и для техники от 3,0 до 5,5 тонны. Подразделение MAN Service известно своим внимательным отношением к клиентам и высоким уровнем обслуживания даже при внеплановом посещении клиентами станций, а также продолжительным ежедневным графиком работы, доступной и оперативной аварийной помощью, функционирующей в ночные часы и выходные.

Технологический тягач Maurer - с кабиной, вознесшейся над обстоятельствами

Новый дизельный двигатель Ford EcoBlue установлен на всех моделях, представленных в этом году на стенде Ford в Ганновере. Он обеспечит транспортным компаниям топливную экономичность, улучшенную на 13 % по сравнению с 2,2-литровым двигателем TDCi, показатели выбросов CO2 и больший крутящий момент при низких оборотах для лучшей управляемости.

Здесь же была представлена новая 6-ступенчатая трансмиссия для Transit и Transit Custom. Ford также представил на Transit усовершенствованную интеллектуальную систему полного привода (AWD) и новую мультимедийную систему SYNC 3.

Трехосный внедорожный Paul Nutzfahrzeuge c КМУ

Линейка легких грузовиков Iveco Daily в исполнении Евро-6 получила новую гамму мощных двигателей с рабочим объемом 2,3 и 3,0 литра. В топовой версии силовой агрегат развивает 210 л. с. и 470 Нм крутящего момента. Модификация с 8-ступенчатой АКП Hi-Matic и новым 3-литровым дизельным двигателем Евро-6 экономит до 8 % топлива по сравнению с версией Евро-5. Дополнительную экономию обес печивает встроенная система EcoSwitch, подбирающая оптимальную передачу в зависимости от нагрузки. Расчетные затраты на обслуживание и ремонт были снижены на 12 %, а в кабине стало тише на 4 дБ.

Электрический терминальный тягач Terberg YT202-EV

Не обошла вниманием «Группа ГАЗ» и этот сегмент. На выставке в Ганновере была представлена «ГАЗель NEXT». Данная продуктовая линейка - это, прежде всего, многофункциональные транспортные решения для разных видов бизнеса, промышленности, пассажирских перевозок.

Сюда же уже второй раз подряд пытается втиснуться и корейская Hyundai со своей моделью Н350, очень напоминающей MercedesBenz Sprinter. Правда, попытки пока тщетны, слишком сильна конкуренция в Западной Европе в этом сегменте.

«Урал NEXT» доехал до Ганновера

В сегменте до 2,8 т развернулась нешуточная борьба между альянсами. С одной стороны это PSA Peugeot Citroen вместе с Toyota (Citroen Jumpy, Peugeot Expert, Toyota Proace), с другой - Alliance Renault-Nissan c Fiat Professional и Opel (Renault Trafic, Nissan NV300, Fiat Talento, Opel Vivaro). Обилие вариантов не исключает предложение и версий с электроприводом.

ПИКАПЫ

В этот раз на выставке было предостаточно и пикапов, причем как новых, так и модернизированных. Из обновленных стоит отметить Volkswagen Amarok и его специальную версию Amarok Canyon. Новый Canyon, разработанный на основе представленной одновременно комплектации Comfortline, теперь доступен с турбодизелем V6, который соответствует нормам Евро-6. Здесь же состоялся и дебют дизельного двигателя семейства TDI, развивающего 204 л. с. и 500 Нм. Этот двигатель станет средним по мощности вариантом в семействе из трех моторов V6, которое будет полностью доступно в ближайшее время. В Европе Amarok Canyon будет оснащаться системой полного привода 4MOTION, 17-дюймовыми легкосплавными дисками Aragua и широким набором опций.

Новый Volkswagen Crafter тут же стал обладателем титула Van of the Year 2017

Попутно отметим, что самый мощный вариант пикапа выдает 550 Нм крутящего момента и мощность 224 л. с. Это позволяет ему достигать скорости в 193 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 7,9 секунды. Amarok является единственным пикапом сегмента B, который оснащается двигателем V6. Самый мощный в линейке 224-сильный двигатель в комбинации с 8-ступенчатой автоматической КП и системой полного привода 4MOTION доступен только в двух топовых комплектациях - новых Amarok Aventura и Amarok Highline.

С выходом на рынок нового «Крафтера» появится и его электрическая версия

Компания Renault вошла в сегмент полноразмерных пикапов с моделью Alaskan. Помощь в разработке пикапа оказал партнер по альянсу - фирма Nissan. Кстати, все с нетерпением ждут появления еще одного соплеменника по платформе - пикапа от Mercedes-Benz.

Электрический Nissan e-NV200 уже вовсю осваивает Западную Европу

Свои шоу-стопперы на базе пикапов были показаны марками Nissan (Navara EnGuard Concept) и Toyota (Hilux Artic Truck). Fiat Professional привлекал моделью пикапа Fullback, выполненной в качестве официального автомобиля для 2016 MXGP FIM Motocross World Championship. Невдалеке стоял представитель «американского отделения» конгломерата FCA - пикап Ram 1500 Quad Cab Sport. Компания Ford ограничилась лишь показом одной из версий своего европейского пикапа Ranger.

Клон «Крафтера» - MAN TGE вызвал пересуды у посетителей

АВТОБУСЫ

Гибридный, электрический гибридный или полностью электрический автобус? Вот вопрос, на который пока не могут дать окончательный ответ производители автобусов, в том числе и Volvo Buses. Именно поэтому ею был представлен на стенде весь ассортимент городских автобусов с альтернативными силовыми установками. Во всяком случае, вопрос должен решаться в пользу того или иного решения в каждом конкретном случае.

Hyundai H350 - очередная попытка корейцев протиснуться на европейский рынок

А пока Bus of the Year 2017 представительным жюри был признан польский Solaris Urbino. Это первый приз, полученный польским производителем автобусов, и первым в истории конкурса автобусом на электротяге.

Ford отметился новым мотором, коробкой передач и пневмоподвеской

Solaris Urbino 12 electric оснащен блоком батарей с отдачей 240 кВтч. На борту установлены две зарядные системы: одна используется в виде пантографа - для зарядки батарей во время остановки для посадки/высадки пассажиров, другая - для зарядки в автопарке во время ночной стоянки. Зарядное устройство нового поколения мощностью 80 кВт разработано и произведено Ekoenergetyka-Polska. Благодаря такому решению радиус действия электробуса Urbino практически неограничен.

Нашлось место в Ганновере и для нашей «ГАЗели NEXT»

Еще один электробус - это сочлененный MAN Lion’s City в виде концепт-кара с зарядной станцией. Модель демонстрирует интеграцию различных зарядных систем в одном транспортном средстве: подзарядка через автоматический пантограф и «ночная зарядка» через систему CCS, а также дает представление о разных способах накопления энергии. При этом MAN делает ставку на модульную концепцию, при которой технологии подзарядки можно выбирать и комбинировать в зависимости от потребности, равно как и количество аккумуляторных модулей - в зависимости от необходимого запаса хода и грузоподъемности транспортного средства. В связи с этим помимо установленных в автобусе модулей аккумуляторной батареи в качестве возможного решения рассматривается также топливный элемент. Такой подход - создавать электромобили по особым пожеланиям заказчика на основе модульной конструкции - компания MAN называет eModularity.

Обновленный Volkswagen Amarok в исполнении Canyon

Согласно плану развития транспорта с электроприводом eMobility, в 2018 году компания MAN начнет дорожные испытания предсерийных транспортных средств. Запуск серийного производства электробусов ожидается в конце 2019 года.

Гибридный концепт Navara EnGuard на базе пикапа от Nissan

Вообще же, недостатка в электробусах на выставке не было. Их представляли не только европейские компании - Ebusco (Нидерланды), SOR (Чехия), но и китайские производители автобусов - BYD, CRRC. Надо отдать должное, у китайских компаний имеется неоспоримый козырь - наличие хороших, а главное, конкурентоспособных источников тока.

Компания Toyota решила не отставать, представив пикап Hilux Artic Truck

Из более прагматичных новинок стоит отметить Neoplan Tourliner. Новейший представитель серии Neoplan, будучи по-настоящему многофункциональным автобусом, с легкостью входит в сегмент автомобилей премиум-класса. Имея 44 посадочных места, он пригоден как для перевозок на дальние расстояния и туристических поездок, так и для путешествий с особыми требованиями. Помимо представленного автомобиля длиной 12 113 мм, доступны три исполнения другой длины.

Первый полноразмерный пикап от Renault - Alaskan

В качестве силового агрегата используется двигатель D2676LOH мощностью 420 л. с. с 12-ступенчатой КП TipMatic. Как и во всех автобусах Neoplan, в этом автобусе имеется целый ряд систем помощи водителю, среди которых ESP, система контроля полосы движения LGS, система автоматического торможения для предотвращения столкновения EBA, датчик дождя и света, система контроля давления в шинах на всех осях, адаптивный круиз-контроль ACC, а также новое поколение упреждающей функции регулирования скорости MAN EfficientCruise с функцией свободного хода EfficientRoll. В общей сложности компания имеет уже более чем 350 заказов.

Пикап Ford Ranger в исполнении Limited Edition

На стенде Iveco Bus был выставлен новый Evadys, который объединил в себе универсальность и операционную рентабельность. Машина располагается между моделями Crossway и Magelys, закрывая линейку междугородных и туристических автобусов Iveco Bus.

Выставочный Fiat Fullback для 2016 MXGP FIM Motocross World Championship

Новый Evadys производится на заводе Iveco Bus в Высоке Мыто, Чехия. Как уже было сказано, он завершает линейку машин серии Coach, которые требуют повышенной мощности, комфорта и вместительного багажного отсека. На Evadys устанавливается двигатель мощностью 400 л. с. версии Cursor 9, который агрегатируется с механической, роботизированной или автоматической КП. С полом, расположенным на отметке 1142 мм, новый Evadys идеально вписывается между автобусами Iveco Bus с нормальной высотой пола у междугороднего Crossway (860 мм) и туристического хайдекера Magelys (1400 мм).

Развозной грузовичок StreetScooter Work в различных ипостасях

Традиционно на выставке были представлены европейские автобусы таких известных марок, как VDL и Van Hool, а также турецких производителей Anadolu Isuzu, Karsan и Temsa.

Впервые титула Bus of the Year 2017 удостоен электробус - Solaris Urbino 12 electric

«Группа ГАЗ» представляла низкопольный автобус среднего класса производства Ликинского автобусного завода. Машина предназначена для работы на маршрутах с низким и средним пассажиропотоком и адаптирована для перевозки маломобильных пассажиров. Благодаря длине 9,5 м обеспечивается высокая маневренность автобуса, при этом сохраняются все характеристики транспорта большого класса: высокая пассажировместимость, низкий уровень пола, книлинг, функция электронного управления пневмоподвеской. Автобус рассчитан на транспортировку 75 пассажиров, включая 18 мест для сидения. Мощность дизельного двигателя 210 л. с., коробка передач автоматическая. Машины производятся в двух модификациях: для городских и пригородных перевозок.

MAN представил не просто сочленнный электробус, но и зарядную инфраструктуру

Ну и как же без «ГАЗели NEXT». В созданном на ее базе микроавтобусе свободно размещается 16 человек. Салон с панорамным остеклением обеспечивает отменную обзорность. Свободный доступ обеспечивается высоким дверным проемом и низкой подножкой.

Электрический Ebusco из Нидерландов

Апофеозом обзора автобусов стоит признать революционные технологии в не менее революционном дизайне, воплощенные Mercedes-Benz в автобусе Future Bus с системой CityPilot, знаменующем собой веху на пути к автономной езде без аварий. С моделью Future Bus подразделение автобусов концерна Daimler воплотило свою идею городского автобуса будущего.

Мировая премьера от Neoplan - Tourliner. Пригоден для туристов и межгорода

Cистема CityPilot базируется на представленном два года назад автономно управляемом грузовом автомобиле Mercedes-Benz Actros с системой Highway Pilot. Она была модернизирована специально для городских автобусов и дополнена многочисленными функциями. Система распознает светофоры и обменивается с ними сигналами, обеспечивая безопасный проезд перекрестков. Она также регистрирует препятствия и пешеходов на проезжей части и самостоятельно тормозит, автоматически направляет автобус к остановке, открывает и закрывает двери и управляет автобусом при проезде туннелей.

Iveco Evadis замыкает линейку Coach в производственной программе Iveco Bus

В левой задней части автобуса установлен рядный 6-цилиндровый дизельный силовой агрегат OM936 - один из самых современных на сегодняшний день дизельных двигателей для городских автобусов. Он развивает мощность 299 л. с., выполняет строгие требования стандарта Евро-6, агрегатируется с автоматической КП с гидротрансформатором. Автобус оснащен портальным мостом, специально разработанным для низкопольных автобусов.

Апофеоз современного автобусостроения - концепт Mercedes-Benz Future Bus

В качестве альтернативы возможно использование газового двигателя Mercedes-Benz M936G. Он имеет еще более низкий уровень выбросов вредных веществ и меньший шум, чем у дизельного двигателя. Но на этом возможности еще далеко не исчерпаны. Mercedes-Benz объявил о начале выпуска электрического привода для городских автобусов в 2018 году. Благодаря упразднению моторного отсека этот вариант открывает новые возможности для привлекательного оформления пассажирского салона.

ГАЗ «Курсор» - 9,5-метровый низкопольник от «Группы ГАЗ» на IAA

Транспортные дроны и электричество будущего, многорукий монстр и старый добрый КамАЗ - все это на очередном шоу в Ганновере


























1102

Впервые оказавшись на IAA - крупнейшей грузовой выставке мира - ты словно уменьшаешься в размерах. На бескрайних стендах, где громоздятся большегрузные экспонаты, впору заблудиться. Ходишь-бродишь, задирая голову на высоченные кабины… Интересно - как выглядел процесс монтажа такой экспозиции? И с чего тут начать? Ответ подсказывает скопление публики. В центре внимания немногочисленные концепты, которыми производители грузовиков балуют редко - и тем интереснее.




Vision Van. Вполне вероятно, что однажды чем-то похожим станет Mercedes-Benz Sprinter.

Вот публика толпится на стенде Mercedes-Benz. Здесь стоит Vision Van - проект малотоннажного перевозчика из будущего. Водителю такого впору платить половину зарплаты. Ведь в кузове многоумная система сортировки грузов: сама выбирает и выдвигает для разгрузки нужный, когда фургон приезжает к адресату. А доставить посылку весом до двух килограммов могут управляемые со смартфона дроны, радиус действия которых 10 км. Vision Van электромобиль с запасом хода не менее 80 км, а прогнозируемый максимум свыше 250 км. Система довольно уязвимая (представьте, что села зарядка смартфона, дрон столкнулся с птицей и т.д.), зато эффектная. Рядом на стенде электрический же среднетоннажный Urban eTruck: литий-ионные батареи сулят запас хода в 200 км. Например, для мусоровоза в самый раз. Urban же - значит, «городской».

Urban eTruck. Грузоподъемность 12,8 тонны, мотор-колеса общей мощностью около 340 л.с и куча вспомогательной электроники, которая держит связь с Интернетом. Предполагается и автономный режим езды. Водителям грядущего в первую очередь понадобится умение оперировать многочисленными приложениями в планшетах и смартфонах.

Многолюдно и на территории Volkswagen. Уже по совершенно «земному» поводу: здесь торжественно представляют новое поколение модели Crafter. Хирургически отточенный экстерьер, богатый интерьер, интересные электронные ассистенты. Полная масса до 5,5 тонны, объем грузового отсека до 18 кубометров, турбодизель 2.0 TDI развивает мощность 102-177 л.с., МКП6 или АКП8. Предлагаются фургоны с несколькими вариантами длины и высоты кузова, пассажирские и бортовые исполнения. И три версии привода: передний, полный 4MOTION и задний. Талантливый VW Crafter уже выиграл международный приз «Фургон года 2017». И даже обзавелся электрической модификацией e-Crafter, которую также представили в Ганновере. Еще одной премьерой фирмы стал VW Amarok с турбодизелем V6 3.0 мощностью 204 л.с. Любо? И дорого!

Volkswagen e-Crafter. Грузоподъемность 1,7 т, электродвигатель мощностью в 100 кВт, обещанный запас хода около 200 км. Серийный выпуск не за горами.

Толпа схлынула со стенда VW и приливной волной накатилась на соседний стенд немецкой компании MAN. Главная премьера… все тот же Crafter! То есть, его клон, MAN TGE. Это первый современный малотоннажник фирмы. Различия с Крафтером - в облицовке и эмблемах. И вновь те же слова о прогрессе, универсальности, исключительной эффективности и выгоде. На минуту создается впечатление, что вокруг Крафтера/TGE вертится вся нынешняя IAA. Это он, один из идеальных грузовиков настоящего?


Прежнее поколение VW Crafter было разработано в сотрудничестве с концерном Daimler, а теперь в партнерах MAN. Правда, у модели TGE нет электрической модификации (пока?). Зато такая появилась на базе тягача TGS 4×2 - у нее электромотор мощностью 250 кВт и неожиданно скромный запас хода.

Вновь последуем за людской массой любопытных. Внимание на стенд итальянской фирмы Iveco. Только что сдернули покрывало с концепт-трака Iveco Z, созданного совместно с топливной фирмой Petronas. Вау! Гвоздь выставки определен! Z - это от слова zero, ноль. Итак, обещаны «нулевое» загрязнение воздуха и ноль стресса для водителя. Выглядящий как реквизит для «Звездных войн» тягач мощностью в 460 л.с. заправляется сжиженным газом, которого должно хватить аж на 2200 км пути.





Iveco Z. Самый впечатляющий экстерьер на выставке. И на удивление неуютный интерьер.

Поднимаюсь в кабину и оторопеваю. Это грузовик или офис? А эта «рогулька» - руль? Водительское место по нынешним меркам - космос. На стоянке задняя часть кабины выдвигается назад на 50 см, чтобы сделать более комфортным доступ к кухне, душу и спальному месту. Лет через двадцать мы, наверное, уже не будем удивляться подобному убранству. А пока тягач Z - сказка с массой оговорок. Например, тут почти нет отсеков для мелочи. В общем, поживем - увидим.

«Знаете, мы особо не заморачивались с дизайном». Bosch VisionX и не грузовик вовсе, а… вроде павильона. Стекла кабины заменили экранами, и если поднимешься в нее - увидишь, как Bosch демонстрирует на экранах свое будущее: автономное вождение в колонне, картинки с камер заднего вида и поток вспомогательной информации из Интернета. От символики глаза разбегаются. Как вести такую машину?

А вот к еще одной крупной (буквально) серийной премьере после пресс-конференции сходу вовсе не пробиться. К машинам очереди. Это новое поколение шведского дальнобойного грузовика Scania R и S. Дизайн во многом традиционный, но кабины R и S полностью новые с усиленными каркасами и «четырехэтажной» светотехникой. У версии S - «внутренний мир» с ровным полом, чего у большинства европейских конкурентов нет. Я отстоял очередь к R с моторным тоннелем, забрался и захлопнулся - как же комфортно внутри! Какая тщательная проработка деталей! И безопасно: фирма Scania одной из первых предлагает боковые надувные занавески.


Scania R и S. В кармане у шведов уже имеется международный приз «Грузовик года», добытый, впрочем, почти без борьбы: новые поколения дальнобойных машин - большая редкость.

Двигатели экономичные и экологичные, отвечающие нормам Евро 6: рядные 13-литровые мощностью 410-500 л.с. или 16-литровые мощностью 520-730 л.с. Коробка передач: роботизированная Opticruise с возможностью переключений в ручном режиме - теперь более оперативная. Увеличенная база, модернизированное шасси, усовершенствованный круиз-контроль… Авторитетные «грузовые» коллеги, которым уже довелось поездить на новой Скании, сыплют комплиментами плавности хода, шумоизоляции, маневренности и тяговитости. Машина удалась. Еще один из идеальных грузовиков настоящего? А вот заклятые конкуренты шведская фирма Volvo и голландская DAF ничего выдающегося из серийного на выставке не представили.

Четырехосный голландский DAF на выставке можно было купить всего за 21 евро.

Впрочем, Volvo выкатила сюда The Iron Knight («Железного рыцаря»). Жуткая вещь! Самый быстрый грузовик в мире, построенный на основе Volvo FH. Автомобиль, на котором швед Бойе Овербринк - в прошлом участник кольцевых гонок на тягачах - недавно побил несколько рекордов. Дистанция 500 м пройдена за 13,71 с со средней скоростью 131км/ч, километр - за 21,29 с со средней скоростью 169 км/ч. Максимальная скорость составила 276 км/ч.


Дизель «Железного рыцаря» развивает сумасшедшие 2400 л.с. и крутящий момент в 6000 Н∙м.

Особняком стоят «американцы». На европейские дороги путь им практически заказан - из-за ограничений автопоездов по длине. Но ведь выставка в Ганновере всемирная. Вот и красуется здесь обтекаемый прототип Inspiration Truck - это тягач Freightliner Cascadia Evolution с «автономной» технологией от Mercedes-Benz, причем, как утверждается, получивший право выезда на дороги общего пользования. Под капотом 400-сильный мотор Detroit DD15. Рядом серийный Western Star W5700XE со схожим двигателем, этот можно покупать хоть сейчас. Да вот только пустовато на стенде: ни тебе стендисток в ковбойских костюмах, ни сотрудников, ни любопытствующих. Диковина и только.

7 ФОТОГРАФИЙ В основной экспозиции «американцы» теряются. Но в отдельном зале выставки собраны немолодые уже образчики лучших моделей из США. Kenworth, Peterbilt, International… Для тех, кто понимает! Одно огорчение: машины частные и кабины заперты.

Шоу-траки у производителей коммерческой техники тоже не в чести. Тем любопытнее было внезапно увидеть многорукое чудовище с грейферами на концах четырех телескопических стрел. Так чудят японцы. Праворульная штуковина называется Fuso Spider («Паук»), построена на основе модели Super Great V и приводится в действие 338-сильным двигателем.

На мой взгляд, не менее эффектным шоу-каром - этаким пони среди першеронов - выглядит крошечный электрический Renault Twizy. Вы будете смеяться, но карапузу с кабинкой шириной в одно кресло оформили грузовой отсек и выставляют на полном серьезе. Для почтальонов, что ли? Еще один любопытный шоу-кар обнаружился на стенде Nissan. Прототип EnGuard Concept на основе пикапа Navara предназначен для поисково-спасательных операций. В активе 190-сильный дизель 2.3 и вспомогательные батареи. В кузове пеналы со спасательным оборудованием (фонари, рации и т.д.) и c дроном, который может действовать в радиусе 6 км. Из борта выдвигается дисплей, демонстрирующий картинку с камеры дрона. Вас определенно спасут.

Fuso Spider. Как (и зачем?) оперировать четырьмя стрелами - загадка. Но роботы-трансформеры аплодируют паукообразному.

Но еще интереснее было найти на открытой территории IAA стенд… ГАЗа. Дебют линейки моделей Next! Приятно повеяло Родиной, тем паче, что на презентации удивленных качеством продукции европейцев поили водкой и кормили черной икрой. Что представили? Две Газели Next, два Газона Next (один на газовом топливе), Урал Next и новый автобус Kursor. Зачем они в Европе - с двигателями Cummins и ЯМЗ, отвечающими лишь Евро 5? Главная цель - поведать о себе на международной выставке не столько Европе, сколько всему миру. Приоритетные зарубежные рынки для ГАЗа: Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и «леворульные» страны Азии. Удачи.

Евро 6? Работы над такими двигателями газовцы собираются закончить в 2018 году. Тогда можно будет и в Европу.

Тягачи. Автобусы. Фургончики. Кемперы. Чуды-юды с поворотными кабинами и манипуляторами. Полуприцепы. Тюнинг. Запчасти. Слегка очумев от основной экспозиции IAA, можно напоследок отдохнуть в огромном павильоне олдтаймеров. Чего тут только нет! Точнее, нет теперь и многих марок. Bussing, Gutbrod, Faun, Hanomag, Henschel, Krupp, старые Мерседесы, старые автобусы Setra и британский даблдеккер Bristol. От грузовиков, которые видели еще персонажей Эриха-Марии Ремарка до… нашего родного КамАЗа - только отреставрированного в «неправильных» цветах. Все диковинные машины на госномерах, все на ходу и еще могут передвигаться по дорогам общего пользования!

С выставки меня вывозит микроавтобус, за окном которого тянутся по германским дорогам разномастные грузовики. Пока еще за рулем сосредоточенные водители. Но уже не за горами день, когда можно будет цитировать фантастический рассказ Стивена Кинга: «В грузовиках никого не было. Солнце отражалось от стекол пустых кабин. Колеса вращались сами по себе». И мы будем воспринимать все это так же обыденно, как сейчас воспринимаем какой-нибудь датчик дождя или камеру заднего вида.



Поделиться