Должностная инструкция дежурного по станции оао ржд. Дежурные по станции Должностные обязанности дежурного по станции кратко

Дежурный по станции — это ответственный работник работы службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.

Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах. Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях, по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов. Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.

В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.

Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции, соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени.

Однако только знание правил и технических документов не позволит дежурному по станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения — главному закону транспорта.

Качественная работа дежурного по станции — одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте — залог безопасности пассажиров и перевозок грузов.

Должностная инструкция дежурного по железнодорожной станции [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Дежурный по железнодорожной станции относится к категории специалистов.

1.2. На должность дежурного по железнодорожной станции назначается лицо, имеющее в зависимости от класса станции:

При выполнении должностных обязанностей дежурного по разъезду и посту - среднее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

При выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции V класса - среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1 года;

При выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции IV класса - среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1-2 лет;

При выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной стьанции III класса - среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2-3 лет;

При выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции II класса - высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

При выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции I класса - высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3-4 лет;

При выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции внеклассной - высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 4 лет.

1.3. Дежурный по железнодорожной станции назначается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия и подчиняется непосредственно [вписать нужное].

1.4. Дежурный по железнодорожной станции должен знать:

Правила технической эксплуатации железных дорог;

Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;

Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;

Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;

Приказы, распоряжения и указания органов управления железной дороги, регламентирующие работу дежурного по станции;

Методические, нормативные и другие руководящие материалы по кругу обязанностей;

Техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы станции;

Принцип устройств работы сигнализации, централизации, блокировки, связи;

График движения поездов, план формирования поездов, правила перевозок грузов;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;

Основы экономики, организации производства, труда и управления;

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;

Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;

- [вписать нужное].

1.5. На время отсутствия дежурного по железнодорожной станции (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.6. [Вписать нужное].

2. Должностные обязанности

Дежурный по железнодорожной станции:

2.1. Руководит движением поездов на станции или в пределах закрепленного района управления, обеспечивает безопасность движения, выполнение графика движения и маневровую работу в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог; Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах, техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы станции.

2.2. Оценивает поездную обстановку и фактическое положение на станции, принимает оптимальные решения по организации движения поездов и маневровой работы с учетом сложившейся ситуации.

2.3. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта управления устройствами электрической централизации стрелок или сигналов или дает распоряжения на приготовление маршрутов работникам исполнительных постов.

2.4. Контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям приборов управления или докладам исполнителей, закрепление составов и вагонов на путях станции тормозными устройствами порядком и по нормам, установленным техническо-распорядительным актом станции.

2.5. Предъявляет составы к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру, контролирует их готовность.

2.6. Выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации движения поездов, ведет переговоры с дежурными соседних станций, машинистами локомотивов и других подвижных единиц в пределах станции и примыкающих к ней перегонов.

2.7. Оформляет и выдает предупреждения, разрешения; передает приказы на прием и отправление поездов.

2.8. Ведет поездную и другую документацию.

2.9. Получает (вводит) поездную и оперативную информацию из дорожной автоматизированной системы оперативного управления перевозками.

2.10. Обеспечивает выполнение сменного плана работы станции, приказов, распоряжений и указаний руководства железной дороги, отделения железной дороги по организации движения поездов и маневровой работы, безопасности движения, правил по охране труда и технике безопасности.

2.11. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе.

2.12. Контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.

2.13. [Вписать нужное].

3. Права

Дежурный по железнодорожной станции имеет право:

3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.

3.2. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.5. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Дежурный по железнодорожной станции несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977

Дежурный по железнодорожной станции, разъезду

Должностные обязанности. Обеспечивает прием, отправление и пропуск поездов на железнодорожной станции, разъезде, выполнение графика движения поездов и маневровой работы, выполнение сменного плана перевозок, рациональное использование подвижного состава, соблюдение установленных норм оборота вагонов на железнодорожной станции, своевременную подачу вагонов к местам погрузки-выгрузки и уборку вагонов, правильное и своевременное формирование поездов и отправительных маршрутов в соответствии с планом и действующими договорами, безопасность движения поездов и производства маневровой работы. При неисправности устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), связи, контактной сети, железнодорожных путей и стрелочных переводов устанавливает порядок движения поездов с оформлением документов, предусмотренных инструкцией по движению поездов и маневровой работе. Выдает машинистам локомотивов, поездов, путевых машин и механизмов разрешения на право занятия перегона. Осуществляет связь с соседними железнодорожными станциями, поездным диспетчером, машинистами поездных и маневровых локомотивов. Контролирует исправность инвентаря, сигнальных принадлежностей и правильность исполнения отданных распоряжений. Ведет журнал движения поездов и локомотивов, журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи, контактной сети, журнал диспетчерских распоряжений и другую поездную документацию. Ведет учет приема и сдачи вагонов железной дороге, учет работы локомотивно-составительных бригад. Проводит расстановку вагонов по грузовым фронтам и их уборку с фронтов погрузки-выгрузки. Предъявляет составы поездов (вагоны) к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру и контролирует их готовность к отправлению.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, касающиеся работы железнодорожного транспорта; техническо-распорядительный акт железнодорожной станции; график движения поездов; технологический процесс работы подъездного пути организации; план формирования поездов; принцип работы устройств СЦБ и связи и порядок пользования ими; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 1 года.

У 23-летнего Сергея Горбунова должность ответственная и серьезная – дежурный по станции.

А работа – в самом центре Кулундинской степи, в Славгороде. «Не мы выбираем дорогу, дорога выбирает нас», – говорит он. Мысль зрелого мужчины, хотя в этой профессии он работает всего год.

– Какое образование необходимо, чтобы стать дежурным по станции?

– Как минимум нужно окончить железнодорожный техникум, получить техническое образование, а чтобы дальше двигаться по карьерной лестнице, необходимо высшее образование. Я учился в СГУПСе в Новосибирске по специальности «Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте».

– Что входит в ваши обязанности?

– Основная задача – обеспечение безопасности движения поездов. Во время своей смены дежурный по станции распоряжается всеми операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуском поездов и маневровой работой, то есть развозом местного груза по подъездным железнодорожным путям. Работу надо организовать так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок.

– У вас очень строгая дисциплина, ни шагу от регламента?

– Для соблюдения безопасности движения поездов необходимо соблюдать регламент и действовать согласно инструкции. Хоть железнодорожный транспорт и считается одним из самых безопасных, ситуации случаются разные. Безопасность на участке пути зависит не только от дежурного по станции, но и от машинистов, движенцев, путейцев, электромехаников, связистов, энергетиков.

У нас очень хороший, доброжелательный коллектив. Так совпало, что на станции работают специалисты, которые уже в профессии по 20-30 лет, есть молодые, как я. Нам очень помогают наши опытные коллеги, они все рассказывают, советуют, приходят на помощь. В стороне не остается начальник станции Анатолий Подсадний, который подсказывает, объясняет, делится с нами своим опытом.

– Почему выбрали именно эту профессию?

– Мой отец 20 лет отработал на станции Славгород в той же должности. При выборе профессии я долго не думал и учился по целевому направлению. По распределению направили сюда.

– С какими сложностями вы столкнулись, придя на свое место?

– К некоторым вещам пришлось привыкать, адаптироваться. Например, у нас строгий регламент переговоров. Приходится очень много разговаривать. После смены иной раз говорить ни с кем не хочется. Эмоционально за смену устаем. Смена у нас, к слову, 12 часов. Дневная – с восьми утра до восьми вечера. И ночная – с восьми вечера до восьми утра. В ночные смены в первое время было тяжело, скорее, не тяжело, а непривычно спать днем и бодрствовать ночью.

– Какими чертами характера должен обладать человек вашей профессии?

– Внимательность – один из главных критериев. Ответственность, реакция, память, самодисциплина, самоконтроль, концентрация внимания, потому что постоянно нужно за всем следить. Каждое неверное действие может повлечь за собой серьезные последствия.

Хороший ли доход приносит работа? Особенно для молодых фактор заработка играет ведущую роль.

– Заработная плата достойная. Меня вполне все устраивает, кроме того, есть перспективы карьерного роста.

– Вы довольны, что по распределению попали именно сюда?

– Для меня Славгород – родной город, на железной дороге лучше начинать с небольших станций, чтобы набраться опыта. Это не такая крупная, как ближайшие Кулунда и Карасук.

Нравится ли вам самому ездить на поездах?

– После первого курса я работал проводником. За неделю мы проделывали путь от Адлера до Владивостока, преодолевали по 10 часовых поясов. И тогда мне казалось, что я накатался на всю жизнь. На данный момент понимаю, что это была усталость, мне и сейчас часто приходится ездить на поездах, и делаю это с удовольствием.



Поделиться